Россия на рубеже веков
Контрольная работа
«Россия на рубеже XX–XXI веков»
Наша работа посвящена изучению истории России рубежа XX–XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.
Рубеж веков во многом знаковый для нашей страны период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.
События октября 1993 года, Экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформация экономики России начала 2000-х годов, возвращение в стране статуса супердержавы в глазах мирового сообщества, экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не в полной мере завершенный и сейчас, – вот лишь неполный список знаковых событий этого исторического этапа
Изучение истории России рубежа XX–XXI веков позволит нам, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время. Этим определяется актуальность нашей работы.
Для решения основной цели – изучения знаковых событий в истории России рубежа веков, ставятся следующие частные задачи:
– изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х гг.;
– понять социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике;
– проследить основные тенденции взаимоотношений России со странами СНГ;
– выявить основные проблемы России, ставшие перед ней в процессе ее интеграции в мировое сообщество (в частности изучить аспекты взаимоотношений России с НАТО, ЕЭС, странами азиатско-тихоокеанского региона;
– оценить основные перспективы развития России в XXI веке.
Настоящие задачи формируют структуру нашей работы, которая состоит из введения, основной части (состоящей из пяти пунктов), заключения и списка использованной литературы.
1. Радикальные экономические реформы в начале 1990-х годов
Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. Ознакомимся с ними подробнее.
Экономика Советского Союза была ярко выраженной сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства, активная и определяющая роль государства в экономике вели как к положительным результатам, так и к отрицательным[1]. Последние тенденции особенно возобладали в конце 80-х годов XX века, когда в Советском Союзе началась так называемая «перестройка».
Экономика Советского Союза оказалась в глубоком кризисе. Действия государства по разрешению этой ситуации были минимальны и ограничивались искусственным ограничением инфляционных процессов, привлечением кредитов, увеличением экспорта природных ресурсов. Такие действия не снимали нависших над экономикой государства проблем, а лишь оттягивали их разрешение[2].
В июне 1991 года РСФСР приняла декларацию о независимости, а в конце этого года Советский Союз прекратил свое существование. Суверенная Россия оказалось в первые месяцы своей независимости в состоянии глубокого экономического коллапса, выйти из которого, по мысли людей которые оказались «у руля» российской экономики было возможно только радикальными экономическими преобразованиями, которые затрагивали сами основы сложившейся в Советском Союзе экономической системы.
1 января 1992 года Правительством Российской Федерации было отменено регулирование цен государством. Фактически сразу дала о себе знать, так называемая «скрытая» инфляция, которая перешла в гиперинфляцию. Положительным аспектом этой реформы было то, что фактически сразу был ликвидирован дефицит потребительских товаров, так как в действие ввелись извечный экономический закон «спроса и предложения».
Указанные реформы вызвали глубокий раскол как в обществе, так и в органах власти Российской Федерации, что, в свою очередь, привело к открытому конфликту в октябре 1993 года, который закончился разгоном Верховного Совета – высшего органа власти России по конституции 1978 года. В этом же месяце прекращаются полномочия Советов всех уровней – органов власти по уже упоминаемой конституции.
Эти события, которые в настоящее время оцениваются, в целом, как антиконституционные (со стороны действующего Президента России Бориса Ельцина)[3], закончились принятием новой Конституции в декабре 1993 года, которая, в целом, закрепляла положение вещей де-факто сложившееся с октября 1993 года, и создали необходимую нормативную базу для проведения новых экономических реформ.
В первой половине 90-х годов большинство предприятий, которые до этого находились в народной собственности, было денационализировано путем, так называемой приватизации, а также через ряд залоговых аукционов. Эти действия создали основу для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, однако не смогли решить все экономические проблемы государства, а также уменьшит государственный долг России.
Как следствие частичного решения проблем, в августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис 1998 года привел к дефолту – отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие привело к усугублению экономического положения большинства граждан.
В то же время отметим, что падение курса рубля повысило конкурентоспособность Российской экономики, что дало положительные тенденции для развития российской экономики в начале 2000-х годов (с этого периода наблюдается устойчивый экономический рост, вплоть до 2008 года).
В современной историографии по разному оцениваются итоги радикальных экономических реформ начала 90-х годов. Бесспорно, что эти реформы крайне критично оценивались населением России как в 90-е годы, так и с позиции современной ситуации. Эти реформы привели к крайней поляризации общества, а также к ряду проблем социального и политического характера.
В качестве примера одной из крайних точек зрения та рассматриваемый вопрос, приведем точку зрения петербургского историка, доктора наук Игоря Фроянова[4], изложенную им в монографии «Падение в бездну», а также в ряде других публикаций. Ученый на основании анализа большого фактологического материала оценивает рассматриваемые нами реформы в качестве преступления против народа России.
В качестве другого полюса зрения можно привести работы современных экономистов, которые не отрицая, во многом негативный характер последствий реформ для большинства населения, однако доказывают, что действия российских реформаторов (Е. Гайдар, А. Чубайс) были единственным выходом из той экономической ситуации, которая сложилась в экономике Советского Союза в последний период его существования[5].
В целом можно заключить, что реформы начала 90-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны – они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического роста, наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов.
В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества[6].
Первое последствие, о котором мы уже упоминали – это тотальное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность, например, упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз.
Свернулись или ликвидировались множество государственно-финансируемых проектов которые реализовывались в Советском Союзе. Особенно это актуально для таких бюджетных отраслей экономики как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична.
Еще одно последствие перехода к рыночной экономике – это коренная ломка сознания россиян. В новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова.
Негативные последствия рыночных реформ прямым образом сказались и на демографической ситуации в России. начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов).
Еще один аспект, на котором стоит остановиться – это так называемая маргинализация общества и появление таких проблем, о которых в Советском Союзе или предпочитали не говорить, или они были относительно неактуальны. В первую очередь мы говорим о наркомании, росте преступности (в том числе и организованной), алкоголизме, появлению так называемых «бомжей» и т.д. и т.п.
Отличительной чертой социального развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции – учителя, врачи оказались в экономическом плане или за чертой бедности, или очень близко от нее.
В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.
Еще один значимый аспект для истории России рубежа веков – это ее взаимоотношения со странами СНГ.
Как известно, Советский Союз был федерацией 15 республик, однако роль и место РСФСР в этом государственно образовании была совершенно особой. Начнем с того, что столица СССР располагалась в столице РСФСР – городе Москва. Советский Союз, для многих иностранных государств ассоциировался именно с Россией.
Например, в западном общественном мнении было широко распространена точка зрения о том, что СССР – это своего рода продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными, формальными образованиями.
Такая точка зрения получила распространение также и в националистических кругах республик Советского Союза в конце 80-х годов. Это было вызвано с тем, что многие негативные моменты в истории Советского Союза – массовые репрессии 30-х годов, депортация целых народов 40-х и так далее в сознании жителей Советских республик, во многом ассоциировались именно с Россией.
Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.
Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.
Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.
В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.
В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.
Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Это, в ряде случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.
Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.
Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.
Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.
В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.
В настоящей части нашего изложения мы изучим комплекс вопросов, связанных с вхождением России в мировое сообщество[7].
Россия (РСФСР) до 1991 года, фактически не была участником международных отношений и формально не входила даже в ООН (в отличие от, например, Белоруссии и Украины).
Обретение Россией независимости, вступление ее в ООН, рыночные реформы российского руководства начало 90-х годов – все это с определенной остротой поставило вопрос об интеграции России в мировое сообщество.
Обусловлено это было рядом факторов. Рассмотрим их подробнее. В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России.
Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.
В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно – технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.
Однако, Россия оказалась слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Для изменения указанной ситуации значимой оказывается проблема интеграции России в мировое сообщество и хозяйство.
Наиболее значимый инструмент такой интеграции – вступление России в ВТО.
Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО.
В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО. В 2000-х годах эти переговоры продолжались, однако основной своей цели – вступление России в ВТО и тем самым образом интеграция ее в мировое экономическое сообщество достигнута не была.
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны:
Что получит Россия, присоединившись к ВТО?
Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?
Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы?
Однозначного ответа на эти вопросы дано не было и это становится еще одним фактором, из-за которого Россия и по сей день нее вступила в ВТО.
Процессы интеграции в России в политические международные структуры происходил гораздо легче. В мировом сообществе, в целом, не обсуждалась большая роль России в современном мире. Исходя из этого, Россия была привлечена в качестве полноправного члена многих организаций, в том, числе и например в клуб «большой восьмерки» – сообщество наиболее экономически развитых стран мира, член АСЕАН, БРИК и т.д.
Таким образом, можно заключить, что Россия, в целом, проводит активные переговоры с целью интеграции в мировое сообщество. Политические результаты этой деятельности пока выше, так как вступление России, например в ВТО, фактом еще не стало. Однако это не мешает Росси строить партнерские и взаимовыгодные экономико-политическские отношения со странами Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона.
Итак, Россия вступила в двадцать первый век в новом качестве – в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой. Оценим перспективы Российской Федерации в текущем столетии.
На наш взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов, которые мы обозначим.
Во-первых, Россия – это самое большое государство мира, с громадным ресурсным потенциалом. Роль России как поставщика энергетических ресурсов, по оценкам специалистов, будет только возрастать. Кроме того имеющаяся ресурсная база позволяет вести Российской федерации множество экономических проектов, важных в контексте всего мирового хозяйства.
Во вторых Россия – это значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций – СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организаций весьма сильны;
В-третьих Россия – это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. Кроме того, Россия пользуется исторически-обусловленным авторитетов в различных мировых регионах, что делает ее партнером при решении разного рода региональных конфликтов.
В-четвертых необходимо отметь очень высокую роль и влияние России на пространстве бывшего СССР. С большинством государств – бывших членов СССР, Россию связывают активные экономически связи и общая инфраструктура.
В-пятых отметим экономический потенциал России, который стал проявляться в 2000-е годы, когда экономика России признавалась одной из наиболее активно-развивающихся. В скобках можно сказать, что возможное вступление России в ВТО, а также другие интеграционные процессы, имеющие место быть в настоящее время, позволят Росси в перспективе занимать гораздо более значимое место в мировом хозяйстве.
Теперь, на основании поставленных нами целей и задач, подведем основные выводы нашей работы.
Итак, рубеж веков во многом знаковый для нашей страны период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились, наверное, на каждом из граждан России.
Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. В целом, реформы начала 90-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны – они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического роста наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов.
Отметим, также, что указанные экономические реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.
Кратко охарактеризовав, таким образом, внутреннюю политику России указанного исторического периода, мы перешли к рассмотрению ее внешней политики. Они развивались исходя из двух приоритетов. К первому относили отношения России со странами СНГ, ко второму проблемы интеграции России в мировое сообщество. Основные выводы здесь таковы:
– отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.
– Россия, в целом, проводит активные переговоры с целью интеграции в мировое сообщество. Политические результаты этой деятельности пока выше, так как вступление России, например в ВТО, фактом еще не стало. Однако это не мешает Росси строить партнерские и взаимовыгодные экономико-политическские отношения со странами Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона.
В целом, можно заключить, что, на наш взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов.
Список использованной литературы
1. Владимирова О.В. История России в XX–XXI веках (1941–2009). – М.: Весть, 2010. – 383 с.
2. Геннадиев В.К. Россия в 90-е годы XX века. Обзор социально-экономической истории. – М.: АСТ, 2004. – 230 с.
3. Петраков Н., Перламутров В.В. Россия – зона экономической катастрофы // Вопросы экономики. – 1996. – №3. – С. 65–72.
4. Ли В.Ф. Россия и мировое сообщество в условиях глобализации // Отечественная история. – №5. – 2003. – С. 24–35
5. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. СПб: Питер, 2000. – 560 с.
[1] По: Петраков Н., Перламутров В.В.. Россия – зона экономической катастрофы // Вопросы экономики.-1996.- № 3. - С. 65-72.
[2] Фроянов И. Я. Погружение в бездну. СПб: Питер, 2000. С. 56.
[3] Фроянов И. Я. Погружение в бездну. СПб: Питер, 2000. С. 156.
[4] Фроянов И. Я. Погружение в бездну. СПб: Питер, 2000.
[5] Геннадиев В.К. Россия в 90-е годы XX века. Обзор социально-экономической истории. - М.: АСТ, 2004. – 230 с.
[6] Данные приводятся по: Петраков Н., Перламутров В.В.. Россия – зона экономической катастрофы // Вопросы экономики.-1996.- № 3. - С. 65-72.
[7] Приводится по: Владимирова О.В. История России в XX-XXI веках (1941-2009). – М.: Весть, 2010. – 383 с.