Смутное время
XVII в. открыл собою новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохи средневековья.
В 1584 г. Иван Грозный в возрасте 54 лет умер. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому. После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Фёдор был физически нездоровым человеком и всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в православной церкви), что повысило престиж Русской Церкви во всём православном мире.
В 1598 г. бездетный царь Фёдор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис.После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598 - 1613 гг.) и получили название "Смута", "Смутное время".
1. Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.).
Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нём крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.
Б. Годунов пытался быть хорошим царём для всех сословий:
· в интересах дворян - помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян;
· для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;
· жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.
Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия:в 1603 г. в стране возникла угроза голода. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба. Но голоддостиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.
Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.
А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь.В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве.
Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.
2. Правление Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.). Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.
Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.
Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе.И ореол богоизбранности исчезал, простые манеры выдавали в сыне Ивана Грозного обыкновенного человека. Одной из главных ошибок царя было то, что он привёз с собой из Польши католических священников.
Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка – католичка (Марина Мнишек). Сын католички мог стать русским царём. Этого терпеть бояре не захотели. В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.
Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашёл опоры и понимания в русском обществе.
3.Правление Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.). Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.
Новым царём были недовольны все слои общества, кроме бояр. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.). В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского.
А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев". Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию.. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит.Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским - семибоярщина.
Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл.
4. Семибоярщина (1610 - 1613 гг.). В России началось боярское правление - семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава.
В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В Москве присягают Владиславу. Но в других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.
Два раза собиралось народное ополчение, велись кровопролитные бои. Не стяжав успеха, потеряв много людей и возов с продовольствием, поляки, пришедшие на помощь Владиславу ушли из-под Москвы. Осада, схватки продолжались. В Кремле начался голод, и осажденные в конце октября 1612г.капитулировали. Ополченцы торжественно вступили в Кремль —Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы свою страну.
“Совет всея земли” созвал представителей разных слоев населения на Земский собор (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство). В январе1613 г.он избрал царем молодого Михаила Федоровича Романова —сына тушинского патриарха Филарета, в миру— боярина Федора Никитича Романова, родственника по женской линии царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности.
Заключение.
В работе были рассмотрены основные события жизни россиян в период после смерти Ивана Грозного. После смерти этого монарха Россия столкнулась с проблемой кризиса царской династии, т.к. после Ивана IV не осталось наследников (вспомним хотя бы смерть его сына от руки самого царя).
Только путем распрей, розней, эпохи самозванцев, Смутного времени Россия пришла к правлению новой династии – Романовых.
Список литературы.
Буганов В.И. Мир истории. Россия в ХУП веке. - М.: Мысль, 1989.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХУП века. -Новосибирск: Наука, 1990. Соловьев С.М. Об истории древней России. -Москва: Просвещение, 1993,