Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Развитие Российской науки в 18-19 вв.

Развитие Российской науки в 18-19 вв.

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

Факультет Технической Кибернетики


















Доклад на тему:

Развитие Российской науки в 18-19 вв.




















Студент: Перов Виталий

Группа:1085/3

Преподаватель: Мичурин А. Н.





Санкт-Петербург

2005г.


Содержание





Зарождение научного мировоззрения в России                                              3      

Академические институты и их деятельность в 18-19 веке                           4

Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века                    5

Наиболее значительные научные открытия                                                     5

Образование Политехнического университета как итог                                 6
развития научных школ в России

Используемая литература                                                                                    7

 

 


Зарождение научного мировоззрения в России


Создание Петербургской Академии наук в России XVIII - событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня.

Конечно, осуществить этот замысел было бы невозможно, если бы в стране отсутствовали для этого предпосылки. Они складывались в течение всего допетровского столетия, когда Россия, стремясь к укреплению своей роли крупного централизованного государства, начала осваивать естественные богатства своей обширной территории. В стране велось интенсивное городское строительство, совершенствовалось оружие в непрерывных войнах на Западе и на Востоке. Вместо кованых железных орудий появились литые из меди и чугуна. Наряду с кустарным возникло и заводское производство пороха. Все это вело к совершенствованию эмпирических знаний в сочетании с народным опытом, накопленным веками, к постепенному заимствованию и усвоению практических достижений европейской науки

Все это убедительно свидетельствовало о том, что Россия к началу царствования Петра I, во всяком случае в отношении использования практических достижений европейской науки, отнюдь не была отсталым государством, хотя и имелось большое отставание от уровня европейских государств.

Существенный толчок в развитии российской науки произошёл в период правления Петра I. Во время «Великого посольства» 1697—1698 гг. Петр уже имел программу внедрения науки в жизнь своей страны. Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем. Именно Лейбниц развернул перед русским царем грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Среди его предложений было: приобретение за границей книг, коллекций, типографского оборудования, создание библиотеки, химической лаборатории и астрономической обсерватории. Красной нитью через все записки и разговоры Г. В. Лейбница с Петром проходила идея создания в России «Ученой коллегии» — высшего государственного учреждения с очень широкими полномочиями. лучшими европейскими государствами.

В 1714 г. Петр I сделал первый практический шаг к созданию Академии наук, основав Библиотеку.

Весьма важным в истории создания Петербургской Академии наук оказался и 1717 г., когда Петр совершил поездку по ряду стран Европы. Он встречался со многими учеными, осматривал различные научные учреждения, сделал ряд закупок для будущей Академии.

22 января 1724 г. был обсужден и одобрен Сенатом «Проект об учреждении Академии наук и художеств»

«Проект» не только разъяснял необходимость для России одновременного основания Академии и двух учебных заведений, но и целесообразность их объединения в одном учреждении, что было выгодно и в экономическом от­ношении. Академики должны были развивать науки и обучать в Университете, а прикрепленные к ним молодые люди, также состоявшие на жалованье, пре­подавать в Гимназии

В задачи Академии Наук входило: исследования природных богатств России, исследование новых земель и составление карт, исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, издание всей в стране литературы (кроме церковной)





Академические институты и их деятельность в 18-19 веке


Благодаря деятельности Академии Наук возникли первые в стране научно-исследовательские институты — Ин­ститут экспериментальной медицины (15 апреля 1891 г.), Главная палата мер и весов (8 июня 1893 г.), Русский археологический институт в Константино­поле (23 мая 1894 г.).


В 1701 в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук (или, как ее чаще на­зывали, Навигацкая школа). Школа занималась подготовкой специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов. В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были переведены в Пе­тербург и потом преобразованы в Морскую академию. А Навигацкая школа в Москве осталась в качестве приготовительной школы к ней

 

Межевой Институт Константиновский, высшее учебное заведение в России, готовившее межевых инженеров. Основан в 1779 в Москве как Константиновская землемерная школа с 1835 — Константиновский межевой институт. В 1919 переименован в Московский межевой институт (ныне Московский институт инженеров землеустройства).

 

Катковский Лицей (с 1893 императорский лицей) в Москве, закрытое высшее учебное заведение для детей высших слоев общества 1868-1917. Основан М. Н. Катковым. 11 классов — 8 гимназических и 3 университетских.


Лазаревский Институт Восточных языков, учебное заведение в Москве, основан в 1815 на средства богатой армянской семьи Лазаревых (Лазарян). Преобразовано в институт в 1827. Преподавались арабский, персидский, турецкий, армянский, азербайджанский, грузинский языки.


Академическая Гимназия - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при Академии Наук в Санкт-Петербурге, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. В 1758-65 академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов


Главный Педагогический Институт, государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 «второй разряд» института готовил учителей уездных и приходских училищ.


В 1878 году в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. Тем самым было положено начало высшему среднему образованию. По имени первого их директора их стали называть Бестужевскими






Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века


Московский университет основан в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов.


Академический Университет - первое в России светское высшее учебное заведение (1726-66) при АН в Санкт-Петербурге. В 1758-65 Академический университет возглавлял М. В. Ломоносов.


Московский Технический Университет (МГТУ). Готовит инженерные и исследовательские кадры по специальностям. Основан в 1830 как ремесленное училище, с 1868 Московское техническое училище (вуз), с 1917 Московское высшее техническое училище (МВТУ им. Н. Э. Баумана),

Томский университет основан в 1880. Положил начало высшего образования в Сибири. Готовит кадров по математическим, физическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, историческим, филологическим, экономическим, юридическим и другим специальностям


Петровская Сельскохозяйственная Академия - распространенное название одного из ведущих сельскохозяйственных вузов России. Основана в 1865 как земледельческая и лесная академия в с. Петровско-Разумовское близ Москвы. Готовит инженерные кадры по специальностям сельскохозяйственного производства.

Наиболее значительные научные открытия


1738 - Д. Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика». Вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике.

В 1745 была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский».

1802 - Открытие Петровым электрической дуги (с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи)

В 1803-05 было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

1833 - Ленц установил правило, названное его именем, экспериментально обосновал закон Джоуля — Ленца (1842).

 1834 - Якоби изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50)

1837 - Струве произвел первое определение звездного параллакса

1861 - Бутлеров создал () и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864) явление изомерии.

1863 - основы научной физиологии И. М. Се­ченова

1869 Менделеев открыл периодический закон химических элементов

1872 – лампа накаливания Лодыгина

1876 – дуговая лампа Яблочкова

1890 - Фёдоров впервые вывел 230 групп симметрии кристаллов. Положил начало кристаллохимическому анализу.

1895 – Изобретение Поповым радиотелеграфа

Образование Политехнического университета как итог развития научных школ в России


19 февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации в Петербурге нового высшего учебного заведения — политехнического института. Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов — инженеров для развивающейся русской промышленности. В создании института приняли участие замечательные представители русской научно-технической мысли. В их числе Дмитрий Иванович Менделеев, Дмитрий Константинович Чернов, Александр Степанович Попов и другие.

Разрабатывая материалы для создания политехнического института как «совершенно нового и своеобразного высшего учебного заведения», его организаторы считали, что институт должен выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями общенаучных и общеинженерных дисциплин, экономики, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания для нужд производства. Полагали, что успешное решение этой задачи возможно только при условии самого широкого развития в институте научной работы. Эти традиции политехнической школы сохраняются в институте по сей день.

Институт был организован из четырёх отделений — металлургического, электромеханического, кораблестроительного и экономического. Первыми деканами стали видные учёные, профессора: Николай Александрович Меншуткин, Михаил Андреевич Шателен, Александр Сергеевич Посников, Константин Петрович Боклевский.

Новое учебное заведение стало крупным учебным и научным центром страны. В нём работали многие видные учёные, основатели научных школ: химии и металлургии.

Руководство института всегда стремилось привлечь на постоянную работу или к временному сотрудничеству новых известных учёных, молодые, талантливые кадры.




Используемая литература


·        Творцы новой техники в крепостной России : очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - пер. пол. XIX века / В.С. Виргинский .— М. : Учпедгиз, 1957.

·        Очерки истории техники в России : с древнейших времен до 60-х годов XIX века .— Москва : Наука, 1978

·        Очерки истории техники в России : (1861-1917) .— Москва : Наука, 1975

·        Летопись Российской Академии наук / ; РАН. Ин-т истории естествознания и техники. СПб. фил.; Гл. ред. Ю.С. Осипов .— Санкт-Петербург : Наука, 2000.

- Том 1: 1724-1802 / Отв. ред. Н.И. Невская .— 2000

- Том 2: 1803-1860 / Отв. ред. М.Ф. Хартанович .— 2002

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003
  • История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров — М. 2001



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена