Шпора по истории и культурологии
1. Становление древнерусской государственности. Гос-во Киевская Русь.
Историю древнерусского гос-ва можно разделить на 3 этапа. 1- время
длительного собирания восточнославянских земель(80-е года IX-конец X в.); 2-
время существования относительно единого Киевского раннефеодального гос-ва
(со времени Владимира 1 до начала распада на независимые княжества-до 20-х
годов XIII в.); 3- господство феодальной раздробленности (20-е г. XII в. до
монгольских нашествий 30-40-х г)
Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных, так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ.
Фундаментом восточнославянской государственности были догосударственные объединения - племенные княжества, созданные на основе больших и маленьких союзов племен. В племенных княжествах существовал примитивный аппарат власти, но в них еще не было социально обособленной потомственной знати во главе с князем.
В условиях Киевской Руси 10 в. признаками государственности были:
покорение власти государственного центра территорий племенных княжеств и
распространение на эти земли системы собирания дани, управления и
судопроизводства. Первыми киевскими князьями были Аскольд и Дир. Решающий
шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в
конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в
Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской
государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север
был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом
новообразованного государства. Объединение восточных земель было
подготовлено внутренними соц.-экономич. процесими. Славянская в своей
основе Киевская Русь вобрала балтские, финско-угорские племена, причём
объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских
дружин.
Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли
инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них
распространялись системы судопроизводства и администрации. Так
образовывалась государственная территория Древней Руси. Настойчивая
деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в
последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а
также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться
и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди,
которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в
Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в
состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем.
Хозяйство Киевской Руси было натуральное. Однако в городах в 11 в. уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости приобретались на рынке. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней. При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в 12 веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства. В 13 веке начинает возвышаться город Москва, князья которого уже в 14 веке выступают в роли "собирателей" русских земель вокруг своего княжества.
7. Социально-экономические и политические предпосылки культуры Возрождения.
Термин «Возрождение» впервые использовал Дж. Вазари в 1550 г., понимая под
ним возрождение науки, философии, лит-ры и искусства, существовавших в
античном мире, преимущественно у греков. Возрождение – это исторический
процесс, связываемый с коренными изменениями в мировоззрении людей,
поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, к
самоутверждению, возрождению чел-ой личности. Возр-е появилось и пробрело
свои основные черты в Италии (Данте, Дж. Боккаччо, Джитто ди Бодоне,
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Л.Бркни и т.д.) и затем
распространилось по всей Европе (Ф. Рабле, В. Шекспир, А. Дюрер, М.
Монтень). Выделяют несколько этапов культуры Возр-я: проторенессанс – XII-
XIV в.в.; ранний – XIV-XV; высокий – XVI в.; поздний – XVII в.
Возр-е возникло в средневековом городе. В Италии развитие городской
культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. К этим
факторам относятся: благоприятный климат, способствующий развитию
традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение,
позволявшее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом. Ещё
одним важным фактором является то, что в Италии городская культура
опиралась на традицию античной городской культуры, была укоренена в
исторической памяти народа.
Экономический подъём городов был связан с расцветом ремесла и торговли,
накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от
ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город
выделяли: наличие специализированного производства; ориентированность
городской экономики на денежный обмен; расширяющееся использование наёмного
труда в городе.
Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и соц. среда. В
ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется новая общественная
группировка – постоянный рабочий. Новой растущей соц. группой в городах
становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками,
искусством, литературой - интеллектуалы. Специфической городской
группировкой был городской патрициат.
Политические изменения в средневековом городе находят выражение в
коммунальном движении и коммунальных революциях. Экономически окрепший
город всеми средствами стремится освободиться из-под феодальной
зависимости. В результате коммунальных движений многие города становятся
вне феодального права, получают привилегию руководствоваться городским
правом на территории города и в прилегающих окрестностях.
Вместе с изменениями в соц., экономич. и политич. жизни города менялось
мировоззрение его обитателей: представления об окружающем мире, времени,
пространстве, труде, месте чел-ка в мире, появляется своя система ценностей
и свои культурные потребности.
Именно горожане, в силу своих жизненных деловых интересов нуждаясь в
развитии естественных наук и мореходства, обеспечили переориентацию науки
от познания Бога к познанию Природы. Именно они были наиболее
заинтересованы в разрушении средневековой иерархической системы, в кот.
место каждого чел-ка предопределялось его происхождением по отношению к
феоду. Феодальная иерархия мешала горожанам эффективно заниматься своим
делом – ремёслами, торговлей, интеллектуальной деятельностью. Горожане
оказываются заинтересованы в том, чтобы нейтрализовать мощное влияние
церкви на жизнь общества, подорвать её экономич. могущество, т.к. церковб
являлась основной опорой феодальных отношений., средневековой иерархии
регламентации жизни. Поэтому Возрождение несло с собой секуляризацию
культуры.
Т.о., по своей сути культура эпохи Возрождения есть культура городская, её
носителями являются социальные слои, не связанные, либо утратившие
непосредственную связь с феодальной собственностью.
3. Достижения и своеобразие русской культуры второй половины XIII-XV вв.
В период с XIII по XV вв. имеет особое значение в русской истории и
культуре. В это время слаживается гос-во, оформились нации и национальные
языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались
традиции худ. культуры.
До принятия христианства в X в. культура Руси имела многовековую историю.
Общие тенденции в развитии культуры Древней Руси заключались в тесной
связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем
раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с
культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского
государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры,
достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным
предшествующим процессом развития культуры восточных славян.
В результате крещения культура всей Руси претерпевает существенные
изменения; на рубеже X-XI вв. происходит своеобразный «культурный
переворот». С принятием христианства Древняя Русь постепенно становится
государством новой высокой культуры, состоящей из достижений тогдашней
мировой культуры (от сочинений Аристотеля до способов кладки каменной арки)
и успехов языческой культуры и породил самобытный характер русской
культуры. Смешение старого и нового привело к формированию на славянской
основе феномена древнерусской культуры, её расцвету, получившему в X-XI вв.
название золотого века.
В области худ. культуры Русь с самого начала выработала самостоятельные
формы: к нач. XII в. больших успехов достигла оригинальная русская
литература и прежде всего летописание. Византийская крестово-купольная
архитектура (квадратный в плане храм, купол которого опирается на 4 столба,
находящихся в центре здания) дало начало русскому зодчеству, образцом
которого стали соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде. Блестящим
воплощением архитектуры Владимиро-Суздальской земли, кот. носила отпечаток
влияния романского стиля, стал Дмитриевский собор во Владимире.
Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии
живописи. Иконописная традиция на Руси, на основе сложившегося в Византии
иконографического канона, начиналась с фресок Софийского собора в Киеве.
Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской худ.
культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность,
символичность, традиционализм.
Монголо-татарское нашествие тяжело ударило по естественному развитию
русской культуры, уничтожило многие памятники письменности, зодчества,
иконописи. Пережив упадок, со второй половины XIV в. русская культура вновь
возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов
этого периода явилось развитие «философии в красках » - иконописи. XIV-XV
вв. – время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы,
представленные произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублёва,
Прохора с Городца, Даниила Чёрного, на рубеже XV-XVI вв. – Дионисия.
9. Гуманизм как идеология эпохи Возрождения. Титанизм и его «оборотная сторона».
Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски -
рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение. Оно лишь
частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по
содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало
сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут,
способствовало активной, деятельной жизни. Гуманизм возник в XIV в. в
Италии, а к концу XV в. утвердился и в Северной Европе. Родоначальниками
гуманизма считаются Ф. Петрарка, К. Саллютатти, Л. Брюни, М. Фичино и др.
Термин "гуманизм" определяет прогрессивное течение западноевропейской
культуры эпохи Возрождения, направленное на утверждение внимания к
достоинству человека; это учение о правах свободного индивидуума. Гуманизм
ставит в центре мироздания осознающую себя в своей свободе и независимости
человеческую личность. Гуманистическая идеология ставила человека вровень с
Богом, подчеркнув, что они в творчестве, т.к. являются «художниками»,
творцами окружающего мира. Согласно убеждениям гуманистов, человек-творец
не только создаёт окружающий мир, но чтобы состояться как личность он
должен создать себя сам. Гуманисты были убеждены в во всемогуществе
человеческого разума, в исключительных достоинствах человека как природного
существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил.
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной
морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой
божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на
максимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Доминантой
ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство
определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но
только личной доблестью, благородством в делах и помышлениях.
Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности
воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность человеческих
возможностей. К титанам эпохи Возрождения относят Леонарда да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело. Их деятельность была универсальна: они проявили себя
в живописи, архитектуре, литературе, естественных науках. Они успешно могли
интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях
творчества, в другие области. Но Титанизм как явление давал о себе знать не
только среди великих людей. Стремление к самовыражению, желание выйти за
грани возможного были свойственны многим людям эпохи Возрождения. Этот
массовый всплеск энергии во многом породил феномен возрожденчиской
культуры. Но Титанизм имел и «обратную», отрицательную сторону: ведь
самоутверждалась не только творческая личность, но и аморальная. В любом
человеке наряду с творческими, созидательными силами существует
разрушительная энергия. Примером – Бенвенуто Челлини. Знаменитый ювелир и
скульптор стремился самоутвердиться не только в творческих достижениях, но
и в совершённых им преступлениях.
Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства,
убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и
всякого разгула страстей - это обратная сторона общепризнанного
возрожденческого титанизма. Разгул страстей, своеволие и распущенность
достигают в ренессансной Италии невероятных размеров. Духовная свобода
человека обернулась разгулом страстей, для кот. не мог быть барьером закон;
соперничество становилось диким и необузданным, допускавшим любые средства
борьбы с конкурентами из-за ущемленного тщеславия, для достижения личных и
политических целей.
5. Основные этапы и особенности процесса создания централизованного
Московского государства.
Первые его признаки объединение северной Руси вокруг Москвы обнаружились
при Дмитрии Донском; совершилось же оно при Иване III. Поэтому Ивана III
можно с полным правом назвать создателем Московского государства. Можно
выделить несколько причин образования централизованного государства:
- рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами
крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании
централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);
- развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной
раздробленности для обеспечения свободной торговли;
- разорение княжескими усобицами крестьянских земель, и, как следствие,
заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.
Своеобразность нарождавшейся российской государственности определялась
тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:
1. Протяженность и открытость легко доступных границ. На востоке, юге,
западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников,
полукочевников и оседлых обществ, притом сильнейшими в регионе.
Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски
организованным армиям с запада влияло как на социально-политические
структуры, так и на организацию военного дела в России.
2. Проявление конфессионального компонента международного противостояния. В
десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические,
социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими
странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия
заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.
3. Избавление от экономической и политической зависимости Российского
государства от золотой Орды.
Образование централизованного государства прошло период, который условно
можно разделить на несколько основных этапов:
I. Конец XIII – первая половина XIV века – перемещение экономического
центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба
между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.
II. Вторая половина XIV- начало XV века – разгром Москвой в 60-70-е годы ее
основных соперников и переход от утверждения политического главенства к
государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация
Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига.
III. Феодальная война второй четверти XV века – поражение коалиции удельных
князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.
IV. Вторая половина XV – начало XVI веков - подчинение Новгорода Москве;
завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского
ига; оформление государственности.
Централизация в России законсервировала сугубо средневековый тип отношений
в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей
личности. Установились отношения подданства, как на Востоке, а не
вассалитета, как на Западе (западный институт вассалитета предполагал
отношения двух договаривающихся сторон, которые обе были связаны взаимными
правами и обязательствами). Московские князья требовали беспрекословной
покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только
простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя. Равное
бесправие всех членов общества перед лицом монарха роднило Россию с
восточными деспотиями.
Возвышение Москвы оказало мощное воздействие на литературу: с конца XIV в.
возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских
князей и порицавшее их врагов. В XV в. в лит-ре всё настойчивее
подчёркивается избранность Москвы и её князей.
6. Достижения и особенности культуры Московского царства.
С образованием единого государства заметные сдвиги происходят и в
культурной жизни России. Местные традиции постепенно уходят в прошлое,
уступая место общерусским традициям.
Фольклор. Записей устно-поэтического народного творчества не сохранилось,
но события той эпохи получили отражение в сказках, прославляющих ум и
светлость выходцев из народа. В пословицах и песнях, поговорках и загадках,
словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Во
второй половине столетия большое число сказок идеализируют образ Ивана
Грозного как борца с боярами, “крестьянского” царя, защитника бедняков,
справедливого правителя.
Просвещение. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде,
монастыри. В них же и в церквах, особенно при митрополичьем и епископских
дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг. “Мастера
грамоты” появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые.
Известные духовные деятели Зосима соловецкий и Александр свирский обучались
в обонежских деревнях. Учителями были монахи, дьяки. На многих актах ставят
свои подписи бояре и дворяне; в меньшей степени — крестьяне и посадские
люди. Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания.
В области литературы происходил заметный подъем. В летописных сводах,
повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской
власти, мировой роли России. Повести и сказания сообщают о важнейших
событиях той эпохи — присоединении Новгорода Великого и иных русских земель
к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными. В
середине века многие публицисты остро и страстно обсуждают проблемы
самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян.
Архитектура. Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного
искусства. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве —
стены и башни, соборы и Грановитая палата. Использовали при этом традиции
древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также
приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде,
Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е
гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по
образцу деревянных церквей. В течение всего столетия деревянное
строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб,
сооружаются хоромы богатых людей, подчас очень сложные в плане и
причудливые по форме. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко
выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен
по случаю взятия Казани в 1552 г.
Живопись. На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой живописи
прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Их творения привлекают
красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей
лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы.
В живописи усиливается преобладание московской школы. В иконопись все
больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма. Еще больше это
характерно для второй половины XVI в.Живопись становится все больше делом
государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор
за иконописцами.
В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”. Они
отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки,
декоративностью и праздничностью. Тяга к декоративности и виртуозности,
изощренности и парадности характерна для живописи этой эпохи. Налицо, с
одной стороны, рост мастерства, технического совершенства; с другой —
потеря глубины, монументальности, широкого дыхания живописи А. Рублева и Ф.
Грека.
4. Монголо-татарское нашествие и его социокультурные последствия.
Чингисхан сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Он силой
объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на
основе родового признака создал войско, которому в 12-13 веках, в эпоху
развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе
равных не было. Рядовой единицей этого войска была десятка - семья,
ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня,
в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или триаила,
далее шла тьма - десятитысячный отряд.
Прежде всего, Чингисхан завоевал в 1211 г. Северный Китай; затем покорил
Хорезм (Средняя Азия) в 1219 г.; в 1222 г. был завоёван Северный Иран.
Монгольское завоевание сопровождалось разрешением городов и сёл,
порабощением населения, наложением огромных контрибуций. Чингисхан показал
себя не только жестоким завоевателем, но и незаурядным правителем: он
сохранял на покорённых землях прежнюю систему гос-ых и общественных
отношений, умело подчиняя её собственному контролю. В 1222 г. Чингисхан
отправил часть своих войск в Закавказье. Разграбив эту территорию, монголы
вошли в причерноморские степи, где разгромили половцев. Русские князья
хотели помочь половецким ханам, но далеко не все из них выставили свои
дружины – сказывалась политич. раздробленность. В битве 1223 г. на р. Калке
монголы одержали победу. В 1236 г. после смерти Чингисхана войско Батыя
разгромило восточного соседа Руси – Волжскую Булгарию. В 1237 г. началось
нашествие монголов на Русь. Войско Батыя прошло через Рязанское княжество,
сожгло Рязань и двинулось во Владимиро-Суздальскую землю. Наследники
Всеволода Большое Гнездо во главе с владимирским князем Юрием безуспешно
пытались оказать сопротивление. В марте 1238 г. в битве на р. Сити их
дружины были разбиты Батыем. Продолжая движение на север, монголы вошли в
проделы Новгородской республики, где разграбили и сожгли г. Торжок. Затем,
не дойдя 100 верст до Новгорода, монголы повернули на юг и ушли в
поволжские степи. Очевидно, это было вызвано усталость и большими потерями
войска Батыя, повсюду встречавшего отчаянное сопротивление. В 1239 г. Батый
начал свой 2-й поход на запад: разорив южные русские земли (Черниговскую,
Переяславскую, Киевскую, Галицко-Волынскую), он в 1241 г. ворвался в
Западную Европу. Но, хотя монголы вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию,
дошли до Хорватии и Далмации, удержать за собой все эти земли они оказались
не в состоянии. В 1242 г. Батый вернулся в Поволжье, где создал мощное гос-
во Золотую Орду.
Монгольское нашествие оказалось тяжёлым ударом для Руси. Большинство
русских городов было разрушено, множество людей угнано в рабство,
производственные силы страны оказались надолго подорванными. Но самым
страшным последствием нашествия стало то страшное иго, под кот. попали
русские земли. На них монголы сохранили прежние удел и прежних князей, но
поставили их под собственный контроль. От великого князя и от прочих
монголы требовали содействия в сборе ежегодной дани, называемой Ордынским
выходом. Для точной раскладки дани была проведена специальная перепись.
Постоянно отдавая Золотой Орде значительные средства. Русь потеряла
возможность нормально, последовательно развиваться как в хозяйственном, так
и политическом отношении, были подорваны производительные силы страны. Рост
городов, развитие ремесла и торговли – всё это было замедленно до предела.
Монголо-татарское нашествие тяжело ударило по естественному развитию
русской культуры, а уничтожив многие памятники письменности, зодчества,
иконописи, почти прервало традиционность в работе мастеров культуры,
оказало огромное влияние и на социальную психологию российского населения.
После шока первых десятилетий постепенно начинается накопление сил, причём
не в каком-либо одном центре, а в ряде городов- Новгороде, Пскове, Твери,
Москве, претендующих на главную роль в жизни Руси.
10. Реформационные движения в Европе: причины появления, содержание, результаты.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации,
завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской
культуры. Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое
движение, начавшееся в начале 16 в. в Германии и направленное на
преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация
охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви
Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии,
Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Термин "Реформация" выражает
ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака
на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в
политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое
значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за
ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на
национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на
церковь как на чужеродное, паразитирующее образование. Целый ряд элементов,
предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей
Ренессанса.
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда
доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами
против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный
поединок с католической церковью. Обличение скрытого неблагочестия церкви
во главе с папой перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных
властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между богом
и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг
деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в
Писании. Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы
совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного
значения государственно-политических отношений; защита идеи всеобщего
обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение
деловой предприимчивости - таковы установки учения Лютера, приближавшие его
к раннебуржуазной идеологии и культуре.
Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции,
Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной,
которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно
социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела
в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там
окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564),которого
прозвали “женевским папой”. В конечном итоге Реформация породила новое
направление в христианстве, которое стало духовной основой западной
цивилизации - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и
разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и
каноническими особенностями. Главное отличие протестантизма от католицизма
и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. От
католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания,
Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и
т. д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.
Протестантская Реформация вызвала отклик в католицизме. Начиная с 40-х
годов 16 века, католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в
Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро
ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической
церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но
главной была открытая борьба католицизма против протестантизма.
2. Крещение Руси: историческая обусловленность и социокультурные последствия.
Языческие мировоззрения земледельцев Восточной Европы сложились задолго до
возникновения славянской государственности. Религия древних славян
основывалась на мистическом отношении к природе (культ земли, солнца, дождя
и т.д.). Не достигшие окончательного развития и не имевшие единообразия,
языческие верования славян должны были уступить новым религиозным
верованиям. К концу X в. Киевская Русь оставалась единственной большой
восточноевропейской страной, окружённой народами, исповедовавшими
монотеистические религии. Молодая языческая Русь, хотя и стала уже
известной за своими рубежами, не могла похвастаться особым политическим и
духовным авторитетом.
Наступил период, когда гос-ву надо было серьёзно определить своё положение
в ряду др. евразийских стран и народов. Принятие в 988 г. Русью
христианства политически и духовно связывало её части друг с другом,
открывало более широкие перспективы для развития контактов с Европой. Самым
важным из всех исторических значений крещения Руси является утверждение
нового мировоззрения, нового типа сознания. На смену жизнелюбивому,
оптимистическому язычеству шла вера, кот. требовала ограничений, строгого
выполнения нравственных принципов. По своему происхождению русское
православие представляет собой взаимодействие греческой веры, славянского
язычества и русского народного характера. Сложился православно-языческий
синкретизм. Поэтому русское православие отличается от византийского.
Условия жизни русского народа определили своеобразие толкования сущности
религии. В противовес рассудку для православия характерен перевес культа, и
в частности обряда, над учением и моральной стороной христианства. Брань,
драка, пьянство – меньший грех, чем нарушение поста; участие в богослужении
более спасительное дело, чем чтение Евингилия. Русское православие
ориентировало человека на смирение и покорность, духовное преображение,
стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближало к христианским
идеалам.
Т.о., православие выступило этическим регулятором средневекового общества -
основой его духовной жизни, общественных идеалов и культурных ценностей;
урове6нь христианизации большинства населения был весьма поверхностным
(формально-обрядовым).
Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. XI век – время
зарождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных произведений –
«Слово о законе и благодати». Важнейшую роль в русской литературе играло
летописание: помимо погодных записей о важных событиях, в летопись входили
поэтические легенды и придания. Получает развитие каменная, прежде всего
церковная, архитектура; развивается монументальная живопись-мозаика и
фреска.
Христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в
области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с
жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков
русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная
религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень,
но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-
востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской
культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном
быту.
8. Итальянское и Северное Возрождение: периодизация, общие черты и особенности.
Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Впервые это понятие
употребил итальянский писатель Дж. Бокаччо, сказавший о Джотто, что тот
"возродил античное искусство", а термином, определяющим целую эпоху, это
понятие стало благодаря Джордано Вазари - живописцу и первому историографу
итальянского искусства ,рассматривавшему эпоху Средневековья как простой
перерыв в развитии культуры. Термин "Возрождение" означал первоначально не
столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового
искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее
понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в
Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная
феодализму культура.
Хронологически рамки эпохи Возрождения охватывают период с XIV столетия
до первых двух десятилетий XVII века. Однако в различных европейских
странах новые тенденции проявлялись по-разному. Раньше всего Возрождение
проявилось в Италии. В силу исторических обстоятельств Возрождение в
северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. Так, в XV
веке оформляется Северное Возрождение. С конца XV века идеи Ренессанса
проникают в Англию и Францию и, наконец, под их воздействием оказывается
Испания. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс
(конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое
Возрождение (конец XV века - первые три десятилетия XVI века), Позднее
Возрождение (середина и вторая половина XVI века). ). В литературе о
Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто -
XIII век, треченто - XIV век, кватроченто - XVI век.
Возрождение часто характеризуется как эпоха открытий, определивших её
новизну. Главным открытием являлось открытие античности (в широком смысле –
истории, обращённость к своей исторической традиции). И если для Италии её
историческим прошлым является античность, то для Северная Европа вслед за
Италией наряду с античностью «вспоминала» и свои варварские истоки, отсюда
более тесная связь Северного Возрождения с готикой, со средними веками.
Специфика Северного Возрождения (Реформации) заключается в том, что оно
обретает свои исторические корни в варварском средневековье, а когда, вслед
за Италией обращается к античности, то ищет в ней незамутнённые чистые
истоки раннего христианства. Нормы христианской жизни Северное Возрождение
находит не в современной ему церкви, а в ранних апостольских общинах, не
знавших монашества, культа святых, корпоративного богословия, пышной
обрядовости и иерархии.
Другим важным открытием европейского Возрождения становится открытие
Природы. В это время происходит поиск совершенных форм в самой природе и
через природу. Всё искусство Ренессанса обращено к природе, вырабатывает на
её основе эстетические принципы. Ренессанс обнаруживает новое отношение
человека к природе: от созерцания тайн природы в начале эпохи он переходит
к активной позиции, выступая, как её завоеватель и покоритель. В конечном
счёте это не только меняет природу, не только создаёт новую среду обитания
для человека, но и изменяет самого человека.
Значительным событием новой эпохи становятся Великие географические
открытия, прежде всего открытие Нового Света. Столкновение с неведомыми до
сих пор цивилизациями и культурами не только меняло предметный мир культуры
европейского человека, преобразовывало его быт, но значительно расширяло
границы мира, а значит, границы человеческого сознания.
Но самым важным и значительным открытием эпохи Возрождения было открытие
Человека. От средневековой теоцентричной культуры происходит переход к
утверждению человека в реальном природном мире.