Полибий: политический портрет Филиппа V
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
Полибий: политический портрет Филиппа V.
Выполнил: студент 411гр.
Исторического факультета ИИФК ДВГУ
Пешков Дмитрий Андреевич.
Проверил: ст. преподаватель
Щербина Анатолий Александрович
Владивосток.
2010 год.
Оглавление
Биография Полибия.
«Всеобщая история» Полибия.
Восхождение на престол. Черты характера Филиппа по Полибию.
Начало и причины войны союзнической войны(220-217 гг. до Р. Х.).
Борьба приближенных Филиппа за влияние над царем.
Разбирательство об убийстве Айдеманта.
Разорение Ферма македонянами.
Превращение Филиппа из великодушного царя в свирепого и ненавистного тирана.
Вмешательство Рима в дела Филиппа.
Перемены в характере Филиппа.
Ответ сына за своего отца.
Заключение.
От античности дошли очень скудные сведения, относящиеся к биографии Полибия. Сам историк говорит о себе очень мало. Полибий был рожден по разным версиям в 211/0[1] г. до Р.Х. или 208 г. или 205 г. или 198 г. до Р. Х.точность даты зависит от источника, на который ссылается исследователь. Полибий родился в крупной и знатной семье, отец Полибия, Ликорт являлся крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, он неоднократно избирался стратегом союза. С первых дней жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера во многом определялась его происхождением, авторитетом его семь и связями.
Известен ряд промежуточных дат из жизни историка. Это 166/167 г. до Р.Х., когда Полибий вместе со своими соотечественниками был интегрирован в Рим. Известно также, что когда в 180 г. до Р. Х.он был назначен в посольство к Птолемею V, он не достиг еще необходимого возраста, т.е. 30 лет. Упоминается также, что в 183 г. он нес урну с прахом Филопемена. Второй раз имя историка упоминается в связи с несостоявшимся посольством в Египет в 180 г. до Р. Х.[2]
Можно предположить что, что он участвовал вместе со своим отцом в Мессенском походе 182 г. до Р. Х. Не вызывает сомнений что Полибий имел опыт ведения военных действий.
В 170/169 г. до Р. Х. Полибий был избран гиппархом. В 169 г. до Р. Х. он был назначен во главе посольства к консулу в Фессалию[3]. В 167 г. Полибий вместе со своими соотечественниками был интернирован в Рим. Благодаря ходатайствам Квинта Фабия Максима и Сципиона Эмилиана он, в отличие от своих соотечественников, которых расселили по городам Этрурии, был оставлен в Риме[4].
Полибий был введен в дом Сципионов. С этого времени начинается тесная дружба с Сципионом Эмилианом, которая продолжалась всю жизнь и которой наш историк очень гордился. Отношения между Полибием и Эмилианом происходило на равных. Полибий знал обо всех происходящих событиях. Он неоднократно давал советы Сципиону и по сообщению Павсания: « Всякий раз, когда Сципион следовал увещеваниям Полибия, он добивался успеха. А в чем он не внял его увещеваниям, терпел, как рассказывают, неудачи[5]». Известно, наконец, что Полибий присутствовал в 146 г. при захвате Карфагена и сдачи в плен карфагенского полководца Гасдрубала. На период со 149 по 146 гг. падает большое путешествие нашего историка вдоль западного побережья Африки, которое еще при жизни принесло ему большую известность.
Полибий мог стать лидером Ахейского союза, но в связи с занятостью сенатом военными действиями в Северной Африке, вопрос о Ахейском союзе был отодвинут на второй план. После разгрома Ахейского союза, Полибию было поручено обходить все греческие города и разрешать все споры до тех пор, пока жители не привыкнут к новым установлениям. С этого времени и до самой смерти в руках Полибия находились все нити умиротворения соотечественников. Полибий сам устанавливал для греческих городов некоторые законы. На основании сообщения Павсания можно предположить, что законодательная деятельность Полибия была санкционирована сенатом на основании ходатайства полисов, ранее входивших в Ахейский союз.
Помимо «Всеобщей истории» им были написаны: биография Филопемена, труды, посвященные экваториальным землям, событиям нумантийской войны, об организации римской армии и тактике военных действий[6].
Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества. В отдельных городах ему были возданы почести при жизни и после смерти. Павсаний сообщает о стеле на центральной площади Мегалополя с рельефным изображением и надписью что он много путешествовал и был союзником римлян, что он написал «Всеобщую историю» и т. д. Неподалеку в храме Владычицы, изображение Полибия венчалось надписью: «Эллада не пострадала бы вовсе, если бы следовала во всем указаниям Полибия; потом, когда ошибка была сделана, он один помог ей». Изображения Полибия имелись также в храме Мантинеи, в Палантии в храме Коры, на площади, на площади Тегеи.
По свидетельству Лукиана Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.[7]
Историографическое творчество Полибия замыкает собой большой период истории описания независимой Эллады. Труд состоит из 40 книг. С 1 по 5 Полибий рассказывает о событиях с 260 по 220 гг. Полностью была утеряна 17 книга, многие отрывки утеряны в большинстве книг.
Он стремится создать свой канон написания исторического произведения. По его мнению, оно должно носить всеобщий характер, т.е. охватывать в своем изложении события, одновременно происходящие как на западе, так и на востоке, причем изложение должно быть синхронным. Далее, история не должна носить праздный, развлекательный характер, предназначенный позабавить досужего читателя. Напротив, ее задача научить его, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах в будущем, аналогичных или сходных произошедшим в прошлом[8]. Полибий формирует деловой, прагматической истории. Он требует от историков, чтобы они обладали достаточным опытом в военных и политических делах. По мнению Полибия историк должен быть свидетелем тех событий, о которых он пишет. Сам Полибий говорит о себе: «Я не только был очевидцем большинства событий, но и учувствовал в них и даже направлял их[9]». События, которые охватывает книга, датируются с 260 по гг. до Р.Х. по 146 г до Р. Х.
Другим существенным элементом является роль судьбы. У Полибия она выступает как некая полновластная правительница мира. Люди и целые государства не в силах изменить ее решения и могут лишь вверить себя, ее воли. Также судьба выступает в роли устроителя и распорядителя состязания, эта функция у Полибия применяется к локальным событиям. Также судьба могла раздавать царские венцы. В ряде случаев судьба выступает в роли помощника в человеческих делах. К «судьбе-помощнику» близка «судьба-дарительница». Судьба может наделять людей хорошими качествами. Судьба выполняет у Полибия роль некоего пробного камня, на котором испытываются характеры людей. Судьба может выполнять роль наставницы. Она может доставить успех людям наделенным доблестью, мужеством. Важной функцией судьбы является обновление мира. Судьба постоянно совершает что-либо новое и постоянно вступает в спор с жизнями людей. Судьба выступает у Полибия как решающий аргумент в той или иной ситуации.
Полибий дает 6 форм государственного устройства. Первая это единовластие, характерным для нее является господство физической силы и отсутствие нравственных установлений. С началом развития единовластия на основе нравственных понятий, которые Полибий связывает с образованием семьи и семейных отношений[10] единовластие превращается в царскую власть. Когда глава отличается рассудительностью, когда царь не сильно отличается от стального народа, а власть не передается по наследству можно говорить о монархии. Но когда царь начинает вести разгульный образ жизни, отличается необыкновенным одеянием от подданных, начинают передовать власть по наследству.
Далее Полибий переходит к описанию олигархии и аристократии. Истинная аристократия управляется на выборной основе справедливейшими и разумнейшими людьми. Олигархия мыслится как форма правления, основанная на противоположных качествах – отсутствии выборности и своекорыстии людей, стоящих у власти. Хорошую демократию Полибий определяет как преобладание мнения большинства. Остальные признаки демократии носят морально-этический характер: почитание богов, забота о родителях, уважение старших и почитание законов. Охлократию Полибий определяет следующим образом: «Нельзя считать демократическое устройство такое, в котором чернь может делать, что хочет и мыслит для себя».
Внутреннее развитие форм проходит 5 стадий: зарождение, возрастание, расцвет, изменение, завершение. Также Полибий показывает форму смешанного государства, где соединяются преимущества лучших форм государства и которое не проходит цикл развития.
В результате мы видим, что Полибий во «Всеобщей истории» показал не только конкретные события коих он был современником или о которых узнал от очевидцев, но и показал нам канон настоящего исторического труда, показал роли судьбы в историческом процессе, а также передал развитие форм государственности.
Восхождение на престол. Черты характера Филиппа по Полибию
Филипп, сын Деметрия II(239-229 гг. до Р. Х.), стал царем Македонии, сменив своего дядю Антигона III Досона. Ему было 17 лет когда он взошел на престол[11].
Полибий описывает Филиппа как человека отважного, доблестного, обходительного с союзниками, за что снискал славу не только в среде участников похода, но и среди прочих пелопоннесцев.
Так же Полибий отмечает в Филиппе высокую степень проницательности, радушия, память. Филипп в юношестве был очень религиозен: по прибытии в Олимпию он первым делом принес жертву богам в главном храме[12]. Филипп не спешил делать необдуманных, скоропостижных решений: узнав о расправе над эфором Айдемантом, был собран совет, где им были заслушаны разные предложения в отношении к лакедемонянам[13], но об этом будет сказано позже.
Полибий видит в Филиппе человека, который воюет по правилам предков: воюет в открытом бою, мягко обходится с пленниками, не разрушает города, заботится о войске ( идя медленно по Ифории, преодолев теснину, давал своему войску собирать добычу с полей, после похода вся добыча была поделена между войском).
Начало и причины войны союзнической войны(220-217 гг. до Р. Х.)
В 220 г. Филипп прибыл в Коринф, где был собран совет, на котором союзники Македонии высказали все недовольства против этолян. Беотяне сетовали на то, что этоляне в мирное время осквернили храм Афины Итонии, фокидяне – что они же пошли войною на Амбрис и Давлий и покушались взять эти города, эпироты – что разгромили их область; акарнаны рассказывали, каким образом этоляне вели предательские козни против Фирея и дерзнули напасть на город ночью. В дополнение к этому ахеяне сообщили, каким образом этоляне при помощи пиратов захватили Кларий в мегалопольской области, по пути разорили поля патрян и фариян, разграбили Кинефу, ограбили святилище Артемиды в Лусах, осадили город клиторян, напали с моря на Пил, а с суши на Мегалополь. Филипп, выслушав все жалобы, поставил вопрос о голосовании, об объявлении войны этолянам. Решение было принято единогласное.
Однако Филиппом было послано извещение этолянам, что они, явившись на совет в Коринф, могут уладить спор, если смогут предоставить весомые оправдания в ответ на жалобы[14]. Тем самым Полибий хотел показать миротворческий характер Филиппа, что он хотел уладить спор миром.
Борьба приближенных Филиппа за влияние над царем
Антигон II Досон, умирая, позаботился о будущем Македонии: каким образом и какие личности должны ведать отдельными частями управления. Так Апелла был назначен одним из руководителей Филиппа, Араты старший и младший являлись советниками Филиппа, Леонтий начальником пелтастов, Мегалей правителем царской канцелярии, Таврион заведующим делами Пелопоннеса, Александр начальником дворцовой части[15].
Апелла хотел поработить ахеян, но его плану мешал Арат старший и его друзья, к которым благоволил Филипп. Апелла подружился с противниками Арата. Поле этого он представлял их Филиппу, каждый раз напоминая, что если он будет поддерживать дружбу с Аратом, то вынужден будет обходиться с ахеянами по правилам союза. Если же последует его советам и изберет себе в друзья подобных людей, то будет распоряжаться всеми пелопоннесцами по собственному усмотрению.
Апелла стремился порвать дружбу между Аратом и Филиппом, для этого он придумал план чтобы оклеветать Арата. Он обратился к царю с уверением что Арат и товарищи его не питают истинных дружественных чувств к македонянам и что расположение их к царю не искренне, обвинил их в неудаче заключения союза с элийцами. Арат потребовал расследовать это дело внимательно. Царь пообещал разобраться. Апелла не смог предоставить ни каких доказательств вины Арата. Филипп признал ложность обвинений. С этого дня он все больше привязывался к Арату и ценил его, напротив, с недоверием относился к Апелле; однако огромное влияние последнего вынуждало царя оставлять безнаказанными многие его проступки.
К сожалению, не к чему хорошему козни Апеллы не привели. Апелла вместе с Леонтием и Мегалеем кончили свои дни в Халкиде, отодвинутые от царя.
Апелла пытался сделать Филиппа своей «марионеткой», получить власть над ним, а в следствии и над всем союзом, но Филипп проявил силу воли и не дал получить над собой власть.
Разбирательство об убийстве Айдеманта
После свержения царской власти в Лакедемонии. Власть перешла к эфорам и начались распри. Трое из них вступили в отношения с этолянами, в той уверенности, что Филипп еще слишком юн чтобы совладать с делами Пелопоннеса. Но когда этоляне быстро покинули Пелопоннес, а Филипп еще быстрее прибыл из Македонии, страх овладел тремя эфорами. Среди оставшихся двух эфоров был Айдемант, который считал македонян «спасителями и благодетелями, с царем в главе[16]». Против Айдеманта был составлен заговор. Айдемант был заколот на площади во время волнения назначенными молодыми людьми.
Эфоры сказали Филиппу о расследовании этого дела. Айдемант был объявлен виновником волнения на площади. На совете Филипп выслушал два предложения. Одни, уверенные, что Айдемант погиб за дружественное расположение к македонянам и что лакедемоняне действуют сообща с этолянами советовали Филиппу поступить с ними также как Александр Македонский с фиванцами (в 335 г до Р.Х. в Фивах вспыхнуло восстание, оно было жестоко подавленно, город разрушен, уцелевшие жители проданы в рабство, пощажены были только храм, дом и семейство Пиндара[17]). Другие, из числа старейших, доказывали, что такая мстительность превосходила бы меру преступления, и что наказать следует виновных, и по отрешению их передать власть в руки друзей царя. Последним говорил царь, он считал что пока речь идет о несправедливых действиях союзников внутри своих государств, до тех пор ему стоит довольствоваться для восстановления порядка устными или письменными увещаниями и напоминаниями. И только в тех случаях, когда обиды касаются целого союза, должно следовать общесоюзное вмешательство. В результате было принято решение чтобы оставить случившееся без возмездия.
В данной ситуации Филипп повел себя как человек, умеющий сложить все за и против, человек, рассчитывающий свои действия на шаг вперед. Если бы он принял решение схожее с первым предложением, то его бы стали считать не расчетливым и благородным царем, а злым и беспощадным тираном.
Разорение Ферма македонянами
В 219 г. до Р. Х. Филипп V достиг Ферма. Расположившись здесь лагерем он послал войска разорять соседние деревни, грабить сам Ферм. В Ферме постоянно проходили ярмарки, все окрестности были наполнены разным добром. Солдаты выделили для себя наиболее ценную и удобную для передвижения добычу, а все прочее нагромоздили перед палатками в кучу и сожгли. Унесли наиболее ценное оружие, остальное предали пламени. Всего сожжено было больше пятнадцати тысяч вооружения.
Полибий говорит, что до этого момента все шло прекрасно и правильно по законам войны. Но теперь; памятуя, что учинили этоляне в Дии и Додоне (были разрушены гимнасии, портики, уничтожены все священные предметы), македоняне жгли портики, разрушали храмовые постройки, свергли больше двух тысяч кумиров. Начертали стих на стене: «Видишь ли ты, куда метнула божественная стрела» [18]. Царь и друзья его были абсолютно уверены в справедливости и законности такого образа действий, ибо они воздавали равною мерою этолянам за нечестие их относительно Дия. Полибий осуждает действия Филиппа, приводя в пример благородные действия из жизни царского дома - пощада Спарты Антигоном, действия Филиппа II в отношение к Афинам, обходительность со священными местами в Фивах после восстания Александром Македонским. Всеми своими действиями они стали в глазах союзников не тиранами, а благородными царями и стяжали себе от эллинов бессмертные почести и славу. Полибий считает , что Филиппу также следует искать славы за счет своей обходительности с побежденными, но славу которую снискал у людей Филипп была совершенно иная чем у его предшественников[19].
Филипп соревновался в кощунстве с этолянами, и был совершенно уверен, что не совершает никакого нечестия. Потом, он при всяком удобном случае укорял Скопаса и Доримаха за наглость и необузданность, разумея кощунство их в Додоне и Дии. Между тем сам поступал подобным же образом, приобретая такую же славу себе как и этоляне.
Если бы Филипп поступил иначе, этоляне бы снискали чувство благожелательности к ним от Филиппа, поняли бы могущество и великодушие царя, и осуждали бы сами себя и восславляли Филиппа.
Полибий считает, что дело тирана – творить зло, владычествовать с помощью страха над непокорными и самому ненавидеть их. Напротив, царю свойственно творить всем добро, стяжать себе славу, любовь добрыми делами и милосердием, руководить и управлять людьми, повинующимися уму по доброй воле.
Однако Полибий говорит, что виновен в этом беспределе не столько Филипп, человек юный, сколько его друзья и пособники, в числе коих были Арат и Деметрий из Фара.
Разгром Ферма можно назвать первым случаем перехода от Филиппа – царя к Филиппу - тирану.
Превращение Филиппа из великодушного царя в свирепого и ненавистного тирана
После прибытия в Мессену, Филипп перестает быть великодушным и милосердным царем. Он перестает следовать голосу разума, рассудка, и, следуя своей страсти, начинает варварски разорять страну. Он уверен, что может непрерывно чинить обиды мессенянам, а те будут без ропота и вражды переносить его насилия. По сообщению Плутарха Филипп явился в Мессену за день раньше до Арата и коварным поведением обострил борьбу партий. При помощи обмана он решил завладеть Акрополем мессенян, и лишь только Арат младший смог его отговорить и вернуться обратно[20]. Таким поведением в Мессении Филипп утратил доверие не только союзников, но и всех эллинов. Такое поведение юного Филиппа Полибий объясняет влиянием на него Деметрия Фароского, именно он толкает царя на необдуманные поступки, в то время как Арат младший советует царю сначала обдумать свои шаги, неукоснительно следовать союзническим договорам, и тем самым сохранить доверие и славу у своих союзников. Полибий обращает внимание о важности выбора своих друзей.
Целые оргии устраивал Филипп в Аргосе. Он недовольствовался уже тем, что соблазнял вдов и прелюбодействовал с замужними женщинами; он открыто посылал за всякою женщиной, какая только ему приглянулась, и если та не являлась немедленно на его зов, он в сопровождении буйной толпы врывался в ее дом и там оскорблял женщину. Сыновей одних и мужей других женщин он вызывал к себе под ничтожными предлогами, запугивал их и подвергал тяжким обидам и насилию[21]. Ахеянам, особенно честным людям, тяжело было видеть, как он злоупотребляет своей властью в бытность в Аргосе. Однако, будучи теснимы со всех сторон войною, они вынуждены были терпеть и сносить чудовищные обиды. Полибий считает, что природа наделила Филиппа добрыми качествами, а пороки появились потом, с возрастом.
Прибыв второй раз в Ферм, где находилось святилище Апполона. Все святыни, которые остались не тронутыми в первый раз, были осквернены теперь. И в тот раз, и теперь ярость ослепляла Филиппа, ибо дозволять себе кощунство гневе на людей можно только в состоянии крайнего ослепления[22].
На о. Родос Филипп поручил Гераклиду придумать меры, чтобы вывести из строя корабли родосцев. Так же отправил послов на Крит чтобы те подстрикали жителей к войне с родосцами, чтобы они взялись за оружие.
Филипп и Антиох III Великий хотели поделить Египет после смерти Птолемея Филопатра, убить его наследника. Пи этом они даже не позаботились, как делают тираны, хоть чем-нибудь оправдать это гнусное дело, но с самого начала действовали с таким бесстыдством и яростью, что уподобились рабам, у которых, как выражаются, гибель младшего служит к питанию и поддержанию жизни старшего. Только после вмешательства римлян эти козни были остановлены. Филипп проявил, по мнению Полибия, величайшую подлость к друзьям. Так, вскоре после того, как Арат старший выразил недовольство его поведением в Мессении, Филипп его при посредстве Тавриона, ведавшего делами Пелопоннеса. Арат знал причину его недуга, так как яд имело действие длительного времени. Ахеяне установили в честь Арата много почестей, и долго хранилась память об Арате в сердцах ахеян.
После получения известий от послов в Риме, что Филиппу необходимо очистить города Фракийского побережья, он пришел в негодование, ибо территории его урезались. Гнев свой царь излил на несчастных маронитах. Он вызвал к себе правителя Фракийского побережья Ономаста, и тот отправил в Маронею Касандра. Несколько дней спустя вооруженные фракийцы при содействии Касандра ворвались ночью в город и произвели жестокое кровопролитие, в котором погибло много маронитов[23]. Филипп оправдывался тем, что марониты пострадали от междоусобицы, причем часть их сочувствовала Эвмену, а другая ему. Было принято решение послать в Рим Касандра чтобы он рассказал всю правду, но во время пути он был отравлен проводниками.
Вмешательство Рима в дела Филиппа
У Абидоса Филипп встретился с римским послом Марком Эмилием. Римляне требовали, чтобы Филипп перестал воевать с эллинским народом, и не простирал своих вожделений на царство Птолемея. Если Царь отказывался выполнять требования, то неотложно будет иметь войну с римлянами[24].
В Малийском заливе проходил совет на котором присутствовали Тит Квинтий Фламиний, Филипп, Аминандор, Акесимброт, Фений. Все кроме Филиппа расположились на берегу, он объяснял это тем, что не доверяет многим присутствующим, больше всего этолян, которых представлял Фений. Собравшиеся требовали от Филиппа очистить всю Элладу, возвратить пленных и перебежчиков, отдельным городам по принадлежности, а римлянам передать те местности Иллирии, которыми он завладел по заключению мира в Эпире; равным образом и Птолемею возвратить все города, которые он присвоил себе после смерти Птолемея Филопатора.
Этолянин Александр обвинял Филиппа, что он воюет при помощи вероломства и хитрости, а во время переговоров и соглашений строит козни, предает захваченные города пламени и разрушению[25].
Филипп попросил изложить ему все требования, на которых должен состояться мир. Филипп предложил этолянам возвратить Фарсал и Ларису, но не Фивы, родосцам очистить Перею, но оставить за собой Иас и Баргилии, ахейцам отдать Коринф и город аргивян, римлянам обещал передать иллирийские местности, а Атталу выдать корабли и всех людей, взятых в плен в морских битвах, какие еще остались в живых[26]. Таким исходом все были недовольны и требовали от него самого главного - вывести войска из Эллады отовсюду.
Перемены в характере Филиппа
После поражения, при Киноскефалах в 197 г. до Р. Х. Филипп отправил щитоносцев сжечь царские бумаги[27]. Полибий подчеркивает, что памятовать свои обязанности и в нечестии – достойный царя образ действий. Он хорошо понимал, что если римляне захватят его записки, то получат в них важное орудие, как против него самого , так и против друзей его. Полибий отмечает приобретение рассудительности Филиппом, с которым он приспособился к своему положению, когда удары судьбы сделали его другим человеком.
Ответ сына за своего отца
Филипп решился мстить римлянам, но не имел достаточных средств для этого, и потому ему необходимо было отсрочить время. Ради этого он решил отправить в Рим младшего из сыновей, Деметрия, который мог и защитить его от обвинений, и испросить ему прощение в том случае, если за ним оказалась какая вина. Филипп был вполне уверен, что при посредстве Деметрия ему удаться получить от сената все, что нужно, ибо юноша пользовался большим уважением, когда был заложником в Риме[28]. Приняв такое решение, Филипп стал готовить к отъезду Деметрия и друзей своих ему в спутники.
Деметрий прибыл в Рим в 140 олимпиаду(182 г. до Р. Х.). Туда же явились послы от лакедемонян, фессалийцы, перребы, афаманы, эпироты, иллирийцы. Сенат вводил обвинителей по одному. Сенат желал узнать о настроении Филиппа, на что Деметрий подал записку от Филиппа, где он объяснял, что все требования римлян исполнены. Большинство обвинений сопровождались словами: «Хотя поступили с нами не справедливо», или «Хотя нам учинена обида». Деметрию был оказан радушный и почетный прием. Решено было послать послов из Рима для удостоверения, в том, все ли сделано согласно с волей сената, а равно для уведомления царя, что с ним поступлено милостиво во внимание к Деметрию. Таким образом, прибытие в Рим Деметрия на время ослабило обострившуюся было вражду между римлянами. По возвращению в Македонию Персей, брат Деметрия, и Филипп были злы на Деметрия, зависть охватила их. Филипп понимал, что ему необходимо избавиться от сына, иначе он может сместить его. Скрепя сердцем, Филипп отдал распоряжение убить Деметрия.
Заключение
Итак, в своей работе Полибий показал, как македонский царь Филипп V менялся из добродушного и милостивого по отношению к побежденным царя в злого, безнравственного, вероломнейшего, свирепого тирана. В человека, который для достижения господства, не смог уберечь от своей ярости и подлости собственного сына. Филипп по головам пытался взобраться к вершине власти. Когда счастье изменило ему, он сделался в высшей степени умеренным. Когда, наконец, власть его рушилась совсем, Филипп не щадил усилий чтобы поднять свое царство и приготовить его ко всем случайностям будущего. Своими действиями Филипп причини много слез и горечи эллинам.
Список используемой литературы
1. Полибий. Всеобщая история. в 3-х т. 40 кн. Том 1. СПб., 1994, 496 с.
2. Полибий. Всеобщая история. в 3-х т. 40 кн. Том 2. СПб., 1995, 421 с.
3. Самохина В. Г., Полибий: эпоха, судьба, труд. СПб., 1995, с.
4. Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, с.
[1] Самохина В. Г., Полибий: эпоха, судьба, труд. Спб., 1995, С. 16.
[2] Полибий. Всеобщая история. Том 1. СПб., 1994, С. 7.
[3] Там же. С. 8.
[4] Там же. С. 10.
[5] Там же. С. 15.
[6] Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, С. 17.
[7] Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, С. 22.
[8] Там же. С. 18.
[9] Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, С. 9.
[10] Там же. С. 26.
[11] Полибий. Всеобщая история. Том 1. СПб., 1994, С. 401.
[12] Там же. С. 392.
[13] Там же. С. 365.
[14] Там же. С. 366.
[15] Там же. С. 399.
[16] Там же. С. 364.
[17] Там же. С. 405.
[18] Там же. С. 421.
[19] Там же. С. 422.
[20] Полибий. Всеобщая история. Том 2. СПб., 1995, С. 56.
[21] Там же. С. 137.
[22] Там же. С. 162.
[23] Там же. С. 381.
[24] Там же. С. 277.
[25] Там же. С. 288.
[26] Там же. С. 291.
[27] Там же. С. 305.
[28] Там же. С. 382.