Рецензия на монографию по истории Н.Л. Пушкарева "Женщины Древней Руси"
Западно-Уральский институт Экономики и Права
Н.Л.Пушкарева. Женщины Древней Руси.
Издательство: «Мысль». М., 1989.- 286с.: ил.
экономического факультета
Те-нко Натальи Николаевны
Пермь
2003
ПЛАН
1. Сведения об авторе ………………………………………………….3
2. Женщина Древней Руси, место в истории ………….4
3. Цель изучения автором данной проблемы …….….….4
4. Источники ………………………………………………………………….5
5. Анализ содержания монографии по главам ………….6
6.Заключение, общий вывод……………………………………..13
Учеными не рождаются, но Наталье Львовне Пушкаревой была суждено появиться на свет 23 сентября 1959 года в Москве, в семье ученых-историков. Закончив с золотой медалью школу и с отличием исторический факультет МГУ, Н. Л. Пушкарева показала, что не собирается порывать с семейной традицией. Между первой публикацией научной статьи (1981 год) и созданием данной книги (1989) лежат годы упорного и вдохновенного труда, написание более чем двух сотен статей в научных и научно-популярных журналах, издание восьми книг - шести собственных исследований и двух сборников научных работ, в которых Н. Л. Пушкарева выступила как автор и ответственный редактор. В списке ее работ - такие популярные и часто цитируемые книги, как «Женщины России и Европы на пороге Нового времени» (М., 1996); «Частная жизнь русской женщины в доиндустриалъной России: невеста, жена, любовница» (М., 1997), высоко оцененная западным научным миром; «WomeninRussianHistoryfromtheTenthtotheTwentiethCentury» (NewYork, 1997; London, 1999); «"А се грехи злые, смертные..." (Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России Х- первая половина XIX в.)» (М., 1999).
Н. Л Пушкарева - член редакционных советов нескольких периодических научных изданий - ежегодников «Социальная история» (Москва) и «Гендерные исследования» (Харьков), альманаха гендерной истории «Адам и Ева» (Москва), а также Международной ассоциации историков, изучающих историю женщин. Н. А Пушкарева является ведущим специалистом по «истории женщин» в России; она одной из первых ввела в отечественную науку тему «история женщин» и, по сути, является основательницей и лидером нового научного направления - исторической феминологии - в нашей стране.
Проблема статуса женщины в Древней Руси. Место в истории.
Цель изучения автором данной проблемы.
Источники, используемые автором.
Нельзя сказать, что проблема отраженная в данной монографии раскрыта полностью. В чем проблема? В ограниченности письменных источников.
В помощь при описании внешности, быта представительниц Древней Руси несомненно помогли памятники материальной культуры. Расширить источниковую базу несомненно помогли письменные исторические источники, такие как писцовые книги например. Также различные виды актов, свидетельства летописей, различные уставы, сборники законов, тексты епитимийников и требников из архивных фондов помогают иметь представление о социально-правовом статусе женщины Древней Руси. Пушкарева использовала также сочинения Маркса и Энгельса, работы других авторов Мавродина В.В., Пашуто В.Т., Каргер М.К. и др.
Анализ содержания глав.
Монография состоит из 5 глав, имеющих разное тематическое содержание. Глава первая содержит около пятидесяти биографий знаменитых россиянок, которые принимали активное участие в политической и культурной жизни Древней Руси. Вторая глава описывает положение женщины в древнерусской семье. В третьей главе рассказывается о правовом статусе женщины в X-XV вв. Четвертая глава помогает представить особенности одежды и украшений древнерусской женщины. И, наконец, пятая глава представляет собой историографию проблемы.
Для более глубокого анализа монографии я хочу остановиться более подробно на содержании каждой главы.
Глава 1.
«Галерея знаменитых россиянок»
В этой главе автор пытается восстановить портреты «галереи знаменитых россиянок», к которым можно отнести не только русских по происхождению, но и русских выданных замуж в заморские страны и «обрусевших» принцесс. Очень много ярких личностей и буду упоминать о самых запомнившихся из них более подробно сообразно виденью личностей автором монографии.
Ольга, жена князя Игоря. Имя ее упоминается одним из первых когда речь заходит о выдающихся женщинах. Веками складывалось сказание об Ольге как о женщине мудрой, величественной правительнице и защитнице земли русской.
Ольга была крестьянской девушкой (хотя на этот счет существуют споры в среде историков), которую однажды повстречал князь Игорь и сделал своей женой. Князь был правителем Русского государства, но в 945г. его убили древляне и следуя норме древнерусского права, вдова если она снова не выходила замуж, исполняла все функции и обязанности мужа. Таким образом Ольга стала полноправной правительницей земли русской. Следуя обычаю кровной мести – Ольга покарала убийц мужа, но наказанию мудрая женщина предала государственно-ритуальный характер, действия киевской правительницы утверждали непобедимость княжеского дома и неизбежность кары, ожидающей каждого , кто мог в этом усомниться. Далее что касается государственной деятельности Ольги – она выбрала другую тактику руководства, нежели князь Игорь. По сути она провела первую в истории Руси финансовую реформу(фиксированный размер дани), провела реорганизацию погостов и становищ(крепостицы), укрепляла финансовую базу княжеской власти, аппарат правления, целью ее было сплотить отдельные земли, превратить Русь в сильное и влиятельное государство – что ей и удалось сделать, но не мечом, а умом и мудростью. Ольга создала новую форму идеологии, появившись в столице Византии и приняв христианство из рук самого византийского императора и патриарха.
Ольга вела очень активную внешнеполитическую жизнь. Она «уравняла» свой статус с властителями других стран, без каких либо военных действий получила международное признание. Ольга оставалась у престола до последнего часа и помогала править уже возмужавшему сыну, который после смерти матери продолжил ее дело. Позже Анна Романовна, жена внука великой княгини и внучка Константина vii Багрянородного продолжила дело Ольги, играя, правда, более скромную роль жены великого князя.
Дочери Ярослава Мудрого.
Здесь повествуется о том, что в эпоху правления Ярослава Мудрого было много славных женщин, которые оставили свой след в истории. Это и Предслава, сестра Ярослава, которая помогла ему завоевать престол, это и Ярославны, которые были выданы замуж за иностранных королей и принцев.
Анна Ярославна в ХI веке была выдана замуж за Генриха I французского короля. Этот брак способствовал укреплению союзнических отношений. Авторитет Анны рос, этому способствовали ее исключительная грамотность, знание латыни и ум. Она имела право ставить свою подпись на документах - это было исключительное право. И после смерти мужа Анна продолжала помогать сыну в государственных делах.
Елизавета Ярославна оказалась в Норвегии замужем за принцем Гаральдом. Упоминания о ней имеются в исландских сагах.
Те же цели укрепления международных отношений имел брак между Анастасией Ярославной и венгерским королем Андреем I.
Сестра Ярослава Мария Добронега была женой польского князя и после смерти князя вершила государственные дела и занималась религиозной деятельностью.
Анна-Янка и Евпраксия – Адельгейда Всеволодовны.
Будучи внучкой Ярослава Мудрого Анна также активно участвовала в жизни государства. Большую часть жизни она посвятила монастырским делам, основоположница «женского» образования на Руси, правда оно было открыто только для женщин привилегированных.
Что касается Евпраксии Всеволодовны – она была сосватана за марк-графа Генриха Штанедского Длинного в Саксонию. Там она обучилась немецкому и латинскому языкам и иным книжным премудростям, перешла в католичество. После смерти Генриха она вышла замуж за германского императора Генриха IV. Вокруг нее бушевал водоворот политических страстей, это не могло не увлечь ее. Их брак не приветствовался киевским двором и вместо поддержки Германии они получили оппозицию русских князей. Семейная жизнь разладилась и Евпраксия (Адельгейда) перешла на сторону противников мужа, для того чтобы германский вопрос решился в интересах Руси. Смелая девушка созвала церковный собор, на котором поведала о подробностях своей семейной жизни. Для тех времен это было приравнено к самоубийству. Но Генриха судили, отрешили от престола. В последствии Адельгейду осуждали и в летописях ей прицепился эпитет «волочайка»(потаскуха). Но тем не менее все произошедшее характеризует ее как самодостаточную независимую личность, способную отстаивать свою линию поведения, свои интересы.
Внучки Владимира Мономаха.
В этой части главы рассказывается о русских княжнах, внучках Владимира Мономаха, которые были все умными и образованными девушками и активно участвовали в политической жизни государств, в которых они вышли замуж. Вот например Евпраксия-Зоя, получившая прозвище Добродея. Она вышла замуж за племянника византийского императора Алексея Комнина. Девушкой она была образованной и ученой, и известны ее работы, имевшие медицинский характер – она умела лечить травами.
Ефросинья Мстиславна была королевой Венгрии – это способствовало возобновлению тесных связей между Киевской Русью и Венгрией. Правда несмотря на явный политический талант она все-таки не смогла противостоять провизантийской группировке в борьбе за трон для своего сына после смерти мужа. Жизнь она закончила в монастыре.
Полоцкий матриархат.
Период 30-50-х годов ХII в. в истории Полоцкого княжества называют «полоцкий матриархат». В это время Полоцкое княжество осталось без верховного правителя и на политическую арену выступили княгини, в числе которых были представительницы семьи князя Святослава Всеславовича. Интересный факт – все они имели женские печати для визирования официальных документов.
Слыщаще словеса книжнаа, на сердце си полагаше…
В данной части главы повествуется о том, что женщины того времени нередко принимали участие во внутриполитических конфликтах, междоусобицах, заговорах. Улита Кучковна принимала участие в убийстве своего мужа, наложница князя Ярослава Осмомысла Настаска обвинялась в подстрекательстве своего мужа на раздувание войны. Княгиня Романова, Анна после смерти своего мужа не переставала бороться за престол, что вылилось в 40-летнюю войну.
Летописи и другие источники рассказывают массу историй об участии русских княгинь в борьбе за власть, но в основном они поддерживали тех, кто способствовал укреплению княжеств. Также они обладали высоким уровнем образованности, курировали жизнеописания, летописи и сами писали их.
Русские принцессы на польской земле.
История матримониальных союзов русских женщин с представителями польской династии Пястов в XII-XIII вв. – яркая страница деятельности русских княгинь в Европе. Это и Мария Святополковна, развернувшая бурную деятельность по основанию костелов и монастырей, это и Елена, возглавившая «краковский стол», это и Гремислава, проявившая неуемную энергию и дипломатический талант в закреплении за сыном земельное наследство.
Две Ксении.
Ордынское иго оставило значительный след в общей картине правового положения женщин – в литературе середины XIII в. почти нигде не встречаются упоминания об активных женщинах. Исключение составляют рассказы о двух Ксениях – первая из них была женой ярославского князя Василия Всеволодовича. И после смерти княгиня активно боролась за власть в Ярославском княжестве, не боясь ордынских ханов. Вторая Ксения долго участвовала в управлении Тверским княжеством.
Также в этой части главы упоминается интересный факт, что в знаменитой Куликовской битве участвовали две женщины переодетые в мужское платье.
Софья Витовтовна и ее невестка Мария Ярославна.
Софья Витовтовна как и многие ее предшественницы приняла бразды правления после смерти супруга, московского князя в то время, пока ее сын, наследник был мал. Но в истории она запомнилась как женщина создавшая новый судебник в 20-х годах XV в. Ее жизнь была наполнена крутыми переломами, смелыми решениями и упорной борьбой. Даже в 80 лет Софья смогла организовать оборону Москвы от набегов ханского царевича.
Мария Ярославна после смерти Софьи Витовтовны, завещавшей все внуку Юрия Васильевичу деятельно участвовала в управлении землей московской, всемерно способствовала проведению в жизнь объединительной политики, участвовала во внешнеполитических актах, делала многочисленные пожалования монастырям.
Марфа Борецкая.
Сильная незаурядная личность Марфы Борецкой неоднократно привлекала к себе внимание историков и писателей. Она была самой богатой боярыней земли Новгородской, обрела значительный политический вес, во второй половине 60-х годов 15 века возглавила боярскую группировку, открыто выступившую против московской объединительной политики. Но после битвы на реке Шелони антимосковская группировка признала свое поражение, Марфа была казнена.
«Княжна эта была ума весьма горделивого…»
Длинный ряд выдающихся женщин был бы не полон без описания социальных портретов великой княгини московской Софьи Фоминичны.
Софья Фоминична была умной и образованной женщиной, «ум и хитрость» – вот черты, которыми наделили ее историки. Одна из причин интереса к ней – она оказалась в центре политической борьбы в период складывания единого Русского государства. Участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини. Она давала аудиенции иностранцам, имела свой круг дипломатов. Софья примкнула к сторонникам активной борьбы с Большой Ордой. С начала 80-х годов XV в. не было в Московском княжестве почти ни одного крупного политического события или конфликта, в котором не была бы замешана Софья Фоминична.
Анна Рязанская.
В политических играх того времени участвовала и младшая дочь великого князя Василия II, рязанская княгиня Анна Васильевна. После смерти она стала регентшей при своем малолетнем сыне, которому был передан престол. Княгиня была активной поборницей сохранения в своем уделе тенденций к сепаратизму. Ею была создана «партия рязанской самостоятельности».
«Служебница» Ивана III.
«Служебница и девка» Ивана III, как Елена Ивановна сама себя назвала в письмах и посольских речах, оставила о себе память как об умном политике и в русских актах, и в литовских метриках. Уехав в Литву к мужу она смогла влиять на внешнеполитические вопросы в направлении , нужном Ивану III, выступала как бы дипломатическим посредником между Литвой и Русью.
Таким образом обобщая все данные первой главы можно сделать вывод – Пушкарева считает, что социальная деятельность знаменитых женщин вполне соответствовала их семейному и имущественному положению, подкреплялась политическими правами. Именно могущественное древнерусское государство и породило в конечном счете знаменитых своих дочерей, прославивших русский народ.
Глава 2.
«Пойди за мене…»
Глава делится на две части. В которых повествуется о заключении и расторжении брака и положении женщины Древней Руси в семье X-XV вв.
Заключение и расторжение брака.
Итак, в этой части автор повествует о том, каков был брачный ритуал, семейный быт раннего средневековья, каковы были нравственные нормы того времени.
Существовали несколько форм «сватания» предшествующего заключению брака в Древней Руси.
Это и архаичные формы брака такие как «умыкание», но в чистом виде это просуществовало недолго – и позже совершалось уже с согласования сторон. Другая форма брака «брак-приведение» с договорными элементами – здесь уже от решения женщины немного что зависело – в основном это решали родственники и родители. Поднимается вопрос, существовала ли в Древнейшей Руси «купля жен», или это скорее толковалось как выкуп за невесту или ее приданное.
Элементы традиционного ритуала закрепления семейных уз трансформировалась за несколько столетий в предсвадебные и свадебные обряды, типичные для венчального брака, освященного церковью. Узаконивая венчальный брак, церковь встпуала в качестве регулятора в решении матримониальных дел: церковные законы устанавливали определнные наказания за насильную или несвоевременную выдачу замуж, за моральное оскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты, или за несоблюдение других условий, необходимых для заключения брака , что итоге отвчеало интересам женщины. Узаконение различными источниками различных поводов к разводу, правом на который обладали женщины разных сословий, также свидетельствуют о достаточно выскомо юридическом статусе женщин того времени. Однако именно христианская церковь стремилась утвердить линию поведения женщины в покорности и подчиненности., поэтому она и не препятствовала «включению» в священное таинство элементов «гражданских» типа брачных договоров.
Женщина в семье: норма и действительность.
Мнение автора таково, что картина жизни русской семьи того времени и положения в ней женщины вовсе не столь мрачна, как мы нередко привыкли себе представлять, говоря о патриархальном быте с деспотической властью «главы дома». Религия и церковь, хотя и играли важную роль в жизни средневековой Руси, не охватывали всех сторон духовного мира человека той эпохи. На представления людей о роли женщины в семье влияли тогда и реалии окружающего мира, и народные традиции, и взгляды, унаследованные с дохристианских времен. Об этом свидетельствуют рассмотренные отношения между супругами, родителями и детьми, действительные семейные нравы, раскрывающие роль женщины-матери и хранительницы семейного очага. Именно постольку поскольку на Руси в то время еще не полностью утвердилась церковная доктрина семьи, принижавшая женщину и сподвигавшая ее в подчинение к мужу, сами женщины пытались преодолеть навязанные формы «послушания» и «покорности», утвердиться в семье не только материально, но и нравственно - психологически.
Глава 3.
«А жонки з жонкою присужать поле…»
В данной главе поднимается вопрос о правовом статусе женщины в X-XV вв. Состоит из трех частей права женщин на распоряжение имуществом, приобретение и реализацию земельной собственности и отношения между судом и женщиной.
В первой части автор прослеживает эволюционный виток приобретения представительницами господствующего класса имущественных, в частности наследственных прав. Само расширение прав женщин, получение ими возможности владеть недвижимой собственностью полностью соответствует изменениям происходящим в государстве переходящего к феодализму. Представленная схема рассматриваемого процесса отлична от аналогичной представленной другими учеными-историками-юристами. Мнение об имущественной зависимости женщины от мужа серьезно корректируется данными самих нормативных актов того времени.
Что касается приобретения и реализации земельной собственности,
древнерусские женщины были вполне дееспособны и обладали широкими правами в этой области. Первые упоминания об этом встречаются в материале XIII в., но основная масса документов датируется XIV-XV вв. Одной из форм приобретения является колонизация близлежащих окраинных и малонаселенных земель, причем право на подобные земельные действия боярыни и другие привилегированные женщины имели поскольку их социальный статус позволял им это. Автор утверждает, что в основе развития имущественных прав женщин лежало в первую очередь ослабление семейно-родственных связей, усиление тенденции к свободному отчуждению земельной собственности под влиянием развития товарно – денежных отношений.
А что касается отношений женщин Древней Руси с судом и судебными делами, то ее положение в свете феодального и церковного права ничуть не отличалось от прав данных мужчине. Некоторые рассмотренные автором различия в действительности могли быть как в пользу женщины, так и в сторону ограничения ее прав. Активно действующим социальным и юридическим лицом женщина становится к началу XIII века.
Сообразно экономической обстановке происходящей в то время, прослеживается различие прав женщин в зависимости от их статуса. Рубеж между правовым статусом привилегированного и зависимого населения очевиден. И хотя формально все права зависимых женщин были соблюдены, на деле они были значительно меньше и по мере феодализации общества и усиления крепостнических тенденций права эти сокращались.
Глава 4.
«Сугуба одеянья сотворя…»
Данная глава представляет описание одежды и украшений древнерусских женщин. Внешний облик русских женщин в X-Xv вв. представлен в изображении княжеских семей, по которому трудно судить об эволюции костюма. Автор пытается реконструировать представление о нем на основе обрывочных сведений источников, чтобы проследить процесс появления оригинального самобытного стиля в русской женской одежде.
Женская одежда делилась на две части – нижнюю одежду и верхнее платье, причем нижняя одежда была длиннее верхней. Большое внимание уделялось внешней атрибутике – пояса, украшения, браслеты отделка верхней одежды.
Одежда могла использоваться и как форма самоистязания – например монахини надевали прямо на голое тело платья из грубой шерстяной ткани «власяницы
Несомненно одежда имела отличие и по классовой принадлежности. Причем по крою платья были одинаковы, но отличались по ткани из которых были сделаны платья – у женщин высокого статуса это был зачастую расшитый шелк, привозные хлопчатобумажные ткани, шерстяные ажуры и достаточно ярких расцветок. Одежда богато декорировалась золотым шитьем, каймой.
Отмечено влияние на особенности русского костюма Византийской модой. Например появление в X-XII вв. накладных одежд(сорочек), распашных (халатов, курток), отложных воротников и драпирующих(плащей).
В холодное время женщины носили меховую одежду: более состоятельные – из дорогих мехов(горностай), менее знатные – из дешевых. Шубы было принято носить мехом вовнутрь.
Излюбленный цвет был красный. Красили ткани вручную растительными красками, но для богатых и знатных горожанок ткани привозились дорогие ткани.
Изготовление одежды, прядение и ткачество, шитье и вынашивание были повседневным рукоделием всех женщин независимо от сословий.
Головной убор соответствовал семейному и социальному положению женщины. Распространены были коруны (праздничный вариант венца), венцы(символы непорочности) и венчики – девические головные уборы.
Кики, убрусы(полотенчатые покрывала),повои, короны -кокшники –головные уборы, замужних женщин.
Украшения на головные уборы были сделаны в основном из металлов и стекла. Особо следует отметить височные кольца – археологи считают их этнически - определяющим признаком.
Шейным украшениям(металлические гривны), обуви(кроилась грубо, но была яркой и цветной) также уделяется особое внимание в этой части главы, но принципы их ношения были те же – они играли важную в роль в социальном обозначении женщины.
Итак, сочетание основных предметов и украшений женского костюма X-XV вв. может дать представление не только о внешнем облике, но и о социальном, семейном положении женщины и месте ее жительства.
Глава 4.
«Теремная затворница или правомочный член общества?»
Историография проблемы. Данная глава посвящена изучению и анализу автором данной проблемы по работам русских и советских и зарубежных ученых-историков дореволюционного, постреволюционного периодов. И вот какие выводы сделал автор:
Русская дореволюционная историография выявила и накопила
значительный конкретно-исторический материал, позволяющий с разных сторон осветить историю семьи, социальное положение и роль женщины в древнерусском обществе, воссоздать ее внешний и духовный облик. Особый акцент буржуазные историки делали на юридические права женщины, этнографы освещали в основном быт привилегированных слоев общества. В попытках создать обобщающие труды по проблеме заметно стремление выявить динамику изменений в социальном статусе древнерусских женщин, однако концептуально- методологическая ограниченность не позволила дать обоснованное решение ряда сложных вопросов.
Что касается советской исторической науки – ей удалось расширить источниковую базу и осветить ряд новых по сравнению с дореволюционной историографией аспектов проблемы. Типологический подход к изучению проблемы древнерусской семьи открыл пути к изучению новых моментов социального положения женщин Др. Руси, не известных буржуазной науке.
Изучение данной проблемы вышло за пределы советского государства и ею интересовались зарубежные авторы. Изучение социального положения женщины ведется в зарубежной историографии уже достаточно давно. Большинство зарубежных ученых, изучавших социальный статус древнерусских женщин, выделяют в его эволюции два периода: «прогрессивный» и «регрессивный». Пушкарева считает, что зарубежная литература достаточно узко рассматривает данную проблему, поскольку представлена работами «буржуазных авторов позитивистского толка которым чужда четкая классовая оценка исторических явлений», а также они используют «сравнительно узкую источниковую базу, оставшуюся на уровне дореволюционных исследований». Поэтому четкой картины социальных прав и возможностей древнерусских женщин, четких представлений о их роли в зарубежной историографии нет.
Общий вывод.
После изучения данной книги можно сделать несколько выводов о роли и положении древнерусских женщин.
1. Изучение состава участников битв политической арены того времени позволяет делать вывод, что среди них было немало образованных, деятельных и политически дальновидных женщин. Причем их участие заключалось не только в создании заговоров и интриг, но в жесткой политической борьбе наряду с мужчинами.
2. И по мере углубления и разностороннего изучения проблемы, все больше убеждаешься в том, что представление о «заниженном» и угнетенном положении женщины в сравнении того времени не более чем миф.
Монография Н. Л. Пушкаревой является бесценным вкладом в отечественную историю. Извлечение, переработка и обобщение такого количества материала – интересный и захватывающий процесс. Несмотря на то, что эта монография была окончена и выпущена в 1989 году, она является актуальной и по сей день и может служить отличной базой не только для молодых исследователей, но и вызывать интерес у широкого круга читателей.
Но необходимо учитывать особенности того времени, в которое писалась данная монография – во времена социалистической идеологии. В работе наблюдается уже столь непривычное для современного читателя – автор рассматривает данную проблему сквозь призму принципов марксизма- ленинизма.