Россия между Востоком и Западом
РОССИЯ.
МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
0, Запад есть Запад,
Восток есть
Восток, и с Mест они не сойдут.
Пока не предстанет Небо с Землей
на Страшный Господень Суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что —
племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу
У края земли встает?
«Баллада о Востоке и Западе», Джозеф Редьярд Киплинг
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Только в России духовности исток!
Автограф поэта из Киплинговского архива Академии Лагадо:
ВВЕДЕНИЕ
Почему в реферате культура рассматривается с религиозной точки зрения?
1. Все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру.
2. Логически понятия “культура” и “религия” связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически (в сфере отношений ценности и оценки) они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии.
«Проблема Востока и Запада, в сущности, всегда была основной темой всемирной истории, её осью», — писал Н.А.Бердяев в 1918 г. На полвека раньше Н.Я.Данилевский признал: «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями». Это противопоставление ассоциируется с антитезами: рацио-интуицио, деяние-созерцание, элементаризм-холизм. Запад — это линейное время, горизонтальные отношения, внутренняя (непроявленная) духовность; Восток — цикличное время, вертикальные отношения, внешняя (проявленная) духовность.
Географическое положение России таково, что «раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим — на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум» (Чаадаев П.Я. Философские письма). Несомненно, «Обсуждение российского развития всегда начинается с определения места России между Востоком и Западом» (Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии).
В реферате сделана попытка понять:
- во-первых, как проявила себя религия в той или иной культуре (большую часть истории человечества религия культуру попросту определяла);
- во-вторых, как связаны с религией наиболее своеобразные проявления каждой конкретной культуры,
- в-третьих, как религия представлена в том вкладе, который внесла данная культура в вершинные проявления человеческого духа, в духовную сокровищницу человечества.
1. ВОСТОК, ЗАПАД И РОССИЯ
В Библии написано, что, когда народы земли объединились в общем энтузиазме для осуществления дела неугодного Богу и начали строить башню высотой до неба, Господь воспрепятствовал такому их объединению, смешав языки, почему люди перестали понимать друг друга и вынуждены были разделиться на племена и народы и разойтись по земле. Можно думать, что слово «языки» следует понимать не только в узколингвистическом смысле, но и в смысле ментально-логическом, что означает еще и смешение и разделение по типу менталитета, по некоторой изначальной схеме мышления и типу восприятия бытия. Люди, относящиеся к разным ментальным типам, даже если они говорят на одном и том же языке, с трудом друг друга понимают и вряд ли смогут надолго и прочно объединиться для совместного осуществления какой-либо идеи, какого-либо строительства.
Восток, Запад и христианство
Одним из самых глобальных таких мировоззренческо-ментальных разделений является с незапамятных времен существующее разделение между Востоком и Западом, двумя половинами мира. П.Я.Чаадаев писал:
«Мир искони делился на две части – Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа: это – два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода. Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе… тем не менее и в той, и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях»#"_ftnref2">#"_ftnref3">#"_ftnref4">#"_ftnref5">#"_ftnref6">#"_ftnref7">#"_ftnref8">#"_ftnref9">#"_ftnref10">#"_ftnref11">#"_ftnref12">#"_ftnref13">#"_ftnref14">#"_ftnref15">#"_ftnref16">#"_ftnref17">#"_ftnref18">#"_ftnref19">#"OLE_LINK2">славянофилов и почвенников – с одной стороны, и западников – с другой. В ХХ веке эта полемика продолжалась и в среде русской эмиграции, и в советской России, которая, несмотря на катастрофическую и, казалось бы, случившуюся под влиянием западных идей трансформацию 1917 года, сделалась по отношению к Западу даже еще более оппозиционной, чем Россия царская. И в настоящее время, после крушения коммунизма, проблема эта не утеряла своей остроты.
Отношения к Западу русских мыслителей были сложными – они колебались в широком диапазоне между неумеренным почитанием и яростным отрицанием. Из двух этих позиций – восторженной и критической - больший интерес представляет последняя - по той причине, что она в своей критике глубоко и разносторонне рассматривает пути западной религиозной и культурной эволюции, сравнивает их с путями христианского Востока, выявляет проблемы и подвергает их всестороннему анализу, тогда как позиция западническая, как правило, не видит всех этих проблем и не занимается ими, но лишь примитивно и слепо принимает Запад за образец и идеал. Представители критического направления видят в своем анализе не только слабые места Запада и его ошибки, но также его заслуги и достижения, что делает их позицию гораздо более глубокой, здравой и объективной, чем позиция неумеренных и поверхностных почитателей Запада. Нужно сказать, что примитивизм западнической позиции стал очевиден к концу XIX века, и все значительные мыслители ХХ века занимают по отношению к Западу позицию объективно-критическую#"_ftnref21">#"_ftnref22">#"_ftnref23">#"_ftnref24">#"_ftnref25">#"_ftnref26">#"_ftnref27">#"_ftnref28">#"_ftnref29">#"_ftnref30">#"_ftnref31">#"_ftnref32">#"_ftnref33">#"_ftnref34">#"_ftnref35">#"_ftnref36">#"_ftnref37">#"_ftnref38">#"_ftnref39">#"_ftnref40">#"_ftnref41">#"_ftnref42">#"_ftnref43">#"_ftnref44">#"_ftnref45">#"_ftnref46">#"_ftnref47">#"_ftnref48">#"_ftnref49">:#"_ftnref50">#"_ftnref51">#"_ftnref52">:#"_ftnref53">#"_ftnref54">#"_ftnref55">#"_ftnref56">#"_ftnref57">#"_ftnref58">#"_ftnref59">#"_ftnref60">#"_ftnref61">#"_ftnref62">#"_ftnref63">#"_ftnref64">#"_ftnref65">#"_ftnref66">#"_ftnref67">#"_ftnref68">#"_ftnref69">#"_ftnref70">#"_ftnref71">#"_ftnref72">#"_ftnref73">#"_ftnref74">#"_ftnref75">#"_ftnref76">#"_ftnref77">#"_ftnref78">#"_ftnref79">#"_ftnref80">#"_ftnref81">#"_ftnref82">#"_ftnref83">#"_ftnref84">#"_ftnref85">#"_ftnref86">#"_ftnref87">#"_ftnref88">#"_ftnref89">#"_ftnref90">#"_ftnref91">#"_ftnref92">#"_ftnref93">#"_ftnref94">#"_ftnref95">#"_ftnref96">#"_ftnref97">#"_ftnref98">#"_ftnref99">#"_ftnref100">#"_ftnref101">#"_ftnref102">#"_ftnref103">#"_ftnref104">#"_ftnref105">#"_ftnref106">#"_ftnref108">#"_ftnref109">#"_ftnref110">#"_ftnref111">#"_ftnref112">#"_ftnref113">#"_ftnref114">#"_ftnref115">#"_ftnref116">#"_ftnref117">#"_ftnref118">#"_ftnref119">#"_ftnref120">#"_ftnref121">#"_ftnref122">#"_ftnref123">#"_ftnref124">#"_ftnref125">#"_ftn33">1. #"_ftn59">2. #"_ftn122">3. #"_ftn80">4. #"_ftn91">5. #"_ftn27">6. #"_ftn24">7. #"_ftn116">8. #"_ftn40">9. #"_ftn53">10. #"_ftn25">11. #"_ftn89">12. #"_ftn13">13. #"_ftn21">16. #"_ftn101">17. #"_ftn29">18. #"_ftn77">19. #"_ftn14">20. #"_ftn68">21. #"_ftn110">22. #"_ftn108">24. #"_ftn88">25. #"_ftn120">26. #"_ftn123">27. #"_ftn105">28. #"_ftn90">29. #"_ftn84">30. #"_ftn43">31. #"_ftn45">
32. #"_ftn119">33. #"_ftn95">36. #"_ftn31">38. #"_ftn39">39. #"_ftn7">41. #"_ftn18">42. #"_ftn1">43. #"_ftn30">44. #"_ftn15">45. http://ruidea.narod.ru/5.html - _ftnref15Шубарт В. Европа и душа Востока.
46. Эрн В.Ф. Борьба за Логос.