Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток

Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток

Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток (1928-1941 гг.)

Е.Ю. Прокофьева

Ретроспективный анализ истории становления и развития такого явления, как советская культура 20-х - 30-х гг. XX в., на современном этапе перехода России к новой модели общественного развития представляется весьма актуальным. В этой связи существенно важным является также обобщение позитивных моментов исторического опыта организации повышения культурно-технического уровня рабочего класса Центрального Черноземья в годы реконструкции хозяйства СССР (сер. 20-х - нач. 40-х гг.).

В Центральном Черноземье прежде не существовало развитой индустрии, а кадры рабочего класса формировались из крестьян, впервые пришедших в город и не обладавших необходимым минимумом квалификационных навыков. По расчетам академика С.Г. Струмилина, общая грамотность, полученная рабочим за год обучения, обеспечивала рост производительности его труда в среднем на 30 %, в то время как рост производительности труда неграмотного рабочего, обладавшего лишь практическими навыками, полученными на производстве, составлял от 12 до 16 %, то есть год школьного образования давал примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год обычного заводского стажа. При этом эффективность от повышения производительности труда грамотных рабочих в 26,7 раза перекрывала государственные затраты на их школьное обучение [1].

В Центральном Черноземье в годы 1-й пятилетки 100 тыс. культармейцев обучили грамоте более 1 млн. человек [2]. По оценке Наркомпроса РСФСР, эти цифры были рекордными для Советской России. По решению XVI съезда ВКБ (б), обязавшему в процессе организации всей культурной работы применять методы соцсоревнования, был подписан договор о соревновании по ликвидации неграмотности между Центрально-Черноземной областью и Средне-Волжским регионом. В условия соревнования входили: полный учет неграмотных и малограмотных, охват сетью ликбеза всех неграмотных, сроки достижения сплошной грамотности, посещаемость точек ликбеза, постановка политпросветработы в школах и кружках ликбеза, меры по укреплению культурного фонда регионов. К середине 1-й пятилетки Курский округ, а затем и другие округа ЦЧО в числе первых по РСФСР перешли на непрерывный учебный год в сети ликбеза (согласно Постановлению ВЧК по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР и Центрального штаба ликбезпо-хода от 30 марта 1930 г. «О непрерывном учебном годе») [3]. О росте грамотности населения ЦЧО в эти годы свидетельствуют обобщенные данные табл. 1 [4].

Год



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена