Политическая программа декабристов
Администрация г.Самары
Самарский муниципальный институт управления
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЕКАБРИСТОВ
Реферат по отечественной истории
студентки 611 гр.
КРАСАВЦЕВОЙ А.В.
Научный руководитель, к.и.н.,
ст. преподаватель
ПОЛЬСКОЙ С.В.
Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов 5
Глава 3. Ранние тайные общества декабристов:
§1 Союз спасения 10
§2 Союз благоденствия 12
§3 Петербургское совещание 1820г. Ликвидация Союза благоденствия 14
Глава 4. Северное и Южное общества:
§1 Возникновение новых тайных организаций 18
§2 Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля 20
§3 Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева 26
§4 Борьба за объединение Северного и Южного обществ 31
§5 Общество соединенных славян 32
Глава 5. Междуцарствие. План государственного
переворота 35
Глава 6. Восстание декабристов. Следствие и суд 38
Глава 7. Роль и значение декабристского движения 42
Список источников и литературы 46
Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов.
Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.
Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу.
Целью данной работы является выяснение значения движения декабристов в историческом развитии России. Для этого мною поставлены следующие задачи:
1. Как формировалось мировоззрение декабристов?
2. Какие организации предшествовали тайным обществам декабристов?
3. Каковы были политические взгляды декабристов и где они были закреплены?
4. Восстание декабристов и их дальнейшая судьба.
Большое количество литературы посвящено деятельности декабристского движения.
В ходе работы я использовала литературу различного типа.
При изучении темы работы я ознакомилась с мемуарами декабристов. Они относятся к числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержат в себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей. Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по истории освободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следует забывать, что мемуары – специфическая форма личностного осмысления событий, они носят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности. Заключая в себе важные сведения о декабристском движении и его участниках[1], которые зачастую отсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществ первой четверти XIX в. не лишены подчас определенной заданности и тенденциозности. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют к себе очень осторожного, аналитического отношения.
Совершенно иной взгляд на движение и восстание декабристов раскрывается в книге советского автора Нечкиной М.В. Декабристы. Автор пытается объективно взглянуть на деятельность декабристов, предоставляя точные и достоверные факты. Нечкина подробно описывает основные программы декабристов[2], план государственного переворота[3], восстание декабристов[4].
Особый интерес представляет книга Йосифовой Б. Декабристы. Это художественно-документальная повесть о декабристах, с использованием многочисленных и разнообразных документов. Автор пытается со стороны взглянуть на произошедшее событие, в результате чего мы получаем объективную оценку деятельности декабристов[5].
При изучении основных документов декабристов я пользовалась сборником документов по истории СССР под редакцией Федорова В.А. В этом источнике приведены статьи «Русской Правды» П.И.Пестеля[6] и «Конституции» Никиты Муравьева[7].
Чернов Г.И. в книге «Герои 14 декабря» описывает биографию членов тайных обществ. В частности, он подробно рассказывает о детстве и юности П.Пестеля[8]. В ходе анализа этих сведений можно сделать вывод о формировании мировоззрения декабристов, что очень повлияло на дальнейшую деятельность тайных обществ.
Наличие столь разной литературы по данной проблеме свидетельствует о важности декабристского движения в истории освободительного движения России.
В конце работы по поставленным задачам сделан вывод, который отвечает на главный вопрос: «Каково значение движения декабристов в истории Отечества?»
ГЛАВА 1
Формирование мировоззрения декабристов
Цели движения декабристов отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени. Движение декабристов выросло на почве русской действительности. Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности. Они постепенно формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения.
Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своими корнями в ведущий процесс эпохи – разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, – капиталистических отношений.
Крепостное право и самодержавие были тормозом развития страны. Они сковывали ее производительные силы. Новые явления жизни вступали в резкое противоречие с устарелыми общественными формами.
Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война 1812г. глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства.
Нигде в Европе народ не был так скован жестоким произволом властей и беспросветным рабством, как в России. Крестьянская Россия волновалась. За первую четверть XIX века вспыхнуло двести восемьдесят восстаний. То тут, то там с кольями и дубинами в руках крестьяне восставали против своих угнетателей и помещиков. На Дону в 1818 – 1820 годах развернулось широкое крестьянское движение, в 1819 году вспыхнуло чугуевское восстание аракчеевских военных поселений.[9] «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало», - признавался Павел Пестель.[10]
Бунтарские зерна были посеяны и в армии. Они взошли восстанием в Семеновском полку. Чудовищная жестокость нового полкового начальника Шварца стала непосредственной причиной бунта. Офицеры-декабристы ежедневно наблюдали жестокость и несправедливость по отношению к солдатам. Многие из них пытались отменить наказания в своих полках, выступали против системы рекрутских наборов, военных поселений.
Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих показаниях П.И.Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противуположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».[11]
Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Декабристы зачитывались и антифеодальной литературой сегодняшнего дня. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии.
Это идейное общение декабризма и западноевропейского революционного движения обусловливалось общностью происходивших в России и в Западной Европе процессов и, следовательно, общностью задач революционной борьбы.
ГЛАВА 2
Ранние преддекабристские организации
Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Атмосфера, возникшая после «грозы двенадцатого года», звала к концентрации сил и принятию практических решений, а стало быть – к организации, к сплочению единомышленников.
Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций, которые послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После войны 1812г. возникают четыре ранние преддекабристские организации: две офицерские артели – одна в Семеновском полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.
Создание офицерской артели в гвардейском полку было делом обычным: хозяйственные полковые артели вырастали из общих экономических интересов офицерства, а режим полковой жизни в условиях мирного времени легко соединял офицеров в коллектив с общим распорядком дня и одинаковыми жизненными потребностями. Новым было присоединение к этим обычным формам полковой жизни общения идейного характера и возникновение признаков политического объединения, тревожившего бдительное начальство.
«Священная артель» устроила свой внутренний быт на республиканский манер; в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого участники артели собирались для решения общих дел. Преклонение перед новгородской вечевой «республикой» – яркая, характерная черта декабризма. Национальное чувство освящало желаемую форму политического бытия воспоминанием о славном историческом прошлом.
Члены общества («Ордена») русских рыцарей были сторонниками нового, борцами против обветшавшего феодально-крепостного строя. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно. Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Для него понятие чести состояло прежде всего в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетенной Родины.
Яркой отличительной чертой все отчетливее формировавшегося и численно возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто любовь, а «пламенная любовь». Она была истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших из глубины ее исторического процесса. Формирующееся революционное мировоззрение звало к действию.
ГЛАВА 3
Ранние тайные общества декабристов
§1 Союз спасения
Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Семья Муравьевых была дворянской и владела поместьями. До войны 1812 года Александр Муравьев стал масоном, затем объединил вокруг себя офицерский товарищеский кружок – «Священную артель».
В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. «От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е, разглашение похвальных дел и обсуждение злоупотребления лиц по их должностям».[12]
Тайная организация строилась по типу масонской ложи и использовала масонскую обрядность в заседаниях общества и при принятии в него новых членов. Общество делилось на три степени – «боляр», «мужей» и «братий». Руководство обществом находилось в руках лиц первых (высшей) степени – «боляр», составлявших «Совет боляр» или «Думу». «Мужи» могли знать больше, чем открывалось «братьям», но не должны были знать многого из того, что было известно «болярам». При вступлении в общество вновь принимаемый давал торжественную клятву, произносимую на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн.
Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек.
Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.
Прежде всего решено было написать устав, ил «статут», тайного общества. Это дело поручено Пестелю, Долгорукову и Трубецкому. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе; Долгорукий – целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель – формою принятия и внутренним образованием.[13]
«Статут», или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818г. преобразовали свое общество. Когда оно окончательно оформилось и разработало свой устав, Союз получил название Общества истинных и верных сынов Отечества.
Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле.
В дни переезда царского двора с гвардией из Петербурга в Москву, где на Воробьевых горах закладывался храм в честь войны 1812г., в истории декабристов и возник так называемый Московский заговор 1817г.
У членов тайного общества, стремившихся к скорейшему достижению своей цели, возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престоле путем цареубийства? За это решил взяться Якушкин. Но члены общества сомневались в целесообразности акта цареубийства. Они сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Где гарантия того, что новый царь, который займет престол после убитого, согласится на конституцию и освободит крестьян от крепостного права? Никакой гарантии в этом не было. В жарких спорах общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах.
Было признано необходимым прежде всего численно расширить общество и завоевать этим путем ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей, – общественное мнение. Так было ликвидировано первое тайное общество.
Но пока шла эта работа, не хотелось терять возможности вербовать новых членов: недовольство вокруг кипело, молодежь жаждала действия, было много людей, готовых вступить в организацию. Поэтому тут же, в Москве. Где в тот момент находилось основное ядро гвардии, было основано тайное общество – в целях конспирации под скромным и не привлекающим названием «Военное общество». Его возглавили Никита Муравьев и Павел Катенин.
В 1818г., когда работа над новым уставом закончилась, начала свою деятельность новая декабристская организация – Союз благоденствия.
§2 Союз благоденствия
Союз благоденствия также был конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения. За время своего трехлетнего существования (1818 – 1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. Это была в сравнении с Союзом спасения относительно широкая организация, насчитывавшая до 200 членов. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед.
Декабристы решили начать с формирования передового общественного мнения в стране, которое расценивалось прежде всего как важное условие предстоящего революционного переворота. Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими.
Действие общества охватывало в своем предмете все сословия государства и все стороны управления, и поэтому надо было определить каждому члену круг его действий, для чего члены разделялись на четыре разряда по отраслям. Каждая отрасль состояла из управ. Управа управлялась председателем, которому члены сообщали сведения и доносили о своих действиях. Каждый член мог заводить вспомогательную управу, цель которых была приготовить членов для Союза. Все управы состояли под ведением Коренного Совета (24 человека). Здесь избирались председатель и блюститель. Последний соединял в себе общий надзор над всеми действиями, сверял все списки устава Союза и скреплял их своей подписью. Ему подчинялись блюстители управ, которые назначались из членов управы Коренного Совета.
Было также запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи.
Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Основатели общества избрали четырех членов, которым поручено было составление нового устава. Это были М.Н.Муравьев, князь П.Долгорукий, Никита Муравьев и князь Трубецкой. «Они исполнили поручение, и новый устав был вполне одобрен и принят. Общество названо по предмету своей цели Союзом Благоденствия».[14]
«Зеленая книга» названа так по цвету переплета, который был выбран не случайно. Зеленый цвет символизировал надежду. Устав состоял из двух частей. Первая часть «Зеленой книги», пронумерованная и прошнурованная, имела печать в виде улья и пчел вокруг него. В этой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части «Зеленой книги».[15]
Вот что писал в своих воспоминаниях декабрист М.С.Лунин о первой части устава Союза благоденствия «Зеленой книги»: «Развитие образованности было усилено новыми началами, которые Тайное общество влило в народную мысль. Оно рассеяло … предубеждение о невозможности иного порядка вещей и внесло в массы сознание той истины, что подчинение себя другим людям должно быть заменено повиновением закону. Оно искало доказать преимущества взаимной поруки, обращающей дело каждого в общее дело; важность суда присяжных в гражданских и уголовных исках и его внутреннею связь с гражданской свободой; необходимость гласности без ограничений… Тайное общество обратилось от факта к праву, указывая на пределы всякой власти…: нравственность, разум, правосудие и общую пользу, различные проблески одной и той же истины. Разлитие просвещения вообще рассматривалось им как путь к внутреннему порядку и справедливости, к внешнему уважению и могуществу».[16] Многое в этом уставе было заимствовано из устава немецкого Тугендбунда. Именно эта первая часть в 1822г. была представлена Александру I А.И.Чернышевым.
Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его пограмма: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии».[17]Эта часть устава не сохранилась, и поэтому в разное время возникали сомнения в ее существовании. Однако показания ряда декабристов свидетельствуют, что вторая часть устава Союза благоденствия, написанная вчерне и поэтому не получившая еще силу программного документа, принятого обществом, все же существовала.
К значительной работе Союза благоденствия нужно отнести два совещания («съезда») его Коренной управы: Петербургское совещание 1820г. по вопросу о республике и Московский съезд 1821г., которые повернули движение декабристов на новую дорогу.
§3 Петербургское совещание 1820г. Ликвидация Союза благоденствия
Итак, Союз благоденствия был деятельной организацией и немало сделал за три года своей работы. Но все, что он сделал, в сущности, не приблизило его к цели. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления. Члены Союза понимали, что крепостное право не могло пасть от одного общественного мнения, потому и задумали написать вторую часть своего статута «Зеленой книги» с изложением «сокровенной цели» и способов ее достижения, но предложенные тогда решения вызывали разногласия.
Неразработанные стороны «сокровенной цели» становились явственным тормозом движения. Двадцатилетний с лишним срок, отведенный было Союзом благоденствия для подготовки переворота, стал казаться необоснованно длинным, а способы достижения цели – малоэффективными. Политическая цель – конституционная монархия – стала представляться отсталой и не удовлетворяющей созревшему мировоззреню. Численный рост Союза делал организацию рыхлой, принимались иной раз и ненадежные люди, болтуны, занимавшиеся пустяками. Резкая неудовлетворенность сделанным все отчетливее сказывалась в спорах, в обсуждении создавшегося положения. В самом обществе намечалось глубокое внутреннее движение: одни из прежних членов охладели к цели организации, а другие жаловались, что тайное общество ничего не делает. Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения целей. Многие декабристы пришли к выводу, что нечего рассчитывать на решающее влияние «общественного мнения». Это слишком медленный путь.
В создавшейся революционной обстановке в мире решение Коренной управы Союза благоденствия созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам – для уяснения «сокровенной цели» и выработки правильной линии действий - было вполне своевременным.
Совещание состоялось в январе 1820г. на квартире Федора Глинки. В совещании приняло участие ведущее ядро движения: Пестель (он был докладчиком), Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, Михаил Лунин, Николай Тургенев, Иван Якушкин, Иван Шипов и ряд других членов тайного общества. На совещании был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Каждый из голосовавших объяснял причины своего выбора. «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[18]
Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело за собой и изменение тактики. Вскоре по этому поводу состоялось еще одно важное совещание, на котором вновь возник вопрос о цареубийстве; по мнению наиболее радикальных членов, лишь цареубийство расчищало путь республике. Сохранение дома Романовых рассматривалось как серьезная угроза существованию республики. Пестель уверял, что общество может отвратить анархию, назначив наперед из среды своей временное Правление, облеченное верховной властью, дабы обеспечить порядок и ввести новый образ правления.
Таким образом, как только уяснилась «сокровенная цель» общества и формула вводимого революцией республиканского правления восторжествовала, обострилась внутренняя борьба в обществе за способы революционного действия.
Но дело было далеко не только в них. Дело было в самом устройстве республики – в ее основном законе, в конституции. И Пестель, и Никита Муравьев садятся в это время за работу над конституционным проектом будущей революционной России.
Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления. После восстания Семеновского полка открытая «проповедь» членов Союза благоденствия становилась очень опасной, нужна была глубокая конспирация. Открытое оповещение о ликвидации Союза не терпело отлагательств, т.к. за обществом могли уже следить. Поэтому Московский съезд прервал свои заседания и собрал общее собрание всех членов Союза благоденствия, присутствовавших тогда в Москве.
Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны. Участники съезда сговорились и о характере дальнейшего подбора членов. Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено. На этом закрылся Московский съезд 1821г.
Конечно, постановления съезда носят на себе отчетливо выраженную печать дворянской ограниченности. Она сказывается прежде всего в решении отсечь от движения наиболее радикальные его элементы. Но в дальнейшем политическая форма, принятая так называемой «средней» линией общества, окажется конституционной монархией.
Вместе с тем постановления Московского съезда 1821г. имели и некоторые положительные черты, которые состояли в признании необходимости решающего революционного удара, в замысле подготовить войска и действовать вооруженной силой, в отсеивании «правых», колеблющихся элементов.
«Из петербургских членов деятельностью Никиты Муравьева образовалось новое Общество…».[19]
ГЛАВА 4
Северное и Южное общества
§1 Возникновение новых тайных организаций
По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра, названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества. Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного общества декабристов. На собрании присутствовали Бурцов, Комаров, Пестель, Юшневский, Барятинский, Вольф, Абрамов, Ивашев и братья Крюковы.
На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено, действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о тактике военной революции, которые были приняты единогласно.
Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель избран был председателем, Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества. Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством войск, считало начало военных действий в столице основным требованием успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.
Основным вопросом, разрешенным на втором заседании общества, был вопрос о диктаторской власти избранных начальников. Повиновение избранной директории было принято безоговорочно.
В связи с принятием тактики военной революции в общество нужно было привлекать военных, более всего тех, кто командует отдельной воинской частью.
После избрания директоров Тульчинская директория «подразделилась на две управы: Васильковскую и Каменскую. Они управлялись: первая – С.Муравьевым, который присоединил к себе впоследствии Михаила Бестужева-Рюмина, вторая – Василием Давыдовым. Полковник Пестель и С.Муравьев были стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали многочисленных последователей».[20]
Ежегодно в январе, начиная с 1822г., в Киеве собирались съезды Южного общества для обсуждения организационных, тактических и программных вопросов.
В марте – апреле 1821г. возникло Северное общество. Первое время оно состояло из двух групп: первая – группа Никиты Муравьева, который написал свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г.; второй была группа Николая Тургенева, которая была солидарна с программой Московского съезда.
Северное общество также имело ряд управ-отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г. помощниками Никиты Муравьева «были сделаны князья Трубецкой и Оболенский».[21] После отъезда Трубецкого в Тверь на его место был избран Кондратий Рылеев. В составе Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное место занимал И.И.Пущин.
В 1821г. в самостоятельную организацию выделилась Кишиневская управа Союза благоденствия во главе с М.Ф.Орловым и В.Ф.Раевским. Арест Раевского в 1822г. и следствие над ним по делу об антиправительственной агитации среди солдат привели к разгрому Кишиневской управы.
§2 Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля
Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».[22] Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».[23]
Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.
Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Название это он дал своему проекту лишь в 1824г., раньше проект не имел названия.
«Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».[24]
Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.
Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междуусобий», которых он хотел избежать. Немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верховного наказа» временному верховному правлению обеспечивало нужный ход событий в самое опасное для революции время – с момента революционного военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.
В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[25]
Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.
Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.
«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».[26]
В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости (так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства) делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Часть общинная делится между волостными общинами.
Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он неможет ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить можно лишь из второй части земельного фонда.
Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали от государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских работ на помещика во время переходного периода.
Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости, которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение.
Пестель – убежденный противник самодержавия, тирании. Самодержавие в России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.
«Русская Правда» провозглашала республику. 1-я глава конституции, по свидетельству Пестеля, еще не была написана; в ней и должно было говориться об организации верховной власти. Но была ли эта глава не написана или была она просто уничтожена, неизвестно.
Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским».[27] Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.
Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.
Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно:1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения. Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.
Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.
Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».[28]
Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.
Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.
Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, именуемых «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал главнокомандующего армией во время войны.
Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород. Он намечался в качестве столицы по пяти причинам: во-первых, он был расположен в центре страны; во-вторых, находился на удобных торговых путях (на Волге); в-третьих, Макарьевской ярмаркой он соединял Европу с Азией в сухопутных торговых отношениях; в-четвертых, «освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города изошло»; в-пятых, «все воспоминания о древности нижегородской дышат свободою и прямою любовью к Отечеству, а не к тиранам его».
Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.
Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли.
Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».
Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.
Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время.
Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России.[29]
§3 Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева
Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. «Никита составил проект монархической конституции…подобно конституции Северо-Американских Соединенных штатов».[30]
Конституция Никиты Муравьева сохранилась в нескольких вариантах; их изучение показывает нам развитие его политических взглядов, говорит о непрерывной работе над конституционным проектом и об изменении ранее принятых формулировок в сторону большей прогрессивности. В то же время конституционный проект Никиты Муравьева обсуждался среди членов Северного общества; они внимательно взвешивали его формулировки, писали свои подробные замечания возражения. Был известен проект и членам Южного общества, например Пестелю.
Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними».[31] По проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получал усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева всегда характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владетель капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста. Позже он отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом; лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; К этим выборам допускались все граждане. Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность.
Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.
Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьев изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия.
Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным».[32] Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом».[33] Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения: «…все люди братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди…».
Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.
По конституции Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. Немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. «Разделение людей на 14 классов отменяется».[34] Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и пр.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности – оно означает гражданина Российского государства.
Понятие Родины и ее защиты вознесено в конституции Муравьева на большую высоту.
Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.
Как обстояло дело с царской властью?
Конституция Никиты Муравьева была конституционно-монархической. Но в крайнем случае автор предполагал введение республики.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье (8 млн. рублей в год) и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.
Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.
Будущая Россия должна быть федеративным государством, Муравьев был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей). В каждой державе была своя столица. Вот список держав и их столиц:
1. Ботническая – Гельсингфорс
2. Волховская – Город Святого Петра (Петербург)
3. Балтийская – Рига
4. Западная – Вильно (Литва)
5. Днепровская – Смоленск
6. Черноморская – Киев
7. Кавказская – Тифлис
8. Украинская – Харьков
9. Заволжская – Ярославль
10. Камская – Казань
11. Низовская – Саратов
12. Обийская – Тобольск
13. Ленская – Иркутск
14. Московская область – Москва
15. Донская область – Черкасск
Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород – город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны.
Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей.
Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. От каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. Палата первого созыва должна была состоять из 450 членов. Все члены Народного веча получали жалованье – по 5 рублей серебром за каждый день, когда они присутствовали на заседании. Дорожные расходы возмещались особо.
Дума, по проекту Муравьева должна, состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один – от Донской. Кроме основной, законодательной работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора).
Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.
В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат – палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.
Таким образом, проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени.
Муравьев хорошо сознавал , какое бешенное сопротивление старых сил может встретить введение его конституционного проекта. Он считал, что в борьбе придется воспользоваться «силою оружия».
Задачи военного выступления, нанесения «решительного удара» правительству, устранения его силой стояли, таким образом, как очередные перд тайным обществом.
Конституция Никиты Муравьева была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков. Группа декабристов, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря на Сенатской площади, в своем руководящем ядре придерживалась преимущественно республиканских убеждений.
§4 Борьба за объединение Северного и Южного обществ
Вопрос о выработке общей идеологической платформы, единого плана действий был очередным в жизни тайного общества, но выработать его было нелегко. Пестель и южане крепко держались своей радикальной линии, требовали принятия «Русской Правды» как будущей конституции, настаивали на «разделении земель», диктатуре Временного революционного правительства, требовали отказа от идеи Учредительного собрания и убежденно отстаивали республику. Северяне в значительной части своей соглашались на республику, но они сильно сомневались в правильности пестелевского «дележа земель», решительно стояли за учредительное собрание и выступали безоговорочными противниками даже временной (10 – 15 лет) диктатуры Временного правительства. По их мнению, избрание переходных форм верховной власти должно быть прерогативой Великого собора – Учредительного собрания.
Большинство северян представляли себе ход дел в случае успеха революции следующим образом: царская власть свергается, назначается Временное революционное правительство, действующее и во время работы немедленно созываемого Учредительного собрания. Члены тайного общества, избираемые в состав Собрания, вольны предлагать, как и все прочие его участники, свои проекты будущего государственного устройства революционной России. Голосование в Учредительном собрании, а не чья-то диктаторская воля решит вопрос.
В марте 1824г. Пестель приехал в Петербург с огромным монускриптом «Русской Правды». Состоялись собрания Северного общества, разгорелись страстные споры. Пестелю не удалось добиться согласия принятия «Русской Правды» как идейной платформы будущего переворота, но приезд сильно всколыхнул Северное общество и побудил его к деятельности. Желая создать себе опору на севере, Пестель основал тайный филиал южного общества в Петербурге. Членам Северного общества стало об этом известно, и все принятые участники были «переприняты» в общество.
Шла речь о подготовке открытого выступления во время царского смотра в Белой Церкви, который предполагался в 1825г. Нужно было торопиться с выработкой окончательных решений, иначе события могли застать членов тайного общества врасплох. Но выступать надо было только совместно.
Было принято решение созвать после серьезной подготовки съезд обоих обществ в 1826г., на котором предполагалось окончательно выработать общую программу. Большинство членов склонялось к идее республиканской конституции. Главной причиной несогласия обоих обществ была «Русская Правда». Очевидно, речь шла о предложении республиканского конституционного проекта обоих обществ будущему учредительному собранию – Великому собору.
Таким образом, идея республики побеждала идею конституционной монархии, а идея Учредительного собрания начала побеждать идею диктатуры Временного революционного правительства. Окончательно все решить должен был съезд 1826г.
§5 Общество соединенных славян
В конце лета 1825г. члены Южного общества случайно узнали о том, что существует другая тайная организация – Общество соединенных славян, о которой декабристы раньше и не подозревали.
Общество соединенных славян имело самостоятельную историю. Первоначально это было Общество первого согласия, возникшее весною 1818г. совершенно независимо от Союза благоденствия.
Члены «Общества первого согласия», основанного в местечке Решитиловка Полтавской губернии, сами не подозревали о формировании Союза благоденствия. Общество первого согласия было основано юнкером Петром Борисовым. Вскоре общество преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание.
Первоначально целью общества было всеславянское революционное единение. Было решено вместо «Друзей природы» организовать тайное Общество соединенных славян, чтобы объединить все славянские народы, освобожденные от крепостного права.
Целью уже нового общества стало теперь объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Таким образом, каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Члены Общества представляли себе свою федерацию как мощное политическое объединение, полное оживленной деятельности, с бурно растущей промышленностью и кипучей торговлей, крупнейшими портовыми городами.
Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ.
Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Их революционность несколько отличается от дворянской революционности: некоторые черты славянской идеологии сближают ее с идеологией разночинской демократии.
Члены Славянского общества отличались от членов Северного и Южного обществ декабристов и по своему имущественному положению. Они в основном принадлежали к малоимущему дворянству, подчас совсем разорившемуся. Сами члены Славянского общества, как правило, не владели ни землей, ни крестьянами.
Член Южного общества М.П.Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Близость открытого революционного выступления и жажда принять участие в революции побудили славян дать согласие на вступление в Южное общество. Главное, что привлекало их к обществу декабристов, – его демократические идеи, ярко обрисованные Бестужевым-Рюминым.
Важно все же отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное общество декабристов. Члены Южного общества во время объединения не чуждались славянской цели.
Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью, а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия, чтобы затем, как они предполагали, перейти к работе над объединением свободных славян.
ГЛАВА 5
Междуцарствие.
План государственного переворота.
События вынудили декабристов выступить раньше тех сроков, которые были ими определены. Все резко изменилось поздней осенью 1825г.
В ноябре 1825г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Необнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра I, и 27 ноября население страны было приведено к присяге Константину.
Формально в России появился новый император –Константин I. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга.
Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. «Переприсяга» императору Николаю I в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию.
Декабристы еще при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент теперь и наступил. Но тайное общество имело двух предателей. «Один – англичанин Шервуд, другой русский – Майборода…Оба они донесли о своем нахождении в Обществе…Это были те два лица, которые передали Александру список членов Тайного общества, найденный в Таганроге после его смерти».[35] Поэтому декабристы опасались арестов.
Члены тайного общества приняли решение выступать.
На квартире Рылеева был разработан следующий план действия. 14 декабря, в день «переприсяги», на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Диктатором восстания был выбран проведенным голосованием по управам князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест. Сенат, таким образом, включался в план действий восставших.
В революционном Манифесте объявлялось «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвидации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом; объявлялась свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, уничтожение рекрутчины, введение всеобщей воинской повинности и образование «внутренней народной стражи», сложение подушной подати. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам.
Как только восставшие войска блокируют Сенат в помещение войдет революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявят Сенату свои требования. Добившись этого, декабристы намеревались немедленно опубликовать свой Манифест. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-пионерный эскадрон должны были захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.
Затем созывался Великий собор, который будет вправе принять или отвергнуть конституционный проект.
Командование войсками при захвате Зимнего дворца было поручено декабристу Якубовичу.
Было решено также захватить и Петропавловскую крепость. Это было поручено лейб-гренадерскому полку, которым должен был командовать декабрист Булатов.
Кроме того, Рылеев просил декабриста Каховского 14 декабря убить Николая I.
Но Каховский и Якубович отказались от своих заданий. Задуманный план начал рушиться еще до рассвета. Но медлить было нельзя: рассвет наступал.
ГЛАВА 6
Восстание декабристов. Следствие и суд
Настало утро 14 декабря. Декабристы уже находились в своих воинских частях и вели агитацию против присяги Николаю I. К 11 часам утра первым на Сенатскую площадь прибыл лейб-гвардии Московский полк, предводительствуемый Александром и Михаилом Бестужевыми и Д.А.Щепиным-Ростовским. Полк построился в боевой четырехугольник (каре) около памятника Петру I. К часу дня к Московскому полку присоединились матросы Гвардейского московского экипажа под командой Николая Бестужева, а вслед за ними – лейб-гвардии Гренадерский полк, который привели поручики Н.А.Панов и А.Н.Сутгоф. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат при 30 офицерах. Ждали подхода других воинских частей, а главное – диктатора восстания – С.П.Трубецкого, без распоряжений которого восставшие не могли самостоятельно действовать. Однако «диктатор» не явился на площадь, и восстание фактически осталось без руководства. Трубецкой еще накануне проявлял колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в самый день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, в числе других причин сыграло роковую роль в день 14 декабря.
Весть о начале восстания быстро облетела весь город. Толпы народа ринулись к месту событий. Народные массы набрасывались на полицию и разоружали ее, кидали в Николая I первого и его свиту камни и поленья.
Сначала пытались воздействовать на восставших уговорами. К ним был направлен генерал-губернатор Петербурга М.А.Милорадович. Популярный герой Отечественной войны 1812г., он попытался своим красноречием поколебать солдат, но был смертельно ранен П.Г.Каховским. «Уговаривать» солдат был послан и петербургский митрополит Серафим – это была попытка воздействовать на религиозные чувства солдат. Однако восставшие попросили его «удалиться». Пока шли «уговоры», Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат и 3 тыс. конных. Дважды конная гвардия атаковала каре восставших, но обе атаки были отбиты оружейным огнем. Впрочем, восставшие стреляли вверх, да и конногвардейцы действовали нерешительно. Здесь проявлялась солдатская солидарность с обеих сторон. Остальные правительственные войска также проявляли колебания. От них к восставшим приходили парламентеры и просили «продержаться до вечера», обещая к ним присоединиться. Николай I, боясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.
29 декабря 1825г. началось восстание Черниговского полка, расположенного в районе города Василькова (в 30 км к западу от Киева). Его возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Это восстание началось в тот момент, когда членам Южного общества стало известно о разгроме восстания в Петербурге и когда уже были арестованы П.И.Пестель, А.П.Юшневский и ряд других видных деятелей Южного общества. Восстание началось в селе Трилесы (Киевской губернии) – здесь находилась одна из рот Черниговского полка. Отсюла С.Муравьев-Апостл направился в Васильков, где находились остальные роты Черниговского полка и располагалась его штаб-квартира. В течение трех дней он собрал под свою команду 5 рот Черниговского полка. С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин еще ранее составили революционный «Катехизис», предназначенный для распространения в войске и народе. Этот документ, написанный в виде вопросов и ответов, в доходчивой для солдат и крестьян форме доказывал необходимость уничтожения монархичской власти и установления республиканского правления. «Катехизис» был прочтен восставшим солдатам, некоторые его экземпляры были распространены в других полках, среди местных крестьян и даже послан в Киев.
В течение недели С.И.Муравьев-Апостол совершал рейд по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к восстанию других полков, в которых служили члены тайного общества. На пути своего следования восставший Черниговский полк встречал сочувственное отношение местного крестьянства. Между тем надежда восставших на присоединение к ним других воинских частей не оправдалась. Командованию удалось изолировать Черниговский полк, отводя с его пути все те полки, на присоединение которых рассчитывал С.Муравьев-Апостол. Одновременно вокруг района восстания были сосредоточены крупные силы верных правительству войск. С.Муравьев-Апостол в конечном счете повернул полк к с.Трилесам, но утром 3 января 1826г. при подходе к нему, между деревнями Устиновкой и Ковалевкой, он был встречен отрядом правительственных войск и расстрелян картечью. Раненный в голову С.Муравьев-Апостол был схвачен и в кандалах отправлен в Петербург.
В конце 1825 г. была предпринята еще одна попытка передовых офицеров поднять военное восстание. 24 декабря 1825г. произошло выступление Литовского пионерного батальона, стоявшего в городе Белостоке. Его возглавили члены тайного общества Военных друзей капитан К.Г.Игельстром и поручик А.И.Вегелин, которые намеревались поднять и другие расквартированные в этой местности воинские части. Пионерный батальон отказался присягать Николаю I, но командованию удалось изолировать этот батальон, арестовать участников заговора и предотвратитьначавшееся волнение в других частях. 39 членов общества Военных друзей и 144 солдата впоследствии предстали перед военным судом.
После подавления восстаний в Петербурге и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек; всего по «делу» декабристов проходило 579 человек (о многих, подозреваемых в причастности к заговору, следствие велось заочно). Полгода работала главная Следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви (здесь велось следствие об участии солдат в заговоре декабристов), Могилеве (об офицерах Черниговского полка), Белостоке (об обществе Военных друзей), в Варшаве (о членах Польского патриотического общества) и при некоторых полках. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными признаны были 289 человек, из них 121 человек предан Верховному уголовному суду, который разделил их по степени вины на 11 разрядов.
«Вне разрядов» суд поставил Рылеева, Пестеля, С.Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского, которые были приговорены к «четвертованию», замененному повешением.
По конфирмации царя 88 человек были отправлены на каторгу на разные сроки, с последующим пожизненным поселением, 19 человек – к ссылке в Сибирь, 9 офицеров были разжалованы в солдаты. К различным видам наказания – от каторжных работ до разжалования в солдаты – были приговорены около 40 человек, которых судили другие суды. Свыше 120 человек посажены в крепость на срок от полугода до 4 лет, отданы под надзор полиции. 178 человек приговорили к наказанию шпицрутенами. Из остальных участников восстания сформировали сводный гвардейский полк в составе 4 тыс. человек, который был отправлен в действующую армию на Кавказ.
ГЛАВА 7
Роль и значение декабристского движения
в истории России
В.И.Ленин подразделял историю освободительного движения в России на три периода – соответственно трем главным классам и сословиям русского общества, представители которых возглавляли освободительное движение на том или ином его этапе и определяли его характер: «1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время». (Ленин писал эти строки в 1914г.)[36]
Начиная историю освободительного движения в России с декабристов, Ленин особо подчеркивал значение политической сознательности и организованности революционеров. До декабристов в России были либо стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров, из которых особенно выдающимися является А.Н.Радищев. Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали программу свержения царского самодержавия и отмены крепостного права и в соответствии с этим осуществили вооруженное выступление против крепостническо-абсолютистского строя.
Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России.
Разгром восстания декабристов был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что «протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа».[37]
Эпоха декабристов притягивала к себе писателей. Она явилась темой крупнейших произведений русской художественной литературы, пользующихся всеобщей любовью и известностью. Сосланные декабристы оказали большое влияние и на культуру Сибири. Они основывали там школы, создавали библиотеки, лечили народ, вводили новые сельскохозяйственные усовершенствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстание декабристов в 1825г. – кульминация и вместе с тем итог декабристского движения, которое имеет огромное историческое значение. Оно явилось серьезным экзаменом его руководителям и участникам, их революционным возможностям. Это было первое в истории России открытое политическое выступление.
Появление первых тайных политических организаций в России связано с общественным подъемом, наступившим в стране после Отечественной войны и заграничных походов 1812 – 1814 гг. Заметно обострились противоречия между феодальными устоями самодержавно-крепостнической России и рождавшимися в ее недрах буржуазными отношениями. Состояние, при котором народ, освободивший Европу от порабощения, продолжал оставаться в крепостной зависимости, казалось долее нетерпимым.
В каких социальных и политических реформах нуждалась Россия? Возможно ли было создание тайного общества? На какие общественные силы оно могло полагаться в своей политической деятельности? Наконец, каким должен быть самый тип тайной революционной организации?
Над этими и другими вопросами билась мысль будущих декабристов, в острой идейной борьбе сталкивались различные мнения, рождались концепции революционного и демократического общественного прогресса.
Из всего этого вытекала необходимость создания тесных товарищеских групп, в которых можно было обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Ранними преддекабристскими организациями были офицерские артели, кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей».
Однако вскоре встала необходимость более централизованных организаций, и как следствие, образовался сначала Союз спасения, а позднее Союз благоденствия. С этого и началась тайная деятельность декабристов.
Основные программные положения декабристов – ликвидация самодержавия, крепостничества, сословного строя, введение республики и другие – отражали насущные потребности времени. Свои основные требования декабристы закрепили в двух программных документах: «Русской Правде» П.И.Пестеля и «Конституции» Н.Муравьева.
Очевидно, что «Русская Правда» была самым решительным, радикальным из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.
Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Важно отметить также то, что конституция Никиты Муравьева в отличие от «Русской Правды» Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.
Выступление декабристов против царизма имело большое международное значение и получило широкий отклик в странах Западной Европы. Декабристы нанесли серьезный удар всему зданию реакционного Священного союза. Это был удар с той стороны, с какой менее всего ожидала его международная реакция, видя в России оплот абсолютистского порядка. Несомненно, победа декабристов сыграла бы громадную роль в крушении этого реакционного альянса монархов и победе демократических сил Европы.
Великая историческая заслуга декабристов, их гражданский и нравственный подвиг заключались в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти на «явную гибель» во имя высоких и благородных идеалов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I Источники
1. Верные сыны Отечества. Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге. Лениздат, 1982.
2. Мемуары декабристов. Северное общество. Издательство Московского университета, 1981.
3. Мемуры декабристов. Южное общество. Издательство Московского университета, 1982.
4. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX века.
II Литература
1. Гессен А. Во глубине сибирских руд…М., 1965.
2. Йосифова Б. Декабристы. М., 1983.
3. Ланда С.С. Дух революционных преобразований…М., 1975.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.13.
5. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976.
6. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федеров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.
7. Чернов Г.И. Герои 14 декабря. Ярославль, 1973.
[1] Трубецкой С.П. Записки // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981.
[2] Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976. С. 75.
[3] Там же. С.97.
[4] Там же. С. 114.
[5] Йосифова Б. Декабристы. М., 1983. С. 4 – 5.
[6] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.162.
[7] Конституция // Там же. С. 182.
[8] Чернов Г.И. Герои 14 декабря. Ярославль, 1973. С. 14.
[9] Гессен А. Во глубине сибирских руд… М., 1965. С. 14.
[10] Павленко Н.И., Кобрин В.Б.,Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С.454.
[11] Йосифова Б. Декабристы. М., 1983. С.6 – 7.
[12] Трубецкой С.П. Записки // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С. 27.
[13] Указ. Соч. С. 27.
[14] Указ. Соч. С.31.
[15] Мемуары декабристов. Южное общество.М., 1982. С. 281.
[16] Верные сыны Отечества. Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге. Л., 1982. С. 352.
[17] Муравьев А.М. «Мой журнал» // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С.126.
[18]Петербургское совещание Союза благоденствия на квартире Ф.Глинки // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.157.
[19] Указ. Соч. С.159.
[20] Муравьев А.М. «Мой журнал» //Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С. 127.
[21] Там же. С. 126.
[22] Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.163.
[23] Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976. С.74.
[24] Оболенский Е.П. Воспоминания о Кондратии Федоровиче Рылееве // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С. 82.
[25] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.162.
[26] Там же. С. 179.
[27] Указ. Соч. С. 169.
[28] Конституция // Указ. Соч. С. 161.
[29] Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука, 1976. С. 88.
[30] Муравьев А.М. «Мой журнал» // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С.126.
[31] Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.185.
[32] Указ. Соч. С. 184.
[33] Там же. С. 184.
[34] Указ. Соч. С. 185.
[35] Муравьев А.М. «Мой журнал» // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. М., 1981. С. 128.
[36] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.25. С.93.
[37] Нечкина М.В. М.: Наука, 1976. С.158.