Польско-литовский период
Содержание
Экспансия Литвы и Польши на украинские земли
Украина под властью Речи Посполитой
Возникновение и эволюция казачества
Тема контрольной работы "Польско-литовский период" по дисциплине "История Украины".
Как один социальный и непрерывный исторический процесс представляли себе прошлое украинского народа и наши далекие предки, начиная от старых киевских летописцев. Но так исторически сложилось, что ранее Украина встречалась с большим миром по преимуществу опосредованно, сквозь призму другого, политически более развитого сознания, - греческого, польского, русского, немецкого. Именно потому, что долгое время украинцы не имели собственного государства история народа излагалась схематически, выборочно в угоду тем или иным государственным и политическим амбициям. Ученый, который изучает и анализирует прошлое, констатирует историю. Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по - своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого. Еще М.С. Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.
Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно не только для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданской позиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историк В. Ключевский сказал: "История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков".
В течение 14 ст. значительная часть Руси перешла под власть Великого княжества Литовского. В 12-13 веках Литва считалась периферией Европы, формально пребывала в состоянии войны чуть ли не со всеми католическими государствами севернее Альп. С двух сторон к ней приблизились владения немецких рыцарей. Менее чем в столетие Литва сплотилась в сильное военное государство, готовое к действию на 2 фронта: к отпору рыцарям и широкому наступательному движению на ослабленные русские области.
Первый этап экспансии литовцев на украинские земли начался в 1321 г., но подчинить Приднепровье тогда не удалось, поэтому здесь возникло нечто сходное со структурой двоевластия: действовали монгольские баскаки, опиравшиеся на вооруженные отряды из местных жителей (с 1331 года они уже не упоминались.), и администрация, подчинявшаяся литовскому князю.
Согласно условиям перемирия с Польшей 1352 г., Литва сохранила за собой Волынскую и Брестскую земли. Через пять лет князь Ольгерд (Альгирдас) начал осваивать левый берег Днепра, отдав сыну Дмитрию во владение Брянск, а другому сыну-Корибуту - Чернигово-Северскую землю. В начале 15 в. князь Витовт колонизовал часть Причерноморья, распространив свою власть и на Крымский полуостров. Но после его смерти в 1430 г. литовцы потеряли интерес к степям, и они надолго превратились в Дикое поле.
Отметим, что овладение Киевщиной в конце 1361 - середине 1362 года Чернигово-Северским княжеством произошло с помощью войск крымского хана Мамая и дружин Руси. Литовские князья сначала декларировали сохранение и неизменности местных властных структур и обычаев, руководящей роли белорусской элиты. На территории Великого княжества Литовского в качестве государственных свободно функционировали не только литовский язык, но и польский, украинско-белорусский, еврейский, письменная латынь. До начала 15 ст. в Литве существовала федеративно-княжеская система управления.
Иногда литовцы именовали свою страну Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтийским, потому что подавляющее большинство его населения составляли формирующиеся нации украинцев и белорусов. Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступенях государственной структуры находились почти исключительно представители литовской аристократии. Зато славянское начало преобладало в экономической и культурной сферах. С сер.14 в. литовские князья стремились создать единую державу на всей территории бывшей Киевской Руси, отсюда походы Ольгерда на Москву. Но все они окончились неудачами. Не осуществился и план литовско-московского антиордынского союза, который предполагалось скрепить династическим браком.
В конце 14 в. ряд внешних и внутренних обстоятельств вынудил литовских и польских феодалов начать процесс объединения. Попытка части польских феодалов создать политический союз с Венгрией провалились, нарастало давление на Польшу Тевтонского ордена. Литва же испытывала все больший натиск со стороны Московского княжества. Опасность угрожала Литве и с запада - со стороны Тевтонского ордена, кроме того, Великое княжество Литовское фактически переживало этап гражданской войны, ослаблявшей державу.
14 августа 1385 г. в местечке Крево литовский князь Ягайло и 11 летняя королева Польши Ядвига заключили династический брак. Он положил начало военно-политическому блоку обеих стран, а в марте 1386 г. Ягайло под именем Владислава I получил польскую корону. Согласно Кревской унии, Великое княжество Литовское обязывалось принять католичество, передать Польше свою казну, уплатить 200 тыс. флоринов Вильгельму Австрийскому за отказ от Ядвиги (они были ранее обручены), навечно присоединить литовские, украинские и белорусские земли к Польше. Уния была воспринята многими литовскими и русскими аристократами, в том числе и Витовтом отрицательно. Он не только стал фактически новым великим князем литовским, но и заставил в 1392 г. короля признать этот факт юридически. Таким образом, при Витавте Литва и Польша лишь формально составляли единое целое (символом этого единства был король Ягайло). В действительности Великое княжество Литовское и по духу и на деле оставалось независимым. В каком то смысле Великое княжество Литовское напоминало Киевскую Русь. Оно также состояло из полунезависимых княжеств, каждое из которых управлялось одним из членов правящей династии (Рюриковичей и Гедиминасов). Центром был Вильнюс. Великие князья литовские признавались верховными правителями Литвы. Витаутас ввел порядок, при котором все местные князья должны были через определенный промежуток времени "тасоваться" как колода карт, а затем снова разбрасываться на новые для них земли. Таким образом, князья лишались постоянной и твердой поддержки на местах, так на местах полунезависимых удельных княжеств вскоре оказались обыкновенные служаки из числа приближенных великого князя. В судьбах мелких бояр тоже произошли значительные перемены, Теперь чтобы сохранить за собой свои земли, они должны были отбывать службу у великого князя. Такой сильной и централизованной власти украинская элита еще никогда над собой не знала. Конечно же, возникает и ширится недовольство, которое усугубляется следующим фактом: в 1413 г. в Городне Ягайло и Витаутас договорились о даровании литовским боярам - католикам столь же широких прав, как и польской шляхте. Трещина, едва наметившаяся между католиками и православными с принятием Кревской унии 1385 г., теперь стала очевидной. Недовольство православных, сдерживаемое железной рукой Витаутаса, вырвалось наружу сразу же после его смерти. В 1430 г. Польша еще не решается вмешиваться в Литовские дела: литвины выбирают себе в князья младшего брата Ягайло - Свидригайловича. Он был представителем прарусской партии, поддерживал тесные связи с православными украинцами и вскоре после своего избрания дал понять, что намерен ограничить или даже разорвать связи с Польшей. Боясь потерять обширные владения на востоке, поляки прибегли к силе и оккупировали Волынь и Подолье. Они организовали пропольскую партию среди литовцев, которая объявила выборы Свидригайла незаконными и избрала в великие князья Сигизмунда. Таким образом, уже в 1432 г. великое княжество распалось на два враждующих лагеря. При этом этнические литовцы оказались на стороне Сигизмунда, а украинское население на стороне Свидригайла. После нескольких военных стычек стороны перешли к переговорам. Сигизмунд, чтобы привлечь православное дворянство на сою сторону, уравнял его в правах с католиками. Но и после этого решения дискриминация по отношению к православным аристократам сохранялась.
Середина 15 в. знаменует собой новое нарастание напряженности между литовской и украинской знатью. В 1440 г. против Сигизмунда был составлен заговор, и он был убит. В великие князья избирают Казимира Ягайловича (1440 - 1492), не представлявшего никакой партии. В 1444 г. погиб польский король Владислав, поляки, чтобы не порвать унии с Литвой вынуждены избрать королем Казимира. Казимир проводит очередную серию реформ направленных на дальнейшую централизацию власти. В 1452 г. Волынь была оккупирована литовской армией и по польскому образцу преобразована в обыкновенную провинцию под управлением наместника великого князя. В 1471 г. та же участь постигла Киев с прилегающими землями. Спустя полвека сходное положение занимает Александр Каземирович, он соединяет в своих руках две короны. Таким образом, стечение обстоятельств, а вместе с тем и предусмотрительность польской политики все более укрепляет политический союз между Литвой и Польшей. Очень существенным обстоятельством в деле объединения Литвы и Польши было то, что на границах Литвы появились серьезные враг: на востоке - Московское княжество, на юге - Крымское ханство.
В то время, когда Гедимин и Ольгерд объединяли украинские земли, великоруссие земли объединялись вокруг Москвы. Утрата в 1452 г. Волынью, а в1470 - Киевом своей автономии снова вызвали стремление украинских князей перейти под патронаж московского государя. Первыми это сделали князья Одоевские, Воротынские, Бельские, Новосельские, Масальские и др. Конфликт между Москвой и Литвой нарастает, в 1501 г. начинается война. Московские воеводы побивают литовское войско и оккупируют Северщину. Война дважды затихает и дважды возобновляется. Согласно условиям перемирия 1503 г. Литва признала за Московским княжеством земли Чернигово-Северщины с 19 городами и всеми волостями. В целом к началу 16 ст. к московскому государству отошли 319 городов и 70 украинско-белорусских волостей. С 1504 г. московское руководство требует передать ему Киев и Смоленск как преемнику киевских князей. Во время очередной литовско-московской войны князь М. Глинский попытался восстановить автономию Киевского княжества с помощью царя и крымского хана. Однако к июлю 1508 г. польско-литовские войска разбили отряды его сторонников, а сам он сбежал в Москву. Это был последний аккорд в борьбе украинской и белорусской аристократии за национальные интересы.
Разгром Литвы Москвой и неверность русского элемента державе придали сторонникам унии еще большей энергии в её стараниях связать Польшу и Литву вместе. Потребность в унии диктовалась той небезопасностью, которая уже с конца 15 столетия угрожала Литовской державе с юга.
В середине 15 в. от слабеющей Золотой Орды отделилась Крымская Орда. Сначала она находилась в вассальной зависимости от Литвы. Они обороняли украинские земли Литовского княжества от татар восточных и господствовали на огромных степных пространствах от Кубани до Днестра. Однако подчинить себе богатые генуэзские и греческие торговые города на побережье Крыма им не удавалось. Тогда они прибегли к помощи оттоманских турок. В1475 г. турецкий флот появился в Крыму. Оттоманские ударные силы быстро захватили большинство портовых городов Крыма. В 1478 г. хан Менгли Гирей признал себя вассалом турецкого султана. Тем не менее, крымским ханам удавалось в значительной степени сохранять свою автономию и проводить, как правило, политику, отвечающую собственным интересам. Нерешительная литовская власть не смогла удержать союза с Крымом, Менгли Гирей заключил союз с Москвой и по просьбе Ивана III в 1484 г. хан ударил по украинским землям. Этот погром - прелюдия следующих, в 1484 г. опустошено Подолье, в 1488 г. - Киевщина, в 1490 - Волынь и Холмщина.
Уже к началу 15 в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В 1522 г. княжество лишилось своих земель в северо-восточной Украине, Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 г. и 1552 г. оно не смогло отразить вторжений татарских полчищ из Крыма. В 1562-1570 гг. Литва была втянута в изнурительную войну с Моской, медленно нараставший кризис достиг своего апогея.
Оказавшись перед угрозой московской оккупации, литовцы обратились за помощью к полякам, те обещали помощь при условии объединения государств на деле, а не символической фигурой общего монарха. Идея полного слияния с Польшей мало устраивала литовских и украинских магнатов, которые боялись растущего католического влияния и не хотели уступать польским магнатам место первых людей в государстве. Но среднюю и мелкую шляхту Великого княжества не устраивало как раз засилье собственных магнатов, и они охотно поддержали поляков, надеясь получить те же широкие права, которыми пользовалась польская шляхта.
В 1569 г. король Сигизмунд Август созвал сейм в Люблине, где развернулась острая и драматическая борьба. Видя, что чаша весов склоняется не в их сторону магнаты Великого княжества во главе с Кшиштофом Радзивиллом и православным украинцем Константином Острожским покинули стол переговоров. В ответ поляки, поддержанные мелкой шляхтой из Подляшья, Волыни и Киева, объявили о присоединении этих земель к Польше. Тем самым они вынудили магнатов вернуться на сейм, и 1 июля 1569 г. Люблинская уния была заключена.
Условия унии:
1) Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую;
2) Государство имело единого выборного короля, избиравшегося единым сеймом. При коронации король присягал на права обоих народов;
3) Государство имело единый парламент (сейм), общую денежную систему, налоги, внешнюю политику;
4) шляхта получала право владеть земельными угодьями на всей территории Речи Посполитой;
5) Великое княжество Литовское сохраняло право на собственный герб и государственную печать, законодательство, армию, финансы и администрацию.
Таким образом, Люблинская уния стала поворотным пунктом в истории Украины. На протяжении двух столетий украинцы находились в составе Великого княжества Литовского, которое при всех его недостатках, в целом, было благоприятным этапом для жизни украинцев. Украинские князья пользовались широкой автономией в своих социально - экономических, культурно - религиозных делах, хотя и не обладали полной независимостью. Но лишь только украинские земли попали под власть Польши, дальнейшее существование их населения, как отдельного народа сразу ставилось под сомнение.
Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 г. - Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 г. оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания, Чернигово-северская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).
С принятием в 1572 г. Польшей так называемых Генриховых артикулов страна стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией, выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем во всей остальной Европе (исключая Англию) роль парламентов неуклонно снижалась, усиливалась власть абсолютного монарха.
Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. После 1569 г. в Украине были уничтожены последние следы административного деления на древнерусские княжества, все украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на шесть воеводств. С 1563 г. как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равные права с католической, в середине 16 в. исчез из употребления термин "бояре". Привилегии огромного большинства дворян определялись их воинской службой. В Польше шляхта отличалась высокой степенью сплоченности и была самой могущественной в Европе, составляя 8-10 всего населения. На украинских же землях дворянство не так быстро добилось особого статуса, а его общая численность не превышала 5% населения.
Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов, которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных, быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в 1294 г., Хуст, Тячев, Вышкове - в 1329, Львов - в 1356, Киев - в течение 1494-1499 г и др. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и Центральной Украине - более 20.
Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожане в этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.
Большинство населения Украины составляло крестьянство. - 80 % населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под алог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в 1557 г. в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием " Устав на волоки". Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 га в Польше, 22-в Литве. Их получали в пользование одна, реже - две крестьянские семьи. Чтобы культивировать трехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности.
В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания (там произошла "революция цен", когда вследствие притока дешевого золота и серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенно те, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебную торговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждали крестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, а дальше - в страны Западной Европы.
Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнуло к созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьей земли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуется в плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались "фольварки". Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибрать к рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведение крестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением "Устава на волоки" та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностью объявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Так крестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле - положение его теперь мало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европе крепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оно возрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.
Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областях Украины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине и Волыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдных районах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силе и вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.
Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.
На протяжении 16-17 веков в Европе окончательно сформировались основные национально-религиозные идеологии. После упадка Византии с1453 г. Киевская митрополия осталась "без присмотра" патриархов Константинополя. Украинство утратило религиозный флаг - среди священников воцарилась бездуховность, моральная нечистоплотность, безграмотность, а церковные должности зачастую раздавались за деньги.
С середины 16 столетия в Украину все сильнее проникала латино-польская культура, протестантизм, что усиливало полонизацию украинской элиты. Католический Запад, Ватикан являлись инициаторами объединения христианских держав против наступления Оттоманской Порты, а это на деле означало усиление римской системы веры. Отсутствие в книжной украинской культуре национального языка, сильные проявления фундаментализма облегчили создание иезуитских учебных заведений, имевших самую совершенную для средневековья систему образования и воспитания. Первая в Украине школа иезуитов была создана в Ярославле, затем возникло еще 20 коллегиумов, что ускорило процесс окатоличивания украинской элиты
С середины 15 ст. инициатором церковных реформ в православии стало организованное в братства мещанство. Сначала братства возникли в украинских и белорусских городах как общества. Преследующие ограниченные цели: проведение церковных праздников, похорон. Затем они перешли к практике материальной поддержки православия, создавая школы, занимаясь благотворительностью. Но выдержать противоборство с католической системой просвещения братства не смогли. Опора на церковно-славянский и греческий языки отрезали их от основного направления европейской культуры, препятствовали выпускникам братских школ продвигаться по служебной лестнице, так как в Польше царили латинский и польский языки.
Активными пропагандистами унии были иезуиты, а также та часть православного духовенства, которая очень болезненно переживала упадок православия и желала путем объединения с Римом избавиться от диктата польского католицизма и влияния Московской митрополии. В этот период папская власть приобрела четкую и эффективную централизацию, упорядоченность, добилась высокого уровня образования. Высший клир Украины надеялся с помощью унии получить равные права с польским, знать - возможность занимать высшие посты в структурах управления Речи Посполитой, мещанство - места в цехах, магистратах, судах.
По инициативе львовского владыки Г. Балабана с1590 г. в глубокой тайне шли переговоры епископов о подготовке религиозного союза православной церкви Украины и Белоруссии с Римом. Их участники осознавали, что массы отрицательно относились к этой идее, а братства и казачество были настроены враждебно. Тем не менее, в декабре 1594 г. епископы Терлецкий К. из Луцка, Потий И. из Владимира на Волыне разработали план и детали перехода православных парафий Украины под власть папы Римского. Их поддержали еще три епископа - из Полоцка, Холма, Пинска, а также митрополит Рогоза М. Мотивы их решений могли быть самыми разными - от желания защитить ценности православия до стремления обеспечить для себя более выгодные материальные условия жизни, отмежеваться от созданного в 1589 г. московского патриархата.
23 декабря в Риме папа Климентий 8 дал официальное согласие на принятие украинской православной церкви под свой протекторат.6-10 (16 - 20) октября 1596 года в Бресте в церкви святого Николая открылся церковный собор, провозгласивший унию православной и католической церквей. Одновременно в доме князя Острожского представители православного духовенства, владыки из Александрии, Константинополя, Белгорода и др. городов прокляли акт унии.
Униатский собор, положивший начало существованию Греко-католической церкви, признал власть папы, догматы католицизма, но сберег православные обряды, традиции, церковнославянский язык в богослужении.
Но Брестский собор означал усложнение и обострение религиозной атмосферы в Украине. Она усугублялась тем, что польские власти признавали законным только представительство Греко-католических общин.
Несмотря на сопротивление части украинской знати к 1623 г. более 1,8 млн. украинцев и белорусов стали униатами. Подлинного равенства между римо-католиками и греко-католиками в Речи Посполитой так и не было достигнуто. Даже место в сенате митрополит-униат получил лишь в 1790 г. - всего за пять лет до ликвидации польской государственности.
Не дали результатов и попытки митрополитов Рутского, Могилы объединить греко-католиков и православных в единую церковь под главенством Киевской митрополии. Во-первых, в ноябре 1632 г. на выборном, а в марте 1633 г на коронационном сеймах Польши Владиславу 4 удалось добиться формального признания равенства прав православной и католической церквей, униаты получили возможность переходить в ряды православных. Во - вторых, в начале 17 в. среди православного духовенства Украины и Белоруссии большое влияние получила ориентация на Московскую митрополию. В 1626 г. Борецкий по поручению казачества обращался к царю с просьбой принять их под свое покровительство, однако без обладания территорией. Такая идея являлась нежизнеспособной для российского руководства.
Казачество - явление очень интересное, но весьма сложное. Очагом казачества было среднее Поднепровье, его предстепная полоса ниже Киева, входившая в 14-15 вв. в состав Киевского княжества, позже - Киевского воеводства, а почву для него приготовили колонизационные условия этого края.
Слово "казак" тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т.е. никому не принадлежавших, ни от кого не зависевших, не имевших четко определенного места в обществе и поэтому предпочитавших селиться на безлюдных окраинах.
С упадком государственной жизни в Поднепровье в середине 13 в. население этих пограничных со степью пространств было еще более предоставлено себе, а жизнь под татарскою протекцией не отличалась спокойствием, особенно в периоды разложения Орды. Страшные периодические набеги татар Крымской Орды, с 1482 г. обрушившиеся на украинские земли и затем в несколько ослабленных формах продолжавшиеся почти все 16 ст., смели с лица земли всю оседлую колонизацию предстепной полосы Поднепровья - вплоть до Киева, Чернигова, Житомира, Винницы, Летичева.
Единственными оседлыми поселениями были городки, снабженные замками, небольшими гарнизонами и артиллерией. Все население жило под постоянным страхом татарских набегов, на военном положении. Но природные богатства этих девственных земель на обеих сторонах Днепра увлекали население далеко от замков, в так называемые "уходы" - рыбные ловли и места охоты, к устроенным в степном приволье бортям и пасекам. Тут эти промышленники проживали подолгу, соединяясь в вооруженные партии. Это подвижное, кочевое, закаленное в невзгодах военно-промышленное население и составило основу казачества.
речь посполитая украина казачество
Первые известия о казаках, в которых можно подозревать казаков именно украинских, относятся к 1470 годам, колебание в этом случае возможно потому, что имя "казаков" прилагалось также к добытчикам татарским и к степному населению в бассейне Дона (где позже формируется донское казачество). Это тюркское слово, означавшее в тогдашнем употреблении легковооруженного добытчика только столетием позже приобрело значение общепринятого имени для известной группы украинского населения, нового украинского сословия. Т.е сначала для большинства "хождение в казаки" было занятием временным, особенно смолоду. На протяжении 16 в. число их начинает стремительно возрастать, а связано это с усилением феодального гнета. Именно беглые крестьяне поначалу и составляли основную массу казачества - хотя тут были и горожане, и попы-расстриги, и дворяне, ищущие денег и приключений. Кроме того польские и полонизированные магнаты стремясь освоить и получить в законное владение богатейшие земли востока, сманивали крестьян, предлагая им право свободного землепользования (слободы) на 10, 20, и даже 30 лет.
Усиленный прилив сельского населения в юго-восточную часть Украины был вызван улучшением колонизационных условий: отпор, который казачество дало татарским набегам, само уплотнение населения, увеличение числа поселений создали более благоприятные условия для хозяйственной жизни. На ряду с природными богатствами, притягательной силой становиться казацкий иммунитет, идея которого сложилась опять-таки под воздействием целого ряда условий.
Попытки официальных лиц остановить процесс количественного роста казачества, усиления его политико-социальной роли к успеху не привели. Более того, региональная шляхта призывала правительство и сейм организовать казаков как полувоенную касту для защиты восточных и юго-восточных границ Речи Посполитой, также представители знатных магнатских родов быстро сообразили, как извлечь пользу из "вольного" казачества, обложив его налогом с продажи.
Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединения казачества, были выходцами из немногих оставшихся неополяченными православных родов украинской знати. Среди них выделяется кеневский староста Дмитро Вишневецкий ("Байда"). Именно он в 1552-1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватаги и построил на о. Малая Хортица - форт, таким образом возникла Запорожская Сечь. - колыбель украинского казачества. Запорожское казачество было своеобразной республикой с кошевым атаманом во главе. Все имели равные права и участвовали в общих советах_ радах. Эти рады собирались по любому поводу и протекали очень бурно. На радах избирали атамана, есаула, писаря, обозного, судью сроком на один год. Территориально-административной единицей Запорожья были полки во главе с полковниками. Войско делилось на курени, каждый курень избирал аналогичную группу нижних офицеров.
В 1572 г. польская власть приняла на службу определенное количество казаков, которых занесли в реестр. За свою службу они получали плату, подчинялись коронному гетману и освобождались от налогов. Вначале был создан один полк реестровиков, насчитывающий 700 человек. Позднее число реестрового казачества возрастает.
Таким образом, к началу 17 в. существовало три категории казачества:
1) реестровое казачество;
2) запорожское казачества;
3) нереестровое казачество, жившее в городах пограничья, ведущего казацкий образ жизни, но не имевшего официально признанного статуса.
Казачество становиться силой и занимает место ушедшей полонизированной элиты.
В 16 17 вв. казачество активно борется против турок и татар, не только отражают их набеги на украинские земли, но и совершают морские походы против них. Крупнейшие казацкие рейды против турок и татар совершаются в период между 1600 - 1620 гг. казаки опустошили Варну, взяли Перекоп, Килию, Измаил, Аккерман, Кафу. Следует отметить, что совершали эти походы казаки не только ради славы, были цели и более практические - ведь захваченное добро составляло приличную часть казацкого дохода.
С ростом военных успехов росла уверенность казаков в собственных силах. Все чаще вспыхивают конфликты между казаками и поляками, этому способствует некоторая неопределенность поляков в подходе к "казацкому вопросу" - презирая в казаке беглого крестьянина и стремясь поставить его на свое место, поляки, в то же время в случае необходимости с удовольствием использовали казачество как сравнительно дешевую военную силу. Понятно, что эти противоречия вели к неизбежным столкновениям. В 1591 - 1593 гг. произошло первое казацкое восстание под предводительством К. Косинского. В 1594-1596 гг. произошло восстание под предводительством Северина Наливайка.
Особую роль в истории казачества занимает такой лидер, как Сагайдачный. Благодаря заступничеству всесильного в Восточной Украине казачества киевские православные отстояли себя, так что униатский митрополит киевский Потий не решался даже показываться здесь. Во втором десятилетии 17 в. в Киеве организовался под покровительством казачества новый центр религиозно-национальной и просветительской деятельности, а в 1620 г. киевское духовенство и тогдашний гетман Петр Сагайдачный воспользовались проездом из Москвы иерусалимского патриарха Феофана, чтобы восстановить православную иерархию. Такое самовольное, без разрешения правительства, восстановление православной иерархии было шагом очень смелым, даже и при покровительстве казаков. Но обстоятельства благоприятствовали ему. В войне 1621 г., так называемой Хотинской компании, казаки под предводительством Сагайдачного сыграли главную роль. Он объединил в своих руках все силы казачества. Хотинская победа освободила Польшу от страха турецкого нашествия; казаки более были не нужны польскому правительству и оно предъявляет казакам ультиматум: прекратить набеги на соседние государства и исключить из своей среды всех не вписанных в реестр. Но это вызвало только очередной взрыв негодования в казацких рядах, последовали восстания под предводительством Тараса Федоровича, Якова Острянина, Дмитра Гуни. Клету 1638 г. казацкие восстания были окончательно подавлены. Причины поражения крестьянско-казацких восстаний следующие: несмотря на ведущую роль казачества в восстаниях многие из участников были крестьянами, следовательно, им были присущи все ошибки крестьянских восстаний, локальность, стихийность, отсутствие четко выраженных целей, незнание военного дела, непоследовательность действий.
По новой "ординации" 1638 г. т.е. закону, принятому сеймом, реестр ограничивался цифрой 6000, и даже реестровые казаки утрачивали право самоуправления. Пост гетмана ликвидировался, вместо него король назначал старосту из поляков. Казацкие полковники и есаулы отныне выбирались из числа шляхты. Территория казацких поселений строго ограничивалась. Казачество, таким образом, было локализировано и поставлено под строгий контроль. Возобновленный Кодак преградил казакам дорогу на Запорожье: без паспортов от своего начальства казаки не должны были пропускаться в степь и на Запорожье. Но все указанные репрессии были осуществлены слишком поздно.
На Украине скопилось столько горючего материала, предшествующие войны так расколыхали народные массы, что нужен был только толчок, чтобы снова привести их в движение. И этот толчок был сделан в 1648 году.
1. Антонович В. Про козацькі часи на Україні. - К., 1991.
2. Аркас М. Історія України - Русі. - К.: Вища школа, 1991.
3. Бойко О.Д. Історія України. - К.: Академія, 2001. - с.97-172.
4. Борисенко В.Й. Курс української історії. - К.: Либідь, 1996. - с.108-146.
5. Голобуцький В.С. Запорізьке козацтво. - К.: Вища школа, 1994. - с.3-156.
6. Грушевський М.С. Історія України - Русі. - К.: Наук. Думка, 1991. - Т.1.
7. Грушевський М.С. Ілюстрована історія України. - К., 1990.
8. Дорошенко Д.І. Нарис історії України. - Львов: Світ, 1991. - с.32-49.
9. Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. - К.: Абрис, 1994.
10. Крип’якевич І.П. Історія України. - Львів: Світ, 1990. - с.110-169.
11. Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство: Нариси. - К.: Наук. Думка. - 1984
12. Полонка - Василенко Н. Історія України. В 2-х т. - К.: Либідь, 1992.
13. Рибалко І.П. Історія України. - Ч.1. - Харків: Основа, 1995. - с.97-140.
14. Субтельний О. Україна: Історія. - К.: Либідь, 1994. - с.87 - 136.
15. Яворницький Д. Історія запорізьких козаків: в 3-х т. - Львів: Світ, 1991. - Т.2. - с.6-43.
A