Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Религия и ее роль в культуре. Русская реалистическая литература XIX века в контексте "золотого ...

Религия и ее роль в культуре. Русская реалистическая литература XIX века в контексте "золотого ...

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

г. Санкт - Петербург

 Смоленский филиал




Контрольная работа

по дисциплине: «Культурология»




                              Студент: Муравьева А. С.

                                 Факультет: экономический

                           Специальность: БУ и А

                                                     Курс: 2

                                                     Группа: 482

                              Форма обучения: заочная

                                                     Преподаватель: Кузьменко Е. О.







Смоленск, 2004 г.

1.Религия и ее роль в культуре.

 

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. 

Религия – весьма разнообразное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражает мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерность нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытном искусством и моралью, вес месте они являлись художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности. Сначала, очевидно, появился танец, представляющий собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.

Древнегреческие мифы послужили почвой для создания античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь бога Диониса. Во время празднества выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы. Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир. Моцарт и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает  в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь Ленинградской области – церковь св. Георгия в Старой  Ладоге - была построена в честь обеды над шведами, осадившими Ладогу в 1164 году, и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева – Софийский собор, был построен Ярославом Мудрым в XI веке. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы являлись культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Религия являлась богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказало огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. На почве вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской  литературы (Новый завет). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор.

Роль религии в истории мировой культуры заключалось не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения, но она оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов.

В литературе XIX века появляются образы людей христианского духа святости: У Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появился в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказывается в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце XIX века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

Религия была всегда символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская). Религия неразрывно связана с моралью, однако при этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты – наоборот. Человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем он пойдет.

  В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: «путь вечной жизни» - узкий путь и «путь гибели» - широкий. Многие идут последним путем. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» на примере судьбы Родиона Раскольникова. Узкий путь, «путь жизни» - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это сложный путь, и немногие его находят.

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько любви.

Первая и главная заповедь – о любви к Богу, который своей мученической смертью искупил грехи людей, победил все низкое и злое в них. Вторая заповедь – о любви к человеку. Эти две заповеди связаны между собой, потому что Бог образу и подобию своему.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих.

Весьма удивительным для слушателей Нагорной проповеди было следующее. Раньше считалось, что праведность вознаградится земными благами, но Христос ничего такого не обещал. Наоборот, он говорил, что праведные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому что богатство не в материальных вещах, а в духовности.

Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, что он пришел, чтобы в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активно приближать. Таким образом, читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это сверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же время призывают его стремится к идеалу. Во-вторых, нравственного самосовершенствования самого по себе, без активного преобразования материального мира не недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовной природы. Это направление человеческой деятельности было глубоко осознано и развито русским религиозным мыслителем-утопистом Н. Ф. Федоровым (1828 – 1903) в его «Философии общего дела». Свое учение Федоров назвал активным христианством, обнаружив в учении Христа «космический смысл» - призыв к активному преобразованию природного смертного мира в бессмертный, божественный тип бытия. Он пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественного к сверхъестественному.

В VI веке христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную цельность средневековой культуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурные ценности. По мере развития культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение «вечных проблем» человеческого бытия. Ведь Бог мыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм, а это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога».

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Русская реалистическая литература XIX века в                                                                                                                                                              контексте «золотого века» русской культуры.

 

Очень неровно складывалась судьба России  в первые 55 лет XIX века. Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончились поражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционные проекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.

Вскоре после страшного разгрома декабристов исподволь начался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.

А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIX века западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В одном из произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н. М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин – основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-х годов XIX века России, со временем бурного общественного возбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политические организации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первых русских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизни и творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановку политических сил и конфликт этой эпохи.

В период творчества Грибоедова реализм как художественный метод находился в процессе  становления, тем не менее «Горе от ума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическими произведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображении характеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же время жизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны и обоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствует себя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».

Стихи великого русского поэта А. С. Пушкина как шедевры мировой литературы обладают огромной силой воздействия на мысли, чувства и действия людей. Поэтому защита вольнолюбивых идей, прославление свободы в лирике Пушкина имели большое значение для развития общественного мнения в России первой половины XIX века. В стихотворении «Памятник» Пушкин отмечает, что народ не забудет его именно потому,

… что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Одним из гимнов свободе стала ода «Вольность». Она была написана в конце 1817 года.

Другим стихотворением в честь свободы стало послание «К Чаадаеву» (1818 год).

В 1823 году Пушкин переживает кризис, вызванный подавлением европейских революций. Трагический разрыв между желанием свободы и непробужденностью народа рождает горькую мысль стихотворения «Свободы сеятель пустынный».

И все же ни кризис 1823 года, ни странный 1825 год, ни николаевское царствование не смогли подавить в поэте жажды свободы. В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» источником надежды на ее период оказывается «гордое терпение» ссыльных и способность поэта сохранить «свободный глас».

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» настолько интересен, разнообразен, естественен и легок для чтения, что быстро и навсегда завоевал огромную популярность.

«Евгений Онегин» - это «поэтически воспроизведенная картина русского общества» (В. Белинский), в нем автор описал различные слои общества, нравы, быт, обычаи, свойственные каждому из них.

Есть в русской классической литературе шедевры, которые содержат в себе одновременно черты романтического и реалистического методов, и к их числу, бесспорно, относится социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Писатель объективно и критически смотрит на русскую жизнь, подходя к ее изображению как исследователь.

Говоря об особенностях «Героя нашего времени», не стоит забывать, что реалистический метод выступает здесь в сложившемся виде, обуславливающем содержание и форму романа. Произведение поистине замечательно тем, что показывает, как реалистический метод складывался и совершенствовался в недрах романтизма.

В романе «Герой нашего времени» находится гармоничное сочетание черт романтизма и реализма. Очевидно, что Лермонтов создавая произведение, не просто преодолевал романтизм, а в своем романтическом творчестве открывал новое содержание, выходящее за рамки старых форм и требовавшее особого подхода для превращения в произведение искусства. Реализмом такой подход был назван гораздо позже.

А. С. Пушкин, подсказавший Гоголю сюжет «Мертвых душ» видел в своем младшем современнике умение очертить человека и жизнь так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Задумывая «Мертвые души» Гоголь искал для центрального сюжета не просто какой-то жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытые явления действительности. И поскольку в первом томе писатель предполагал сатирически изобразить определенные стороны жизни, то ему было важно найти «незначительное происшествие, анекдот», раскрыть сущность современной Гоголю действительности.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые описал такое социально-общественное явление, как нигилизм. Приверженцем новых идей в романе является его главный герой – Евгений Базаров.

Можно сказать, что в отрицании общечеловеческих ценностей драма не только Базарова, но и всей нашей страны. Большевизм проповедовал новую идеологию, которая нравственным признавала лишь то, что полезно пролетариату, лишь то, что способствует построению другого общества. Последствия таких крайних проявлений нигилизма, такого решительного отказа от основ морали будет ощущаться еще долго. 

В конце 50-х годов XIX века в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Сельское хозяйство переживало застой. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве.

Александр II в 1856 году пришел к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу».

В общественной жизни России крепло радикальное революционно-демократическое направление. Все большую популярность приобретал журнал «Современник», направление которого определялось статьями Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Радикальная программа освобождения крестьян могла быть обнародована только в условиях, когда было официально разрешено в печати обсуждать «крестьянское дело». Политическая ситуация герценовских изданий «Вольной русской типографии» («Колокол», «Полярная звезда»), издававшиеся в Лондоне, была проникнута надеждой на реформу «сверху», веру в самодержавную инициативу и поддержку общества.

Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрыв энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант – революционер А. И. Герцен, приветствовал царя-освободителя статьей.

    19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Опубликование «положений» 19 февраля 1861 года о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. В статьях Огарева в «Колоколе» провозглашалось, что крепостное право вовсе не отменено и что «народ царем обманут».

Предпринимались шаги к созданию революционных организаций. Кружок «Великорус» (1861 – 1863) и общество «Земля и воля» (1861 – 1864), ставили своей задачей объединение революционных и оппозиционных сил для натиска на самодержавие. Но надежды революционеров носили стихийный характер, и разрозненные бунты легко подавлялись правительством. Революционно-демократическое движение, не имея социальной опоры, потерпело поражение.

В середине 60-х годов XIX века среди русского студенчества возникло несколько кружков. Пропагандой революционных идей занимался московский кружок Ишутина. В 1867 году образовался кружок Германа Лопатина. В 1868 – 1869 годах вольнослушателем университета С. Г. Нечаевым был организован нелегальный кружок под названием «Народная расправа».

Русское правительство устроило показательный процесс над Нечаевым, чтобы дискредитировать его. Нечаев был заточен в Петропавловскую крепость, где умер в 1882 году. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

В 1869 году в Петербурге возникли нелегальные студенческие кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина, ставившие задачи революционной пропаганды среди народа.

В сочинениях идеологов революционного народничества были разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.

Термин «народник» появился в литературе в середине 60-х годов XIX века. Тогда под народничеством понимали обычно стремление к изучению народного быта и желанию облегчить тяготы народных масс, крестьянства. Как общественное направление оно стало складываться в конце 60-х – начала 70-х годов, когда народники были убеждены, что революционный переворот может быть произведен силами самих народных масс, руководимыми революционной (народнической) организацией. Сложилась и доктрина народничества.

Массовое «хождение в народ» летом 1874 года было стихийным движением, в котором приняли участие свыше 2 тысяч «пропагандистов». Многие девушки и юноши шли в деревни в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, акушерок, торговцев, разносчиков, чернорабочих, чтобы жить среди народа и пропагандировать свои идеалы. «Хождение в народ» в 1874 году потерпело неудачу. Социалистические идеи, которые пропагандировали народники, были чужды крестьянам.

Разочарование в деревенской пропаганде, полицейские преследования приводят часть народников к тактике террора. Террористы поставили целью убить самого Александра II. Сторонники террора образовали партию «Народной воли». Партия требовала созыва учредительного собрания для осуществления радикально-демократических реформ. Для того, чтобы принудить правительство к исполнению этого требования, партия решила прибегнуть к террору.

Вступив на престол после трагической смерти своего отца, новый император Александр III (1881 – 1894) под напористым влиянием обер-прокурора св. Синода К. П. Победоносцева склонился в сторону реакции.

Постепенный возврат к старому, укрепления сословного строя и самодержавного режима составляли суть внутренней политики Александра III. Ему казалось, что он возвращает страну с опасного пути на здоровые исторические основания. На самом деле это были обреченные на неуспех попытки направить вспять течение жизни. Три фактора подготовили социальный взрыв деревни: растущее крестьянское малоземелье, мировой сельскохозяйственный кризис и крепостническая политика правительства. Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищание крестьянства сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять железнодорожное строительство. Началось перевооружение армии и флота.

В 1893 году в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, те отрасли, которые получали правительственную поддержку, - черную металлургию и машиностроение. В результате промышленного подъема в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес страны в мировом промышленном производстве. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии, способный раздавить экономику.

В течение последней трети XIX века численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 году составила около 3 млн. человек.

После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Оно получило название либерального народничества, хотя оставалось в границах демократического лагеря. Либеральные народники считали, что в настоящего капитализма в России пока еще нет. В действительности к концу XIX века «игры в капитализм» зашли уже достаточно далеко. Особенно широко идеи либерального народничества распространились среди «третьего элемента» в земстве.

Жестокие удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70 – 80 годов, заставили их многое переосмыслить и переоценить. Тем более, что времени для размышления было достаточно. Период политической реакции, начавшийся в 1881 году, затянулся на 23 года. Многие революционеры пережидали его за границей. Социалистическое движение на Западе в это время приняло марксистскую окраску. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов.

Эпоха освобождения создала благоприятные возможности для культурного развития России.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. С одной стороны, оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но, с другой, высшая школа всегда была на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки, которое происходило в общем русле мирового научного прогресса.

Вторая половина XIX века – время окончательного утверждения и закрепления национальных реформ и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно – в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже «проселочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик и в России. В свою очередь, русская культура получила всемирное признание и заняла почетное место в семье европейских культур.

До последней четверти XIX века газеты в России не имели широкого распространения. Основным видом изданий оставались журналы. В первые годы царствования Александра II самым популярным из них был «Современник», основанный А. С. Пушкиным, а потом перешедший в руки Н. А. Некрасова. Журнал пользовался наибольшим успехом, когда его редактировали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В 1862 году «Современник» был приостановлен на 8 месяцев. После возобновления журнала в 1863 году руководящая роль в нем перешла к Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 году «Современник» оставался лучшим из демократических журналов.

«Отечественные записки» пришли в упадок после ухода из них Белинского. Но в 1868 году Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли их в аренду. В истории журнала начался новый взлет. В нем печатались сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, стихотворения Некрасова, очерки Г. И. Успенского. В «Отечественных записках» заблистал талант Н. К. Михайловского.

В 1876 году был основан журнал «Русское богатство». На первых порах это было специализированное издание по вопросам коммерции. Но в 1879 году оно перешло в руки писателя Н. Н. Златовратского и приобрело народническое направление. Идейным руководителем журнала стал Н. К. Михайловский. На страницах «Русского богатства» печатались произведения  Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарина-Михайловского, М. Горького, А. И. Куприна.

В период отмены крепостного права самым известным журналом либерального направления был «Русский вестник», выходивший в Москве и редактировавшийся М. Н. Катковым. Пока журнал стоял на конституционной почве, в нем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев и другие видные либералы, печатали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Но в 1862 году журнал круто изменил свою позицию, перешел в лагерь консерваторов и утратил былое влияние.

С 1863 года в Москве стала выходить газета « Русские ведомости». Она придерживалась либеральной линии и конституционных идей. Вокруг «Русских ведомостей» группировалась либеральная профессура и земские деятели. В разное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П. Л. Лавров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский. Газета постепенно увеличивала тираж и к концу века заняла прочное место среди главных столичных газет.

60 – 70-е годы XIX века вошли в историю русского театра как время А. Н. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве. Широко представлены они были и на сцене Александрийского театра в Петербурге.

К концу 60-х годов в провинциальных театрах шло 23 пьесы Островского, 6 – Гоголя, 4 – Тургенева. В 1863 году к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова. Из трилогии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» только первая пьеса была поставлена при жизни автора. Остальные долго оставались под запретом. Считалось, что они умаляют царское достоинство. Лишь в конце века запрет был снят.

В 80 – 90 годы в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета».

Пореформенный русский театр испытывал много разных притеснений и ограничений. До 80-х годов в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура отличалась особой придирчивостью: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции; то, что было опубликовано и, казалось, общеизвестно, не всегда дозволялось к постановке.

С другой стороны, суровое шефство над театром взяла демократическая критика, столичная и провинциальная, равнявшаяся на «Современник». От театра требовали соответствия его постановок «передовым идеям». Беспомощность и халтура драматурга или актера карались не очень строго, если пьеса отвечала «духу времени».

  В 1863 году умер М. С. Щепкин. С ним закончилась целая полоса в истории русского театра- театра времен Гоголя. Щепкин искал в своих героях, прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждало благородство «маленького человека». «Новый театр» сосредоточился на критике социальных условий и показе « социальных типов». Это было полезное дело, когда оно не доходило до упрощения, до откровенной тенденциозности. Известный провинциальный актер Н. Х. Рыбаков специализировался, например, на ролях самодуров в пьесах Островского. Сам автор с восхищением говорил о нем в роли Дикого из «Грозы». Это была «апофеоза самодурства», как писала одна газета. Но в другой пьесе Островского характер персонажа был сложнее, однако у Рыбакова получался все тот же Дикой. Театру 60-х годов была свойственна некоторая прямолинейность.

В последующие годы этот недостаток был изжит, но зато снизилась и идейная сторона. На смену «социальным типам» пришли «психологические типы». Театру стал вновь интересен внутренний мир обыкновенного человека. Это подготовило приход «театра Чехова» с его тихими драмами повседневности.

Русский театр XIX века – это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.

В 1898 году возник Московский художественный театр, который возглавил К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко. Его расцвет приходится на первые годы XX века.

Дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX века было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 60-е годы в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. В последствии эту группу называли «могучей кучкой». Ее душой, главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев. В 1866 году, после кропотливой работы, он создал «Сборник русских народных песен». В состав могучей кучки входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин.

Деятельность «могучей кучки» - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 – 70-х годов XIX века. С блеском, справившись с поставленной задачей, «могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

П. И. Чайковский не входил в «могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в го музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера «Евгений Онегин» завоевала мировое признание. Из симфоний наиболее выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающийся трагедии.

В начале XIX века опережающими темпами развивается архитектура – искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор – А. Воронихин, ансамбль Биржи- Тома де Томон, Адмиралтейство – А. Захаров. Плодотворно развивалась в XIX веке живопись. На рубеже XVIII – XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В. Тропинин. С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на искании социальной справедливости. В живописи началась деятельность «передвижников». Их картины – народническая публицистика в красках и лицах. Среди них были талантливые художники – В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин. В последние десятилетия веков началось движение против «односторонности» передвижников. Явились художники, понимающие, что кроме «гражданских мотивов» и все другие стороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаясь красотой красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произведений и индивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайному развитию русской живописи. Русский импрессионизм был представлен работами В. Серова, М. Грабаря. Заметную роль сыграло художественное направление «Мир искусства» (А. Бенуа, Б. Кустодиев). С. Дягилев открыл Европе русскую музыку, балет, театральную живопись. Большим успехом в Париже пользовались его «Русские сезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П. Кончаловский, М. Шагал. Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей, певцов имела деятельность российских меценатов. Наиболее известные – С. Морозов, Н. Рябушинский,    С. Мамонтов, П. Третьяков. Особой популярностью среди различных слоев городского населения на рубеже XIX века в России пользовался кинематограф.

В период XVIII – XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XIX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служению Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века.          

                       

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.     А. А. Радугин «Культурология» курс лекций, Москва, 1998 г.

2.     М. Н.  Миронова «Религия в системе культуры», Москва, 1993 г.

3.     Л. Н. Митрохин «Философия религии», Москва, 1994 г.

4.     Л. М. Пятецкий «Справочник по истории России», Москва, 1999 г.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена