Петровский острог. Особенности пребывания декабристов(1830-1839)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Реферат по «Истории Сибири»
«Петровский острог. Особенности пребывания декабристов.
(1830-1839)»
|
Чита - 2005
План
2. Вклад декабристов в развитие края. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 16
История Байкальского края, как и всей Сибири, связана не только с освоением и научными исследованиями, но и с политической жизнью России. Сюда отправляли на каторгу и в ссылку тех, кто осмеливался восставать против российских властей.
История Нерчинской каторги до сих пор не стала объектом цельного изучения и оценки[1]. Ее различные периоды и аспекты исследованы крайне неравномерно. Первый опыт такого рода предприняло само правительство в связи с началом разработки реформы всей тюремной системы страны, определив главной темой исследований систему управления сибирской каторгой и ссылкой. О положении дел на Нерчинской каторге широкой общественности впервые стало известно благодаря книге писателя-народника С.В. Максимова "Сибирь и каторга" (1871 г.). Положению заключенных в забайкальских тюрьмах посвятил цикл публицистических статей, основанных на личных впечатлениях м опубликованных на страницах журнала "The 19th Centuary", П.А. Кропоткин. Нечеловеческие условия тюремного режима, труда и быта на Нерчинской каторге в 1880-е гг. подробно описал в своей книге "Сибирь и ссылка" американский журналист Дж. Кеннан. Сибирская каторга и ссылка были в конце XIX в. предметом широкого общественного обсуждения и постоянной критики, что находило свое отражение в печати. Примером этого является яркий публицистический очерк Н.М. Ядринцева "Ссылка и ссыльные в Сибири", напечатанный в многотомном красочном издании "Живописная Россия" (Т. 12. Ч. 1 (1895)). В начале XX в. в отдельных газетах и журналах появляются статьи о положении политических заключенных.
В советское время основное внимание уделялось изучению истории политической каторги в соответствии с ленинской периодизацией революционного движения. Среди работ 1920—1930-х гг. преобладали мемуары. Немалый вклад в освещение этой темы внесло "Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев" публикациями на страницах журналов "Красный архив", "Былое", "Каторга и ссылка". Обществом готовилось издание обобщающего труда по истории политической каторги и ссылки в России, в котором Нерчинской каторге предполагалось отвести отдельную главу. Вышло три сборника воспоминаний и документов — "Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги" (1927 г.), "На женской каторге" (1930г.), "Нерчинская каторга" (1933г.). Еще раньше вышел сборник "Карийская трагедия. 1889" (1920 г.), посвященный одному из самых драматических событий Нерчинской каторги. Общество проделало огромную работу по сбору материалов, но, к сожалению, данная работа не была завершена. Общество закрыли, а большую часть его активистов и политических узников Нерчинской каторги уничтожили в годы сталинских репрессий.
В 1920—1930-х гг. изучением Нерчинской каторги занимались историки-марксисты В.Д. Виленско-Сибиряков, М.М. Константинов, Н.Ф. Чужак (Насимович). Серия интересных статей на эту тему появилась в "Сибирской Советской энциклопедии" (1929—1930 гг.). Издание ее завершить не удалось в связи с тем, что многие члены редколлегии и авторы были репрессированы. С середины 1930-х до середины 1950-х гг. каторга и ссылка изучались слабо, они нашли отражение только в пятитомной работе,М.Н. Гернета "История царской тюрьмы" (1941 —1956 гг.). Интерес к этой теме возрастает со второй половины 1950-х гг. Вопросами ссылки и каторги занимаются такие историки, как В.М.Андреев, Л.П. Рощевская, Л.А. Ушакова, Р.Г. Круссер, З.Т. Тагаров. В 1970—1990гг. вышел ряд сборников по данной тематике (Ссылка и каторга в Сибири (XV1I1 — начало XX в.), 1975 г.; Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVI11 —начало XX в.), 1978г.; Политические ссыльные в Сибири (XVIII — начало XX в.), 1983 г.; Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга, 1993г.). Истории Нерчинской политической каторги во второй половине XIX в. посвящена монография З.В. Мошкиной (1998г.).
Опубликовано немало материалов о наиболее значимых фигурах революционного движения, прошедших через каторгу, — Н.Г. Чернышевском, М.Л. Михайлове, Н.А. Ишутине, И.Н. Мышкине, П.А.Алексееве, революционерах-большевиках (В.К. Курнатовском, Е.М. Ярославском и т.д.). В рамках подготовки "Энциклопедии Забайкалья" издан трехтомный библиографический справочник "Государственные преступники на Нерчинской каторге (1861 —1895 гг.)" [Патронова, 1999].
Громадный пласт литературы посвящен декабристам. Он включает в себя материалы следствия, воспоминания, исследовательские работы. Декабристская тематика стала особенно популярна в советское время. Восточно-Сибирским книжным издательством выпущена серия книг "Полярная звезда" с документальными материалами о жизни и деятельности декабристов. Итоги различных конференций обобщены в серии научных сборников "Сибирь и декабристы" (1978, 1981, 1983, 1985 гг.). В эти же годы издано большое количество научно-популярной работы.
В этой работе и будет рассматриваться тема пребывания декабристов на каторге.
Пребывание декабристов в крае — первый и наиболее яркий эпизод из истории Нерчинской политической каторги. Это были участники восстаний на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине в декабре 1825 г., а также примыкавшие к ним по политическим взглядам члены тайных обществ. Они выступали против крепостного права— "рабства, утвержденного законом", за прогрессивное переустройство общества. Декабристов лишили всех прав и приговорили к разным срокам каторжных работ с последующей ссылкой. Как особо опасных государственных преступников решено было их отправить на Нерчинские рудники. Всего по этому делу в Забайкалье оказалось 88 декабристов-дворян, 5 солдат и 11 самоотверженных женщин, приехавших вслед за мужьями[2].
Первая партия декабристов из 8 чел. (С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьев, В.Л.Давыдов, А.Я.Якубович, братья А.И. и П.И. Борисовы) прибыли на Благодатский рудник в октябре 1826 г. Здесь они содержались в кандалах, работали под землей, не имели необходимых вещей, книг, права переписки с родными. Вслед за мужьями сюда приехали М.Н. Волконская и Е.И. Трубецкая.
Уже в декабре 1826 года декабристов привезли на Благодатскии рудник нерчинских заводов и поместили в тюрьму - "темную, грязную и вонючую каморку, на съедение всех видов насекомых". Работали заключенные ежедневно по 6 часов, в шахте на глубине около 150 м. Цепи не снимали ни на работе, ни на отдыхе. Здесь, на Нерчинских рудниках, "бунтовщиков" не любили. Защитой им служила только петербургская инструкция, которая предписывала следить за здоровьем осужденных. Начальник рудников открыто говорил, что "без этой закорючки я бы их 6 два месяца 6 расход вывел". В таких условиях "перворазрядные" декабристы прожили почти год. Дело дошло даже до голодовки протеста - первой в истории российской каторги. Положение несколько облегчил приезд в жен заключенных - М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой.
М.Н. Волконская так писала о тюрьме Благодатского рудника: "Тюрьма находилась у подножия высокой горы, это была прежде казарма, тесная, грязная,'отвратительная. Тюрьма состояла из двух комнат, разделенных большими холодными сенями. Одна из них была занята беглыми каторжными... Другая была предназначена нашим государственным преступникам. Вдоль стен комнаты находились сделанные из досок некоторого рода конуры или клетки, назначенные для заключенных... Отделение Сергея имело только 3 аршина в длину и 2 в ширину; оно было так низко, что он не мог стоять; он занимал его вместе с Трубецким и Оболенским. Последний, для кровати которого не было места, велел прикрепить для себя доски над кроватью Трубецкого. Таким образом, эти отделения являлись маленькими тюрьмами в стенах самой тюрьмы".
С 1827 по август 1830 гг. почти все декабристы содержались в Чите. Специально для них были построены два каземата, огороженных острожными стенами. М.А. Бестужев писал: "Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге...". В Чите отсутствовали рудники, и поэтому выполняемая декабристами работа не была тяжелой. Они убирали улицы, засыпали овраги, работали на мельнице, но и во время всего своего пребывания в Чите продолжали оставаться закованными в кандалы. В них они посещали Михайло-Архангельскую церковь, расположенную рядом с казематом. В Читинском остроге декабристы устроили "каторжную академию", в которой учились друг у друга. Была создана коллективная библиотека, желающие изучали иностранные языки,
В Читу А.Г. Муравьева привезла декабристам стихотворное послание А.С. Пушкина "Во глубине сибирских руд..." (Послание в Сибирь). Поэт передал его А.Г. Муравьевой перед ее отъездом на каторгу к мужу. Оно начиналось словами:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ, в котором были такие строки:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Одоевский (кн. Александр Иванович) - поэт (1803-1839). Получив прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку.
За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь через два года умер, оплакиваемы не только товарищами, но и всеми знавшими его рядовыми и горцами.
Для следующей партии менее "разрядных" декабристов в это время срочно строилась тюрьма на Акатуйском серебряном руднике. Самих каторжников, числом 70 человек, зимой 1827года временно собрали в Читинском остроге, где тогда было два десятка изб и несколько казенных строений. "Мы были набиты, как сельди в бочке", - вспоминал М.А. Бестужев. За неимением в Чите рудников декабристов использовали главным образом на земляных работах, а в морозы - на ручных мельницах. Соблюдались все строгости каторжного режима - ручные и ножные кандалы, запрещение читать и писать, общаться с "вольными". Некоторые послабления начались с прибытием в Читу жен декабристов. Поэтическое слово имело тогда огромное влияние на умы и сердца образованных людей. И пушкинское послание дало его адресатам "второе дыхание". А. Одоевский сочинил известный "Ответ из Сибири" - "Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли...". Более того, началась подготовка к побегу на Амур и далее, в Китай. Одновременно на Зерентуйском руднике началась подготовка... вооруженного восстания. Дело в том, что туда в феврале 1828 года прибыла очередная партия декабристов - боевых офицеров, участников восстания Черниговского полка: И, И. Суханова, Б.Н. Соловьева, А. И. Мозалевского. Вот они-то и разработали план восстания. Он предусматривал освобождение узников Зерентуйского и соседних рудников, поход на рудник Благодатский, захват оружия, объединенный подход восставших на Нерчинск, захват крепостной артиллерии, наступление на Читу и освобождение заключенных там декабристов. Началась уже и практическая подготовка восстания. Навеет планы, разрушило предательство одного из участников заговора. Дело кончилось военным судом и расстрелом зачинщиков.
А декабристов изъяли из всех "общих" мест заключения, и загнали в самую глухомань - на Петровский железоделательный завод, находившийся в 1000 км на северо-запад от Нерчинска, за грядой Яблоневого хребта. Это перемещение закончилось в сентябре 1830 года. Для них была построена новая тюрьма. Петровский Завод был довольно крупным поселением с 2 тыс. жителей и железоделательным заводом[3]. Посредине селения на болоте находилась большая мрачная тюрьма, ее четырехугольное здание было разделено на 12 изолированных отделений, по 5 камер в каждом. Камеры не имели окон и освещались через стекла в двери, выходившей в светлый коридор. Здесь продолжила работу "каторжная академия", была создана артель, в кассу которой вносились деньги для организации общего питания. Это уравнивало тех, кто получал деньги от родственников, и тех, кто не имел такой возможности.
Но удаленности и недоступности места властям показалось мало, и всех каторжников постарались разместить в одиночках - сырых казематах без окон.
Но и здесь в дело вмешались жены декабристов. Они избрали безотказную тактику - просто правдиво описывали все происходящее на Петровском заводе своей петербургской родне, которая составляла элиту высшего общества. Петербургский аристократический свет был шокирован, и его ропот заставил императора смягчить режим. Смягчение началось с прорубленных окошек в камерах, а закончилось тем, что уже в 1831 году семейным декабристам было разрешено жить в отдельных домах, построенных специально для этой цели рядом с тюрьмой. Из этих домов вскоре выросла целая улица, названная самими декабристами "Дамской".
Общение каторжных, а затем ссыльных декабристов было не только интеллектуальным. У них постепенно сложилась хорошо налаженная система взаимопомощи, так называемая "Артель". Дело в том, что декабристы принадлежали к дворянским семействам различного достатка. Кого-то содержала или поддерживала на достойном уровне состоятельная родня, а кто-то был вынужден существовать исключительно на казенное пособие ссыльнопоселенца: два пуда муки в месяц и деньгами 6 копеек в день (при том, что короба стоила 2 рубля, а овца - от 30 до 50 копеек). Бот это неравенство между собратьями по убеждениям и судьбе "Артель" и старалась исправить.
При выборе места ссылки власти учитывали и мнение самих ссыльных, их родственные и дружеские связи, сложившиеся на каторге. Так, А.М. Муравьев, отбыв свой каторжный срок, еще три года "дожидался" в Петровске брата Николая, чтобы поселиться с ним в Селенгинске. Там же пожелали поселиться вместе К.П. Торсон и братья Бестужевы. Супруги Болконские просили поселить их вместе с доктором В.ф. Вольфом, так как в его наблюдении нуждались их дети. Многие декабристы, и даже из родовитых семей, выйдя на поселение, женились на местных казачках, крестьянках и даже ясачных. То есть тунгусках и бурятках. Так поступили, например, В. Раевский и Кюхельбекеры.
С 1832 г. декабристы, у которых заканчивался срок каторги, начали отправляться к местам поселения. Им предстояла теперь пожизненная ссылка в Сибири.
Забайкальская каторга для многих декабристов явилась не только наказанием, но и школой народной жизни. Яснее и точнее всех это выразил М.С. Лунин: "Настоящее поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили". И это после десяти лет каторги.
К 1840 году тюрьма Петровского завода опустела - у большинства декабристов закончились сроки каторжных работ.
На поселении здесь остался только И.И. Горбачевский. В 1863г. он получил право жительства в Петербурге, но так им и не воспользовался, навсегда оставшись в Петровском Заводе. Здесь же находятся могилы А.Г. Муравьевой, декабриста A.M. Пестова, детей декабристов — А. Анненковой, И. Фонвизина, О. Муравьевой, А. Ивашева. Все вместе они составили мемориал, получивший название "Некрополь декабристов". Здесь же похоронен комендант тюрьмы С.Р. Лепарский, который, по мере возможности, всегда помогал декабристам и получил за это их признание.
На поселении в Забайкалье, кроме И.И. Горбачевского, остались братья Н.А. и М.А. Бестужевы (Селенгинск), Д.И. Завалишин (Чита), А.И, Вегелин и К.Г. Игельстром (Сретенск), П.В. Аврамов, К.П.Торсон, В.Я.Кюхельбекер (Ак-ша), А.Н.Луцкий (Нерчинск), братья П.И. и А.И. Борисовы (с. Подлапатки на Хилке).
Где-то в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе затерялись могилы солдат-декабристов, а также могила И.И. Сухинова. Он еще в 1828 г. пытался организовать восстание всех заключенных Нерчинской каторги. Не желая подвергаться позорному наказанию, Сухинов повесился в тюремной камере. За резкие антиправительственные письма был вторично арестован, закован в кандалы М.С.Лунин. Лунин - единственный из декабристов, кто приговаривался к каторге дважды. Уже будучи на поселении в селе Урики, близ Иркутска, он под видом семейной переписки со своей сестрой, графиней Е.С. Уваровой, рассылал полемические письма и политические памфлеты. Это кончилось новым заключением в каторжной тюрьме Акатуя - самой страшной тюрьмы Сибири, где он был уже один среди уголовников. Там он и погиб в 1845 году.
2. Вклад декабристов в развитие края
Большинство декабристов в ссылке оставили революционную деятельность и занялись просветительством. И, может быть, как раз в этом и состоит их главная заслуга перед Россией. Они изучали быт, нравы, обычаи местного населения. Одно из первых опубликованных этнографических исследований Бурятии принадлежит Н.А. Бестужеву. Но не только это. Например, за двухколесной бричкой, очень удобной для передвижения по забайкальскому бездорожью, навсегда закрепилось название "бесту жевка". Братья Бестужевы, Борисовы, некоторые другие декабристы активно распространяли среди населения агрономические, гигиенические знания; на свои средства устраивали амбулаторные пункты, небольшие больницы. Особенно плодотворны были усилия декабристов в деле организации народного образования, декабристские школы, устроенные по так называемой "ланкастерской" системе, открывались по всей Сибири, в том числе и в Иркутске, Петровском заводе, иркутском селе Олонки.
Декабристы опубликовали огромное количество научных и публицистических работ по самым разным вопросам сибирской жизни - земледелию, просвещению, по национальному вопросу, экономике и другим. Эти статьи, книги, письма будили интерес просвещенной части русского общества к Сибири, ее значению для России, ее нуждам и проблемам.Так декабристы отплатили добром за то невольное зло, которое причинила им сибирская земля, в которой большинство из них и осталось.
Пребывание декабристов — представителей наиболее просвещенных людей эпохи — способствовало развитию края. Они внесли большой вклад в его изучение, в просвещение, здравоохранение и другие сферы жизни[4].
"Благодаря" разгрому тайных обществ дворян-революционеров в Читинском, а потоми в Петровском, острогах на время поневоле собрался цвет русской интеллигенции. Такая концентрация просвещенных, высокообразованных людей в тюремной тесноте привела к созданию "Каторжной академии". На ее "конференциях" "академики" читали друг другу лекции, каждый по наиболее близкой ему тематике. Курс истории вели Н.А. Бестужев, U-M- Муравьев, П.А. Муханов, М.М. Спиридонов; курс русской литературы - A.M. Одоевский, своими наблюдениями и воспоминаниями делился участник первой русской кругосветной экспедиции К.П. Торсвн; медик.К.Ф,- -Болыр преподавал физику, химию, анатомию, физиологию; П.С. Бобрищев-Пушкин - высшую математику; Д. Завалишин и Ф. Ъадковский - астрономию. А братья А. и П. Борисовы, образованные ботаники, энтомологи и орнитологи, в свободное время занимались... сбором коллекций местных растений и насекомых, в том числе бабочек. И это все в ручных и ножных кандалах! И все они так или иначе занимались литературным трудом, музыкой, пением, то есть старались жить в традициях просвещенного дворянства своего времени. Только по восшествии на престол нового императора Александра 11 декабристам была объявлена амнистия, но вернулись живыми очень немногие.
С самого начала присоединения к России Забайкалье становится местом ссылки и каторги для разного рода преступников. По мере оформления Нерчинской каторги Забайкалье стало основным центром каторги и ссылки в стране. Ссылка сыграла значительную роль в заселении и хозяйственном освоении края. Определить число сосланных в Забайкалье за два с лишним века практически невозможно. Многие деревни почти целиком были заселены ссыльнопоселенцами, бывшими каторжниками и их потомками. Значительное количество ссыльных оседало и в забайкальских городах. Правительство использовало ссылку как способ заселения края, комплектования воинских гарнизонов, обеспечения рабочими промышленных предприятий. Благодаря использованию труда ссыльнокаторжных на рудниках и приисках страна получила громадное количество серебра и золота[5].
Велико было значение ссылки в формировании облика забайкальцев, но оно было двояким. Край постоянно пополнялся разного рода уголовными преступниками, что способствовало росту преступности и снижению нравственного уровня общества. Данная категория ссыльных была настоящим бедствием для крестьян и горожан. С другой стороны, среди ссыльных, особенно государственных преступников, было немало людей образованных. Они занимались просвещением населения, изучением края, вели широкую культурную работу. Уже одно общение с ними расширяло кругозор населения. Неоценимый вклад внесли декабристы в развитие Забайкалья. Заметный след оставили ссыльные поляки. Они организовали первые сыроваренные заводы и даже фабрику по производству сигар из местного табака, работали частными учителями, обучая иностранным языкам, музыке, танцам.
Список использованной литературы
1. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк, Новосибирск «Наука», 2000.
2. Словцов П.А. Историческое Обозрение Сибири.-СПб.,1886.-Кн.1.-Период 3.
3. Нечкина М.В. Декабристы: Учебн. пособие. - М.: Наука, 1976 – 183 с.
4. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России: Учебн. пособие. – М.: АСТ, 2001 – 576 с.
5. Окунь С.Б. История СССР (1812 – 1825 гг.): Учебн. пособие. – Л.: ЛГУ им. Жданова, 1978 – 232 с.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учебн. пособие. – М.: Простор, 2001 – 651 с.
[1] Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк, Новосибирск «Наука», 2000, стр.182
[2] Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк, Новосибирск «Наука», 2000,стр.184
[3] Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк, Новосибирск «Наука», 2000, стр.185.
[4] Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк,Новосибирск «Наука», 2000, стр.186
[5] Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. Общий очерк, Новосибирск «Наука», 2000, стр.187