Промышленность, транспорт, деньги и торговля Беларуси в период НЭПа
Промышленность, транспорт, деньги и торговля Беларуси в период НЭПа.
План:
1. Обновление и развитие промышленности, строительной индустрии и транспорта.
2. Государственная, кооперативная и частная торговля: динамика их развития.
3. Деньги и денежный оборот в 1921 – 1927 гг.
1. Валовая продукция крупной промышленности в 1925 году достигла 75 процентов уровня 1913 года, а в 1926 году превзошла его и составила 108 процентов.
Процесс восстановления прежде всего сказался в легкой промышленности. Ее возрождение встречало меньше затруднений, она могла развиваться на местном топливе и сырье, широко прибегая к самозаготовкам. Начавшее возрождаться сельское хозяйство поставляло сырье для легкой промышленности и расширяло рынок сбыта ее продукции.
Восстановление тяжелой промышленности значительно отставало от темпов восстановления легкой промышленности. Тяжелая промышленность больше пострадала от иностранной военной интервенции и гражданской войны. Особенно сильно сказалась на отставании ее развития транспортная разруха. Большие затруднения испытывала тяжелая индустрия при замене изношенного оборудования, так как его производство в России было развито слабо, а иностранный рынок часто оказывался недоступным для нашей страны. Особенно отставала металлопромышленность. Поэтому партия сосредоточивала главное внимание именно на этой отрасли. В марте 1924 года была создана Высшая правительственная комиссия по металлопромышленности. К концу восстановительного периода металлопромышленность стала развиваться быстрыми темпами. Это отмечалось на XIV партконференции, признавшей постройку новых металлургических заводов первоочередной задачей.
В 1925 году была восстановлена и достигла уровня 1913 года промышленность Белоруссии. К 1925/26 хозяйственному году валовая продукция цензовой промышленности восточных областей БССР превысила довоенный уровень на 28,5 процента, при этом 96,8 процента составлял социалистический сектор промышленности. Удельный вес промышленной продукции во всем народном хозяйстве БССР вырос до 22,3 процента. Особенно быстрый рост валовой продукции наблюдался в металлообрабатывающей, стекольной, деревообрабатывающей и пищевкусовой промышленности.
В 1924/25 хозяйственном году были восстановлены и введены в действие маслобойные заводы в Бобруйске, Витебске, Могилеве, Витебская картонная фабрика, гвоздильный завод «Красный Октябрь» в Орше и много других предприятий. Наряду с восстановлением старых предприятий велись интенсивные работы по увеличению мощностей действующих предприятий и строительству новых. За 1921—1925 годы было построено 106 новых предприятий цензовой промышленности и переоборудовано 97 фабрик и заводов.
Рабочему классу нашей страны в годы восстановления пришлось преодолеть большие трудности. Уже в конце 1922 года обнаружился кризис сбыта промышленной продукции, который еще больше увеличился в 1923 году. Кризис сбыта был вызван малой емкостью крестьянского рынка и более высокими ценами на фабрикаты по сравнению с эквивалентом довоенного времени на сельскохозяйственные продукты. Причины такого расхождения цен возникли на основе несоответствия между темпами восстановления крестьянского хозяйства и государственной промышленности. Восстановление сельского хозяйства требовало меньших затрат, чем промышленности, поэтому оно раньше, нежели промышленность приблизилось к довоенному уровню. Восстановив товарность своего хозяйства, крестьянство в те годы не нашло достаточно широкого внутреннего и внешнего рынка для выгодной продажи хлеба. Еще не восстановленная промышленность не могла сбывать свои товары по более низким ценам малоплатежеспособному крестьянскому населению.
Сильная изношенность оборудования, тормозившая повышение производительности труда, несоответствие между ростом заработной платы и производительностью труда, недостаток оборотных средств, высокий уровень налогов и других дополнительных начислений приводили к большим издержкам производства и высокой себестоимости товаров. Все это создавало причины для установления высоких цен на промышленные товары. В то же время сложившиеся к 1923 году цены на промтовары не только не обеспечивали накопления для расширенного воспроизводства, но иногда даже не компенсировали простого восстановления основного капитала предприятий.
Отвергая экономическую платформу троцкистов, партия наметила пути преодоления кризиса, укрепления экономической смычки социалистического сектора с мелким крестьянским хозяйством. Эти пути шли через снижение цен на промышленные товары, совершенствование торгового аппарата. В целях овладения рынком и его государственного регулирования в мае 1924 года был создан Народный комиссариат внутренней торговли. Огромное значение для стабилизации рыночных цен и всего хозяйственного строительства имела проведенная в 1924 году денежная реформа. В целях увеличения товарности крестьянского хозяйства в 1924—1925 годах совершился переход от натурального к денежному налогу, расширялись аренда земли и наем рабочей силы, возобновился вывоз хлеба за границу.
Эти меры способствовали ликвидации кризиса сбыта, повышению покупательной способности населения. Уже в 1925 году спрос на промышленные товары возрос настолько, что встал вопрос о немедленном расширении промышленной базы. В марте 1925 года было созвано «Особое совещание по воспроизводству основного капитала госпромышленности СССР для подготовки перспективного плана развития промышленности. Проходивший в мае 1925 года III съезд Советов СССР признал, что государственная промышленность подошла к полному использованию имеющегося основного капитала. Съезд выдвигал первоочередной задачей расширение производственных мощностей действующих предприятий, постройку новых фабрик и заводов, закладку новых шахт.
Успешному восстановлению промышленности в условиях нэпа содействовала система хозрасчетных трестов, основанная на строгом подсчете материально-денежных затрат на производство продукции, большой хозяйственной самостоятельности и маневренности на внутреннем рынке. Однако в годы индустриализации обстоятельства вынудили нашу партию перейти к более строгой централизации системы управления народным хозяйством. Это было вызвано также задачами укрепления обороноспособности страны. Поэтому почти вся деятельность предприятий определялась сверху. Сверху планировался объем и ассортимент продукции, штаты и издержки, поставщики и потребители.
Быстрые темпы индустриализации, а затем война не позволили обратить достаточного внимания на себестоимость изготовляемой продукции. Тогда очень важно было получить продукт, а какой ценой — на это мало обращали внимания. Такая система управления отвечала условиям и послевоенных лет.
В период НЭПа концессии в России позволили привлечь инвестиции для закупок для того времени современных технологий, обеспечить работой широкие слои населения, причем, отнюдь не только в сырьевых отраслях. На территории России в 20-30-х годах общий объем капиталовложений (главным образом в производство) составил 200 млн. золотых рублей. В тот период были достигнуты самые высокие темпы прироста промышленного и сельскохозяйственного производства. Червонец стал самой дорогой валютой на мировом рынке.
2. Необходимость быстрого восстановления экономики, голод и разруха предопределили допущение частнокапиталистического сектора в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Советское государство рассчитывало привлечь частного предпринимателя и его капитал, что в значительной степени ускорило бы восстановление народного хозяйства. Поэтому экономическая политика в начальный период нэпа была направлена на поддержку частных мелких, средних и кооперативных предприятий, на сдачу в аренду частным лицам, кооперативам, артелям и товариществам государственных предприятий. Местные органы власти получили право заключать арендные договоры. Обязательным условием аренды являлось восстановление арендатором основных фондов предприятия и возвращение его государству по истечении срока аренды в исправном состоянии. Привлекая к восстановлению промышленности частного предпринимателя, его знания, опыт, государство стремилось увеличить в стране количество товаров, как можно скорее ликвидировать голод.
Советская власть рассматривала государственный капитализм как хозяйственный уклад переходной экономики при ведущей роли социалистического сектора. Считалось, что он может быть использован как вспомогательное средство, которое может ускорить развитие производительных сил, увеличить производство товаров, содействовать развитию товарооборота. В "Наказе от Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям" разъяснялось, что необходимо применять разную степень допущения капитала и частной торговли, не бояться известного насаждения капитализма, только бы немедленно увеличить оборот денежных средств и оживить экономику. При этом государство стремилось регулировать сферу деятельности частнокапиталистического сектора так, чтобы не дать капитализму выйти из рамок условий, которые для него были определены.
Регулирующая деятельность советского государства проявилась в определении направления производственной деятельности капиталистических предприятий, в определенном объеме и ассортименте выпускаемой продукции, в размере долевого отчисления в пользу государства, в порядке восстановления и обновления основных фондов предприятий. Государство поощряло деятельность частного капитала в тех отраслях, развитие которых было крайне важным для экономики страны, таких, как производство стройматериалов, добывающая промышленность, добыча цветных металлов и др. Советское правительство было также заинтересовано в том, чтобы частный капитал помещал свои накопления в промышленность, а не в торговлю. Для успешного направления капитала в русло непосредственно государственного капитализма важным считалась концентрация его в различных обществах и товариществах предпринимателей. С этой целью государство стремилось акционировать частный капитал, чтобы осуществлять более полный, организованный контроль и плановое регулирование частнокапиталистического сектора.
Что же касается представителей частнохозяйственного капитализма, не желавших вступать в какие бы то ни было, договорные отношения с государством, то, не имея возможности непосредственно направлять его деятельность, государство тем не менее стремилось не допустить самостоятельного развития капитализма. Развитие таких предприятий жестко ограничивалось при помощи кредитно-денежной системы, снабжения, налоговой политики, а также административно-правовых мер. Такая политика государства, а также отсутствие в это время серьезной законодательной базы часто приводили к произволу на местах по отношению к частным предпринимателям.
Госкапитализм в СССР в годы нэпа проявился в самых разнообразных формах: в аренде государственных предприятий частными предпринимателями, в концессиях, в форме смешанных государственно-капиталистических предприятий, в привлечении частных торговцев на коммерческих началах, в простейших видах частнокапиталистической кооперации.
Основной формой госкапитализма в промышленности Беларуси являлась частнокапиталистическая аренда. Сдача в аренду предприятий в Беларуси началась во второй половине 1921 г. Она проводилась на основании декрета Совнаркома РСФСР "О порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства" от 5 июля 1921 г. В июле 1921 г. СНХ БССР создал центральную арендную комиссию, а в уездах были образованы уездные комиссии в составе председателя исполкома, заведующего уездным экономическим отделом и представителя профбюро.
Некоторое расширение арендных отношений произошло в 1924 г., что было связано с укрупнением БССР. В связи с ним СНХ БССР пересмотрел находившиеся в его ведении предприятия и часть из них передал местным советам, а некоторые сдал в аренду.
Наибольшее распространение аренда получила в пищевкусовой (особенно в мукомольной), кожевенной, лесопильной, смолокуренно-скипидарной и кирпичной промышленности. Однако по размеру производства и числу занятых рабочих сдаваемые в аренду предприятия были невелики. В среднем на одно предприятие цензовой промышленности, сходившееся в аренде у частных лиц, приходилось около 15 человек, а в мелкой промышленности — значительно меньше.
Предприятия сдавались в аренду на сравнительно небольшой срок. Так, из 536 мелких промышленных предприятий на срок до одного года было сдано 61,2 %, на два — 20,7, на три — 10,8, на четыре и больше лет — 7,3 %. Преобладающая их часть была сдана частным лицам — 70,3 %. На долю кооперации приходилось 22,2 %.
Размер средней платы устанавливался в зависимости от стоимости имущества. Учитывались также состояние предприятия, необходимые затраты на его восстановление и возможная рентабельность. Как правило, размер арендной платы устанавливался на торгах, назначаемых арендными комиссиями в определенные сроки с оповещением в печати. По отношению к стоимости основных производственных фондов он значительно колебался. Так, за Гомельский и Могилевский пивоваренные заводы арендная плата составляла 1,5 % к стоимости производственных фондов, тогда как на Мозырском металлообрабатывающем заводе "Таура" она доходила 10%.
Исчисление и взимание арендной платы происходило 1еодинаково. В условиях обесценивания национальной валюты в основу оплаты аренды были положены хлебные единицы. К взиманию арендной платы в деньгах или продуктами производства совнархозы прибегали значительно реже. Лишь с установлением твердого денежного обращения взимание арендной платы стало производиться только в деньгах.
Следует отметить, что предназначенные хозяйственными органами к сдаче в аренду предприятия далеко не всегда находили себе арендаторов. Так, летом 1921 г. по Совнархозу Беларуси было определено к сдаче в аренду 78 предприятий, позже их количество несколько увеличилось. Однако к сентябрю 1922 г. в аренду были сданы только 52 предприятия. По Витебскому губсовнархозу на 1 августа 1922 г. в аренду сдавалось всего 30 предприятий. Несколько активнее эта работа велась Гомельским совнархозом, где с конца 1921 г. по 1 января 1923 г. арендовались 233 мелких предприятия. Наибольший интерес арендаторы здесь проявили к мукомольным предприятиям.
Причиной слабого интереса к аренде предприятий являлось то, что сдавались в аренду, как правило, плохо оборудованные, нерентабельные предприятия. Поэтому предприниматель относился к ним с большой осторожностью, предпочитая вложить свой капитал в более выгодный торговый оборот. Причем в период увеличения емкости рынка интерес к аренде предприятий повышался, а в период его сужения и депрессии производства количество сдаваемых в аренду предприятий резко снижалось.
Хотя общее количество арендованных предприятий в 1923 г. по стране составило около 6 тыс., в общем балансе выпускаемой продукции они занимали незначительное место. Например, выработка всех арендованных кожевенных заводов в Гомельской губернии не превышала 600 кож, в то время как только один Стодольский государственный завод вырабатывал столько же. В арендованной промышленности было занято не более 90 тыс. человек.
Еще одной важной причиной слабого развития арендного подряда являлось то, что взаимоотношения с этими предприятиями государство фактически перевело в русло классовой борьбы. В первую очередь это касалось производственной и снабженческо-сбытовой сферы деятельности. Негативное отношение правительства к сданным в аренду (прежде всего частным лицам) предприятиям проявилось уже в первые годы нэпа. Это объяснялось тем, что мелкотоварное производство развивалось более интенсивно, чем крупная промышленность. По численности занятых лиц и объему производства мелкая промышленность в 1923 г. значительно превосходила крупную. Ее валовая продукция составила 64 млн. руб., т.е. примерно 60 % объема производства всей промышленности Беларуси, включая лесозаготовки и сплав.
В тот период кроме сданной в аренду некоторое развитие получила и частнокапиталистическая промышленность. Ее деятельность регламентировалась декретом СНК РСФСР от 7 июля 1921 г., по которому частные лица имели право открывать мелкие промышленные предприятия с числом наемных рабочих не более 20 человек. На этих предприятиях не только оборотный капитал, но и основные фонды являлись собственностью предпринимателей. Они в меньшей мере были связаны с государством экономически, но тем не менее подчинялись государственному надзору и государственному регулированию.
По данным переписи ЦСУ, на 15 марта 1923 г. в СССР насчитывалось 165 781 предприятие, из них 147 471 (88,5 %) принадлежало частным лицам, 13 697 предприятий (8,5 %) — государству, 4613 предприятий (3,1 %) — кооперативам. Однако частнокапиталистические предприятия были, как правило, мелкими, а государственные — преимущественно крупными. Например, в Минске на 1 июня 1923 г. насчитывалось 497 частных промышленных и торговых предприятий, в том числе 106 кожевенных, 104 швейных, 69 пищевых, 17 металлических, 9 деревообрабатывающих, на которых работал всего 1241 наемный работник. По БССР в 1923 г. насчитывалось 3212 частных предприятий. Однако в общем объеме выпускаемой продукции частная промышленность составляла 6,8 %, в то время как государственная — 89,9 %.
Удельный вес капиталистического сектора в крупной промышленности был еще меньше. В 1924/25 хозяйственном году в Беларуси он составил по числу действующих предприятий 16 %, по количеству занятых рабочих — 3, а по числу валовой продукции — 4,8 %. В то же время городская перепись 15 марта 1923 г. выявила и весьма крупные предприятия капиталистического сектора. Так, на четырех предприятиях количество рабочих превышало 500 человек, на 20 предприятиях работало от 200 до 500 человек, на 26 предприятиях — от 100 до 200 и 103 предприятиях — от 50 до 100 человек.
Советское государство, допустив частный капитал в промышленность, вместе с тем использовало имеющиеся в своем распоряжении все рычаги для усиления социалистического сектора в промышленности при одновременном ограничении и вытеснении частнопредпринимательской деятельности. С этой целью использовались налоговая и кредитная политика, условия найма и оплаты рабочей силы и даже в ряде случаев прямое административное запрещение капитализма. Так, в 1924/25 хозяйственном году налоги от дохода на частную промышленность достигали 42 %, а на частную торговлю — 53 %.
Государственным предприятиям рекомендовалось вступать в хозяйственные отношения главным образом с "социально родственными" им объединениями и предприятиями. И лишь в случае отсутствия у последних тех или иных видов сырья они были вынуждены прибегать к посредничеству частных организаций и лиц. Подобным образом экономические отношения в государственном секторе в промышленности Беларуси складывались и при сбыте произведенных ими товаров. Они реализовывались преимущественно через государственные и кооперативные организации, деятельность которых поощрялась государством рядом экономических мер. В то же время потребности частных предприятий в приобретении оборудования, материалов и получении кредитов удовлетворялись в последнюю очередь, после обеспечения нужд социалистических предприятий.
С 1925 г. государство начало проводить активную политику кооперирования кустарей и создания артелей. В Беларуси с этой целью был создан организационно-экономический центр "Белкустпромсоюз". Объединение кустарей и ремесленников из-за их разбросанности было делом нелегким и проходило гораздо сложнее, чем в других районах СССР. К 1 октября 1927 г. в республике было создано 265 производственных промышленных артелей. Однако их значение в производстве было невелико. В объеме продукции мелкой промышленности кооперативный сектор занимал 5,6 %.
Таким образом, в результате политики ограничения и вытеснения частнокапиталистического сектора его роль резко уменьшилась, как и значение мелкотоварного производства. Социалистический сектор стал ведущим в области промышленности. Удельный вес частнокапиталистического производства за время с 1923/24 по 1925/26 хозяйственный год снизился по числу предприятий с 17,2 до 11,4 %, а по продукции, проданной за валюту, — с 7,6 до 3,2 %. В цензовой промышленности безраздельно господствовал социалистический сектор. В отраслях тяжелой промышленности — машиностроительной, химической, керамической, стекольной и электроэнергетике — также почти вся продукция производилась на государственных предприятиях.
3. Новая экономическая политика создавала условия для свободы торговли. Первоначально государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Неудача товарообмена показала необходимость перехода к развитию товарно-денежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения, которую можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения задач общегосударственной системы ценообразования, а также кредитной и финансовой систем.
В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:
— сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
— обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;
— обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной:
— обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны.
До осени 1921 г. денежная политика фактически по-прежнему ограничивалась вопросами выпуска и распределения денежных знаков. Создание в октябре 1921 г. Государственного банка означало, что государство делает важный шаг в регулировании денежного оборота. Государственный банк при помощи кредита должен был помочь восстановлению пострадавшего от войны и разрухи народного хозяйства, способствовать установлению и развитию хозяйственных связей между различными районами и отраслями. Его первостепенной задачей стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Исходя из понимания социализма как системы с решающей ролью общественной собственности, Государственный банк, в условиях новой экономической политики, должен был с помощью кредита поощрять прежде всего развитие государственной и кооперативной торговли.
К концу 1922 г. наметились определенные успехи в восстановлении хозяйства, был получен хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству хозрасчетные предприятия; стал приносить проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы.
Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года — так называемые совзнаки. Новый 1 рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль которых равнялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков — совзнаков — была прекращена.
Рис. 183 Монеты Советского государства чеканки 1921 -1923 гг. 1-5- серебряные рубль и 50 копеек, билонные 20, 15 и 10 копеек, 6 - золотой червонец 1923 г.
В 1924 г. при осуществлении денежной реформы была введена в обращение монета РСФСР чеканки 1921-1923 гг. и продолжалась чеканка тех же номиналов, но нового типа, отразившего провозглашение Союза Советских Социалистических Республик. На украшенном гербом СССР рублевике 1924 г. находится изображение рабочего и крестьянина. В следующие годы рубль уже не чеканился. На полурублевой монете, которая выпускалась по 1927 г. с изображением кузнеца, номинал обозначен «один полтинник». Был обновлен и вид разменных монет. В том же 1924 г. производилась и чеканка медной монеты достоинством от 5 копеек до 1 копейки, а с обозначением 1925 г. чеканились только копейка и новый номинал - полкопейки.
Рис. 184. 1-6 - серебряные монеты СССР 1924-1931 гг., 7-11- медные монеты 1924 и 1925 гг., 12-13- пробная чеканка ленинградского завода «Красная заря».
Нужны были огромные массы монеты, чтобы заново насытить рынок. Одновременно с чеканкой в Ленинграде заказ на чеканку полтинников в 1924 г. был передан Лондонскому монетному двору: они опознаются по инициалам ТР (Томас Рос) на гурте. Тогда же по заказу Советского правительства медные пятаки чеканились Бирмингамским монетным двором и еще одной бирмингамской частной фирмой, а в самом Ленинграде в 1924 и 1925 гг. чеканку медной монеты (штемпелями 1924 г.) производил завод «Красная заря».
Первые монеты Советского государства по формату, весу, пробе и отчасти даже по общему типу разменной серебряной монеты раннего типа следовали нормам издавна привычной для населения дореволюционной чеканки, в то же время неся на себе герб и девиз рабоче-крестьянского государства.
Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года — 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита.
В 1921—1923 гг. была создана советская кредитно-банковская система. Помимо Госбанка, единственного эмиссионного банка страны, были учреждены: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 г. — Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк). Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды в рамках привлеченных ресурсов, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Получила развитие кредитная кооперация. В октябре 1922 г. был выпущен первый государственный заем в денежной форме, что наряду с развитием сети сберегательных касс способствовало мобилизации денежных средств и укреплению государственных финансов.
Одновременно с денежной реформой была проведена налоговая реформа, по которой с конца 1923 г. промышленные предприятия стали отчислять в казну 70% всех прибылей. Это означало, что основным источником доходов бюджета стали прибыли предприятий, а не налоги с населения. В 1923—1924 гг. бюджет был сбалансирован, 50% его доходов дали неналоговые поступления. Основная часть расходов направлялась на восстановление и развитие народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Со все возрастающим превышением доходов над расходами сводился госбюджет и в последующие годы.
Список использованной литературы