Роль СССР в становлении новой немецкой государственности в 1945-1949 годах
Роль СССР в становлении новой немецкой государственности в 1945-1949 годах
Министерство общего и среднего образования Свердловской области
Муниципальное
образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №140
с
углублённым изучением предметов эстетического цикла.
Образовательная область-обществознание.
Предмет-история Отечества.
Роль СССР в становлении новой немецкой
государственности в 1945-1949 гг.
Выполнил: ученик 9 ”В” класса
Лийв Вячеслав.
Руководитель: учитель
истории
Мальшакова Н.Н.
( I категория )
Екатеринбург
2005г.
Введение.
В год 60-летия Победы Советского Союза над фашистской
Германией и окончания Второй мировой войны тема о судьбе послевоенной Германии
представляется мне интересной и актуальной.
Целью работы является рассмотрение роли С.С.С.Р. в
становлении новой немецкой государственности в период после Второй мировой
войны и образовании на территории Германии двух новых государств: Ф.Р.Г. и
Г.Д.Р.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение процесса обсуждения судьбы послевоенной
Германии на Крымской и Потсдамской конференциях.
2. Рассмотреть процесс становления Г.Д.Р. :
-советская зона оккупации и политика С.С.С.Р.
-Берлинский кризис 1948 года и роль С.С.С.Р. в расколе
Германии.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
Глава
1.Судьба послевоенной Германии………………………………….4
1.1 Крымская
конференция союзников………………………………..…4
1.2
Потсдамская конференция…………………………………………… 7
Глава 2.
Становление Г.Д.Р…………………………………….…………11
2.1 Органы
СВАГ………………………………………………………….11
2.2
Берлинский кризис 1948г……………………………………………..18
2.3 Раскол
Германии………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………27
Список
литературы………………………………………………………..28
Глава 1
Судьба послевоенной Германии.
1.1 Крымская конференция союзников
Крымская конференция
1945 года - конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне
1939—1945 годов держав — СССР, США, Великобритании: председателя СНК СССР И.
В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.
Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников штабов и других советников.
Состоялась в Ялте 4—11 февраля, в период, когда в результате мощных
наступательных ударов Советской Армии, перенёсшей военные действия на
германскую территорию, война против гитлеровской Германии вступила в
завершающую стадию. На Крымской конференции были согласованы военные планы
держав в целях окончательного разгрома фашистской Германии, определено их
отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и намечены основные
принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира. Было решено,
что после того как германское вооружённое сопротивление будет окончательно
сокрушено, вооруженные силы СССР, США и Великобритании оккупируют Германию;
причём войска каждой из упомянутых держав будут занимать определённую часть
(зону) Германии. Предусматривалось также создание в Германии координированной
союзнической администрации и установление контроля, осуществляемого через
специально создаваемый контрольный орган, состоящий из главнокомандующих трёх
держав, с местом пребывания в Берлине. При этом указывалось, что Франция будет
приглашена взять на себя определённую зону оккупации и участвовать в качестве
четвёртого члена этого контрольного органа. Конкретное урегулирование вопроса
относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до Крымской конференции
в Европейской консультативной комиссии и зафиксировано в «Протоколе Соглашения
между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации
Германии и об управлении «Большим Берлином»» от 12 сентября 1944. Участники
конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский
милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не
будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские
вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять
или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под
контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для
военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и
быстрому наказанию...; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские
законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и
милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и
экономической жизни германского народа». Вместе с тем в коммюнике Крымской конференции
подчеркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ
сможет занять достойное место в сообществе наций. Состоялся обмен мнениями по
вопросу о репарациях с Германии.
Крымская конференция
приняла «Декларацию об освобожденной Европе», в которой союзные державы заявили
о своём стремлении согласовывать свои действия при решении политических и
экономических проблем освобожденной Европы. В декларации говорилось:
«Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни
должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам
уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические
учреждения по их собственному выбору».
На Крымской
конференции был рассмотрен также вопрос о создании постоянного механизма для
регулярных консультаций между министрами иностранных дел трёх держав.
В коммюнике
Крымской конференции три союзные державы выражали «решимость сохранить и
усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое
сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных
Наций».
Многие решения
Крымской конференции, так же как и другие совместные соглашения союзных держав
периода войны и её окончания, не нашли своего последовательного осуществления в
послевоенные годы по вине западных держав, взявших курс на раздувание «холодной
войны» против социалистических стран, на возрождение западногерманского
милитаризма и реваншизма.
8 мая 1945 фашистская
Германия, разгромленная антигитлеровской коалицией при решающей роли СССР,
безоговорочно капитулировала. Войска союзников оккупировали всю территорию
Германии, которая для этого делилась на четыре оккупационные зоны: восточную –
советскую, юго-западную – американскую, северо-западную – британскую, на
крайнем западе и юго-западе – небольшую французскую. Руководить экономической и
политической жизнью в Германии был призван Союзный контрольный совет (КС),
состоявший из глав военных администраций СССР, США, Великобритании и Франции.
Все решения в КС принимались по принципу консенсуса, при отсутствии возражений
с чьей-либо стороны. СКС размещался в Берлине, и весь Большой Берлин был
оккупирован войсками четырех держав-победительниц с разбивкой города на
соответствующие сектора. В Германии не существовало ни правительства, ни
немецкого аппарата управления. Принципы послевоенного устройства Германии — ее
демилитаризация, денацификация, демократизация — были определены Берлинской
конференцией 1945.
1. 2 Потсдамская конференция.
Потсдамская конференция 1945 года
глав правительств СССР, США и Великобритании проходила с 17 июля по 2 августа
во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина. В работе Потсдамской конференции
участвовали министры иностранных дел, военные советники и эксперты. Решения
Потсдамской конференции
явились развитием решений Крымской конференции 1945. Центральное место в
работе Потсдамской конференции
заняли вопросы, связанные с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии, а также многие другие важнейшие аспекты
германской проблемы. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945,
потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожение
монополий и ликвидацию в Германии всей
промышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства,
уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций и
учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или
пропаганды в стране. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарациях
подтверждавшее право народов, пострадавших от германской агрессии, на
компенсацию и определявшее источники получения репарационных платежей. Была
достигнута договорённость об учреждении центральных германских административных
департаментов .На конференции была окончательно согласована система четырёхсторонней
оккупации Германии, которая должна была служить
её демилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупации
верховная власть в Германии будет осуществляться
главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции,
каждым в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместно
в качестве членов Контрольного совета. Потсдамским соглашением была определена
новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установление
которой было подкреплено решением Потсдамской
конференции о выселении немецкого населения,
оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Потсдамская конференция
подтвердила передачу Советскому Союзу Кенигсберга (с 1946 — Калининград) и
прилегающего к нему района. Она учредила Совет министров иностранных дел
(СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования с Германией и её бывшими союзниками. По предложению
советской делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе германского
флота и принято решение разделить весь германский надводный, военно-морской и
торговый флот поровну между СССР, США и Великобританией. По предложению
Великобритании было решено потопить большую часть германского подводного флота,
а остаток поделить также поровну. Советское правительство предложило
распространить компетенцию австрийского временного правительства на всю страну,
т. е. также и на те области Австрии, которые были заняты войсками западных
держав. В результате переговоров было решено изучить этот вопрос после
вступления войск США и Великобритании в Вену. Три правительства подтвердили на
Потсдамской конференции
своё намерение предать главных военных преступников суду Международного
военного трибунала. В ходе работы Потсдамской конференции возникали трудности, создававшиеся позицией
сторонников «жёсткого курса» в США и Великобритании. Тем не менее на
конференции были приняты решения, которые представляли собой победу
демократических принципов урегулирования послевоенных проблем
Решениями Потсдамской
конференции в основу управления Германией были положены принципы "четырех
Д": денацификации, демилитаризации, демократизации, декартелизации.
Денацификация означала упразднение и запрещение нацистской партии и всех
связанных с ней организаций, исключение влияния нацистов на
общественно-политическую жизнь. Демилитаризация включала ликвидацию всей
германской военной машины и составляющих ее элементов (сухопутных,
военно-морских, военно-воздушных сил, а также военизированных организаций: СС,
СА, СД и гестапо), слом германского военного потенциала и запрещение военного
производства. "Германский милитаризм и нацизм будут искоренены", –
торжественно заявили союзники в Потсдаме. Демократизация предусматривала
ликвидацию фашистского политического режима и государственного устройства, всех
соответствующих институтов и учреждений, постепенную реконструкцию политической
жизни на демократической основе. Декартелизация означала упразднение чрезмерной
концентрации экономической мощи, особенно в форме крупных монополистических
объединений. Союзники предусматривали также ограничение уровня германского
промышленного производства.
Германия рассматривалась
оккупационными державами как единое экономическое целое. В политической сфере в
принципе намечалась перспектива создания центрального германского
правительства. Именно оно должно было принять документ мирного урегулирования,
подготовка которого возлагалась на Совет министров иностранных дел.
В Потсдаме были приняты
принципиальные решения о взимании с Германии репараций для компенсации ущерба
государствам-жертвам агрессии "третьего рейха". Репарации
осуществлялись в трех формах: изъятия германского промышленного оборудования,
поставок текущей продукции германской промышленности, использования германского
труда. К сожалению, точные суммы и объемы репараций установлены не были. В
Потсдаме договорились лишь о том, что репарационные претензии СССР в основном
удовлетворялись путем изъятий из советской зоны оккупации. В дополнение к этому
Советский Союз должен был на определенных условиях получить из западных зон 25 %
промышленного оборудования, не являющегося необходимым для германского мирного
хозяйства. Подобные неясные решения повлекли за собой в последующем упорные
дискуссии вокруг их реализации.
Советское правительство
неуклонно и последовательно выполняло решения Потсдамской
конференции; они полностью были осуществлены в
Восточной Германии — на территории ГДР. Западные
державы вскоре после Потсдамской конференции встали на путь ревизии её решений и прямого отказа
от них.
Глава 2
Становление Г.Д.Р.
2.1. Органы СВАГ
В
соответствии с решениями Потсдамской конференции держав-победительниц, в первые
послевоенные месяцы в деятельности органов Советской
военной администрации в Германии большое значение приобрела
задача денацификации всей общественно-политической и экономической жизни советской зоны оккупации. Предполагалось, что эта мера
будет способствовать процессу социальных реформ, искоренению нацистской
идеологии в сознании немцев, устранению остатков нацизма из жизни немецкого
народа и недопущению его рецидивов в будущем. В рамках этой политики осенью
1945 г. командованием СВАГ был издан ряд приказов, конкретизировавших задачи
денацификации в различных сферах жизни общества
Наряду
с общеполитической составляющей, приказы СВАГ по денацификации имели и
экономическую компоненту. Так, приказы Главноначальствующего СВАГ № 124 и № 126
от 30 и 31 октября 1945 г. предусматривали, что все имущество, принадлежавшее
ранее нацистскому государству и немецким военным учреждениям, обществам, клубам
и объединениям, запрещенным или распущенным советским военным командованием, а
также должностным лицам национал-социалистической партии, ее руководящим
деятелям и видным приверженцам, подлежало конфискации.
Особую
роль в этом процессе сыграли приказы Советской военной администрации в Германии, выполнявшей в 1945-1949 гг. роль высшей власти в
советской зоне оккупации.
Первым
приказом Главноначальствующего СВАГ, касавшимся вопросов секвестра был приказ №
124 от 30 октября 1945 г. «О наложении секвестра и принятии во временное
управление некоторых категорий имущества в Германии». К приказу была приложена
специальная инструкция, разъясняющая его применение.
Этот
приказ днем позже был дополнен новым приказом Главноначальствующего СВАГ № 126
от 31 октября 1945 г., который регламентировал вопросы конфискации имущества
Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), ее органов и
примыкавших к ней организаций. К приказу № 126 был приложен список из 62
организаций, чье имущество подлежало конфискации советскими оккупационными
властями.
Для
обеспечения практической реализации приказов Главноначальствующего СВАГ №№ 124
и 126 в советской зоне оккупации Германии, при помощнике Главноначальствующего
СВАГ по экономическим вопросам на период наложения секвестра и конфискации
имущества национал-социалистической партии, приказом Главноначальствующего СВАГ
№ 139 от 9 ноября 1945 г. была создана «Комиссия по наложению секвестра и
конфискации имущества национал-социалистической партии» . Этим же приказом в
каждую провинцию и федеральную землю советской зоны оккупации Германии были
назначены Уполномоченные Комиссии и их помощники по финансовым вопросам.
К
приказу № 139 прилагалось дополнение к инструкции о наложении секвестра и
принятии во временное управление некоторых категорий имущества в Германии и
список немецких предприятий, на которые назначались Уполномоченные Комиссии по
наложению секвестра. В этот список предприятий были включены:
16
предприятий среднего машиностроения;
11
предприятий тяжелого машиностроения;
14
предприятий электропромышленности;
10
предприятий минометного вооружения;
11
предприятий станкостроения;
1
предприятие оптических приборов;
6
предприятий судостроительной промышленности;
16
предприятий химической промышленности;
6
предприятий резиновой промышленности;
13
предприятий черной металлургии;
17
предприятий цветной металлургии;
17
предприятий угольной промышленности;
14
электростанций, 9 электроподстанций, 10 линий электропередач;
7
предприятий искусственного топлива;
6
предприятий морского флота;
16
предприятий строительных материалов;
3
предприятия мясомолочной промышленности;
1
предприятие кинопромышленности;
20
предприятий бумажной промышленности;
20
предприятий текстильной промышленности;
46
предприятий легкой промышленности.
Следует
отметить, что общей правовой основой действий союзных держав по привлечению в
Германии определенных категорий лиц к ответственности, включая и конфискацию
имущества, сначала являлся Закон № 10 Союзного Контрольного Совета. Он не
касался главных военных и нацистских преступников, деятельность которых
рассматривалась Международным военным трибуналом в Нюрнберге, а относился к
членам нацистских организаций и административных органов (корпус руководителей,
сотрудников гестапо, СД и СС), которые были признаны тем же Международным
трибуналом преступными организациями.
Закон
№ 10 Союзного Контрольного Совета «О наказании лиц, виновных в военных
преступлениях, преступлениях против мира и против человечности» от 20 декабря
1945 года определил следующие параметры:
содержание
преступных действий лица по трем вышеперечисленным видам преступлений;
права
каждой оккупационной власти в своей зоне по отношению к лицу, которому
предъявляется обвинение по одному из вышеперечисленных видов преступлений;
порядок
урегулирования правовых вопросов между властями четырех зон оккупации в
отношении обвиняемого лица.
В
отношении меры наказания виновных лиц Закон № 10 устанавливал одно или
несколько следующих наказаний:
смертная
казнь;
пожизненное
тюремное заключение или тюремное заключение на несколько лет с отбыванием
каторжных работ или без такового;
штраф
или заключение в тюрьму с отбыванием принудительных работ или без такового;
конфискация
имущества;
реституция
незаконно приобретенного имущества, лишение некоторых или всех гражданских
прав. Любое имущество, объявленное конфискованным или реституированным по
приговору трибунала, поступало в распоряжение Контрольного Совета, который
определял его назначение.
В
развитие Закона № 10 Союзного Контрольного Совета был издан приказ СВАГ № 0126
от 28 декабря 1945 года «Об исполнении приговоров Военных трибуналов в части,
касающейся конфискации имущества у осужденных немцев» и приказ № 0128 от 29
декабря 1945 года «О проведении в жизнь Закона № 10 Контрольного Совета».
Приказ
№ 0126 устанавливал, что вся движимая собственность лиц, осужденных военными
трибуналами с конфискацией имущества, подлежит передаче в доход Советского
государства. Вся недвижимая собственность (земля, фабрики и предприятия,
здания, сады и т.д.) должна была передаваться местным немецким органам
самоуправления, которые распоряжались ей в соответствии с существующими
приказами СВАГ. Приказ определял также порядок составления и представления
актов о конфискации имущества в соответствующие оккупационные органы власти.
Приказом
№ 0128 организация судебных процессов в отношении лиц, указанных в Законе № 10,
возлагалась на действующие военные трибуналы советской зоны оккупации Германии.
2
августа 1947 г. в развитие правовой базы в сфере конфискации и отчуждения
имущества у осужденных бывших собственников появился приказ
Главноначальствующего СВАГ № 0260 «Об упорядочении изъятия конфискованного имущества
у осужденных немцев по приговорам военных трибуналов».
В
рамках развития юридической базы по секвестру и конфискации в советской зоне
оккупации Германии были изданы и другие документы. касавшиеся различных
аспектов данной проблемы:
16/18
марта 1946 г. Главноначальствующим СВАГ был издан приказ № 83 о результатах
проверки использования земель имений, принадлежащих магистрату г. Берлина на
территории Советской зоны оккупации Германии. В соответствии с этим приказом.
Берлинскому магистрату было передано 20 имений вместе с постройками, сельскохозяйственным
инвентарем, рабочим скотом, находившихся ранее в этих имениях. В соответствии с
приказом, органы немецкого самоуправления провинции Бранденбург были обязаны
выдать крестьянам, получившим землю по земельной реформе из земель этих
городских имений, акты на передачу им земли в собственность.
16/21
марта 1946 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 92 о трофейном
имуществе, обнаруженном в тайниках при оккупации Германии. 29 марта 1946 г.
приказом Главноначальствующего СВАГ № 97 в целях рационального использования
секвестрированного и конфискованного имущества, принадлежавшего германскому
государству, его центральным и местным органам, германским военным учреждениям
и организациям, национал-социалистической партии, ее органам и примыкавшим к
ней организациям, ее должностным лицам, руководящим членам и видным
приверженцам, в распоряжение провинциальных и земельных немецких самоуправлений
советской зоны оккупации было передано все секвестрированное и конфискованное
имущество, за исключением отдельных объектов, перечисленных в особом списке.
В
связи с созданием Центральной немецкой комиссии была реорганизована и Комиссия
по секвестру и конфискации, созданная приказом № 139 Главноначальствующего СВАГ
от 9 ноября 1945 г. На ее базе приказом Главноначальствующего СВАГ № 98 от 29
марта 1946 г. была создана Контрольная комиссия по делам секвестра и
конфискации при Главноначальствующем СВАГ.
Этим
же приказом было утверждено положение о Контрольной комиссии, в котором были
определены ее основные задачи и штатное расписание, а также положение о
Центральной немецкой комиссии по делам секвестра и конфискации в советской зоне
оккупации Германии. Оба положения определяли и порядок взаимоотношений двух
этих органов.
5
июня 1946 г. Главноначальствующим СВАГ был издан приказ № 167 о переходе в
собственность СССР предприятий в Германии в порядке удовлетворения
репарационных претензий Советского Союза на основании решений Берлинской
конференции 3-х держав — победительниц. К приказу прилагался список 195
германских предприятий, изымаемых в собственность СССР.
28
декабря 1946 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 0412 «О
ликвидации подсобных хозяйств воинских частей, комендатур и других
организаций». В соответствии с ним, командирам и начальникам всех воинских
частей, комендатур и организаций, незаконно создавших подсобные хозяйства,
кроме поименованных в приложении № 1 к приказу, в срок к 20 января 1947 г.
предлагалось ликвидировать подсобные хозяйства, передав всю земельную площадь,
постройки, а также часть имущества и скота, органам немецкого самоуправления
для последующего распределения между крестьянами. Таким образом, органом
немецкого самоуправления было передано около 370 подсобных хозяйств общей
площадью более 47 тысяч гектаров. 29 января 1947 г. приказ № 0412 был дополнен
приказом Главноначальствующего СВАГ № 030.
Впоследствии,
приказом Главноначальствующего СВАГ № 0238 от 31 мая/4 июня 1949 г. все
подсобные хозяйства СВАГ к 1 июля 1949 г. были переданы в распоряжение Немецкой
Экономической Комиссии.
20/26
января 1949 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 025 «О передаче
конфискованного имущества, участий и активов «И.Г.Фарбениндустри»
(ИГ-Фарбениндустри являлся крупнейшим химическим концерном Германии) по
Советской зоне оккупации Германии во владение и распоряжение немецких органов
управления земель и по советскому сектору Берлина — в ведение Немецкого
опекунского управления секвестрированным и конфискованным имуществом».
Однако
судьба основной массы секвестрированной собственности была решена уже в 1946
году. В целях «более эффективного использования для нужд народного хозяйства»
германского имущества, подвергнутого секвестру и конфискации на основании
приказов №№ 124 и 126 в 1945 г., было решено передать его в ведение соответствующих
немецких управлений Советской зоны оккупации Германии согласно списков Комиссии
по делам секвестра и конфискации при Главноначальствующим СВАГ. По этому
вопросу был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 154/181 от 21 мая 1946
года. В соответствии с ним, секвестрированные промышленные предприятия и другие
объекты, принадлежавшие ранее активным нацистам и военным преступникам, перешли
«в собственность немецкого народа» (фактически — были переданы в руки
органов восточногерманского самоуправления, где уже в то время огромным
влиянием пользовались коммунисты).
2.2
Берлинский кризис 1948 г.
Для проведения общей
линии США и Великобритании в германском вопросе ими было заключено соглашение о
слиянии американской и английской зон оккупации, которое вступило в силу 1
января 1947 г. В соглашении указывалось, что "обе зоны следует
рассматривать как единую территорию для всех экономических целей" – так
была создана Бизония.
В феврале 1948 г.
западные державы организовали сепаратную Лондонскую конференцию по германскому вопросу,
в которой приняли участие представители США, Великобритании, Франции, Бельгии,
Нидерландов и Люксембурга. Конференция проходила в два этапа: с 23 февраля по 6
марта и с 20 апреля по 1 июня. На первом этапе конференции были продолжены
переговоры о создании Тризонии. Было также принято решение о включении Западной
Германии в план Маршалла.
Фактически в ходе
Лондонской конференции выявилась общность принципиального курса Запада в
германском вопросе: подготовка к созданию западногерманского государства и
включению его в западный блок. Подобная политическая линия неизбежно влекла за
собой обострение международной напряженности в Европе. "Я нахожу абсурдной
и опасной эту идею разделить Германию на две части и использовать ее как орудие
против Советов", – записывал в своем дневнике тогдашний президент Франции
Венсан Ориоль. Однако голоса сомневавшихся тонули в хоре сторонников включения
Западной Германии в западный блок.
В ходе второго этапа
Лондонской конференции были достигнуты договоренности о созыве к сентябрю
1948 г. западногерманского Учредительного собрания, о выработке им
конституции и введении ее в действие к началу 1949 г. с завершением к этому времени создания западногерманского государства.
Действия Запада вызывали
тревогу и беспокойство советского руководства. В марте 1948 г. в Москве
был разработан план введения ограничений на коммуникациях Берлина с западными
зонами оккупации. Ведь весь Берлин был расположен на территории советской зоны,
поэтому коммуникации западных секторов Берлина с западными зонами
контролировались советскими властями. В конце марта было до минимума сокращено
движение пассажирских и транспортных поездов американских, британских и французских
войск между Берлином и западными зонами оккупации.
В то же время велась
подготовка к раздельному проведению денежной реформы на западе и на востоке
Германии. Представители четырех оккупационных властей не смогли договориться о
ее согласованном проведении на всей территории Германии.
18 июня 1948 г.
командующие оккупационными войсками США, Великобритании и Франции генералы Л.
Клей, Б. Робертсон и П. Кениг сообщили маршалу В. Соколовскому о проведении с
20 июня денежной реформы в трех западных зонах. Предполагалось не
распространять ее на западные сектора Берлина. В ответ 22 июня Соколовский
известил западных командующих о проведении денежной реформы в советской зоне
оккупации и в районе Большого Берлина. На следующий день западные державы
приняли решение распространить денежную реформу в Западной Германии на западные
сектора Берлина. Советские власти потребовали включения всего Берлина в
финансовую систему советской зоны оккупации. Осуществляя раздельную денежную
реформу в Германии, обе стороны сознательно шли на резкое обострение ситуации.
24 июня советские
оккупационные власти полностью перекрыли наземные коммуникации между западными
зонами оккупации и Берлином "по техническим причинам". Началась
советская блокада Западного Берлина. В ответ западные державы (прежде всего
США) организовали воздушный мост между западными зонами оккупации и Западным
Берлином: каждые пять минут на западноберлинском аэродроме приземлялся
американский военно-транспортный самолет. Все необходимые грузы перебрасывались
по воздуху.
Вокруг Берлина возник
острый международно-политический кризис. Некоторые американские военные
предлагали осуществить прорыв советской блокады силой. Подобная попытка Запада
означала бы эскалацию конфликта, грозившего непредсказуемыми последствиями и
возможностью начала большой войны в Европе. Политическое руководство Запада не
решилось на эти авантюристические действия. Правда, и советское руководство не
пыталось помешать функционированию американского воздушного моста, не стремясь
к развязыванию большой войны.
При этом сама денежная
реформа была лишь поводом к кризису. Его причины заключались в глубоких
противоречиях по германской проблеме. Пойдя на серьезную конфронтацию с
западными державами, сталинское руководство стремилось вести переговоры по германской
проблеме с позиции силы. Предполагалось, что осложнения вокруг Берлина заставят
США, Великобританию и Францию быть более уступчивыми и отказаться от реализации
их планов создания западногерманского государства. Это и было основной целью
сталинской политики. В Кремле стремились осуществлять полный контроль над
советской зоной оккупации и в то же время сохранить союзный контрольный
механизм для влияния на положение в Германии в целом.
Кроме того, Москва
добивалась постепенного включения всего Берлина в советскую зону оккупации. В
беседе лидеров Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) со Сталиным 26
марта 1948 г. В. Пик сказал, что восточные немцы "были бы рады, если
бы союзников удалить из Берлина". Сталин заметил: "Давайте общими
усилиями попробуем, может быть, выгоним".
Просчет руководства СССР
заключался в недооценке решимости западных держав сопротивляться советскому
нажиму. США обладали для этого необходимыми военно-техническими возможностями и
финансовыми ресурсами.
В июле – августе
1948 г. в Москве состоялись беседы И. Сталина и В. Молотова с
представителями США, Великобритании и Франции о путях урегулирования
берлинского кризиса. Западные представители добивались отмены ограничений на
коммуникациях между Берлином и западными зонами оккупации. В ходе беседы 2
августа Сталин признал советское давление на западные державы, но представил
его как вынужденную оборонительную меру. Основной задачей советского
руководства было добиться отказа США, Великобритании и Франции от подготовки к
созданию западногерманского государства. Кроме того, Сталин и Молотов
стремились добиться использования в Берлине валюты советской зоны оккупации и
тем самым установления советского контроля над финансово-экономической системой
города.
Западные державы готовы
были пойти на компромисс по вопросу о денежной реформе, но этот шанс не был
использован советской стороной. Сталин требовал, настаивал, оказывал энергичное
давление с тем, чтобы отложить осуществление решений Лондонского совещания
западных держав о подготовке к созданию правительства Западной Германии. Однако
именно в этом вопросе США, Великобритания и Франция не собирались отступать.
Неверная оценка советским руководством общей военно-политической ситуации,
намерений и возможностей Вашингтона, Лондона и Парижа привела к отказу от
компромиссных решений в августе – сентябре 1948 г. и затягиванию
берлинского кризиса. Расчет делался на то, что зимой "воздушный мост"
не сможет функционировать. Однако американские летчики и техники справились с
поставленными задачами.
Ситуация
вокруг Берлина становилась проигрышной для советского руководства с
политической, пропагандистской и стратегической точек зрения. Кремль вынужден
был признать поражение своей попытки блокады Берлина. В середине февраля 1949 г. по инициативе американской стороны
представителями США и СССР в ООН были начаты переговоры об урегулировании
берлинского кризиса. 4 мая в Нью-Йорке было достигнуто соглашение, по которому
с 12 мая отменялись все ограничения в области связи, транспорта и торговли
между Берлином и западными зонами Германии, а также между восточным и западными
секторами Берлина. Западные державы, со своей стороны, согласились на созыв 23
мая 1949 г. в Париже еще одной сессии СМИД для рассмотрения проблем
Германии и положения в Берлине.
К сожалению, на
Парижской сессии СМИД не удалось достигнуть реальных договоренностей и
соглашений. Берлин остался расколотым городом с различными валютами. На Западе
и Востоке Германии завершалась подготовка к созданию двух германских
государств.
Итак, сталинское руководство
недооценило решимость Запада, и в первую очередь США, добиваться реализации
курса на создание западногерманского государства. Финансово-экономические и
военно-технические возможности Запада позволили обеспечить успешное
функционирование американского воздушного моста. В то же время Сталин еще раз
показал, что при серьезном сопротивлении его внешнеполитическим акциям он умел
отступать. Западные державы, согласившись на созыв Парижской сессии СМИД в мае 1949 г., позволили советским лидерам добиться некоторого пропагандистского компромисса.
Напрашивается еще один
вывод: важной чертой этого острого международного кризиса было нежелание ни
одной из сторон сделать первый выстрел и развязать крупномасштабный военный
конфликт. В этом смысле участники кризиса правильно оценивали намерения друг
друга и проявляли разумную сдержанность.
В берлинском кризисе
1948–1949 гг. переплетались геополитические, идеологические и
психологические факторы, на его развитие оказывали влияние и ошибочные
представления лидеров великих держав о намерениях и возможностях другой
стороны. Руководители стран Запада, и прежде всего США, упорно проводили курс
на раскол Германии, на создание западногерманского государства и включение его
в систему западных военно-политических блоков. При этом весной 1948 г. они
недооценили готовность советской стороны предпринять решительные меры в
отношении западных секторов Берлина и пойти на серьезный международный кризис.
Анализ действий
советского руководства во время берлинского кризиса 1948–1949 гг.
позволяет утверждать, что это была борьба против расширения западной сферы
влияния. Москва стремилась не допустить образования западногерманского
государства и его включения в западный блок. Блокада Берлина была призвана
создать ситуацию, в которой СССР мог бы вести переговоры по германский проблеме
с позиции силы. В случае отказа западных держав пойти на серьезные политические
уступки оставалась попытка вытеснить их из Берлина, включив весь город в
финансово-экономическую систему советской зоны оккупации. Но при любом варианте
реальностью стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем.17 июня 1948 –
23 мая 1949 – напечатанные в Америке новые немецкие денежные знаки в
соответствии с «планом Маршалла» запущены в обращение в западных оккупационных
зонах Германии. Немцев американцы торопят с подготовкой новой конституции.
И.В. Сталин предлагает
снять блокаду в обмен на отказ союзников от идеи создания отдельного
западногерманского государства. Предложение принято не было.
2.3
Раскол Германии.
Лондонская конференция
шести западных стран, завершившаяся в июне 1948 г., определила порядок
разработки и утверждения конституции западногерманского государства.
Представители США, Великобритании и Франции согласовали меры по дальнейшей
координации их экономической политики в западной части Германии.
В начале 1949 г. продолжалась подготовка к созданию западногерманского государства. В ходе переговоров о
его будущей конституции, о правах союзников между Вашингтоном, Лондоном и
Парижем возникали отдельные разногласия, но они не носили принципиального
характера.
8 апреля 1949 г. министры иностранных дел трех западных держав подписали вашингтонские соглашения по
германскому вопросу, включавшие ряд документов. Важнейшими из них были
Меморандум об основных принципах, которыми руководствовались правительства
Соединенных Штатов, Великобритании и Франции в осуществлении своих прав и своей
ответственности после образования Федеративной Республики Германии,
Оккупационный статут и Соглашение, касающееся трехстороннего контроля.
Правительства Вашингтона, Лондона и Парижа договорились передать создаваемому
федеральному государству и входящим в него землям "полную законодательную,
исполнительную и юридическую власть". Однако оккупирующие Германию державы
оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем промышленного
производства, развитием Рура, внешними сношениями Западной Германии, ее внешней
торговлей и другими вопросами. Оккупационная администрация при некоторых
обстоятельствах могла брать на себя всю полноту власти. Тем самым в руках трех
западных союзников оставались средства контроля над основными направлениями
политики западногерманского государства.
В вашингтонских
соглашениях не было недостатка в утверждениях о гарантиях безопасности, о
разоружении Германии. Но Федеративная Республика Германии создавалась в
условиях холодной войны в качестве элемента западного блока, противостоявшего
СССР и его союзникам. Сама логика холодной войны вела к восстановлению военного
потенциала Западной Германии. Как вспоминал британский фельдмаршал Монтгомери,
он убеждал английских политических руководителей в необходимости противостоять
тем вооруженным силам, которые готов был развернуть в Европе Советский Союз.
"Без немцев мы не могли надеяться сформировать эти силы", –
подчеркивал Монтгомери.
Вашингтонские соглашения
завершили подготовку к созданию западногерманского государства. 8 мая 1949 г. представители земель Западной Германии (Парламентский совет) одобрили ее Основной закон.
23 мая, именно тогда, когда в Париже открывалась сессия Совета министров
иностранных дел по германской проблеме, Парламентский совет провозгласил
введение в действие западногерманской конституции. Нежелание Запада
предотвратить раскол Германии обрекло последнюю сессию СМИД на неудачу.
В августе 1949 г. в западных оккупационных зонах Германии прошли выборы в бундестаг (палату парламента),
который собрался вместе с бундесратом (органом представительства земель) 7
сентября в Бонне для избрания президента ФРГ и создания правительства – его
возглавил К. Аденауэр. Тем самым создание ФРГ было завершено.
Параллельно в советской
зоне оккупации шла подготовка к созданию восточногерманского государства. Еще в
декабре 1947 г. по инициативе Социалистической единой партии Германии
(СЕПГ) – партии германских коммунистов, действовавшей в советской зоне – в
Берлине был созван Немецкий народный конгресс за единство и справедливый мир.
Конгресс носил просоветский антиимпериалистический характер. Руководящим
органом организованного им движения стал Немецкий народный совет. В марте
1948 г. в Берлине состоялся Второй Немецкий народный конгресс, выдвинувший
лозунг национальной самопомощи. Конгресс предложил провести общегерманский
референдум по вопросу о единстве страны. Напомним, что эти акции были
скоординированы с советскими усилиями отсрочить реализацию решений западных
стран о подготовке к созданию западногерманского государства. Однако развернуть
массовое движение протеста в Западной Германии не удалось.
Тем временем с осени
1948 г. в советской зоне оккупации началось обсуждение проекта конституции
восточногерманского государства, согласованного с советскими руководителями.
Проект конституции Германской Демократической Республики был утвержден Третьим
Немецким народным конгрессом в мае 1949 г. и ориентировал на создание просоветского государства немецких трудящихся. Третий Немецкий народный конгресс
избрал новый состав Немецкого народного совета – представительного органа
политических партий и массовых организаций в основном советской зоны оккупации.
В связи с созданием
Федеративной Республики Германии Правление СЕПГ 4 октября 1949 г. обратилось ко всем немцам с призывом сплотиться в Национальном фронте демократической
Германии для борьбы за восстановление единства страны, заключение мирного
договора и последующий вывод оккупационных войск.
На следующий день, 5
октября, Немецкий народный совет объявил о своем преобразовании в парламент –
во временную народную палату, предусмотренную конституцией Германской
Демократической Республики. Все эти акции осуществлялись при поддержке
советских оккупационных властей. 7 октября Немецкий народный совет в качестве
народной палаты парламента провозгласил создание Германской Демократической
Республики и введение в действие ее конституции. Столицей ГДР стал Восточный
Берлин. Таким образом, завершился раскол Германии на два государства: ФРГ и
ГДР. Западный Берлин остался специфическим анклавом на территории ГДР.
Заключение.
Весь ход событий
подтверждает, что инициаторами раскола Германии стали западные державы,
стремившиеся создать ФРГ и включить ее в западный блок. Хотел ли Сталин раскола
Германии? Несколько лет назад германский историк В. Лот опубликовал книгу
"ГДР – нелюбимое дитя Сталина". Думается, Лот прав в том, что Сталин
вынужден был пойти на создание ГДР в ответ на действия Запада. Кремль хотел
полностью контролировать положение в советской зоне оккупации и вместе с тем
сохранить возможности воздействия на ситуацию в Германии в целом через союзный
контрольный механизм. Однако помешать созданию ФРГ и расколу Германии Москве не
удалось.
Раскол Германии как бы
символизировал раскол Европы и стал важным элементом холодной войны. По
существу, в Европе был завершен раздел на сферы влияния СССР и США. Каждая из
держав разнообразными методами укрепляла свою сферу влияния. Но ни одна из
сторон не готова была пойти на риск большого конфликта, что и обеспечивало
расколотой Европе определенную стабильность.
ЛИТЕРАТУРА
1.Аллен Д., План Маршалла. План восстановления или
военный план?, М., 1949;
2. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей
трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.). Сборник документов. М., 1980 г.
3.Внешняя политика Советского Союза. 1948 год. Часть
первая. – М.: Госполитиздат, 1950.
4.Документы из Архива внешней политики Российской
Федерации. Том 1–2. Москва, 1996–1999.
5.Загладин Н. История успехов и неудач советской
дипломатии. М., 1990
6.История внешней политики СССР. Т. 2. 1945–1980. М.,
1981
7.Иноземцев Н. Н., Внешняя политика США в эпоху
империализма, М., 1960;
8.Наринский М. М. Берлинский кризис 1945–1948 годов. –
Новая и новейшая история. 1995, № 3.
9.Плешаков К. В. Истоки холодной войны – США.
Экономика, политика и идеология. 1991, № 4.
10.Советская внешняя политика в годы "холодной
войны" (1945–1985). Новое прочтение. М., 1995.
11.Сборник действующих договоров, соглашений и
конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами : Тегеран. Ялта.
Потсдам. Сб. док-тов, М., 1971;
12.Филитов А.М. Германский вопрос: от
раскола к объединению. М., 1993.
13.Филитов А. М. Холодная война. Историографические
дискуссии на Западе. М., 1991.
Автореферат
В год 60-летия Победы Советского
Союза над фашистской Германией и окончания Второй мировой войны тема о судьбе
послевоенной Германии представляется мне интересной и актуальной.
Целью работы
является рассмотрение роли С.С.С.Р. в становлении новой немецкой
государственности в период после Второй мировой войны и образовании на
территории Германии двух новых государств: Ф.Р.Г. и Г.Д.Р.
Для достижения
цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение
процесса обсуждения судьбы послевоенной Германии на Крымской и Потсдамской
конференциях.
2. Рассмотреть
процесс становления Г.Д.Р. :
-советская зона
оккупации и политика С.С.С.Р.
-Берлинский
кризис 1948 года и роль С.С.С.Р. в расколе Германии.
Когда в
результате мощных наступательных ударов Советской Армии, перенёсшей военные
действия на германскую территорию, война против гитлеровской Германии вступила
в завершающую стадию , в Ялте состоялась конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой
войне 1939—1945 годов держав — СССР, США, Великобритании .
Было решено, что после того как германское вооружённое сопротивление будет
окончательно сокрушено, вооруженные силы СССР, США и Великобритании оккупируют
Германию; причём войска каждой из упомянутых держав будут занимать определённую
часть (зону) Германии. . При этом указывалось, что Франция будет приглашена взять на себя определённую
зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена этого контрольного
органа
. 8 мая
1945 фашистская Германия, разгромленная антигитлеровской коалицией при решающей
роли СССР, безоговорочно капитулировала. Территория Германии была разделена на
советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации.
Принципы
послевоенного устройства Германии были определены Берлинской конференцией 1945 года , проходившей с 17 июля по 2 августа в
Потсдаме, близ Берлина. Решения Потсдамской конференции явились развитием
решений Крымской конференции 1945 года.
Советская военная администрация в Германии последовательно выполняла в своей
зоне Потсдамские решения. Она оказывала всестороннюю поддержку антифашистским
партиям и профсоюзам, деятельность которых была разрешена в июне 1945 года.
Стремясь сохранить
господство монополий хотя бы в части страны, западные державы и реакционные
силы западной части Германии взяли курс на раскол Германии. Первым шагом на
этом пути было подписанное 2 декабря 1946 Великобританией и США соглашение об
объединении их оккупационных зон («Бизония»).
18 июня
1948 года руководители зон США , Великобритании и Франции объявили о проведении
денежной реформы т. е. осуществили в нарушение Потсдамских соглашений
экономический раскол Германии , в трёх западных зонах {не распространяя её на
западные сектора Берлина }.22 июня СВАГ объявила о своём проведении реформы в
восточной зоне {включая Большой Берлин }.Осуществляя раздельную денежную
реформу , обе стороны сознательно шли на обострение ситуации.24 июня СВАГ
перекрыла все наземные коммуникации между западными зонами и Западным Берлином
якобы “по техническим причинам.” В ответ западные зоны организовали ”воздушный
мост”.Вокруг Берлина возник острый военно-политический кризис , грозивший перейти
к вооружённому противостоянию. К счастью ,ни одна из сторон не решилась на
силовое решение проблемы .
Осуществив
экономический раскол Германии , западные державы провели меры по завершению её
политического раскола. На Лондонском совещании 1948 года США, Великобритании и
Франции приняли решение об образовании из трёх западных зон сепаратного
западногерманского государства.
По распоряжению их оккупационных
властей был разработан «Основной закон» (конституция) сепаратного западногерманского государства (вступила
в силу 24 мая 1949). В августе 1949 были проведены выборы в западногерманский
парламент — бундестаг. 20 сентября 1949 было образовано
правительство Федеративной Республики
Германии, в
котором главную роль играли представители Христианско-демократического союза
во главе с Аденауэром, занявшим пост федерального канцлера. В
Западной Германии был введён оккупационный статут, обеспечивший контроль
верховных комиссаров США, Великобритании и Франции над деятельностью
западногерманского правительства.
Раскол страны требовал от
демократических сил Германии сплочения и решительных действий. С этой целью
движение Немецкого народного конгресса образовало Национальный фронт демократической Германии
. 7 октября 1949 Народный совет, избранный Немецким народным конгрессом,
провозгласил создание Германской
Демократической Республики (ГДР). В тот же день Народный совет преобразовал
себя во Временную народную палату , которая ввела в действие демократическую
конституцию. Президентом ГДР был избран Вильгельм Пик, премьер-министром стал Отто Гротеволь, заместитель премьер-министра Вальтер Ульбрихт. Советское правительство передало
правительству ГДР функции управления ранее принадлежавшие Советской военной
администрации. Со 2-й половины 1948 года экономическое строительство
развивалось здесь на основе народно-хозяйственных планов.
Таким образом на
территории Германии образовались два немецких государства _Ф.Р.Г. и Г.Д.Р.
Весь ход событий
подтверждает, что инициаторами раскола Германии стали западные державы,
стремившиеся создать ФРГ и включить ее в западный блок. Хотел ли Сталин раскола
Германии? Несколько лет назад германский историк В. Лот опубликовал книгу
"ГДР – нелюбимое дитя Сталина". Думается, Лот прав в том, что Сталин
вынужден был пойти на создание ГДР в ответ на действия Запада. Кремль хотел полностью
контролировать положение в советской зоне оккупации и вместе с тем сохранить
возможности воздействия на ситуацию в Германии в целом через союзный
контрольный механизм. Однако помешать созданию ФРГ и расколу Германии Москве не
удалось .Раскол Германии как бы символизировал раскол Европы и стал важным
элементом холодной войны. По существу, в Европе был завершен раздел на сферы
влияния СССР и США. Каждая из держав разнообразными методами укрепляла свою
сферу влияния. Но ни одна из сторон не готова была пойти на риск большого
конфликта, что и обеспечивало расколотой Европе определенную стабильность.