Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии
Рациональная философия истории (РФИ) есть подход, направленный на целостное осмысление прошлого, настоящего и будущего человечества ( и его основных частей ), соблюдающий современные общезначимые познавательные нормы и опирающийся на теоретические результаты социальных и исторических наук (Розов,1995). Фундаментальные проблемы теоретической истории как научного обеспечения РФИ можно представить в виде следующих вопросов:
Какова динамика истории (движущие силы, механизмы, тенденции, закономерности исторического развития)?
Какова структура истории, ее периодизация и социально-пространственное членение (части, фазы, стадии, формации, цивилизации, мировые системы, эпохи)?
Каков общий ход истории, то есть, структура истории, объясненная через ее динамику ( переходы, трансформации, большие циклы, прогресс и регресс, эволюция)?
В решении этих научных проблем философское мышление участвует во вспомогательной роли через установление необходимых оснований. Главную роль РФИ выполняет при постановке и решении следующих групп проблем:
В чем состоит смысл истории(понимаемый как ее отношение в целом и отношение ее элементов к некоему более глубокому плану бытия)?
Каковы должны быть пути или подходы к историческому самоопределению, то есть, установлению ( обнаружению, конструированию ) своего места в Истории со стороны сообществ (цивилизаций, наций, культур, религий, социальных слоев, этносов) и индивидов?
Каковы этические и практические выводы из результатов решения проблем 1-5?
При выборе критериев для отбора существенной феноменологии использованы результаты этико-философских исследований по выявлению и обоснованию общезначимых ценностей (von Kutschera 1991, Розов 1993), в числе которых оказались всем известные витальные ценности(жизнь и здоровье человека), гражданские ценности (право иметь семью, воспитывать детей по своему разумению, защита жилища, личное достоинство и свобода), а также экономическая ценность "минимального жизнеобеспечения" (ср. с "принципом максимина" по Парето). На этой основе формулируется ценностная предпосылка выбора феноменологии для теоретико-исторических исследований: значимо то, что снижает, сохраняет или повышает возможности осуществления указанных выше общезначимых ценностей, значимо также само мировоззрение людей прошлого и их отношение к этим изменениям.
Перечислим аспекты ("сферы бытия") исторического развития.
Биотехносфера - биологическая природа индивида и популяций, окружение живой и неживой природы, чисто материальные аспекты техники, производства и их последствий ( ср. с "первым миром" К.Поппера ).
Психосфера - все психические свойства, процессы, неотчуждаемые от человека компоненты менталитета. Способ бытия психосферы основан на пихофизиологической природе индивидов, их общении между собой и деятельностном освоении окружения. Психосфера шире, чем "второй мир" К.Поппера, поскольку наряду с индивидуальным субъективным опытом включает неосозноваемые установки, мотивы, потребности, страхи, влечения, причем не только индивидуальные, но также групповые и массовые, объективную реальность устной речи.
Культуросфера - пространство образцов ( в смысле Кребера ), отчуждаемых от человека и передающихся из поколения в поколение. Образцы существуют в трех связанных бытийных формах: как идеальные объекты (образы, смыслы и знаки), материальные носители (тексты в широком смысле), индивиды, способные понимать эти тексты и пользоваться соответствующим смысловым и образным содержанием; (сравни с "миром идей" Платона, "миром целей" Канта,"миром ценностей" Г.Риккерта, М.Шелера, "третьим миром" К.Поппера, см.также Kroeber,1952, Розов, 1992). Если стихия устной речи принадлежит психосфере, то язык, фиксированный в словарях, грамматиках, литературных и прочих текстах, очевидно, относится к культуросфере.
Социосфера объединяет социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы. Способ бытия социальных форм как главных элементов (единиц анализа) социосферы состоит во взаимосвязи следующих бытийных форм: а) культурные образцы отношений между людьми (роли, ожидания, нормы, структуры, институты и т.п.), б) индивиды (как биологические тела) с в) психикой, структурированной этими образцами, г) элементы биотехносферы (например, ресурсы окружения и материальные блага), воспринимаемые этими индивидами согласно образцам отношений. Онтологическую автономию социального успешно раскрыли Э.Дюркгейм и П.Сорокин. Идея интеграции предметов истории, социологии, антропологии, политически и экономических наук обоснована И.Валлерстайном, Wallerstein, 1988).
В качестве методологической основы для теоретической истории возьмем концепцию развития исследовательских программ Имре Лакатоса (Лакатос 1995).
Основным компонентом "твердого ядра" исследовательской программы теоретической истории является концептуальная (комплексная) модель исторической динамики (КМИД), соединяющая понятия базовых факторов динамики, динамических стратегий, тенденций, циклов и тренд-структур, принципов эволюции, ойкумен и исторических систем. Представим некоторые базовые понятия модели.
Динамические стратегии - это типовые объективные ориентации принятия решений людьми, стремящимися преодолеть ситуации неудовлетворения (или недостаточного удовлетворения) их ценностей и потребностей (Snooks 1996). В модели утверждается производный характер всех остальных стратегий развития человеческих сообществ по отношению к следующим 7 (а не 4, как в первоначальной модели Г.Снукса) базовым динамическим стратегиям:
Антропно-воспроизводственная стратегия (АВС) - увеличение числа детей в семьях, выращивание, воспитание и образование новых поколений, соответствующее увеличение числа семей. Данная стратегия при достаточной продовольственной базе , в рамках определенных порогов детской смертности, эпидемий и масштабов насильственной гибели (в войнах и т.п.) проявляется в виде тенденции демографического роста.
Миграционная стратегия (МС) - переселение и хозяйственное освоение новых территорий; также универсальна и осуществляется всегда при наличии тенденции демографического роста (см.выше) и соседних незанятых территорий со сходными природными условиями.
Технологическая стратегия (ТС) - заимствование (реже самостоятельное совершенствование), реализация и распространение методов и средств материальной деятельности.
Стратегия насилия-обороны (СНО) - набеги, грабежи,завоевания, конфискации и экспроприации как чисто принудительный отъем ресурсов и благ у других общностей или групп, а также действия по подготовке к насилию и/или по обороне - обеспечению безопасности от насилия. Если данная стратегия и не универсальна, то крайне широко распространена, поэтому отсутствие насилия требует специальных объяснений.
Коммерческая стратегия (КМС) есть налаживание и расширение обмена между индивидами и общностями - дары, потлач, бартер, торговля, ростовщичество, кредитование, инвестирование и т.д. Коммерция, как известно, не исключает принуждения и большой асимметрии в получении выгоды. Данная стратегия осуществляется в той или иной форме всегда при экономической разнородности регионов, наличии и безопасности путей сообщения, слабости или отсутствии стратегии насилия и властных запретов.
Культурная стратегия (КЛС) - заимствование, совер- шенствование и распространение любого рода образцов деятельности, мышления, общения, которое не направлено прямо на рост материального выхода (как в случае родственной технологической стратегии), но лучше удовлетворяет социокультурные ценности и потребности субъектов (нередко и объектов) стратегии.
Социоинженерная стратегия (СИС) - заимствование, совершенствование (гораздо реже - изобретение) и распространение социальных форм для изменения режима социального функционирования - порядка власти, прав на принятие и проведение решений, отношений обмена, доступа к ресурсам и благам. Данная стратегия не то что не универсальна, но, по-видимому, противоречит сущностной склонности к стабильности и рутинизации всех биологических популяций и человеческих сообществ (см. соответствующий закон, сформулированный Р.Коллинзом, Коллинз, 1994, с.73). Соответственно, объяснения требует каждый случай принятия социоинженерной стретегии.
Приведем отдельные примеры проявления и взаимодействия динамических стратегий и базовых природных факторов.
Наступление ледников и похолодание, освоение огня, пещер и каменных орудий, появление одежды (природный вызов оставляет в живых только популяции с эффективными ТС). Одомашнивание растений и животных - неолитическая революция (взаимоусиливающие ТС, АВС и МС). Вытеснение одних племен (народов) другими (МС и СНО). Политогенез как формирование государств через организацию обороны, ирригации и накопление - распределение годичных запасов продовольствия (контур взаимоусиливающих СНО, ТС и СИС). Засоление, истощение почв и переселение (ухудшение природных условий вследствие ТС, решение проблемы через МС). Вторжение соседних держав с последующей оккупацией и построением даннических деспотий, империй (МС, СНО и СИС). Постройка и "функционирование" египетских пирамид, вавилонских дворцов, греческих и римских храмов и театров, средневековых монастырей, университетов (КЛС посредством ТС и СИС). Создание Делосского военно-морского союза и возвышение Афин (СНО, затем КЛС посредством СИС). Принудительная христианизация народов (КЛС посредством СНО). Постройка Китайской стены (СНО посредством ТС и СИС). Расцвет средневекового Китая с I по XVI-XVIII вв., подъем Запада с XVI века по наши дни, подъем и расширение Московской Руси и Петровской Империи в XVII-XVIIIвв. (АВС, МС, СНО, ТС, КМС, СИС, КЛС - взаимоусиление всех динамических стретегий!). Международная самоизоляция Китая с середины XV в. (СИС, подавляющая внешнюю КМС). Вытеснение европейцами азиатов из международной торговли в Индийском океане, завоевание Южной и Северной Америки (западные КМС и СИС посредством СНО подавляют местные СИС и КМС). Монополизация внешней торговли, конец НЭПа, коллективизация в СССР (СИС посредством СНО подавляют внутреннюю и внешнюю КМС). Меры ограничения рождаемости в современном Китае (СИС, торомозящая АВС). Глобализация телевидения, компьютерных сетей (Западные КМС и КЛС посредством ТС блокируют или вытесняют незападные КЛС).
Количественные изменения в истории объясняются через понятие тренд-структуры - устойчивого комплекса контуров положительных и отрицательных связей между тенденциями, порожденными динамическими стратегиями. При активизации положительных обратных связей в тренд-структуре имеют место мегатенденции роста (см.примеры выше, детальнее: Розов 1992, глава 4). При достижении порогов величин параметров активизируются отрицательные обратные связи, что приводит к равновесию. При некоторых сочетаниях условий и значений параметров контуры положительной обратной связи начинают работать на отрицательный рост, и тогда имеет место мегатенденция упадка системы вплоть до распада, превращения в ресурс других систем или нового возрождения. Таково принципиальное объяснение больших циклов в истории.
Качественные и структурные изменения объясняются через коэволюцию - совместное действие законов эволюции социальных форм, эволюции культурных образцов, эволюции психосферы и эволюции биотехносферы (где "технический прогресс" и биологическая эволюция являются подпроцессами). Тренд-структура и законы коэволюции "сфер бытия" направлены прежде всего на объяснение НЕПРЕДНАМЕРЕННЫХ изменений в истории как следствий реализации динамических стратегий.
Исторические системы - социальные целостности с определенными пространственными и временными границами, внутри которых существенные изменения подчинены единой логике развития (Wallerstein 1988,ср. с идеальными типами М.Вебера, которые, однако, ориентированны больше на синхронию, а не на диахро- нию). Существуют четыре главных типа исторических систем: общества (классическая категория социологии Маркса, Дюркгейма, Вебера) мир-империи (Wallerstein 1988), мир-экономики (Бродель 1992, Wallerstein 1988) и цивилизации(традиция Данилевского - Шпенглера - Тойнби). Имеющиеся в литературе концепции относительно каждого типа ойкумен, исторических систем, их частей и аспектов имеют методологический статус "защитного пояса".
Идеи решения поставленных выше фундаментальных проблем теоретической истории пока имеют статус лишь "положительных эвристик". Внешний слой "положительных эвристик" по И.Лакатосу указывает "где и что искать", это направляющие онтологические предпосылки, доводы и предположения, направленные на развитие "опровержимых вариантов" исследовательской программы - идеи как модифицировать и уточнять "защитный пояс" .
В рамках КМИД каждый тип исторических систем отождествляется с устойчивым комплексом динамических стратегий, действующих в рамках единой тренд-структуры, следствиями действия которых являются устойчивые конфигурации (сочетания принципов или законов) коэволюции социальных форм, культурных образцов, психосферы и биотехносферы. С другой стороны, каждый тип исторических систем отождествляется с аттрактором по И.Пригожину (Prigogine 1986). "Попадание в зону аттрактора" означает резкое усиление контуров отрицательной обратной связи, установление равновесных режимов, медленное эволюционное накопление новых признаков. Социальные кризисы суть "блуждание" системы в бифуркационной зоне (состояние современной России, между прочим). Транссистемные переходы осуществляются в пространстве аттракторов за счет мегатенденций (Розов 1992, глава 4) как комплексов положительных обратных связей между тенденциями роста. Итак, ход Всемирной истории описывается как сеть транссистемных переходов между аттрак- торами - типами исторических систем, вызванных мегатенденци- ями - взаимоусилением динамических стратегий и их эволюцион- ных последствий.
. В соответствии с выделенными выше общезначимыми ценностями и сферами бытия следует рассматривать четыре главных аспекта смысла исторических явлений и смысла всей Всемирной истории:
экологический смысл (роль в изменениях биотехносферы с точки зрения обеспечения жизни и здоровья людей, сохранения биологического разнообразия),
психоисторический смысл (эффект с точки зрения развития психических качеств человека),
социально-исторический смысл (роль в сужении - расширении возможностей защиты общезначимых ценностей - безопасности жизни, достоинства, свобод, минимального жизнеобеспечения индивидов),
культурно-исторический смысл (роль в сужении - расширении внутренней свободы, содержательного богатства и разнообразия выбора стремлений и ориентиров жизни и деятельности).
В смысловом пространстве, построенным по этим или иным эскизным наметкам, могут уточняться и решаться остальные фундаментальные проблемы философии истории: проблемы исторического самоопределения сообществ и индивидов, проблемы этико-практических следствий.
Итак, открывается широкое поле философских и научных исследований. Нужна междисциплинарная интеллектуальная коалиция. Способно ли наше академическое сообщество на такую стратегию?
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв. Т.3. Время мира. М., Прогресс, 1992.
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Соч. М.- Марбург, т.1, 1994. С. 79-123.
Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // ТЕЗИС, 1994, т.4.
Коротаев А.В. Объективные социологические законы и субъективный фактор. В кн. Анналы, выпуск 3, Альтернативность истории, Донецк, 1992.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно - исследовательских программ. М., 1995.
Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Монография. Новосибирск, 1992.
Розов Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. Монография. М., 1993.
Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии, 1995, N 12.
Kroeber A. The Nature of Culture. Chicago, 1952.
Kutschera von F. Grandlagen der Ethik. Berlin, 1982. Итальянское издание: Fondamenti dell'Etica. Milano, 1991.
Prigogine I. Values, Systems, Structures and Affinities. Futures, August 1986,pp.493-507. Rowls J. A Theory of Justice. Harvard University Press, 1971.
Snooks G. The Dynamic Societies. Exploring the sources of global change. Routledge, London and New York 1996.
Wallerstein I. World-Systems Analysis //Social Theory Today. Cambridge, England, 1988.
Н.С.Розов, Новосибирский гос. университет. Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии.