Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Орловская региональная академия государственной службы» в г. Брянске


Кафедра конституционного и муниципального права

Специальность 030501 – Юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История политических и правовых учений»

тема №26

Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.




Студент

Шулятьев Денис Сергеевич

ЮВЗ-07/2

Преподаватель

Крижановская Галина Николаевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры

Брянск 2007

СОДЕРЖАНИЕ


1. Политические и правовые учения в России первой половины XIX в.           3

2. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского                                             4

3. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля                                                         5

4. Просветители и их политико-правовые взгляды                                             7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                                    13

1. Политические и правовые учения в России первой половины XIX в.


Активизация общественной политической жизни в России является следствием Отечественной войны 1912 г., а также, участия русской армии в военных действиях на территории Европы.

С возвращением в Россию прогрессивная часть русского общества стала задумываться над несовершенством политического устройства государства. На фоне жесткой политической цензуры со стороны монархии в стране наблюдается активизация деятельности тайных обществ, целью которых является изменение существующего политического режима – отмену самодержавия, включение передовой части общества в управление государством и отмену крепостного права.

Огромное влияние на политические процессы первой половины XIX в. произвела Французская буржуазная революция.

Основные политические и правовые учения этого периода характеризуются попытками улучшить состояние общественной и политической жизни в стране, находившейся в кризисе.

Указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора – В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

2. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского


Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований –  «Введение к  уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную  -  сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти  должен был стать Государственный совет – совещательный при государе.

Население России предполагалось разделить на три сословия – дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых – политические.

Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного совета был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия.

Деятельность Сперанского вызвала негодование дворянства, поскольку, одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.

3. Декабристы и их политико-правовые идеи. Конституционный проект Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля.


Первая декабристская организация Союз спасения, организована в начале 1916 г. Активное участие в создании принял Никита Михайлович Муравьев[1]. Первоначально лидерами движения рассматривалась возможность покушения на царя, однако впоследствии это решение было пересмотрено. В то время, когда Союз спасения трансформируется в Союз благоденствия, впитывая в себя более мелкие образования, среди декабристов назревает раскол. К 1921 г. в стране образовалось Северное общество, поддерживающее сохранение в стране монархии, в ограниченной, конституционной форме, одним из лидеров которого является Н.М. Муравьев и Южное общество, лидером которого был Пестель П.И.[2] – рассматривающее республиканское государственное устройство России.

При создании Конституционного проекта Н.М. Муравьевым отдельными учеными рассматривается прозападная его направленность[3]

Россия здесь представлена как конституционная монархия, созданная по федеративному принципу. Предусматривалась свобода слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, а также уничтожение крепостного права. Земля оставалась в собственности землевладельцев. Крестьянам переходил усадебный участок размером две десятины на двор в порядке общинного владения[4]. Н.М. Муравьев оговаривает безусловное уничтожение крепостного права, старого суда, военных поселений, рекрутчины[5]. Для осуществления избирательных прав предполагается высокий имущественный ценз (наличие движимого или недвижимого имущества на 500 руб., а лицам, избираемым на общественные должности, на еще большую сумму[6]), который практически исключал из активной политической жизни страны все трудовое население.

«Русская правда» получила свое название в память древнего законодательного свода Киевской Руси[7].

«Русская правда»[8] была более радикальным проектом, так как предполагала более решительную и последовательную отмену феодальных основ политического и социально-экономического устройства России.

Предусматривалось уничтожение самодержавия, крепостного права и провозглашение республики.

Высшим законодательным органом по «Русской правде» являлось Народное вече, состоящее из народных представителей. Высшим исполнительным органом – Державная дума. Избирательное право получали мужчины по достижения 20 летного возраста.

Провозглашались гражданские права и свободы такие как: свобода слова, печати и вероисповедания. Уничтожались социальные привилегии и утверждалось равенство всех граждан перед законом.

4. Просветители и их политико-правовые взгляды


В середине 18 века в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития страны. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможности дальнейшего экономического и промышленного развития России. Наиболее полное выражение взгляды просветительства получили в произведениях С.Е. Десницкого.

С.Е. Десницкий (1740-1789) происходил из мещан украинского города Нежина. Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую Академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет. Затем он защитил диссертацию по римскому праву, получив степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становиться профессором юридического факультета Московского университета. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложены радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей. лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную монархию.

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом - Сенатом, состоящим из 600-800 депутатов. Но "конечное повеление" принадлежит только монарху. В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенство и интеллигенции по избирательному праву с умеренном цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Все сенаторы равноправны не зависимо от их сословной принадлежности.

В предположениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставление обвиняемому права на защиту.

Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления - коллегиями, имеющими двойное подчинения: монарху и Сенату.

У Десницкого есть ещё и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчётны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает. В дополнении к наказательной власти Десницкий присовокупляет ещё гражданскую власть, которой он наделяет  выборные органы самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом.

К крепостному праву Десницкий относился отрицательно, усматривая в нём основное препятствие для развития промышленности и земледелия. Не предлагая полной его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определённые ограничения, осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права собственности на обрабатываемую землю и орудия труда.

В правовой сфере Десницкий предложил деление  права на государственное, гражданское, уголовное и судебное.

В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания характеру и составу преступления. Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине.

В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговые отношения, которые будут препятствовать войнам. Однако необходимость армии как средство защиты от вражеских нападений Десницкий признавал. И считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества.

Политико-правовая теория Десницкого оказала большое внимание на развитие просветительских идей в России. В целом его просветительская доктрина была направлена не на утверждение "просвещённого абсолютизма", а на создание конституционного варианта монархического правления в России.

Вторая половина 18 века характеризуется усилением крепостнического гнёта. Пугачёвское восстание обратила умы русского общества к поиску вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой была форма правления Российского государства. Политическая теория А.Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями. получил хорошее домашнее образование. Затем он окончил Пажеский корпус в Петербурге и юридический факультет Лейпцигского университета, при этом постоянно занимался самообразованием. По окончании учёбы пред ним открылся к служебной карьере, на котором он довольно быстро дослужился до должности начальника Петербургской таможни, но вскоре оставил службу и всецело посвятил себя литературным трудам. Свой личный долг перед отечество он усматривает в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой теме посвящено его знаменитое произведение "путешествие из Петербурга в Москву"

Радищев рассматривает самодержавие как состояние, "наипротивнейшее человеческому естеству". Царь, утверждал он "первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель" Он не верил в возможность появления на троне просвещённого монарха. Радищев критикует бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращённость и продажность чиновников, окружающих трон.

Свою политическую схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей.. В естественном состоянии все люди были равны, но появлением частной собственности это равенство нарушилось. Он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетённых. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за содой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. "Если закон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует. тат как основанием права является справедливость, а не сила.

Крепостное право, по оценке Радищева, представляет представляет содой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически не состоятельно, тат как подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причём как крепостников, так и крепостных. Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. А.Н. Радищев неоднократно подчёркивал, что злом является именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена "злого" помещика на доброго ничего изменить не может. Противопоставление естественного права существующим государственным законам привело Радищева к революционным выводам. Свободы следует ждать не от "добрых помещиков", а от непомерной тяжести порабощения, которая вынуждает народ искать путь своего освобождения. Радищев признаёт право за народом на восстание в этом случае, если его естественные права грубо нарушаются.

Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Межа, определяющая владение одного гражданина от другого, должна быть "глубока, всеми зрима и свято почитаема", но крупную феодальную собственность он рассматривает как результат грабежа и насилия. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто её обрабатывает. В таком обществе социальные привилегия отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, сформированное по образу северорусских феодальных республик Новгорода и Пскова. по мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления. Концепцию разделения властей он не признаёт, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются:

-        в свободе мысли;

-        в свободе слова;

-        в свободе деяний

-        в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах;

-        в праве собственности;

-        быть судимым себе равными.

Организацию правосудия он представлял себе в виде системы земских судов, избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совместные. похвально отозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказался против телесных наказаний.

Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.

Социальные и политико-правовые идеи Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. Его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву"  называли набатом революции, и она была запрещена в России до 1917 года. За оду "Вольность" и "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев был судим и приговорён к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Усть-Илимске. Павл-1 разрешил ему жительство под надзором в имении отца, а Александр -1 вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. В 1802г. Радищев покончил жизнь самоубийством.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Верные сыны Отечества: Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге/[Сост. Л.Б. Добринская, Л.С. Семенов]. – Л.:Лениздат, 1982. – 400 с.

2.                Декабристы и русская культура/под ред. Д.Д. Благой, Т.Б. Князевской, Б.С. Мейлах – Издательство «Наука», 1976. – 355 с.

3.                Мемуары декабристов. Северное общество. М., Изд-во Московского университета, 1981, 400 с.

4.                Исаев И.А. История политических и правовых учений России: 19-20 вв. – М., 1995.

5.                Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Исследования и статьи по эпохе Александра I – СПб.: Академический проект, 2000 – 560 с.


[1] Мемуары декабристов. Северное общество. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981, 400 с. с ил. С. 390

[2] Там же.

[3] Верные сыны Отечества: Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге /[Сост. Л.Б. Добринская, Л.С. Семенов].-Л.:Лениздат, 1982. – 400 с., ил. С.19

[4] Верные сыны Отечества: Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге /[Сост. Л.Б. Добринская, Л.С. Семенов].-Л.:Лениздат, 1982. – 400 с., ил. С.20

[5] Мемуары декабристов. Северное общество. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981, 400 с. с ил. С.390

[6] Верные сыны Отечества: Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге /[Сост. Л.Б. Добринская, Л.С. Семенов].-Л.:Лениздат, 1982. – 400 с., ил. С.20

[7] Т.Ж. С.18

[8] И.А. Заичкин. И.Н. Почкаев. Русская история от Екатерины Великой до Александра 2. – М.: 1994 , с.537



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена