Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа
Контрольная работа
Тема: Первобытное общество. Античная цивилизация.
Средневековая Европа
РАЗДЕЛ 1
Начало формирования человеческого общества
1 Охарактеризуйте основные периоды истории первобытного общества
Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наиболее распространена археологическая периодизация, основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).
Периоды истории первобытного общества:
1) эпоха первобытного стада;
2) эпоха родового строя;
3) эпоха расположения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности)
2 Что такое "неолитическая революция" и каковы ее последствия?
Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите.
Неолитическая революция обозначает тот выдающийся в истории человечества рубеж, когда совершился переход к земледелию и скотоводству, или, иначе говоря, производящему хозяйству. Он действительно поставил людей в совершенно новые отношения и друг с другом, и с природой. Иным стал и сам труд, и отношение к нему.
Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства.
Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации.
Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.
3 Каковы причины зарождения государства?
1) Общественное разделение труда.
2) Появление частной собственности.
3) Социально-классовое расслоение.
Теологическая теория настаивает на
божественном происхождении
государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис "вся
власть от бога". Несмотря на свое религиозное содержание и эта теория,
возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а
именно теократические формы первичных государств (власть жрецов,
роль храма, разделение власти между религиозными и административными
центрами).
Патриархальная теория рассматривает
возникновение государства
непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из
власти отца над членами его семьи.
РАЗДЕЛ 2.
Цивилизации древности
Тема 1 Цивилизации древнего Востока
1 В каких государствах древнего Востока "деспотическая" форма правления достигла наибольшего развития?
Термин "деспотизм" и происходит от древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руководящий семейным хозяйством и распределяющий обязанности, - деспотия как форма организации государственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное присутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).
Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структура, как “полис”-город - государство.
2 Охарактеризуйте структуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи
Вавилонское общество состояло из свободных людей - авилум, рабов - вардум и, занимавших промежуточное положение царских людей - мушкенум. Внутри класса свободных общинников, авилумов, существовало сильное имущественное расслоение - от царя, высших чиновников и жречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян и ремесленников. Низший класс составляли рабы. Их труд применялся в царских хозяйствах, на полях, в ремесленных мастерских и в домашнем хозяйстве. Хоть и в незначительной степени, но все же, рабы защищались законом - вардум мог вступить в брак с авилумом, и их дети считались свободными; за оскорбление свободного раб представал перед судом, а не наказывался хозяином. Долговое рабство в правление Хаммурапи было временным и ограничивалось сроком в 3 года. Рабы имели внешние отличительные знаки - татуировку, выстриженные на передней части головы волосы и табличку на шее с именем владельца. Теоретически вардум мог вернуть себе свободу. Для этого нужно было заручиться согласием хозяина и выплатить ему рыночную стоимость раба. В старовавилонский период эта сумма составляла 20 сиклей серебра, что соответствовало стоимости быка, а в нововавилонское время доходила до 50 сиклей. При Навуходоносоре рабы могли становиться крестьянами, ремесленниками или торговцами, чтобы заработать деньги на свое освобождение.
Полусвободные мушкенумы были прикреплены к земле или к ремесленным мастерским. Они обязаны были царю службой - ильком, платили налоги и несли военную повинность. Однако, они владели собственным имуществом и могли иметь рабов.
3 Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?
Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно,— дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.
Заселение долины Нила шло в основном за счет все той же ближневосточной волны (точнее, волн) спустившихся с предгорий неолитических земледельцев, которые осваивали и Двуречье, а древнейшие археологические культуры Египта (Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны с Убайдом. Однако по сравнению с тем же Убайдом эти культуры более отсталы и примитивны: зерновое земледелие (ячмень. пшеница-полба), кремневые орудия, грубоватая керамика, первые изделия из привозной синайской меди. Видимо, связи через Синай к влияние более развитой и, во всяком случае, энергично распространявшей свои достижения цивилизации Двуречья оказали определенное воздействие на ускорение темпов развития культуры нильской долины, о чем убедительно свидетельствует ряд важных нововведений, в частности пиктографическая письменность. IV тысячелетие до н.э. было периодом активного развития древнейшего Египта. Ирригационные сооружения, без которых земледелие в долине Нила невозможно; глинобитные строения; металлургия меди; имущественное неравенство, фиксируемое раскопками; овладение практикой строительства из сырцового кирпича — все это и многое другое достаточно наглядно свидетельствует о материальном фундаменте, соответствующем уровню ранних надобщинных объединений, первичных протогосударств.
Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали именовать греческим термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве «связующего единства», тяготело несколько десятковпоселений. Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических администраторов, правителей нома. Как можно полагать (в отличие от Двуречья, источники, которые касались бы этого периода развития, отсутствуют), жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них. Предание, зафиксированное египетским жрецом Мане-фоном (на рубеже IV — III вв. до н.э. он написал историю Египта, впоследствии утраченную), говорит о том, что около двух десятков номов Верхнего Египта, по течению реки вплоть до Дельты, и примерно такое же количество номов Нижнего Египта в дельте Нила на рубеже IV — III тысячелетий до н.э. были объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.
Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны первой и второй династий, начиная с легендарного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожествленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства — государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.
4 Назовите основные черты империи древности
Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.
Тема 2. Античная цивилизация
1 Каковы отличия античной цивилизации от древневосточной?
В античной Греции впервые в истории человечества возникла демократическая республика - высшая форма государственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полным набором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина, жившего в общине - государстве (полисе).
Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную к ним знать , как это наблюдается в предшествующих культурах , а на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает античного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает на щит такие гражданские качества , как героизм, самопожертвования, духовная и физическая красота.
Античная культура пронизана гуманистическим звучанием , и именно в античности сформировалась первая система общечеловеческих ценностей , непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом . в который тот входил.
В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может дать никакое богатство.
Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито - микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. - до н. э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство - полисы (гражданские общины), которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен - Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу - и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом
В античных полисах государство совпадало с гражданским коллективом, так как все граждане входили в высший законодательный орган - народное собрание и между государством и гражданами не было паразитирующей бюрократической прослойки. Внутри гражданского коллектива существовала динамичная социальная структура. Гражданин выступал в трех лицах: землевладелец (собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти и войн народного ополчения, у которого была потребность защищать свою собственность и принятые им самим законы.
Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.
Благодаря воздействию всех этих факторов в античной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальная ситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества, возникла временная гармония человека с тремя основными сферами его существования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.
2 Назовите основные этапы формирования Афинского полиса
В последнее десятилетия VII в. до н.э. недовольство господством эвпатриодов крайне обострилось. Обстановка в стране была очень напряжённой. И в конце-концов, началось открытое восстание против эвпатриодов. В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г. до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах.
По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путём некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.
Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа. Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. Это политическое мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли.
Была принята единица ёмкости для зерна – медими. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности.
Во-первых, проблема полиса является центральной проблемой античной истории. Во-вторых, полис по существу был основной формой политической и социальной организации античного общества, это феномен, который определял специфику древней цивилизации, был ее неповторимым и своеобразным лицом. В-третьих, в трактовке самого понятия полиса, сущности его социально-экономической и политической организации, системы ценностей существуют порой прямо противоположные взгляды.
3 Каковы особенности полиса в Спарте?
Многочисленные факты внешнеполитических инициатив Спарты на протяжении долгого исторического периода заставляет пересмотреть традиционное представление о Спарте как замкнутом, консервативном и самодостаточном государстве.
Среди причин, определивших уникальность спартанского полиса, главная, как нам представляется, заключается в безусловном подчинении всей социально-экономической сферы задачам внешней политики. Под влиянием внешнеполитического фактора формировалась и преобразовывалась внутренняя политика Спарты, включая все ее структурообразующие институты.
4 Каковы сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода?
Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя — господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима, и потому вопрос о их происхождении всегда привлекал к себе особенное внимание исследователей. Уже древность дала нам два разных ответа на этот вопрос.
Ливий производит патрициев от patres, то есть сенаторов, и считает их потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий, знакомый из истории греческих городов с ролью знатных родов, предполагает существование таких родов искони и в Риме.
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:
1) наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы,
2) чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,
3) собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.
В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания .
5 Каковы причины падения республиканского строя в Риме?
Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II—III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199—235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.
Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений — сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III.-в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
6 Как изменялся государственный строй Римской империи в течение I - V вв.?
В эпоху домината государственный строй Римской империи претерпел радикальные изменения. Они были вызваны как экономическими процессами, так и существенными социальными сдвигами. Во II — начале III в. н. э. возникает новое сословное деление: на honestiores («достойные», «почтенные») и humiliores («смиренные», «ничтожные»). В период домината сословная структура еще более усложняется, так как среди «достойных» выделяется элита — так называемые clarissimi («светлейшие»), в свою очередь с IV в. подразделявшиеся на три разряда. Что же касается «смиренных», то в эту группу наряду со свободнорожденными плебеями все чаще включают неполноправные слои населения: колонов, отпущенников, в дальнейшем и рабов. Так складывается принципиально новая структура общества, в рамках которой постепенно преодолевается деление на свободных и рабов, а древние полисные градации уступают место иным, отражающим усиливающуюся иерархичность общественной организации.
В этой ситуации древние римские магистратуры окончательно утрачивают всякое значение: одни (квесторы, эдилы) исчезают вовсе, другие (консулы, преторы) превращаются в почетные должности, замещаемые по воле государя его приближенными, в том числе варварами, или собственными, подчас малолетними, детьми. Сенат, разросшийся к 369 г. (когда представители восточных провинций стали собираться в Константинополе) до 2 тыс. человек, выродился в собрание тщеславных магнатов, то раболепствующих перед императором, то фрондирующих, озабоченных в основном защитой своих сословных привилегий и внешних атрибутов власти. С конца III в. многие императоры, выбранные армией или назначенные предшественником, не обращаются в сенат даже за формальным утверждением в этом сане. Поскольку резиденция императора все чаще находится вне Рима (в Константинополе, Медиолане, Равенне, Аквилее и т. д.), он все реже удостаивает сенаторов своего посещения, предоставляя последним автоматически регистрировать направляемые им эдикты. В периоды политической нестабильности, например в середине V в., значение сената возрастало, случалось, он открыто вмешивался в борьбу за власть, оспаривая ее у армии. При «сильных» императорах его роль низводилась до роли городского совета столицы империи, каковым он оставался на протяжении всего раннего средневековья.
Реальная власть сосредоточивается в совете императора, получившем название священного консистория. Отныне император уже не принцепс — первый среди равных, лучший из граждан, высший магистрат, чья деятельность хотя бы в теории регулируется законом, а доминус — господин, владыка, воля которого сама является высшим законом. Особа его объявляется священной, публичная и даже частная жизнь обставляется сложным помпезным церемониалом, заимствованным во многом у персидских царей. Из «республики» империя превратилась в деспотию, а граждане — в подданных. Управление государством все в большей мере осуществлялось при помощи огромного, иерархически организованного и разветвленного бюрократического аппарата, включавшего помимо центральных ведомств многочисленную провинциальную администрацию и целую армию контролировавших и инспектировавших ее столичных чиновников.
В конце III в. было ликвидировано старое административное устройство империи с его традиционным делением на императорские и сенаторские провинции, личные владения императора (таковым считался Египет), союзные общины и колонии разного статуса.
Задуманная Диоклетианом тетрархия, т. е. совместное управление государством двумя «августами» и двумя их младшими соправителями и преемниками — «цезарями», себя не оправдала, но в административном отношении четырехчастное деление империи было сохранено. Отныне Восток и Запад имели, как правило, а с 395 г. всегда, раздельное управление. При этом каждая из империй (Западная и Восточная) делилась на 2 префектуры, те в свою очередь — на диоцезы (общим количеством 12), а последние — на более или менее равновеликие провинции, число которых резко возросло и достигло при Диоклетиане 101 (в дальнейшем 117), причем в нарушение многовековой традиции одной из провинций был объявлен Рим. Наместники провинций, называемые теперь ректорами, раньше управлявшие вверенными им территориями, регулярно объезжая их и опираясь в решении дела на магистратов автономных общин, теперь прочно обосновываются, вместе с многочисленными чиновниками, в постоянных резиденциях. Главными их обязанностями становятся сбор налогов и высшая юрисдикция; военные функции постепенно переходят к специально назначенным военачальникам, подчиненным только вышестоящим военным инстанциям.
РАЗДЕЛ 3
Европейская средневековая цивилизация
Тема 1 Исторические судьбы древних цивилизаций
1 Основные черты позднеримского общества и государства
Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.
2 Основные черты традиционной социальной и политической организации древних германцев
Общественный строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит, дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был собран урожай, племя покидало эту территорию.
Цезарь писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В "Записках" Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а молоком, сыром и мясом.
Что касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны. В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и вождями - principes, как называл их Цезарь.
3 Причины и последствия эпохи Великого переселения народов
Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.
В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана с германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям IV-VII вв. радикальный характер.
Тема 2 Западноевропейский вариант средневекового
общественного устройства
1 Почему последние короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?
Ленивые короли Ч прозвище франкских королей из династии Меровингов в 640Ч 751 гг., правивших лишь номинально (реальная власть Ч у майордомов). При них Франкское государство разделилось на несколько частей, в каждой из них был свой король, а реальная власть принадлежала майордомам. Последний из ленивых королей Ч Хильдерик III Ч был низложен в 751 г. майордомом Пипином Коротким (см. Каролинги).
Меровинги получили прозвище “ленивых королей”. В действительности они не были так уж ленивы, просто в эпоху царившей даже среди знати полной неграмотности они читали книги, причем написанные не только на латыни и на греческом, но и на арамейском и на иврите. Наложением рук, как некогда их предок Иисус, они врачевали от проказы, они создали на юге нынешней Франции, в Провансе, еще одно королевство, Благословенную Септиманию, страну священников и ученых, где из почтения к Ветхому Завету иврит стал даже государственным языком. Они уподобляли себя мелхиседекам — библейским царям-первосвященникам и дела духовные считали своим основным занятием. Называли же они себя деспозинами, что означает “от Господа”.
Страной же правили майордомы. Огромное королевство было разделено на четыре майордомата, и майордомы вершили суд, собирали подати, командовали армиями, то есть в представлении рыцарства занимались истинным делом. Самым влиятельным стал Аквитанский майордомат, в особенности после того, как в 732 году майордом Карл по прозвищу Мартелл (Молот Божий) в битве при Пуатье разбил арабов и остановил их продвижение в Европу.
2 Основные черты культуры раннего средневековья
Основными чертами Раннего Средневековья являются процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.
Укрепление и распространение
христианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического
кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится
государственной религией в Риме. Первоначально в 1 в. н. э. христианство еще не
знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя,
апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались
в общей их массе харизмой.
3 Что такое отношения вассалитета?
Вассалите́т (фр. vassalité, от лат. vassallus) — система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и был обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу, обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давал вассалу лен, защищать его и его имущество, выкупать его из плена.
Вассалитет сформировался в VIII-IX веках во Франкском королевстве. Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора и получая земли от него, имели вассалов в свою очередь и жаловали земельные владения им.
Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная лестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»), существовала на территории Франции и в Древнерусском государстве.
4 Каковы были исторические судьбы империи Карла Великого?
После смерти Карла Великого созданная им империя существовала недолго. Уже при его внуках она распалась. И причины этого заключались не только в том, что внуки Карла Великого не обладали талантами деда.
Карл Великий объединил под своей властью очень разные народы. В западных областях его державы и в Италии, отделенной от остальной империи высокими Альпами, население говорило на наречиях, сохранивших много черт латыни — языка древних римлян. (Завоевателей-германцев было слишком мало в сравнении с коренным населением, чтобы в корне изменить язык завоеванной страны.) Языки — наследники латыни — называются обычно романскими (латинское название жителей Рима — Romani). На востоке преобладали, напротив, чисто германские племена, еще почти варвары. Общего у тех и других было мало, разве что христианская религия. Недаром так настойчиво насаждал ее Карл Великий во вновь завоеванных землях. Он понимал, что единая вера могла бы сплотить его разноплеменную державу. Но и медленное распространение христианства в германских землях не помогло. Уже внуки Карла Великого, собравшись в 843 г. в Вердене, разделили между собой империю. Младший взял себе западную часть, средний — восточную. Старший же внук — Лотарь получил Италию — самый богатый край тогдашней Западной Европы.
Тема 3 Классическое средневековье
1 Каковы основные черты средневекового города?
В центре города лежала обычно просторная рыночная площадь. На нее выходило величественное здание ратуши — здесь располагался магистрат, здесь «отцы города» решали важнейшие дела. Неподалеку обычно возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не только на молитву, но и чтобы отметить важное событие или праздник, выслушать распоряжение властей, выбрать должностных лиц.
На эту же площадь выходили дома самых богатых и уважаемых горожан. Вообще, приобрести дом в городе, как правило, мог только человек, пользующийся всеми городскими правами, а не какой-нибудь подмастерье. Полноправных горожан называли в Германии бюргерами, во Франции — буржуа, в Италии — пополанами.
От рыночной площади во все стороны расходились улицы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочками и переулками. Места в городе вечно не хватало, а потому дома лепились друг к другу, и для проезда по улице оставалось очень мало места. Чтобы хоть немного выгадать в площади жилья, верхние этажи строили часто нависающими над нижними, так что они закрывали пешеходу небо. За узкими, вытянутыми вверх фасадами домов располагался столь же узкий, но вытянутый уже в глубину квартала участок. На нем умещались дом, хозяйственные постройки, колодец, огородик, хлев со свиньями и иной живностью
2 Каковы основные причины крестовых походов?
Кресто́вые похо́ды — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
3 Значение Великой Хартии вольностей для истории Англии.
Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».
Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия, и других гарантий правосудия.
Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев, хартия запрещала взимать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короны без их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, главное, создавала комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начать против него войну.
Особое значение в великой хартии вольностей имеет 39 статья, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначе как по законному приговору равных (укрепив институт присяжных).
Эти статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение манифеста «прав человека и гражданина» — такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской революции.
Великая хартия вольностей является памятником средневекового права Англии и частью британской конституции (наряду с Хабеас корпус акт, Биллем о правах 1689 и Актом о престолонаследии 1701).
4 Какие цели преследовала итальянская политика германских императоров в X-XIII вв.?
Сторонники «итальянской политики» считают, что обладание Италией и особенно Римом было необходимо германским королям в целях укрепления своей власти внутри Германии, в целях сплочения самого Германского государства. В понимании того, как и чем императорская политика сплачивала и усиливала Германское государство, существует две точки зрения. Одни считают, что Германию сплачивала сама императорская власть или даже сама идея и традиция империи, другие полагают, что господство над Римом и папством усиливало власть германского короля над собственной церковью и над немецким епископатом. Эта точка зрения «итальянскую политику» Оттона I рассматривает как продолжение его епископальной политики. Первый взгляд основывается на чисто идеалистическом представлении, что в феодальном государстве людей сплачивала идея. Сторонники этого взгляда рассуждают таким образом: Германия, состоявшая из отдельных племенных областей, не могла быть объединена на «национальной основе»; объединить ее будто бы можно было только на основе «универсализма», унаследованного от распавшейся Каролингской империи. Следовательно, для сплочения Германии ее королям необходимо было обладать наследием Каролингской империи или, по крайней мере, Северной Италией и Римом.
Таким образом, если верить утверждениям
этих историков, то немецкие феодалы ринулись в Италию только для того, чтобы
осуществить «идею» империи Карла Великого и создать «универсальное
государство», которого они у себя на родине создать не могли.
Нельзя признать в качестве мотивов «итальянской политики» также стремление
захватить торговые пути, связывавшие Германию с югом и Средиземноморским
бассейном. Торговля тогда (X в.) была еще настолько слабо развитой, что она не могла послужить
причиной «торговой экспансии» и тем более со стороны такой неторговой нации,
которую представляли тогда немецкие феодалы. Не приходится уже говорить о таких
мотивах этой политики, как интересы обороны С юга Германии никто не угрожал.
Кроме всякого рода «высоких» мотивов вторжений немецких королей в Италию,
некоторыми историками признаются и более низменные мотивы, вроде стремлений
пограбить богатые итальянские города.
Тема 4 Позднее средневековье
1 Каковы основные причины Столетней войны?
1.Война – способ обогащения для феодалов.
2. Аквитания была английским владением на территории Франции.
3. Борьба за влияние в богатой Фландрии.
2 Основные тенденции развития экономики в странах Западной Европы в XIY-XY вв.
Особое значение для развития экономики
имела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в том, что,
являясь частной, она тем не менее не была абсолютной собственностью на землю, поскольку
содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждый крупный феодал
предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условии несения военной
службы. Это порождало особую систему- феодально-сословную иерархию, основанную
на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времени условное землевладение
превратилось в наследственное.
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая
стала основой для взимания феодальной ренты.
Феодальная рента- часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая
землевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственности
феодала на землю.
Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая
(натуральный оброк) и денежная (денежный оброк).
3 Что означало для Европы падение Византии в 1453 г.?
В те времена, когда историки были людьми еще не очень-то искушенными, падение Константинополя в 1453 г. считалось вехой, знаменующей окончание эпохи средневековья. Теперь же мы достаточно хорошо знаем, что движение истории беспрерывно и на пути ее нет каких-либо определенных барьеров. Не существует момента, о котором можно было бы сказать, что именно он отделяет средневековый мир от современного. Задолго до 1453 г. явление, обобщенно называемое Ренессансом, уже имело место в Италии и других странах Средиземноморья. И еще долгое время после 1453 г. средневековые представления держались на севере Европы. Исследования мореплавателями океанских путей, коренным образом повлиявшие та мировую экономику, начались еще до 1453 г., однако прошло еще несколько десятилетий после 1453 г., прежде чем эти пути были открыты и это ощутила Европа. Упадок и гибель Византии, триумфальные победы турок-османов, несомненно, повлияли на эти перемены, однако их результаты нельзя связывать только с событиями 1453 г. Достижения культуры Византии оказали большое влияние на Ренессанс, но уже на протяжении более половины столетия до 1453 г. византийские ученые стали покидать свою обнищавшую и ненадежную родину ради спокойных профессорских кафедр в Италии, а последовавшие их примеру после 1453 г. были в подавляющем большинстве либо беженцами, спасающимися от ига неверных, либо студентами с островов Средиземноморья, над которыми еще сохраняла контроль Венеция. В течение долгого времени усиление могущества Османской державы наносило ущерб торговым городам Италии, но оно не подорвало их торговлю, если не считать того, что путь в Черное море был теперь для них закрыт. Завоевание турками Египта было для Венеции более пагубным, чем захват Константинополя. Что касается Генуи, то, хотя она и жестоко пострадала от того, что контроль над Проливами перешел к султану, причиной ее заката была скорее шаткость ее позиций в Италии, нежели сокращение внешней торговли.
4 Какое событие в средневековой истории показалось Вам наиболее интересным? Почему?
Крестовые походы были не только крупными религиозными и военными мероприятиями, но и важными светскими событиями. Например, "латинский поход" был инициирован не только Иннокентием III, но и могущественными представителями светской власти Европы, среди которых были французы, бельгийцы, немцы. В числе руководителей похода были граф Балдуин фландрский, маршал Шампаньи Готфрид де-Виллегардуэн, граф Гуго де Сен-Поль, Людовик де-Блоа и т.д. Все это - высшая знать Европы. Походы из священного мероприятия превратились едва ли не в самое светское из всех, когда-либо происходивших в средние века.
На территории Греции эти походы создали мозаику феодальных государств. В скалигеровской истории роль средневековых латинских государств в Греции оценивается преимущественно с негативной точки зрения. Считается, что с одной стороны, грубые и невежественные завоеватели похоронили великое "античное" греческое наследие. С другой стороны, тот же Ф.Грегоровиус, - только что обвинивший крестоносцев в варварстве, - неожиданно заявляет: "Новую историю для нее (Греции - Авт.) открыли именно латины, и новая история эта оказалась почти такой же пестрой, как древняя"
5 Кто из правителей средневековой Европы запомнился Вам больше всего? Почему?
Карл Мартелл, который нанес поражение арабам в 732 году в великой битве при Туре во Франции, был одним из этих майордомов. Этой победой он остановил волну сарацинских завоеваний и, в глазах христиан, спас Средневековую Европу. Его престиж и репутация благодаря этому сильно выиграли. В нем видели защитника христианства от его врагов. В то время римские папы были в плохих отношениях с константинопольскими императорами. Поэтому они начинают искать помощи у Карла Мартелла. Сын Карла, Пипин, решил отстранить марионетку, занимавшую трон, и провозгласить себя королем, и папа, разумеется, охотно дал свое согласие.
6 Роль эпохи средневековья в истории человечества
Эпоха Средневековья впервые в истории человечества отчетливо обозначила различия между западной и восточной цивилизациями. В Европе на исходе Средних веков уже сформировался новый тип человека — свободного, деятельного, предприимчивого. Со страхом перед будущим входил человек Запада в Средние века, но покидал их с желанием познать и преобразить мир. Подобное превращение оказалось возможным благодаря в том числе и особенностям городской жизни, взаимоотношениям горожан с государственной властью. Сельская община на Западе даже в условиях феодализма способствовала сплочению людей, формированию их способности к сопротивлению.
На Востоке Средневековье формировало другого человека. Он жил нередко в условиях господства деспотических правителей, строгой регламентации не только общественной, но и личной жизни. Восточная сельская община отличалась особенной устойчивостью и меньшей способностью к нововведениям. Восточное общество было ориентировано на стабильность, нерушимость традиций, в то время как на Западе традиции постепенно разрушались, уступали место принципу приоритета нового, оригинального, общественная жизнь приобретала динамичность.
РАЗДЕЛ 4
От средневековья к новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.
1 Назовите основные изменения в экономической жизни Европы в конце XV - XVI вв.
1) рост населения;
2) начало внедрения достижений науки в производство;
3) становление книгопечатания;
4) становление металлургии;
5) изменения в сельском хозяйстве.
6) размывание традиционного сословного строя.
2 Назовите 7-8 ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главные произведения
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.
К наиболее значительным художникам этого периода можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха (1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда (1470—1528).
Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.
Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.
3 Каковы главные социально-политические аспекты учения Мартина Лютера?
Мартин Лютер разделял многие религиозные воззрения и суеверия своего времени. Для него, к примеру, были очевидны всесилие дьявола и необходимость предавать ведьм огню. Также он признавал религиозную ценность алхимии. Подобно многим богословам и мирянам, приверженным практике созерцания, Мартин Лютер черпал "мистическое" вдохновение в "Theologia deutsch", книге, которая, как он считал, по своей духовной ценности уступает лишь Библии и творениям св. Августина. Изучив множество богословских сочинений, Лютер еще в юном возрасте испытал влияние взглядов Уильяма Оккама. Однако современные Лютеру религиозные представления бессильны объяснить взлет его творческого гения. Наоборот, личный духовный опыт реформатора послужил главной причиной тому, что они были опрокинуты. Как и в случае с Магометом, биография Лютера поможет нам понять истоки его религиозного творчества.
4 Каковы характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главные тезисы).
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
РАЗДЕЛ 5
Мир в новое время
1 Тридцатилетняя война: укажите основные этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги
Тридцатилетняя война 1618-1648,первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем "христианским миром" габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании (движение Бетлена Габора 1619-26), Италии. Первоначально носила характер "религиозной войны" (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.
Второй период Тридцатилетней войны (1625-29) - датский период, так как в войну против Габсбургов вступила Дания, фактически выполнявшая политический план заключивших в 1624 между собой союз Франции, Англии и республики Соединённых провинций за обещанные крупные денежные субсидии (Гаагская конвенция о субсидиях, декабрь 1625). Протестантская Дания к тому же и сама была заинтересована во вступлении в войну, рассчитывая захватить южные побережье Балтийского моря.
В 1628-31 развернулись военные действия между Габсбургами и Францией в Северной Италии - так называемая война за Мантуанское наследство (выделяется некоторыми исследователями в самостоятельный период Тридцатилетней войны). Однако Ришелье всё ещё не решался на большую войну на территории Германии, пока империя не будет зажата в тиски с двух сторон.
Тридцатилетняя война имела тяжёлые последствия для Германии: закрепление её раздробленности, огромная убыль населения, разорение страны; наибольшие бедствия война принесла немецкому крестьянству. Война Франции с Испанией продолжалась до заключения Пиренейского мира 1659, что сковало их силы, послужив одной из важных помех для организации интервенции феодальных монархий Европы в революционную Англию. После Тридцатилетней войны гегемония в международной жизни Западной Европы перешла от Габсбургов к Франции. Однако Габсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международной силой. С точки зрения истории военного дела, Тридцатилетняя война - кульминационный пункт развития системы наёмных армий, дорогостоящих, относительно немногочисленных и подвижных (в большинстве случаев численность обеих враждующих сторон измерялась несколькими десятками тыс. чел.). Тем самым военный потенциал участников войны сводился к возможности мобилизовать большую или меньшую денежную наличность для найма войска. Поэтому в Тридцатилетней войне, более сильные государства нередко скрывались за спиной второстепенных, которым они предоставляли субсидии на ведение войны. Наиболее существенные преобразования в области военного искусства были произведены в шведской армии (переход к линейной тактике и др.).
2 Периодизация Английской революции. Укажите главные события каждого периода
Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советской историографии Английская буржуазная революция) — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы.
- Народные массы в борьбе против попыток контрреволюционного переворота
- Окончательный разрыв иидепендентов с левеллерами. Разгром солдатских восстаний
- Крушение индепендентской республики
- Второй парламент и падение протектората