Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках
Русская православная церковь и инославные и иноверные исповедания в
России в XVIII и XIX веках.
Русская православная церковь отличается от всех других поместных
православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-
католической, многомиллионным составом своих членов, обширностью
занимаемого ею пространства, разнообразием народностей, к которым
принадлежат ее члены, множеством установлений, входящих в ее устройство,
многосторонней самостоятельной деятельностью и отношениями к различным
поместным церквам. Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное
иерархическое устройство от Константинопольской церкви, она, в течение
более чем 9 веков своего существования, постепенно увеличивалась в своем
составе, развивалась в своем строе, приобретала самостоятельность и
независимость от константинопольской иерархии, и в XV веке стала
автокефальной. С 988 по 1589 г. она имела устройство митрополитанское, с
1589 по 1720 г. - патриаршее, а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе
устройства русской церкви стоит в Санкт-Петербурге Святейший
Правительствующий Синод (см. Синод). Он состоит из присутствия и
учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святейшего Синода,
составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти
самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах
Российской Империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам,
сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства,
управления и суда. Через Святейший Синод действует в управлении
православной русской церковью самодержавная верховная власть, учредившая
его по каноническом сношении с патриархами восточных православных церквей.
В определенных правилами Вселенской церкви, государственными законами
страны, целями и назначением православной веры пределах, Святейший Синод
обладает властью законодательной, распорядительной, административной,
надзирающей и судебной и сносится с управлениями поместных православных
церквей. Действуя под надзором представителя верховной государственной
власти - Синодального обер-прокурора, он сносится с правительствующим
Сенатом ведениями непосредственно, а с верховной властью и высшими
государственные и центральными установлениями - через посредство обер-
прокурора. Для осуществления разных видов власти по различным предметам и
сторонам церковной жизни (относительно учения, богослужения, суда,
управления и заведования должностями и учреждениями, учебными заведениями,
имуществом и прочим) при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге существуют:
Синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет, духовно-училищный советы,
хозяйственное управление, контроль и управления Синодальных типографий,
обер-прокурор и канцелярия его, два отделения в Москве и Тифлисе, под
названием Московской и Грузино-имеретинской Синодальных контор. Состоя под
высшей властью Святейшего Синода и его учреждений, как главного или
центрального духовного правительства, русская православная церковь
разделяется на епархии, которые имеют значение церковных административно-
судебных областей. Епархии в России учреждены и учреждаются вновь по
соглашению церковной и государственной власти. Пределы епархий, по общему
правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий
увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах
России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской
православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна
от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных
отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за
исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-
имеретинская Синодальная контора. Каждая епархия находится под
непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное
правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный архиерей
назначается, при соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские
епархиальные архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов
(неопределенное число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают,
независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в
епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и
правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и
руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми
предметами, учреждениями и должностными лицами. Он имеет право входить в
Святейший Синод с представлениями о необходимости изменений в действующих
законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать, в
согласии с общими правилами и законами, и в развитие их, руководящие
правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц,
утверждать уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для
духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя
русской епархии входят: епископ-викарий (в немногих епархиях - по 2 и даже
по 3), как помощник епархиального архиерея, кафедральный собор - для
священнослужения архиерея, духовная консистория (их 60) - для управления и
суда, епархиальный училищный совет - для заведования церковно-приходскими
училищами и школами грамотности, попечительство о бедных духовного звания -
для призрения заштатных священноцерковнослужителей, их вдов и сирот, и для
опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная академия (в 4 епархиях, с
900 студентами), духовная семинария (58, с 19 000 учащихся), духовные
училища (183, с 32 000 учащихся), епархиальные женские училища (49, с 13
300 учащимися) и женские училища духовного ведомства (13, с 2100
ученицами), архиерейский дом (их 66) и временные съезды епархиального
духовенства. В епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий:
епархиальные архиереи действуют здесь посредством состоящих при них
канцеляриях и переносят важные дела для окончательного разрешения и
утверждения в Грузино-имеретинскую Синодальную контору, которая имеет
значение общей для всех 4 епархий консистории. В трех епархиях существуют
духовные правления (холмское, великоустюжское и сарапульское), отчасти
имеющие значение консисторий. Епархии подразделяются на благочиннические
округа. Разделение епархии на округа и изменение их пределов зависит от
епархиального начальства. В каждом округе должно состоять от 15 до 35
приходских церквей. В благочинническом округе существуют должности
благочинного, депутата духовенства и духовника духовенства, в большей части
епархий, по распоряжениям епархиального архиерея - благочиннические советы,
а в некоторых - и съезды духовенства. Вне епархиального строя русской
церкви стоят церкви и духовенство ведомства придворного и военного, а также
монастыри-лавры (4) и ставропигиальные монастыри (6). Церкви и духовенство
придворного ведомства находятся в ведении духовника Их Величеств, военного
- в заведовании протопресвитера военного и морского духовенства, лавры и
ставропигиальные монастыри - в непосредственном ведении Святейшего Синода.
Церкви военного ведомства бывают переносные и постоянные; на военные суда
назначаются временно иеромонахи. Число православного населения в пределах
Российской Империи простирается до 80 миллионов обоего пола. Оно
распределяется по церквам - приходским, соборным, общественных и
государственных учреждений (учебных и благотворительных установлений,
полков, тюрем и т. п.) и монастырским. Приходов во всех епархиях ныне
числится около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без них - 720;
церквей при общественных и государственных учреждениях - около 2000.
Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500
послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К
церквам принадлежат миряне и лица белого духовенства; монашествующие
состоят в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных
заведениях. Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя
общества, для участия в заведовании имуществами и хозяйством церквей и для
благотворительной и духовнопросветительной деятельности. Духовенство белое
и монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному
вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население
(великороссы, малороссы и белорусы), занимающее по преимуществу внутренние
губернии империи, но рассеянное по всем областям и окраинам обширного
неизменного пространства государства. Русское население Империи в огромном
большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность
православной вере, закону Божию и церкви, любовь к храмам и богослужению. В
этих свойствах русского православного народа заключается неистощимый
источник стремлений его и русского правительства к "миру всего мира" и "к
благосостоянию и соединению всех церквей", о чем ежедневно молится
православная церковь. Приверженцы образовавшегося в русской церкви в конце
XVII века раскола, называющие себя староверами или старообрядцами,
разделяются на несколько, неодинаковых по числу приверженцев, групп. Эти
группы - поповцы, беглопоповцы и беспоповцы. Общее их число, по отчету обер-
прокурора Святейшего Синода за 1894 и 95 годы, простирается до 13
миллионов. Особенно сильна числом приверженцев, материальным богатством,
множеством моленных и организацией, сходной с устройством православной
церкви, категория старообрядцев, "приемлющих австрийское или белокриницкое
священство". В этой категории принадлежит до 2/3 всех русских староверов,
официально называемых раскольниками. Центром приверженцев "австрийской
иерархии" служит Рогожское кладбище в Москве; во главе их стоит уроженец
Тагильского завода, Пермской губернии, именующий себя "Савватием,
архиепископом московским и всея России"; под его ведением находится
несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами (см. Раскол).
Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий. Между
ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках - федосеевцы,
филипповцы, даниловцы, спасовцы, перекрещенцы, нетовцы, немоляки, бегуны,
неплательщики и прочие; есть и новые, явившиеся в недавнее время -
чистяковщина, пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От
"староверческих" вероисповедных "толков" отличаются, по своему положению в
государстве, секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении
- молокане, духоборцы, хлысты, субботники и жидовствующие, мормоны,
штундисты, "чтецы", "адвентисты 7-го дня" (хилиасты), еленушкина или
серафимовская секта (в Псковской губернии). Таким образом, в среде довольно
значительной части русского народа существует религиозное, не
соответствующее началам православия брожение, к умиротворению которого
направлена миссионерская деятельность православной церкви и учреждены
единоверческие церкви и приходы, с разрешением обрядов и богослужения по
старопечатным книгам. Русская православная церковь стоит лицом к лицу не
только с "расколом", но и к различным и многочисленным вероисповеданиям,
христианским и нехристианским, покровительствуемым или дозволенным по
государственному законодательству. Кроме православных, раскольников и
сектантов, в России живут христиане различных вероисповеданий (римско-
католического, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского,
реформатского разных видов, армяно-грегорианского, армяно-католического) и
нехристиане, вероисповеданий еврейского (талмудисты и караимы),
магометанского (сунниты и шииты), буддийского (ламаиты и шаманисты),
Конфуциева учения и др. языческих. Среди инородцев и иноверцев живут и
православные. В Финляндской епархии их около 50 тысяч, в Рижской епархии -
около 255 000, в Холмско-варшавской епархии - около 410 000, в
западнорусских епархиях - около 4 000 000, в Грузинском экзархате - около 1
300 000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских, приуральских и
сибирских епархиях, православная вера постепенно распространяется и
утверждается посредством введения православного богослужения на
инородческих языках и наречиях, распространения проповеди слова Божия и
книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного содержания
на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих училищ под
ведением церкви и через священно- и церковнослужителей, и учителей,
приготовленных церковью из среды инородцев. Положение православной церкви в
России до некоторой степени определяется числом населения империи,
принадлежащего к другим вероисповеданиям: католическому - 10 725 000 душ,
лютеранскому - около 4 1/2 миллиона, реформатскому - около 22 000,
армянскому - около 800 000, еврейскому - около 4 миллионов, магометанскому
- около 11 700 000, к языческим - около 700 000 душ. Православная русская
церковь в отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам
действует посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее
миссионерской деятельности существует миссионерское общество, с советом в
Москве и с комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние,
действующие в России, и заграничные. В епархиях противораскольнические и
противосектантские миссионеры состоят под руководством и управлением
епархиальных архиереев. Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют
особую организацию, примененную к условиям инородческого быта: таковы
миссии Астраханская, Киргизская, Алтайская, Чукотская, Камчатская и прочие.
Из заграничных миссий одни имеют целью благовестие православной веры среди
иностранных подданных, исповедующих язычество (Японская и Пекинская), а
другие - удовлетворению религиозных потребностей православных русских и
иностранных подданных и поддержание единения русской церкви с иными
поместными (Иерусалимская, Элладская, Константинопольская и те церкви,
которые состоят при дипломатических миссиях). В среде членов православной
церкви учение веры и нравственности утверждается и укрепляется
проповедованием слова Божия в церквах при богослужении и при исполнении
треб, беседами внебогослужебных, преподаванием Закона Божия во всех учебных
заведениях, воспитанием и образованием детей и юношества в многочисленных
подведомственных церкви учебных заведениях - школах грамотности и церковно-
приходских, духовных училищах, семинариях и академиях - руководительной
пастырской деятельностью в среде взрослых, деятельностью духовно
просветительных братств и обществ и богословской литературой. Православная
богословская и церковно-историческая литература во всех отраслях и видах
развивается в России в новейшее время в такой степени и объеме, как ни в
одной из поместных православных церквей, и по своим достоинствам не
уступает литературе заграничных инославных христианских вероисповеданий.
Учебная литературная деятельность сосредоточивается по преимуществу около
духовных академий и семинарий, а общепросветительская развивается, главным
образом, трудами пастырей церкви. Для поощрения ученой и учебной литературы
учреждены ученые степени с отличительными знаками и денежные премии. Для
предупреждения уклонений ее от начал православия существует духовная
цензура. Право цензуры принадлежит, под главным ведением Святейшего Синода,
санкт-петербургскому и московскому духовным цензурным комитетам, духовным
академиям и епархиальным преосвященным или уполномоченным от них лицам.
Русская церковь поддерживает общение, сношения и отношения с заграничными
православными церквами, в особенности: с Константинопольской,
Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Элладской, Сербской,
Черногорской, Болгарской и Румынской, а временно и случайно - и с прочими.
Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между
Святейшим Синодом и представителями высших властей других поместных
церквей, в содержании и пределах поместных церквей церковных учреждений
(миссий, подворьев, храмов с притчами), в оказании пособий и пожертвований
деньгами, утварью, книгами и т. п., в доставлении богословского образования
присылаемым из-за границы лицам и прочим. Содержание церкви и духовенства
получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и
городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления,
обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах,
процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов.
"Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от
казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и
1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами,
годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный
сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-
учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на
духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные
заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по
государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание
центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов,
кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей,
городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений,
церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов
рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за
1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский,
"Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-
Петербург, 1897); И. Покровский , "Русские епархии в XVI - XIX веках"
(Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви"
(выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и
ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных
Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих. М. Горчаков.
Все существующие в России и состоящие из русских подданных
христианские инославные церкви, т. е. неправославного, а иных исповеданий
(римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского,
евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-
реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего
собой соединение лютеранского и реформаторского исповедания, евангелических
братьев в Сарепте и Остзейском крае, шотландских колонистов в Каррасе,
базельских колонистов в городе Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области,
менонистов, баптистов), а также лица нехристианских иноверных исповеданий
(караимы и евреи, магометане, ламаиты и другие язычники) пользуются правом
свободного исповедания своей религии (с известными ограничениями, например,
относительно религиозных процессий), но без права проповеди своего
вероучения. В организацию инославных и иноверных исповеданий русским
законодательством внесено много элементов государственной церковности.
Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется
духовенству всех инославных церквей и иноверных религиозных обществ, кроме
ламаитов, о метриках которых в уставе иностранных исповеданий ничего не
говорится. Для всех христиан и нехристиан, кроме раскольников и баптистов,
обязательна религиозная форма браков; все брачные дела подсудны духовным
установлениям соответствующих исповеданий. В инославных церквах существует
духовная цензура для книг духовного содержания. Многие из этих правил ведут
к совершенной невозможности возникновения и развития у нас в инославных
церквах новых сект. Относительно перехода из одного вероисповедания в
другое русское законодательство устанавливает очень много ограничений. Всем
вообще христианам воспрещается безусловно переход в нехристианские веры;
православным воспрещен выход из православной церкви. Переход из одного
инославного исповедания в другое не запрещается безусловно, но и не
предоставляется свободному усмотрению; он допускается не иначе, как с
разрешения министра внутренних дел, по просьбам, принесенным ему без
всякого участия духовенства того исповедания, в которое проситель перейти
желает, и в этом разрешении министр может по своему усмотрению отказать.
Переход нехристиан в православные церкви допускается по общему правилу,
только с особо на каждый раз Высочайшего разрешения, испрашиваемого через
министра иностранных дел (Устав иностранных исповеданий, статья 8).
Исключение составляют только евреи, могущие переходить в иностранные церкви
с разрешения министра внутренних дел, и все нехристиане Кавказского края,
получающие эти разрешения от главноначальствующего гражданской частью. Не
исповедовать никакого вероучения у нас вовсе не допускается. Всем
христианам безусловно воспрещаются браки с язычниками. С евреями и
магометанами русское законодательство разрешает вступать в брак, из
христиан, только одним лютеранам, и то с соблюдением следующих условий: 1)
венчание только в лютеранской церкви; 2) крещение детей в лютеранском или
православном исповедании; 3) испрошение со стороны последователей
лютеранского исповедания разрешения местной консистории и 4) отказ жениха-
нехристианина от многоженства. Все католическое духовенство получает
содержание из казны. Во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны
делать взносы на содержание пасторов. Приходы армяно-грегорианской церкви
обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание, и
кроме того духовенство получает по определенной таксе вознаграждение за
требы. Раввины еврейские получают содержание от прихода; размер его
определяется договором раввина с приходом. В магометанских шиитских и
сунитских приходах содержание приходского муллы обязательно для прихода.
Размер этого содержания определяется приходским сходом. Управление
духовными делами инославных и иноверных исповеданий сосредоточено в
министерстве внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных
исповеданий. См. Н. Суворов , "Курс церковного права" (т. II, Ярославль,
1890); "Церковные Ведомости", 1899, № 26, стр. 1041 - 1042, и № 27, стр.
1088 - 1089.