Перестройка в СССР
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1. Причины и замысел перестройки…………………………………………..4
2. Переход к смене общественного строя……………………………………..7
3. Августовский путч и распад СССР………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….14
Введение
Последней реформой социализма была перестройка. Таким образом, была ликвидирована плановая социалистическая экономика и открыт путь к частнокапиталистическому хозяйству. Предполагалось, что перевод предприятий на полный хозрасчет даст рабочим чувство хозяина производства. на практике выиграл директорский корпус, который получил неограниченные права вплоть до продажи средств производства.
На практике – это реформа М.С. Горбачева привела к росту антисоциалистических элементов, развалу планового хозяйства, положила начало развалу Союза.
Как оценивать эти реформы? Если Горбачев искал социализм с человеческим лицом, пытался соединить лучшие черты социализма с капитализмом, то это полный провал. Если же коммунист Горбачев сознательно развалил социализм, чтобы дать дорогу капитализму, – это полный успех.
А что же наша бюрократия? Она как всегда в выигрыше. Быстро поменяв политические взгляды, бывшие коммунисты взяли власть во всех регионах страны. Перестройку можно назвать апофеозом русской бюрократии. До сих пор все реформы вели к усилению государства и бюрократии. Теперь бюрократы окрепли, государство ослабело. На первых порах ей придется делить власть с интеллигенцией. Но вскоре прорабы перестройки отойдут от власти, а разбогатевшие бюрократы плавно впишутся в новое государство. Так пишет в своей книге «Отечественная история» Токарева Н.А.
Цель нашей работы: раскрыть политику перестройки, замысел и результаты.
Достижение цели ставит необходимость решения следующих задач:
· осветить замысел перестройки;
· проанализировать результаты перестройки;
· обобщить результаты.
Работа состоит из введения, глав, заключения и списка литературы.
1. Причины и замысел перестройки
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.
Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.
Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.
В числе практических мер была введена госприемка, с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалкогольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стереотипы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вождей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом.
В начале горбачевского правления случились два события, которые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 апреля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели лучевой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисциплиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа государства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М. Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек западную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя, по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время находился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов и офицеров.
Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная система оставалась непоколебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хозяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма.
В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет.
С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подобное половинчатое реформирование лишь способствовало росту диспропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые экономические связи, а новую систему не создавало.
В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель «гуманного, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской весны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности.
В решениях конференции делалась попытка соединения «социалистических ценностей» с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Следует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.
В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.
Итак, демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии. В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности.
2. Переход к смене общественного строя
Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР.
При всем многообразии организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались коммунисты и демократы. В отличие от 1917 г. теперь уже демократы выступали носителями реформистской традиции, а коммунисты - консерваторами. Демократы были за приватизацию государственной собственности создание парламентской системы и обеспечение политических прав граждан. Коммунисты же ратовали за «обновление социализма».
Под воздействием политических оппонентов горбачевская «революция сверху» должна была углубляться. Однако реформаторы так и не получили широкой поддержки своим начинаниям среди номенклатуры. Горбачев провозгласил переход к правовому государству. Тем самым отстранялись от государственной власти партийные органы, которые до сих пор ставили себя выше Конституции и законов. Правящую партию охватил кризис. В июле 1990 г. на XXVIII и последнем съезде КПСС Ельцин заявил о выходе из партии. Начался массовый исход из КПСС, первой её покинула Компартия Литвы...
На III съезде народных депутатов в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР - первым и последним в истории. Введение поста Президента призвано было укрепить позиции Горбачева. Но и этого не произошло: консерваторы были недовольны реформами, радикалы - их непоследовательностью. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Этот же Съезд отменил 6-ю статью Конституции, объявлявшую КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества». Власть начала переходить от партийного аппарата к президентскому.
Несмотря на все это, разочарование масс в Горбачеве усилилось, так как его обещания не привели к позитивным сдвигам в реальной жизни. В 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, стал сокращаться национальный доход. Пытаясь как-то компенсировать падение жизненного уровня, государство стало наращивать денежную эмиссию. Это вело к инфляции, пока еще не очень значительной, так как государство сохраняло еще контроль над ценами.
Все это в сочетании с ослаблением страха перед репрессиями властей привело к появлению и росту нового феномена - забастовочного движения. В этих условиях Горбачев вынужден был признать необходимость перехода к рыночной экономике и частной собственности, правда, пока лишь на словах.
В 1990 г. Горбачеву были представлены две экономические программы - консервативная Н. И. Рыжкова-Л. И. Абалкина и либеральная С. С.Шаталина-Г.А.Явлинского. Первая предусматривала сначала стабилизировать обстановку, потом приступать к реформам, откладывая их проведение на неопределенный срок. Вторая рассчитывала осуществить переход к рыночной экономике за 500 дней. После некоторых колебаний Горбачев предпочел первую. Это означало его отказ от непосредственных рыночных преобразований, утрату стратегической инициативы.
Тем временем инициативу перехватил Ельцин, который стал неформальным лидером демократической оппозиции, объединявшей всех тех, кто выступал за реформирование общества. Он широко прибегал к популистским обещаниям, на предвыборных митингах призывал покончить с привилегиями партийной номенклатуры и этим завоевал огромную популярность в народе.
В этот период ухудшения экономической ситуации и либерализации политической жизни возник другой исторический феномен - «парад суверенитетов» союзных республик, пытавшихся самостоятельно найти выход из кризиса. Они провозглашали приоритет республиканских законов над союзными, игнорировали некоторые распоряжения центра, оказывая таким путем давление на него. Парад возглавила Российская Федерация после того, как только Ельцин возглавил ее Верховный Совет, который принял 12 июня 1990 г. Декларацию о суверенитете. В ней заявлялся приоритет российских законов над союзными.
С ослаблением центральной власти обострились межнациональные конфликты и рос сепаратизм. Тем временем в мае-июне 1991 г. в РСФСР проходила предвыборная кампания по выборам Президента России. В программах кандидатов Б. Ельцина, В. Бакатина, В. Жириновского, А. Макашова, Н. Рыжкова, А. Тулеева были представлены различные варианты реформ. Около 57% участников выборов отдали свои голоса за Ельцина, за его радикальную программу реформ. Это стало тревожным сигналом для консерваторов, которые усилили свои нападки в партийных органах на Горбачева. Борьба в их стане крайне обострилась.
Рассмотрим оценку политики перестройки с точки зрения различных теорийю. (см. табл. 1)
Таблица 1
Оценки политики перестройки
Название |
Предмет (алгоритм) |
Интерпретации факта в различных теориях |
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человека к Богу |
Перестройка явилась шансом для духовного возрождения России с помощью расширения прав Церкви, предоставления гарантий свободы совести, отказа от жесткого государственного атеизма. Но выбор западной модели развития в ущерб традиционному духовно-историческому коду России не вызывает одобрения представителей православной мысли. |
Всемирно-историческая: Материалистическое |
Прогресс общества. Формационное развитие. Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности |
Заговор внешний и внутренний с целью разрушения социализма. |
Всемирно-историческая: Либеральное направление |
Прогресс личности. Модернизационное развитие. Классовое сотрудничество на основе частной собственности |
Отказ России от командно-распределительной системы и выбор либерально-рыночной. Быстрый демонтаж социалистической системы, разрушение ее несущих опор; коммунистической партии, плановой экономики, КГБ. Воссоздание многопартийной системы. |
Локально-историческая |
Единство человека и территории |
Страны Запада во главе со сверхдержавой США изнутри разрушают, «взрывают» другую сверхдержаву СССР с целью устранения конкурента с мировой арены. |
3. Августовский путч и распад СССР
Консерваторы не хотели допустить подписания нового союзного договора, так как в нем предусматривался переход к действительно федеративному государству. Они, занимая ключевые посты в управлении страной, не собирались терять власть, решили осуществить государственный переворот.
В ночь с 18 на 19 августа был создан ГКЧП, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны СССР маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, министр внутренних дел СССР В. К. Пуго, всего 8 человек членов ЦК КПСС. Председателем ГКЧП стал вице-президент СССР Янаев, который на пресс-конференции сообщил, что из-за тяжёлой болезни Горбачев не может исполнять свои обязанности, и издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. Фактически заговорщиков поддержал Председатель Верховного Совета СССР Лукьянов, готовый законодательно оформить новый режим. В ту же ночь путчисты ввели в Москву танковые и десантные войска и заявили о переходе всей полноты власти в руки ГКЧП. ГКЧП объявил о восстановлении цензуры, запрещении всех газет, кроме коммунистических, приостановлении деятельности оппозиционных партий и движений, запрете митингов и демонстраций.
Путчисты не рассчитывали, что будет оказано решительное сопротивление. Ельцин огласил свой знаменитый указ №59. Он обвинил членов ГКЧП в совершении государственного переворота, насильственном отстранении от должности Президента СССР Горбачева. Обращение российского руководства встретило массовую поддержку: люди не хотели возврата к прошлому, не хотели расставаться с той свободой, что приобрели за годы перестройки. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома, строили баррикады, убеждали солдат и офицеров не проливать кровь своих соотечественников. Ряд регионов, некоторые воинские части отказались выполнять решения ГКЧП. Путчисты растерялись, и среди них не нашлось никого, кто взял бы на себя ответственность направить войска на штурм Белого дома. И утром 21 августа Язов принял решение о выводе войск из Москвы. Затем он и еще несколько заговорщиков вылетели в Форос «повиниться» перед Президентом, но Горбачев их не принял. 22 августа заговорщики были арестованы, за исключением Пуго, покончившего с собой.
Поражение путча объяснялось плохой его организацией, нерешительностью в действиях и, главное, заговорщики недоучли изменений в массовом сознании, новой роли республик и демократически избранных органов власти, ставших организаторами сопротивления.
В ходе августовских событий окончательно дискредитировала себя КПСС. Поэтому указом Президента Ельцина деятельность КПСС была запрещена на территории России, её имущество национализировано, на её денежные средства наложен арест. КПСС как государственная структура перестала существовать. К демократам перешли основные рычаги власти. Большинство руководителей республик после переворота отказались от подписания союзного договора Президент СССР Горбачев вынужден был признать независимость Литвы, Латвии, Эстонии, настойчиво выступавших за отделение. Украина отказалась участвовать в возобновившемся Ново-Огаревском совещании, что делало его продолжение бессмысленным. Процесс распада СССР становился необратимым.
Союзным республикам надо было избавиться от дискредитировавшего себя центра и одновременно попытаться сохранить некоторые связи между собой. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Минском лидеры трёх из четырех республик, образовавших в 1922 г. СССР, - заключили договор о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). Последняя в мире империя, более семи десятилетий скреплявшаяся коммунистической идеологией, общественным строем и насилием, рухнула как карточный домик. СНГ же включал 11 бывших союзных республик (кроме трёх прибалтийских и Грузии) и, будучи аморфным, казался лишь средством «цивилизованного развода». Перестройка завершилась самым неожиданным для её инициатора исходом. Горбачев - Президент уже не существующего государства, ушел в отставку.
Заключение
Необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался.
Поэтому был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие машиностроения и ВПК. В числе практических мер была введена госприемка с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма.
В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В решениях конференции делалась попытка соединения «социалистических ценностей» с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.
В ходе августовских событий окончательно дискредитировала себя КПСС. КПСС как государственная структура перестала существовать. Августовские события ускорили окончательный распад СССР. А в связи с прекращением существования Союза ССР Президент Горбачев сложил свои полномочия, в связи с этим и закончилась перестройка.
Список литературы
1. История государственного управления в России./Под общей ред. Р.Г.Пихон.- М.: Из-во РАГС, 2002.- С.126-150
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1993. ? С.172-178.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О. В. Мартышина. — М.: Норма, 2004.-912 с.
4. Материалы делегату ХХУШ съезда КПСС. М., 1990. С. 18- 20.
5. Коржихина Т.П. Советского государство и его учреждения. Ноябрь 1917-дскабрь 1991 г. М., 1994. С. 35-65.
6. Кола Доминик Политическая социология-М.: изд. «Весь мир», 2001.
7. Токарева Н.А. Отечественная история: Учеб. пособие / Н.А. Токарева. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. – 59 с.
8. Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. — Т. 1. V — начало XX в. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — С.552 -560.
9. Соргин В.В.Политическая история России.-М.: изд. «Весь мир», 2001.- С.149-156.