Роль Золотой Орды в истории народов Северного Кавказа
Министерство образования и науки РФ
Педагогический институт
Южного Федерального Университета
Факультет физической культуры и спорта
РЕФЕРАТ
На тему: Роль Золотой Орды в истории народов Северного Кавказа
Выполнила:
Студентка 1 курса ОЗО
Проверил:
Доц., к.с.н. Ткачев М.В.
Ростов-на-Дону
2010
Содержание
Введение
1. Первый поход татаро-монголов в Восточную Европу и разгром аланов и половцев
2. Второй поход татаро-монголов
Заключение
Список литературы
В начале XIIIв. в Центральной Азии произошли события, сыгравшие огромную роль в истории народов Азии и Европы, наложившие отпечаток на судьбы многих стран и областей – образовалось Монгольское государство во главе с Чингисханом, превратившееся вскоре в огромную, кочевую империю.
Вместе с татаро-монгольскими завоеваниями, обрушившимися на народы Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, Восточной Европы, началась одна из самых трагических страниц в исторических судьбах этих народов.
Завоевания и господство сопровождались убийством десятков тысяч мирных жителей, систематическими грабежами, разорениями цветущих городов и деревень, массовым угоном населения в рабство. Многочисленная, хорошо обученная, дисциплинированная татаро-монгольская армия неслась вперед, не признавая никаких преград, оставляя за собой развалины цветущих городов, пришедшие к запустению поля и разрушенные оросительные системы.
Татаро-монгольское иго наложило тяжелый отпечаток на экономическое развитие многих стран, пагубным образом отразилось на социальном развитии общества, надолго затормозило или отбросило назад прогрессивный ход общественного развития стран, нарушило веками, сложившееся исторически оправданное соотношение различных видов хозяйственной деятельности, земледелия и кочевого хозяйства.
Изучение истории народов нашей страны, в частности народов Северного Кавказа в период татаро-монгольских завоеваний, свидетельствует об исключительно отрицательной роли этих завоеваний в судьбах народов.
Источники неопровержимо показывают, что этот трагический период в истории народов Азии и Европы являлся вместе с тем периодом героическим борьбы народов за свою независимость.
Эта упорная, часто стихийная, неорганизованная, но никогда не прекращавшаяся многовековая борьба сыграла прогрессивную и, в конечном счете, решающую роль для дальнейшего развития производительных сил и освобождения завоеванных татаро-монголами территорий.
Начальным этапом завоевания татаро-монголами стран Западной Азии и Восточной Европы был поход в Среднюю Азию. Поход начался в 1219г. и был направлен против государства хорезмшахов, в состав которого входила большая часть Средней Азии, нынешний Афганистан, почти весь Иран. Несмотря на героическое сопротивление местного населения, монгольские войска захватывали один город за другим.
Основной причиной успехов Чингисхана было то, что монголы, у которых классовые противоречия были еще слабо выявлены (и… на время приглушены в ходе завоевательных войн), сравнительно легко могли разбить войска своих соседей - развитых феодально-раздробленных государств, раздираемых внутренними противоречиями. Империя Чингисхана объединяла военные силы многих кочевых племен Центральной Азии, а местные правители и феодальная знать Северного Кавказа и Средней Азии не сумели объединиться перед лицом внешней опасности, организовать сопротивление, возглавить героическую борьбу народных масс, городских низов и сельского населения. Более того, феодальная знать нередко оставляла своих защитников на произвол судьбы.
Хорезмшах Мухаммед не сумел оказать серьезного сопротивления завоевателям, бежал со своим сыном Джалал Ад-Дином в Иран. Для преследования хорезмшаха Чингисхан отрядил 20-тысячное войско во главе с лучшими полководцами – Джэбэ и Субэдэем.
После опустошения западных областей государства хорезмшахов монгольский корпус под командованием Джэбэ и Субэдэем прошел огнем и мечом почти весь Северный Иран, затем, в 1220г., вторгся в Закавказье, в частности в Муган, Арран, Агванию.
Из Карабаха татаро-монголы двинулись в Грузию. Опустошив часть Грузии, они направились в Ширван и осадили Шемаху, которая была взята завоевателями приступом поле героической обороны граждан.
Грузинский царь Георгий IV Лаша (1213-1222гг.) вместе с полководцем Иванэ выступил против завоевателей, но был разбит. Георгий вскоре умер от ран. Монгольские же войска повернули на северо-восток, чтобы через Ширван выйти к Дербенту. Об их дальнейшем движении подробно рассказывают арабский историк Ибн Ал-Асир (1166-1238гг.) и персидский историк Рашид Ад-Дин сообщает о действиях монгольских войск в районе Дербента: «Так как пройти через Дербент было невозможно, то монголы решили пойти на хитрость – они обратились к ширваншаху с предложением заключить мир и послать для этого десять человек из представителей местной знати. Ширваншах согласился с этим и послал их в монгольский лагерь. Однако одного из них монголы убили, а другим сказали: «Если вы нам покажете путь через Дербент, мы вас пощадим, в противном случае мы вас тоже убьем». Они из страха за свою жизнь указали путь, и те пошли».
Следуя дальше на север, татаро-монголы прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже давно дошло известие о них. В союзе с аланами выступили кипчаки (половцы русских летописях). Предводители монгольских войск Джэбэ и Субэдэй решили расколоть союз алан и кипчаков, подкупив кипчаков. С этой целью татаро-монголы обратились к кипчакам: «Мы и вы – один народ, из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключаем с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только представьте аланов нам».
Хитрость удалась. Кипчаки оставили алан один на один с монгольскими войсками, и монголы легко справились с аланами, а затем набросились на кипчаков, которые, чувствуя себя в безопасности в силу заключенного между ними мира, разошлись. Застигнутые врасплох, кипчаки бежали без боя, часть из них рассеялась, часть ушла за Днепр, большинство же их, собравших, направились к Дербенту Ширвана. Преследуя кипчаков, татаро-монголы овладели городом Судак на Крымском полуострове. Кипчаки, ушедшие на запад, обратились к русским князьям с просьбой оказать им помощь в борьбе с татаро-монголами. Весной 1223г. русские князья и кипчаки совместно выступили против завоевателей. Следует отметить, что между русскими князьями не было согласия, что и предопределило исход сражения. Русские полки, увлекшись погоней за отступающими монголами, растянулись по половецкой степи и потеряли связь друг с другом. И воспользовавшись этим, войско татаро-монгол внезапно ударило по русским, и прежде, чем они собрались вместе, успело перебить множество народу… в конце концов, кипчаки и русские обратились в бегство. Это сражение состоялось 31 мая 1223года у реки Калка. Было убито шесть князей только киевлян погибло десять тысяч воинов. Преследуя, отступавшие русские войска, татаро-монголы опустошили и разграбили южные области Руси. Но завоеватели не рискнули углубиться в пределы Руси, они повернули назад в кыпчакскую степь, затем направились к волжским булгарам. Однако у города булгар они были разбиты, и лишь немногие спаслись и вернулись в Монголию.
С первым поход татаро-монгол также связаны и события, разыгравшиеся на Кавказе в связи с проникновением сюда кипчаков после разгрома их монголами на Северном Кавказе. Когда кипчаки подошли к Дербенту и увидели, что силой взять его невозможно, они задумали хитростью взять и обманом проникнуть в город и захватить его. С этой целью они сначала обратились к владетелю Дербента с просьбой предоставить им убежище. Владетель Дербента Рашид отказался удовлетворить их просьбу, но все кипчаком удалось обманом проникнуть в город и завладеть им. Рашид же вынужден был бежать в Ширван. Из Дербента кипчаки направились в Закавказье и по пути опустошили Ширван, Арран и Грузию. Бесчинства и жестокость кипчаков в Южном Дагестане и Закавказье привели к тому, что против них совместно поднялись народы Кавказа. По словам Ибн Ал-Асира, после поражения кипчаки перешли в страну лакзов. Владетель Дербента Рашид, бежавший в Ширван после захвата города кипчаками, с уходом кипчаков в Закавказье вернулся в Дербент, перебил оставшихся в городе кипчаков, и укрепился в городе.
В это время на Кавказе появился преследуемый татаро-монголами Хорезмшах Джалал Ад-Дин, который намеревался утвердиться здесь для ведения борьбы с захватчиками. Однако организовать эффективную борьбу ему не удалось. Будучи храбрым полководцем Джалал Ад-Дин оказался недальновидным политиком. В своей борьбе с татаро-монголами он искал поддержки у народных масс. Вместо создания антимонгольской коалиции он затеял войны с Грузией, Арменией, сельджуками и Багдадским халифатом.
Завоевательная политика Джалал Ад-Дина вызвала сопротивление народов Кавказа, которые не раз поднимались против него. Рашид Ад-Дин среди народов Кавказа, восставших против Джалал Ад-Дина, называет сариров и лезгинов, что указывает на участие горец Дагестана в борьбе с последними. Все это создавало благоприятные условия для покорения татаро-монголами, который к этому времени вновь появились с юга на Кавказе и в 1231г нанесли Джалал Ад-Дину сокрушительный удар.
Первый поход татаро-монгольских войск имел разведывательный характер и не привел к установлению господства на Северном Кавказе. Такой крупный город, как Дербент, также сохранил свою независимость вплоть до 1239г. именно в Дербенте в 1222г. нашли убежище кипчаки после поражения, нанесенного им татаро-монголами на Северном Кавказе.
К планомерному завоеванию Северного Кавказа татаро-монголы приступили одновременно с завоеванием русских земель. Когда главные их силы во главе с их ханом Бату выступили в поход на Русь, часть войск была послана на Северо-Западный Кавказ. В персидской летописи Рашид Ад-Дина говориться, что осенью 1237 года монгольские царевичи Менгу-каан и Кадан пошли походом на черкесов и убили государя тамошнего по имени Тукара. Этот поход не был заурядным набегом, так как он длился несколько месяцев, а во главе его стояли крупные военачальники, двоюродные братья хана Бату. Остаются не известными результаты этого похода, но упоминание Рашид Ад-Дином гибели адыгского (черкесского) государя может означать поражение адыгов.
Непосредственно после этих событий татаро-монголы временно приостановили свои действия на Северном Кавказе и занялись завоеванием Крыма. Не исключено, что поход в Адыгею обеспечил татаро-монголам вторжение в Крым через Керченский пролив.
Лишь осенью 1238 года возобновились военные действия на Северном Кавказе. На этот раз татаро-монголы нанесли удар по аланам, обитавшим в центральной части Северного Кавказа. Захватчиков должны были привлекать занятие аланами подступы к оживленным перевальным дорогам в Закавказье (нынешние Военно-Сухумская, Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги). Кроме того, у татаро-монголов были старые счеты с аланами, выступавшими против них еще в 1221-1222 гг.
Новый поход северокавказских алан длился до сентября 1239 года, т.е. более десяти месяцев. Значение, которое Бату придавал этому походу, видно из того, что во главе его снова стояли крупнейшие деятели из окружения Бату (его двоюродные братья Менгу-каан, Гуюкхан, Кадан, а также сын другого двоюродного брата - Бури) и что войска имели в своем распоряжении тяжелые метательные машины.
Самым крупным событием в этом походе была зимняя, полуторамесячная осада аланской столицы, города Мегет (варианты: Магас, Ме-цио-сы, М-н-м-к, М-к-с). Царевичи сообща окружили город с разных сторон, сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что по ней могли проехать рядом три – четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней после завершения осадных работ, они оставили от этого города только имя и нашли там много добычи. Они отдали приказание отрезать убитым людям правое ухо. Сосчитано было 27000 ушей.
В монгольских источниках приводится донесение верховному хану Угедею, посланное от Бату после его завоеваний в Восточной Европе: «Силою Вечного Неба и величием государя и дяди (т.е. Угедею) мы разрушили город Мегет и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов », таким образом, разорение Мегета, по мнению, Бату было одним из самых значительных его достижений в Восточной Европе.
Длительная осада аланского города свидетельствует об упорном сопротивлении его жителей. Так как после взятия и разрушения его татаро-монголы оставались в тех местах еще не менее полугода, то возможно, что весной и летом 1239 года они продолжали военные действия против других очагов сопротивления на Центральном Кавказе.
Еще в разгар аланской кампании Бату отправил другие войска на завоевания Дагестана, что должно было обеспечить не только тыл улуса Джучи с этой стороны, но и создать плацдарм для вторжения его войск в Закавказье через Дербентский проход.
Весна, лето и начало осени 1239года ушли у монголов на покорение Аварии, приморской части Дагестана, в том числе городов Тарки и Дербент, лезгинской области Кюра и почти всего Агула. Эпиграфические памятники в агульском селении Рича сообщают о том, что 20 октября 1239 года татаро-монголы осадили это селение, но ричинцы оборонялись около месяца, после чего, в середине ноября, татаро-монголы захватили Ричу и подвергли ее и ее окрестности сильному разорению. Среди разрушенных построек надписи упоминают крепость и соборную мечеть.
Падение Ричи открыло татаро-монголам дорогу во владение Гази-Кумух. Местная хроника рассказывает, что татары во главе с неким Кавсар – шахом напали на Кумух с востока, а союзное с ними войско Сартана, правителя Аварии, - с запада. Это случилось 1 или 2 апреля 1240 года. Кухцы сражались с великим мужеством. Особенно отличились 70 юношей, которые укрылись в замке и обязали себя клятвой сражаться и пожертвовать своим имуществом, жизнью и телами. После того как они исполнили свою клятву, т.е. погибли татары опустошили Кумух.
Четыре года потребовалось татаро-монголам для завоевания ключевых позиций в горной полосе Северного Кавказа. Хронологически это совпало с их первым и вторым нашествиями на Русь. Горный рельеф и, особенно, упорное сопротивление горцев вынуждали завоевателей прибегать к длительным осадам населенных пунктов и замедлять темпы своего продвижения. Нашествие сопровождалось разорением городов и селений, а также массовым истреблением жителей. Совместное нападение татаро-монгольского и аварского войск на Кумух показывает, что татаро-монголы пользовались меж феодальными и межнациональными противоречиями для достижения своих целей. Однако нашествие 1237-1240 гг. не привело к повсеместной покорности населения Северного Кавказа. Татаро-монголы проникали не во все горные ущелья, а жители разоренных районов после ухода захватчиков возвращались на свои пепелища, восстанавливали разрушенные постройки, и возведя оборонительные окружения около своих селений, готовились к сопротивлению. В том случае, если враг вторгнется в их пределы.
В середине XIIIв. Плано Карпини отмечал, что в числе земель и народов, которые побеждены татаро-монголами, были комуки, аланы, тарки и черкасы. Однако он писал, что среди земель, оказавших татаро-монголам мужественное сопротивление, и доселе еще не подчинены им, была часть Алании, причем некую гору в Алании монголы осаждали уже 12 лет, и за это время аланы оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом вельмож. Рубрук, сообщал, что в его время (1253-1255гг.) татаро-монголам не удалось завершить покорение адыгов (зикия, черкисы), алан и дагестанцев (лесги). В 1277-1278 гг. хан Менги-Тимур совершил большой поход против аланского города Дедякова, который археологи локализуют у села Эльхотово. По приказу Менги-Тимура в этом походе участвовали и русские отряды. После осады «славный град ясский Дадаков» (Дедяков) пал 8 февраля 1278г. и татаро-монголы как сообщает русский летописец, «полон богатства много взяша, а иных смерти предаша, а град их сжогша».
Таким образом, борьба народов Северного Кавказа против татаро-монголов продолжалась и после 1239-1240гг.
Татаро-монгольское нашествие в первой половине XIII в. В корне перекроило этническую карту Северного Кавказа и существенно отразилось на процессе этногенеза многих народов региона.
Такие события приводили к значительным перемещениям и смешиваниям различных этнических групп Северно-Кавказского края, таи и не уничтоженные и не покоренные при первых татаро-монгольских походах племена вынуждены были уходить в безопасные места.
Трагическими оказались последствия татаро-монгольских погромов для народов Северного Кавказа: алан, адыгов, вайнахов, дагестанцев. По данным письменных и археологических источников, были уничтожены сотни поселений края. Обширные, густо населенные предгорно-плоскостной части края, где интенсивно развивались различные ремесла, земледелие, скотоводческое хозяйство, были почти полностью опустошены и превращены завоевателями в поросшие травами кочевья.
Татаро-монгольское нашествие не только затормозило процесс закономерного социально-экономического и культурного развития населения Северного Кавказа, но и приводило в той или иной сфере к регрессу. Если карачаево-балкарцы, алано-осетины, вайнахи и другие народы края надолго изолированные в горах, были обречены на тяжелую борьбу за свое существование, то по-иному бы сложилась судьба многих адыгских племен Прикубанья, проживавших к северу-западу от реки Лабы вплоть до Причерноморья.
Татаро-монгольское нашествие привело к качественным изменениям в экономике, культуру и быте значительной части предгорно-плоскостных районов Северо-Западного Кавказа. Сущность этих изменений заключалась в том, что многие адыги, для которых издревле было характерно прочное оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, перешли к полукочевому образу жизни. Основу их экономики составило экстенсивное скотоводство, которое требовало обширных пастбищных угодий. В этой связи и началось продвижение определенных групп адыгов на север от реки Кубани, в восточное Приазовье, а также на юго-восток в бассейн реки Терек, где к концу XIII-XIV в. они расселились на значительной территории предгорно-плоскостных районов Центрального Кавказа. Тем самым было положено начало обособлению части адыгов в самостоятельную народность – кабардинцев.
Последствии татаро-монгольского нашествия вызвали также значительные перемещения и среди абазин, родственных абхазам, предки которых проживали с древнейших времен на территории Абхазии и к северо-западу от нее. Массовое переселение абазинских племен на Северно-Западный Кавказ вплоть до верховьев Кавказа началось в золотоордынский период.
Как отмечалось ранее, татаро-монголы уничтожили в предгорно-плоскостной части Северного Кавказа сотни городов и селений. Однако во многих городах, располагавшихся преимущественно на побережьях Черного и Каспийского морей, а также в отдельных местах близ важнейших военно-торговых трактов Центрального Предкавказья, жизнь возобновилась довольно скоро. Быстрое развитие некоторых старых населенных пунктов домоногольского периода и возникновение за короткое время новых городов было связано в значительной мере с активной градостроительной деятельностью Центральной власти золотой Орды. Возникновение и рост городов в отдельных районах подвластной территории отвечали экономическим и политическим интересам золотоордынских ханов и военно-феодальной аристократии. Такие города вскоре становились не только главными центрами развития ремесла, торговли и культуры, но и явились опорными пунктами для политического и идеологического воздействия со стороны Золотой Орды на местное население.
Одними из таких городов были Маджары, Татаруп и Нижний Джулат. Их выгордное географическое положение в окружении богатых земледельческо-скотоводческих районов, высокий уровень развития ремесел (металлургия, металлообработка, ювелирное дело, керамическое производство, обработка кож, ткачество и др.), наряду с некоторыми другими факторами, способствовали развитию широких торговых связей этих городов. Значительной была их роль и как транзитных перевалочных пунктов. Судя по многочисленным находкам монет и различных импортных предметов, особенно интенсивную торговлю вел город Маджары.
Торговля велась не только с соседними народами Северного Кавказа и другими городами Золотой Орды, но и со Средней Азией, Закавказьем, Русью, Италией, Испанией, Ираном, Китаем, Индией. Главным образом ввозились предметы роскоши, пряности, стеклянная посуда, определенные виды поливной керамики, китайские зеркала, изделия из фаянса и янтаря и т.д. вывозились некоторые виды производства местных ремесленников, продукты земледелия и скотоводства. Широкий размах получила работорговля, развитие которой было связанно с постоянными войнами т грабительским походами золотоордынских ханов, а также с деятельностью генуэзских колоний, развернувших интенсивную скупку и перепродажу невольников.
Завоевания татаро-монголов, как отмечалось выше, сыграли крайне отрицательную роль в судьбах всех народов Северного Кавказа. Экономическое развитие стран, по территории которых прошли татаро-монгольские орды, было отброшено далеко назад, хозяйству был нанесен не поправимый урон. Упадок земледелия, угон ремесленников и уничтожение ремесленных мастерских было явлением повсеместным. Цветущие и много людные города и ремесленные центры Северного Кавказа, как и других соседних стран, лежали в развалинах. Было бы не верно видеть во всем этом неизбежные последствия только военных действий. Уничтожение городов и сел, массовое истребление населения были для завоевателей продуманными, заранее предусмотренными и систематически реализуемыми акциями.
Походы через Северный Кавказ, рейды во внутренние его районы, неоднократные столкновения на территории Предкавказья войск Золотой Орды пагубным образом отразилось на экономике, культуре, социальном развитии хозяйственной деятельности этих народов.
Низменные земледельческие районы целиком были превращены в кочевья золотоордынцев.
Выше указывалось, что основная масса уцелевших после татаро-монгольских погромов нашла убежище в нагорной части Северного Кавказа. Естественно, что на новом месте они не могли, как в низменных районах, заниматься плужным земледелием.
В результате опустошительных нашествий татаро-монгольских орд и связанных с этим перемещений коренного оседлого населения в значительной степени изменилась и политическая карта Северного Кавказа. Одни этнические общности и государственные преобразования распались, другие в силу ряда внутренних и внешних причин возвысились, и, что особенно характерно, увеличилась численность самоуправляющихся союзов сельских общин.
1. Тизенгаузен В.Г. «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды». Москва 1941г. том 1, стр. 231, 283.
2. «Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука». Санкт - Петербург, 1911г. стр. 28, 88
3. Козубский Е.И «История города Дербента».1906г. стр. 49-50
4. Лавров Л.И «Эпиграфические памятники Северного Кавказа». Часть 1, стр. 118, 196-198.
5. Гадзо А.В. «Этническая история Северного Кавказа X-XIIIвв.». Санкт – Петербург 1994г.