Сотрудничество Казахстана и Узбекистана в современных условиях: исторический аспект
Республика Казахстан
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Сотрудничество Казахстана и Узбекистана в современных условиях: исторический аспект (1991-2008 гг.)
07.00.02 - Отечественная история
(История Республики Казахстан)
Алматы 2010
Работа выполнена в отделе Современной истории и научной информации Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Мажитов С.Ф.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Шалекенов М.У.
кандидат исторических наук Козганбаева Г.Б.
Ведущая организация: Университет «Кайнар»
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук Капаева А.Т.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
После распада Советского Союза и образования новых независимых государств, одним из актуальных вопросов явилось формирование между ними равноправных и взаимовыгодных отношений на основе общепризнанных норм и принципов. Важное значение это имело и для стран постсоветской Центральной Азии, вставших на путь суверенного развития. Народы данного региона ощутили необходимость совместными усилиями строить свое будущее, наладить в новых условиях добрососедские межгосударственные отношения, взаимовыгодные эконо-мические, политические и культурные взаимосвязи.
Вступление Казахстана на путь независимого развития и установления дипломатических отношений с другими странами стимулировало повышение внимания исследователей к проблемам сотрудничества нашей Республики с субъектами мирового сообщества.
В этой связи усилился интерес отечественной исторической науки к истории становления и развития межгосударственных отношений Казахстана с различными странами, в том числе и с соседними государствами. Особенное значение в этом плане представляют казахстанско-узбекистанские взаимоотношения. Усиление интереса к истории взаимотношений Казахстана с Узбекистаном, как ведущих стратегических партнеров центральноазиатского региона в условиях современности, обусловлен геополитическими и геоэкономическими причинами. Прежде всего отношения двух республик являются системообразующим элементом всей системы международных отношений в центральноазиатском регионе в целом. Поэтому вполне естественно, что анализ их взаимоотношений является важным компонентом для создания и понимания современных исторических процессов в Центральной Азии.
Необходимость новых научных разработок и потребность в обоснованных выводах относительно конструктивного сотрудничества независимого Казахстана с зарубежными странами в силу приоритетности данной проблемы требуют также решения ряда теоретических и методологических вопросов, что исследуется в данной работе на примере взаимоотношений Казахстана и Узбекистана.
Такие реалии современности, как наличие региональных конфликтов и войн, международный терроризм, проблема региональной стабильности, наркоторговля и другие нуждаются в систематическом осмыслении и анализе. Накопленный опыт в изучении традиций культурных взаимодействий двух стран, особенностей их влияния на взаимопонимание, также имеет и практическое значение. Проведенный анализ актуального среза современных казахстанско-узбекистанских отношений через призму двусторонних контактов в области политики, экономики, безопасности и культуры имеет важное значение для создания серии актуальных исследований и активизации комплескного изучения сотрудничества Казахстана и Узбекистана в тесной связи с их формирующейся современной историей.
В этом плане безусловный научный интерес представляют собой казахстанско-узбекистанские взаимоотношения как стратегических партнеров в Центральной Азии, обусловленные геополитическими и геоэкономическими факторами. Предметом специальноо изучения здесь должна стать идея формирования зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном, направленной на создание крупного взаимопроникающего бизнеса, привлечение третьих капиталов, развитие региональных систем получения добавленной стоимости.
Кроме того, научное освещение роли и места Республики Казахстан и Республики Узбекистан в международных организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия Азии (СВМДА) даст возможность выявления перспективных направлений и дальнейших совместных действий во имя мира и согласия в регионе.
Таким образом, постановка самой проблемы и научное исследование сотрудничества Казахстана с Узбекистаном имеет важное общественно-политическое и межгосударственное значение.
Степень изученности проблемы. Анализ имеющейся на сегодняшний день научной литературы по вопросам исследуемой проблемы позволяет сделать вывод о недостаточной её разработанности. Историография исследования включает широкий круг работ казахстанских, узбекистанских, российских и зарубежных исследователей.
В числе первых, кто изучал историю казахско-узбекских отношений были Г.И. Данилевский, Н.И. Веселовский и другие. В трудах этих авторов имеются личные материалы об истории возникновения казахско-узбекских отношений, а также сведения о внешне и внутриполитическом положении Хивинского и Кокандского ханств, которые представляют ценные историко-этно-географические материалы. Вопросы истории, культуры и хозяйственных взаимоотношений казахов и узбеков нашли отражение в работах С. Броневского, Н.А. Дингельштедта, А. Шахназарова и других. Торгово-экономические взаимоотношения казахов и узбеков первой половины ХІХ века нашли свое отражение в трудах А.И. Добросмыслова, А.Н. Тетеревника и П.Н. Небольсина. Авторы наряду с экономическими связями отмечают также этногенетические и культурные отношения казахского и узбекского народов, проживающих на территории Туркестанского края [1].
Исследования выдающегося ученого Ч.Ч. Валиханова в области истории казахско-узбекских литературных и научных связей послужили ярким подтверждением тому, что фольклор узбеков и казахов по содержанию и форме очень сходны, что вызвано исторически сложившимися географическими, экономическими и культурными условиями их жизни. Тем не менее вышеуказанные источники, содержащие значительный фактический материал, в большинстве своем носят описательный характер [2].
Проблеме взаимоотношений казахов и узбеков дореволюционного периода большое внимание уделил С. Мадуанов. В своей монографии автор, основываясь на данные архивных материалов, отразил политические, экономические и культурные связи казахов и узбеков [3].
В период становления советской власти и дальнейшего укрепления тоталитарной, в последующем командно-административной системы казахский и узбекский народы оказались под давлением и руководством центра. К основным работам по политике размежевания, где основной целью центра явилось образование национальных республик, можно отнести работы Т. Рыскулова и М. Шокая [4]. Проблеме размежевания республик Средней Азии и взаимоотношениям казахского и узбекского народов в тот период можно отнести труды А.Н. Нусупбекова, который в своей работе «Объединение казахских земель в КССР» стремился отразить политическую ситуацию Средней Азии и Казахстана в 20-х годах ХХ века. В целом, политике размежевания и связям казахов и узбеков в первой половине ХХ века посвящено большое количество работ исследователей Казахстана и Узбекистана.
Становлению и развитию взаимовыгодных отношений Казахстана с другими госурствами в исследуемые годы посвящены некоторые работы казахстанских историков, политологов и экономистов. В целом их работы посвящены конкретным направлениям сотрудничества двух государств. Комплексное изучение же исследуемой нами проблемы в научной литературе не было предметом специального самостоятельного исследования, что актуализирует саму структуру и содержание диссертационной работы.
Во второй половине 90-х годов ХХ века сотрудничество Республики Казахстан со странами ближнего и дального зарубежья вызывает научный интерес. Взгляд на проблемы развития многовекторной внешней политики Республики Казахстан высказал в своих трудах видный государственный деятель К.К. Токаев. Отдельный акцент в его трудах посвящен последовательному анализу всех этапов формирования внешней политики нового государства, становлению дипломатической службы, внешне-экономическим факторам в эпоху глобализации, роли Казахстана в международном сообществе [5].
Помимо этого важное место в анализе исследуемой проблемы сотруд-ничества Республики Казахстан и Узбекистан занимают сборники Министерства иностранных дел страны, содержащие официальные отчеты казахстанских дипломатов о деятельности за рубежом.
Развитию и укреплению сотрудничества Казахстана с главной между-народной организацией в лице ООН посвящена монография первой женщины Посла Казахстана А. Арыстанбековой, где освещены история вступления, основные направления деятельности, роль и перспектива сотрудничества Казахстана с данной организацией [6].
Как известно, центральноазиатский регион является одним из богатых регионов нефтяных и газовых запасов, различных цветных металлов и золота. С переходом на рыночные отношения и привлечением инвестиций зарубежных государств, Казахстан среди республик центральноазиатского региона выделяется темпами экономического роста. Основным геополитическим аспектам и тенденциям развития межрегиональных отношений между республиками, политики водопользования, региональной безопасности, проблемам торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС, форми-рованию многопартийной системы и межпарламентских взаимо-отношений, этапам и итогам трансформации политической системы так же посвящено большое количество научных и аналитических работ К.Н. Бурханова, С.Ф. Мажитова и др. [7].
В двусторонних отношениях между республиками существует важное направление, обусловленное присутствием казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане. В нашей работе казахская ирредента рассматривается как основной фактор тесного исторического, культурного, социально-экономического и политического взаимоотношения двух республик. В сентябре 2006 года в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в Казахстан была принята специальная программа по решению данного вопроса. В этом контексте особого внимания заслуживают исследования Г.М. Мендикуловой, Г.Б. Козганбаевой и др. [8].
Проблемам взаимоотношений Казахстана и Узбекистана посвящены научные работы М.У. Шалекенова, которые значительно расширяют историогра-фический потенциал исследуемой проблематики [9].
Особую значимость для осмысления и изучения темы исследования имеют диссертационные работы, отражающие отдельные аспекты исследуемой проблемы. Межгосударственным отношениям Казахстана и Узбекистана посвящена кандидатская диссертация У. Узбекова, в которой раскрываются успехи и трудности процесса двустороннего сотрудничества в перспективе [10].
В целом историографический массив, посвященный данному периоду, достаточно солиден и громоздок, как в количественном измерении, так и по своей направленности. Автор предпринял попытку выделить наиболее значимые в теоретическом отношении положения и выстроить их историко-логическую позицию, раскрывающую системный подход в освещении данной проблемы.
Цель и задачи исследования. Актуальность и недостаточная степень разработанности проблемы определили цель работы - компаративный анализ и выявление основных направлений, форм и динамики развития политического и экономического, научно-технического и культурного сотрудничества Казахстана с Узбекистаном в условиях обретения суверенитета и неза-висимости.
В связи с этим для реализации данной цели в диссертационном исследовании предпринято решение нижеследующих задач:
- осветить историко-методологические аспекты проблемы развития много-векторных связей Казахстана и Узбекистана;
- проанализировать этапы становления сотрудничества, экономический потенциал и правовую базу, на основе которых Казахстан развивает многосторонние отношения с Узбекистаном;
- раскрыть характер сотрудничества Казахстана и Узбекистана в международной политике, в установлении политической стабильности и обеспечении безопасности в Центральноазиатском регионе и во всем мире;
- определить сдерживающие факторы в развертывании многоаспектных связей между республиками и активизации их участия в глобальных интеграционных процессах, как составной части мировой интеграции;
- сформулировать рекомендации и предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности и укреплению всесторонних связей Казахстана с Узбекистаном;
- рассмотреть влияние научно-технических связей, сотрудничества в области образования и подготовки кадров, в культурно-гуманитарной сфере на процесс продвижения республик по пути к обновлению и прогресса в посткризисный период.
Объектом изучения является исследование системы взаимоотношений и сотрудничества Республики Казахстан с Республикой Узбекистан, ее экономические, дипломатические, культурные связи.
Предметом исследования является механизм формирования и исследования политико-дипломатических, торгово-экономических и гума-нитарных связей двух соседних государств. Исследование исторической ретроспективы основных этапов сотрудничества двух государств требует научного осмысления и обобщения.
Методология исследования. Теоретико-методологической основой дис-сертации являются принципы историзма и объективизма, которые сочетаются с ценностным подходом к событиям как прошлого, так и настоящего периодов истории Казахстана. При проведении исследования применялись общенаучные методы: исторический, логический, дедуктивный, системно-исторический, историко-сравнительный.
Общепризнанные в мировой исторической науке принципы и методы научного познания, анализа общественных процессов дали возможность сочетать современные исторические знания с критическим и конструктивным подходом к рассматриваемому материалу. В диссертации использованы синхронный, хронологический, сравнительно-аналитический, ретроспективный и другие методы исследования, позволившие рассмотреть исследуемые явления и процессы в динамике, выявить присущие им противоречия, общее и особенное, раскрыть экономические и социально-политические взаимо-отношения между Казахстаном и Узбекистаном.
Источниковая база исследования. При написании данной работы использовано большое количество источников. При освещении исторических взаимоотношений в дореволюционное время были использованы архивные фонды Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК) и Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГА РУз). В особенности архивные материалы, сконцентрированные в 64 фонде Канцелярии Степного генерал-губернаторства, 124 фонде Чимкентского уездного управления, 17 фонда Сырдарьинского областного управления, 1044 фонда Туркестанского комитета временного правительства, 16 фонда Переселен-ческого управления Сырдарьинской области, 1 фонда Канцелярии Туркес-танского генерал-губернаторства, 47 фонда Главного управления учебными заведениями Туркестанского края, 1009 фонда Н.П. Остроумова и др.
Помимо вышеназванных фондов архивов республик в данной диссер-тационной работе в научный оборот впервые были введены ценные материалы Архива Президента Республики Казахстан (АП РК, фонды 5-Н, 7, 75-Н) и Национального архива РК в городе Астане (НА РК, фонды 23, 24, 48). С целью разностороннего раскрытия темы кроме архивных материалов в данной диссертационной работе были использованы статистические, анали-тические материалы журналов и газет «Дипломатической курьер», «Статистические ежегодники» Казахстана и Узбекистана, «Демографические ежегодники» двух республик и др. При освещении взаимоотношений Казахстана и Узбекистана в сфере культуры были использованны материалы Казахского национального культурного центра в Узбекистане.
На основе многогранности и объемности архивных материалов, обширной фактологической информации, составивших основу теоретических положений диссертационной работы, содержания и структуры исследования предпринята первая попытка научного осмысления сотрудничества Казахстана и Узбекистана в новых условиях.
Научная новизна работы. Состоит в том, что данная работа является одной из первых попыток комплексного и системного анализа вопросов, связанных с историей развития казахстанско-узбекистанских отношений, что обусловлено актуальностью темы и необходимостью ее подробного исследования в казахстанской историографии. Новизна диссертации определяется и научными выводами, рекомендациями по улучшению двустороннего сотрудничества. Также в ней впервые в научный оборот введен большой объем новых архивных материалов.
При этом новизна постановки проблемы заключается в анализе проблем по улучшению двустороннего сотрудничества:
- в качестве объекта исследования в научный оборот вовлечена как зарубежная, так и отечественная литература, которая ранее не являлась предметом историографического анализа;
- впервые представлен комплексный и системный анализ отношений Казахстана и Узбекистана, сотрудничества двух государств в рамках ШОС, СВМДА и ОДКБ. Предпринята попытка анализа идеи Н.А. Назарбаева по созданию и укреплению Центральноазиатского союза, а так же взглядов по данной проблеме узбекистанских исследователей;
- на основе архивных материалов дореволюционного и современного периодов выявлены основные геополитические и геоэкономические условия сотрудничества братских республик, их основные направления и перспективы развития;
- акцентируется внимание на научное осмысление достигнутых договоренностей Главами государств по проблеме делимитации казахстанско-узбекистанской границы, совместного водопользования и энергоресурсов, решения экологических проблем, проблем миграции и положения казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане, как факторов межэтнических и межкультурных отношений;
- в диссертации впервые представлен обобщающий анализ истории сотрудничества двух государств, совместных действий против терроризма и экстремизма, которые позволяют выработать приоритеты дальнейшего развития с целью сохранения политической стабильности в регионе;
- в ходе диссертационного исследования были выявлены основные параметры политико-дипломатического, торгово-экономического и гумани-тарного сотрудничества, изучение которых являются неотъемлемой частью процесса формирования исторического сознания и становления государст-венности.
Таким образом, данное исследование является первым обобщающим, комплексным и системным вкладом в историческую науку Республики, где основные аспекты сотрудничества Казахстана и Узбекистана в условиях современности отражены и научно проанализированы на основе фактологических материалов.
Положения, выносимые на защиту
- эволюция казахстанско-узбекистанского сотрудничества прошла долгий исторический путь развития, начиная с тюркской цивилизации до сегодняшнего дня. Несмотря на колониальную политику Российской империи, народы Казахстана и Узбекистана не прекращали борьбу за национальную независимость;
- после распада Советского Союза в наследие двум государствам остались переплетенные между собой социально-экономические и политические проблемы, которые препятствовали становлению их государственности и поднятию имиджа на международном уровне. Тем не менее, Казахстан и Узбекистан в геополитическом и геоэкономическом плане вышли на международную арену;
- на этапе становления государственности в новых геополитических и геоэкономических условиях перед Казахстаном и Узбекистаном стояли первоочередные приоритетные задачи по заключению двусторонних и многосторонних Соглашений, представляющих гарантию территориальной целостности, стабильности, взаимного уважения и доверия, развития торгово-экономических, политических, парламентских, гуманитарных отношений. На сегодня между сторонами создана солидная правовая основа, которая включает в себя Соглашения, меморандумы и коммюнике, ставшие основой их взаимной интеграции;
- на сегодня в Казахстане проживает узбекская диаспора, а в Узбекистане более 1,5 млн. казахской ирреденты, ставшие гарантом культурной консолидации двух государств в условиях современности. Были трудности и временные проблемы в процессе становления национальной государст-венности, которые стали основой текущих противоречий. Несмотря на это, стороны определили государственные границы и усилили систему безопасности, дающую гарантию политической стабильности централь-ноазиатского региона. Два государства определили совместный план действий против разного рода религиозных проникновений и экстремистских, террористических группировок;
- Казахстан и Узбекистан активно взаимодейстуют в рамках СНГ, ШОС, ЦАЭС, ОДКБ и СВМДА. Государства в своей внешней политике придерживаются принципа многовекторности. В связи с этим заложен крепкий фундамент экономических, политических, гуманитарных отношений, направ-ленных на дальнейшее совершенствование этих процессов, а также их эффективность;
- совершенствуется культурно-гуманитарная сфера. Между государствами заключены договоренности глубоких взаимодействий в сфере культуры, образования, науки и здравоохранения.
Таким образом, за изучаемый период развитие сотрудничества Казахстана и Узбекистана прошло тернистый путь, начиная от создания основ государст-венности и определения своего развития, благоприятного климата для иностранных инвесторов до выхода на международную арену, доказательством чего является председательствование Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.
Хронологические рамки исследования определены в соответствии с поставленной целью диссертационной работы. С обретением независимости Казахстан встал на путь взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на принципиально новой основе, что позволило исследовать их динамику с современных позиций. Поэтому период с 1991 года является переломным в истории Казахстана и началом развития новых отношений в условиях деидеологизации во внутриполитической и внешнеэкономической деятель-ности. Именно в период независимости в Казахстане происходят перестроечные процессы демократического характера с постепенной переориентацией от узкоклассовой идеологии к пониманию приоритета общечеловеческих морально-нравственных норм и ценностей. Все это сыграло непосредственную роль в развитии сотрудничества Республики Казахстан с зарубежными странами на принципиально новой основе.
Прошедшие 1991-2008 гг. по масштабу проведенных реформ составили целую историческую эпоху. В этот период шел процесс трансформации общества, где государства столкнулись с проблемами выхода на мировую арену и реализации себя, приступили к реформированию политических и социально-экономических сфер. Данный период знаменателен и новыми мировыми политическими противоречиями, такими как, американо-иракский конфликт, расширение НАТО на восток, «цветные» революции в некоторых странах СНГ, новая волна террористических и экстремистких актов, противоречия США и Ирана, которые тем или иным образом повлияли на дальнейшую судьбу республик. Казахстан, преследуя политику нейтралитета, участвовал в разоружении минных полей в Ираке, оказывал гуманитарную помощь. Все это в общей сумме актуализирует потребность в комплексном научном осмыслении двустороннего сотрудничества.
Научная и практическая значимость диссертации состоит в сочетании теоретического и практического аспектов. Практический аспект позволяет напрямую выработать рекомендации для более успешного обеспечения национальных интересов Казахстана в рамках проведения более эффективной внешней политики, для разработки стратегии Казахстана в условиях глобализации и нарастания геополитического давления извне. Научные результаты исследования будут полезны при анализе происходящих в современном мире интеграционных процессов. Выводы и основные положения работы могут быть использованы широким кругом историков, политологов, обществоведов, практическими работниками внешнеполитических ведомств двух стран, в процессе преподавания дисциплин по истории и теории международных отношений, внешней политики Казахстана в вузах и колледжах республики. Их также можно использовать при подготовке обобщающих исторических трудов по новейшей истории Казахстана, учебников для школ, высших и средних специальных учебных заведений, спецкурсов, в воспитательной и разъяснительной работе среди населения.
Апробация основных положений исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 научных публикациях, в том числе 6-в журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК и 5 статей в сборниках материалов международных и республиканских научно-теоретических конференций. Работа выполнена и обсуждена в отделе Современной истории и научной информации Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК и рекомендована к защите.
Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первый раздел «Исторические истоки и становление сотрудничества Казахстана и Узбекистана» состоит из двух параграфов, в которых анализируется ряд наиболее значительных факторов, оказавших влияние на развитие взаимоотношений Казахстана и Узбекистана.
В подразделе
1.1 Историческая ретроспектива казахско-узбекских отношений» исследованы основные факторы, на фоне которых разворачивались процессы исторического, торгово-экономического, социально-культурного взаимодействия народов Казахстана и Узбекистана.
Становление и развитие казахской государственности на современном этапе выявило основные подходы к изучению внешнеполитических, экономических и культурных взаимоотношений Казахстана с соседними государствами. Одним из важнейших аспектов не только теоретического, но и практического значения на сегодня является вопрос сотрудничества Казахстана и Узбекистана на основе равноправных и взаимовыгодных отношений. Для освещения основных направлений межгосударственных отношений необходимо обратиться к историческим корням отношении двух народов. Подобная постановка проблемы преследует цель общего освещения взаимоотношений казахов и узбеков в исторической ретроспективе, где основное внимание уделено истории этих связей в дореволюционный и советский период. Колониальная политика царизма стала причиной общей борьбы двух народов за свою независимость.
Присоединение юга Казахстана к России означало конец Кокандского господства и одновременно начало завоевания самого Кокандского ханства Российской империей, которое было завершено в 1876 году. Полувековой кокандский период на юге Казахстана оставил глубокий след. Связи узбекского и казахского народов, оказавшихся в составе одного государства, еще более усилились. Результатом кокандской колонизации было развитие городской и оседло-земледельческой культуры в присырдарьинских областях и Семиречье, эти крепости позже выросли в областные центры Республики Казахстан.
С началом Первой мировой войны в 1914 году ужесточилась участь казахского и узбекского народов. Они насильственно привлекались на тыловые работы. 25 июля 1916 года был издан указ царя Николая ІІ «О привлечении мужчин инородческого населения империи» в возрасте от 19 до 43 лет включительно «для работы по устройству оборонительных соружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ». Этот документ стал толчком к национально-освободительному восстанию 1916 года. Массовые волнения прошли по всем казахским и узбекским аулам и кишлакам, районам железной дороги Туркестанского края.
В 1924 году началось национально-территориальное размежевание Средней Азии. Основная цель политики большевиков заключалась в создании новых национальных республик, подчиняющихся центру.
В разгар Великой Отечественной войны в Казахстан и Узбекистан было депортировано большое количество кавказских и других народов. Данная политика велась со стороны центра с целью понижения процентного показателя коренного населения и под лозунгом «интернационализма» размещения народов Советского Союза. Несмотря на это, Казахстан и Узбекистан в период Отечественной войны стали тылом Советского Союза.
В 60-х годах ХХ века между республиками продолжалось сотрудничество, в том числе в газовой отрасли. В связи с этим в 1961-1963 гг. было проложена газовая труба Газли-Челябинск, которая проходила по территории Казахстана, соединяя одновременно Бухару и Уральск.
Таким образом, историческая ретроспектива сотрудничества Казахстана и Узбекистана показывает, что на протяжении долгого периода два народа совместно боролись против колониальной политики Российской империи. Их сотрудничество, как отражено выше, прошло целую историческую эпоху. Бесспорно, данный процесс связан с задачами сохранения государственности, территориальной целостности, самобытности, культуры и языка.
В подразделе
1.2 Становление политических, дипломатических и экономических отношений между Казахстаном и Узбекистаном
рассматриваются предпосылки становления и развития двусторонних отношений между Казахстаном и Узбекистаном, динамика политических процессов, торгово-экономические и гуманитарные отношения на современном этапе.
Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан установлены 23 ноября 1992 года. С июля 1993 года в Алматы функционирует посольство Республики Узбекистан, в ноябре 1993 года в Ташкенте было открыто посольство Республики Казахстан. Между республиками зафиксированы основные принципы двусторонних отношений в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 24 июня 1992 года. Исключительно важным в данном договоре является двустороннее признание государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела, в международной деятельности государства будут выступать в качестве суверенных, равноправных и дружественных государств. Основным фактором двустороннего соглашения является достижение признания и уважения территориальной целостности и нерушимости ныне существующих границ, отказ от любых посягательств, что зафиксировано в этом Договоре [11].
Казахстан и Узбекистан в геополитическом смысле, в силу своего географического расположения, численности населения, общей культуры, традиций и обычаев бесспорно являются значимыми республиками для Центральной Азии. На сегодняшний день, не считая некоторые разногласия, сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном развиваются динамично. Главы государств отчетливо и успешно взаимодействуют в вопросах как экономической интеграции, так и региональной безопасности, что необходимо для обеих сторон.
Казахстан и Узбекистан являясь участниками организаций СВМДА, ШОС, ЦЭС совместно действуют в борьбе против терроризма, политического и религиозного экстремизма, транснациональной организованной преступности и иными угрозами стабильности и безопасности. В январе 1994 года для активизации хозяйственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан был подписан «Договор о создании единого экономического пространства», к которому вскоре присоединились Кыргызская Республика, а затем и Таджикистан. По своему содержанию указанный документ имел явную интеграционную направленность. В частности, он предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивал условия для проведения согласованной кредитно-расчетной, бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики [12].
Как свидетельствует международный опыт, тенденция к интеграции на региональном уровне опирается, прежде всего, на политический авторитет и экономическую мощь крупнейших стран региона. Если следовать логике Европейского союза, в Центральной Азии в качестве интеграционных «моторов» Казахстан и Узбекистан выступают по праву. За ними сохраняется сегодня преобладающая часть территории, природных и людских ресурсов, а также хозяйственного потенциала региона. Поэтому можно заявить без преувеличения, что именно от состояния казахстанско-узбекистанских взаимоотношений в первую очередь зависит судьба Центральноазиатского экономического союза.
Встречи Глав двух государств, в том числе в рамках заседаний ЦАЭС, способствуют расширению взаимного политического и экономического сотрудничества. К примеру, по итогам состоявшегося в июне 2000 года в Душанбе заседания Глав государств ЦАЭС были подписаны «Стратегия интеграционного развития ЦАЭС до 2005 года» и «Программа первоочередных действий по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года» [13]. По инициативе Главы казахстанского государства Президенты четырех стран приняли Обращение к мировому сообществу и международным организациям по ситуации в Афганистане. Руководители стран-участниц ЦАЭС поддержали предложение Н.А. Назарбаева об ускорении мероприятий по созданию водно-энергетического консорциума, что даст возможность качественного развития сельского хозяйства и других направлений сферы экономики.
Таким образом, в начале 90-х годов ХХ века между республиками формировалась правовая и законодательная база для политического, дипломатического, экономического сотрудничества, которая позже развивалась и достигла на сегодняшний день более чем 170 договоренностей разного направления, охватывающие практически все сферы взаимодействия.
Во втором разделе
Современная история взаимоотношений Казахстана и Узбекистана проанализированы приоритетные направления сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном, экономические связи между двумя государствами, социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане, решение пограничных территорий.
В подразделе
2.1 Основные этапы развития казахстанско-узбекистанского сотрудничества исследуется эволюция отношений между двумя республиками в дипломатической, экономической и гуманитарной сфере.
Важным событием в казахстанско-узбекистанских отношениях явился официальный визит Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Республику Узбекистан 30-31 октября 1998 года, в ходе которого были обсуждены проблемы двустороннего сотрудничества и подписаны 8 документов: Договор о вечной дружбе, Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Соглашение о сотрудничестве в области поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа; о производственной кооперации; о сотрудничестве и таможенных делах; о сотрудничестве в борьбе с преступностью; о сотрудничестве в области образования; о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между акиматом города Астаны и хокимиятом города Ташкента.
Военная сфера также является индикатором сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстанско-кыргызско-узбекистанское межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 8 июля 1994 года направлено на решение вопросов «материально - технического обеспечения вооруженных сил, поставках вооружения, техники, боеприпасов» [14].
В годы независимости сотрудничество между двумя странами поднялось на новый уровень развития. Особо важным этапом в дальнейшем углублении экономического объединения региона стали визиты И.А. Каримова в Казахстан в 1997 и 2006 годах, визиты Н.А. Назарбаева в Ташкент в 1998 и 2000 годах. За прошедшие годы стороны подписали более 170 межгосударственных и межправительственных документов. В настоящее время Казахстан и Узбекистан успешно взаимодействуют и в рамках международных, региональных организаций, таких как СНГ, ШОС и ЕврАзЭС. Возрастает товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном. При этом лидирующие позиции занимают сферы транспортно-коммуникационных услуг, Машиностроительной промышленности и сельскохозяйственной продукции. Если в 2002 году товарооборот двух стран составлял 263,3 млн. долларов, то в 2006 году он вышел на отметку полмиллиарда долларов [15].
Очевидно, что постоянный диалог и расширение торгово-экономических связей между соседними государствами отвечает стратегическим задачам и национальным интересам обоих государств. В то же время такой формат общения способствует углублению двустороннего сотрудничества.
В подразделе
2.2 Вопросы диаспор и проблемы делимитации казахстанско-узбекистанских границ изучается социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане как факторов сближения между республиками. Следует учесть, что без освещения данной проблемы нельзя раскрыть процесс государственной делимитации и демаркации границ между двумя государствами.
Узбекская диаспора Казахстана активно стремится к изучению родного языка и сохранению своей национальной культуры, что подтверждено фактом открытия узбекского театра в Шымкенте, увеличения тиражей периодических изданий, активного участия в различных культурно - массовых мероприятиях узбекского центра. Именно наличие своей специфичной культуры делает сообщество людей определенным этносом, а её диаспора взаимообогащает культуру и духовную жизнь республики. В начале XXI века в 83 узбекских и 64 смешанных школах Казахстана обучалось более 85 тыс. учеников, ежегодно школы выпускают более 5,5 тыс. выпускников. В Казахстане организовано 30 узбекских детских садов, в них воспитывается более 2000 детей [16].
Делимитация границы между Казахстаном и Узбекистаном была сложной проблемой, прежде всего потому, что практически невозможно было установить абсолютную истину о принадлежности тех или иных территорий какому-либо одному государству. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками изменялись несколько раз. Например, если в 1924 году в результате политики размежевания Каракалпакстан отошел в состав Казахской АССР, то в 1936 году по решению Центра республика вошла в состав Узбекской АССР. В связи с этим аппеляция к истории в данном случае была бы не совсем правомерной, а манипуляции различными историческими хрониками могут привести только к эскалации напряжения в отношениях между двумя странами.
На сегодняшний день между Казахстаном и Узбекистаном отсутствуют какие-либо споры по вопросам делимитации и демаркации государственной границы, все спорные вопросы решены с учетом обоюдных интересов. Например, поселок Багыс перешел к Казахстану. 5 населенных пунктов, расположенных вдоль Арнасайской плотины, где проживают преимущественно казахи, по обоюдной договоренности перешли к Казахстану. Этнические казахи из пограничного поселка Туркестанец смогут выбрать по своему усмотрению место проживания - остаться в Узбекистане или переехать на историческую родину. К судьбе каждой семьи государственные органы Казахстана подошли индивидуально и оралманам были предоставлены определенные льготы. В кперспективе к поселку Багыс проведут новую трассу, которая соединит его с основной магистралью Южно-Казахстанской области. Три поселка Кызылординской области, где живет узбекское население, были переданы в состав Узбекистана.
Данные результаты были достигнуты в результате длительных переговоров Глав государств. В докладе на IV сессии Ассамблеи народа Казахстана Н.А. Назарбаев отметил: «и сегодня мы имеем возможность от вопросов, связанных с решением проблем весьма непростого правового прошлого, от накопившихся веками негативных стереотипов перейти к решению качественно иной ключевой задачи - новой гражданской идентификации всех национальных групп современного Казахстана. От того, как мы решим эту задачу, зависит и политическая стабильность, и экономический прорыв, и состояние культуры. От этого зависит будущее наших детей» [17].
В подразделе
2.3 Направления экономического партнерства и их перспективы исследованы многосторонние отношения между Казахстаном и Узбекистаном.
Современное развитие казахстанско-узбекистанских экономических отношений имеет богатый исторический фундамент. Веками на территории Казахстана и Узбекистана шумели восточные базары, сотни лет по караванным дорогам перевозились драгоценные шелка и камни, золото и серебро, кожа, породистые лошади, экзотические птицы и звери, происходил постоянный непрекращающийся товарообмен.
В начале 90-х годов увеличился импорт узбекских товаров в Казахстан - это сельхозпродукты, природный газ, некоторые виды промышленной продукции и импортные автомобили, собираемые в Узбекистане. Правда, для этой республики характерно снижение объемов торговли со странами СНГ за счет увеличения торговли с другими государствами. Тем не менее, происходило и снижение товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном. Так, в 1996 году наблюдался устойчивый рост поставок товаров из Казахстана в Узбекистан, но одновременно почти в два раза уменьшился объем поставок узбекских товаров на внутренний рынок Казахстана. Ситуацию также усугубило то, что Узбекистан фактически отказался от импорта некоторых казахстанских товаров, в частности зерна.
В 2005 году существенно увеличилось число предприятий, созданных с участием казахского и узбекского капитала. На начало 2006 года в Казахстане функционировало 87 предприятий с участием узбекистанских резидентов, а в Узбекистане насчитывалось 73 предприятия с казахстанскими инвестициями. Однако обе стороны признают, что имеется огромный потенциал для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Президенты двух стран дали поручения государственным органам принять необходимые меры для снятия барьеров на пути торговли. Хотя за это время и проделана определенная работа, в этом вопросе имеется еще много резервов. В частности, это касается упрощения процедур и унификации правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на внутренних границах, организации транзита через территорию Казахстана и взаимных поставок грузов. Особенно следует отметить возрастающее значение сотрудничества в сфере транспорта, так как интенсивный рост товарооборота, как следствие, приводит к увеличению перевозок грузов. К примеру, транзит казахстанских грузов через Узбекистан в южном направлении за последние три года увеличился почти на 20 %.
На встрече лидеров двух государств в январе 2006 года была выражена обоюдная уверенность, что взаимное сотрудничество Узбекистана и Казахстана в различных сферах и впредь будет последовательно развиваться, а также выражена приверженность во всемерном углублении и расширении регионального сотрудничества в Центральной Азии. Устойчивое развитие экономик наших государств, набравших за последнее время впечатляющие темпы роста, настоятельно диктуют необходимость усиления торгово-экономических отношений и производственных связей между хозяйствующими субъектами. В течении последних трех лет объемы внешнеторговых оборотов Казахстана и Узбекистана стабильно увеличиваются. Только в Узбекистане его ежегодный рост составляет в среднем 20 % . При этом наблюдается тенденция существенного опережающего роста объема взаимной торговли, который за два года увеличился почти на 75 %. Характерно, что имевшее место в прошлом отрицательное сальдо в двусторонней торговле в 2005 году практически выровнилось [18].
Н.А. Назарбаев выступая 30 октября 2008 года на заседании Совета Глав правительств-членов ШОС, отметил, что на фоне глобального финансового кризиса наблюдается снижение интенсивности развития мировой экономики, убытки крупнейших мировых банков и финансовых институтов исчисляются миллиардами долларов. Необходимо направить усилия на разработку системных мер по преодолению кризисных явлений с минимальными потерями. Глава государства также подчеркнул актуальность расширения инвестиционного сотрудничества. Для его развития необходимо снять все возможные барьеры и препоны. Взаимные инвестиции в экономики стран Организации будут способствовать развитию инфраструктуры, образованию современных производств, созданию новых рабочих мест.
Третий раздел
Казахстанско-узбекистанские взаимосвязи в гуманитарной сфере посвящен вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере, науке, здравоохранении, а также перспективе двусторонних отношений.
Подраздел
3.1 Развитие сотрудничества в сфере науки, образования и здравоохранения
Гуманитарное сотрудничество, безусловно, важная сфера двусторонних отношений, его всемерное развитие в полной мере отвечает чаяниям и устремлениям народов двух стран. В то же время необходимо отметить, что связи в данной сфере могли бы развиваться более динамично. После обретения нашими странами независимости, нам пришлось решать довольно сложные проблемы. Первое десятилетие было посвящено проблемам укрепления государственности, региональной и национальной безопасности, благосостояния наших народов. Теперь у нас появилась реальная возможность обратить взор к нашим духовным потребностям. За короткий исторический период развития казахстанского общества сотрудничество Казахстана и Узбекистана в области образования претерпело значительные изменения по своей сути, стоящим задачам, преследуемым целям и организационно-правовым нормам. Сотрудничество в процессе реформирования системы образования является приоритетным и необходимым условием для равноправного вхождения Республики Казахстан в мировое сообщество, поскольку оно способствует определению конечных целей и задач реформ через учет общепризнанных стандартов образования.
Важную роль в двустороннем сотрудничестве в обеспечении необходимого уровня теоретических и практических занятий имел практиковавшийся обмен учеными, квалифицированными преподавателями вузов. В Узбекистане известны научные труды историков Б.А. Тулепбаева, К.М. Байпакова, С.Ф. Мажитова, М.К. Абусеитовой, этнографа У.Х. Шалекенова, демографа Х. Салимова, филолога М. Джусупова, работы архитекторов М. Мендикулова, М. Жандарбека и др.
Важными формами сотрудничества в сфере науки являются научно-практические международные конференции и симпозиумы. Обобщенные в главе фактические данные свидетельствуют о том, что в исследуемый период были заложены основы развития культурных, научных и других связей в качественно новых условиях, определены приоритетные направления сотрудничества, по которым осуществлялась определенная работа. Вместе с тем, в культурном сотрудничестве не доставало системного подхода, а слабым звеном в сфере науки, например, оставалось то, что в нем больше преобладало проведение совместных научных форумов и недостаточное внимание уделялось совместному эффективному использованию имеющегося у республик научного потенциала, организации совместных научных исследований, в том числе по проблемам, имеющим региональное значение.
Приказом Председателя Комитета РК по управлению архивами и документацией от 16 ноября 2001 года утверждена «Программа мероприятий по поиску и приобретению копий документов по истории Казахстана ХV-ХХ вв. из архивов и научных учреждений зарубежных государств, имеющих историческую и культурную ценность для Республики Казахстан на 2002 год». В этой связи Центральным государственным архивом Республики Казахстан были заключены договора с учеными-историками о проведении работ по выявлению документов по истории Казахстана в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан.
С целью углубления сотрудничества в области образования и литературы был проведен конкурс среди студентов вузов Узбекистана «Мир Абая - мой мир», посвященный изучению творческого наследия великого казахского просветителя и поэта Абая Кунанбаева. Другой конкурс на лучший реферат по теме «Многовековая дружба Узбекистана и Казахстана: история и современность» вызвал большой и неподдельный интерес среди студентов Узбекистана.
В подразделе
3.2 Культурные контакты между двумя государствами изучаются взаимоотношения в культурной сфере.
С построением национальной государственности претерпели изменения отношений к прошлому, богатому историческому наследию, духовным ценностям и традициям. Возрождаются народные праздники и обычаи, укрепляется национальное самосознание представителей всех Националь-ностей, как проживающих в Казахстане, так и в Узбекистане. Из забвения возвращаются имена многих выдающихся личностей - государственных деятелей и полководцев, великих ученых и мыслителей прошлого.
В области культурного сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном большую работу выполняет Казахский национальный культурный центр и газета «Нурлы жол», издающаяся в Узбекистане. В отчете председателя центра У.Ф. Аскарова в Министерство юстиции Республики Узбекистан показано, что 2007 год был плодотворным в развитии культурного взаимодействия между братскими республиками. На сегодня не только на государственном уровне, но и между регионами идет процесс тесного сотрудничества в области культуры. Например, 16 февраля 2007 года состоялись гастроли Жетысайского театра Южно-Казахстанской области в Навоийской области, которые закончились гала-концертом во дворце «Туркестан» в Ташкенте [19].
Послом Республики Казахстан в Узбекистане А. Мырзахметовым и Акимом города Ташкента А. Тохтаевым были достигнуты договоренности об установления памятника А. Кунанбаеву в Ташкенте и А. Навои в Алматы. Кроме того, высказалось мнение об открытии мемориальной доски на здании, в котором учился и работал М. Ауэзов. Данная договоренность достигла своей цели. На гостеприимной земле Узбекистана прошли мероприятия, посвященные 150-летию Абая, 100-летию М. Ауэзова, а также конференция в Алматы на тему «Роль и место Амира Тимура в истории народов Центральной Азии». 15 марта 2007 года в Кибрайском районе Ташкентской области в казахской школе имени М. Ауэзова состоялся юбилейный вечер, посвященный 110-летию великого казахского писателя.
Руководство Республики Узбекистан с уважением и почтением относится к культурному достоянию казахского народа. Примером этого служит состоявшийся 29 марта 2007 года благотворительный обед в честь казахского батыра Толе-би в городе Ташкенте. Помимо этого, по решению ЮНЕСКО широко отмечались в Узбекистане 2500 - летие всемирно известных городов Бухары и Хивы, юбилеи ученых Улугбека, Навои и многих других.
Город Астана является символом и гордостью нашей республики. Между Ташкентом и Астаной ежегодно проводятся культурные фестивали. Так, 18 апреля 2007 года состоялись гастроли Казахского государственного театра драмы имени Куанышбаева, 3-7 октября 2007 года Казахского академического театра имени М. Ауэзова в Ташкенте, Международный фестиваль искусств «Алем Саннияз-Казахстан», в котором принял участие коллектив Узбекского государственнего академического театра имени Хамзы.
Таким образом, культурные отношения Казахстана и Узбекистана нельзя рассматривать только лишь в рамках современности. Их культурное взаимодействие уходит корнями в далекое прошлое, еще в периоды тюркской цивилизации. Тем не менее, после обретения независимости культурные контакты двух государств не прекращались и развивались уже на равноправной основе.
В подразделе
3.3 Казахстанско-узбекистанские отношения в исторической перспективе исследуются стратегические взаимосвязи на ближайшую и долгосрочную перспективу двух государств.
Мировой экономический кризис и глобализация будут влиять на идеологию, повсеместно затрагивая внешнеполитические и внутриэкономические аспекты. С целью сохранения исторически сложившихся политико-экономических отношений, самобытной культуры в данном регионе необходимо развивать всесторонние контакты. Интересы мировых держав концентрируются также в Центральной Азии, что обусловлено богатыми энергетическими ресурсами, которыми обладают Казахстан и Узбекистан.
Казахстан и Узбекистан идут по пути стабильно развивающейся экономики. Для этого в первую очередь необходимо создать благоприятную ситуацию для иностранных инвестиций, что и предусмотрено Программами на ближайшую и среднесрочную перспективу, принятыми двумя государствами. Мировой финансовый кризис отразился на экономике Казахстана и Узбекистана, что связано с разным уровнем производства. Казахстан является одним из лидеров экономических реформ среди стран СНГ и стремится войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Такое приоритетное направление Н.А. Назарбаев определил в Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и процветанию», что кардинально повернуло экономику Казахстана в инновационное русло.
Современная Центральная Азия, находясь в фокусе мировой геополитики, начинает формироваться как отдельный самостоятельный, а в определенном смысле и самодостаточный регион, становясь частью динамичной системы межгосударственных отношений. Ряд экспертов полагает, что в централь-ноазиатском сообществе идет процесс объединения, связанный с необходимостью борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также совместного использования жизненно важных природных и техногенных ресурсов, что приводит к мобилизации регионального сотрудничества, основывающегося на «энергетике и безопасности».
Формулу жизненных национальных интересов двух государств в регионе можно свести к следующим основополагающим понятиям: безопасность, стабильность, сотрудничество. В то же время казахстанско-узбекистанские отношения пережили сложные моменты, когда были нарушены экономические взаимоотношения, увеличились недопоставки товаров, сырья и материалов. Казахстанско-узбекистанская граница имеет большую протяженность. В Узбекистане проживает многочисленная диаспора казахов. В современный период глобализации значительно возросла интенсивность межэтнических и внутриэтнических процессов, базирующихся на важных изменениях в социально-экономической, политической и культурной сферах. Республика Казахстан полиэтнична и поэтому важнейшим условием укрепления ее независимости и цивилизованного развития является духовное возрождение и единение народов, тесное интеллектуальное сотрудничество с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за пределами своей исторической родины.
Долгосрочные интересы Казахстана и Узбекистана в перспективе по нашему мнению должны быть следующие:
- сохранение общей стабильности в мире, способной противостоять региональным конфликтам;
- ликвидация очагов напряжения и вооруженных конфликтов у границ двух государств;
- неприемлемость участия для Казахстана и Узбекистана в каких-либо военно-политических блоках;
- отказ от идеологизации внешней политики и развитие конструктивных отношений со всеми государствами мира; укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других международных структур безопасности в целях скорейшего политического урегулирования региональных вооруженных конфликтов;
- сохранение и укрепление внутренней стабильности, нормализация и стабилизация положения на региональном и субрегиональных уровнях;
- перевод в практическую плоскость проектов интеграционного сотрудничества в рамках Центральноазиатского экономического сообщества, подключение к этому процессу и Туркменистана;
- создание в регионе Центральной Азии стабильной системы коллективной безопасности при вовлеченности в этот процесс международных структур безопасности и ядерных держав.
Отношения между Казахстаном и Узбекистаном в перспективе будут еще более тесными. Это связано, прежде всего, с тем, что лидеры обоих государств заинтересованы в стабильном и бесконфликтном развитии стран региона. Не исключено, что стороны заинтересованы и в сохранении существующих режимов правления друг у друга, поскольку их смена может привести к радикальному изменению политического курса, в том числе внешне-политического. Кроме того, в Узбекистане есть и свои проблемы, связанные с ростом фундаментализма и охраной границ с Таджикистаном и Афганистаном. Казахстан же поддерживает политику нынешнего руководства Узбекистана, направленного на политическую стабилизацию в регионе. Очевидно, что рост политической напряженности в Центральной Азии не может не волновать и Казахстан, заинтересованного в совместной борьбе против радикального экстримизма и фундаментального терроризма. В связи с этим, во время Саммита тюркоязычных стран, прошедшего в Баку 9-10 апреля 2000 года Президент Н.А. Назарбаев заявил, что Казахстан любые действия, направ-ленные против Узбекистана, воспримет как действия, направленные против себя и примет все меры для эффективного противодействия терроризму [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Узбекистан занимает одно из приоритетных мест во внешней политике Казахстана. Оба государства обладают весомым экономическим и человеческим потенциалом, имеют общие исторические корни, давние дружеские связи. Главная задача Республики Казахстан - максимально реализовать потенциал казахстанско-узбекистанского сотрудничества в стратегических интересах обеих стран.
В целом, сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. Договорно-правовая база казахстанско-узбекистанских отношений охватывает практически все грани сотрудничества. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государств одна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всесторонне развивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистан как два важных государства центральноазиатского региона имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно-гуманитарных отношений.
В исследуемый период получили свое развитие культурные связи между двумя странами. Были восстановлены многие традиции культурного взаимообмена, возникли новые его формы. Были осуществлены меры по развитию сотрудничества в области подготовки кадров, науки и здравоохранения. Взаимодействие республик в этих сферах позволило добиться некоторых положительных количественных и качественных изменений, создать основу для будущих глубоких интеграционных процессов.
Научное осмысление опыта сотрудничества Казахстана с Узбекистаном в 1991-2008 годы позволяет нам предложить также практические рекомендации, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование межгосударственных связей, которые в основном сводятся к следующему:
- учитывая актуальность проблемы региональной безопасности, было бы целесообразным инициировать создание в Центральной Азии Единой системы коллективной безопасности под эгидой ООН. В ее создании могли бы принять участие страны региона, США, ведущие западноевропейские и другие государства;
- на новом этапе развития стран Центральной Азии, который начался с 2002 года, производственная сфера в значительной степени будет определять уровень и содержание интеграции. Исходя из этого, желательно определить на межгосударственном уровне отрасли, на базе которых можно было создать инновационные предприятия и оказать им государственную поддержку путем предоставления им налоговых и других льгот;
- развитию экономической интеграции, формированию единого экономи-ческого пространства, облегчению взаиморасчетов между республиками способствовало бы введение в государствах региона, наравне с национальными валютами, межгосударственной денежной единицы экю, который длительное время находился в обращении в европейских странах до введения единого евро;
- в целях углубления культурных связей и повышения в этом роли общественных организаций, актуальным является поддержка правительствами стран региона «Ассамблеи культур народов Центральной Азии». Активизация этого движения позволит усилить культурный взаимообмен, придаст ему системный и планомерный характер.
Список использованных источников
1. Данилевский Г.И. Описание Хивинского ханства. Записки РГО. - Спб., 1851.; Веселовский Н.И. Очерк историко-географических сведений о Хивинс-ком ханстве от древнейших времен до настоящего. - Спб, 1877.;.
2 .Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. - Алма-Ата, 1961. - Т.1. - С. 430.
3. Мадуанов С. История казахско-узбекских отношений в ХІХ-начале ХХ вв. -Туркестан, 1992. - 180 с.
4. Рыскулов Т. Мусбюро РКП (б) в Туркестане // Туркестанские краевые конференции. РКП 1919-1920. - Ташкент, 1920. - С. 2; Шокай М. Түркістанның қилы тағдыры. - Алматы, 1922. - 83 б.
5. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы. Білім, 1997. - 736 с.; он же: Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы: GAUNAR, 2000. - 584 с.; он же: Дипломатия Республики Казахстан. - Астана: Елорда, 2001. - 552 с.
6. Арыстанбекова А. Казахстан в ООН: история и перспективы. - Алматы: Дайк-Пресс, 2004. - 434 с.
7. Бурханов К.Н., Мажитов С.Ф. Казахстанская дипломатия: диалог времен и уроки истории // Отан тарихы. - 2006. - № 3. - С. 5-15; Мажитов С.Ф. Марказий Осиё ýзлиги: Қозоғистондан назар // Тарих ва ýзликни англаш IV: минтақавий интеграция ва тарих. – Тошкент, Герда Хенкель Номидаги жамғарма, 2008. – 85-92 бб.
8. Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. - Алматы, 1997. - 264 с.; Она же: Казахская диаспора и Республика Казахстан: проблемы и перспективы // Казахстан-Спектр. Аналитические исследования. - 1998. - №1(3). - С. 65-73.; Козганбаева Г.Б. Дүниежүзі қазақтары қауымдастығының қазақ диаспорасына байланысты жургізіп жатқан іс-шаралары // Елдіктің бастауы-ерлікте: Ғылыми-теориялық конференция материалдары. - Алматы, 2007. - 34-36 - бб.; Она же: Қазақ диаспорасы және дүние жүзі қазақтар қауымдастығы // Аль-Фараби атындағы КазҰУ, Хабаршы. - Алматы №3 (50), 2008. - 171-178 – бб.
9. Шалекенов М.У. Взаимоотношения народов Приаралья в ХVІІІ-ХІХ вв. – Алматы: Ғылым, 1995. – 192 с.; Он же: Национально-освободительная борьба приаральских казахов против Хивинского ханства и России в ХІХ в. // История Казахстана. Т. ІІІ. – Алматы, Атамура, 2001. – С. 381-390.
10. Узбеков У. Политические аспекты казахстанско-узбекистанских отношений: Автореф. ... канд. полит. наук. - Алматы, 2000. – 30 с.
11. АП РК. Ф. 5- Н. - Оп. 1. - Д. 1335. - Л.Л. 12-14.
12. АП РК. Ф. 5- Н. - Оп. 1. - Д. 3588. - Л.2.
13. АП РК. Ф. 5- Н. - Оп 1. - Д. 4356. - Л.Л. 7-9.
14. АП РК. Ф. 5- Н. - Оп. 6. - Д. 2335. - Л. 103.
15 УзР Давлат статистика кумитаси жорий архиви. 2007 йилги материаллар. - 20-25 б.б
16. АП РК. Ф. 5- Н. - Оп. 1. - Д. 1357. - Л. 12.
17. 15 летие СНГ: Казахстан и Узбекистан: Политико-экономическое взаимоотношение. // Жизнь.- 2007, № 1/2. - С. 8-15.
18. АП РК.Ф. 5- Н. - Оп. 1. - Д. 1357. - Л. 12.
19 Отчет Казахского национального культурного центра Республики Узбекистан (КНКЦ РУ) в Министерство юстиции Республики Узбекистан. - Ташкент, 2007. – 7с.
20. АП РК. Ф. 5- Н. – Оп 6 пр. - Д. 2337. - Л. Л 2-5.
Список опубликованных работ по теме диссертации
1. Социально-экономические и политические связи Казахстана с Узбекистаном (1991-2004 гг.) // Материалы Международной конференции «Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования». - Алматы-Москва, 2006. - 26-27 июня. – Алматы: Агроуниверситет, 2006. - Часть 4. - С. 50-53.
2. Казахстан и Центральноазиатский союз: итоги и перспективы Модернизация межгосударственных интеграционых связей Централь-ноазиатских стран // Материалы ІІ-го Туркестанского интеграционного форума стран Центральной Азии. – Туркестан: МКТУ им. Х.А. Ясави. – 2006, 29-30 апреля. – Туркестан, 2006. - Часть 1. – С. 164-167.
3. Проблемы делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Узбекистан. Совершенствование взаимосвязи образования и науки в ХХІ веке и актуальные проблемы повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов // Труды Международной научно-методической конференции. - Шымкент: Казахский Университет Дружбы народов. - 2006. – Шымкент, 2006. - Часть-2. – С. 136-138.
4. Казахская и узбекская диаспора: важный фактор развития отношений между Казахстаном и Узбекистаном. Хронология, структура и некоторые закономерности формирования казахской государственности // Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора юридических наук, профессора, академика Академии Юридических наук РК Т. Агдарбекова. – Туркестан: МКТУ им. Х.А. Ясави. – 2008, 7-8 ноября. – Туркестан, 2008. – С. 535-540.
5. Развитие межгосударственных отношений Казахстана и Узбекистана и перспективы сотрудничества. Реформирование образования: национальные приоритеты и поиски их решений // Труды Международной научно-практической конференции. - Тараз: ТарГПИ, 2008, 10 декабря. – Тараз, 2008. – С. 154-156.
6. Основные направления двухстороннего сотрудничества Казахстана и Узбекистана (1991-2006 гг.) // Вестник национальной Академии РК. – 2006. - № 5. – С. 93-96.
7. Новое качество сотрудничества современных отношений Казахстана и Узбекистана // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. - 2007. - № 4 (47). – С. 121-123.
8. Основные направления культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и Узбекистана (1991-2005 гг.) // Вестник университета Кайнар. - 2006. - № 4/1. – С. 36-40.
9. Политика взаимоотношений Казахстана и Узбекистана в современных условиях // Поиск, 2008. - № 3 (2). – С .157-160.
10. Международно-правовые основы отношений Республики Казахстан и Республики Узбекистан // Высшая школа, 2008. - № 4. – С 194-197.
11. Геополитические условия сотрудничества Казахстана и Узбекистана в период суверенитета // Отан тарихы, 2009. - № 4. – С. 28-35.
Summary
The thesis is submitted for the scientific degree of Candidate of historical sciences on speciality 07.00.02 - History of the Homeland (History of the Republic of Kazakhstan)
KOZHAMZHAROVA ZHULDYZ ZHURSINBEKKYZY
Collaboration of Kazakhstan and Uzbekistan in modern conditions: historical aspect (1991-2008 years)
The dissertation paper is devoted to the research on the collaboration of Kazakhstan and Uzbekistan in modern conditions situation.
At the present stage interest of a domestic historical science and history of becoming and development of interstate relations of Kazakhstan with the various countries, including Central Asian states has amplified. It is caused first of all, integration processes on maintenance of the world and stability in the Central Asia, process of democratization of a society and identification of ethnically and spiritually. In this plan Kazakh and Uzbek mutual relations is represented. Strengthening of interest to history of mutual relations of Kazakhstan with Uzbekistan as leading strategic partners of the Central Asia region in the present is caused by the geopolitical and geo-economic reasons. First of all relations of positions of two republics are systematic element of all system of the international relations in region as whole.
The actuality of the dissertation. In the given dissertation an object in view - investigate various directions of multilateral cooperation of Kazakhstan and Uzbekistan.
Research problems is theoretic-methodological aspects of the given problem the analysis of normative-legal base of mutual relations, humanitarian cooperation, and also interaction of Kazakhstan and Uzbekistan in maintenance of peace in the Central Asia region.
The objective of the research consists of complex study of the history of collaboration of Kazakhstan and Uzbekistan in modern conditions during 1991-2008 years.
In the given dissertation an object in view - investigate various directions of multilateral cooperation of Kazakhstan and Uzbekistan.
Research problems is theoretic-methodological aspects of the given problem, the analysis of normative-legal base of mutual relations, humanitarian cooperation, and also interaction of Kazakhstan and Uzbekistan in maintenance of peace in the Central Asia region.
The novelty of the research consists of the following:
- As object of following in scientific turn is involved foreign and domestic literature which earlier was not a subject of the historiographic analysis;
- For the first time the complex and system analysis of character and features of foreign policy of Kazakhstan, its integration directions, problems of inter-regional safety, cooperation of Kazakhstan and Uzbekistan in cancers of the Shanghai organization assistance, meeting on interaction and the world of trust of Asia and the organization of the contract of collective safety is presented;
- On the basis of archival materials of the Central state archive Republic of Kazakhstan, Central state archive Republic of Uzbekistan, archive of president Republic of Kazakhstan, national cooperation of sister republics, their basic directions and prospects of development;
- The generalizing analysis of history of cooperation, inter-regional contradictions and two states, joint profitable struggle for the first time is presented to dissertations against terrorism and extremism which allow to develop priorities of the further development, with the purpose of preservation of political stability in region, and also to reveal alternatives, theories and typology of scientific research of cooperation of Kazakhstan and Uzbekistan in modern conditions;
- During summarizing dissertational research strategic, purposeful results of mutual relations in the field of education, sciences, public health services and culture which studying is an integral part of process of formation of historical consciousness and becoming of statehood have been revealed.
Key points of the research:
- At the initial stage of becoming of their statehood in front of Kazakhstan and Uzbekistan there were prime priority problems of the conclusion multilateral and bilateral agreements giving a guarantee of territorial integrity, stability, mutual respect and trust, development trading-economical interactions? For today, between the sides the legal basis is created, they have concluded among themselves more than 90 Agreements, memorandums and communiqués which became their leader mutual integration;
- Naturally, there were difficulties and time problems in the course of the national state formation which became a basis of current contradictions, despite of it the sides have determined frontiers and have strengthened system of safety allowing guarantee of political stability of the Central Asian region.
- They have outstripped a joint plan of action against a different sort of religious penetrations and extremist, terror groupings;
The structure of the dissertation. The dissertation consists of an introduction, 3 chapters, a conclusion, a list of bibliography and an appendix.