Россия в 90-е гг.
"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения своей независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооружёнными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.
Президент страны заявил о своём стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.
Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар, возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.
Программа реформ включала следующие направления:
либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;
свобода торговли;
проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;
жёсткие меры налогового обложения.
Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.
Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:
преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;
высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.
Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.
Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.
С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоёмкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.
Приватизация. Она охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который бы стал опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.
Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и её роста. Но московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счёт полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.
Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.
По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказались тяжёлая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн. чел. населения) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.
Резкое снижение социальной защищённости граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн. чел. ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.
В стране всё больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, учёного и др.
Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учётом национальных традиций и находиться под контролем общества.
Противостояние двух ветвей власти. С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоёв общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально-демократического и державно-коммунистического.
В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок "Российское единство", который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1992 г.
В референдуме приняли участи более 69 млн. чел. (65% от общего числа граждан), в целом граждане России поддержали президента Б.Н. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчёта голосов позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ.
Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сот человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала всё более опасный характер.
Противостояние властей обострилось осенью 1998 г. К этому времени был подготовлен проект новой Конституции Российской федерации, который предоставлял президенту всё более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой конституции.
Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Это был антиконституционный шаг со стороны президента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведён новый президент - А.В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нём отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ президента расценивался как "государственный переворот". Охрану Белого дома и депутатов, находившихся в нём, взяли на себя сторонники оппозиции.
2 - 3 октября 1993 г. в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, а также неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В Москве было объявлено чрезвычайное положение и введены войска.
Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне президента. 4 октября после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были убитые и раненые.
События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. "Чёрный октябрь" разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придёт на смену Советам.
На 12 декабря были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Неожиданностью стал успех Либерально - демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).
Важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Госдумы Договора об общественном согласии, провозглашавшего гражданский мир до проведения следующих выборов 1996 г.
Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин.
Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана президентом.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.
Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе народным голосованием были закреплены правомочия президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. получила формальное одобрение на своё существование 30 млн. российских граждан из 106 и 72 регионов из 89.
Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.
Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего, это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могли не вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.
Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.
В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краёв, областей. Это уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.
В январе 1994 г. президент провёл реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства, - так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредотачивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от высших президентских органов до местных администраций. Министерства и имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.) контролируются президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.
Подобная концентрация власти, характерная для президентской республики, вызывает опасения у многих политических сил. Может вызвать тревогу тот политический деятель, который попытается воспользоваться возможностями новой Конституции для создания авторитарного режима. Аргументом в пользу поворота к авторитаризму является перспектива роста политической нестабильности, связанная с формированием новой многопартийности. Государственная дума испытывает влияние партийных страстей - столкновение фракционных интересов, конфликты личностей и групп.
Верхняя палата - Совет Федерации - оказалась более защищённой от влияния партийных интересов и конфликтов. Но здесь ощутимо влияние местных элит, региональных политических партий и блоков.
По своему персональному составу российское правительство является коалиционным. Процедура его формирования, учитывающая деловые качества кандидатов на министерские посты, характерна для беспартийного правительства.
Чеченский кризис (1994 - 2000 гг.). Политическая обстановка 1994 - 1995 гг. была относительно спокойной. 28 апреля 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии, в котором говорилось об исключении возможности разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах.
Развитие общественной жизни было нарушено вводом российских войск на территорию Чечни.
В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Ещё осенью 1991 г. там был распущен Верховный Совет и в конце октября этого года проведены выборы президента Чеченской республики. Президентом Чечни стал генерал в отставке Д. М. Дудаев. 1 октября он объявил о государственном суверенитете Чеченской республики. Следом за этой акцией последовал указ президента РФ о введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии. В свою очередь Д.М. Дудаев ввёл в Чечне военное положение.
11 декабря 1994 г. в республику были введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства Обороны РФ с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на её территории. Началась военная операция федеральных войск в Чечне. С 31 декабря по 1 января 1995 г. проходил штурм г. Грозного российскими войсками. 19 января был взят президентский дворец. Но на этом война не закончилась, а стала приобретать затяжной характер. В феврале 1996 г. Б.Н. Ельцин признал ошибочность своего решения о вводе войск в Чечню. В ноябре 1996 г. российское и чеченское руководство подписали соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных войск из Чечни и проведение в республике новых президентских выборов.
27 января 1997 г. новым президентом Чечни был избран А. Масхадов - сторонник национальной независимости Чечни. Весной между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений, но вопрос о выходе Чечни из состава России был отложен.
К осени 1999 г. возникла проблема терроризма не Северном Кавказе. Чеченские боевики захватывали заложников, устраивали взрывы и погромы. Федеральное правительство начало бороться с террористами силовыми методами, что привело к началу второй чеченской войны. К весне 2000 г. широкомасштабные боевые операции в Чечне были прекращены. Но боевики продолжают проводить террористические акты и диверсии. Правительство России поставило задачу восстановления в Чечне экономической и социально - политической жизни.
Выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы. 17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырём из них удалось преодолеть 4% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер - министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение "Выбор России", получив менее 5% голосов.
Эти выборы показали, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны.
На 16 июня 1996 г. были назначены выборы президента, и политические силы страны приступили к их подготовке. Основными соперниками были действующий президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура отдали голоса Б.Н. Ельцину 37,02%, а Г.А. Зюганову - 27,73%.
Осенью 1996 г. в 50-ти российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в своё время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы.
Итоги "первой пятилетки" новой России. Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%.
Разочарование охватило большинство граждан, на глазах которых происходит расцвет коррупции и преступности. Сильно довлела над правительством России идея отказа (под видом борьбы с монополизмом) от государственной поддержки крупного производства. Осуждалось и государственное регулирование. Под видом приватизации происходит выкорчёвывание крупных объединений и концернов. Были нарушены естественные связи между предприятиями, результатом чего стали остановка производства и безработица.
Произвол в экономике под лозунгом народной приватизации привёл к тому, что стоимость национального богатства страны была явно занижена.
Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг. на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась.
Свёрнуты были и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика расстроила финансовое состояние отрасли.
"Островком" в Российской Федерации, где не было допущено падения производства продуктов питания, является Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.
Экономическое и социально - политическое положение России во второй половине 90-х гг. Социально - экономическое положение России во второй половине 90-х гг. продолжало ухудшаться. Весной 1997 г. обновлённое правительство В.С. Черномырдина разработало основные направления своей деятельности, связанное с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата. Кабинет министров принял решение об отмене неоправданных таможенных и налоговых льгот.
Катастрофическое положение складывалось в финансовой сфере, в связи с чем был принят закон о секвестировании расходов федерального бюджета (сокращение государственных затрат). Правительство В.С. Черномырдина предприняло некоторые меры для выхода из опасного финансового кризиса. С этой целью была произведена номинация рубля и принят закон о банкротстве. В 1998 г. В 1998 г. дважды по инициативе Б.Н. Ельцина произошла смена правительства.
В августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис. 17 августа правительство и Центральный банк РФ сделали заявление о финансовом положении и путях выхода из создавшейся ситуации, объявив о банкротстве страны и установлении моратория на выплату долгов зарубежным банкам. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошёл кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
В сентябре 1998 г. новым главой правительства стал Е.М. Примаков. Правительство отошло от реформаторского натиска и перешло к гибкому политическому маневрированию. Правительство снизило налоговую нагрузку на промышленность, сократило налоги на прибыль и добавленную стоимость. Были установлены льготы по выведению из-под налогообложения средств предприятий, инвестируемых в развитие производства, модернизацию и внедрение новой техники. На прилавках магазинов появились отечественные товары ("реформаторы" искусственно сделали неконкурентноспособной большую часть отечественной продукции).
Были предприняты меры по поддержке экспорта российской продукции, усилению контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и открытых акционерных обществ, по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
К числу кадровых решений правительства Е.М. Примакова следует отнести усиление руководства государственного комитета "Росвооружения".
Правительство решало сложные задачи в условиях ограничения зарубежных кредитов, саботажа ряда чиновников, информационной войны, развязанной обиженными олигархами. Это было сильное правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.
В мае 1999 г. Е.М. Примакова сменил С.В. Степашин, которому на смену летом этого же года пришёл В.В. Путин, названный преемником Б.Н. Ельцина.
Новое правительство также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др.
19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; "Отечество - вся Россия" - 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%.
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил об уходе с поста президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности президента стал премьер- министр В.В. Путин.
На президентских выборах В.В. Путин одержал победу. В своей предвыборной кампании он определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики он исходил из национальных интересов страны.
Среди первых шагов на посту президента стала реформа федеральной власти, согласно которой создавалось 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента России. Был предложен проект реформирования Совета Федерации.
Кабинет министров, возглавленный М.М. Касьяновым, принял правительственную программу на 10 лет, включающую реформирование налоговой системы, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, принятие земельного кодекса. Также предполагается реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.
Выводы. В постперестроечный период Россия перешла к складыванию рыночных отношений, т.е. начала новый этап модернизации экономики, на пути к которой встретились большие трудности и были допущены серьёзные ошибки со стороны политического руководства страны. За десятилетие преобразований возникли острые социальные проблемы, вызвавшие раскол общества на бедных и богатых.
Реформирование страны не завершено. Следует сделать ещё много для того, чтобы построить правовое государство и обеспечить достойную жизнь каждому человеку.
Ослабление позиций России на международной арене. После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР в Организации Объединённых Наций. К началу 1992 г. она была признана 131 государством мира. Но место и роль России в системе международных отношений изменились. Снизилась внешнеэкономическая активность России.
Во взаимоотношениях со странами "ближнего зарубежья" возникли трудности. Между Российской Федерацией и Грузией обострились противоречия, связанные с нечёткой позицией России в грузино-абхазском конфликте. Разногласия возникли и с Украиной по вопросам раздела Черноморского флота и Крыма, завоёванного во второй половине ХVIII Россией и переданного Н.С. Хрущёвым в 1954 г. Украине. Во взаимоотношениях со странами Балтии камнем преткновения стала проблема русскоязычного населения. Россия лишилась союзников в Восточной Европе.
Важным направлением внешней политики России является развитие отношение со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), представляющими новую форму сотрудничества республик бывшего СССР. Эти страны получили международное признание и поддержку.
Россия и Запад. Укреплению и расширению связей России на международной арене способствовали визиты Б.Н. Ельцина в Англию, Италию, Канаду, Францию, США в конце 1991 - 1992 гг.; Индию - январь 1993 г.; его регулярные встречи с руководителями ведущих мировых держав.
Руководство России предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахт пусковых установок, заявила о сокращении Вооружённых сил на 700 тыс. чел.
В начале февраля 1992 г. на встрече в Кэмп-Дэвиде российский и американский президенты приняли Декларацию, в которой была зафиксирована новая формула взаимоотношений между странами: "Россия и США больше не рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения теперь характеризовались дружбой, партнёрством, основанных на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".
Основными вехами ликвидации "холодной войны" стали: заключение договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ - 2) в декабре 1992 г., предусматривавшего взаимное сокращение Россией и США к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по СНВ - 1; визит Б.Н. Ельцина в США в сентябре 1994 г.; вывод российских войск из Германии (август 1994 г.).
Большие сдвиги были достигнуты во взаимоотношениях с Францией, Великобританией, Италией, Германией. Россия стала участником ежегодных встреч лидеров "большой семёрки" - ведущих развитых стран, где обсуждаются важные экономические и политические вопросы. Россия пока не имеет статуса полноправного участника. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы.
Россия - Восток. Важной вехой в восточном направлении внешней политики стали визиты президента России в Китай, улучшение отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии. Новое состояние стагнации в целом находятся и в отношениях со странами восточных государств и некоторых стран Азии и Африки.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/