Реформы Петра I в области социальной сферы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Выполнила: студентка 2 курса
Киященко Н.Н.
Проверила: Терехова Е.И.
АША, 2008
Введение
Имя Петра I известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Петр I – деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг не только в России, но и за рубежом.
В правление этого великого человека отсталая страна совершила огромный скачок в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, первый музей, первые парки, наконец, первый указ об организации Академии наук.
В данной работе наиболее подробно рассмотрены все реформы Петра Великого в области социальной сферы.
РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Введение новшеств, сначала охватывавших отдельные стороны жизни общества, а затем, проникавшись во все сферы общественного организма, за которыми закрепилось название преобразований, началось с середины 90-х годов 17 века. Военные Азовские походы повлекли за собой строительство Воронежского флота, а так же преобразование в области культуры, прежде всего распространения образования с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами.
Новые веяния прослеживаются в отношениях России с Западом. Происходит сближение с Западом и начало европеизации России. Преобразования коснулись и внешности русских людей: дворяне и городские жители внешне стали походить на европейцев – их лишили бороды и длиннополого платья.
Мысль о необходимости иметь собственных специалистов зародилась у царя задолго до поездки за границу. Путешествуя, Петр посещал музеи, университеты, лаборатории, мануфактуры и все более убеждался в выгодах распространения образования и в надобности создания школ в России.
Страна в то время располагала единственным учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией, открытой братьями Лихудами в 1685 году. После их отстранения от дел в 1694 году академия стала хиреть, а 150 ее учеников – бедствовать. Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало со времени пребывания Петра в Англии, где он нанял для них трех преподавателей: выпускника Эбердинского университета Фергансона и его двух коллег – Гвина и Грайса.
Нанятые в Англии преподаватели прибыли в Москву осенью 1699г., но свыше года жили без дела: указ об организации школы математических и навигацких наук был обнародован только 14 января 1701г.
До открытия Навигацкой школы Петр использовал более эффективный способ обучения специалистов – отправку русских людей за границу, причем не столько для усвоения теоретических знаний, сколько для приобретения практических навыков в кораблестроении, управления кораблем во время боя и т.д.
Указами от 19 и 20 декабря 1699г. Вводилось еще два новшества: предписывалось производить счисление лет не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как это делалось во многих европейских странах и продолжать до седьмого числа. Живейшее участие в праздновании Нового года принимал сам Петр. Первого января он велел вывести на Красную площадь солдатские полки, а к Кремлю стянуть более двухсот пушек. Пальба из них продолжалась в течение шести дней. Сам царь хлопотал над устройством фейерверка, а ворота местного населения были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками.
С 14 января 1701 г. Утверждается «школа математических и навигационных наук», где приезжие англичане стали обучать «добровольно хотящих, а так же принуждаемо набираемых» молодых людей математическим и навигационным, т.е. мореходным хитростным искусствам. В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической. Для подготовки учеников к прослушиванию этого курса при школе были устроены два начальных класса, из которых тот, где учили читать и писать по-русски, назывался русской школой, а тот, где проходили начальный счет, пользуясь уже арабскими цифрами, именовался «цифирной школой». Кроме перечисленных дисциплин, в школе преподавалась еще «рапирная наука», для желающих, т.е. фехтовальное искусство.
Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпускных не было, и учеников переводили из одного отделения в другое по мере выучки, выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги, размер которых был не большой – от 3 алтын в день до пяти, в зависимости от степени изучаемых наук – чем дальше продвигался в науках ученик, тем больше он получал. Ученик обнадеживался, что по окончании курса он «не только денежным удовольствован будет немалым жалованьем, но улучит приять и честь против меры дела своего». Но одно дело обещания, другое их выполнение: при большой затрудненности денежного хозяйства Петра ученики навигацкой школы частенько не дополучали своего жалованья, а временами и совсем не получали.
При поступлении в школу ученикам давались под расписку книги и учебные пособия, которые они по окончании курса обязывались вернуть в целостности. Из математических книг выдавали арифметику Магницкого, логарифмы и морские атласы, а из учебных пособий – аспидные доски, грифеля, карандаши, бумагу же ученики должны были покупать свою; из математических инструментов навигаторы получали различные линейки – шкалы, радиусы, инструменты для определения времени по звездам, для определения широты и долготы, различные циркули и т.п. Часть инструментов выписывалась из-за границы, а часть изготовлялась дома, при школе в особой мастерской старшими навигаторами.
Ученики жили частью в самой школе, частью на наемных квартирах неподалеку от школы. Надзирателем над учащимися был первый русский математик, автор первого руководства арифметики, Леонтий Магницкий, на котором собственно лежало почти все преподавание. За большие проступки учеников били на школьном дворе плетьми солдаты, состоявшие при школьной канцелярии, за прогульные дни по указу 1707 г. С состоятельных учеников из дворян взимались отчаянно большие штрафы.
Ученики навигационной школы шли служить не только во флот: когда стали утверждаться школы в городах, учителями туда стали назначать тех же навигаторов. По типу навигацкой школы в Москве были основаны в 1712 г. еще две: инженерная и артиллерийская.
Кроме этих школ, возникших в Москве, большое значение приобрела медицинская, основавшаяся в 1706 г. при госпитале. Главным доктором и преподавателем здесь был Н. Бидлоо, очень опытный и знающий хирург, собравший около себя 50 человек из русских.
Кроме этих казенных школ высшего типа, зарождается в Москве в 1700-х. г. школа и общеобразовательная, где помимо русского преподавались и иностранные языки.
1января 1708 г. Петр Великий издал указ о приступе к печатанию новым амстердамским шрифтом. Новоизобретенный шрифт новой гражданской печати отличался от славянского тем, что в нем были вовсе уничтожены некоторые славянские буквы и откинуты силы (ударения) и титлы.
Общеобразовательное значение петровская школа давала лишь постольку, поскольку тогдашняя техническая выучка основывалась на общих принципах науки и знания. Перед Петром носились широкие планы о насаждении наук в России.
С 1718 г. положено основание для создания библиотек в России, которая в1719 г. уже так расширилась, что не могла помещаться в Летнем дворце, и для книгохранилища отводится особое обширное помещение. Надзирателем за книгами был назначен некто Шумахер, которого Петр в 1721 г. отправил за границу с поручениями специально по учетной и книжной части. Шумахеру поручалось еще приглашать в Россию разных ученых и говорить с ними об учреждении в Петербурге академии наук, по примеру существовавших в Париже, Лондоне, Берлине.
Желание царя, чтобы люди «смотрели и учились» способствовало возникновению прессы – газет и журналов. В декабре 1702 г. вышел указ, а ведомости (или куранты) появились с января 1703 г. Первый номер первой русской газеты был выпущен в количестве всего 1.000 экземпляров и состоял из четырех страничек по 27 строк в каждой и был отпечатан славянскими литерами. На четырех небольших страничках его были помещены: местные московские известия о состоянии школ, о количестве родившихся в Москве мужского и женского пола человек, о положении дела возобновления погибшей под Нарвой артиллерии; затем шли краткие известия из Казани, Сибири, Олонца, Нарвы. В «Ведомостях» печатались списки книг, вышедших за границей и в России, известия об общественной жизни того времени.
В январе 1724 г. Петр утвердил устав академии наук в Петербурге, а в мюле распорядился достроить на Васильевском острове помещение для кунсть-камеры и библиотеки. Во главе академии был поставлен лейб-медик царя Блументрость, академики были выписаны из Германии. Удачно началась деятельность гимназий. В первый же год в нее поступило 120 человек. Следующие годы поступало меньше, и тогда правительство, чтобы избежать гибели гимназии, открыло в нее доступ детям солдат, мастеров корабельных, даже крепостных. Окончившие гимназию могли поступать на университетские курсы при академии. Однако университетские курсы в основном пустовали, т.к., подучившись немного, ученики спешили на службу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После Петровской реформы усилилось наружное разъединение между высшими и низшими классами народа; первые все более и более усваивали иностранные обычаи, а вторые оставались верны обычаям и понятиям древней Руси.
Качественный скачок после реформы Петра I. сделало образование. В стране была создана сеть различных школ, военных и гражданских специальных учебных заведений (начало которым положили Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище), формируется система высшего образования: Московский университет (1755), Петербургское горное училище (1773), и т.д. Московский университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский – и 10 профессоров. Для приготовления студентов при университете были основаны две гимназии с сословным различием: одна для дворян, другая для разночинцев. Первым куратором (попечителем) нового заведения был его основатель И.И. Шувалов в 1756 г. при университете начала издаваться газета «Московские ведомости» по образцу «Петербургских ведомостей», издававшихся при Академии наук. В 1757 г. стараниями того же Шувалова открыта в Петербурге Академия художеств для образования русских архитекторов, живописцев и скульпторов. Благодаря заботам Шувалова, была также открыта гимназия в Казани.
Впервые в широких масштабах стало практиковаться обучение за границей (только при Петре I. выехало более тысячи человек). В результате в России не только распространились передовые знания, но во второй половине столетия появилось первое образованное светски сословие – дворянство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. Князьков Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. Репринтное воспроизведение издания 1909 г.- М.: Планета, 1991. – 712 с.
2. Н.И. Павленко Петр I. – 5-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 428 с.
3. Н.И. Павленко Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.