Реорганизация русской армии в начале 18 в.
РЕФЕРАТ
по курсу «Военная история»
по теме: «Реорганизация русской армии в начале XVIII в.»
1. Изменение системы комплектования войск
Проведенные походы в конце XVII в. показали, что армия и флот не были подготовлены для решения тех крупные внешнеполитических задач, которые стояли перед Россией. Состояние вооруженных сил не обеспечивало также решения и внутриполитических задач. Прежде всего нужно было ликвидировать организационную пестроту вооруженных сил. Начало реорганизации войск было положено в 1678 г. Первой мерой был роспуск стрелецких полков. «А вместо них почали набирать прямое регулярное войско».
Начало формированию массовой регулярной армии положили ноябрьские 1699 г. указы Петра I о переходе к рекрутской повинности, которые предполагали "прием в службу в солдаты из всяких вольных людей" и набор даточных. Центром формирования и обучения полков из "охочих" (вольных) людей была назначена съезжая Солдатская изба в Преображенском. Кроме того, в этом же подмосковном селе на Генеральном дворе формировались регулярные полки из даточных людей. Правила, определявшие принципы нового набора («Статьи, состоявшиеся на генеральном дворе в Преображенском»), разработала комиссия под руководством сподвижника Петра I Ф.А. Головина. Почти одновременно создается комиссия по набору даточных и вольницы в городах Поволжья. К середине 1700 г. было набрано и спешно обучено до 32 тыс. человек даточных и вольницы.
Через несколько месяцев после обнародования царских указов о наборе "прямого регулярного войска" было сформировано три пехотных дивизии, состоявших из девяти полков во главе с генералами А.А. Вейде, А.М. Головиным и А.И. Репниным. Эти полки получили название "новоприборных тысячных полков".
Одновременно формировались первые регулярные кавалерийские полки. Было решено формировать конницу драгунского типа, которая наиболее полно отвечала требованиям ведения войны со Швецией. Сначала в драгуны записывали "детей боярских и князей небогатых", а затем и дворянских недорослей, "которые к службе поспели". Однако к началу Северной войны было сформировано только два драгунских полка. Основную массу русской кавалерии все еще составляла поместная конница.
Указ 1705 г. завершил складывание рекрутской системы и ввел в употребление термин – рекрут. К указу прилагались «Статьи, данные стольникам о сборе даточных солдат или рекрут». Согласно этому указу для войск были установлены постоянные округа комплектования. Наборы рекрут до 1722 г. производились путем подворной раскладки. По проведении же общей переписи стали производить раскладку по душам.
Вся тяжесть наборов падала главным образом на крестьянство. Население страны протестовало против рекрутских наборов. Обычной формой протеста явились массовые побеги во время следования на сборные пункты и в полки.
Правительство сурово расправлялось с беглецами, угрожая смертной казнью и ссылкой в Сибирь. Однако все эти меры не привели к положительным результатам. Проведенная в 1710 г. проверка условий осуществления наборов на практике показала, что рекрут во время следования на сборные пункты заковывали в колодки и вели в цепях, в городах же содержали их в тюрьмах, вследствие чего немало рекрут умирало, не попав даже в армию. В 1712 г. был издан указ, запрещавший рекрут «в дорогу ковать, в колодках вести и вязать...» Указ заканчивался требованием брить рекрутам лбы и накалывать им кресты на левой руке и натирать их порохом.
Правительство взяло на себя обязанность снабжать рекрут в пути и упорядочило проведение наборов. Однако проверка 1719 г. установила, что прежние указы «от большей части не исполняютца, и как в зборах по губерниям, так и в отправлениях и в приводе тех рекрутов великие неполадки и поныне в некоторых губерниях продолжаютца». В связи с этим в 1719 г. была опубликована инструкция – «Учреждение о содержании и довольствии рекрут», которая несколько улучшала дело проведения наборов.
Таким образом, новая система комплектования армии и флота стала важным элементом военных преобразований начала ХVIII в. Петр I широко применял и развивал принцип общеобязательной повинности населения, распространив рекрутские наборы на все сословия государства, за исключением дворян, обязанных служить всю жизнь. Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община обязана была поставить по одному рекруту с определенного числа дворов. Система комплектования носила определенно территориальный характер. В 1711 г. полки были расписаны по губерниям и содержались этими губерниями. Каждый конкретный полк имел свой определенный круг комплектования – провинцию, дававшую ему свое имя. При всех этих недостатках установленная в тех исторических условиях рекрутская система комплектования была наиболее целесообразной и жизнеспособной. Комплектуемая из коренного населения страны русская армия являлась национальной, обладала более высокими морально-боевыми качествами, чем армии ее противников. Введенный рекрутской системой единый принцип комплектования войска был важным условием для создания отечественной регулярной армии.
Классовый характер этой системы выражался в том, что теперь в солдаты брали только из податных элементов (крестьян, ремесленников и т. д.) и отрывали их от своей среды на всю жизнь. Офицерский состав комплектовался преимущественно из дворян, которые до получения офицерского чина обязаны были десять лет прослужить рядовыми в гвардейских или армейских полках. Формированию офицерского корпуса придавалось особое внимание. Этому во многом способствовало открытие правительством для подготовки офицеров ряда военных школ. В 1701 г. была открыта «Школа математических и навигационных, то есть мореходных хитростно наук учения», в которой готовили кадры как для флота, так и, для армии. В том же году была открыта артиллерийская школа, в 1712–1721 гг. еще две школы. В 1709–1719 гг. были открыты инженерные школы. Все эти школы дали армии более 3 тыс. офицеров. Очень важным мероприятием было открытие в 1721 г. гарнизонных школ, в которых готовились унтер-офицерские кадры.
Правительство Петра I стремилось обеспечить армию своим национальным офицерским составом. Только острая необходимость заставила его прибегнуть к замещению части офицерских должностей иностранцами, профессиональная подготовка которых была довольно низкой. Это показал опыт первых лет войны. Уже в 1706 г. в России стали ограничивать прием иностранцев в армию. В 1706 г. иностранцев стали принимать без повышения в чине. В 1711 г. было установлено штатами, что число иностранцев в полках не должно превышать одной трети. В 1714 г. всех офицеров-иностранцев подвергли проверке и многих из них отправили за границу. В 1720 г. было объявлено «приезжающих из чужестранных государств офицеров... не принимать, а отсылать их в прежние места, кто откуда приедет».
Характер мероприятий, проведенных правительством Петра I, показал, что на офицерские должности назначались только дворяне. Впрочем, путь к офицерским должностям был открыт и другим сословиям. Однако производство солдат в офицеры было редким исключением. Оно было затруднено системой баллотирования, согласно которой выдвижение кандидатов на производство в следующий чин требовало тайного голосования офицеров полка. Результаты же баллотирования утверждал сам Петр I. «Если сыскано будет, – говорилось в указе 1714 г., – что неправдою оное избрание будет, таковые избиратели лишены будут своих имени и чести».
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые либо не служили солдатами в гвардии, либо не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередко он лично проверял знания молодых офицеров и решительно наказывал тех, «кто производит сродников своих друзей в офицеры из молодых, которые с фундамента солдатского дела не знают, ибо не служили в нижних чинах».
В 1722–1724 гг. Петром I были введены единая система воинских званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табеле о рангах.
Таким образом, система комплектования войск и флота солдатами и офицерами разрешила вопрос создания классовой армии, способной решать внутренние и внешние задачи государства. Эта система явилась историческим развитием тех форм комплектования, которые сложились еще в XVII в. С введением рекрутской системы армия получила постоянный мощный источник комплектования. Русская рекрутская система обеспечила создание национальной, регулярной, постоянной армии, что положительно сказалось на ходе Северной войны.
2. Структура сухопутных войск и управление ими
Одновременно с вопросом комплектования войска разрешался вопрос и об организации и устройстве войск. Прежняя организация уже изжила себя, это было ясно видно после азовских походов. Нужно было установить единую организацию всей полевой армии. Первоначальную организацию полевая армия получила в 1699 г. Войска были сведены в три генеральства или дивизии, в состав которых входили 2 гвардейских, 27 пехотных и драгунских полков. В это время продолжала существовать еще и дворянская конница и часть войск старого строя, из которых состояли гарнизоны крепостей и отдельных городов. Процесс организации армии не был завершен к началу Северной войны и продолжался еще и в ходе войны.
Опыт первых десяти лет войны был обобщен в штатах 1711 г., согласно которым полевая армия имела 42 полка пехоты и 33 полка кавалерии. Полки сводились в отдельные армии, дивизии и бригады непостоянного состава.
В составе пехоты было: 2 гвардейских, 5 гренадерских и 35 пехотных полков. Штатами 1708 г. в полку предусматривалось: 2 батальона по 4 роты в каждом, одна из рот была гренадерской, численность полка была определена в 1 487 человек, из них 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1 120 строевых солдат и 247 нестроевых. На вооружении пехоты были ружья с багинетами, которые с 1706–1708 гг. были заменены штыками и шпагами. Полк имел свою артиллерию – 2 пушки и 4 мортиры. В составе кавалерии было 30 фузилерных и 3 гренадерских полка. Кавалерийский полк имел в своем составе 10 рот, из них 1 гренадерскую. По штатам 1711 г. полк имел 1328 человек, из них 38 офицеров, 80 унтер-офицеров, 920 строевых солдат и 290 нестроевых. На вооружении кавалерии были облегченные ружья, пистолеты и палаши. Каждый полк имел 2 пушки и 2 мортиры.
Исключительно большое значение придавалось Петром I артиллерии. Русская артиллерия делилась на полковую, полевую, осадную и крепостную. Орудия были трех видов: пушки, гаубицы и мортиры. В 1701 г. был сформирован артиллерийский полк. По штату 1712 г. в нем числилось 2 323 нижних чина, считая ездовых и обозных. В артиллерийский полк входили и инженерные подразделения. Русская артиллерия в результате организационного и технического усовершенствования, хорошей технической и тактической подготовки офицерских кадров была мощной и подвижной. Организационно штат артиллерийского полка 1712 г. предусматривал 4 канонирских роты, 1 бомбардирскую, 1 минерную, 1 инженерную команду и 1 понтонную команду.
Организация войск полностью оформилась к 1716 г. и нашла свое отражение в Уставе воинском. Принципы организации полевой армии были, изложены в этом уставе следующим образом: «Нужно иметь армию сваю, смотря неприятельской силы и оного намерения, дабы его во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть».
Армия состояла из нескольких дивизий и корпусов специального назначения. Устав предусматривал два типа таких корпусов: корпус резерва и корволант. Корпус резерва обычно предназначался «главнейшим образом для сикурсу, где неприятельскому нападению наивяще быть чают». Корпус корволант же «сиречь легкий корпус» предназначался для самостоятельных действий на коммуникациях противника или на его флангах». Обычно такой корпус имел 6–8 тыс. человек. При этом «не токмо от кавалерии, но при том употребляема бывает и инфантерия с легкими пушками, смотря случая, места и положения».
Дивизии имели в своем составе две–три бригады. Состав дивизий и бригад был непостоянным. Высшим тактическим соединением в полевой армии был полк, который имел твердый состав.
Наряду с полевыми войсками твердую организацию получили также гарнизонные войска, которые несли внутреннюю службу.
К 1709 г. завершилось перевооружение армии. Пехота получила однотипное гладкоствольное ружье с ударно-кремневым замком и штыком, который надевался на ствол, а не вставлялся, как ранее багинет, в него. Это новшество давало возможность вести одновременно и огонь, и рукопашный бой. Принятые на вооружение русской армии в начале ХVIII в. ружья (фузеи) имели следующие тактико-технические данные: калибр – 7 линий (17,7 мм); вес – 4,5 кг без штыка и 5,2 кг со штыком; вес пули – 25,6 г; вес заряда – 14,9 г. Максимальная прицельная дальность ружья – до 240 м, а действительный огонь пехота вела на дистанцию 150 м. В боевых условиях солдат мог произвести не более одного выстрела в минуту.
Кроме ружей (фузей) солдаты имели шпаги, тесаки, ручные гранаты. Кавалерия вооружалась карабинами, пистолетами и палашами. Одновременно с этим в армии и на флоте вводилась единая форма одежды. Унификация обмундирования способствовала укреплению дисциплины и порядка, а также облегчала управление в бою. Общая численность войск к 1724 г. достигала 112 тыс. человек. Из них: пехота – 70 тыс., драгуны –38 тыс., артиллерия и инженерные войска – около 4 тыс. человек. Помимо полевой армии имелись: гарнизонные войска (пехота и конница — около 68 тыс. человек), ландмилиция – 10 тыс. человек, иррегулярная казачья конница – до 35 тыс. человек. Всего, таким образом, общая численность армии составляла до 225 тыс. человек. Кроме этого, в военно-морском флоте проходили службу еще около 25 тыс. человек. Военная реформа, проведенная Петром I, вызвала серьезные изменения в управлении войсками, которые выражались главным образом в централизации военного дела. Для успешного управления военными делами вместо различных приказов была учреждена Военная коллегия, которая подчинялась Сенату, а также создано Адмиралтейство – коллегия, которая управляла военно-морскими силами. Во главе армии в военное время стоял главнокомандующий, управлявший полевыми войсками через совещательные органы – военный совет и полевой штаб армии, которые возглавлял генерал-квартирмейстер. Организация полевого управления закрепилась уставом 1716 г.
Таким образом, в первой четверти XVIII в. дело управления армии получает более совершенную организацию. Корпуса, дивизии и бригады как непостоянные войсковые соединения своих штабов не имели. Полки имели в своем составе постоянные штабы, куда входили командир полка и штаб–офицеры полка.
3. Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.
Эффективным орудием и инструментом в деле проведения реформ для Петра I стали источники права. Среди них: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, объявленные указы (устные акты), резолюции и другие документы. Указы (издавались монархом или от его имени Сенатом) имели целью решение конкретного дела, введение или отмену конкретного учреждения, норм или принципов деятельности. В именных указах (подписывались монархом) формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или Сенату, коллегиям, губернаторам. Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Манифесты – обращения монарха ко всему населению и государственным учреждениям, в которых объявлялось о вступлении на престол, о крупных политических событиях и акциях, начале войны и подписании мира. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Они не равноценны по своему значению. Одни стали принципиальными для дальнейшего развития Российского государства и отличались долговременным характером, другие – «писаны кнутом», как писал А.С. Пушкин. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании разнородных, часто взаимоисключающих норм.
Первая попытка систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении (работала до 1703 г.). Основная задача состояла в приведении в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива принятых нормативных актов. Другая задача – обновление судебной и управленческой практики. Палата, взяв за основу структуру Соборного Уложения, подготовила проект Новоуложенной книги. На наш взгляд, удачная систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании «Артикула воинского».
Осуществление кодификационной работы возлагалось на канцелярию Сената. В качестве источников стали Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Причем на первое место вышел вопрос о выделении норм, направленных на укрепление и защиту государственных интересов. Решению этой задачи были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона. Опыт кодификационной работы Петра I показал, что развитие правового поля шло в направлении отраслевого деления. Создавались самостоятельные своды норм, которые строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
К наиболее важным законодательным документам эпохи следует относить указы Петра I. Так, прежде всего, среди них выделяются указы 1699 г. о наборе во вновь формируемую русскую армию. Одним из заметных указов Петра I стал указ от 2 марта 1711 г. об учреждении Сената – высшего правительственного учреждения, заменившего Боярскую думу и функционировавшего до февральской революции 1917 г.
Одновременно был введен и институт фискалов. Эта категория служащих осуществляла негласный надзор над всем и вся. Петр I не определил фискалам жалованье. Они оставляли на законных основаниях половину штрафа, который взимался с провинившегося в пользу государства. Фискалы не решали в полной мере задачи по контролю за работой государственных учреждений (они лишь регистрировали нарушения) и не могли влиять на их работу.
С течением времени стало ясно, что надлежащий контроль за государственными учреждениями могут осуществлять только специальные должностные лица. В результате в 1722 г. вышел указ об образовании института прокуратуры. Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. За свои действия генерал-прокурор отвечал только перед царем. В его задачу входило не только раскрытие преступлений, но и предупреждение их. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России сложились две контрольные системы: прокуратура и фискалитет.
Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии ведал генерал-аудитор. Различного рода воинские проступки, совершенные военными людьми, начинают разбираться не гражданскими органами, как это было в допетровской армии, а созданным институтом аудиторов (армейских и полковых). В состав военных судов входили военные чины от генерала до прапорщика. Эта коллегия военных чинов назначалась для общего совещания о всяком деле, о всяком преступлении. Единоличному началу военного суда было противопоставлено коллегиальное. В указе о создании института аудиторов была проведена мысль о том, что решения одного человека часто становятся произвольными.
Устав 1716 г. определил три вида военного суда: генеральный, полковой и чрезвычайный. О составе суда в Уставе говорится следующее: «ежели генеральскую особу или от штаба кого судят, то высший суд учреждается, в котором только генеральские особы и бригадиры, а временем и полковники присутствуют. Ежели обер-офицер и ниже в какое погрешение впадет, то нижний суд устроется, который в компании у полковника от полку отправляется, где полковник – президент и к тому майор, два капитана, по два поручика, прапорщика, сержанта, капрала и четыре рядовых».
В ряду законодательных документов особое место принадлежит петровской Табели о рангах от 24 января 1722 г. Она ярко отразила рационалистические взгляды Петра I на служебную годность дворян. Табель о рангах создавала условия для карьерных устремлений лиц «подлых сословий» и устанавливала иерархическую лестницу из четырнадцати чинов и классов (рангов). Последствия применения Табели о рангах можно выразить в следующем: во-первых, чертами бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация и нормативность; новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса; в-третьих, военная служба уравнивалась с гражданской службой, а принципы продвижения по службе были аналогичными; в-четвертых, подготовка кадров стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за границей, а степень квалификации определялась не только положением чиновника, но и его уровнем подготовки и образованностью. Важными вехами в законодательстве Петра I, наряду с указами, манифестами и распоряжениями, стали регламенты. В них подробно излагались все правила и законы, относящиеся к конкретной части управления. Регламентами назывались утвержденные царем (императором) уставы для управления отдельными сферами государственного аппарата. По своей сути – это законодательные акты. Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle – правило) – свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности. Регламенты не являются законом, но по своей юридической природе могут быть отнесены к нормативным правовым актам.
Введения регламентов в обращение требовали новые условия жизни. Часто эти акты составлялись наспех. Однако, сведенные в один ряд с другими законодательными документами, они, как и Соборное Уложение 1649 г., в достаточной степени утверждали собой устройство новой внутренней жизни Российского государства. Очевидно, что эти юридические акты стали пиком законодательного творчества Петра I. Они, являясь официальными письменными документами, порождали определенные правовые последствия.
В порядке хронологии укажем основные регламенты, обеспечивавшие правовое поле военного дела России в первой четверти XVIII в.
Регламент Кригс-Коммиссариату (декабрь 1711 г.). Он определял порядок содержания полков и раздачи жалованья. Регламент требовал: во-первых, по истечении месяца комиссарам, присланным от губернаторов, осуществлять раздачу жалованья (раздачу производить сначала нижним чинам, а затем офицерам); во-вторых, взыскивать с виновных за утраченные или испорченные казенные вещи; в-третьих, налагать штрафы за беглых солдат на весь полк (от рядового до генерала); в-четвертых, рекрутов, прибывших на смотр, распределять по полкам дифференцированно; в-пятых, раздачу провианта и фуража производить по табелям и расписанию, чтобы военнослужащие не занимались поборами.
Устав Воинский (март 1716 г.). Устав состоял из четырех отделений. В первом отделении говорится о корпусах, бригадах, дивизиях и отрядах (частях войск); о воинских чинах от генерал-фельдмаршала до генерал-профоса; о расквартировании войск; о военном суде; о порядках в войсках в период походов; о гарнизонной службе и караулах; о порционах на людей и рационах на лошадей (для войск, находящихся за границей). Второе отделение составляет воинский артикул. Он включает 24 главы, которые объясняют порядок военной службы, отношения военнослужащих друг к другу и др. Третье отделение Устава Воинского составляет краткое изображение процессов (судебных тяжб). Здесь говорится о суде и судьях, об истце, ответчике и поверенных; о судебных доказательствах; о судебных приговорах. Наконец, четвертое отделение повествует о воинских экзерцициях, приготовлении к маршу и о должностях полковых чинов.
В Уставе Воинском (20-й артикул) однозначно закреплена неограниченная власть царя. Так, в уставе записано: «…его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет своим государством и землей, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».
Регламент Штатс-контор-Коллегии (февраль 1719 г.). Согласно данному регламенту главной обязанностью Штатс-контор-Коллегии был сбор сведений «в чем особливые государственные расходы состоят». Второй обязанностью коллегии был сбор сведений о государственных доходах. С этой целью ей предписывалось быть в постоянном взаимодействии с Камер-коллегией. И, наконец, третьей обязанностью коллегии вменялось ежегодно составлять штаты расходам.
По регламенту имелось 15 штатов (на них делалась роспись и назначались деньги). Среди них: придворный штат; штат на собственные расходы государя; штат государственных коллегий; штаты высших и нижних судов; штат гвардии и пехоты; штат конницы; штат артиллерии; штат фортификации; штат генерального штаба; штат адмиралтейства; штат губерний и провинций; штат всей духовной сферы; штат архитекторов и служащих при казенных постройках; штат докторов, лекарей и аптекарей; штат послов, министров, резидентов и служащих в посольствах.
Таким образом, Штатс-контор-Коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение. Президентом коллегии стал И.А. Мусин-Пушкин.
Устав Морской (январь 1720 г.). Этот регламент состоял из пяти частей. В первой части говорилось о должности адмирала, генерал-кригс-комиссара, флотского интенданта, цейгмейстера, доктора, главного лекаря, майора, фискала и капитана. Во второй части – об офицерских рангах и салютах, о флагах и вымпелах, о фонарях и обвесах корабельных. В третьей части – о капитане и отношениях между офицерами, о должности капитана на брандере, о капитан-лейтенанте, о лейтенанте, о корабельном секретаре, об унтер-лейтенанте, об офицере артиллерии и его помощнике, о корабельном комиссаре, о корабельном священнике, о лекаре, о шкипере и его помощнике, о штурмане и подштурмане, о боцмане и мичмане и других морских чинах. В четвертой части – о поведении служащих на корабле, об офицерских слугах, о раздаче провианта, о наградах корабельному составу, о раздаче добычи. И, наконец, в пятой части – о штрафах за разные преступления на корабле.
В военно-законодательной деятельности Петра I – важнейшем элементе его преобразований – обычно выделяют два аспекта: во-первых, прототипы петровских регламентов; во-вторых, личный вклад Петра I в становление и развитие отечественного законодательства.
При этом, одна группа историков (А.А. Свечин и др.) убеждена, что Устав Воинский 1716 г. и Устав Морской 1720 г. представляют собой аналоги подобных военных и военно-морских документов западноевропейских армий. Другая же группа историков (П.П. Епифанов и др.) считает, что вопрос о заимствовании уставов, определяющих походный, караульный и отчасти боевой порядок и дисциплину, имеет второстепенное значение, поскольку, во-первых, ни один из них не представляет буквального перевода иноземных уставов, во-вторых, русские артикулы отражали новый шаг в развитии регулярной армии на основе ее боевого опыта, наконец, как легко бросается в глаза при ближайшем ознакомлении с первыми артикулами, они отражают в такой же мере опыт собственно русского уставного творчества. Так, известный специалист в области петровского военного законодательства П.О. Бобровский писал: «Подлинный устав Петра Великого есть самостоятельно разработанный и систематически расположенный кодекс военно-административных и военно-уголовных законов для русских войск, по мере развития Северной войны. В Воинском уставе Петра I имеются образцы постановлений Швеции, Саксонии, Дании, Голландии, Пруссии и других государств, но он так разработан, что трудно доискаться даже оригиналов, послуживших ему образцами».
Касаясь вопроса о заимствовании (с одной стороны) и отечественного начала в уставах Петра I (с другой стороны), всегда следует учитывать два важнейших аспекта: во-первых, документы, определявшие права и обязанности военнослужащих, внутренний распорядок в войсках, боевую подготовку войск, разрабатывались, как правило, на основе национального опыта; во-вторых, при разработке наставлений и руководств по вопросам тактики имелись затруднения, так как отечественного боевого опыта, соответствовавшего требованиям боевой практики того времени (линейному боевому порядку войск), было еще недостаточно. И все же регламенты (уставы) Петра I создавались на основе боевого опыта русских вооруженных сил. Военное законодательное творчество Петра I было самостоятельной работой, а не простой компиляцией или сводом западноевропейских законов. Он творчески переработал иноземные уставы для русских вооруженных сил. Кроме того, Петр I не стремился к неизменности действовавших регламентов. Наоборот, своим наброском к Уставу Воинскому (1722 г.) он внес существенные дополнения, которые отразили его понимание сущности правового поля. Преследуя строго определенные цели, Петр I руководствовался прежде всего практическими соображениями. Поэтому законодательная база России вырабатывалась преимущественно из своего опыта и широким привлечением западноевропейских уставных положений. При этом точно установленных законов в первые годы реформ не было вовсе. Так, новая армия в это время не была снабжена регламентами ни по части административной, ни по части строевой и тактической.
Таким образом, в начале XVIII в. формируется принцип законности, место обычая и традиции окончательно занимает закон. Идею законности воплощает монарх – глава законодательной, исполнительной и судебной власти. «Неуважение» закона стало рассматриваться как преступление. И наоборот, соблюдение требований права объявлялось первостепенной задачей органов власти и управления, должностных и частных лиц. Важным явилось начало систематизации частных указов, распоряжений, регламентов, манифестов. В это время издаются различные табели, штаты, статьи. Вершиной кропотливой теоретической и практической работы Петра I и его сподвижников стали регламенты. В ряду этих законодательных актов особое место принадлежит Уставу Воинскому (1716 г.) и Уставу Морскому (1720 г.). Они явились кодексами военного права, которые не могут быть отделены от всей системы правовых отношений в России первой четверти XVIII в. Уставы содержат не только постановления, касающиеся организации и функций всех военных и морских учреждений и высших чинов, но и военно-уголовный и военно-процессуальный кодексы. Оригинальный характер уставного творчества Петра I особенно ярко проявился в ходе Северной войны. Его законодательные идеи и инициативы сыграли большую роль в становлении и развитии регулярных вооруженных сил России. Регламенты Петра I являлись одними из лучших и самых передовых уставов того времени как по ширине замысла, так и по богатству своей содержательной части. По своему качественному уровню они находились в полном соответствии с лучшими уставами западных армий и флотов того времени, а по своему теоретическому и практическому значению эти регламенты стояли выше многих из этих иностранных уставов. Значение этих документов состоит в том, что они окончательно закрепили регулярную организацию вооруженных сил России, а также передовые принципы их систематизированного обучения и воспитания. Ими руководствовались впоследствии при обучении и воспитании подчиненных лучшие русские полководцы и флотоводцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.
4. Единая система обучения и воспитания войск
С начала XVIII в. была принята и постоянно совершенствовалась единая система обучения и воспитания войск. Боевая подготовка войск строилась на классовой основе. Дворянский офицерский корпус воспитывал солдат в духе преданности существующему порядку. В целях укрепления морального духа в войсках была введена присяга, которая приносилась при развернутых знаменах. Служба в армии рассматривалась как служение государству. «Воинское дело первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества». Солдат рассматривался как «государев человек» и помещики, отдавая крестьян в армию, теряли на них право как на крепостных. Пожизненная служба в армии отрывала крестьян (рекрут) от их среды и облегчала выполнение основной цели – воспитать солдат в духе преданности царю и отечеству, сделать их надежным оружием защиты интересов дворянства. Придавая большое значение моральному фактору в бою, русское правительство стремилось всеми мерами воспитательного воздействия сформировать у солдат стойкость, смелость, мужество и храбрость. В связи с этим во всех русских инструкциях и уставах уделялось много внимания утверждению порядка и дисциплины. «Ничто так людей к злу не приводит, как слабая команда». Утверждение дисциплины рассматривалось как одно из важных условий, обеспечивающих победу. Победу обеспечивают «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие».
Воспитательные меры в армии регламентировались военным правом. Наиболее полным и законченным военно-правовым кодексом являлся "Артикул воинский", который составлял вторую часть "Устава воинского 1716 года" и включал вопросы военного быта, общеуголовные законы, а также вопросы военного права. Поддержание крепкой воинской дисциплины сопровождалось применением жестоких карательных мер, включая смертную казнь. Жестокость, справедливость и гуманизм были для Петра I главенствующими элементами в поддержании строжайшего порядка и дисциплины. Такая позиция давала конкретные результаты. Причины жестокости в наведении крепкой дисциплины и соблюдении законов вполне понятны: во-первых, подобные строгие меры наказания были свойственны всем государствам, Россия не была исключением; во-вторых, создаваемые в начале XVIII в. «новоприборные» части в моральном отношении были не вполне устойчивы (опыт Нарвы, побеги новобранцев, введение «печати антихриста»), исходя из чего суровые взыскания и кары, закрепленные в регламентах, представлялись современникам Петра I вполне уместными.
В армии частым явлением были грубые нарушения и преступления, среди которых особое место занимало дезертирство. Однако, массовость побегов из действующих частей русской регулярной армии архивными материалами не подтверждается. Так, в Табели 12 батальонов команды генерал-поручика Боура говорится, что в 1707 г. только в 3 из 6 полков имелись беглые. Всего на многотысячный отряд Боура было лишь 35 беглецов. Ответственность за побеги солдат возлагалась на офицеров, у которых из жалованья в виде штрафов высчитывали значительные суммы денег. Офицерам рекомендовалось каждое воскресенье читать своим подчиненным "Артикул" и разъяснять его положения. Учитывая значение морального фактора, русские офицеры стремились выработать у своих солдат высокие боевые качества. В уставе отмечалось, что сила русской армии – в солдате. В первые годы петровских реформ новая армия не была снабжена регламентами ни по части административной, ни по части строевой и тактической. Подготовка войск основывалась на широком применении принципа «обучение показом». Однако уже в начале строительства массовой регулярной армии Петр I сумел ввести двухступенчатое обучение ружейным приемам и отличие в методах подготовки новобранцев и старослужащих солдат.
В основе русских инструкций и уставов лежали принципы линейной тактики. В то время линейная тактика представляла собой высшую ступень в развитии способов ведения боевых действий. В связи с этим большое значение приобретало обучение войск регулярному строю, умению вести огонь и действовать штыком. Русская система обучения подразделялась на одиночную и совместную подготовку. Рекрут обучали стойке, поворотам, маршированию, приемам стрельбы и действию штыком. Совместное обучение предусматривало отработку приемов и стрельбы в составе роты и батальона. Все эти требования были изложены в «Кратком обыкновенном учении» и «Кратком положении об учении конного драгунского строя». Эти инструкции отличались чрезвычайной простотой и целесообразностью.
Опыт военных действий 1700–1708 гг. был обобщен в ряде уставов и инструкций, среди которых особенно важны «Учреждение к бою» и «Для военной битвы правила». В этих инструкциях принципы линейной тактики получили свое дальнейшее развитие. Исходя из опыта Северной войны, создавались наставления, инструкции, Устав воинский (1716 г.) и Устав морской (1720 г.). Основные положения этих документов просуществовали и использовались практически до конца ХVIII в. Устав воинский обобщал опыт Северной войны за 16 лет. В нем были изложены основы тактической подготовки войск и закреплены все достижения русской тактической мысли.
Русские уставы отвергали шаблон и развивали активные начала линейной тактики. Вот почему в уставах и инструкциях начала XVIII в. видны требования обучать войска так, «как в бою поступать, действовать смело и решительно, ибо безканфузство едино войско возвышает». При этом требовалось активно действовать в любой обстановке и на любой местности. Отсюда и рекомендация – строить войска в одну, две и три линии и даже больше; если обстоятельства этого требуют, вести прицельный огонь, обеспечивающий атаку, и наносить сильный штыковой удар. Все эти требования можно было предъявить только к национальной армии, воспитанной в духе преданности государству. В течение Северной войны была разработана единая система боевой подготовки, одно из важных условий создания сильной регулярной армии.
Наконец, серьезные мероприятия были осуществлены в части разработки, системы снабжения. Войска получили штатные обозы, которые снабжались продовольствием и фуражом с крупных баз. Практиковалась также закупка продовольствия непосредственно у населения на театре войны.
Литература
1. Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.
2. Панков Г.В. История Отечества. М., 2005.
3. Михалков К.В. Военная история. СПб., 2007.
4. Богданов С.К. Военная история России. М., 2007.