Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Партия и пропаганда в СССР

Партия и пропаганда в СССР

Партия и пропаганда в СССР

        В период своего правления сталинское правительство  хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ",  передовым отрядом,  надо и действовать  так  , чтобы  все  остальные отряды видели и вынуждены были признать ,

что мы идем  впереди,"(1)-  основательно  занималось  проблемой пропаганды  и агитации ,  поскольку от того ,  что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела  устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы  трудно  удержать  в устойчивом  положении  гигантский  колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической  политикой,  а  при  его использовании это не так уж и трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации ,  затрагивающей их интересы и  ценности  и  помогающей  им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2)  -  свидетельствует  Н.Л.Элива.  И  это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства  и  может затрагивать интересы людей ,  используя их в собственных целях.

     И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году  отмечал:  "  Есть еще  одна  область партийной работы ,  очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период  укрепление  партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация ,  устная и печатная , работа по воспитанию  членов  партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для  всех  уровней власти.  Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во  всех  направлениях  внутренней политики  ,  будь то образование ,  производство или социальная сфера.  При этом необходимо действовать истинно  по-ленински  - "... пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо..."(4)

     Но для  того ,  чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая "...  обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений.  Поведение одного человека ,  агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей ,  носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности ,  ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен.  Личность не только познает , она переживает , анализирует ,  вырабатывает жизненную позицию.  Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без  их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)- выражаясь  словами Гуревича.  Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан ,  но по  поводу настроений  ,  ожиданий  ,  иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они  то  находились под постоянным наблюдением.

      Наблюдения за поведением народа ,  проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию.  Но об это мы будем говорить ниже ,  а  пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

    Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений ,  как Институт массового заочного  обучения,  политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

     В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того ,  чтобы успешно руководить делом  марксистско  -  ленинской пропаганды  в партии и государстве ,  для того ,  чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического  отставания партийных кадров ,  ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего  всю  работу  по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

     Оно должно было ,  по словам Сталина:  "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации  и  объединить отделы  пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и  агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера  должна  была  решить  основную  задачу партийной пропаганды ,  которая "...  состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть  марксистско  - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал ,  поскольку та самая  пропаганда  , несшая  науку  в  кадры ,  влияла и на членов ВКП(б) ,  которые должны были распространять ее ( науку ) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия  , ибо информация  ,  подававшаяся  в  них была неоспорима и абсолютно правильна.  Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.

     В конце концов ,  для верхушки тоталитарного режима , хоть и  с  хорошо  поставленной  пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка  мелких  управленцев  , которые весьма желают стать управленцами покрупнее.  Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство -  террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам ,  которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка ,  и сегодня можно  достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у  руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.

        Так или иначе , партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического  просвещения масс ,  призванную развивать их общественное сознание и активизировать их  историческую  деятельность."(9)  Политическое просвещение ,  одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает  своеобразную  " массовую культуру " ,  имеющую большинство признаков того явления ,  которое советские политологи 70-х обнаружили на  Западе.  Психозы  на  почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР.  Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе ,  но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты ,  в  реализации возмездия  за  крушение собственных иллюзий.  Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой  плоскости - в  стремлении  скрыть  кричащие  противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

     Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных  средств создания " массовой культуры ".  По сему ,  для скорейшего достижения заданной цели  ,  все  шире  используются средства  массовой  информации  и пропаганды ,  главной особенностью которых является всеохватность (11)."  Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал  и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения ,  общие организационные идеи ,  общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения ,  помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой  информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством.  Один  тот лишь факт ,  что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные ,  так и пространственные  привели  к широкому  распространению  печатной  продукции.  Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

     Л.М.Каганович ,  выступая  14  сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет.  Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы  получают  в  газете непомерно много места,  а важные наоборот - остаются в тени.  Чтобы избежать этого ,  следует ввести  в газетах  определенные  разделы ,  в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая  трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению  оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже).  Да здесь еще и советы по информированию:"...  Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку,  пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает  он  ,  выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то  ,  что  нарком  сказал  в 1938:  "...Действенность  ,  эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный  фактор  повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов ,  а в качестве.  Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий,  анализировать положение,  делать практические выводы,"- (18)говорит он.

     Таким образом  ,  мы  могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании  ,  и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе ,  а также хорошо виден процесс  централизации  в структурах пропаганды и агитации.

Список литературы

1) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.с.83-84.

     2) Элива Н.Л.  Исследование мышления в советской  психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.

     3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б)  10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.358.

     4) Ленин В.И.           / ПСС.Т.41.с.95.

     5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.

     6) Цит.   по:   Большевистская   печать.-М.:   Политиздат, 1940.-с.361.

     7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.

     8) Там же.

     9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.

     10) Там же: с.252.

     11) Средства массовой информации и  пропаганды.-М.:  Политиздат, 1984.-с.65.

     12) Там же: с.66.

     13) Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.

     14) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.

     15) Там же: с.355.

     16) Там же.

     17) Шандра В.А.  Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.

     18) Цит. по: Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.- с.356.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена