Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Роль П.А.Столыпина в истории России

Роль П.А.Столыпина в истории России

 

Российская Экономическая Академия  им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:  Роль П.А. Столыпина в истории.

 

Выполнил студент 1112 гр.

1 курса факультета маркетинга

Фамилия: Абраков

Имя: Иван

Отчество: Сергеевич

Научный

Руководитель Батюк Любовь Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение………………………………………………………………………………....2

2. Деятельность П.А.Столыпина и её значение. …………………………………….2

  а) Деятельность Столыпина в Саратове…………………………………………...2

б) Деятельность Столыпина в правительстве……………………………………...5

3 Убийство Столыпина………………………………………………………………….9

4. Реакция общественности и прессы на убийство…………………………………10

5. Итоги столыпинских преобразований………………………………………….....10

6. Заключение. Уроки истории………………………………………………………..12

7. Использованная литература………………………………………………………..13





























          1.Введение.

Начало XX века в России – время колоссальных перемен: время крушения старого строя (Самодержавие) и становления нового (Советская Власть), время кровопролитных войн (Русско-Японская Война, Первая Мировая Война, Гражданская Война), время удавшихся и провалившихся реформ, успешное проведение которых, может быть, в корне изменило бы судьбу России.

Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «столыпинская реакция», «столыпинский вагон» или «столыпинский галстук», другие оценивают его реформаторскую деятельность как «неудавшуюся попытку спасения императорской России», а самого Столыпина называют «гениальным реформатором».

Исторические сведения, дошедшие до наших дней, не могут положить конца этим спорам. С одной стороны, многие современники Столыпина дают о нём самые лестные отзывы, называя его «образованнейшим человеком», «гениальным реформатором», и т.п. С другой стороны, отзывы представителей радикально настроенной оппозиции утверждают обратное: например В.И. Ульянов (Ленин) называл Столыпина «доверенным лицом русского деспота», «Николаевским лакеем», «палачом», «Николаевским вешателем». Противоречиво говорят и факты: с одной стороны, явная польза от деятельности Столыпина, с другой – военно-полевые суды и репрессии. 

Однако если взглянуть на факты трезво, без идеологических предрассудков, до недавнего времени применяемых в нашей стране ко всем страницам её истории, то можно достаточно объективно оценить как деятельность, так и личность П.А. Столыпина.

2. Деятельность П.А.Столыпина и её значение.

П.А. Столыпин родился через год после отмены крепостного права 2(15) апреля 1862 года в Санкт Петербурге. Рос в подмосковной деревне Средниково, где его отец когда-то играл со своим сверстником М.Ю.Лермонтовым.

Молодость его совпала с культурным подъёмом 80-х годов, в эпицентре которого – на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета – он и оказался. Столыпин, как и все «восьмидесятники», заслушивался Менделеевым и Чебышевым, зачитывался Достоевским и Гончаровым. В 1884 году он заканчивает университет. Два года после этого служил в министерстве внутренних дел, затем в соответствии со склонностями был причислен к министерству земледелия и государственных имуществ, где пригодились познания, полученные им на лекциях «патриарха русской агрономической науки» А.В.Советова.

То было время становления во всей стране земств – органов самоуправления, органов «русского государственного творчества». Возникшие вскоре после реформы 1864 года, земства стали главной опорой реформатора на троне.

С работой западных земств Петр Аркадьевич впервые познакомился в Ковно и Гродно. В конце века он становится ковенским уездным предводителем дворянства и председателем ковенского съезда мировых посредников – выборных судей в земельных и имущественных вопросах. В 1899 году он становится предводителем дворянства и одновременно – почетным мировым судьей, через год – гродненским, еще через три года – саратовским губернатором…

В Ковно он впервые увидел разительную пропасть между общинными крестьянами Великороссии  хуторянами Западных областей1. Позднее Столыпин рассказывал корреспонденту саратовской газеты «Волга»: «Меня поражал самый вид этих свободных хлебопашцев крестьянского хуторского хозяйства, бодрых и уверенных в себе». В его лице земства Западного края обрели энергичного сторонника распадения общины среди


1. В западном крае даже Екатерина не отважилась прикрепить крестьян к общине, что способствовало спокойствию на западных границах.

украинского и русского населения губерний.

Когда в 1904 году Петр Аркадьевич занимает пост губернатора в Саратове, все преимущества хуторского хозяйства становятся ему ещё очевиднее. В докладной записке правительству он пишет: «Если бы дать возможность трудолюбивому землеробу получить сначала в виде искуса, а затем закрепить за ним отдельный земельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка, то наряду с общиной, где она жизненна, появился бы самостоятельный зажиточный поселянин, устойчивый представитель земли. Такой тип уже зародился в западных губерниях».

а) Деятельность Столыпина в Саратове.

Деятельность Столыпина в качестве губернатора Саратовской Губернии, как предшествующую его основной исторической деятельности, стоит отметить особо.

П.А. Столыпин был назначен саратовским губернатором 16 февраля 1903 года. По приезду в город [Саратов] он практически сразу с головой окунулся в изучение дел по вверенному ему краю: детально знакомился с предоставленными ему материалами, докладными записками, беседовал с должностными лицами всех рангов.

К этому времени в Саратове проживало около 150 тысяч человек, работали 150 фабрик и заводов, составлявших его мощный промышленный потенциал. Не уступал Саратов другим губернским городам и по культурно-просветительной части: более ста учебных заведений, 11 библиотек, 9 периодических изданий. Всё это давало Саратову славу «столицы Поволжья». И первые шаги нового губернатора были направлены на то, чтобы еще более упрочить эту славу.

Особенно богатым на мероприятия по благоустройству города был предреволюционный 1904 год. Губернатор выбивает для города громадный заем в 965 тысяч рублей на устройство водопровода и мостовых. Начаты модернизация городской телефонной сети и асфальтирование главных улиц города, установлено газовое освещение в центре города. Особое внимание Столыпин уделяет строительству учебных заведений, ночлежных домов и городских больниц.

Таковы только немногие из тех крупномасштабных начинаний, которые были претворены в жизнь губернатором Столыпиным и которые свидетельствуют о его деловой хватке, организаторских способностях, постоянной нацеленности на нужды самых широких слоев населения.

Это особенно важно подчеркнуть в противовес тем жестко идеологизированным оценкам, согласно которым уже в Саратове Столыпин проявил себя как жестокий диктатор, «разгромивший», по выражению Н.К.Крупской, всю Саратовскую губернию.

Недолго пришлось Столыпину заниматься своими мирными преобразованиями в Саратове, т.к. в 1904 году началась русско-японская война, которая заставила его почти целиком переключиться на военные нужды: отправка на фронт новобранцев, формирование специального отряда Красного Креста и т.п.

Вскоре грянул и «красный» 1905 год. Забастовки, митинги, собрания, вооруженные стычки полиции, солдат и казаков с боевыми рабочими дружинами… Не менее напряженным и опасным положение было и положение в губернии. Положение, для оценки которого лучше всего подходят горькие слова Пушкина о русском бунте – бессмысленном и беспощадном. Столыпин видел причину аграрных беспорядков в безземелье крестьян, в тяжелых условиях выкупа земель, высокой арендной плате и,

наконец, в общине. Крестьянин должен стать сначала собственником, и только тогда станет равноправным гражданином. Собственность, как известно, даже Гегель называл «объектированной свободой». Устранить все преграды на пути крестьянина к свободе и значило, с точки зрения Столыпина, укрепить устои России.

В эти тревожные дни Столыпин часто выезжал в губернию. Лично посещал мятежные селения. Это дало повод впоследствии приписать ему то, что он якобы собственноручно принял на себя роль палача.

Так ли это было? Обратимся к свидетельствам очевидцев1:

Вспоминает крестьянин села Даниловка Аткарского уезда Н.М. Колузаков:

«Под вилянием агитаторов мы стали выражать протест против существующих порядков. Весной 1905 года в помещичьих имениях начали самовольно косить траву и увозить сено по домам. Урожай был хороший и много необмолоченного хлеба осталось лежать в скирдах до весны, по ним загулял «красный петух».

Первого мая провели хорошо организованную массовку, после чего прибыла для наведения порядка команда жандармов. А в конце мая прибыл и сам губернатор. Село встретило губернатора хлебом-солью. Собрали сход. Столыпин строго-настрого приказал не повторять более незаконных действий, угрожая расправой.

Но его угрозы не помогли. В июле крестьяне развезли хлеб с полей помещицы, двоих крестьян поймали, высекли и отправили в тюрьму.

Вскоре опять приехал Столыпин с сотней вооруженных казаков, приказал собрать сход, и окружить его казаками. Адъютант по списку назвал крестьян, а казаки отводили их в специально заготовленное помещение.

Арестованных отправили в Аткарскую тюрьму. Столыпин уехал, оставив на три недели казаков».

К сказанному стоит добавить, что уже в октябре все арестованные были освобождены и отпущены домой.

Как видим, обрисованный простым крестьянином портрет губернатора весьма далек от того, искусственно созданного в общественном мнении образа кровавого палача, который собственноручно расстреливал и порол бунтовщиков. Столыпин принимал хлеб-соль у крестьян, а не выбивал его из рук ударом сапога, как гласит одна из ходячих легенд-анекдотов.

Из вышеперечисленного и других многочисленных свидетельств становится ясно, что «кровожадный» губернатор действовал больше уговорами, предупреждал о противозаконности действий крестьян, которые в искусно разжигаемой пришлыми пропагандистами вакханалии чувств доходили до того, что крестьяне сжигали выращенный своими же руками хлеб. И только при повторных мерах Столыпин применял более жесткие методы, вплоть да заключения виновных в тюрьму, откуда их, впрочем, выпускали по истечении установленного срока наказания.

Между тем даже в личном плане у губернатора были основания отвечать насилием на насилие, т.к. его имение в Лесной Неловке разделило печальную участь других экономий, т.е. было разграблено и сожжено.

Более того – сама семья Столыпина находилась под постоянной угрозой физического уничтожения – в 1905 году саратовские террористы приговорили его семью к смерти путём отравления.

Нередко Петр Аркадьевич сам появлялся на митингах и отнюдь не всегда в окружении «вооруженных до зубов» казаков. Главной целью для него, как замечает сын Столыпина Аркадий Петрович, было – «справиться с буйством, не пролив крови».

Сформулированные еще в начале века мысли Петра Аркадьевича по поводу политического и государственного устройства России, её исторической судьбы удивительно прозорливы, впечатляют своей непреходящей актуальностью. В одной из своих речей в Государственной Думе Столыпин замечал: «… чего у нас вообще не достаёт в России – твёрдой и ясной воли, а такую коллективную, неистребимую волю может проявить, конечно, только закон». Тут перед Столыпиным вставал вопрос: как действовать правительству, если в его распоряжении нет ещё новых законов? На что он отвечал: «Нельзя  сказать часовому: у тебя старое кремневое ружьё; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружьё. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело пользоваться

1. (из книги «Столыпин: жизнь и смерть» Александр Серебренников, Геннадий Сидоровнин. – Саратов: Приволжское книжное издательство,1991)

старым.»

«Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерный произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие».

Подобного рода высказывания, где, как видим, Петр Аркадьевич говорил не о себе, а об авторитете и силе государственной власти вообще дали повод его политическим противникам говорить о непомерном властолюбии Столыпина якобы присущем ему чуть ли не с детства. К примеру, лидер партии кадетов П.Н. Милюков пишет о Столыпине в своих «Воспоминаниях»: «Он был призван не на покой, а на проявление твердой власти; власть он любил, к ней стремился и, чтобы удержать её в своих, был готов пойти на многое и многим пожертвовать».

Между тем факты говорят о другом. В апреле 1906 года на имя саратовского губернатора поступила  телеграмма за подписью царя с неожиданным предложением стать министром внутренних дел России. Ответ Столыпина не заставил себя ждать: «Это против моей совести, Ваше величество. Ваша милость ко мне превосходит мои способности… Я не знаю Петербурга и его тайных течений и влияний».

Как видим, «железному» Столыпину, этому «русскому Бисмарку», как назовут его впоследствии, были отнюдь не чужды чисто человеческие сомнения и колебания. Будучи человеком трезвого, беспощадно критичного ума, Столыпин хорошо понимал, какую страшную ношу берет на плечи, и лишь горячее желание помочь России избавиться от «великих потрясений» заставило его в конце концов сделать свой нелегкий выбор….

б) Деятельность Столыпина в правительстве.

26 апреля 1906 года П.А. Столыпин становится министром внутренних дел, а 8 июля того же года становится председателем Совета министров. Более года спустя в письме Л.Н. Толстому он так характеризовал свое назначение на столь высокий пост: «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере своих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили её в старину».

12 августа 1906 года на него было совершено очередное и самое кровавое покушение. Взрывное устройство было заложено в фундамент министерской дачи Столыпина на Аптекарском острове. В результате взрыва убито 22 и ранено 30 человек, в их числе и дети Петра Аркадьевича: дочь и малолетний сын. Сам Столыпин остался  невредим. Начинался многотрудный путь П.А. Столыпина к государственному переустройству России.

П.А. Столыпин явился истинным русским монархистом, одним из последних в высших коридорах власти, для которого воля монарха и воля России являли одно целое. Он был абсолютно искренен, когда летом 1906 года заверял Николая II в письме «… что жизнь моя принадлежит Вам, Государь, что все помыслы мои, стремления мои – на благо России; что молитва моя ко Всевышнему – даровать мне высшее счастье: помочь Вашему Величеству вывести несчастную Россию на путь законности, спокойствия и порядка».

Девиз премьера был прост и в тех условиях логичен: сначала успокоение, а затем и реформы. Однако откладывать назревшие изменения было невозможно, и реформы приходилось осуществлять в атмосфере неутихающих беспорядков. Хотя с 1907 года волна насилия в стране начала затухать, но она не прекратилась. Только с января 1908 года по май 1910 года было отмечено 19957 случаев террористических актов и экспроприации, от которых по всей империи пострадало 7634 человека (в 1905 – 1907 в результате деятельности революционных террористов было убито и ранено около 10 000 человек).

«В России сила не может стоять выше права» - заявил Столыпин в Думе. И неукоснительно следовал этому утверждению. «Где аргумент – бомба, там естественный ответ – беспощадность кары. К нашему горю и сраму, казнь немногих предотвратит моря крови». Многие историки, биографы, современники Столыпина говорят о сверхжестокости военно-полевых судов Столыпина. Обратимся к цифрам - они беспристрастны: по приговорам судов было казнено по разным оценкам от 680 до 1100. Но приговоренными к этой высшей мере наказания было убито только в одном 1906 году 768 человек и ранено 820, а за шесть лет с 1901 по 1906 год от рук террористов погибло несколько десятков тысяч людей. Столыпину не раз советовали брать заложников, пока убийцы не пойманы. Но он считал эту меру недозволенной, даже в исключительных обстоятельствах, порочащей саму идею национального согласия. И решительно отвергал. Нельзя строить правовое государство, преступая закон и нарушая права граждан. Злоумышленных изготовителей бомб тоже не казнили. Казнили только прямых убийц, и только по закону.

Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. П.А. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного и мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.

Столыпинская реформа в большинстве случае реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность её проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.

12 августа 1906 года появился указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора);19 октября – о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли, чем признавалась крестьянская личная собственность на землю. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволявший развернуть  широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).

Вслед за этим последовало несколько законодательных актов, изменявших юридический и правовой статус крестьянства. 5 октября 1906 года – указ об отмене всех сохранявшихся ограничений для крестьянского сословия. Отныне оно уравнивалось в правах со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

Наконец, 9 ноября 1906 года последовала самая важная в это ряду мер – был издан указ о раскрепощении общины. Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со свои, укреплённым в личную собственность, наделом, который принадлежал ему до того на правах временного владения. Крестьянин и раньше имел право выделиться из общины, но лишь с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Указ 9 ноября 1906 года свидетельствовал о том, что власть отказалась от старой своей политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника.

Это была довольно жесткая линия, лишенная тех благотворительно-покровительственных начал, на которых длительное время строилось отношения государства с крестьянством. Подобная мера неизбежно вела к резкому усилению дифференциации сельского населения, к разорению  части его. Однако это было необходимо в новых условиях хозяйственной деятельности, когда полноценным субъектом рыночной экономики мог стать лишь крепкий, выдержавший испытание жестокой конкурентной борьбы хозяин.

С первых дней своего премьерства П.А. Столыпин стремился решить важную политическую задачу: привлечь в состав правительства некоторых деятелей не из бюрократической среды, придерживавшихся умеренной позиции. Велись переговоры, происходили встречи, но добиться на этом направлении результатов не удалось. Как в своё время с кабинетом С.Ю. Витте, общественные деятели обуславливали своё участие в работе правительства множеством оговорок и условий. Главным же препятствием на пути к компромиссу служило намерение общественных деятелей в составе Кабинета проводить политическую линию своих партий. Подобную позицию власть принять не могла в силу исторической традиции и законов, по которым правительство назначалось монархом и несло ответственность только перед ним. Глава кабинета пользовался в этот период симпатией и полной поддержкой монарха. В октябре 1906 года в письме матери Николай II заметил: «Я тебе не могу сказать, как я его полюбил и уважаю. Старик Горемыкин дал мне добрый совет, указавши на него. И за то спасибо ему».

Столыпин отчетливо понимал, что российское общество расколото противоречиями, добиться добровольного согласия между разными политическими силами и социальными слоями весьма сложно. В беседе со Львом Тихомировым он доверительно поделился своими наблюдениями о состоянии, в котором пребывает Россия: «Нужно, чтобы явился «капрал», вождь, поднял знамя властно, и на знамени должен быть национальный  вывод пережитого». Ясно,  кем считал себя Столыпин, ведя речь о национальной идее, которая должна была выступить в качестве равнодействующей линии. Тихомиров вспоминал, что на его замечание о равнодействующей линии правительства, Столыпин ответил: «Да, именно. И по этой линии пойдёт большинство, скажет: и слава Богу, наконец. А несогласные – одни увлекутся потоком, другие падут духом и подчинятся».

Столыпин приступил к работе, чтобы наилучшим образом использовать время до открытия Второй Думы. «Первые слова, сказанные им после своего назначения главой правительства, - вспоминал В.И. Гурко, - были: «Перед нами до собрания следующей Государственной Думы 180 дней. Мы должны их использовать вовсю, дабы предстать перед этой Думой с рядом уже осуществлённых преобразований, свидетельствующих об искреннем желании правительства сделать всё от него зависящее для устранения из существующего порядка всего не соответствующего духу времени».

Деятельность правительства Столыпина вызывала острую критику со всех сторон: левые поносили его, понимая, что реорганизация экономической и социальной среды сведет на нет все их попытки заручиться общественной поддержкой; либералы, соглашаясь на словах с необходимостью преобразований, на деле, в силу исторической традиции российского либерализма, не могли принять меры, инициированные исторической властью; консервативные элементы тоже в значительной своей части были настроены скептически, а многие и откровенно враждебно к столыпинскому курсу. Их не устраивало то, что он покушался на вековой уклад русской жизни, собирался разрушить то, на чём «исстари стояла Россия».

Премьер не боялся вызовов оппозиционеров и нападок откровенных врагов, смело поднимался на трибуну Государственной Думы, излагая и разъясняя политику правительства, стараясь заручиться поддержкой и пониманием. Как вспоминал председатель Второй Думы Ф.А. Головин, «на жестокую и полную ненависти к правительству критику деятельности кабинета Столыпина со стороны ораторов слева Столыпин ответил сильно, но вполне корректно, и тем самым много выиграл даже в глазах  своих недругов». Он полагал, члены Думы «явятся действительными представителями населения, и будут думать о благе населения, а не о том, чтобы, пользуясь трибуной Государственной Думы, всё время вести неустанную борьбу с правительством». На заседаниях Думы он отстаивал свою программу, «не останавливаясь перед самыми решительными действиями для достижения победы». В.В. Розанов позднее вспоминал: «Когда я его слыхал в Думе, сложилось впечатление: «Это говорит свой среди своих, а не инородное в Думе лицо»».  Столыпин стал первым главой кабинета, которому приходилось публично выполнять сложную и неблагодарную роль защитника и пропагандиста политики власти. Первое программное выступление Столыпина перед государственной думой состоялось 6 марта 1907.

В своей речи П.А. Столыпин спокойно и обстоятельно обрисовал главные пункты программы правительства, очертил основные направления дальнейшей деятельности на пути превращения России в правовое государство. По словам А.П. Извольского, Столыпин «считал весьма важным избежать повторения ошибки предшествовавшего кабинета – предоставить новой Думе увлекаться бесконечными дебатами и бессильными декларациями». Премьер считал, что главным в комплексе проводимых мер являются законы об обустройстве крестьянского быта. На рассмотрение Государственной Думы были вынесены все те решения власти, которые реализовывались в форме царских указов в соответствии со статьёй 87 Основных законов.

Вниманию депутатов были предложены и некоторые и некоторые законопроекты общего характера, вытекающие из положений  Манифеста 17 октября 1905 года: о веротерпимости, о пересмотре временных правил печати, о равноправии всех граждан, о неприкосновенности личности, о реформировании суда, о пересмотре рабочего законодательства и некоторые другие. Заканчивая своё выступление, Столыпин сказал: «Изложив перед Государственной Думой программу законодательных предположений правительства, я бы не выполнил своей задачи, если бы не выразил уверенности, что лишь обдуманное и твёрдое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведет к успокоению и возрождению великой нашей Родины».

Приглашение к сотрудничеству услышали во Второй Думе лишь немногие. Большинство продолжало занимать  резкую антиправительственную позицию, используя думскую трибуну для поношения всех аспектов государственной политики, для дискредитации высших должностных лиц. Несмотря на враждебный характер многих думских речей, П.А. Столыпин за три с небольшим месяца существования Второй Думы неоднократно выступал перед депутатами, стараясь пояснить позицию правительства. Особой заботой и попечением премьера пользовалась аграрная реформа.

Во время выступления 10 мая 1907 года П.А. Столыпин заметил: «Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!». Однако Дума не оправдала надежд правительства, и прежде всего, П.А. Столыпина, на совместный созидательный вывод страны из революционного кризиса.

Столыпин убедился: и в Первой и во Второй Госдуме превалируют радикальные митинговые настроения. «Языком совместной работы не может быть язык ненависти и злобы, я им пользоваться не буду… – тщетно взывал втородумцев Столыпин. – …Я заявляю, что скамьи правительства – это не скамьи подсудимых», «Мы хотим и от вас услышать слово умиротворения кровавому безумию». О росте недовольства парламентом свидетельствует его письмо к Николаю II от 14 марта 1907 года: «В Государственной Думе продолжается словоизвержение зажигательного характера, а о работе не слышно. По вопросу о военно-полевых судах нам удалось, однако, свести вопрос на нет». 9 апреля 1907 года Столыпин разочарованно сообщает монарху: «Дума «гниёт на корню», и многие левые, видя это, желали бы роспуска теперь, чтобы создать легенду, что Дума создала бы чудеса, да правительство боялось этого и всё расстроило». В письме от 2 июня 1907 года: «Верьте, Государь, что все министры, несмотря на различные оттенки мнений, проникнуты были твёрдым убеждением в необходимости роспуска, и колебаний никто не проявлял. Думе дан был срок, она законного требования не выполнила и по слову Вашему перестала существовать». Убедившись в этом факте, Столыпин подготовил манифест 3 июля 1907 года о роспуске Второй Думы и сразу – Положение о выборах в III Думу, которое по сумме изменений являло новый избирательный закон.

В Третьей Государственной думе правительство имело солидную поддержку, которую обеспечивали октябристы и националисты. Лидер октябристов А.И. Гучков несколько лет был ближайшим союзником П.А. Столыпина. Кадетская партия в этот период тоже заметно поправела. Некоторые видные представители интеллигенции вообще публично отмежевались от левого крена в стратегии и тактике российского либерализма.

В центре работы Думы оказался аграрный вопрос. В соответствии с законом, надлежало утвердить указ от 9 ноября 1906 года, вступивший в силу с 1 января 1907 года. Этот закон, одобренный и дополненный думской земельной комиссией, начал обсуждаться на общей сессии 23 октября 1908 года. Записалось выступать 213 депутатов – около половины всего депутатского корпуса. 

Выступая перед Думой 5 декабря 1908 года, премьер-министр говорил: «Была минута, и минута эта недалеко, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера в царя, в силу русского народа и русского крестьянства. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот, в эту тяжелую минуту, правительство приняло на себя большую ответственность, проводя в порядке статьи 87 9 ноября 1096 года, оно сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3 200 000десятин земли. Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство». Обсуждение этого закона в Думе растянулось на  несколько лет, и он был окончательно одобрен и опубликован 14 июня 1910 года, хотя фактически уже действовал более трёх с половиной лет.  

За пять лет своего существования Государственная дума третьего созыва приняла целый ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. П.А. Столыпин в общем был удовлетворён ходом государственных преобразований: «Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина. Крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. Эта великая задача наша – создание единоличного собственника – надежнейшего оплота государственности и культуры – неуклонно проводится в жизнь».

3. Убийство Столыпина.

В конце августа 1911 года в Киеве проходили пышные торжества , связанные с открытием памятника Александру II, в связи с 50-летием крестьянской реформы 1861 года. На эти празднества прибыла царская семья, высшие должностные лица империи. Премьер приехал заранее, чтобы организовать встречу монарха, состоявшуюся 29 августа. 1 сентября, в последний день торжеств, в Киевском оперном театре шла красочная опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На спектакле присутствовал царь со старшими дочерьми, министры, генералитет, «сливки» киевского общества. Во время 2-го антракта, примерно в 11 часов 30 минут, к премьеру, стоявшему перед первым рядом кресел, подошел молодой человек во фраке и произвёл в него два выстрела. Столыпина поместили в одну из киевских клиник, где несколько дней он находился между жизнью и смертью, а 5 сентября в 10 часов 1 минут вечера Пётр Аркадьевич скончался. Через четыре дня покойный был торжественно похоронен в Киево-Печерской лавре.

Убийцей премьера оказался 24-летний Д.Г. Богров, сын богатого киевского домовладельца-еврея, несколько лет сотрудничавший с тайной полицией. Он получил хорошее образование; окончил гимназию, затем учился на юридическом факультете Киевского университета, который окончил в 1910 году. Ещё с гимназических лет увлекался чтением нелегальной эсро-анархистской литературы и к моменту окончания гимназий 1905 года был настроен довольно радикально. Будучи студентом университета, он сблизился с киевскими анархистами-коммунистами, участвовал в нелегальных собраниях, на которых вынашивались планы террористических актов и экспроприации. В 1907 году, по доброй воле, Богров стал агентом Киевского охранного отделения и выдал полиции планы, имена  и явки нелегалов. Этой деятельностью он занимался несколько лет, получая за свою осведомительную работу денежные субсидии. Связи с полицией помогли ему получить доступ в киевский театр, где присутствовали высшие лица империи.

Человек с неуравновешенной психикой, обуреваемый комплексом неполноценности, он этими своими качествами очень напоминал другого революционера-провокатора – Гапона. На допросах после покушения Богров охотно рассказывал о своём «жизненном пути», но так и не смог объяснить мотивы своего поступка, заявив лишь, что считал Столыпина «главным виновником реакции». На вопрос же о том, почему он, после нескольких лет сотрудничества с полицией, решил снова заняться революционной деятельностью, заявил, сто «отвечать не желает». Вина Д.Г. Богрова была бесспорно установлена. Военный суд приговорил убийцу к высшей мере наказания. 11 сентября 1911 года он был повешен.

4. Реакция общественности и прессы на убийство.

Покушение на П.А. Столыпина гулким эхом отозвалось по всей России; этому уделяли большое внимание иностранные газеты. Казалось бы кровавые акции вроде бы прекратились, жизнь понемногу входила в нормальное и спокойное русло, и вдруг – эти выстрелы в Киеве! Легальная печать выступила с осуждением этого жестокого и бессмысленного поступка.

Русское слово, 3 сентября:

«Безумие! Покушение на убийство П.А. Столыпина с любой точки зрения является актом безумия, стоящим за пределами здравого смысла…Стреляние из-за угла в беззащитного человека на всех языках заклеймено одним и тем же термином. Мы не будем углубляться в обстановку безумного покушения, учинённого агентом сыскной полиции, не порвавшим своих связей с террористами. Моральное уродство людей выступает во всей своей наготе. Афишируя это уродство такими позорными  актами, террористы выдают себе заслуженную аттестацию, против которой люди здравого смысла возражать не станут. Россия не нуждается в проявлении дикого варварства».

Заграничная и нелегальная пресса о смерти Столыпина:

Avanta(Орган социалистической партии), 20 сентября:

«Смерть Столыпина заслуженная. Перед этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением. Русская революция предложила Столыпину 5 лет перемирия, чтоб ввести реформы. Столыпин принял его для того, чтоб убивать, вешать, ссылать, организовывать погромы, разогнать Думу, закрывать школы, университеты, уничтожать газеты. Столыпин в течение 5 лет был бичом для Святой Руси. И вот один встал и говорит: этому должно положить конец. Необходимо, чтоб один пожертвовал собой ради спасения тысяч. И этот человек нашелся. Еврей, в сердце которого взошли семена ненависти его расы, поруганной, преследуемой, убиваемой, осмеиваемой. Чтоб совершить ужасную месть, он решился надеть ненавистную маску агента тайной полиции. Чтоб совершить месть, он пожертвовал своей честью. Всемогущество ненависти! Казнь не могла не удастся. Столыпин не мог её избежать. И он её не избежал. Поединок двоих людей.(о каком поединке может идти речь, когда Столыпин был безоружен и не ожидал нападения? – прим. Автора). Трагедия целого народа. Страсти всего человечества. Пролог или эпилог исторического периода? Ближайшие события дадут ответ. Сегодня пред нами гроб зловещего министра зловещего царя. Боярская Русь плачет и проклинает. Мужицкая Русь облегченно вздыхает. А завтра? Кто знает! Но в этот год Немезида ликует. О Столыпине история будет говорить с отвращением, а его убийца будет окружен ореолом мучеников, которые взошли на Голгофу для спасения людей, для свободы народа».

На мой взгляд, эти отрывки из газетных статей не нуждаются в пояснениях, т.к. об объективности обоих суждений можно судить из всего вышеизложенного материала.

5.Итоги столыпинских преобразований:

В 1909 году в беседе с одним журналистом, премьер заметил: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!». Трудно сказать, почему Столыпин обозначил именно этот временной отрезок, но можно вполне обоснованно предположить, что имен такой срок виделся ему необходимым для коренного преобразования социально-аграрного уклада России. Требовалось создать новый социокультурный тип землевладельца, превратить крестьянина-общинника в фермера. Существовавший веками менталитет крестьянства надобно было преобразить в крайне сжатые исторические сроки. В этой связи обозначенный П,А, Столыпиным отрезок в двадцать лет можно рассматривать как исходно-минимальный, на протяжении которого появилось бы новое поколение землепашцев.

Ни сам Столыпин, ни его сподвижники не называли «точную дату» завершения реформы, да и обозначение таковой не представлялось возможным. Был определён стратегический замысел, главное направление, организационно-финансовые механизмы и рычаги. Однако даже упомянутых двадцати лет Россия не отпустила. Поэтому все разговоры о «провале» и «крахе» столыпинских преобразований свидетельствуют не столько о результативности реформы, сколько об идеологической ангажированности, а нередко и просто о научном невежестве сочинителей.

Столыпинская реформа, состоящая из комплекса правовых, административных и финансовых мер, начала разворачиваться фактически с 1907 года. Её цель сводилась к решению двух главных задач:

1.В старых сельскохозяйственных регионах закреплены в личную собственность крестьян наделы. Так как в большинстве случаев земельные участки и угодья чередовались («чересполосица»), то правительство поощряло выделение на отруба и хутора. Таким путём крестьянин получал в своё полное распоряжение компактный участок в районе селения (отруба), или за его пределами (хутора). После такой передачи крестьянин мог распоряжаться землёй по своему усмотрению: продать, сдать в аренду, заложить в банке. За годы реформы было создано около 200 000 хуторов и почти 1,5 миллиона отрубов, куда перешло более 10% крестьян.

Крестьянский банк с января 1906 года по март 1907 года купил 7617 имений, включавших почти 9 миллионов десятин земли.(Общий сельскохозяйственный земельный фонд в Европейской России определялся примерно в 280 миллионов десятин.) Это значительно превышало общий объём земельных покупок, осуществлённых Крестьянским банком за предыдущую четверть века. Приобретённые банком земли по льготным ценам или продавались крестьянам, или сдавались в им в аренду.

2. Вторая важнейшая задача землеустройства состояла в том, чтобы наделит крестьян землёй в новых аграрных районах (Сибирь, Алтай). Однако здесь земля не раздавалась, а формально продавалась на чрезвычайно выгодных для крестьянства условиях – 4 рубля за десятину с рассрочкой платежа на 49 лет. Кроме того правительство оплачивало транспортные расходы по переезду крестьян в Сибирь, что способствовало заметному росту народонаселения в восточных районах.

Если с 1897 года по 1914 год население Европейской части России  возросло с 94 млн. до 128 млн. человек (+26%), то в Сибири за тот период оно увеличилось с 5,7 млн. до 10 млн. человек (+43%). Подавляющая часть его прибыла по программе столыпинских преобразований. Только за семь лет, с 1906 по 1912 гг., в Сибири осело более 2,2 млн. человек (общее число переселенцев достигло в этот период примерно 3 млн. человек, но часть их вернулась назад).

Всеми работами земельного преобразования ведали специальные землеустроительные комиссии, находившиеся в ведении Главного управления землеустройства и земледелия. Этому же ведомству подчинялось и Переселенческое управление, занимавшееся делами миграции крестьян в Сибирь. К 1912 году функционировало 463 уездные землеустроительные комиссии (общее число уездов не превышало 800). Они проводили сложную работу по размежеванию земли.

За первые пять лет реформы прошений поступило от 2 653 000 домохозяев, изготовлено было планов на 1 327 000 домохозяев (1 240 6000 десятин). Реально же размежевание было проведено в отношении 8 91 000 домохозяев, в собственность которых перешло более 8 миллионов десятин земли. В последующие годы темпы размежевания увеличились.

Деятельность по размежеванию («разверстанию») не была прекращена даже с началом мировой войны. Лишь в 1916 году было приостановлено принятие новых прошений, но старые работы были продолжены. За два военных года были выделены участки 1 358 000 домохозяевам, включавшие 13 833 000 десятин земли. Если учитывать грандиозный масштаб проводимой работы и её новизну, то нельзя не признать её эффективность.

Вопреки некоторым утверждениям, Столыпин не проводил курса на «насильственное разрушение» общины. В основе преобразования лежал принцип добровольности. Если крестьяне не хотели переходить к новым формам землепользования (таких случаев было немало), то государство их не принуждало.

Столыпин был уверен, что время и живой пример других – вот главные стимулы возрастания интереса в крестьянской среде и индивидуальному землепользованию. Государство финансовыми и административными мерами лишь стимулировало эту тенденцию.

6. Заключение. Уроки истории.

    В будущее мы вохдим,

оглядываясь на прошлое.

Валери Поль, французский поэт.


Исследования последних лет позволили внести существенные коррективы в социополитический портрет Столыпина. Прежде всего биография П.А. Столыпина тесно переплетена и взаимосвязана со сложной и противоречивой эпохой конца XIX – начала XX века. Будучи потомственным дворянином, он прошёл все ступени государственной службы: чиновника Министерств Внутренних Дел и Государственных Имуществ, уездный и губернский предводитель дворянства, губернатор двух территорий, министр внутренних дел, председатель Совета Министров.

На становление его идеалов существенное воздействие оказали семейные традиции, учёба в Петербургском университете, ближайшее окружение и тяга к самообразованию, которая сохранялась на протяжении всей жизни. Будучи министерским чиновником, уездным и губернским предводителем дворянства, губернатором, возглавляя МВД и российское правительство, Столыпин тщательно изучал историю, экономику и законодательство европейских стран. Это и предопределило сочетание в мировоззрении П.А. Столыпина как государственного деятеля начала XX столетия традиционных начал самодержавия со стремлением разрабатывать и внедрять реформаторские идеи. Он был монархистом и патриотом, но не был фанатиком или ограниченным поместным хозяином. Он всегда выступал за сотрудничество власти с обществом в лице его представительных учреждений и общественных организаций.

На уездном и губернском уровнях он предпринимал обоснованные шаги для совместной работы с городскими думами и земствами. Его опыт взаимодействия с I и II Государственной думой свидетельствует о том, что министр внутренних дел, а затем председатель Совета Министров Столыпин стремился наполнить это взаимодействие реальным содержанием. Он пытался путём преодоления недоверия депутатов к правительству и императору Николаю II установить диалог с первым российским парламентом.

Стоить отметить и то, что в условиях нарастающего революционного движения Столыпин пытался учитывать настроения населения и поначалу отдавал предпочтение методам убеждения, но когда они не срабатывали, прибегал к наказанию зачинщиков, репрессиям. В революционном 1905 году возобладали аресты, использование полиции и войск. Практический опыт высшего администрирования в Гродно и Саратове расширил представления о грядущих  реформах. В общих чертах к концу саратовского периода у Столыпина сформировалась программа обновления России.

Встав во главе правительства,  П.А. Столыпин последовательно проводить свои реформистские идеи в жизнь. Это позволило ему, в отличие от своих предшественников на посту – С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкина, достаточно долго удерживаться на политическом Олимпе. Часть широкомасштабных преобразований, хотя и не без длительной политической борьбы, П.А. Столыпину удалось претворить в жизнь. Другие же из-за интриг политических партий и придворной бюрократии, из-за несовершенства парламентской процедуры остались лишь на бумаге.

Столыпинские преобразования поражают своей гениальностью и масштабом, и человек, настолько преданный Родине, и так точно определивший нужды русского народа, человек, отдавший всю свою жизнь на удовлетворение этих нужд, безусловно, заслуживает звания Великого Реформатора.

И кто может предположить, какой бы была Россия, если бы Столыпину отведены были бы те двадцать лет, о которых он говорил, ведь сами оппозиционеры говорили, что пробудь Столыпин ещё несколько лет на своём посту, и революция в России была бы «задушена»; или если бы во время перестройки нашей Родины власти при реформировании страны обратились бы к истории, и вспомнили бы слова и деяния Великого Реформатора; быть может, тогда бы экономические и социальные преобразования не проходили бы в нашей стране столь болезненно.

7. Использованная литература.

1. П.С. Кабытов: «П.А. Столыпин: Последний реформатор Российской империи».

2. А.Серебренников, Г.Сидоровин: «Столыпин: Жизнь и Смерть».

3. «История России» под редакцией А.Н. Сахарова.























Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена