Развитие Стамбула в разные эпохи
Реферат по истории Турции
Развитие Стамбула в разные эпохи
Бизанс, Константинополь или Истанбул (Стамбул - в русской традиции) вызывали, один за другим, восхищение и зависть. В VI в. варвар Атанарих, предводитель готов, был так ослеплен красотой города, что решил в нем обосноваться. В 1204 г. европейские рыцари (Четвертый крестовый поход), захватившие Константинополь, были изумлены великолепием "роскошных дворцов" и "высоких церквей". В начале XV в. Мануэль Хризолорас превозносил город как прекрасное место, соединяющее Северное и Южное моря (Черное и Средиземное), восхищался его "самым большим в мире" портом и сравнивал его стены с вавилонскими. Восторг гостей перед красотами этого города будет оставаться неизменным на протяжении веков.
Перед османами, которые 29 мая 1453 г. берут штурмом византийскую столицу, Константинополь почти как "рай Господень". Например, один хаджи, вероятно апокриф, провозглашает: "Благословен будет повелитель и благословенно будет войско, которые овладеют Константинополем: рай Господень откроется им..." Но то, что в идейном и духовном плане представляется как доступ в высшее место, есть прежде всего достижение конкретной политической цели, которую османы неотступно преследовали на протяжении века, - создать турецкое и исламское государство на обоих берегах Эгейского моря. И цель достигнута - со входом в византийскую столицу войск Мехмеда II, прозванного с тех пор Фатихом (Завоевателем). Отныне османы контролируют Босфор, в своих руках они держат Азию и Европу; древняя имперская столица может теперь стать местом престола новой империи.
Эта новая столица, названная Константинией, или Истанбулом, вскоре будет рассматриваться как новый исламский центр; здесь будет построен ряд великолепных мечетей, которые займут место среди самых красивых сооружений в мире. Она стала и самым крупным культурным центром ислама: слава о художниках, пиcaтeляx и поэтах, историках, миниатюристах, каллиграфах, поддерживаемых монархами и придворными вельможами, распространяется не только в мусульманском мире, но и за его пределами. Это действительно реальность для XVI в., который можно назвать "золотым веком Османской империи" или "веком Сулеймана".
Именно столица с ее богатством и роскошью производит на европейцев наибольшее впечатление. Их внимание особенно привлекают официальные церемонии, на которых демонстрируются дорогие ткани, драгоценности и великолепная конская упряжь. Они видят в этой роскоши великолепие "Гран Тюрка" - Великого Турка. Экономика города на подъеме, он переживает демографический бум, сюда стекаются люди из разных слоев общества.
Но с появлением неудач, когда прекращаются завоевания и уменьшается приток доходов, условия изменяются. Красота блекнет. В XVII в. уже не строят больших мечетей, за исключением двух: мечеть Ахмеда I на Ипподроме (с 1609 по 1616 г) - ныне известная как Голубая мечеть из-за цвета ее фаянсового декора, которая в общем-то является прямым продолжением султанских мечетей XVI в., и мечеть в Эминеню, заложенная по инициативе матери султана в 1597 г., но достроенная лишь в 1663 г. Между тем, если монументальным сооружениям и не придается особого значения, то султан и его сановники за счет пожертвований продолжают программу строительства медресе, фонтанов, библиотек, мавзолеев (тюрбё).
На протяжении XVI-XVIII веков Стамбул является главным центром ислама и сохраняет место в первом ряду городов Старого Света; в этом статусе он остается и еще долго будет предметом восхищения и зависти.
В этой главе речь пойдет о характерных особенностях Стамбула и империи.
Константинополь, называемый турками Константинией, или Стамбулом, которому они дают еще и поэтические названия, как "Счастливое место" (Аси-тапе-и Саадет) или "Порог счастья" (Дер-и Саадет), имеет исключительно выгодное географическое расположение: скалистым выступом он нависает над входом в бухту Золотой Рог; напротив, с севера, расположена Галата, к востоку - пролив Босфор и азиатское побережье, а к югу - Принцевы острова.
Золотой Рог долгое время был единственной надежной гаванью между Средиземным и Черным морями, поскольку Босфор опасен, особенно во времена бурь, когда с севера и с юга дуют ветры пойраз (бора) илодос (наутус). Со времен античности глубокая вода константинопольской бухты и удобный выход на сушу благоприятствовали развитию морской торговли. На протяжении веков путешественники и купцы подчеркивали преимущества этой естественной гавани. Как гласит древнее свидетельство: "Огромные суда могут приставать к берегу, и можно выгружать товары без лестниц и ступенек". Османы разместят здесь свой главный военный арсенал "Касым-паша". Этот визирь сделал много для обеспечения османскому военному флоту превосходства в Средиземноморье.
Расположенный на перекрестке морских путей, город стоял и на перекрестке сухопутных дорог между Азией и Европой. Отсутствие больших естественных препятствий между Македонией и Фракией позволяло быстро передвигаться и перевозить товары. На азиатской стороне, начиная с Ускюдара (Скутари), дорога, ведущая в Анатолию вдоль Никомедий-ского залива, также не имела никаких преград.
Город состоял из трех больших секторов, разделенных водным пространством и имеющих продолжение в предместьях:
на севере Золотого Рога, внутри ограждения, и есть собственно Стамбул. Это - старинная часть города, построенная греками и византийцами, которая является самой важной частью в городском ансамбле;
на северном берегу расположен квартал Гала-та, за которым находится предместье Пера-Бейоглу;
на азиатском берегу Босфора и на побережье Мраморного моря расположены предместья Ускю-дар (Скутари, Хризополис) и Кадикей (Халцедония).
Стамбул не ограничивается тремя секторами. За стенными ограждениями, вдоль Мраморного моря и Золотого рога, на берегах Босфора, находятся деревни, населенные ремесленниками, моряками, рыбаками, крестьянами и т.д.
Ошибочно полагать, что Стамбул - город со средиземноморским климатом, с жарким летом и теплой зимой. На самом деле он подвержен разнообразным климатическим влияниям: Средиземного и Черного морей, Балкан и Анатолии; в каждой из этих зон формируется свой тип климата с характерными ветрами. Сильная летняя жара способствовала возникновению эпидемий, в частности чумы, которая периодически свирепствовала в стране и иногда приводила к ужасающим последствиям.
О происхождении собственно города известно мало. Мифических историй об этом множество. Тем не менее основание поселения, несмотря на отсутствие археологических подтверждений, приписывают греческим колонистам, прибывшим из Мегары между 686 и 675 годами до н.э. Согласно Страбону, эти переселенцы обосновались на азиатском берегу Босфора, в финикийской колонии Халцедония, послушав Дельфийского оракула, которого они, однако, не правильно истолковали. Вскоре они поняли свою ошибку, но расположение Лигоса и Золотого Рога показалось им настолько благоприятным, что они решили там остаться и создали в 658 г. или в 657 г. город, который назвали Византионом по имени своего предводителя Визаса. С тех пор город мало-помалу развивался, участвовал поначалу в конфликтах, которые разделяли мидийцев и греков, затем греков между собой, наконец, перешел под власть Рима. Тогда-то он и стал одним из основных торговых центров между Средиземным и Черным морями. Разрушенный в 196 г. н.э. императором Септимием Севером, город получил свои первые славные титулы после того, как император Константин Великий сделал из него столицу восточной части Римской империи. "Новый Рим", основанный в 330 г. и вскоре названный Константинополем, очень быстро развился; его положение особенно упрочилось, когда после падения Рима и Запада, он стал единственной столицей римской и христианской империи.
Будучи хорошо защищенным от внешних атак мощными крепостными стенами, воздвигнутыми Феодосием II, он мало-помалу приобрел облик большого города с многочисленным населением и великолепными архитектурными сооружениями, жемчужиной среди которых был собор Святой Софии, воздвигнутый в VI в. императором Юстинианом. Но непостоянство и превратности византийской политики стоили ему и больших бед. В 1204 г. город попадает в руки крестоносцев (Четвертый крестовый поход), которые вырезали часть населения и захватили богатства. И когда султан Мехмед II (1451 - 1481) решил его завоевать, это уже был сильно ослабленный город. После полутора месяцев осады, ранним утром 29 мая 1453 г. начинается решительный штурм: за несколько часов латинские и греческие войска уничтожены, император убит, город захвачен. Когда после трех дней грабежа турецкие армия и флот отходят, на месте Константинополя царят руины и отчаяние. Отнюдь не собираясь оставлять город его печальной судьбе, великие османские султаны XV и XVI вв. возьмутся за восстановление и обновление, которое должно будет сделать Константинополь, или Истанбул - от греческого эйс теп полип, "к городу", - первейшим городом Старого Света.
По возвращении к мирной жизни Мехмед II следит за восстановлением крепостных стен, зданий, жилища, акведуков и бань; за строительством крепости Семи башен (Едикуле); за привлечением населения в город и за его исламизацией. Вслед за храмом Святой Софии в мечети переделываются многие церкви; церковь монастыря Пантократора, например, становится Молла Зейрек джами. На месте церкви Святых Апостолов, где покоятся многие императоры, начиная с основателя города Константина, султан строит между 1463 и 1471 гг. монументальный ансамбль "комплекс Фатиха", включающий: 8 медресе (религиозно-законоведческая школа), имарет (народная кухня), больницу, убежище для нищих, школу, библиотеку и т.д. По соседству, вокруг крытого здания, называемого бедестеном, и караван-сарая, или хапа, устраивается рынок, который становится "Большим базаром". Наконец, в центре города, возле форума Таури, начинается строительство дворца. Позже это сооружение прозовут "Старым дворцом" (Эски Сарай) в противоположность "новому дворцу", заложенному Мехмедом в 1463 г. на Акрополе, который будет назван Топкапы Сарай.
Начатая Мехмедом II исламизация города продолжает утверждаться при его наследниках, которые хотят сделать Стамбул центром мусульманского мира. Его сын Баязид II (1481-1512) сооружает султанскую мечеть над старинным форумом Таури. Эта мечеть находится в центре обширного архитектурного ансамбля, включающего хан, хамам (баня), медресе, приют для больных, мавзолей {тюрбе). Между тем самые красивые религиозные сооружения украсят город во время царствования Сулеймана Великолепного (1520-1566).
Для того чтобы преуспеть в деле своего правления, Сулейман приглашает гениального художника, архитектора Синана, который строит для него самые красивые мечети Стамбула: Шахзаде-джами (1544-1548) и мечеть Сулеймана Великолепного, или Сулеймание-джами (1550-1557). В этот период, называемый эпохой Синана, длившийся с 1540 по 1588 г., было построено немало других религиозных и светских сооружений, в том числе и по инициативе сановников из окружения султанов.
Другие архитектурные ансамбли возникают по монаршему повелению в XVII и XVIII вв.: мечеть султана Ахмеда I (1603-1617), известная как "Голубая мечеть" (1609-1616), которая соседствует с византийским ипподромом, превращенным в характерную для турецкой архитектуры площадь; мечеть Ени Валиде-джами, расположенная возле бухты Золотой Рог (1597-1663 гг.); мечеть Нур-и Османие, открытая в 1755 г., и мечеть Лалели (1764 г).
Город не прекращает расти. Требуются рабочие, подрядчики и ремесленники для завершения строительства, торговцы и лавочники для повседневной жизни, грамотные люди для различных административных служб. Султаны лично следят за переселением людей из старых районов и недавно завоеванных земель. Со времени взятия Константинополя Мехмед II поощряет добровольный переезд и объявляет на всю империю, что те, кто захочет по собственному желанию обосноваться в этом городе, смогут бесплатно пользоваться жилищем. Эта мера оказалась малоэффективной, по крайней мере, недостаточной, и султан прибегает к депортации (сур-гюп), которая распространяется на все классы общества, включая и аристократию. Эти меры относятся как к мусульманскому, так и немусульманскому населению, например к евреям из Салоник и других районов империи (Галлиполи, Скопле, Серрес, Синоп, Мистра, Кастамону), которые селятся в квартале Текфурсарай, или к армянам (из Токата, Сиваса, Амасьи), которые занимают квартал Манастир. Селим I (1512-1520) также насильно стремится заселить город, но имеет при этом еще, и политический умысел. После победы при Чалдыране и завоевания Тебриза в 1514 г. он депортирует семьи ремесленников-персов из завоеванных земель. Позднее, завоевание Сирии и Египта позволит ему направить в столицу своего государства ремесленников из Дамаска и Каира. После завоевания Белграда (1521) Сулейман Великолепный переселяет сербов в столицу. Здесь находит убежище и еврейское население, изгнанное из Испании, Португалии, с юга Италии и из Центральной Европы.
Во второй половине XVI в. население Стамбула оценивается в 600 тыс. жителей, что делает его самым населенным городом в мире в ту эпоху.
Внутри крепостных стен Стамбула жилые районы города делились на нахийе. Каждое пахийе объединяло некоторое количество кварталов, называемых? (182 в 1480 г., 219 в 1546 г., 292 в 1635 г), жители которых были ответственны за поддержание порядка на территории и обычно через квартального имама общаются с властями. На практике каждому махалле принадлежали школа и фонтан, а самые обеспеченные жители помогают общественным заведениям, создавая вакфы.
Горожане группировались поквартально согласно их вероисповеданию. Таким образом, в столице были мусульманские кварталы (253 в середине XVII в) и немусульманские - греческие, армянские или еврейские (24 в это же время), а центр каждого квартала - это культовое место, где есть мечеть, церковь или синагога.
Старый город, Стамбул, в основном был населен мусульманами. Немусульманское население проживало главным образом к северу от Золотого Рога и вдоль Босфора. Что касается европейцев, приезжающих по дипломатическим и торговым делам, то они жили к северу от бухты Золотой Рог, в кварталах Пера и Галата.
Если иноземные путешественники XVI-XVIII вв. почти единодушны в своем восхищении османской столицей при приближении к ней, то их восторги сменяются полнейшим разочарованием при въезде в нее. За исключением улицы Дивана, или, иначе, Диван йолу - соответствующих древней византийской Мезе, между храмом Святой Софии и Воротами Эдирне, - другие улицы, хотя и мощеные, узки, темны, глубоки и редко бывают прямыми; те же путешественники поражены отсутствием женщин и царящей на улицах тишиной. Кроме выкриков торговцев и детского смеха почти не слышно никакого шума, поскольку жители квартала ходят в мягкой без подковок обуви, нет ни карет, ни повозок.
Некоторые кварталы днем весьма оживленны, особенно те, что расположены возле открытых рынков и базаров. Но по вечерам, за исключением месяца рамадана, город пустеет, и после вечерней молитвы каждый остается дома. Поскольку улицы не освещены, жители, которым надо выйти, обязаны были иметь собственные фонари (уличное освещение начнет появляться только в 60-е годы XIX в., сначала керосиновое, затем газовое).
Улицы изобиловали спусками и подъемами, поскольку город построен на холмах. Это делает практически невозможным использование колесного транспорта, поэтому прибегают к помощи носильщиков, хамалов. Как только начинается средней силы дождь, улицы быстро превращаются в трясину. Больше того, каждый выбрасывал столько мусора и нечистот, что ходить по ним становилось "чистым наказанием"; тут же бегали своры собак. Между тем существовали изданные городскими властями указы, согласно которым предписывалось убирать улицы, чинить поврежденную проезжую часть, выбрасывать мусор и нечистоты в море и т.д. Но едва ли такие указания когда-либо выполнялись.
Жилые дома и торговые лавки вдоль улиц имели весьма скромный, а то и жалкий вид, за исключением дворцов и резиденций знати. Дома, как правило, были построены из дерева в один или два этажа. Правило, датированное 1725 г., гласило: высота дома у мусульман должна ограничиваться 12 зира (локоть), т.е.9 метрами, у не мусульман - 9 зира (около 7 метров); высота торговых лавок должна составлять 4 зира, т.е. около 3 метров. Постройки окрашены в бледно-голубой, розовый, желтый цвета (в некоторых городах Анатолии до сих пор сохраняются такие дома). Во избежание пожаров, которые были весьма часты, правила предписывали следующие строительные нормы: высота дома не должна превышать два этажа, причем верхний этаж не должен выступать над нижним; строительство балконов было запрещено; дом, разрушенный землетрясением, должен был отстраиваться из дерева, адом, уничтоженный пожаром, если он примыкал к общественному зданию, - из камня и кирпича; право на выбранное под строительство место могло быть получено только после уплаты налога в Казначейство, а разрешение на строительство выдавалось главным архитектором, мимарбаши. Но в действительности эти правила часто нарушались.
Большая часть домов и торговых лавок, построенных из дерева, становились легкой добычей пожаров: 23 пожара между 1613 и 1780 гг. (14 - в XVII в., 9 - в XVIII в). Одно неосторожное действие могло привести к катастрофе: мангала или непотушенного кальяна было достаточны, чтобы вызвать возгорание в доме и соседних зданиях. Одно из правил 1572 г. предусматривало: "каждый житель должен держать наготове лестницу, равную дому по высоте и бочку с водой и, в случае пожара, каждый должен пытаться потушить огонь, а не бежать с криками... ". К этим несчастьям прибавлялись землетрясения, иногда очень сильные, как, например, стихия 11 мая 1766 г., в результате чего были повреждены все большие мечети, разрушены целые кварталы и имелись большие человеческие жертвы.
1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. - С. Пб.: Наука, 1999. - 189с.
2. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О.А., Глобус А. Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред) - Минск: Литература. Т.15: Эпоха просвещения. - Минск: Литература, 1996 - 512с.
3. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. - Изд. испр., доп. - М.: АСТ, 2000. - На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т.3: Новая история. - М.: АСТ, 1999 - 719с.
4. Коллас. История Турции. - К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. - 331с.