Шпаргалка по истории в 9 классе украинской школы
1 место:берега рек днестра, южный буга, днепр.
20 поселений. земледелие: рало, мотыга, каме-
нная земнотёрка, серп с кремневым вкладыш-
ем. РАСТЕНИЯ: рож, проса, пшеница. ремесло: тк-
ачи, гончары, изобретена лучная дрель скремн-
евым сверлом. вера СВЕРХ ЕСТЕСТВЕННЫЕ силы.
2 «с.»= впервые упоминается у: кесарийского=
историк, императора маврика стратега. анты=
(реки днепр, днестр. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ= рало, мотыга,
плуг с железным наконечником, серпы=жнлез-
ный. растения: как в б.1 в.1+гречка, капуста, ре-
па, лук. торговля=рим, арабы, гречес. колонии).
3 к.р. ускорила экономическое политическое
и культурное развитие восточных СЛАВЯН, к.р.
важный этап формирования древне-руской на-
родности, к.р. отстояла свои земли от вторжен
ия КОЧЕВНИКОВ, к.р. была центром международ-
ной торговли, к.р. первая форма укр. госуд-сти.
4 п. н. русь и укр.= ((НОРМАНСКАЯ=авторы– баер и
милер, русь- финское название шведов), (анти-
норманская=а.- грушецкий, костомаров– «кие-
вскую русь создали словяне»)). цетата: «о нём
вся укр. много постона»- гибель переяслава. в.
к.к.= кий создал куябию= аскольд и дир= олег.
5 о.=поход на константинополь=разграбил его,
прибил щит на воротах его= выгодный для о.
торговый договор. и.=сын рюрика=не удачный
поход на к.=т.к. византийцы греческим огнём
сожгли флот игоря= бегство в киев. и.= сбор да-
ни- продукты=3 похода=и.=месть ольги за муж.
л.у.= причины: полное ПОРАЖЕНИЕ ЛИТВЫ в вой-
не с рос.=польша+летва=речь посполита. един-
ые=гос-ое устройство, денежная СИСТЕМА, зак-
оны, суд, сейм, король (ИЗБИРАЕТСЯ с.). значен-
ие л.у.=УСИЛЕНИЕ полонизации укр. земель, зах
ват укр. земель=закрепощение у.з. п. шляхтой.
брестская уния=причины: стремление в вотика-
на ПОДЧИНИТЬ у.п.ц.; стремление оградить себя
от влияния московского патриарха. содержан--
ие у.=(у.п.ц. признала основные правила катол-
иков; у.п.ц. перешла под власть ватикана)=раз-
дел укр. на две конфесии=грекокатолики, прав.
собственость православных монастырей=кат-
оликам. идея ВОЗРОЖДЕНИЯ у.п.ц.=((острожский=
построил на свои деньги о. академию), (борец-
кий= п. СВЯЩЕНИК, создал киевское брацтво и
школу, разделил укр. на 6 епископств=в. у.п.ц.),
(сагайдачный= защещая веру вступил в к.б. )).
б.= организация православных укр. в городах,
целью которых являлась подержание церкви.
1-ая БРАТСКАЯ школа= в г. львове, для: горожан,
крестьян, шляхты. её ректор борецкий. приняли
устав школьный=учитель должен быть: набож-
ный, не ПЬЯНИЦА. 2-ая б.ш. в киеве= для укр. р.б.
первое УПОМИНАНИЕ об укр. КАЗАках 1489 в «хро-
нике» бельского. причины: потребность в созд-
нии такой общественой силы на укр. которая
СТАЛА Б творцом собственой гос-ти, не достат-
аток земли. крестьяне получили в диком поле
землю и на 10-20 лет ОСВОБОЖДЕНЫ от налогов.
1846 в укр. было кирило - мефодиевское братст-
во=основатель и участник т.ш. ВЕДУЩИЕ худо-
жники помоги т.ш. выкупится из крепостной
неволи и затем получить образование в импер-
аторской академии художеств. т.к. т.ш. за нез-
ависем-ть укр., после к.м.б.=сослан в оренбург.
слобожанщина и левобережье=автономные са-
моуправляемые = харьковская, полтавская,че
рниговская. правобережье и волынь = (росийск-
ие губернии = киевская, подольская), (волынк-
ая). юг 3 губернии = екатерина славская, херсо-
нская, таврическая. вос. галиция + западная=
крепостной гнёт=урочная система – это систе-
ма при которой каждый крестьянен получал
ежедневное задание выполнял его за 2 - 3 дня.
барщина 5-6 дней в неделю.чумаки-люди, зани-
мающиеся торгово-извоздным промыслом=зе-
рно, пароход 1823 днепр«пчёлка», ярмарки,соль
капнист написал «оду о рабстве»; начинается
системное ИСЛЕДОВАНИЕ различных аспектов
жизни укр. народа; НАИБОЛьшЕе влияние име-
ла полтавская ложа= «любовь к истине»=котл-
яревский; «ложа ОБЕДИНёНЫХ СЛАВЯН»= росциш-
евский, харлинский= их цель: автономная укр.
декабристы поняли, что причинамы ОТСТАЛОС-
ти рос. является: самодержавие, КРЕПОСТНИЧЕ-
СТВО. ю.о.= руководитель пестель, место=тулч-
ин(п.), каменька(волконский), васельков(мура-
вьёв),цели: крепосного права, монархия. о.с.с.=
цели: самодержавие,национальный гнёт,кр-во.
6 о.=вдова игоря. ЦИТАТА: «о. княгиня красивая,
хитрая, мудрая». крещенье о. в константинопо
ЛЕ. реформа о.= (дань собирать не там и тогда,
где и когда захочется киевскому князю, а зар-
анее ОПРЕДЕЛёНОЕ время и месте. д. должна бы-
ть посильной. д. мехами в княжескую козну ).
7 с.=сын ольги и игоря. грушевский=странству-
ющий рыцарь, запорожец на киевском присто-
ле. роль ГЛАВЫ гос-ва у с. отсутствует на 2-рой
план, его страсть война=(большой восточный
поход=вятичи, болгары, г.итиль; БАЛКАНСКИЙ п.
= болгарское царство= г.переяславец= куря= с.).
8 владимир выбрал одну из мировых религий=
ХРИСТИАНСКУЮ, ИСЛАМская, ИУДейская=ЗА КРА-
СОТУ БОГОСЛУЖЕНИЯ. ЭТАПЫ: ЖЕНИТЬБА ВЛАДИМ-
ИРА НА СЕСТРЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ, РА-
ЗРУШЕНИЯ КАПИЩА(МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ) И ИДОЛ-
ОВ, КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН В ДНЕПРЕ, КРЕЩЕНИЕ влад.
9 в каждый город в к.р. ВЛАДИМИР послал по 1-
му из 12 законно рожденных детей. отстранил
от власти местных князей. т.е. вся власть у рю
риковичей. дружина вместо дальних походов
стала охранять границы к.р. ПОВЫСИЛ народн-
ый, время правление ВЛАДИМИРА РАСЦВЕТ к.р.
2 версии гуде возникла сечь=40-50 г.16 в. остров
томаковка или 1556 г. о. малая хортица=вешне
вецкий, центры сечи майдан= место сбора, ра-
ды=общее собрание казаков где ИЗБИРАЛИ: каш-
евого АТАМАНА. писарь, есаул, обозный, судья,
женщины. з.с.= поланки=полки=сотни=курени.
на укр. был тройной гнёт: национальный, рели-
геозный, феодальный=принежение укр. культу-
ры, языка, ПРАВОСЛАВНОЙ веры. рост национал-
ьного освободительного движения=пробужде-
ние националь. сознания укр.=более внимате-
льное отношение к культуре, языку, истории.
главные враги укр. народа=поляки, татары, ту
рки. за 1-н набег на укр. земли в рабство от 3 до
30000 тыс. укр.=рынок рабов г.кафа. набеги=зим-
ние т.к. замерзали реки, летом по 5-и дорогам.
набег=внезапный, ожидаемый. в походе на ка-
фу освободил 25000 укр. умер=имущество к.б-у.
полное закрепощение укр. крестьян в речь пос-
полита= рядовые казаки готовы с оружием в
руках защищать крестьян. 20-30 г. КАЗАЦКИЕ вос
тания под РУКОВОДСТВОМ: сулемы, тараса фёд-
оровича, жмайла= возраждение у.п.ц.= может
открывать школы и типографии, владеть земл.
киев=шевченко, кулиш, савич, навроцкий, мар-
кович, посяда, костомаров ..=состав: 12 «братч-
иков»= програма в «книге бытия укр. народа»=
цели: достигнуть укр. национально-государст-
венной НЕЗАВИСИМОСТИ с демократическим ст-
роем .. методы борбы= мирный, НАСИЛЬСТВЕНЫЙ.
р.т.=полулегальный, демократический, просве-
тительный и литературный кружок, львов, уча-
сники головацкий, шашкеевич, вагелевич. це-
ль: внедрение укр. языка и культуры во все све-
ры жизни. итог: р.т. значение: первая попытка
укр. народа заявить о своём существовании.
органы власти= (г.р.р. лидер яхимович. цель: за
раздел галиции на восточную для укр и зап. д-
ля поляков = император против) ~ (ц.н.р. состав
польская шляхта. ИЗБИРАЛИ депутатов в рейхс
тат) + (р.с. состав укр. цель: борьба ПРОТИВ г.р.р.
за власть в галиции)=львов. 53г указ=барьщина
притеснение властей= воскресные школы, вал-
уевский циркуляр=м.в.д.= (печатанье укр. книг,
обучение в школах и университетах на рус.эм-
ский указ=г.эмс(германия)=александрII=завоз-
ить в рос. империю укр. книги напечатаные за
границей, укр. спектакли, концерты укр. песен)
10 к книгам проявлял страсть, ПРИКАЗАЛ собрать пер-
вую в к.р. библиотеку рукописных книг=божествен-
ных книг=2мастерские по переписке=киев,чернигов-
открыл первую школу мальчиков при софийском
соборе и для девочек при андреевском монастыре.
закон: после смерти отца власть к старшему сыну.
11 ярослав мудрый «свёкр и тест европы» т.к. сам же-
нат на ШВЕЦКОЙ пренцесе. у него 3 дочери=анна-кор-
олева франции, елизовета-королева норвегии, анас-
тасия-королева венгрии. два сына изяслав и святос-
лав женаты на немецких княжнах. сестра ярослава
замужем за польским королём коземиром. т.о. войн
12 луганщина часть слободской укр.=слобода-посё-
лок освобождённых от 20-30 лет налогов.=между ай-
даром и белой=белолуцк. на айдаре=новопсков. ста-
робельск. мартыновка. сватова. кременая. заставля-
ли выращивать земл-ной орех или тарьтюфель. коне-
водство, чумачество-торгово-извоздный промысел.
13 стал князём киевским в 60 лет т.к. во время воста-
ния в киеве бояре пригласили его ПОДАВИТЬ востан-
ие истать киевским князём. организатор сезда княз-
ей г. люблеч 1097г.=цель: усобицы=«пусть каждый де-
ржит вотчину свою», борьба СПОЛОВЦАМИ=83 похода=
200 половецких вождей, смерть мономаха фиод. раз.
угнетение укр. крестьян польской шляхтой. национ-
альный гнёт. борьба казаков за свои права и привел-
егии. религеозный гнёт. началовойны=его бегство в
зап. сечь=избрание его гетманом, призыв укр.начать
войну с польшей. май 1648 г. битва под жёлтыми вод-
ами = победа б.х. т.к.половина войска перешла к б.х.
б.х. родился в г.чегирине. его отец чегеринский сотн-
ник. окончил во львове ИЕЗУИТСКую колегию. участ-
вует в походе САГАЙДАЧНОГО на москву вместе с по-
ляками. вместе с отцом в битве под цецорой = отец.
б.х.= в плен к татарам= выкуплен. в 30 лет женился =
юрий,остап,тимоша-погиб. умер в 1657г. в г.чегерине.
во время освободительной войны б.х. заключил со-
юз с крымским ханом=татар. военая конеца для во-
йск с полшей. союз б.х. с ТРАНСИЛЬВАНИЕЙ, ВАЛАХИЕЙ,
венецией, австрией, швецией. б.х. думает о перехо-
де укр. под покровительство турции. октябрь 1563 зе
. мский собор в москве принял укр.«мартавс. статьи»
крымский хан показал себя не НАДЕЖНЫМ союзник-
ом б.х. в освободительной войне. турция восприним-
алась с укр. как враг. два посольство б.х. в швецию
ЗАКОНЧИЛИСЬ без результата. т.к. молдавия, МОЛАхИЯ,
не обладали достаточной военой силы=оставил св-
ой выбор на росии=т.о. росия союзник с укр. в войне.
указ александра II = личная свобода крестьян, права
крестьян: женится без разрешения помещика, иметь
землю, имущество передавать по наследству, зани-
матся промыслами и торговлей. для уплаты выкупа
создан крестьянский гос-ый банк=суда за 49 лет+6%г
т.о. к. заплатили за земли за свободу свою и семью.
земская реформа= земство-органы местного самоу-
правления в селе, вопросы = библиотеки, больницы,
школы, дороги. городская реформа=думы, в.=как у з.
р., военая р.= рекруты = всеобщая военая повиность,
открыты новые военые училища, парусный флот=па
ровой ф.,судебная=сословный суд=общий,открытый
к.-п. организации, целью которых было=развитие на-
циональной идеи, путём издания книг проведение
вечеров. петербург= кулиш, костомаров, шевченко =
«основа»= первый укр. ЕЖЕМЕСЯЧНИК=финансы=журн
ал. киев, ХАРЬКОВ=воскресные школы,более 100школ=
в.ш.= грамады в киеве=в.а., драгоманов = рус. газету.
=цель: поиски свободных земель для сельскохозяйс-
ТВЕНОЙ обрабодки. причины эмиграции= малоземел-
ие, политекоправительства поощерявшая эмиграц-
ия=льготный проезд, кредиты, налоги 2-3 г., военская
служба. ЭМИГРАЦИЯ из западной укр. в с.ш.а.15 тыс.ч.,
канаду170 т.ч., аргентину, бразилию14,5 т.ч.- джунгли.
14 натуральное хозяйство(в котором производится
всё необходимое для жизни ). развитие фиодально-
го землевладения. отделение отдельных княжеств.
появление сильных ПОЛИТИЧЕСКИХ центров. ослабл-
ение великого князя. ФЕОДАЛЬНЫЕ войны=ослабила
обороноспособность к.р.=монголо-тат-ры зах-ли к.р.
15 ПИСМЕННОСТЬ была на руси до принятия хрестиан-
ства. т.к. договоры киевских князей и византийск-
их императоров, берестяные ГРАМОТЫ, пергамент ос-
обым образом обработаная кожа телят и ягнят. пис-
али чернилами= дубовые шышки + клей вишнёвый +
вода.для 1 книги нужно убить 200-300 телят или ягнят.
16 десятиная церковь-поприказу владимира= разруш-
ена во время взятия киева батыем. софийский собор=
11в. по приказу ярослава мудрого на месте разгрома п е печенегов.=13 купол ов, высота центрального 30 м. ст-
роили собор 30лет. в нутри=мазайка=картина вылаже-
ная цветными стёклами, фреска=рес-ок мас-ой кр-ой.
17 (грецкая земля=столица г.галечь. при ярославе (бо-
рьба бояр за власть)=ослабления княжества.)+(волы-
нская = меньше разделялась МЕЖДОУСОБИЦЕЙ т.к. до-
сталась прямому потомку киевскому князю рома-
ну). привёл землю в цветущее состояние. боярская
позиция = но в 1205 бояре организовали заговор = р.
окончил киево-могилянский колегиум=служба у по
льского короля=в битве под жёлтыми водами попал
в плен к татарам=выкуплен б.х-м. за коня. после сме
рти б.х.= хмельницкий 16 лет гетман 3 месяца «невда-
лый сын б.х.»,выговский=ОРИЕНТАЦИЯ на польшу. заг
овор укр. старшины= его бегство в варшаву= казнь.
укр.=войско ЗАПОРОЖСКОЕ=гетманщина=власть у ге-
тмана=военая, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, судебная, администр-
АТИВНАЯ=войско запорожское=полки, сотни, курень.
генеральная старшина=есаул(порядок), писарь(кан-
ЦЕЛЯРИЯ), судья, обозный (артилерия). высший орган
власти у казацкой рады ( формально – на бумаге ).
земли к западу от реки лугань принадлежали войску
запорожскому. пикеты-это пограничные РАЗЕЗДЫ каз-
ацких отрядов. курган- центр пикета, ОКРУЖёН крепос-
тным валом= возникло село макаров яр. (каменый бр-
от, вергунка, ЛУГАНСК, славяносерпск)=5,6 куреней. пр-
озвища зимовщиков= сидневы, гречкосен, баболюб.
дорошенко=внук гетмана, в 26 лет КАЗАЧИЙ полковн
ик, с 1665-76 гетман=цель:ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ+правобережье. пе союзники–турция=собирался передать укр. под покр
овительство турции=его враги: татары, поляки, рос-
сия = русский царь водит войска на лево-БЕРЕЖНую
укр.= его орест = сылка в подмосковье= там и умер.
м. = обществено полетическое течение в ЗАПАДНОЙ
укр.=наумович, зубринский, головацкий= писали на
смеси=рус.,укр., польского, старословянского=орие-
нтирована на росию. н.= -- о. на пропаганду укр. яз =
народные библиотеки, укр. концерты и спектакли,от-
крыли ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА для ПРОПАГАНДЫ укр.я..
д. окончил ИСТОРИКо-филологический факультет ки-
евского университета. БУДУЧИ студентом, вступил
в киевскую громаду, став одним из её лидеров. был
по решению александраII уволен из у. руководство
старой г. отправило д. в женову. старался обеденить
задачи укр. освободит-го движения. за автономию.
руп= харьковь= ((нуп= михновский= цель: самостійна
укр.), (усдс= меленевский, елтуховский= ц.: автономн-
ая укр. в составе росийской империи), (усдрп= порш,
винеченко, петлюра=ц.:--)). киев= ((удп=лотоцкий,чика-
ленка), (урп=гринченко, ефремов))=ц.: рос. констанцио-
ная монархия, а укр.автономная В СОСТАВЕ рос.импер.
х.а. родилась в чернигове, в семье учителя гемназии.
и дворянки. отец потратил состояние матери= не оп-
лачивает образование х.а. в 18 л. вышла замуж за ал-
чевского=создал первую громаду в харкове. х.а. соз
даёт воскресную школу и там работает. а. покупает
село олексеевка= х.а. строит крестьянскую школу.
18 роман=(ДАНИЛА, васелько). рос д. в г. БУДЕ вместе с
сыном венгерского короля. в 22 года принимает уча-
стие в битве на реке калка = тяжело ранен едва оста-
лся жив. возвращает себе галецкое кн.+волынское+
киев. в 1253 получил от папы римского карону=папа
хотел окатоличить р. земли, р. хотел крестовый пох.
19 васелько=сын владимир= правил 29 лет правил во-
лынью = любимое занятие чтение и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ
рукописных книг. данило=сын лев=25 лет правил га-
лицией = сын льва юрий вновь обединил галицию и
волынь. король руси юрий=андрей, лев=погиблив бо-
ях с монголо-татарами=конец ДИНАСТИИ роман-чей.
20 причины военых успехов монголо-татар: м.т.-кач-
евники, садоводы-им постояно нужны новые пастб-
бища. жестокая дисцеплина за бегство 1 война козн
или 10 войнов. 1223 - битва на реке калка. м.т.~ руские
княжества=6 князей, 90%ВОИНОВ. 1240 батый ЗАВОЕВАЛ
переяслав, чернигов, киев. укр. ОБОРОНОСПОСОБНОСть
21 причины успехов л. заключались в ослаблении и
РАЗДРОБЛЕНОСТИ укр. земель. в в.к.л. 9/10 населения со-
ставляли укр., БЕЛОРУСЫ и рус.=гос-ая религия право-
славное ХРИСТИАНСТВО. в.к.л. являлось руско-литовс-
ким гос-ом= но витовт ЛИКВИДИРОВАЛ крупные к.: но- о вгород-северское, волынское, подольское, киевское
(тоже что в б.15 в.2). участник освободительной вой-
ны б.х. в 50-70 г. 17 в. организовал 100 походов против
турок и татар=в 50 битвах победил.турецкий султан
прозвал его шайтаном и ОБЪЯВИЛ награду за его го-
лову. 15-ть раз ИЗБИРАЛСЯ кошевым атаманом. на пе-
реяславской раде не принял присягу рускому царю.
(школа при киево-печерской лавре+киевская брацк-
ая школа)=1632г. 12 лет учёбы, 8 класов. 30 предметов=
главные=латынь, греческий, старо-словянский, бог-
ословие, стихо - сложение, РИТОРИКА (умение краси-
во говорить). число студентов 2 000 чел. выпусники:
выговский, хмельницкий, сковорода, ком-ор ведель.
родился в селе мазепенцы. отец укр. шляхтич=служ-
ил у польского короля, дорошенка, (самайловича)=
м. пишет на него донос петруI, даёт 10 000 злотых=м.
гетман укр. п.i за это м. : генерал рус. армии, тайный
советник, князь. переговоры = карл 12 не зависимая
укр., м. к.12 должен:50000 казаков, фураж. г.бендеры м.
=чех, из рода баронов. отец погиб в хотенской битве
о. окончил киево-могелянский колегиум при мазе-
пе был генеральным писарем= бежал вместе с м. в г.
бэндеры. автор первой КОНСТИТУЦИИ (не когда не бы-
ла принята)=главная идея ограничить власть гетма-
на = главная власть у старшины=ИЗБИРАЛИСЬ радой.
укр. партии БОЙКОТИРОВАЛИ выборы в первую думу,
кроме укр. радикальной партии и укр. демократичес-
кой партии= от них избрано 6 депутатов, а всего от
укр. 102 депутата= (СВЯЩЕНИКОВ-1%, крестьян-40%, раб-
очих-10%, помещиков-20%, ИНТЕЛИГЕНЦИИ-20%)=из них
45 депутатов ОБЪЕДИНЕНЫХ в укр. думскую громаду.
г. учился в тифлиской гимназии, затем на историко-
филологическом факультете киевского университе--
та. переехал во львов и возглавил кафедру укр. исто
рии во л.у. становится одним из основателей укр.
НАЦИОНАЛНО-демократической партии. организовал
и возглавил укр. научное общество. АРЕСТОВАН рос.
ч.з.=стефанович, деч, бохановский= КРЕСТЬЯНЕ= тайн-
ые ВОРУЖЕНИЕ для организации в. востания=налоги,
самовольный раздел земли, ( ходоки к царю= орест
более 1000 крестьян=каторга, сылка), (руководители:
смертная казнь= бежали из тюрмы). южно-руский ра-
бочий союз=киев=ковальская, щедрин, богомолец=с.
выхвостовская трогедия=крестьяне разгромили уса-
дьбу помещика и сожгли водочный завод. сороченс-
кая трогедия=крестьяне не дали АРЕСТОВАТЬ призыва-
ющего к востанию и вместо него арестовали прист-
ова. востание на броненосце «потёмкин»=БОРЩ с чер-
вивым мясом. востание на КРЕЙСЕРЕ «очаков»=шмит.
22 борба за сохранение укр. гос-ва вызвала: централ-
изована ПОЛИТИКА л. князя, наступление польши, ка-
ТОЛИЦИЗМ, угроза утраты власти православных фео-
далов. кревская уния= в.к.л. (1385 польша, ягайло+по-
льская королева)= цель: ОБЕДИНЕНИЕ для борьбы с те-
втонским орденом. сигизмунд ~ с.(чернигов)= война.
23 во ГЛАВЕ крымского ханства=хан. борба за власть
=долше всех была династия гиреев. один из сыновей
хана ПОСТОЯНО был в СТАМБУЛЕ при дворе турецкого
султана как заложник. судили в крымском х. по кар-
ану или шариату. важные вопросы в крыму решал
диван. вопросы со странами решались подарками.
24 шляхта=(20-30 княжеских родов из ДИНАСТИИ рюрик-
овичей - гидиминовичей. БОЛЬШИНСТВО жило на волы-
не = вишневецкие, заславские, острожские), (несколь-
ко сотен семейств корни из бояр киевской руси,собст
веность их от 10 до 15 сёл), (тысячи семей корни из кре-
стьян и мещан. земли едва хватало чтобы не умереть)
25 половцы=кепчаки=(куманы=кумания=центр: бере-
га северного донца=зимовники для скота=лошади,
овцы, верблюды). раскопки грушовой балки. вывод:
символ кормильца вождя рода племени. религия по-
ловцев=(язычники=капище на вершине кургана= ме-
сто для кострищ, яма для ЖЕРТВОПРИНОШ ен., идалы).
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УКР. ИСКУСТВА И ЛИТЕРАТУры
укр. культура ЛИШИЛАСЬ своих самобытных черт и
была ПОДВЕРЖЕНА русификации. скоровода=странст-
вующий философ. знал=ЛАТИНСКИЙ, греческий, поль
ский,немецкий, ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ. березовский=
имя ВЫБИТО золотыми буквами у входа в академию.
главный архитектурный стиль=бароко. памятники
архитектуры=николаевский собор в неживе, троецк-
ий собор, ЦЕРКОВЬ вознесения г. переяслов = т.к.боль-
шинство соборов построены на деньги мазепы = эт-
от стиль получил название мазепенская барока. ви-
ды живописи = ИКОНОПИСЬ, партретная= портрет б.х.
ЛИКВИДАЦИЯ з.с.=указ екатериныIi=з.c.=её вооружение,
архив, клейноды=вывезены в росию. последний коше-
вой АТАМАН сечи= калнышевский=орест заточение в
соловецкий монастырь на 25 лет=встреча с а.I=смерть.
в 112лет. причины разрушения з.с.: росия-абсолютная
монархия, а з.с. республика; в з.с. КРЕПОСНОЕ право.
=младший брат ЕЛИЗАВЕТЫ петровны. окончил лудш-
ие университеты ЕВРОПЫ=в 18 лет назначен призеден-
том рос. академии наук. столица р.- батурин = роско-
шный гетманский дворец=балы, банкеты, театральн-
ые представления. попросил екатерину сделать его
власть на укр. наследственой=р. гетман = румянцев.
выпускали журнал «киевская старина»=существов-
али 25 л.= студенты, байздренко, базкевич, боровик =
харьков, киев, полтава, чернигов, одеса, херсон.=ло-
зунг:«борітеся-поборете, вам бог помогает!» цель: вн-
едрение укр.яз. в обществено-ПОЛИТИЧЕСКУЮ жизнь,
культуру,образование ..=царь =брацтаво тарасовцев.
х.а. родилась в чернигове, в семье учителя гемназии.
и дворянки. отец потратил состояние матери= не оп-
лачивает образование х.а. в 18 л. вышла замуж за ал-
чевского=создал первую громаду в харкове. х.а. соз
даёт воскресную школу и там работает. а. покупает
село олексеевка= х.а. строит крестьянскую школу.
потребность в новых помещениях; в строительстве
новые материалы=бетон, железобетон; ПОЛУЧАЕТ расп-
ространение стиль МОДЕРН= но сохранилось бароко,
класицизм, романтизм, ТАЛАНТЛИВЫМ а. был бекетов.
(владимирский собор в киеве, оперный театр в одесе,
басарабский рынок, о.т. в к., «ЛАСТОЧКИНО гнездо» )= а.
все начальные школы были преобразованы в начал-
ьные народные училища. открывались земские ш.
о. воскресные ш. среднее образование=гимназии. вы
сшее о.=университеты (рос.=киев, харьков, одеса. ав-
стровенгрии=лвов, черновцы), технические вузы, ме-
дицинские институты. марко вовчок= «инстытутка»
9-кл. ИСТОРИЯ ЛИНЕЯЧНАЯ-ШПОРА(на экзамен)
СОКРАЩЕНИЯ В ОТВЕТАХ НА БИЛЕТЫ(в шпаргалке)
· заменил на =
· Если равно подчёркнуто ( = ), то оно имеет настоящий
смысл.
· … заменил на ..
· Иногда пропускал Ь и удвоенные буквы.
· Иногда то что подчёркнуто в дальнейшем будет употребляется в сокращённой форме.
· Иногда сокращал те слова, которые были употреблены в вопросе билета.
· заменил на ~
Эта шпаргалка наклеивается сзади обычной школьной линейке!
1. Трипольцы – древнейшие хлеборобы.
2. Люблинская Уния.
3. Т. Шевченко в национально-освободительном движении.
1. Восточные славяне накануне образования государства (7-8 вв.).
2. Брестская церковная Уния.
3. Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в к. 18 в. – н. 19 в.
1. Историческое значение Киевской Руси.
2. Место украинской православной церкви в политической жизни Украины в 1-й пол. 17 в. Петро Могила.
3. Упадок крепостнических и зарождение рыночных отношений в 1-й пол. 19 в. Начало промышленного переворота.
1. Возникновение Киевского княжества и его развитие при Киевичах. Происхождение названий «Русь» и «Украина».
2. Братства.
3. Роль интеллигенции в росте национального самосознания в Надднепрянской Украине в к. 18 в. – н. 19 в.
1. Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства.
2. Причины возникновения украинского козачества.
3. Декабристы на Украине.
1. Княгиня Ольга и ее реформы.
2. Образование Запорожской Сечи. Административно-политическое устройство Запорожской Сечи.
3. Место и роль Кирилло-Мефодиевского братства в национально-освободительном движении.
1. Усиление военного могущества Киевской Руси при князе Святославе.
2. Национально-культурное возрождение в 16 в. – 1-й пол. 17в. Острожская Академия.
3. Распространение украинской национальной идеи в 20-40 гг. ХІХ ст. в Галичине. «Руська трійця».
1. Принятие христианства при Владимире. Историческое крещение Киевской Руси.
2. Украинское козачество в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства в 1-й четв. 17 в. Петр Конашевич-Сагайдачный.
3. Влияние революции 1848 г.-1849 г. в Австрийской Империи на украинских землях.
1. Административно-политические реформы в Киевской Руси при князе Владимире. Место Владимира в истории.
2. Причины козацких восстаний 20-х – 30-х гг. 17 в., их значение в развертывании национально-освободительного движения.
3. Национальная политика русского царизма в отношении Украины во 2-й пол. 19 в.
1. Культурно-просветительская деятельность Ярослава Мудрого. «Русская правда».
2. Причины национально-освободительной войны украинского народа сер. 17 в. Начало войны.
3. Особенности и последствия крестьянской реформы 1861 г. на Украине.
1. Международные связи Киевской Руси при Ярославе Мудром.
2. Богдан Хмельницкий – выдающийся политик и полководец, создатель украинского козацкого государства.
3. Реформы административно-политического управления 60-70 гг. 19в.
1. Луганщина в 18 в. часть слободской Украины.
2. Международные связи Украины времен Богдана Хмельницкого.
3. Громада 2-й пол. 19 в. В.Антонович.
1. Возрождение могущества Киевской Руси при Владимире Мономахе.
2. Украинско-московский договор 1654 г.: причины и последствия.
3. Причины и начало трудовой эмиграции во 2-й пол. 19 в.
1. Причины политической раздробленности Киевской Руси, ее последствия.
2. Основные направления политики гетмана Ивана Выговского.
3. Народовцы, радикалы, москвофилы во 2-й пол. 19 в.
1. Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.
2. Административно-политическое устройство украинского козацкого государства серед. 17 в.
3. Влияние идей Михаила Драгоманова на развитие украинского движения.
1. Архитектура и живопись Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.
2. Запорожцы на Луганщине.
3. Возникновение украинских политических партий в 19 – нач. 20 в.
1. Галицкое и Волынское княжества и их объединение при князе Романе.
2. Гетман Петро Дорошенко в борьбе за независимость и территориальную целостность Украины.
3. Луганские просветители – Христина Алчевская и Борис Гринченко.
1. Роль Даниила Галицкого в укреплении украинского государства. Коронация Даниила.
2. Запорожская Сечь в составе Гетманщины во 2-й пол. 17в. Иван Сирко.
3. Украинская Громада в 1-й и 2-й Думах России.
1. Галицко-Волынское государство при наследниках Даниила. Значение Галицко-Волынского княжества в истории.
2. Киево-Могилянская Академия.
3. Михаил Грушевский в общественно-политической жизни Украины (кон. 19 в. – нач. 20 в.)
1. Монгольское нашествие на украинские земли. Его последствия.
2. Место и роль Ивана Мазепы в истории.
3. Народники на Украине.
1. Особенности положения украинских земель в составе Великого Княжества Литовского.
2. Конституция П. Орлика.
3. Революция 1905-07 гг. на Украине.
1. Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого Княжества Литовского в 15 в. Князь Свидригайло.
2. Украинская культура во 2-й пол. 17 в. – 18 в.
3. «Братство тарасовцев».
1. Возникновение Крымского ханства. Турецко-татарская агрессия в 15-16 вв., ее последствия.
2. Архитектура и живопись 2-й пол. 17 в. – 18 в.
3. Луганские просветители – Христина Алчевская и Борис Гринченко.
1. Украинская шляхта в 14-16 вв.
2. Ликвидация Запорожской Сечи в кон. 18 в. Запорожская Сечь в истории украинского народа.
3. Архитектура, живопись, культура 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в.
1. Наш край в 6-15 вв.
2. Окончательная ликвидация гетманства и остатков автономного устройства во 2-й пол. 18 в. К. Разумовский.
3. Наука и образование 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в.
Создатель шпаргалки => Зарубин Евгений Алексеевич
talk2000@mail.ru