Положение воинов по законам царя Хаммурапи
Кафедра всеобщей истории
Тема контрольной работы:
Положение воинов по законам царя Хаммурапи.
Выполнил: Щепетов А. В.
Проверил: Хазина А. В.
План:
1. Введение
2. Описание источников
3. Основная часть
4. Заключение
Введение:
С 1792 по 1750 гг. до нашей эры в Вавилоне правил Хаммурапи, шестой царь в первой вавилонской династии. Созданные им законы частично дошли до нас. Теперь они являются важнейшим источником в изучении истории древнего Востока: с их помощью можно оценить характерные черты жизни граждан вавилонии.
Суть моей контрольной работы состоит в рассмотрении законов, относящихся к воинам Вавилона. Это исследование необходимо для того, чтобы в дальнейшем понять, какими правами они обладали, насколько весомой была их роль в жизни государства.
Характеристика источников:
Хрестоматия по истории Древнего мира. Издательство Саратовского
Университета., 1989 г. (Тексты законов приводятся по: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера.)
Язык – классический вавилонский диалект аккадского. Законы найдены французской экспедицией в Сузах (столица древнего Элама).
Датируется XVIII в. до н. э. На данный момент хранится в Лувре. Тексты были высечены на черном базальтовом столбе. «Первоначально насчитывалось 282 статьи, из них сохранилось
247, а 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя-победителя. Однако найденные позднее в библиотеке
Ашшурбанапала копии свода законов
позволили восстановить некоторые поврежденные статьи.»
Основная часть:
Во время правления царя Хаммурапи наблюдается расцвет сельского хозяйства, расширение посевных территорий. К общественному труду привлекались практически все работоспособное население. Особое место в деятельности государства занимала торговля, которой занимались специальные агенты.
В эпоху Хаммурапи становится все более ощутимой разница в социальном положении рабов (они являлись низшим классом вавилонского общества) и простых граждан – Вавилон приобретает рабовладельческий характер. Воины, как основная сила, на которую опиралась царская власть, получали в награду пожизненно земельные участки, скот. В то же время, их казнили за неповиновение приказам. Воин был зависим от воли царя.
« Если редум или баирум1 , которому было приказано идти в царский
поход, не пошел или он нанял наемника и послал его взамен себя, (то) этот
редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.
»2.
По законам Хаммурапи предусматривалась своеобразная система передачи собственности и несения службы воина при его отсутствии. Если посторонний человек проживал на территории редума или баирума (когда они отсутствовали по причине несения службы), он автоматически принимал на себя несение воинской обязанности.
« Если либо редум, либо баирум из-за илька3 бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой захватил его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его ильк, то если тот вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны; только тот, который захватил их и нес его ильк, может нести его и впредь.»4
« Если он удалился только на один год, затем вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам носит свой ильк.»5
Здесь непонятен один момент: что, если редум или баирум вернется, например, через два года? Можно сказать, земельные участки, которыми наделялся воин, все-таки не были его постоянной собственностью.
Как видно из статьи №32, военнослужащего могли выкупить из плена тамкары6. Значит, за воина иногда выплачивали деньги, что говорит о его значимости в развитии Вавилонского государства.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
1. Редумы и баирумы - воины, получившие в пожизненное пользование движимое
или недвижимое имущество от царя и обязанные беспрекословно отправиться на
войну при необходимости.
2. Законы Хаммурапи §26
3. Ильк – права и обязанности воина, а также имущество, полученное от
государства
4. Законы Хаммурапи §30
5. Законы Хаммурапи §31
6. Тамкар – царский торговый агент, выполняющий разного рода ответственные
торговые соглашения и т.д.
7. Декумы и лубуттумы – командные чины.
Скорее всего, войска были хорошо подготовлены и не набирались из наемников. « Если декум или лубуттум7 взял негодного воина или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот декум или лубуттум должен быть казнен.»8
Что очень важно, воин сам был защищен от произвола командных чинов.
« Если декум или лубуттум забрал добро редума в наем, передал
редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот
декум или лубуттум должен быть казнен.»9 Данная статья дает вполне ясное
представление об отношении между войсковыми командирами и самими войсками.
Эта мера действительно должна была защищать воина от незаконного
использования декумами и лубуттами своей власти. Статья также показывает,
что в случае незаконного действия применение смертной казни грозило не
только редумам и баирумам.
Скот, даваемый редуму (или же другому человеку, несущему повинность) государством, не мог быть продан. Более того, «Поле сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, не могут быть проданы за серебро.»10. Эта статья вообще запрещала воинам продавать свою недвижимость. Причем, не указано, являлся ли дом или сад именно даром царя.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
7. Декумы и лубуттумы – командные чины вавилонской армии.
8. Законы Хаммурапи §33
9. Законы Хаммурапи §34
10. Законы Хаммурапи §36
Человек, который покупал что-либо у несущего повинность, терял
свои деньги и возвращал имущество его владельцу. О чем это говорит? Воин,
получивший земельный участок, не мог в полной мере распоряжаться им и, в то
же время, попытка его продажи никак не наказывалась. Виновным оказывался
покупатель, у которого просто отбирались деньги, которые он предлагал за
землю. Передача жене или дочери недвижимости, входящей в состав воинского
илька, также была запрещена. « Редум, баирум и другой человек, несущий
повинность, не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада
или дома, которые входят в состав его илька, а также не может отдавать их
за свою долговую расписку.»11. Однако, « Из поля, сада и дома, которые он
покупал и приобретал, он может отписать своей жене и своей дочери, а также
отдавать за свою долговую расписку.»12. То есть, «настоящей» собственностью
воина являлась лишь та, за которую он заплатил свои собственные деньги.
Наверное, это было даже справедливо. Воин нес службу, получал за это ильк и
затем до конца жизни мог им пользоваться (но только он). В наше время это
сравнимо, к примеру, со служебным автомобилем, которым также можно
пользоваться. Разница одна – право пользования машиной дается только в
период работы в организации.
« Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму,
баируму или другому человеку, несущему повинность, и дал приплату, то
редум, баирум или другой человек, несущий повинность, может вернуться к
своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана,
он может взять себе.»13. Опять-таки, убытки в данном случае воин не несет.
Напротив, иногда он имеет выгоду от такой незаконной сделки.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
11. Законы Хаммурапи §38
12 . Законы Хаммурапи §39
13. Законы Хаммурапи §41
Отсюда следует, что редумы и баирумы наделялись некоторыми привилегиями по отношению к простым людям.
Заключение:
Итак, мы увидели, что законы Хаммурапи требовали от воинов
Вавилонии беспрекословного подчинения и организации, но, вместе с этим, за
хорошую и преданную службу редумы и баирумы получали от царя в награду
движимое и недвижимое имущество, которое могли использовать до конца жизни.
Неповиновение со стороны воина являлось преступлением и предусматривало
смертную казнь, которая, судя по законам, являлась единственным наказанием
за такую провинность. Царь оградил свою армию от незаконного применения
власти командиров, причем последних, в случае нарушения границ полномочий,
тоже казнили. Выкуп воинов из плена является важнейшим показателем
социального положения войск царя Хаммурапи: армия в Вавилонии являлась
основной силой и опорой царской власти.
«Вот справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране…» (из заключения).
Использованная литература:
1. История Древнего Востока. Под ред. В. И. Кузищина. Москва «Высшая школа» 1988 г.
2. Практикум по истории Древнего Востока. Москва «Просвещение»., 1972 г.
3. Хрестоматия по истории Древнего мира. Под ред. проф. В . Г.
Боруховича и проф. В. И. Кузищина. Издательство Саратовского
Университета., 1989 г.