Политическое развитие Италии во второй половине ХХ века
|
Содержание.
Введение
Глава 1. 1949-1963 годы.
1.1. Переход к республике………………………………………………..….4
1.2. ХДП у власти………………………………………………………….....8
Глава 2. 1963-1976 годы.
2.1. «Левый центр»……………………………………………………….....12
2.2. Политический экстремизм и терроризм……………………………...14
Глава 3. 1976 – 1979 годы.
3.1. «Национальная солидарность»…………………………………….....17
Глава 4. 1980-2000 годы.
4.1. Италия в 80-е гг. …………………………………………………....….19
4.2. Италия в 90-е гг. …………………………………………………….....21
Заключение
Список использованной литературы………………………………………..29
Введение.
Во второй половине XX века страны Запада преодолевают опустошительные последствия мировой войны, встают на путь стремительного экономического роста в эпоху научно-технической революции, оказываются втянуты в сложные социальные, политические, духовные процессы формирования и распада «общества потребления». Конец столетия был сопряжен с «неоконсервативной революцией» и постепенным переходом ведущих стран мира на особую стадию развития – складывание основ информационного общества.
Особенно интересным для автора данного реферата было развития стран бывшего фашистского лагеря, в число которых входит и Италия. Политическая жизнь этой страны на протяжении второй половины ХХ века была очень бурной и нестабильной, и именно поэтому она представляет интерес для автора реферата.
Реферат имеет следующую структуру.
Глава 1 посвящена послевоенному времени, которое было наиболее тяжелым для страны. Постепенно осуществлялся переход к республике, а у власти оказалась Христианско-демократическая партия (ХДП), сыгравшая важную роль в антифашистском Сопротивлении.
В главе 2 раскрывается такое понятие, как «левый центр» - стратегия ХДП, выбранная с целью укрепить свои позиции в обществе. Также рассказывается о политическом экстремизме и терроризме, возникших из-за активизации неофашистских организаций в ответ на экономические трудности и безработицу.
В главе 3 рассказывается о политике «национальной солидарности», а также о проблемах, возникших в Италии после мирового экономического кризиса 1974-1975 гг., и путях их решения.
Последняя, 4-ая глава посвящена политической жизни Италии в 80-х и 90-х годах, которая характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало абсолютное большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований, а острые политические кризисы заканчивались умеренными компромиссными результатами.
Глава 1. 1949-1963 годы.
1.1. Переход к республике.
Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Вместе с тем итальянцы приобрели опыт борьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивления наложили свой отпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочего класса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми (компартия насчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия – 0,7 млн) и имели большой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политической шкалы находилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн человек), имевшая заслуги в Сопротивлении – Христианско-демократическая партия (ХДП)1.
С учетом традиций Сопротивления наметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотя практически всем было понятно, что бороться с фашизмом с оружием в руках легче, чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успели отвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимом Муссолини. Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой быть Италии и какими станут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрела борьба вокруг вопроса о форме правления в стране. В мае 1946 года король Виктор Эммануил III предпринял маневр – отрекся от престола в пользу своего сына принца Умберто II, прозванного итальянцами «майским королем».
С крахом фашизма изменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов. В июне 1946 года состоялся референдум о форме государственного правления, который отличался исключительно высоким процентом голосовавших, в том числе впервые участвовавших в голосовании
1ХДП была основана в 1943 г. На базе католической Народной партии «Полари», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини.
женщин. За установление республики было подано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волю большинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881 – 1945) – один из общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенационального политического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, в том числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров и министра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то время компартии Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель2.
Конституция 1 января 1948 года.
Избранное одновременно с референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составляли депутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатам потребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новая конституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоенной расстановки политических сил конституция Италия стала одной из самых демократических конституций развитых стран. Согласно положениям конституции в Италии запрещалось восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, а лицам, занимавшим при фашизме ответственные посты, в течение пяти лет после принятия конституции запрещалось голосовать и быть избранными в органы государственной власти. Отменялись дворянские титулы, членам и потомкам Савойской династии запрещалось пребывание на территории страны, а их собственность переходила к государству. Первые статьи конституции содержали основные государственные принципы – провозглашение Италии демократической республикой, основанной на труде, и признание неотъемлемых прав человека и их гарантии.
К таким правам относились, в частности, права на общественное достоинство, на нерушимость свободы личности и равенство всех перед законом.
2 Когда в июле 1948 г. состоялось покушение на Тольятти (среди бела дня в него стрелял молодой сицилиец), то развернувшаяся в знак протеста небывалая по размаху всеобщая забастовка охватила почти 7 млн человек.
Провозглашался отказ от войны «как орудия посягательства на свободу других народов и как способа разрешения международных конфликтов». За всеми гражданами признавалось право на труд и поощрение «условий, которые делают это право реальным».
Вводился принцип равной оплаты за равный труд, право на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отдых, на социальное обеспечение. Признавалась свобода профсоюзов и право на стачку.
По конституции устанавливались два вида собственности – государственная и частная. В отдельных случаях, предусмотренных законом, определялось, что «частная собственность может быть отчуждаема в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки», по закону также предусматривалось установление предельных размеров земельной собственности.
Часть II конституции определяла регламент органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Глава государства – президент избирается парламентом на 7 лет из числа граждан, достигших 50-летнего возраста. Президент обладает широкими полномочиями: назначает председателя Совета министров, а также пять пожизненных сенаторов из граждан, прославивших родину выдающимися заслугами; направляет в парламент правительственные законопроекты, распускает парламент, назначает референдум, издает декреты, имеющие силу закона, является главнокомандующим вооруженными силами и объявляет по решению парламента состояние войны. Правительство состоит из председателя и министров, назначаемых президентом по предложению председателя, и подконтрольно парламенту. Парламент состоит из палаты депутатов и Сената республики, имеющих равные законодательные функции и избираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет на основе пропорционального принципа. Помимо парламента, право участвовать в законодательном процессе имеет итальянский народ. Конституция предусматривает народную инициативу в форме референдумов – петиционных (внесение законопроектов от имени 50 тысяч избирателей) и отлагательных («народное вето» на отмену закона от лица 500 тысяч избирателей).
Устойчивое влияние конфессиональной традиции в стране придавало большое значение вопросу о взаимоотношениях церкви и государства. Статья 7 определяла, что «государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере», их отношения базируются на Латеранских договорах 1929 г. (согласно которым церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьного образования). Такая формулировка означала определенный компромисс между левыми партиями и христианскими демократами. Конституция 1948 г. установила административно-территориальное деление страны на 20 областей, 93 провинции и около 8 тысяч общин.
Важным политическим событием первых послевоенных лет стало подписание в феврале1947 г. в Париже мирного договора союзников с Италией. Согласно договору в Италии распускались фашистские организации, определялись границы, подтверждалось наказание военных преступников, выводились оккупационные войска, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории, определялись репарации в пользу СССР (100 млн долл.), Югославии (125 млн долл.), Греции (105 млн долл.), Албании (5 млн долл.) и Эфиопии (25 млн долл.). Италия отказывалась от своих колоний и уступала в пользу Югославии часть Хорватии, возвращала Греции Додеканесские острова (Южные Спорады) в Эгейском море. Триест, находившийся под контролем англо-американских военных властей, становился свободным городом под контролем ООН (спустя 7 лет, в 1954 г. по соглашению с Югославией и союзниками Триест был передан Италии). К концу 1947 г. англо-американские войска и их военная администрация покинули итальянскую территорию. Мирный договор предоставил Италии право содержать собственные вооруженные силы, необходимые для обороны, численностью 250 тыс. солдат и офицеров. Личный состав ВМС и ВВС ограничивался по 25 тыс. человек. Италии запрещалось иметь подводные лодки, авианосцы и торпедные катера.
В социально-экономическом плане перед Италией стояла актуальная и сложная задача – восстановить разрушенное войной народное хозяйство, переведя его на мирное производство, произвести демобилизацию и трудоустроить демобилизованных. С этой целью в июне 1948 года было подписано американо-итальянское соглашение о предоставлении Италии помощи по плану Маршалла сроком на 2 года. Общий объем поставок (продукты питания и промышленное оборудование) по плану Маршалла составил 1,5 млрд. долларов. В то же время политическая цена американской помощи – это нажим на премьера Де Гаспери для устранения из правительства представителей левых партий. Всем было понятно, что из-за разницы в конечных целях партий, входивших в правительство, сотрудничество между ними не могло продолжаться долго. Однако именно нажим извне ускорил распад этого сотрудничества, хотя поводом к этому послужили внутренние события: в 1947 году банда мафиози стреляла в участников первомайской демонстрации рабочих на Сицилии. Это вызвало кризис и роспуск правительства. В состав нового правительства Де Гаспери коммунисты и социалисты включены не были. Лидер социалистов Пьетро Ненни с горечью отмечал, что чем дальше, тем больше итальянские внутренние дела будут зависеть от внешних факторов – Ватикана и Соединенных Штатов. Заместителем премьер-министра был назначен Джузеппе Сарагат, лидер правого крыла социалистов, вышедший со своими сторонниками из состава социалистической партии и возглавивший социал-демократическую партию (ИСДП), выступавшую против сотрудничества с коммунистами. Антикоммунистическую линию поддержал Ватикан, издавший декрет об отлучении коммунистов от церкви.
В первые послевоенные годы организационно оформилось неофашистское движение. Несмотря на то, что итальянский фашизм потерпел сокрушительное поражение и по новой конституции запрещалось восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, определенные группы итальянского общества сохранили симпатии к фашизму и воспринимали его крах с сожалением. К числу сторонников фашизма относились некоторые монополисты, военные и чиновники (занимавшие, как правило, высокое положение в годы диктатуры Муссолини), часть мелкой буржуазии. В декабре 1946 года была основана неофашистская партия Итальянское социальное движение (ИСД). Ее возглавил Дж. Альмиранте, а затем А. Микелини. Программа ИСД содержала положения об установлении фашистской корпоративной системы, о социальной защите граждан, об антимарксизме, об активной «имперской» внешней политике. Иногда среди членов партии возникали тактические разногласия, приводившие к фракционной борьбе, но в целом ИСД держала курс на легальную политическую деятельность и консолидацию неофашистов с праворадикальными либерально-монархическими кругами. В итальянском истеблишменте ИСД относилась к числу малых партий, электорат которых на парламентских выборах обычно не превышал 6 %.
Весной 1948 года состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2% голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и став крупнейшей и господствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся в зените славы и успеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членов которого принадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.
1.2. ХДП у власти
Получив руководящие позиции в политической области, христианские демократы возглавили процесс восстановления экономики. Основу для этого заложила финансовая помощь США, в том числе по плану Маршалла, на реализацию которого на рубеже 40-50-х гг. было ассигновано 3,2 млрд. долларов. Кроме того, для восстановления и дальнейшего развития экономики использовались различные средства, главным из которых стали государственно-монополистическое регулирование в форме государственного сектора, государственное финансирование и кредитование, хозяйственный протекционизм. Мощные инвестиции в экономику сделали крупнейшие итальянские монополисты-олигархи Аньелли, Пирелли, Орландо, Пезенти, Мардзотто, Феруцци и другие. Низкие цены мирового рынка на сырье и энергоносители, использование в производстве достижений научно-технической революции, сдерживание роста зарплаты и участие Италии в европейской экономической интеграции (в 1957 году Италия вступила в Общий рынок) дополнили формирование условий не только для восстановления экономик, но и для небывалого экономического взлета, названного «итальянским экономическим чудом». В 50-е – начале 60-х гг. высокие темпы роста экономики привели к увеличению национального дохода Италии почти вдвое. Сложился сильный государственный сектор, охвативший инфраструктуру и базисные, стратегически важные отрасли хозяйства. Руководящую роль в госсекторе играл Институт промышленной реконструкции (ИРИ) – государственный холдинг, созданный еще в 1933 году и ставший в послевоенное время крупнейшим хозяйственным комплексом. Мощный государственный сектор, а также крупный частный сектор во взаимодействии со средним и малым бизнесом осуществляли структурную перестройку экономики в условиях практического отсутствия полезных ископаемых. Италия не скупилась на покупку передовых импортных патентов в области техники. Экспортируя за пределы страны «лишние» рабочие руки, страна в больших масштабах получала «встречный поток» иностранных инвестиций из стран ЕС и США. Интенсивные приток зарубежных инвестиций способствовал быстрому росту итальянской экономики. В то же время крупные национальные предприниматели в основном за счет субподрядов и кооперации смогли включить в систему монополистического производства многочисленный мелкий бизнес. Кроме того, из-за низких издержек на рабочую силу широко использовался (и используется до сих пор) потенциал «теневой экономики». При этом одной из негативных сторон существования «теневой экономики» стало внедрение в ее структуру преступного бизнеса мафии.
Таким образом, экономический курс ХДП, базировавшийся на так называемой «политике роста», стимулируемые низкими издержками производства при благоприятной внешней конъюнктуре, позволил добиться устойчивых высоких показателей в ходе ускоренной индустриализации. В Италии на протяжении 50 – 60-х гг. складывалась модель развития, характерная для стран Южной Европы, т.е. модель ускоренного «догоняющего» развития. При этом «итальянский вариант» был ближе к развитым странам Запада, чем другие государства южноевропейской периферии. Качественным следствием быстрого экономического роста стало превращение Италии в индустриальную державу, побежденная страна вошла в семерку лидирующих государств.
Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.
Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.
С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.
В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».
Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали соседствовать зоны упадка.
Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».
Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.
С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.
Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.
ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.
Глава 2. 1963-1976 годы.
2.1. «Левый центр».
Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.
В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.
Правительство левого центра осуществило ряд реформ. В 1962 году была национализирована важная отрасль экономики – электроэнергетическая промышленность. В результате создавалось сильное государственное «Национальное объединение электроэнергетической промышленности». Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили от государства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства в другие отрасли. В 1965 году вводилось обязательное для госсектора программирование, с 1967 начал действовать национальный пятилетний план. При этом директивы государственных планов не были обязательными для частного сектора. Реформа системы образования распространяла конституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на учеников неполной средней школы в возрасте до 14 лет. Весьма результативными оказались завоевания рабочих. Они добились повышения заработной платы, ликвидировались зональные различия в уровне зарплаты, вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялись права профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение.
В то же время левый центр столкнулся в своей деятельности с ухудшением экономической ситуации: время «экономического чуда» истекло, темпы роста итальянской экономики замедлились, упав в середине 60-х гг. до кризисной отметки, а в 1974-1975 гг. Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Особую остроту приобрело несоответствие структуры и механизма воспроизводства и распределения национального дохода, увеличились трудности снабжения экономики из-за роста мировых цен на сырье и топливо. Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменили социально-экономическую обстановку в стране. Экономические трудности проявились в отраслевых, структурных и циклических кризисах различной глубины и продолжительности, в расстройстве торгового и платежного балансов и дефиците госбюджета.
Кризисные потрясения ставили правительство и предпринимательские круги перед необходимостью смены экономической стратегии, вынуждали их заимствовать передовые методы модернизации у более развитых стран Запада. Элита итальянского бизнеса стремилась сохранить страну в числе семи развитых мировых держав. В то же время модель экстенсивного развития экономики Италии еще не исчерпала полностью свой потенциал, поэтому с середины 70-х гг. на повестку дня встала задача постепенного вытеснения экстенсивного пути новыми, высокотехнологичными процессами. Поскольку быстрый разрыв с прежней экономической моделью был невозможен, то обозначившееся перспективное переплетение старого и нового курсов нарушало поступательный ритм развития итальянской экономики, приводило к замедлению темпов ее роста, к чередованию скачков и топтания на месте. Итальянская экономика, не осуществив внутренней перестройки, оказалась в 70-е гг. (и находится по этой причине до сих пор) в неблагоприятном положении на мировом рынке. Неравномерность экономического развития негативно отражалась на трудовых отношениях и социальной сфере.
Сокращение занятости и непрекращавшийся рост стоимости жизни вызвали подъем социального протеста. Особенностью забастовочной борьбы во второй половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характер действий при высокой активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев, помимо рабочих, - студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей, пенсионеров, занимавших ранее пассивную позицию. Забастовочная борьба итальянцев за улучшение условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее, чем в других странах капиталистического мира. В 1968 г. произошёл бурный всплеск студенческой борьбы не только за реформу университетов, но и под антикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки за проведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошло на уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир». «Жаркой осенью» 1969 г., выступая за более благоприятные условия новых коллективных договоров, бастовали несколько миллионов человек. В результате в мае 1970 г. был принят Статут прав трудящихся, оформивший положение профсоюзов на предприятии и ограничивший возможность предпринимателей на увольнение рабочих. В 1974 году конституционный суд Италии был вынужден признать законность забастовок с социально-политическими требованиями. Достижения забастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение их влияния. С 1969г. практика встреч и переговоров между профсоюзами и правительством становится постоянной.
В 1970г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего развод, а в 1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность разводов, в то время как церковь считала брак нерасторжимым. Таким образом, правительство левого центра шло на существенные уступки, выполняя основные требования забастовщиков.
2.2. Политический экстремизм и терроризм.
Уступки левого центра трудящимся, особенно после «жаркой осени» 1969 года, экономические трудности, маргинализация и безработица вызвали ответную реакцию праворадикальной оппозиции. Активизировались неофашистские группировки и организации, численность которых увеличилась до 30. Крупнейшими из них стали «Новый порядок», «Национальный авангард» и особенно «Национальный фронт», который возглавлял князь Ю.В. Боргезе – бывший фашистский военный преступник, имевший связи с крупными финансистами, жестокий, безжалостный и фанатичный человек, прозванный «чёрным князем». Увеличилось число неофашистских террористических акций (взрывов, нападений на активистов и помещения левых организаций) в соответствии с «графиком», разработанным на собрании в г. Падуя (1969г.). Целью ультраправого («чёрного») терроризма стало создание такой обстановки в стране, при которой возможен государственный переворот или, как минимум, «наведение порядка». Курс ультраправых назывался «стратегией напряжённости», началом которой можно считать взрыв бомбы в здании Сельскохозяйственного банка в Милане на площади Фонтана в декабре 1969 года (16 человек убитых и около 100 раненых). Площадь Фонтана символически стала сигналом национального бедствия – терроризма. После этой трагедии наиболее крупными террористическими актами стали столкновения неофашистов с полицией и войсками и баррикадные бои, продолжавшиеся несколько месяцев в г. Реджио-ди-Калабрия в 1970 – 1971гг.; разгром помещений всех политических партий в г. Аквила в марте 1971г.; раскрытие заговора «Национального фронта» Боргезе против республики, взрыв бомбы во время митинга в Бреше в мае 1974года, при котором погибло 8 человек, взрыв поезда близ Болоньи в августе 1974года, стоивший жизни 12 пассажирам.
Во главе неофашистского движения оставалась партия ИСД, численность которой возросла в первой половине 70-х годов до 400 тыс. человек. В этот период неофашисты успешно выступали и на выборах. Например, в 1972 году они смогли получить 56 мест (из 630) в палате депутатов и 26 мест (из 315) в сенате итальянского парламента. Рассчитывая на респектабельных обывателей (так называемый «фашизм в двубортном пиджаке»), ИСД объединилась с остатками монархистов, завоевав на определённое время положение четвёртой по значению партии страны, которая с 1973г. стала называться « Итальянское социальное движение – Национальные правые силы» ИСД – НПС), руководителем которой вновь избирается Джорджо Альмиранте.
Успеху ИСД способствовала поддержка части мелкой и средней буржуазии Севера, недовольной ростом массового рабочего движения. Однако подлинную массовую базу ИСД приобрела в начале 70-х гг. среди жителей городских поместий, люмпен-пролетариата, маргинальных слоёв Юга, где в 1972 году за неё голосовало около 1\3 избирателей. Успехи неофашистов связывались не в последнюю очередь и с расширением финансового потока из национальных и зарубежных источников в их адрес. Помимо мелкого бизнеса, неофашистские организации спонсировались крупными итальянскими предпринимателями (Пезенти, Монти и др.). Часть средств поступала из банков Франции, Испании, Португалии, США. Всерьёз обеспокоенные экспериментом левого центра, масштабами социальной борьбы и солидными завоеваниями трудящихся, влиятельные предпринимательские круги Италии не скупились на помощь неофашистам, при участии которых они пытались дестабилизировать обстановку и убедить рядовых граждан в необходимости смены либерального правительственного курса на режим «сильной власти».
Однако, преступления фашистов, бесспорно, компрометировали их. На выборах 1976 года ИСД потеряла почти 1\3 голосов, полученных на предыдущих выборах. Как следствие, в ИСД обострились внутренние противоречия, которые привели партию к расколу и ослаблению. Этому способствовали также аресты и процессы над участниками заговоров и террористических акций, проведенные в середине 70-х годов. Но, как правило, попустительство влиятельных политических сил приводило к скандально мягким или даже оправдательным приговорам на этих процессах.
И всё же с середины 70-х годов «чёрный» террор правых радикалов начал отходить на второй план, уступая место «красному» террору левых радикалов. Молодёжный характер левого экстремизма связан с размахом студенческого движения 1967 – 1968 гг. Весной 1968 года студенческие волнения охватили все 36 университетов Италии. Студенты выступали против устаревшей и недемократичной системы высшего образования, но вскоре скептицизм и отрицание любых авторитетов придали движению массовый бунтарский антикапиталистический характер. По всей стране прокатились демонстрации, произошли схватки с полицией, захватывались здания, устанавливались контакты студентов с рабочими. Возникшие в то время левацкие группы («Непрерывная борьба», «Рабочая власть», «Движение трудящихся за социализм», «Манифесто»), как правило, занимали политически наивные позиции, искренне веря в то, что ведут «революционную» борьбу. Жажда перемен толкала молодёжь на поиски соответствующей тактики, в которой насилие и террор в то время пока не укоренились.
«Криминализация инакомыслия» и смыкание её с обычной преступностью («стреляю, значит, существую», «ворую, значит зарабатываю») произошли во второй половине 70-х годов, когда молодёжь разочаровалась в утопических планах «поколения 1968г.» и избрала тактику террора. В 1977 года уже было известно 97 «ультралевых» террористических групп, выступавших под «красным», «революционным» знаменем. Наиболее опасными левоэкстремистскими террористическими подпольными организациями стали так называемые «красные бригады»,возникшие ещё в сентябре 1979 года. Они выступали за эскалацию насилия и превращение бу3ржуазно-демслкратического государства в репрессивное и авторитарное государство, в котором можно было бы развязать гражданскую войну. «Красные бригады» начали похищение людей с политическими целями, не брезговали они и требованием выкупа. В конце 70-х гг. жертвами «красных бригад» пали политики и судьи, католические деятели, предприниматели, журналисты, полицейские чины. Однако наиболее жестокой и вызывающей акцией стало похищение и убийство А.Моро. Экстремизм попирал правовые нормы государства и фактически превращался в уголовную преступность.
Глава 3. 1976 – 1979 годы.
3.1. «Национальная солидарность»
На фоне активизации экстремистских, террористических организаций и мафии заметно выросла активность левых сил. На областных и муниципальных выборах 1975 года неофашисты потеряли часть электората, а левые партии опередили центристов и правых. По-прежнему высокий авторитет и массовость Итальянской компартии оставались очевидной реальностью политической жизни страны середины 70-х годов. Относительное большинство избирателей рассматривало ИКП как силу, способную защитить демократию и отразить наступление правых. По инициативе генерального секретаря ИКП Энрико Берлингауэра га съезде партии, состоявшемся в 1975 году, коммунисты приняли тактику «исторического компромисса», означавшую сотрудничество не только с социалистами, но и с католиками. Парламентские выборы в июне 1976 года принесли максимальный за всё послевоенное время успех левым силам: коммунисты и социалисты вместе получили больше голосов, чем христианские демократы. За ХДП проголосовало всего на 4,4% избирателей больше, чем за коммунистов. Это был триумф компартии и лично Берлингауэра. Итоги выборов показали, что любое правительства без поддержки коммунистов обречено на неудачу. Левый центр распался. Новое правительство было составлено только из представителей ХДП. Премьер-министром стал опытный политический деятель христианский демократ Джулио Андреотти (родился в 1919 г.). Он вырос в семье политиков-католиков, назначался министром во многих правительствах и семь раз был премьер-министром.
Коммунисты совместно с другими левыми и республиканскими партиями образовали в парламенте « коалицию воздержавшихся» - блок депутатов, поддерживающих политику Андреотти. В 12976 – 1979 гг. правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». Участие коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительства путём периодических взаимных консультаций. В 1977г. шесть партий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программное соглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В рамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть негативные последствия мирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон о трудоустройстве молодёжи. Это означало ослабление дискриминации коммунистов в политической жизни страны.
Поддержка правительства ХДП левыми партиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистских террористических групп, которые совершили очередной акт политического бандитизма. Утром 16 марта 1978г. террористы «красных бригад» сего за 10 минут беспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитили председателя ХДП Альдо Моро. Через 54 дня труп Альдо Моро был найден в багажнике машины в центре Рима, неподалеку от здания парламента.
Жестокая акция , проведенная немногочисленными ( несколько сот членов) террористами «красных бригад», стала оскорбительным вызовом для всех и показала степень бессилия и разложения госаппарата. В ответ на это злодеяние по призыву крупнейших профсоюзов была объявлена всеобщая забастовка, в которой участвовали более 16млн. итальянцев, протестовавших против терроризма и демонстрировавших готовность защитить демократию. Бесчеловечность, проявленная террористами, значительно уменьшила число их последователей и сочувствовавших им.
Новая волна терроризма захлестнула Италию на рубеже 70 – 80 гг., произошли очередные покушения, политические убийства и другие акты насилия. Только в 1980г. было совершено 1200 террористических акций. Среди них – взрыв бомбы, заложенной террористами 2 августа 1980г. на вокзале в Болонье, в результате которой погибло 85 человек и более 200 ранено.( Всего с 1969 по 1980г.г. зарегистрировано 7866 террористических актов, в результате которых погибло 362 человека, ранено 4530 человек).
Произошёл качественный скачок в мафиозных структурах: уходил в прошлое кодекс чести мафии, санкционировавший убийство лишь в случае необходимости и запрещавший убийство женщин. Сицилийская и ещё более жестокая калабрийская ветви мафии, продвигаясь на Север, убирали все преграды, убивая тех, кто прямо или косвенно стоял на их пути.
В то же время неотъемлемой чертой политической жизни Италии становилась коррупция, всё громче звучали связанные с ней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции и неуплате налогов был обвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастности к взяткам, полученным от американского концерна «Локхид». Леоне подал в отставку, а президентом впервые был избран член ИСП, активный участник партизанского движения Сопротивления 82-летний Александро Пертини, пользовавшийся заслуженной и искренней популярностью как персона, воплотившая в себе лучшие черты итальянского национального характера. Большой резонанс получило дело масонской ложи «П-2» («Пропаганда-2») - заговор высших должностных лиц против республики.
Политика «национальной солидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 года компартия покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП. Объявленные президентом Пертини новые досрочные парламентские выборы в июне 1979 года показали, что христианские демократы и особенно коммунисты потеряли часть голосов избирателей, хотя компартия сохранила роль мощной оппозиции, с которой нельзя не считаться. ИКП отказалась от тактики «исторического компромисса» и приняла новую формулу «демократической альтернативы», предполагавшей создание коалиции из левых партий, способной в борьбе за власть соперничать с ХДП. Социалисты, социал-демократы и радикалы, напротив, улучшили свои позиции. Это внушало определённые надежды, поэтому ИСП не поддержала формулу «демократической альтернативы», выдвинутую коммунистами.
Глава 4. 1980-2000 годы.
4.1. Италия в 80-е гг.
Общественно-политическая жизнь Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как и в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись. Настроения разочарования и политической апатии, неверие в возможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов и других жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор политической жизни.
В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани не поддержало это предложение.
В то же время в Итальянской социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли перемены: Бенедитто (Беттино) Кракси, ставший политическим секретарём партии в 1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическое евангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспектив сотрудничества с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическом потенциале частного предпринимательства в условиях политического плюрализма,
В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия в парламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра.
С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. Стратегический курс правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 – 1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4 добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70% судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий. Правительство наметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях, входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию и усилить наукоёмкие производства. Кроме того, на повестку дня вышла задача стабилизации платёжного баланса, «разбалансированного» дефицитом внешней торговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия» главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалы заработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение. В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католической церкви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу с терроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочия полиции и судебных органов (проведение повальных обысков, увеличение сроков предварительного заключения и др.).
В целом консервативный сдвиг вправо первой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению с другими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всей стране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США, Великобритании, Франции, ФРГ и Японии вместе взятых. Особый накал приобрело антивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет на Сицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды. Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого удельного веса и лидирующих позиций госсектора.
В экономическом отношении на рубеже 80-х -90-х годов Италия становится развитой индустриальной державой, занимающей пятое место в капиталистическом мире по производству ВВП. Передовыми отраслями её экономики остаются машиностроение (4-е место в капиталистическом мире по выпуску различных станков) и автомобилестроение (бесспорный лидер – высокотехнологичный концерн ФИАТ). Италия, в экономике которой действует свыше 1200 фирм с участием иностранных инвесторов, сама экспортирует собственные капиталы за рубеж. Важными статьями итальянского экспорта являются сельскохозяйственная техника и химикаты, транспортные средства и промышленное оборудование, мебель и стройматериалы, швейные изделия и обувь, электротехника и медицинская аппаратура, фрукты и вина. Быстрый рост индустрии туризма стимулирует развитие строительства и пищевой промышленности, обеспечивает рост занятости населения в этой перспективной сфере. Доля туризма в ВВП и валютные доходы от туризма имеют устойчивую тенденцию к возрастанию. Италия является традиционным экономическим партнёром России, 3\4 объёма российского импорта в Италию составляют энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь.
Однако в итальянской экономике сохранялись (и сохраняются в наши дни) негативные явления прошлых лет. К ним относятся региональные (север – юг) и межотраслевые диспропорции, высокие темпы роста стоимости жизни, безработица, большие затраты на импорт сырья и энергоносителей, зависимость от более передовых стран в области высоких технологий. Уровень мировых технологий в условиях глобализованной экономики напрямую зависит от состояния научно-исследовательской работы (НИР). В Италии 80 – 90гг. сокращены ассигнования на НИР и отсутствует эффективный контроль за её результатами. Между государственными и частными отраслями не существует органической связи в отношении НИР и распространения новейших достижений науки. Структурное преобладание мелких и средних предприятий сводит на нет серьёзную исследовательскую деятельность, так как предприятия неохотно вкладывают деньги в НИР (например, в 1991 году доля затрат на НИР составляла 1,4% от ВВП). Продолжают оставаться актуальными и проблемы планирования. Глобализация мировых рынков ведёт к необходимости долгосрочного и крупномасштабного планирования, в то время как нестабильность парламентского большинства в Италии вынуждает правительство строить свою работу на основе краткосрочных планов.
4.2. Италия в 90-е гг.
Нестабильность и контрастность общественно-политической жизни Италии в 90-е гг. усилилась. Острые политические кризисы заканчивались умеренными компромиссными результатами. Радикализм и непримиримость политического поведения итальянцев контрастировали с терпимостью и консерватизмом их сознания.
Динамика электората свидетельствовала о том, что в начале 90-х гг. выросло влияние социалистов, а влияние коммунистов снизилось. В условиях краха социализма в Восточной Европе руководство ИКП выступило с инициативой преобразовать компартию в массовую партию левых сил. На XX съезде компартии в начале 1991 г. в ее рядах произошел раскол. Многие предпочли забыть о заслугах партии в утверждении и защите демократии в Италии, о том, что в недалеком прошлом за нее голосовало от ¼ до 1/3 избирателей. Мало вспоминали и о крамольной репутации ИКП как неортодоксальной участницы международного коммунистического движения, выдвинувшей идею еврокоммунизма. В итоге большая часть коммунистов (около 2\3 членов) образовала Демократическую партию левых сил (ДПЛ). Секретарём ДПЛ с 1994 г. является Массимо Д’Алема, бывший лидер молодёжного коммунистического движения и редактор ежедневной газеты компартии «Унита». ДПЛ влилась в ряды европейского социал-демократического движения. Меньшая часть бывшей ИКП (членов которой называли сталинистами) создала Коммунистическое возрождение. Возглавил партию ветеран комдвижения Фаусто Бертинотти. Однако, несмотря на стыдливое размежевание с «непопулярным прошлым», бывшие коммунисты в 90-е гг. продвигались во власть не так легко, как им бы этого хотелось.
Трудные времена настали и для Христианско-демократической партии. Ещё в начале 90-х годов ХДП руководила страной в коалиции с другими партиями, закрывая доступ к власти коммунистам. Эту ситуацию назвали неустойчивым равновесием. Однако на протяжение 90-х гг. ХДП постепенно утратила роль господствующей партии. Общественно-политические события, происходившие в стране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италию потрясла новая серия скандалов, в которых оказались замешаны как государственные чиновники, так и ведущие политики. В феврале 1992 г. был арестован директор миланского приюта для престарелых М. Кьеза. В ходе следствия обнаружилось, что многие промышленные компании переводили деньги чиновникам и функционерам различных политических партий, включая христианских демократов, социалистов, социал-демократов и коммунистов, для получения престижных постов, государственных заказов и прочих выгод. Выяснилось, что коррупция превратилась в прочную и эффективную систему получения взяток за каждую сделку, причём государство выступало в качестве заинтересованной стороны. Становилось ясно, что одним из потенциальных источников махинаций является избирательная система, основанная на принципе пропорционального представительства. На повестку дня выдвигался вопрос о его замене на мажоритарный принцип. 1*
Тем временем политические скандалы всё больше свидетельствовали о связях государственных служащих с организованной преступностью. С арестом М. Кьезы в Италии развернулась общенациональная кампания «Чистые руки». Группа работников прокуратуры г.Милана ( так называемых магистратов), придерживавшихся в основном левых взглядов, начала колоссальный процесс, в ходе которого по обвинению в коррупции и связях с мафией было арестовано несколько тысяч человек, в том числе ряд известных предпринимателей, функционеров из малых и крупных партий и представителей высших эшелонов власти.
Расследование в ходе этой операции дискредитировало идею государственной собственности. Оно показало, что политические деятели выкачивали из государственной промышленности сотни миллионов долларов на финансирование своих политических аппаратов. Партии, находившиеся у власти, обогащались за счет взяток с бизнесменов в обмен на контракты и политическую защиту.2* Это была беспрецедентная операция, не имевшая аналогов в судебной практике и получившая широкий международный резонанс.
Бывшему премьер-министру, одному из столпов христианской демократии Д. Андреотти было предъявлено обвинение в незаконном партийном
1* Макеева Л.А. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век, часть 3 // Владос. - Москва, 2001 г.
2* Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 1995 г. (стр. 130-131)
финансировании, связях с мафией и заказной убийстве. Обвинения были настолько серьёзны, что Андреотти добровольно согласился на отмену своей
депутатской неприкосновенности и был заключён под стражу. Операция «Чистые руки» политически уничтожила другого бывшего премьер-министра , лидера социалистов Б. Кракси. После 16-летнего пребывания на посту главы ИСП он ушёл в отставку. Спасаясь от тюрьмы, Кракси покинул страну и находился в изгнании в Тунисе, где и умер в 2000г.
Несмотря на политизированный характер и отдельные злоупотребления, разоблачительная кампания «Чистые руки» прошла достаточно эффективно и имела важные политические последствия. В Италии возник новый вид политической борьбы: борьба с коррупцией приобрела политический характер. Главным результатом стало нарушение и без того неустойчивой политической стабильности и разрушение послевоенной партийно-политической системы. Доминировавшая в управлении страной более полувека влиятельнейшая ХДП не выдержала разоблачительных и критических потрясений. Для христианских демократов сократились возможности распределения государственных средств и, следовательно, уменьшилась массовая база партии. Сокращался её электорат, падал авторитет лидеров, обострялась внутрипартийная борьба. Падению влияния ХДП способствовало и то, что в массовой психологии населения, особенно молодёжи, снизилась роль католической традиции. И хотя Италия продолжает оставаться одной из самых католических стран мира, всё же интенсивность воздействия церкви на менталитет итальянцев уменьшилось. Таким образом, в последнем десятилетии ХХ века ХДП потеряла своё влияние и под ударами операции «Чистые руки» распалась (1994г.) на так называемую Народную партию , которая ориентируется на блок с левыми силами, и Христианско-демократический центр, который намерен входить в правые коалиции. Народная партия, в свою очередь, ещё раз раскололась на три части и несколько группировок. Например, одна из группировок, возглавляемая мэром г.Палермо, бывшим христианским демократом Л. Орландо, вместе с движением «зелёных» преобразовалась в партию под названием «Сеть», действующую на Сицилии. Одна из целей это партии – борьба с мафией.
Другие политические партии страны постигла та же участь – шквал обвинений в финансовой нечистоплотности практически смёл с политической арены республиканцев, либералов и социал-демократов, входивших ранее в состав коалиционных правительств. Политический центр в лице ХДП перестал быть точкой опоры для этих партий при составлении правительственных комбинаций.
Изменения в истеблишменте, в частности ослабление ХДП и компартии, привели к своеобразному политическому вакууму, который удалось заполнить правым партиям и отчасти ДПЛ.
Выдвижение правых партий на лидирующие позиции стало новым явлением в политическом маркетинге 90-х гг. Правая политическая группировка Лига Севера во главе с Умберто Босси придерживалась мнения, что проблема Юга является источником всех бед для Италии и особенно для Севера. Для взглядов сторонников Лиги характерны, поэтому, сепаратистские настроения. Руководство придерживается популистской тактики. Основной электорат Лиги сосредоточен, естественно, в северных областях страны. Лига Севера придерживается курса на коалицию с другими правыми партиями. Ещё одно движение правого толка - неофашистское – превратилось в середине 90-х гг. в респектабельного участника политической борьбы. Его возглавил Джанфранко Финни, член молодёжного движения ИСД, считавшийся идейным наследником Дж. Альмиранте и ставший лидером партии « Итальянское социальное движение – Национальные правые силы» (ИСД – НПС). Дистанцируясь от фашистского прошлого, Финн порвал с ортодоксами неофашизма и в течение1993 – 1995 гг. преобразовал эту партию в постфашистский Национальный альянс, готовый стать политическим компаньоном других правых и центристских партнёров.
Главным действующим лицом правоцентристских сил стала созданная в 1993 г. партия «Вперёд, Италия!». Эта партия претендует на роль центра, хотя, по сути, представляет собой общенациональную сеть клубов в поддержку своего лидера. Организатором и лидером партии «Вперёд, Италия!» является С. Берлускони.
С. Берлускони – юрист по образованию, один из богатейших бизнесменов Италии, медиамагнат. Ему принадлежат, в частности, три крупнейших частных телеканала страны, сеть супермаркетов, большое число строительных компаний, футбольный клуб Милан, а также крупнейший издательский дом «Мандори», имеющий контрольный пакет акций 30 ведущих итальянских газет. В разное время Берлускони обвиняли в различных махинациях (отмывание денег, связи с мафией, неуплата налогов, подкуп политических деятелей); его деятельность находится под постоянным контролем правоохранительных органов страны. Однако медиамагнат отвергал любые обвинения, объясняя их происками и нападками политических конкурентов. Правовую неуязвимость С. Берлускони обеспечивали его адвокаты. Почувствовав угрозу очередных расследований в ходе кампании «Чистые руки», Берлускони принимает решение прийти к власти как лидер политической партии.3*
Берлускони создал предвыборный блок «Альянс Свободы», в котором вокруг его партии «Вперёд, Италия!» объединились неофашистский Национальный альянс и правая политическая группировка Лига Севера. Новая коалиция победила на выборах в марте 1994 года, набрав 58% голосов. О принципиально иной, по сравнению с предшествовавшими десятилетиями политической ситуации свидетельствовал тот факт, что на фоне убедительной победы правого центра особенно заметным стало резкое падение престижа других, некогда влиятельных партий: за ХДП проголосовало всего 11%
3*Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х г.г. – Москва, 1997 г. (стр. 58)
избирателей (против 31,7% в начале операции «Чистые руки»), за социалистов
– 2,2% (против 14,5% на предыдущих выборах). В результате победы Альянса Свободы правые получили абсолютное большинство в Палате депутатов (301 мандат). С 21% полученных на выборах голосов партия «Вперёд, Италия!» стала лидером, а Берлускони в мае 1994 г. был назначен премьер-министром.1*
Мартовские выборы президент республики Л. Скальфаро назвал самым важными в послевоенной истории страны. Они проводились по новой смешанной избирательной системе, которая совмещает прямые выборы 75% его членов со старой системой пропорционального представительства для остальных 25% мест. Действовавший до сих пор принцип пропорционального представительства обеспечивал установлению системы, основанной на коалициях.
Введение новой избирательной системы явилось результатом стремления итальянцев к обновлению политической системы страны. На Арельском референдуме 1993 года абсолютное большинство населения высказалось за мажоритарную систему голосования. Итогом досрочных парламентских выборов явился уход с политической сцены целого поколения могущественных политиков. Их результаты называют в Италии концом Первой Республики, которая просуществовала в Италии почти полвека и характеризовалась господством ХДП. Старые политические партии прежней правящей коалиции потеряли доверие избирателей. Членами нового кабинета стали представители политических сил, которые недавно появились на свет или никогда не входили в правительство. Сформированное в мае 1994 года правительство С. Берлускони называют в Италии первым правительством Второй республики.
Кабинет С. Берлускони в своей программе так же, как и предшествующее ему правительство К. Чампи, отдает приоритет оздоровлению финансов. Другими пунктами программы являлись ускорение приватизации, которая должна была помочь введению «здорового соревнования», а также стимулирование инвестиций, особенно средних и мелких фирм. Предусматривались меры для стимулирования деловой активности, в частности, значительные льготы для лиц, открывающих собственное дело. Была упрощена система налогообложения для предпринимателей и рядовых граждан.
В области внутренней политики правительство Берлускони провозгласило уважение демократической конституции прошлого, стремясь тем самым ослабить опасения в связи с составом его кабинета. Среди других пунктов его программы была передача значительной части полномочий с общенационального на местный уровень управления, дальнейшее очищение итальянского общества от коррупции, усиление борьбы с мафией. 2*
Премьеру Берлускони помимо решения экономических задач, предстояло также уравновесить двух других участников Альянса Свободы, конфликтовавших между собой. Прошло 7 месяцев с момента назначения Берлускони, когда Лига Севера вышла из правоцентристской коалиции, разбив парламентское большинство, - в декабре 1994 г. премьер-министр был вынужден подать в отставку. В общественном мнении поднялась волна с целью ограничить телевизионную империю Берлускони до одного канала и устранить его рекламную монополию. Берлускони уцелел, но тут же оказался втянутым в скандал о коррупции, затронувший его младшего брата и директоров принадлежащей ему компании «Фининвест», через которую он контролировал большинство итальянских частных телеканалов и имел монополию на телерекламу. Берлускони предстал перед судом по обвинению в коррупции и махинациях с налогами, а также за поддержку сепаратизма Лиги Севера и неофашистского Национального Альянса. Ему припомнили и противозаконное финансирование избирательной кампании Кракси. Трижды суд выносил обвинительный приговор, но избежать тюремного заключения Берлускони помогали его адвокаты.
После отставки медиамагната с поста премьер-министра президент О.Л. Скальфаро в январе 1995 г. поручил министру финансов в бывшем правительстве Берлускони технократу Ламберто Дини , работавшему в своё время в МВФ и потому известному в международных финансовых кругах, сформировать беспартийное правительство. Основной целью правительства Дини стало оздоровление финансовой системы страны. Однако уже в октябре в холе работы над бюджетом будущего года одержимые реваншем «Вперёд, Италия!» и Лига Севера поставили в парламенте вопрос о вотуме недоверия этому правительству. Поддержка левых партий ненадолго спасла правительство Дини, но в январе 1996 г. оно ушло в отставку.
Последовавшие в апреле того же года выборы с небольшим преимуществом перед правоцентристской коалицией Берлускони выиграл левоцентристский блок «Оливковое дерево», в котором доминировали экс-коммунисты из ДПЛ. Основателем и лидером блока стал профессор экономики Романо Проди, связанный ранее с христианскими демократами, известный не только в итальянских, но и европейских деловых кругах. Его правительство оказалось более устойчивым и проработало 2,5года. Однако осенью 1998 г. после бурных парламентских дебатов по бюджету Р. Проди подал в отставку. По поручению президента новое коалиционное левоцентристское правительство возглавил экс-коммунист (член Демократической партии левых сил) 49-летний Массимо Д Алема, ставший первым в истории Италии бывшим коммунистическим партийным функционером, пришедшим к власти. Он возглавлял кабинет 18 месяцев.
Правящей коалиции левых (Р. Проди и М. Д’ Алема) за пять лет деятельности (1996 – 2001) удалось пополнить государственную казну на 60 млрд. долл. за счёт выручки от приватизации предприятий госсектора. С созданием 1 млн. рабочих мест была сокращена безработица. Реформа вооружённых сил ввела службу по контракту, отменив воинскую повинность. В системе европейских экономических отношений Италия включена в группу в группу стран, переходящих на единую валюту евро. Вместе с тем большое количество обещаний левых осталось на бумаге. В крупных городах выросла преступность, у граждан по-прежнему отсутствовало чувство личной безопасности и сохранялась боязнь наплыва иммигрантов из Албании и бывшей Югославии. В то же время определённым образом изменился климат общественного мнения страны – перестал действовать эффект операции «Чистые руки», дамоклов меч юстиции миновал многих предпринимателей, в том числе Берлускони; был оправдан в суде Д. Андреотти, умер в эмиграции Б, Кракси. Все эти обстоятельства повлияли на ход политических событий весной 2000г. Обозначился поворот вправо.
В апреле 2000 года в 15 областях из 20 состоялись частичные административные выборы в местные органы самоуправления. Правая оппозиция, недовольная «полукоммунистическим режимом» Д’ Алема, дала бой своим политическим противникам. Лидер правоцентристского «Полюса свободы» (куда входит ряд партий и движений, в первую очередь, «Вперёд, Италия!» и Национальный альянс) Берлускони вновь объединился с федералистами из Лиги Севера и развернул бурную предвыборную агитацию. Церковь призвала верующих отдать голоса за кандидатов правых сил. В результате правые одержали победу в 8 областях, включая все северные промышленно развитые области.
В этой ситуации Массимо Д’ Алема, только недавно заявлявший, что « левые пришли к власти надолго», признал поражение и вручил президенту республики прошение об отставке. Президент К.А. Чампи (избранный в 1999г.) назначил переходное правительство технократов и предложил возглавить его министру казначейства, бюджета и экономического планирования социалисту Джулио Амато. Журналисты называют его за особое чутьё «тонким господином». В прошлом он был одним из руководителей Итальянской социалистической партии и ближайшим соратником Б. Кракси. В наследство, доставшееся новому премьеру, входил вопрос об изменении избирательного закона на базе отказа от принципа пропорциональной системы выборов. На повестке дня оставался и вопрос о совершенствовании законодательства по такой проблеме, как отмывание денег, достигшей в Италии неприемлемых масштабов. И хотя отмывание денег считается преступлением и карается по статье Уголовного кодекса лишением свободы от 4 до 12 лет и штрафом от 2 до 30 млрд. лир, всё же эффективность борьбы с этим пороком невысока.
Между тем через год Италию ожидали очередные парламентские выборы. Наметившийся в 2000 году правый поворот становился всё заметнее. Воодушевлённый успехом своей коалиции на выборах в органы местного самоуправления, Берлускони создаёт новый альянс «Дом Свобод» и запускает его на предвыборную орбиту весной 2001 года. В новый альянс вошли все те же действующие лица – «Вперёд, Италия!», претендующая на роль центра, и правые – Национальный альянс и Лига Севера. На избирательную кампанию была брошена вся мощь империи Берлускони. Использовались новейшие политические технологии, учитывающие неверие итальянцев в законы и институты власти и их разочарование в политике левых. На этом фоне левоцентристская коалиция «Оливковое дерево» Ф. Рутелли выглядела малоубедительно. Предвыборные программы соперников различались между собой несущественно, оба блока выступали за благополучие своей страны, предлагали меры для ликвидации экономического отставания Италии и намечали политические реформы. Тем не менее, большинство избирателей 13 мая 2001года проголосовали за «Дом Свобод» Берлускони. Итальянцы, давно переставшие уважать закон, проголосовали за гонимого этим законом Берлускони, исходя из соображения, что если он сумел так хорошо всё сделать для себя, то, конечно, он способен помочь и стране. Им показалось, что легко обходящий законы и постоянно присутствующий на телеэкране преуспевающий шоумэн выступает за что-то принципиально новое, когда заявляет о разрыве с политикой прошлого.
По итогам выборов коалиция «Дом Свобод» получила большинство парламентских мест: 367 из 630 в Палате депутатов и 177 из 315 в Сенате. Левоцентристский блок «Оливковое дерево» располагает 248 депутатскими мандатами, коммунисты – 11, остальные – 4. Крупнейшей фракцией парламента оказалась «Вперёд, Италия!», единственная партия, увеличившая свой электорат (с 21 до 30%) по сравнению с предыдущими выборами. Обладая большинством в обеих палатах парламента, Берлускони теоретически имеет возможность возглавлять правительство полные 5 лет, положенных законом1. Вопрос в том, сумеет ли он реализовать данную возможность. Перед новым премьером стоит комплекс проблем, нерешённых его предшественниками. Требует совершенствования конституционная система, бюрократизм и коррупция продолжают оставаться атрибутами власти, остаётся высоким число безработных (9%), ждёт своего часа школьная реформа, нуждается в корректировке налоговая система.
С. Берлускони предложил свой вариант решения проблем, изложив его в предвыборном документе, названном контрактом. В программе Берлускони содержались меры по сокращению безработицы, пенсионная реформа, а также сокращение налогов и отмена налога на наследство. В настоящее время осуществляется помощь малому бизнесу, предпринимаются меры по борьбе против бюрократизма и криминала. В области внешней политики существенных изменений нет.
1Ранг премьер-министра и статус депутата Европарламента, в свое время полученные Берлускони, дают ему право иммунитета против возможных судебных обвинений не только со стороны итальянских судей, но и правосудия других стран.
Заключение.
Таким образом, Италия вступила в ХХI век, сохраняя традиции блоковой стратегии. Между властью и обществом вместо прежнего либерального компонента утверждается новый – большой бизнес. В истеблишменте страны произошли значительные изменения, коснувшиеся всех политических партий: одни партии прекратили своё существование, другие – раскололись или преобразовались. Правые партии, принимая правила блоковой политической игры, непосредственно встают у руля руководства страной. Христианская демократия перестала быть монопольным политическим представителем «католического мира». Эту роль пытается принять на себя партия «Вперёд, Италия!». Среди левых партий доминирует ДПЛ. В тоже время предпринимаются попытки реанимировать центризм как политическое движение, уравновешивающее левый и правый фланги итальянского истеблишмента.
В начале наступившего века в структуре власти поначалу сохраняется механизм чередования коалиций левого и правого центров.
После терактов «11 сентября» политическому истеблишменту Италии ( как и всем остальным правящим элитам развитых стран) был брошен определенный вызов. При этом, значительная часть лидеров политических партий и объединений Италии при публичной декларативности и многоречивости на деле оказалась морально не готова к угрозам извне.
Парадокс заключается в том, что Италия- страна, где методы террора как инструмента политической борьбы никогда не отвергались даже «умеренными» политиками, а население при общем недоверии к любой власти и некоторой политической апатии даже морально поддерживало эти методы. Но в новых условиях после «11 сентября» в Италии как в части объединенной Европы настроения в настроении людей произошел окончательный переворот в пользу усиления государственных институтов на фоне неизменного выбора основ демократии.
Акцент за последние 1,5 – 2 года окончательно сместился во внешнеполитический сектор. Стали востребованы «сильные» политические фигуры. Поэтому, закономерным выглядит 4-х летние пребывание С.Берлускони у власти, обладающего колоссальным политическим чутьем, верно определившим векторы мировой политики и настроения электората
Видимо, Итальянская Республика, при всей приверженности политической системы к традициям чередования правящих партий, многообразия их лозунгов и идей стоит на пороге серьезных эволюционных перемен в своем политическом развитии.
Список использованной литературы:
1. *Макеева Л.А. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век, часть 3 // Владос. - Москва, 2001 г.
2. *Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 1995 г.
3. *Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х г.г. – Москва, 1997 г.
4. *Страны Южной Европы в современном мире. – Москва, 1989 г.