Первый крестовый поход
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
русскоязычный поток
Кафедра истории древнего мира
и средних веков
ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Минск – 2006
1. Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий.
Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану II людей, добровольно готовых отправиться на Восток. Кроме того, папа осуществил две важные встречи. Еще в августе 1095 г. он встретился с епископом Адемаром Монтейльским в г. Пюи. Скорее всего, именно тогда епископ согласился принять звание папского легата в войске крестоносцев. Урбан II встретился также с графом Раймундом IV Тулузским и убедил его принять участие в походе. Поддержка одного из крупнейших сеньоров Франции была очень важна для такого трудного предприятия, как крестовый поход.
Клермонский собор проходил 18 – 25 ноября 1095 г. На нем присутствовало 14 архиепископов, от 200 до 300 епископов и около 400 аббатов, а также множество светских лиц. Здесь решались такие важные для римской курии вопросы, как преобразование французской церкви и «божий мир» (pax Dei). Кроме того, Урбан II осудил французского короля Филиппа за развод с женой.
26 ноября, после официального окончания собора, папа выступил перед присутствующими на равнине близ города. Смысл его речи заключался в следующем: «в пределы Романии вторглось…персидское племя турок»[1], которые захватили Иерусалим и всячески притесняют христианское население, не позволяя ему совершать паломничества к гробу господнему. Папа призывал всех отправиться на освобождение Иерусалима, обещая вечную награду победителям, а тем, кто падет в битве за веру – отпущение грехов. Толпа встретила слова папы восторженными криками: «Так хочет бог! Так хочет бог!».
Необходимо отметить, что речь Урбана II отнюдь не являлась божественным вдохновением. Это было заранее и тщательно подготовленное выступление, рассчитанное на рыцарей и крупных сеньоров. Крестьяне, а также «старцы или слабые люди, не владеющие оружием, и…женщины»[2] были бы в походе обузой.
2. Проповедь крестового похода. Поход бедноты.
Автор «Истории, называемой Деяния бога через франков», аббат Гвиберт Ножанский так описывает развитие событий после Клермонского собора: «возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедных воспламенилась»[3]. Причины такого оживления масс несложно определить. Урбан II созвал епископов и поручил им заняться проповедью похода у себя в епархиях, а также в провинциях. Кроме того, он сам целых 8 месяцев оставался во Франции, проповедуя в Лиможе, Анжере, на церковных соборах в Ниме и Туре. Проповедь среди феодалов велась епископами и аббатами, проповедь среди горожан и крестьян – в основном фанатично настроенными проповедниками-монахами. Последние активно использовали для доказательства божественного предопределения похода разного рода «чудеса»: кроваво-красные облака, плывшие с запада на восток, пятна на солнце, кометы, падавшие с неба грамоты. Наиболее популярными в народных массах были монах Робер д’Арбриссель и пикардийский отшельник Петр Пустынник, зимой 1095/96 г. проповедовавшие в Северо-Восточной Франции и в Лотарингии, а Петр также в прирейнских городах Германии. Петр Пустынник, или Петр Амьенский, пользовался такой любовью и почтением народа, что, как свидетельствует Гвиберт Ножанский, «многие выдергивали шерсть из его мула, чтобы хранить ее как реликвию»[4].
Причины, толкавшие европейцев на участие в крестовом походе, были различны. Самым важным был религиозный фактор. Однако нельзя упускать из виду, что при этом крупные феодалы и рыцарство преследовали и какие-то свои цели: одни стремились к расширению своих владений, как, например, Раймунд IV Тулузский, а также к реализации своих политических целей, как Боэмунд Тарентский, другие – к грабежу и обогащению в ходе войны на Востоке.
Летописи и хроники, описывающие приготовление к крестовому походу, дают нам картину земель Франции, Фландрии, Лотарингии, Германии, пришедших в движение. У Гвиберта Ножанского читаем: «всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену…все дорого покупали и дешево продавали»[5]. Уже в марте 1096 г. первые крестьянские ополчения и незначительное число рыцарей выступили в поход.[6] Из стран Западной Европы эти крестьянские массы стекались дорогами вдоль Рейна и Дуная к Константинополю.
Наиболее крупные французские отряды возглавляли рыцарь Готье Неимущий (ок. 15 тыс.), Петр Пустынник (ок. 14 тыс.), рыцарь Фульхерий Орлеанский (ок. 6 тыс. крестьян). Почти 6 тыс. человек под предводительством священника Готшалька выступило из рейнских областей. Дисциплина в отрядах отсутствовала, все они действовали независимо один от другого.
Проходя через Венгрию, Болгарию, Грецию, отряды бедноты занимались грабежом местного населения, грабили церкви. Эти стычки намного уменьшили численность плохо вооруженного крестьянского ополчения: при переходе через Европу оно сократилось на 30 тыс. человек. В Руане, Кельне, Вормсе, Трире, Праге и прочих городах были произведены жестокие погромы евреев. Особенно выделился при этом граф Эмихо Лейнингенский.
В середине июля 1096 г., миновав Филиппополь и Адрианополь, первые отряды крестоносце начали прибывать в столицу Византии. 30 июля, или 1 августа, в Константинополь прибыл сам Петр Пустынник. Император Алексей Комнин снабдил крестоносцев некоторым количеством средств к существований, однако это не могло сгладить всех противоречий между латинянами и ромеями:[7] несколько домов, дворцов и даже церквей были разграблены и сожжены пришельцами с запада. Крестоносцы рвались в бой, и приблизительно через неделю после прибытия Петра Пустынника император начал переправлять их отряды в Малую Азию.
Отряды крестоносцев расположились на берегу Никомидийского залива, примерно в 35 км. от Никеи.[8] Петр Пустынник напрасно уговаривал крестоносцев дождаться подхода рыцарских отрядов, не в силах более сдерживать воинов, он вернулся в Константинополь. Когда в лагере возник слух, что норманны взяли Никею, божьи ратники потребовали у своих предводителей вести их в бой. 21 октября 1096 г. сельджуки перебили 25 тыс. крестоносцев. Погиб и Готье Неимущий. Около 3 тыс. человек смогли спастись и переправиться в Константинополь.
Таковы результаты похода бедноты. Основные причины поражения крестоносцев заключаются в отсутствии дисциплины в отрядах, а также в отсутствии единого плана действий и связи между разными отрядами. Сказалась также поспешность, стихийность выступления крестьянских ополчений, их невысокий уровень военной подготовки, неразвитость материальной базы похода.
3. Поход западноевропейских рыцарей. Крестоносцы в
Константинополе.
Первые отряды феодалов выступили в поход в конце лета – начале осени 1096 г. Сеньоры запаслись деньгами на время длинного пути через Европу, взяли с собой воинское и прочее снаряжение, некоторые взяли даже охотничьих собак и соколов. Кроме того, организация рыцарского ополчения была более правильной и эффективной, чем крестьянского. Однако и здесь были свои недостатки: отдельные отряды не были связаны между собой, не было ни точного маршрута, ни единого плана кампании, ни главнокомандующего.
В августе 1096 г. выступило в дорогу ополчение из Лотарингии и правобережья Рейна. Во главе стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид IV Бульонский.[9] Чтобы иметь средства для выступления в поход, герцог продал некоторые свои владения епископам Льежа и Вердена за 3000 серебряных марок, а также заставил евреев Кельна и Майнца уплатить ему 1000 серебряных марок Готфрида сопровождали его братья Евстафий и Балдуин, двоюродный брат Балдуин Ле Бург, а также множество вассалов. Под знаменами Готфрида было 70 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников.[10] Переход через Болгарию, Венгрию и византийские земли произошел достаточно мирно, и к Рождеству 1096 г. немецкие крестоносцы прибыли в Константинополь.
Ополчение Южной Франции в 100 тыс. крестоносцев[11] возглавляли граф Раймунд IV Тулузский, прославившийся как полководец в войнах с арабами за Пиренейский полуостров, и папский легат Адемар де Пюи. Перейдя Альпы, Ломбардию, Фриуль, Далмацию, отряды Раймунда Сен-Жилльского[12] вступили на территорию Византии и вскоре достигли Константинополя.
В августе 1096 г. выступил в поход граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I. С небольшим отрядом он направился в Италию, по пути побывав в Риме, где получил от папы хоругвь св. Петра. Из Бари он отплыл в Константинополь, однако у восточных берегов Адриатики корабль Гуго Вермандуа попал в бурю и разбился, а сам граф был выброшен на византийский берег близ Драча. Тамошний наместник Иоанн Комнин[13] передал Гуго императору, который держал его у себя на положении почетного пленника.
Силы Северной Франции возглавили три крупных феодала. Крестоносцев Нормандии, а также отряды из Англии вел сын Вильгельма Завоевателя герцог Роберт Нормандский. Из-за недостатка средств герцогу пришлось заложить Нормандию своему брату Вильгельму II Рыжему, английскому королю, за 10000 марок серебром.
Пилигримов Фландрии возглавлял граф Роберт II Фландрский, имевший около 1 тыс. вассалов. В поход также выступил граф Этьен Блуаский и Шартрский, женатый на дочери Вильгельма Завоевателя Адели.
Отряды пилигримов из Нормандии, Фландрии, Шартра и Блуа преодолели Альпы и вступили в Италию в ноябре 1096 г. здесь у предводителей состоялась встреча с папой, от которого они получили благословение. Перезимовав в Италии, рыцари весной 1097 г. отплыли из Бриндизи в Византию.
В октябре 1096 г. отплыло из Барии войско князя Боэмунда Тарентского величиной в 10 тыс. всадников и 20 тыс. пехотинцев.[14] Оставив осаду взбунтовавшегося Амальфи, Боэмунд выступил в поход. С ним на Восток отправились двоюродные братья Ричард, князь Салернский, и Ранульф, а также племянник Боэмунда Танкред, которого европейские хронисты в один голос называют храбрейшим рыцарем. Отряд Боэмунда прибыл в Константинополь 9 апреля 1097 г.
Необходимо отметить, что еще в начале 80-х гг. XI в. Боэмунд Тарентский участвовал в кампании своего отца Роберта Гискара против греков и потерпел в 1083 г. поражение под Лариссой. Поэтому отношение Алексея Комнина к князю Тарентскому было особенным. Опасаясь интриг со стороны Боэмунда, император «торопился встретиться с ним раньше, чем прибудут остальные графы, хотел выслушать его и убедить переправиться через пролив до их прихода, ибо опасался, что Боэмунд…может обратить их мысли в дурную сторону».[15] В свою очередь Боэмунд, как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», осознавал все особенности своего положения при дворе византийского императора и поэтому согласился на все условия Алексея Комнина и принес ему клятву верности. В награду он получил обещание, что в его собственность будет предоставлена территория близ Антиохии.[16]
Как было сказано выше, первыми в Константинополь прибыли крестоносцы Готфрида Бульонского. Алексея Комнина не могли не беспокоить количество и сила лотарингского войска, однако еще большее опасение внушала ему перспектива прибытия в столицу новых крестоносных отрядов. Наличие иностранных войск (к тому же наличие среди них итало-норманнских отрядов) заставляла Алексея опасаться не только за безопасность столицы, но и всего государства. Поэтому императору приходилось проводить свою политику здесь в двух направлениях. С одной стороны, постоянно сдерживать грабежи и буйства крестоносцев, показать, что империя обладает достаточными силами для отпора в случае нападения на нее. С другой стороны, заручиться поддержкой лидеров, чтобы использовать поход в своих целях.
Сначала необходимо было привести к присяге на верность империи Готфрида. Однако тот, хоть и вел себя довольно мирно, от вассальной клятвы наотрез отказался.[17] Алексей вынужден был применить против герцога сначала такие меры, как прекращение подвоза в лагерь лотарингцев провизии и фуража, а потом даже и военную силу, задействовав при этом печенежских всадников и личную гвардию. Готфрид вынужден был уступить. После принесения клятвы, сообщает Анна Комнина, Готфрид «получил много денег и стал гостем и сотрапезником императора. После пышных пиров он переправился через пролив и разбил свой лагерь под Пелеканом».[18]
Принесение клятвы означало передачу всех городов и крепостей, которыми овладеют крестоносцы, под власть назначенных императором людей. Подобные клятвы принесли почти все предводители крестоносного войска. Этьена Блуасского, например, император склонил к этому своей щедростью и обходительностью. С Раймундом Тулузским, который, между прочим, упорно отказывался принести клятву (все, чего удалось добиться Алексею Комнину от графа, - это обещание не наносить вреда жизни и владениям императора), византийский самодержец сблизился на почве вражды с Боэмундом. Один только Танкред, с группой рыцарей переправившийся однажды ночью через пролив, сумел избежать вассальной клятвы.
Таким образом, в апреле-мае 1097 г. рыцарские ополчения были переброшены в Малую Азию, на территорию, подконтрольную сельджукам. Принесение клятвы императору имело для них как положительные, так и отрицательные моменты. Являясь вассалами Алексея, крестоносцы могли ожидать от него военной и экономической помощи в походе. Однако теперь Византия получила официальный повод претендовать на отвоеванные западноевропейскими рыцарями у сельджуков земли.
4. Крестоносцы в Малой Азии. Взятие Никеи.
В начале мая 1097 г. крестоносцы, сосредоточившиеся на берегу Никомедийского залива, выступили в поход. Решено было двигаться к столице сельджукского государства Никее двумя отрядами: один через Вифинию и Никомидию, другой – через Кивотский пролив.
Никея являлась важным стратегическим пунктом, овладеть которым было очень важно и для византийцев, и для крестоносцев. Для первых захват Никеи означал укрепление их позиций в регионе и ликвидацию угрозы Константинополю, ведь расстояние от Никеи до Мраморного моря равнялось около 20 км. Вторым для успешного продвижения по Анатолии также необходимо было завладеть сельджукской столицей, расположенной на главной военной дороге.
Первым к Никее подошел отряд Готфрида Бульонского, блокировавший город с севера. Восточный участок городской стены достался Танкреду, южный – Раймунду Тулузскому. Юго-западная часть города, где к Никее примыкало Асканское озеро, оставалась свободной, что позволяло туркам свободной общаться с внешним миром и получать помощь. Султана Кылыч-Арслана I не было в это время в городе: он был занят войной с Данишмендами в Каппадокии.
Узнав об осаде столицы, Кылыч-Арслан срочно заключил мир с Хасаном Данишмендом и занялся переброской войск к столице, где осталась его семья и казна. 21 мая 1097 г. сельджуки подступили к Никее с южной стороны и сходу атаковали позиции провансальцев. Однако Раймунд Тулузский предпринял решительную контратаку, принесшую победу крестоносцам. В тот день латиняне потеряли до 3 тыс. человек убитыми, потери турок были гораздо больше. Видя безнадежность дальнейшей борьбы, султан увел войско в горы, передав защитникам столицы, чтобы в дальнейшем они поступали, как сочтут нужным.
Однако город не сдавался. Не помогло и обрушение одной из башен под названием Гонат саперами Раймунда Тулузского. По Асканскому озеру в Никею на челнах доставляли продовольствие и подкрепления. Тогда крестоносцы обратились за помощью к императору. Из Константинополя были присланы на повозках суда. Однажды ночью на них взошли отряды туркополов[19] под командованием дуки Мануила Вутумита, и эти суда блокировали Асканское озеро. Положение осажденного города ухудшилось.
Все же турки не хотели сдавать город латинянам. Не устраивало такое развитие событий и Алексея Комнина, которому важно было самому завладеть городом. Штурм был сопряжен с разрушениями, грабежами, к тому же император сомневался, отдадут ли вообще ему предводители франков завоеванный город. В сложившейся ситуации защитники Никеи вступили в переговоры с Вутумитом, который передал им послание, в котором «император обещал не только простить их, но и щедро одарить деньгами и титулами сестру и жену султана…, а также вообще всех никейских варваров».[20] Турки согласились сдать город.
19 июня 1097 г. начался решительный штурм Никеи силами крестоносцев и византийцев. В самый его разгар турки открыли ворота и впустили в город отряд под командованием Мануила Вутумита, который «утвердил там скипетр и знамена и приветствовал самодержца звуками горнов и труб».[21] Город перешел под власть императора.
Легко представить себе возмущение крестоносцев. Они потеряли важный стратегический пункт и богатый город (хотя император и выделил им некоторую часть султанской казны), семья Кылыч-Арслана была увезена в Константинополь в качестве почетных заложников, а потом и вовсе отпущена к султану, самим крестоносцам позволяли посещать город только безоружными и маленькими группками. Эпизод с захватом Никеи был первым поводом для крестоносцев говорить о том, что император предал их. Впоследствии, по мере продвижения вглубь Анатолии, это чувство будет расти, и армия франков будет все сильнее забывать клятву, данную императору.
После взятия Антиохии Алексей встретился с вождями крестоносного войска под Пелеканом. Здесь те, кто еще не принес вассальную клятву императору (в том числе и Танкред), наконец сделали это, после чего император дал крестоносцам отряд византийцев с великим примикирием Татикием во главе. На следующий день после аудиенции предводители вернулись к войску, которое выступило по дороге на Антиохию.
5. Переход крестоносцев через Малую Азию. Основание графства
Эдесского.
26 июня 1097 г. отряды крестоносцев выступили из Никеи и направились на юго-восток Анатолии. Как только армия добралась до первых возвышенностей плато, добывать провиант стало гораздо труднее, поэтому решено было разделить ее на две части: в авангарде продвигались отряды Роберта Нормандского и Боэмунда Тарентского, за ними следовала остальная часть войска. Пользуясь разделением армии латинян, Кылыч-Арслан, заключивший союз с каппадокийскими эмирами, 30 июня 1097 г. приготовился дать крестоносцам бой в долине р. Порсук, близ города Дорилей.
На следующее утро сельджукские силы под командованием султана и эмира Гази ибн Данишменда напали на передовые части крестоносцев. Несмотря на внезапность атаки, Боэмунд и Роберт Нормандский смогли продержаться до полудня, когда на помощь им подоспели Готфрид Бульонский и Гуго Вермандуа. Вскоре прибыли провансальцы Раймунда Сен-Жилля. Разгром сельджуков довершил отряд папского легата Адемара де Пюи, зашедший в тыл турецкому войску. Потери мусульман составили около 23 тыс. человек, крестоносцы потеряли 4 тыс. воинов. Победа при Дорилее имела важное значение для похода. Крестоносцам открылась дорога в Сирию, кроме того надолго была обеспечена безопасность Византии.
Отдохнув несколько дней, крестоносцы продолжили поход, теперь уже не распыляя свое войско. Армия двигалась по направлению к Филомелиону (Аскшехиру) и Иконию (Конье), затем повернула на юг – к Ираклию. Положение воинов ухудшилось. К июльской жаре добавились партизанские действия сельджуков: по приказу Кылыч-Арслана они вывозили всех жителей из Фригии и Ликаонии, сжигали урожай на полях, отравляли воду в колодцах. Единственную, хотя и недостаточную в виду своей малочисленности, помощь оказывали крестоносцам местные христиане, уцелевшие во время сельджукских рейдов.
15 августа 1097 г. отряды крестоносцев подошли к Иконию, где остановились на некоторое время, чтобы отдохнуть. Последнюю попытку остановить продвижение латинян Кылыч-Арслан предпринял в битве при Гераклее Каппадокийской близ ущелья Киликийских Ворот, которое являлось одним из немногих проходов через горы Тавра, однако был разбит. Путь из Западной Анатолии в Северную Сирию был открыт, однако крестоносцы свернули от Ираклия на северо-восток Малой Азии, через Кесарею и Коману, чтобы, обойдя горы Тавра, выйти к Марашу. Данная дорога была менее трудной, чем через горные перевалы, однако более долгой. Следовать ею склонил крестоносцев Татикий, преследовавший цель вернуть под власть империи армянских князей, вассальная зависимость которых от императора была чисто номинальной.
В это время произошел первый серьезный конфликт между предводителями. При взятии Тарса поссорились Танкред и Балдуин Булонский, брат Готфрида Бульонского. Балдуин, обладавший более многочисленным отрядом, выгнал из города Танкреда и поставил во главе Тарса пирата Гинимера Булонского, принесшего ему вассальную присягу.
Ушедший из Тарса Танкред попытался захватить Адану, однако ее пришлось уступить бургундскому рыцарю Уэлфу. Наконец Танкред захватил крепость Мамистру. Вскоре к городу подошел отряд Балдуина. Нормандцы встретили его градом стрел со стен, после чего развернулось сражение. Остальным предводителям похода удалось помирить Балдуина и Танкреда и принудить их заключить перемирие.
Пройдя Кесарею, крестоносцы вступили в Коксон. Здесь распространились слухи, что сельджуки покинули Антиохию, и Раймунд Тулузский, поверив в это, выслал для захвата города 500 рыцарей с Пьером де Кастильоном во главе. Боэмунд Тарентский, также имевший виды на Антиохию, узнал о поступке Раймунда. Открытая вражда вспыхнула между еще двумя предводителями.
В октябре ополчения рыцарей достигли Мараша. Здесь Балдуин Булонский с незначительными силами, оставшимися у него, покинул крестовое воинство и направился к Евфрату. При поддержке некоторых армянских правителей он захватил крепости Телль-Башир и Равендан. 6 февраля 1098 г. Балдуин с 80 всадниками въехал в богатый армянский город Эдессу (Урху). Здесь он вошел в доверие к армянскому князю Торосу и даже был им усыновлен. Когда вскоре часть армянской знати составила заговор против Тороса, Балдуин принял в нем участие и после гибели князя сам занял трон.
Так было образовано графство Эдесское, первое государство крестоносцев на Востоке, важный форпост на пути из Месопотамии в Сирию. В декабре 1098 г. Балдуин подавил заговор с участием сельджуков и еще больше упрочил свое положение. На юго-западе он занял г. Сарудж, затем захватил районы западнее и восточнее Верхнего Евфрата.
6. Осада и взятие Антиохии.
16 октября 1097 г. армия крестоносцев выступила из Мараша на Антиохию. Дорога, по которой шли крестоносцы, пересекала р. Оронт в месте, называемом «Железный мост», самой важной точкой пути между Алеппо и Антиохией. 21 октября 1097 г., захватив Железный мост, основные силы крестоносцев подступили к Антиохии.
Антиохия пользовалась славой неприступного города. И византийцы, и арабы, попеременно владевшие городом, основательно укрепили его. Согласно летописям, на антиохийской стене могла уместиться четверка лошадей, а в саму стену было встроено около 400 полукруглых башен. Кроме того, город имел удачное местоположение. С севера его защищали болота, с юга и востока – отвесные склоны горы Сильпиус, с запада – р. Оронт. Внутри Антиохии была укрепленная цитадель. Город защищал эмир Яги-Сиан, правивший здесь с 1087 г.
Рыцари приступили к осаде города. Боэмунд Тарентский заблокировал ворота св. Павла, ведущие на Алеппо. Другие рыцари разместились от Собачьих ворот до Ворот Сада. Однако город был блокирован не полностью, и у его защитников оставалась возможность действовать со стороны Латтакии, гавани св. Симеона и цитадели, возведенной на вершине г. Сильпиус. Латинские хронисты отмечают, что в начале осады крестоносцы не предприняли ни одной решительной попытки штурма. Вскоре мусульманские войска оправились от замешательства и стали совершать из города вылазки, уничтожая отдельных крестоносцев и их фуражиров.
17 ноября 1097 г. в гавань св. Симеона прибыли генуэзские корабли с подкреплением и провиантом. Чтобы иметь прямую связь с ними, Готфрид Бульонский приказал возвести мост через Оронт. Примерно в это же время Боэмунд Тарентский построил напротив Железных ворот укрепление Мальрегар, чтобы отражать вражеские налеты с тыла. Несколько позже, в начале апреля 1098 г., напротив ворот св. Георгия на развалинах монастыря было построено другое укрепление, находившееся под командованием Танкреда.[22]
В общей сложности осада Антиохии длилась семь месяцев, но уже после трех месяцев осады провизия в войске крестоносцев подошла к концу. Катастрофически падала дисциплина, чему во многом способствовало дезертирство. Так в январе 1098 г. из лагеря бежали Петр Пустынник и виконт Гийом Плотник. В погоню за ними послали Танкреда, который и вернул беглецов.
Чтобы восполнить недостаток продовольствия, крестоносцы организовали в конце 1097 г. экспедицию в 20 тыс. человек под командованием Боэмунда Тарентского и Роберта Фландрского. Во время налета на сарацинскую территорию это войско столкнулось с отрядами эмира Дукака Дамасского, турецкого атабека Тугтекина и князя Хомса, которые спешили на выручку Антиохии.[23] 31 декабря 1097 г. крестоносцы разбили эти отряды близ Албары и вынудили мусульман отступить. В феврале 1098 г. Боэмунд Тарентский сумел отразить у Железного моста атаку войск эмира Рудвана Халебского, также спешившего на помощь Яги-Сиану.
Однако позиции крестоносцев стали ослабевать. Катастрофически не хватало продовольствия и фуража. Умирали боевые лошади, в лагере их осталось всего около 700. Сами крестоносцы страдали от зимних холодов. Падала дисциплина. Постоянные вылазки осажденных тревожили войско латинян.[24]
В это время князь Тарентский, имевший виды на Антиохию, приступил к осуществлению своего плана по овладению городом. Прежде всего, необходимо было удалить из лагеря представителя византийского императора, великого примикирия Татикия. Очевидно, что после захвата города последний требовал бы передачи Антиохии императору в соответствие с вассальной присягой, принесенной крестоносцами. Боэмунд сообщил Татикию о якобы готовящемся против него заговоре. И напуганный византийский военачальник, который к этому времени окончательно разуверился в благоприятном исходе крестоносного предприятия, в феврале 1098 г., испросив разрешения у Алексея Комнина, покину лагерь крестоносцев.[25] Перед отъездом он пожаловал Боэмунду от имени императора Киликию.
Возможно, еще ранее Боэмунд нашел в Антиохии коменданта трех башен на западной стороне города по имени Фируз, готового пойти на сделку с крестоносцами. За большую награду и обещание неприкосновенности Фируз согласился впустить рыцарей в город. В конце мая 1098 г., когда положение крестоносцев стало совсем плачевным, князь Тарентский изложил свой план на совете предводителей, потребовав при этом, чтобы после завоевания город был передан под его власть. Некоторые предводители были против, особенно протестовал Раймунд Тулузский, тоже имевший виды на Антиохию. В связи с тем, что отношения графа Тулузского с князем Тарентским окончательно испортились, Раймунд даже предлагал передать город в соответствие с вассальной присягой императору Алексею.
Тогда Боэмунду пришлось слегка надавить на предводителей крестоносного войска. Он объявил, что уезжает домой по семейным обстоятельствам, но пришлет крестоносцам подкрепление из Италии. Это, а также весть о том, что на помощь осажденным движется огромная армия турок под командование атабека Мосула Кербоги, возымело действие, и вожди войска согласились на условия Боэмунда.
В ночь со 2 на 3 июня Фируз помог Боэмунду овладеть Башней Двух Сестер, вскоре крестоносцы проникли в Антиохию и город был взят. Яги-Сиан бежал, но был убит во время бегства армянскими дровосеками, которые принесли его голову Боэмунду.[26] Сложилась интересная ситуация: город был взят, однако в цитадели засел гарнизон мусульман под командованием Шамс ад-Дина. Кроме того, Раймунд Сен-Жилль расположил свои гарнизоны во дворце Яги-Сиана и в баше у ворот Моста. Так что за обладание городом Боэмунду нужно было еще бороться.
7. Осада Антиохии Кербогой. Продолжение похода.
Через три дня после взятия Антиохии крестоносцами город был блокирован подошедшей к нему армией Кербоги.[27]Для начала атабек заменил сына Яги-Сиана на Ахмеда ибн Меруана, одного из своих мамлюков, после чего приступил к осаде. В городскую цитадель было послано подкрепление. Как напишут потом вожди в письме к папе Урбану II, турки «окружили нас отовсюду так плотно, что и никто из нас не мог выйти и к нам не мог проникнуть».[28] Латинянам приходилось сражаться на два фронта: и с Кербогой, и с турками, засевшими в антиохийской цитадели. Начался голод. Крестоносцы «убивали своих отощавших коней и ослов и поедали их мясо»[29].
Положение латинян осложнялось частыми случаями дезертирства. Дезертиры оказали плохую услугу крестоносцам. Так, когда Алексей Комнин, спешивший на помощь франкам, прибыл в Филомелион, он встретился там со Стефаном Блуаским и еще несколькими рыцарями, бежавшими из Антиохии. Чтобы как-то оправдать свое бегство, «они уверяли, что кельты находятся в очень тяжелом положении, и клялись, что их ждет неминуемая гибель».[30] Это, а также выступление против византийцев турецкого отряда из Хорасана заставило Алексея отказаться от помощи латинянам.
В это время в Антиохии доведенные до отчаяния крестоносцы, следуя видению провансальского крестьянина Петра Бартелеми, нашли14 июня 1098 г. в церкви св. Петра наконечник копья, которым римский воин Лонгин якобы пробил тело Иисуса Христа.[31] Воодушевленные этим фактом, латиняне решили дать генеральное сражение Кербоге. 27 июня 1098 г. они отправили посольство во главе с Петром Пустынником в турецкий лагерь, однако миром дело уладить не удалось.
Битва состоялась 29 июня 1098 г. В ней армия крестоносцев, разделенная на 6 корпусов, одержала победу над турками. Возникает вопрос: как измученные и голодные крестоносцы могли победить превосходящую их армию Кербоги? Свою роль сыграло здесь и религиозное воодушевление, и безвыходность ситуации, и фактор внезапности (крестоносцы построились в боевом порядке еще в городе, а не на поле боя, как обычно). Кроме того, некоторые эмиры, например, Дукак Дамасский, увели накануне битвы свои войска. Атабек Мосула был представителем султана, его победа означала усиление позиций султана в Сирии, что совсем не устраивало тамошних эмиров, привыкших к феодальной вольнице.
Разгромив армию Кербоги, крестоносцы взяли и городскую цитадель, причем комендант сдался князю Боэмунду, и итало-нормандский отряд вошел в цитадель. Армия задержалась под Антиохией на полгода: сказалась общая усталость крестоносцев. Из-за скученности в городе вспыхнула эпидемия тифа, от которой 1 августа 1098 г. умер епископ Адемар де Пюи. Предводители с их отрядами покинули город: Боэмунд направился укреплять свое положение в Киликии, Готфрид Бульонский – в Телль-Башир и Равендан, Роберт Нормандский – в портовый город Латакию.[32]
В сентябре предводители вернулись в город. Возник вопрос: кому владеть Антиохией. Из среды крестоносных вождей выдвинулись два претендента на город: князь Тарентский и граф Тулузский. Первый мотивировал свои притязания тем, что благодаря его хитрости город был взят. Кроме того, отряды Боэмунда контролировали города и цитадель. Второй, понимая, что его шансы на владение Антиохией очень малы, из-за соперничества с Боэмундом требовал передать город императору. Однако отказ Алексея Комнина идти на помощь осажденным в Антиохии крестоносцам окончательно подорвал их доверие к нему. Вожди не собирались выполнять условия клятвы императору, который предал их в тяжелый час. Таким образом, 5 ноября 1098 г. после многочисленных споров решено было отдать Антиохию Боэмунду Тарентскому, но с условием, что он примет участие в походе на Иерусалим. Так было основано второе латинское королевство на Востоке.
В конце ноября 1098 г. Раймунд Тулузский выступил в путь. Пройдя через Ругью и Аль-Барру, граф осадил г. Маарат ан-Нуман. Вскоре к нему присоединился князь Тарентский. 11 декабря 1098 г. город был взят с двух сторон провансальцами и нормандцами, после чего крестоносцы учинили в нем страшную резню. После грабежа города Боэмунд вернулся в Антиохию.
Граф Тулузский созвал в Ругье совет предводителей, где предложил им жалование в обмен на то, чтобы он возглавил поход. Боэмунд отверг это предложение, а также потребовал вывода провансальских отрядов из Антиохии. Узнав о переговорах, простые участники похода, находящиеся в Маарат ан-Нумане, возмутились и разрушили городские укрепления. Баронам пришлось смириться с волей большинства и продолжить поход.
13 января 1099 г. Раймунд Сен-Жилль выступил на Иерусалим. Спустя несколько дней за ним последовали Роберт Нормандский, Танкред и прочие вожди. Были отозваны провансальские отряды из Антиохии, и город целиком перешел под власть Боэмунда, который вопреки клятве остался в Антиохии.
В Куфр Табе герцог Роберт и Танкред нагнали провансальцев. Продвижение и снабжение армии обеспечивалось довольно мирными отношениями Раймунда Тулузского с арабскими князьями Сирии, которые шли на контакт с латинянами, чтобы избавиться от тяжкого турецкого владычества. Крестоносцы старались идти без остановок, поэтому местные эмиры приносили им дары, стада скота и спешили отправить к соседям. Так армия миновала Шейзар, Масиаф, Рафанию, Гисн эль-Акрад.[33] Потом крестоносцы вступили на территорию эмирата Триполи, где Раймунд Тулузский разорил окресности Аркаса, а его вассалы Раймунд Пеле и Раймунд, виконт Туреньский, захватили Тортосу.
Несколько позже, чем провансальцы, пустились в поход фламандцы и лотарингцы. Князь Тарентский сопровождал их до Латтакии: опасаясь возвращения провансальцев или вмешательства императора, он вернулся в Антиохию. Крестоносцы осадили Джебайл, когда к ним прибыл гонец от Раймунда Тулузского: граф просил помочь ему в осаде Аркаса. Вновь в среде латинян начались раздоры. Готфрид требовал немедленно выступать на Иерусалим, Танкред, которому граф Сен-Жилль мало заплатил, поддерживал Готфрида, вновь волновались простолюдины. Раймунд был вынужден снять осаду и продолжить поход.
Отдохнув три дня в Триполи, войско двинулось к Иерусалиму, не трогая большие города (Бейрут, Сайду, Тир, Акку, Хайфу). 23 мая 1099 г. к армии присоединилась часть рыцарей из Эдессы и Антиохии. В Рамле состоялся последний военный совет: часть баронов предлагала двинуться через Синай в Египет, но большинство решило идти на Иерусалим. Примерно в это же время Танкред и Балдуин Ле Бург захватили Вифлеем. Здесь чуть было не повторились события в Тарсе, но необходимость торопиться не дала разгореться междоусобице.
8. Взятие Иерусалима.
На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы впервые увидели Иерусалим с горы, названной ими Монжуа.[34] Началась осада города. На тот момент в войске крестоносцев было, как сообщает в «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунд Ажильский, не более 12 тыс. человек, а рыцарей – 1200-1300. Мужское население осажденного города составляло до 60 тыс.[35] Это возмещало небольшой гарнизон Иерусалима в 1 тыс. человек, которым командовал Ифтикар ад-Даула.
В то время как франки готовились к осаде, 2 генуэзские галеры и 4 корабля с провизией захватили порт Яффы, откуда бежало население. Вскоре египетский флот[36] блокировал Яффу с моря. Тогда моряки посадили суда на мель, а сами, забрав с них все, что можно было, присоединились к крестоносцам. Разобранные части судов употребили для постройки осадных приспособлений, среди которых было 2 осадных башни. Крестоносцы расположили свои тараны и орудия напротив восточной стены, где укрепления были не такими мощными. 8 июля 1099 г. церковники объявили пост и устроили крестный ход вокруг Иерусалима. Крестоносцы так спешили со штурмом (для сравнения, имея гораздо больше сил, они осаждали Антиохию целых семь месяцев), потому что из Египта выступило на выручку Иерусалима войско под командованием визиря аль-Афдала.
Приступ начался 13-14 июля 1099 г. Крестоносцы придвинули к стенам осадные башни под начальством герцога Бульонского и графа Тулузского, сарацины в ответ стали метать в них стрелы, камни, просмоленные, намазанные воском деревяшки, обернутые в горящие тряпки.[37] Штурм продолжался весь день, и латинянам удалось сломать предстенные укрепления и засыпать ров.
На следующий день штурм возобновился. Ближе к полудню крестоносцам удалось поджечь мешки с хлопком, закрывавшие бойницы. В рядах мусульман возникла паника, воспользовавшись ею, Готфрид Бульонский подвел вплотную к стенам свою башню и перекинул мост. Так крестоносцы вошли в Иерусалим 15 июля 1099 г.
Начались грабежи и жестокое избиение жителей. Ифтикар ад-Даула сдал город и открыл Яффские ворота в обмен на сохранение жизни. Наибольшее сопротивление мусульмане оказали в священном месте Харам аль-Шариф и в башне Давида. В мечети Аль-Акса Танкред и Гастон Беарнский отдали свои знамена мусульманам, сидевшим на крыше, в знак того, что они спаслись, однако на следующий день франки перебили всех мусульман. Вообще, как латинские, так и мусульманские источники отмечают необычайную жестокость победителей в Иерусалиме. Это было вызвано в первую очередь тем, что трудно было контролировать множество жителей Иерусалима при небольшой численности крестоносного войска.
Захватив Иерусалим, необходимо было решать вопрос с организацией управления во вновь созданном королевстве, т.е. выбрать короля. Перед крестоносцами было два варианта: избрать из среды клириков патриарха[38] и создать в Иерусалиме церковное княжество, или избрать правителя из среды баронов. В первом случае основным претендентом на трон был капеллан герцога Нормандского Арнульф де Роол, во втором – Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский (герцог Нормандский и граф Фландрский спешили вернуться в Европу). 22 июля 1099 г. королем был избран Готфрид, который отказался от титула короля и принял титул защитника Гроба Господня. 1 августа 1099 г. патриархом был избран Арнульф де Роол.[39]
12 августа 1099 г. на равнине к северу от Аскалона франки разбили египетское войско во главе с аль-Афдалом. Сам город они, однако, не взяли из-за распрей между Раймундом и Готфридом. После этого вожди сочли свою миссию выполненной и покинули Иерусалим. В только что созданном королевстве остались Готфрид и Танкред, а с ними около 2 тыс. пехоты и 300 рыцарей.
9. Экспедиции 1100-1101 гг. Итоги первого крестового похода.
Захват Иерусалима произвел сильное впечатление на Западе. Вновь активизировалась деятельность проповедников. Под контролем папы Пасхалия II были созваны 2 церковных собора в Валансе и Пуатье. Под влиянием этих факторов новые массы людей выступили на Восток в 1100 г.
Новая волна крестоносцев двигалась тремя крупными отрядами. Пилигримов Ломбардии возглавил архиепископ Миланский Ансельм. Весной 1101 г. этот отряд достиг Константинополя, где к нему присоединились Этьен Блуаский, немецкие рыцари под предводительством некоего Конрада и греческий отряд в 500 человек. Возглавил войско Раймунд Тулузский, находившийся тогда в столице.
Следуя требованиям ломбардцев, граф Раймунд повел войско освобождать князя Боэмунда, плененного Гази ибн Данишмендом и содержащегося в Никсаре. Крестоносцам удалось взять Анкару, однако в 250 милях от Никсара они были разбиты Кылыч-Арсланом I.
Ополчением из Франции предводительствовали виконт Невера Гийом II и герцог Бургундский Одо. Во главе ополчения южнофранцузских и южнонемецких пилигримом встали герцоги Гийом IX Аквитанский и Вельф IV Баварский. В этом же ополчении были Гуго Вермандуа, маркграфиня Ида Австрийская и архиепископ Зальцбурга Тьемо. Оба ополчения, шедших поодиночке, были разбиты турецкими силами близ Ираклии.
Осознав опасность, малоазийские эмиры объединили свои силы для борьбы. Только в 1097 г. крестоносцам удалось успешно преодолеть территорию Анатолии. Впоследствии такие попытки будут энергично пресекаться. Это отразиться на судьбе христианских государств в Леванте, так как людской поток через Средиземное море будет недостаточен для успешной колонизации.
Первый крестовый поход по праву считается самым результативным. Выполнена была главная его цель – взятие Иерусалим. На Востоке были основаны христианские государства: графство Эдесское, княжество Антиохийское, графство Триполи (Триполи взят в 1109 г., здесь утвердились наследники Раймунда Тулузского) и королевство Иерусалимское, где утвердилась арденн-анжуйская династия (1099-1187 гг.), основателями которой были Готфрид Бульонский и брат его Балдуин I. Европейцы, осевшие на Востоке, принесли сюда европейскую феодальную систему. Вновь прибывшие крестоносцы называли их пуленами.
Успешное проведение похода способствовало возрастанию авторитета папства в Европе. Усилились итальянские республики: за пользование их флотом иерусалимские короли и прочие феодалы предоставляли им торговые выгоды, отдавали улицы и целые кварталы в городах.
Основание христианских государств в Леванте оказало значительное влияние на внешнюю политику некоторых европейских государств, особенно Франции, Германии, впоследствии Англии. Кроме того, крестовые походы оказали влияние на взаимодействие христианского Запада в целом с мусульманским Востоком.
Список источников и литературы.
Источники:
1. Анна Комнина. Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. – СПб.: Алетейа, 1996. – 703.
2. Вильгельм Тирский. История деяний в заморских землях // www.vostlit.info.
3. Даимберт, Готфрид и Раймунд. Письмо папе // www.vostlit.info.
4. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. пособие. – М., «Высш. школа», 1977. – 272 с.
5. Михаил Сириец. Хроника // www.vostlit.info.
Литература:
1. Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны / Пер. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. – 384 с.
2. Гизо Ф. История цивилизации в Европе / Франсуа Гизо. – Мн.: БелЭН, 2005. – 416 с.
3. Заборов М. А. Крестом и мечом. – М.: Сов. Россия, 1979. – 240 с.
4. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. – 320 с.
5. Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. – 512 с.
6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 568 с.
7. Мишо Ф. История крестовых походов. – М.: Алетейа, 2003. – 368 с.
8. Морисон С. Крестоносцы / Пер. с фр. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – 176 с.
9. Мюллер А. История ислама: От мусульманской Персии до падения мусульманской Испании: Пер. с нем. / А. Мюллер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 894 с.
10. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов / Сост. И. В. Ушаков. – М.: Мысль, 2001. – 442 с.
11. Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо; пер. М. Гершензона. – Изд. испр. и доп. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005. – 1086 с.
[1] Из хроники Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» // Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. – М., 1977. – С. 49.
[2] Из хроники Роберта Реймского «Иерусалимская история» // Заборов М.А. История крестовых походов … – С. 53.
[3] Из хроники аббата Гвиберта Ножанского «История, называемая Деяния бога через франков» // Заборов М.А. История крестовых походов … – С. 54.
[4] Там же. – С. 57.
[5] Там же, с. 54 - 55.
[6] Основная масса феодалов ждала наступления осени, когда урожай будет собран с полей.
[7] Византийцы называли всех европейцев латинянами. В своих мемуарах Анна Комнина также использует термин кельты и норманны для обозначения жителей Западной Европы. Ромеи – самоназвание византийцев, т.е. «римляне».
[8] Столица Румского султаната.
[9] В молодости Готфрид Бульонский принимал участие в борьбе между папой Григорием VII и императором Генрихом IV на стороне последнего. Поэтому участие герцога в крестовом походе можно кроме всего прочего рассматривать как искупление грехов перед папским престолом.
[10] Анна Комнина. Алексиада. – СПБ., 1996. – С. 283.
[11] Мишо Ф. История крестовых походов. – М., 2003. – С. 22.
[12] Главный замок Раймунда Тулузского назывался Сен-Жилль.
[13] Племянник Алексея Комнина.
[14] Мишо Ф. Указ. соч. – С. 21.
[15] Анна Комнина. Указ. соч. – С. 289-290.
[16] Первоначально Боэмунд хотел добиться титула «великого доместика Востока», т.е. главнокомандующего войсками на Востоке, однако получил вежливый отказ.
[17] К этому времени Готфрид IV Бульонский уже был вассалом германского императора, от которого получил в лен Нижнюю Лотарингию.
[18] Анна Комнина. Указ. соч. – С. 287.
[19] Туркополы – вспомогательные войска турецкого происхождения.
[20] Анна Комнина. Указ. соч. – С. 296.
[21] Анна Комнина. Указ. соч. – С. 296-297.
[22] Так называемая Башня Танкреда.
[23] Яги-Сиан отправил к Дукаку Дамасскому своего сына Шамс ад-Дина с просьбой о помощи.
[24] В результате одной из вылазок мусульманам даже удалось захватить хоругвь Адемара де Пюи.
[25] Татикий отбыл на Кипр, мотивируя это тем, что приведет подмогу крестоносцев. Уход императорского представителя рассматривался среди предводителей похода как предательство со стороны Алексея Комнина, что еще больше ухудшило отношения крестоносцев с Византией.
[26] Об этом говориться в анонимной хронике «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Ибн аль-Каланиси в своей «Истории Дамаска» сообщает, что Яги-Сиан умер близ Арманаза, упав с лошади.
[27] Кербога, шедший на выручку Антиохии, мог подойти к городу на три недели раньше. Это время он потерял, осаждая Эдессу, которую защищал Балдуин Булонский. Взять Эдессу турецкой армии не удалось, а ко времени, когда Кербога, наконец, выступил к Антиохии, город уже пал.
[28] Письмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II от 11 сентября 1098 г. // Заборов М.А. История крестовых походов… - С. 99.
[29] Там же. – С. 99.
[30] Анна Комнина. Указ. соч. – С. 305.
[31] Большинство историков считают, что находка «антиохийского копья» была сфабрикована вождями крестоносцев. В пользу этого говорит и тот факт, что многие церковные деятели, в том числе и Адемар де Пюи, не признали подлинность копья.
[32] Вскоре он был вытеснен оттуда местным населением и прибывшим с Кипра византийским отрядом.
[33] В последствии Крак де Шевалье.
[34] Гора радости.
[35] Из хроники Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» // Заборов М.А. История крестовых походов… - С. 135.
[36] Незадолго до описываемых событий Иерусалим был отбит у турок войсками египетского халифа из династии Фатимидов.
[37] Из хроники Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» // Заборов М.А. История крестовых походов… - С. 135.
[38] Последний греческий патриарх Иерусалима умер на Кипре незадолго до описываемых событий.
[39] Вскоре церковь признает выборы патриарха недействительными, заменив де Роола на Даимберта Пизанского.