Политическая биография Джабер-ас-Сабаха
руководитель нефтяной эмир политический
Реферат
Политическая биография Джаберас-Сабаха
По официальным данным, Джаберас-Сабах родился в 1928 г. С именем его отца – десятого эмира Кувейта Ахмедом I (правил в 1921-1950 гг.) связывают вступление страны в нефтяную эру. Мать – БибиСалем I – занимала видное (по арабским представлениям) место в политической жизни эмирата и сыграла немалую роль в том, что третий сын Ахмеда I стал впоследствии главой государства.
Начальное образование Джаберас-Сабах получил в местных школах Аль-Мубаракия и Аль-Ахмадия. В дальнейшем брал уроки по религии, арабскому и английскому языкам, истории и экономике у частных преподавателей1. В этот период он совершал многочисленные поездки по другим странам, философски осмысливал стиль жизни, нравы и обычаи народов христианского мира.
В 1949 г., за год до смерти отца, шейх Джабер-ас-Сабах получил первое официальное назначение – пост руководителя органов безопасности в г. Аль-Ахмади. Город, основанный эмиром и получивший его имя, уже тогда играл важную роль в становлении нефтяной отрасли страны2. Впоследствии он стал символом исторической трансформации эмирата из края ловцов жемчуга и торговых мореплавателей в страну-экспортера нефти. На своем посту молодой шейх получил ценный опыт административной работы, ознакомился с технологией добычи и сбыта нефти. Одновременно рос и его авторитет среди местной политической элиты.
Десятилетняя практическая деятельность у истоков начала нефтяной эры Кувейта стала основой для нового назначения шейха Джабера ас-Са-баха в 1959 г. начальником Департамента финансов, который в 1962 г., после обретения страной независимости, был преобразован в Министерство финансов и нефти. В 1963 г. Джаберас-Сабах получил пост заместителя премьер-министра с сохранением прежней должности. Он стал ведущим советником эмира, активно выступал за распределение государственных земель между кувейтцами под жилищное строительство с последующим их выкупом, создание финансового рынка, архитектором зарубежной инвестиционной политики государства.
В ноябре 1965 г., после естественной смены эмира, которыми по Конституции могут быть только прямые потомки эмира Мубарака Великого (правил в 1895-1915 гг.) шейху Джаберу ас-Сабаху поручили сформировать собственное правительство, а еще через полгода он был провозглашен наследным принцем. Через 12 лет, 4 января 1978 г. он становится главой Государства Кувейт – эмиром Джабером III.
Личная жизнь эмира по традиции не афишируется. Кувейтцы, хотя и избегают обсуждать личность главы своего государства, так описывают его: скромен, в эмоциях сдержан, в общении с соотечественниками доброжелателен. Не любит отказывать в просьбах, а если обстоятельства вынуждают к этому, то предпочитает избегать резкостей. Будучи сам крайне пунктуальным, требует и от других четко придерживаться устанавливаемых сроков и протокола; строго контролирует выполнение поручений. Людей оценивает по их делам и нравственным устоям.
Внешне, несмотря на свои годы, эмир производит впечатление человека огромной внутренней силы. Его собеседников нередко поражает взгляд: доброжелательный и одновременно проницательный, даже пронзительный. Во взоре читается большой ум, заинтересованность и неподдельное внимание к человеку. В беседе почти всегда располагает к себе умением слушать, сам говорит немного, тихим спокойным голосом, задаваемые им вопросы всегда ясны и конкретны. Гостей, удостаивавшихся встреч с Джабером ас-Сабахом, поражает его умение быстро читать и вникать в суть прочитанного, а также цепкая память. Считается самым интеллектуальным монархом Персидского залива.
Публично глава государства выступает редко, а традиционные обращения к народу во время последней декады мусульманского месяца рамадан продолжаются всего несколько минут и, как правило, носят философско-нравственный характер, посвящены идеям сплочения общества на основе "исламского братства" во имя дальнейшего развития и процветания страны.
Правоверный мусульманин, хотя и далек от ревностного фанатизма. Несмотря на большое личное состояние (по некоторым оценкам, достигает 5 млрд. долл.), неодобрительно относится к показной кичливой демонстрации роскоши. Среди увлечений – садоводство, не равнодушен к верховой езде (под его патронажем ежегодно проводятся верблюжьи бега). Спиртное не употребляет. Владеет английским, однако предпочитает говорить на родном языке.
Годы правления Джабера ас-Сабаха пришлись на сложный период в истории Кувейта. Страна прошла через серию жестоких испытаний: мировой энергетический кризис и крах национальной фондовой биржи, всплески активности "фундаменталистов", ирано-иракский конфликт и агрессия со стороны Ирака. Когда внутриполитическая ситуация приближалась к "точке кипения", главе государства приходилось ограничивать демократические свободы, распускать парламент, вводить цензуру, приостанавливать действие некоторых положений Конституции (последний разв 1986 г.). Такие шаги, однако, воспринимались им как меры, вынужденные чрезвычайными обстоятельствами и не меняющие в целом его личную концепцию развития страны.
Важнейшая составляющая этой концепции – развитие и укрепление конституционной монархии на базе принципов регулируемой демократии, опирающейся на фундаментальные ценности и обычаи ислама. Кувейтцы утверждают, что Джаберас-Сабах с первых лет своего правления стремился превратить эмират в образец демократии для других арабских стран, считая ее непременным условием свободы личности и стабильности общества. "Наша общая цель, – не раз заявлял глава государства, – строительство на благородных устоях возвышенного отечества, возвеличиваемого трудом и гарантирующего безопасность".
"Светские" компоненты его концепции – строгое соблюдение законов, свобода выражения мнений, в том числе и через средства массовой информации, уважение личности и достоинства граждан. Демократия и порядок, свобода и ответственность – таковы, по мнение эмира, критерии "цивилизованности" современного общества. Он не устает призывать к укреплению основ социального мира, сотрудничеству и взаимодействию в высших интересах страны всех ее граждан, обеих ветвей власти. Защищая свободу прессы, эмир Джаберас-Сабах неизменно напоминает, что она не должна служить разгулу страстей и сведению счетов. "Наша родина – один корабль, на борту которого находимся мы все", – этот краткий тезис как нельзя полнее раскрывает философию эмира в делах государственного строительства, его твердый курс на укрепление национального единства.
Реализация этой линии – дело непростое, если учесть, что Кувейт – государство хотя и компактное по размерам, но весьма неоднородное по своему составу. Коренные жители различаются по родоплеменной принадлежности, вероисповеданию (до 30% составляют шииты) и национальному происхождению (прослойка выходцев из южного Ирака и Ирана весьма многочисленна), социальному статусу (помимо полноправных граждан, здесь насчитывается до 120 тыс. апатридов).
В этих условиях эмир стремится придерживаться политики соблюдения баланса интересов основных социальных групп, проводить линию на сглаживание и постепенное преодоление социальных противоречий, доставшихся в наследство современному Кувейту. Важнейший шаг в этом направлении был сделан в 1995 г.: эмир утвердил одобренный парламентом закон о предоставлении избирательного права натурализованным кувейтцам (около 100 тыс. человек), тем самым окончательно уравняв их в правах с коренными гражданами страны. Сейчас правительство ведет кропотливую работу по урегулированию правового статуса апатридов.
Нравственность, духовное состояние общества, считает глава государства, – важнейшие факторы его устойчивости и способности к самовыживанию в современных условиях. Он не устает повторять, что демократия неизбежно должна строиться на культурных традициях и национальных духовных ценностях. Их сердцевина – исламское наследие, в котором нашли всестороннее отражение принципы справедливости и равенства, неприятие зависти и ненависти, стремление к великодушию и милосердию. Неоднократно в своих публичных выступлениях эмир Джаберас-Сабах порицал эгоизм, жажду к личному обогащению за счет других, распри, возникающие в ходе дискуссий по различным вопросам.
В то же время эмир далек от идеи создания теократического государства, настаивает на сохранении его светских основ. Не без его поддержки фундаменталисты, избравшие парламент в качестве арены для неоднократных нападок на либеральную интеллигенцию и светские порядки в высшей школе, получают твердый отпор со стороны правительства. Эмир поддержал призыв к упорядочению местного законодательства в соответствии с нормами шариата, одобрил создание под собственным патронажем соответствующей комиссии, но решительно выступил против внесения в Конституцию изменений, фактически низвергающих светское право.
Одно из главных условий устойчивого и динамичного развития страны эмир видит в целенаправленной реализации экономической составляющей курса на утверждение социальной справедливости. Ее основные компоненты – создание регулируемой государством рыночной экономики, основанной на взаимодействии мощного государственного и динамично развивающегося частного секторов; эффективное вмешательство государства в экономику в целях обеспечения устойчивого экономического роста и предотвращения резкой имущественной поляризации общества; государственная поддержка отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения; стимулирование деловой активности национальных предпринимателей.
К главным личным заслугам Джабера ас-Сабаха можно отнести национализацию нефтяной промышленности, ставшей основой экономики современного Кувейта. Первым шагом на этом пути стала институционализация доходов от нефти. Еще в 1965 г., будучи наследным принцем и премьер-министром, он сократил долю правящей семьи в прибылях, получаемых от экспорта нефти, а в 1978 г. вообще запретил такое участие. Под непосредственным руководством эмира был разработан и претворен в жизнь план создания мощной экспортно ориентированной индустрии, основанной на новейших достижениях науки и техники. Именно он инициировал "новый экономический курс" страны, призвав к существенному снижению доходов от вывоза сырой нефти в ВВП за счет резкого повышения экспорта продуктов высокой переработки сырья и формирования собственной "инфраструктуры сбыта". Сегодня Кувейт обладает солидным нефтеперерабатывающим комплексом, крупным танкерным флотом, владеет широкой сетью автоколонок в Европе. Нефтяная индустрия стала основой эффективной зарубежной инвестиционной политики государства, до недавнего времени являвшейся исключительной прерогативой правящей семьи. Накануне иракской агрессии, по различным оценкам, иностранные авуары составляли от 65 млрд. до 85 млрд. долл., а доход от них в 1989 г. превысил доходы от нефти. В последние годы был взят курс на инвестирование средств за границей (прежде всего в Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке) в строительство заводов глубокой переработки нефти и нефтехимии.
Диверсификация доходной базы экономики позволила правительству проводить эффективную социальную политику. За время пребывания эмира Джабера ас-Сабаха у власти в стране широкое развитие получили бесплатное образование, медицинское обслуживание и жилищное строительство. Только за первые семь лет его правления число школ выросло на 50%, больниц – с 383 до 517, врачей – более чем в 3 раза. Несмотря на колоссальный урон, нанесенный агрессией (на преодоление ее последствий Кувейту пришлось затратить до 50 млрд. долл.), страна довольно быстро вышла из кризисной ситуации и в настоящее время вновь входит в десятку стран мира по уровню доходов на душу населения.
Эмир Джаберас-Сабах имеет целостную концепцию развития глобальных процессов, сформировавшийся взгляд на место Кувейта в мировом сообществе. Ее центральный лейтмотив – человечество живет в сложном, противоречивом мире, находящемся в постоянном движении. Он выделяет такие важные факторы современных международных отношений: формирование многополярной структуры мирового сообщества; общее повышение уровня нестабильности и "рост температуры" региональных очагов напряженности; повышение роли ООН в современных международных отношениях; трансформация сложившихся структур военно-политических блоков и динамичное изменение их состава, усиление политико-дипломатического аспекта в их деятельности.
Сегодня, однако, глобальные вопросы во внешней политике Кувейта отошли на второй план. Абсолютно приоритетным направлением в деятельности его дипломатии в последние годы стала реализация задач преодоления последствий иракской агрессии 1990-1991 гг., формирование надежной системы безопасности в зоне Персидского залива, адекватно отвечающей задаче сохранения на достаточно длительный срок сложившегося баланса сил в регионе и защиты его стран, прежде всего Кувейта, от рецидивов вооруженной агрессии как способа разрешения возможных конфликтных ситуаций.
Уроки иракской агрессии заставили эмира отказаться от традиционной концепции опоры на собственные силы в деле обеспечения национальной безопасности страны и отказа от размещения иностранных сил на своей территории, которой он ревностно придерживался в самые тяжелые годы ирано-иракского конфликта и намеждународныхотношени более ранних этапах государственной самостоятельности, когда Ирак неоднократно пытался силой оспорить часть кувейтской территории. Стержневым элементом послевоенной концепции обеспечения национальной безопасности стало тесное военное сотрудничество эмирата со странами НАТО, и прежде всего США, юридически оформленное серией соглашений о двустороннем сотрудничестве.
Главной политической задачей Кувейта на данном этапе эмир считает обеспечение выполнения Ираком в полном объеме резолюций Совета Безопасности ООН по посткризисному урегулированию в Зоне Персидского залива. Кувейтская дипломатия, сам эмир предпринимают активные шаги, направленные на эффективное задействование в этих целях введенного в отношении Ирака режима санкций. Сейчас особый акцент делается на необходимости скорейшего освобождения военнопленных и пропавших без вести, возвращении вывезенной из страны собственности, запуска механизма выплаты компенсации за нанесенный войной ущерб. Без урегулирования этих проблем, считает Джаберас-Сабах, преждевременно стремиться к всеобъемлющему межарабскому примирению. В ответ на высказанное министром иностранных дел Бельгии в июне 1995 г. предложение простить Ирак, как это сделала Европа в отношении нацистской Германии, эмир сказал: "Да, Европа заняла такую позицию. Но сколько должно было пройти десятилетий после краха нацизма?"
В течение долгих лет, вплоть до иракской агрессии 1990 г., глава кувейтского государства уделял много внимания идеям арабского единства и проблеме урегулирования арабо-израильского конфликта. Кувейт регулярно оказывал большую финансовую помощь палестинскому сопротивлению, принял у себя почти полмиллиона палестинских беженцев, одним из первых признал палестинское государство во главе с Я.Арафатом. Поддержка лидером ООП линии С.Хусейна в ходе кризиса 1990-1991 гг. подвела черту под этим периодом. Эмир до сих пор не может простить вероломства руководству ООП, и акцент его ближневосточной активности перенесен сейчас на поддержку Сирии и Ливана, поддержавших Кувейт в 1990-1991 гг. Палестинская проблема отошла на задний план, хотя гуманитарную помощь палестинским организациям Кувейт продолжает оказывать.
Интерес представляет линия эмира в отношении Ирана. Кувейт сохранял связи с ИРИ, хотя и в сокращенном объеме, в течение всего периода ирано-иракской войны3. "Мы неизменно призываем сынов ислама сесть за стол мирных переговоров, отказаться от идейной, политической и военной борьбы, договориться о сотрудничестве и добрососедстве", – эта линия, сформулированная эмиром на заседании бюро ОИК в 1988 г., проводилась Кувейтом все последующие годы. Он не поддержал попытки США подключить эмират к линии на изоляцию Ирана, продолжает и сегодня проводить твердый курс на развитие и расширение двустороннего сотрудничества с ИРИ на основе взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела.
Традиционно лаконичное выступление главы кувейтского государства на проходившей в марте 1996 г. в Копенгагене международной конференции по проблемам развития подтвердило его приверженность изложенной еще на 43-й сессии ГА ООН принципиальной позиции: человечество должно строить свое развитие на базе широкого и долгосрочного сотрудничества в интересах человека. Напомнив, что Кувейт "позитивно и эффективно" участвует в деятельности ООН, направленной на обеспечение мира и безопасности на земле, повышение благосостояния населения планеты, Джабер ас-Сабах с глубокой внутренней гордостью отметил, что Кувейтский фонд социального и экономического развития за последние 30 лет предоставил 82 странам на цели развития 447 кредитов на сумму 8 млрд. долл., а в 1995 г. выделил на оказание помощи бедствующим странам 3% ВВП.
Эмир Джаберас-Сабах – убежденный сторонник устойчивого развития дружественных связей с Россией, гордится тем, что Кувейт стал первым и на протяжении двух десятилетий оставался единственным государством Персидского залива, имевшим с ней дипломатические отношения. Его с полным основанием можно считать основателем отношений всестороннего сотрудничества с нашей страной: его первый приезд в Москву в ноябре 1964 г. в качестве заместителя премьер-министра, министра финансов и нефти проложил путь к подписанию в феврале 1965 г. соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве, которое в течение 30 лет оставалось базовым документом взаимодействия двух стран в этой сфере.
Дружественные отношения между нашими странами выдержали немало испытаний. Показательна в этом плане позиция эмирата в период пребывания советских войск в Афганистане: несмотря на активизацию ряда региональных исламских организаций и давление со стороны ряда своих соседей с целью ограничить отношения с Москвой, кувейтское руководство не допустило разгула антисоветских настроений, сделало акцент на активных миротворческих усилиях. Поддерживая контакты практически со всеми сторонами конфликта, Кувейт оказывал содействие в розыске захваченных афганскими моджахедами советских военнопленных. Эта работа продолжалась и позднее, уже после распада СССР.
Решительная позиция России в поддержку Кувейта и преодоление последствий иракской агрессии была высоко оценена эмиром. Свидетельством этому, в частности, стало решение эмира о предоставлении России в 1991 г. долгосрочного несвязанного кредита на сумму в 1,1 млрд. долл. (больше чем все другие государства ССАГПЗ вместе взятые).
Бесспорные заслуги перед страной, высокие моральные качества и заслуженный нравственный авторитет в обществе по праву снискали Джаберу ас-Сабаху негласное, но признаваемое всеми звание "отца нации". Он – последняя инстанция в спорах, возникающих на межплеменной основе, или разногласиях между органами государственного управления. Вынесенный им вердикт по установившейся традиции носит окончательный характер и дальнейшему обсуждению не подлежит. Даже в случае, если с чисто правовой точки зрения он может быть не бесспорен, как это случалось при роспусках парламента в 1976 и 1986 гг. Однако, уважая его мнение как высшего гаранта безопасности и целостности страны, депутаты последующих созывов парламента не пытались ставить под сомнение принятые эмиром решения.
Агрессия Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. подвергла жестокому испытанию саму философию становления и укрепления Кувейта как независимого государства с наследственной монархической формой правления, которую всегда отстаивал и продолжает отстаивать эмир. Итоги национального конгресса (13-15 октября 1990 г., Джидда), где присутствовали представители всех слоев кувейтского общества, показали, что оно в целом разделяет эту концепцию: в принятой резолюции, в частности, говорилось: "Мы заявляем о единодушной поддержке нашего руководства, избранного народом с момента своего зарождения и пользовавшегося поддержкой всех последующих поколений. Мы подтверждаем сплоченность всего кувейтского народа вокруг законного руководства в лице нашего эмира шейха Джабера ас-Сабаха и наследного принца СаадаАбдаллы ас-Сабаха".
В течение семимесячной оккупации страны эмир оставался живым символом борьбы кувейтского народа за свободу и независимость своей родины, заявляя, что "захват Кувейта не означает торжества над его волей". 14 марта 1991 г., когда в эмирате, затянутом черным дымом от более 600 полыхавших нефтяных скважин, еще не было ни электричества, ни воды, ни связи, эмир вернулся в Кувейт. Его встречал весь народ.
Список литературы
1. Азия и Африка сегодня. №7. М., 2008
2. Планета. 03.04.08