Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Сonditio sine qua non

Сonditio sine qua non

Сonditio sine qua non

Почему юнионистское движение в странах СНГ не оправдывает надежды, возлагаемые на него общественным мнением? Почему оно маломощно?

Мне представляется, что ответ на этот вопрос вполне очевиден.

Одной из главных причин дистанцирования республиканских элитных групп от России является боязнь экспансии российского капитала на внутренних рынках "независимых" государств.

Точнее говоря: представители торгово-промышленных групп в странах СНГ, конечно, хотели бы, чтобы в их регионы пришли иностранные инвестиции, но еще более страстно они желают жестко котролировать финансовые потоки внутри страны; и в этом смысле, обоснование, скажем, на Украине российского рубля представляется местным ТПГ предпочтительней экономической дубинки скорого на рассправу - как показывает практика - заокеанского "дядюшки". Россия сегодня недостаточно сильна для того, чтобы диктовать постсоветским диктаторам неприемлемые условия, но, вместе с тем, не настолько слаба, чтобы не суметь, вместе со значимыми представителями местного бизнеса, не суметь выстроить надежный барьер на пути всепоглащающей алчности доллара.

Однако передел собственности как в России, так и на всем постсоветском пространстве еще не завершен. Незавершен еще и передел советского "наследства" и в мировом масштабе (пример Авганистана, Ирака, Сербии, наконец!). Тем не менее, республиканские "приватизаторы" всерьез опасаются, что более изощренные (масштабы-то иные!) "приватизаторы" российские, вполне изучившие (ведь сами их создавали!)"правила игры" на рынках СНГ, окажутся более серьезными конкурентами в деле дележа "советского наследства", нежели изнеженные американцы и европейцы.

Между тем, на самом деле, опасения республиканских элитных групп - малофундированны. По большому счету, российский капитал сегодня ориентирован на западные рынки сбыта, тогда как дотационные предприятия и слабо оборудованная сырьевая база, скажем, Украины или Казахстана его не очень интересует. Точнее сказать, Росиию в странах СНГ интересуют исключительно коммуникационные объекты, предназначенные для транспортировки сырья зарубеж; и имено поэтому Путин, по крайней мере, обсуждает с Лукашенко проблему объединения (протяженная граница с Европой тоже ведь коммуникационный объект!), а в переговорах с Украиной российский МИД поднимает только проблему газоэнергомагистралей (см. Манекин Р.В. Россия победила. Что выиграла Россия?; Он же. О создании газотранспотного консорциума на Украине)

С другой стороны, согласно информации украинских источников (см., напр.: Лузан А. Зачем приезжала Мадлен Олбрайт? - http://www.mrezha.ru/ua/madol.htm) республиканские элитные группы до самого последнего времени (нынче, в связи с улучшением дел в российской экономики, ситуация в странах СНГ также несколько изменилась) обильно спонсируются западными фондами. Причем в объемах, сопоставимых с размерами республиканских бюджетов. Иначе говоря, местные элитные группы в бывших республиках СССР практически все десять последних лет существовали на деньги Запада и потому ПРИВЫКЛИ игнорировать интересы собственных народов.

Между тем, рядовой обыватель где-нибудь в Донбассе, Кахетии, Аджарии или в Крыму сегодня до 2/3 заработной платы расходует на транспорт и коммунальные услуги. Продажная стоимость на рынке транспортных и коммунальных услуг в определяющей мере зависит от цен на российские энергоносители. Отсюда - подавляющее большиство населения в странах СНГ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАИНТЕРЕСОВАННО в налаживании максимально дружественных (прямо говоря: союзнических) отношений своей государства с Российской Федерацией.

Реалии общественной жизни стран СНГ сегодня таковы, что политическая активность, задавленных неизбывной нуждой, масс, по существу, сведена "на нет". Народы лишены возможности проявлять политическую волю. Соответственно, выразители заложенных в массах политических интенций, в том числе, и представители юнионистских движений в странах СНГ, не имеют реальных возможностей оказывать существенное влияние на становление политических событий.

Из сказанного следуют два вывода. А именно:

Первое. Геополитические интересы Запада на постсоветском пространстве носят долгосрочный характер. Иначе говоря, Запад и далее будет оплачивать воспроизводство антироссийских настроений в странах СНГ. Правда, - в связи с затратами на проведение "антитеррорестической операции", а также поскольку основным геополитическим противником США сегодня объективно является не столько РФ, сколько Китай - во все уменьшающихся масштабах. Вместе с тем реальная альтернатива российским энергоносителям в экономической жизни стран бывшего СССР (культурологический, лингвистический, проч. аспекты юнионистской проблематики мы сейчас не затрагиваем) - как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе - отсутствует (вспомните историю с Сидоренко, сделавшем капитал на инициированных правительством Звягильского закупкох углеводородов за пределами СНГ; что из этого вышло?). Это означает, если республиканские ТПГ не пересмотрят свою политику в отношении России, то поляризация жизненно важных интересов масс, с одной стороны, и элитных групп, с другой, - с неизбежностью, будет прогрессировать. (Вот, кстати, почему в случаях, когда партии националистического или прозападного толка в бывших республиках СССР называют "патриотическими", на самом деле, это не может не вызывать саркастическую улыбку). Фактически, упомянутое противостояние (искусственное противопоставление) интересов социальных групп может закончится двояко: либо самоуничтожением наций (буквально: элитные группы "съедят" свой фундамент - народ и, как следствие, прекратят свое существование в качестве НАЦИОНАЛЬНЫХ элитных групп), либо политическим кризисом, который разрешиться избытием с политической арены главенствующих в настоящий момент политических сил. Причем удаление этих сил, скорее всего, будет осуществляться "руками" Запада (см. пример акции "Восстань Украина")

Второе. Российская Федерация непосредственно заинтересована в демократизации политической жизни в странах СНГ, поскольку становление институтов гражданского общества - самый прямой путь к оптимизации отношений РФ с республиками бывшего СССР.

Далее. Основной вектор социального развития РФ ныне ориентирован на ценности демократии западного образца. В годы "перестройки" российская общественная мысль не сумела выработать самобытную идею, обеспечивающую поступательное развитие страны и, одновременно, привлекательную для широких обывательских масс. Аналогичным образом, местные элитные группы в республиках бывшего СССР, спонтанно лишенные привычной идеологической опоры, по существу, были ВЫНУЖДЕНО ангажированы, с одной стороны, идеологией местечкового национализма, а, с другой, - в силу экономической необходимости - также ценностями западной демократии. Иными словами, сегодня сформировалась такая ситуация, при которой Россия, как суверенная страна, и страны СНГ, как независимые государства, являются естественными конкурентами на мировых рынках социальных технологий. На практике, это означает, что, призывающие к восстановлению утраченных связей, юнионистские силы на Украине, в Грузии, Казахстане, проч., в глазах местных политических элит выступают в роли "ШТРЕЙКБРЕХЕРОВ", предающих национальные интересы независимых государств, во имя имплицитных (вариант: иллюзорных) социальных перспектив.

Выход из указанной коллизии может быть только один: формирование новой социально-политической парадигмы внутри России - парадигмы самостоятельной, устойчивой, учитывающей все нюансы современных политических реалий.

Таким образом, conditio sine qva non становления юнионистских движений в странах СНГ, в качестве значимых политических сил, является:

1. формирование новой социально-политической парадигмы в Российской Федерации, предполагающей дистанцирование от демократических ценностей западного образца;

2. кризис власти в республиках СНГ, имеющий целью дальнейшую демократизацию общественной жизни.

В иных обстоятельствах юнионистские силы в СНГ обречены на стагнацию.

NOTA BENE: ДЕМОКРАТИЯ - ЭТО ПРОЦЕДУРА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ ИНСТИТУТЫ, МЕТОДЫ, И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ В КОНКРЕТНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД В СОЦИУМЕ ИДЕОЛОГИЕЙ.

Список литературы

Манекин Р.В. Сonditio sine qua non




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена