Русская культура ХVIII в.: от петровских инициатив к "веку просвещения"
Характерной особенностью русского культурного развития петровской эпохи был светский характер культуры, ослабление духовного господства Церкви в обществе.
Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.
Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.
Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.
Правительство создаёт систему закрытых сословных учебных заведений. В 1731 г. открывается Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров армии и флота. В 1764 г. начинается обучение в Смольном институте благородных девиц. В 1779 г. при Московском университете создаётся Благородный пансион. Система закрытых учебных заведений второй половины ХVIII в. была рассчитана на реализацию теории просветителей о "воспитании новой породы людей".
Сословными учебными заведениями становятся духовные семинарии и академии. Для купечества была открыта коммерческая школа. Цифирные школы преобразуются в сословные школы солдатских детей, готовящих унтер-офицеров. Это были единственные школы для простого народа, и они тоже сыграли огромную роль в развитии русской культуры. Воспитанниками солдатских школ были будущий учёный С.П. Крашенинников, изобретатель И. И. Ползунов, архитектор И.Е. Старов, скульптор М.И. Козловский, художники А.П. Антропов и А.М. Матвеев. В 1786 г. учреждаются 4-х классные народные училища.
Система сословного образования была нарушена созданием Московского университета (1755 г.) по инициативе М.В. Ломоносова. Студентами университета могли стать представители различных сословий, кроме крепостных крестьян. Университет предусматривал бесплатное обучение для 30 студентов и 100 гимназистов, обучающихся при нём. Славой и гордостью Московского университета был М.В. Ломоносов (1711 - 1755 гг.).
В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.
Создание системы образования различных уровней поставило задачу создания учебников для сети учебных заведений. Среди учебных пособий важную роль сыграли "Арифметика" Л.Ф. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Именно эти книги русский энциклопедист М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учёности". Перу самого М.В. Ломоносова принадлежит целая серия учебников по физике, металлургии, риторике. Учебники на мировом уровне создают: Д. Аничков по математике, В.Ф. Зуев по естествознанию, Х.А. Чеботарёв по географии, П.И. Страхов по физике и др.
В петровской России был заложен фундамент для развития различных отраслей науки, техники, культурных учреждений (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Петербурге была открыта Кунсткамера (музей) с коллекциями минералов, древних монет, предметов утвари и одежды многих народов, на основе которых позднее был создан Государственный этнографический музей. Ценные предметы были собраны в Военно-морском и Артиллерийском музеях.
В 1725 г. открывается Академия наук, которая вскоре займёт видное место среди других академий мира.
В области науки значительное место в течение всего века занимало изучение производительных сил страны. Огромное значение имела Великая северная экспедиция, организованная Академией наук в 20-50-е гг. Возглавляемая С.Г. Малыгиным, Д. Я. Лаптевым и другими исследователями, она изучила побережье Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. Экспедиция В. Беринга и А.И. Чирикова исследовала северо-восток Азии и северо-запад Америки. Всестороннее обследование и описание Камчатки осуществил С.П. Крашенинников. Им был собран большой материал о Сибири, её территории, природе, климате, реках, полезных ископаемых, населении, его быте, занятиях. Проводились и картографические работы.
Геологические изыскания, поиски руд, железных и медных, были связаны с нуждами производства.
В области механики своими изобретениями прославились многие российские мастера: И.И. Сердюков (по его проекту был исправлен Вышневолоцкий канал, построенный в своё время голландскими мастерами), А.К. Нартов (создал токарно-шлифовальный станок), И.П. Кулибин (разработал проект одноарочного моста через Неву, семафорный телеграф, протезы для инвалидов и др.) русский учёный-самоучка И.И. Ползунов (в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя).
В 1765 г. в Москве было организовано Вольное экономическое общество (ВЭО), которое, наряду с Академией, стало центром науки в стране. В изданиях ВЭО публиковались статьи по организации и ведению сельского хозяйства. Для развития агрономии и почвоведения большую роль сыграли работы А.Т. Болотова.
В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIIIв. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать. Так, сподвижник Петра I П.П. Шафиров создаёт "Рассуждения о причинах Свейской войны". В течение трёх десятилетий русский историк В.Н. Татищев работал над созданием пятитомной "Истории Российской", которая стала выдающимся явлением зарождавшейся исторической науки.
Всё новое, что появлялось в стране, отражалось и в общественной мысли. Последовательным пропагандистом реформ Петра I был Феофан Прокопович, вице-президент Синода. Его "Правда Воли Монаршей" - это гимн самодержавной власти. Талантливый экономист-самоучка И.Т. Посошков написал несколько книг, наиболее известной из которых является книга "Книга о скудности и богатстве", проникнутая мыслью о важности купечества для государства.
Во второй половине ХVIII в. в развитии общественной мысли характерны несколько направлений. Консервативное представлял М.М. Щербатов. Идеями просветительства была пронизана система учебно-воспитательных учреждений, проводником которой был И.И. Бецкой, а также творчество А. П. Сумарокова. Радикальное направление общественной мысли представлял Н.И. Новиков, издатель сатирических журналов "Трутень" и "Живописец". В 1790 г. А.Н. Радищев издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой прозвучала критика самодержавия и призыв к борьбе с ним и крепостничеством.
Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д. И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.
Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.
В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.
Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.
Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ремесленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов Петербурга, Царского Села, Петродворца, Останкина, Кускова, многочисленных особняков аристократии. В это время получают развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоустюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия.
ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко. Петербург отличался новым архитектурным стилем, для которого была характерна правильная планировка улиц, широкие проспекты, сады, цветники. Были созданы ансамбли дворцов и загородных резиденций царя и придворной знати. Началось строительство Петергофа с его знаменитыми фонтанами. Крупными сооружениями первой четверти ХVIII в. стали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание "Двенадцати коллегий".
Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли. Его выдающимися творениями являются перестроенный им Петергофский дворец, им же достроенный Екатерининский дворец в Царском Селе, церковь Андрея Первозванного в Киеве, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. В 50-е гг. началось строительство Зимнего дворца по его проекту.
Характерные черты русской архитектуры второй половины века нашли в творчестве В. И. Баженова. По его проекту в Петербурге был построен Михайловский замок, в Москве - Дом Пашкова. Другой русский зодчий - М. Ф. Казаков был автором большого числа общественных зданий и особняков помещиков в Москве: здание Сената в Кремле и Благородного собрания, старое здание Московского университета, а архитектуре Петербурга - Петровского дворца.
Творчество И.Е. Старова связано с классицизмом. Он построил Таврический дворец, собор Александро - Невской лавры. В самой столице и её окрестностях замечательные сооружения были построены иностранными архитекторами, почти всю жизнь проработавшими в России: Д. Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе и др.). Ч. Камерон создал интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, дворец в Павловске.
В области скульптуры созданы замечательные произведения. К шедеврам мировой скульптуры принадлежит памятник Петру I - знаменитый "Медный всадник" - гениальное произведение Э. Фальконе. Один из зачинателей русской скульптуры Ф.И. Шубин создал бюсты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского.
М.И. Козловскому принадлежит композиция "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная фигура Большого каскада фонтанов в Петергофе.
Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Своими портретами прославились Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий. Картины этих художников ныне украшают Русский музей и Третьяковскую галерею.
Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр. Наиболее известными были театр графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском. В крепостных театрах появился целый ряд талантливых актёров и актрис. Самой знаменитой была крепостная графа Н.П. Шереметева оперная певица П.И. Ковалёва-Жемчугова. Талантливым скрипачом был И.Е. Хандошкин, внук крепостного крестьянина. Он стал основоположником русской скрипичной школы.
Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.
Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало её связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/