Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Советское общество в 1945 - 1953 гг.

Советское общество в 1945 - 1953 гг.








Советское общество в 1945 – 1953 гг.

Реферат











Москва

2000










Победоносное окончание войны изменило международное положение Советского Союза. Он не только вышел из международной изоляции, но стал признанной всеми великой державой, играющей одну из ключевых ролей в международных делах. Официальным закреплением этого статуса Советского Союза было участие в создании Организации Объединенных Наций (1945 г.). В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов наряду с Соединенными Штатами, Англией, Францией и Китаем.

Победа принесла небывалый рост международного авторитета страны признания ее военной мощи. Учитывая тот вклад, который внесли народы Советского Союза, Советская Армия в разгром гитлеровской Германии, было вполне естественным признанием и удовлетворение ее интересов, направленных на укрепление обороны и безопасности страны. Великие державы признали право Советского Союза на территории, приобретенные в Европе – часть Восточной Пруссии; и на Дальнем Востоке – возвращение России Южного Сахалина, Курильских островов и на необходимость военного присутствия в Китае. В ялтинских и частично в потсдамских соглашениях зафиксировано признание интересов Советского Союза в Восточной Европе, его преимущественное военное и экономическое влияние в странах этого региона Европы.

Победа над фашизмом досталась СССР ценой огромных потерь. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы – Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

В руинах лежали почти 32 тысячи промышленных предприятий. Накануне войны они давали стране 70 % всего производства стали, 60 % угля. Из строя были выведены 65 тысяч километров железнодорожных путей. Более 25 миллионов человек лишились крова. В ходе войны были разрушены 1,700 городов, около 70 тысяч деревень.

Но еще более тяжкими потерями были человеческие жизни. Почти каждая советская семья лишилась кого-то из близких за годы войны.

Послевоенная разруха, трудности восстановления народной хозяйства усугублялись тяжелейшей засухой 1946 г. Засуха вызвала голод среди населения ряда европейских регионов СССР и значительные людские потери. Ее последствиями было дальнейшее разрушение крестьянских хозяйств, массовое бегство сельских жителей из голодающих местностей, все возрастающее нежелание трудиться в колхозах из-за нищенской, явно неадекватной оплаты труда. Условия жизни в деревне становились еще более тяжелыми, но колхозник не мог легально покинуть место постоянного проживания без специального разрешения властей

Последствия засухи 1946 г. усугублялись политикой государства в деревне, которое рассматривало сельское хозяйство главным образом как источник накоплений и ресурсов для восстановления городов, промышленности и игнорировало бедственное положение крестьян. Помощь районам, пострадавшим от засухи, во многом носила формальный характер и не менял принципиально положение дел в российской деревне.

Страна нуждалась в переменах, в обновлении существовавшей системы, в раскрепощении людей и создании условий для свободной жизни, творческого труда, в резком улучшении материального благосостояния народа.

В поисках источников громадных средств, необходимых для восстановления промышленности, подъема сельского хозяйства, повышения уровня жизни народа можно было рассчитывать только на внутренние силы.

Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. В значительной мере труд советских людей был искренним, честным и они преуспели в восстановлении своих городов, промышленных предприятий, в подъеме уровня сельскохозяйственного производства, в освоении разрушенных врагом районов. Они мирились с теми трудностями, которыми была отмечена их жизнь, их быт. Неадекватная оплата за напряженный производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния народа.

Заметные успехи в восстановлении хозяйства были достигнуты еще в первые годы после окончания войны. В кратчайшие сроки был восстановлен ДнепроГЭС и промышленные центры Юга России получили электроэнергию, поднялись из руин цементные заводы Новороссийска и вся их продукция была направлена в освобожденные от гитлеровцев районы страны. Быстро пошел уголь первых восстановленных шахт Донбасса, большое значение имело восстановление крупных машиностроительных заводов Ленинграда.

Урожаи 1947 и 1948 годов несколько улучшили снабжение продуктами питания население страны. В конце 1947 года была отменена карточная система снабжения населения продовольствием и товарами повседневного спроса и осуществлена конфискационная денежная реформа, которая хотя и чрезвычайно больно ударила по населению, но способствовала стабилизации финансового положения страны.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.

После войны среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе нэпа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала бы рыночные отношения.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции. Обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но и промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г. организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открывала возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений.

Определенное влияние такие настроения оказали и на Госплан СССР, подготовивший первый послевоенный план восстановления и развития народного хозяйства страны. В этом плане была заложены показатели, которые давали возможность осуществлять развитие основных отраслей экономики без предельного напряжения, оставляя возможность для проявления самостоятельности как отдельным предприятиям, так и отраслям промышленности.

Однако надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.

Однако все попытки перемен в этой области наталкивались на имперские амбиции Сталина и шли в разрез с логикой развертывавшейся в мире холодной войны. В результате советская экономика возвращалась к довоенной модели со всеми присущими ей недостатками.

В первые послевоенные годы она быстро набирала темпы своего развития. Значительно вырос объем машиностроительной продукции, увеличилась добыча нефти, газа, угля и других сырьевых материалов. Значительно выросло производство стали, цветных металлов, сделала шаг вперед технология производства, совершенствование военной техники требовало освоения и внедрения совершенных технологических приемов и открытий науки. Однако эти несомненные достижения в области военного производства очень медленно находили применение в гражданской промышленности, в производстве товаров для населения.

Несмотря на частичную конверсию военной промышленности, ВПК получил дальнейшее развитие. Огромные средства были сконцентрированы на реализации атомного проекта, который курировал всесильный Л. П. Берия. Благодаря усилиям советских конструкторов, а отчасти и разведки, сумевшей выкрасть у американцев важные атомные секреты, атомное оружие в СССР было создано в непредсказуемо короткие сроки – в 1949 г. А в 1953 г. Советский Союз впервые в мире создал водородную (термоядерную) бомбу. Одним из его отцов стал 32-х летний академик А. Д. Сахаров.

Первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военнопромышленного комплекса – заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения

Таким образом в послевоенные годы Советскому Союз удалось добиться немалых успехов в развитии экономики перевооружении армии. Однако Сталину эти достижения казались недостаточными. Он считал, что необходимо «подстегнуть» темпы экономического и военного развития. В 1949 году руководитель Госплана Н.А. Вознесенский был обвинен в том, что составленный в 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. содержал заниженные показатели. Вознесенский был осужден и казнен. В 1949 г. по указанию Сталина без учета реальных возможностей развития страны были определены новые показатели для основных отраслей промышленности. Эти волюнтаристские решения создали крайнюю напряженность в экономике и замедлили повышение и без того очень низкого жизненного уровня народа. (Через несколько лет этот кризис был преодолен и в 1952 г. прирост промышленной продукции превысил 10%). Однако реализация атомного проекта явилась не только исследовательской, конструкторской задачей, но и экономической проблемой, потребовавшей создания новых производств и отраслей, а отчасти и общей перестройки народного хозяйства. В результате были заложены урановые рудники, начали действовать заводы по производству обогащенного урана на Урале. Практически заново создана приборостроительная промышленность, которая обеспечивала быстрые темпы реализации атомного проекта. Крупные шаги были сделаны в развитии электроэнергетики. Наряду с восстановлением разрушенных во время войны электростанций вводились новые энергетические мощности, которые обеспечивали нужды гражданских отраслей промышленности, бытовое потребление и приоритетное снабжение производств, связанных с атомным проектом и ракетной программой.

Сразу же после окончания войны происходит техническое перевооружение армии, насыщение ее новейшими образцами авиации, стрелкового оружия, артиллерии, танков. Больших сил потребовало создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. В короткие сроки были разработано ракетное оружие тактического, затем стратегического назначения и противовоздушной обороны.

Была развернута широкая программа строительства как крупнотоннажных кораблей ВМФ, так и значительного подводного флота.

Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что в тяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйства односторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себе остальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики. Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резко ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа.

Прежняя модель управления экономикой осуществлялась даже с большей жесткостью, чем это имело место в годы предвоенных пятилеток. По сталинскому плану окончательно оформлялось общество с ликвидацией рыночных отношений и полным подчинением человека политико-административной власти. Эта целостная модель охватывала как промышленность, так и сельское хозяйство.

В начале 50-х гг. выдвигаются грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства, привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых людей. И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения, которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города на новостройки.

Пытаясь выйти из кризиса, советское руководство вновь попыталось прибегнуть к расширению применения принудительного труда. Объем выполненных ГУЛАГом, то есть системой лагерей, где работали заключенные, вырос после войны в несколько раз. Именно их трудом строились, (но так и не были построены) Байкало-Амурская железнодорожная магистраль от Байкала до берегов Тихого океана и Северная дорога вдоль берегов Ледовитого океана от Салехарда до Норильска, создавались объекты атомной промышленности, металлургические предприятия, энергетические мощности.

Системой политических репрессий, расширением уголовных Указаний преследовались не только цели подавления противников режима, широкие карательные акции преследовали цель использование дешевой рабочей силы в производстве. С помощью этой системы в короткие сроки крупные контингенты Рабочей силы были брошены в необжитые районы страны, туда где не ступала нога человека, и в тяжелейших условиях осуществлялось строительство важнейших экономических объектов, в конечном счете этот труд был неэкономичным и система концентрационных лагерей как резерв рабочей силы не оправдывала себя, но эта система была важным рычагом, неотъемлемой частью того политического режима, который господствовал в стране.

Значительно более медленными темпами шло развитие сельского хозяйства, которое находилось в тяжелейшем кризисе. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой промышленности. После тяжелейшей засухи 1946 г., в последующие два года был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.

В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждение прежних порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые бы ослабляли жесткий контроль со стороны государства. В целом оно держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок. Надо учесть, что именно этот участок и был основным источником существования для колхозника, с этого участка он получал продукты питания для себя и семьи, реализация ж излишков на рынке была единственным путем получения денежных средств. Член колхоза не имел права свободного перемещения по стране, он не мог покинуть место проживания без согласия руководителя колхоза.

Правительственными указами 1946 г. были установлены жесткие размеры приусадебных участков, которые несколько расширились в годы войны за счет освоения пустующих земель. В первые послевоенные годы была проведена строгая кампания по изъятию всех «излишков» приусадебных участков. Эта мера сильно ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их материального благосостояния.

Объявленная борьба с «нарушителями устава сельскохозяйственной артели» обернулась в конечном счете резким сокращением площадей под приусадебными участками сельских жителей. Был взят курс на превращение колхозов (формально – сельскохозяйственных кооперативов) в государственные предприятия. В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на пути превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия.

Положение в сельском хозяйстве значительно затрудняло снабжение населения продуктами питания, сырьем для легкой промышленности. При крайне ограниченном рационе питания населения Советского Союза правительство экспортировало за рубеж зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, особенно в страны центральной и юго-восточной Европы, начавшие «строить социализм».

Выделенные в бюджете скудные средства не позволили осуществить широкие проекты социального развития. Тем не менее поскольку уровень образования молодежи в годы войны сильно понизился, было восстановлено обязательное начальное образование, сделаны шаги по введению всеобщего обязательного неполного среднего образования. Значительно увеличилось число высших учебных заведений. Были предприняты меры к укреплению и расширению сети дошкольных учреждений. Основные расходы за содержание детей в них брали на себя государственные органы и предприятия. Была полностью восстановлена и расширена система домов отдыха, санаториев и курортов. Пребывание в местах отдыха и лечение в санаториях оплачивали профсоюзные организации. Определенные дотации выделялись также и государством.

Крайне медленно развертывалось жилищное строительство. Осуществляемое как за счет средств предприятий, так и местных органов власти, новое строительство не ослабляло жилищного кризиса. Он усугублялся так же социальным неравенством в распределении жилья. Однако все жилища, которые выделялись населению, передавались бесплатно, плата за проживание была очень небольшой.

В целом же большие расходы на производство вооружения не позволяли и существенно улучшить жизнь людей, уровень материального благосостояния оставался очень низким.

Таким образом, к началу 50-х годов, используя внутренние ресурсы, трудом советских людей не только были ликвидированы разрушения, причиненные войной, но и сделан значительный шаг в развитии национальной экономики. Особенно быстрыми темпами шел рост военно-промышленного комплекса. Именно этому комплексу были отданы приоритеты в развитии экономики страны. Советский Союз обладал к началу 50-х гг. огромным военным арсеналом, включающим все современные виды вооружения.

Советский народ, вынесший нужду предвоенных лет и невиданные тяготы военного времени, надеялся, что добытая им с таким трудом и жертвами победа коренным образом изменит к лучшему жизнь народа. На глазах советских людей менялся мир и они были полны надежд, что эти изменения захватят и их жизнь. Их чаяния не ограничивались лишь улучшением материального благосостояния, что было, безусловно, главным, но они верили, что отпадет надо политических и идеологических ограничениях. В народе ходили слухи о предстоящем роспуске колхозов. Интеллигенция надеялась на ослабление идеологического контроля над обществом, открытие возможностей творческим устремлениям. В годы войны люди имели некоторую возможность для самостоятельного принятия решений, для проявления собственной инициативы в условиях, например, партизанской борьбы. Кроме того, многие солдаты своими глазами увидели «прогнивший буржуазный мир» и сравнить его с положением в Советском Союзе. Это можно сравнить с настроениями солдат и офицеров после европейской кампании 1812-13 гг. Люди надеялись, что условия жизни в СССР станут похожими на таковые в Европе.

Не только простые труженики, но и слой политических и промышленных руководителей лелеял надежды на ослабление крайней напряженности, господствующей в промышленности и сельском хозяйстве в предвоенные и военные годы. Все ждали спада напряжения физического, идейного и политического.

В тяжкий момент катастрофических поражений И.В. Сталин как руководитель советского государства обратился к гражданам своей страны, «к братьям и сестрам», как он их назвал, за помощью и поддержкой. Народ откликнулся на этот призыв и вправе был после одержанной победы рассчитывать на соответствующий отклик «брата Сталина».

Однако режим не собирался идти на уступки. Ответом надежды народа, на их стремление к демократии, свободе были новые репрессии. С возвращением к мирному труду власти ужесточают роль над всеми сферами духовной жизни. В 1946-1948 были приняты постановления Коммунистической партии, вводили жесткий идеологический контроль за деятельностью творческой интеллигенции и, в частности, в области литературы, драматургии, театра, музыки. Следовавшие одна за другой пропагандистские кампании были направлены против буржуазной западной идеологии, против всех проявлений терпимости и какой-либо снисходительности к любым проявлениям во всех видах творчества взглядов, кроме коммунистических. Любое проявление оригинальности, самостоятельности в творчестве художника, писателя, кинорежиссера, которое, по мнению властей, свидетельствовало об отходе от коммунистической идеологии, сурово осуждалось.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссер С.Эйзенштейн и другие. Некоторые из них изгонялись из творческих ассоциаций и их деятельность сильно ограничивалась и даже вовсе прекращалась.

Вмешательство властей захватило и отдельные сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в отдельных областях науки по сути дела были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению властей, не соответствовали концепциям, утвержденным партией. Преследованию подверглись видные ученые филологи, математики, биологи, кибернетики, химики, механики.

Шумные идеологические кампании сопровождались акциями органов безопасности, действия которых держались в секрете и не предавались гласности. Массовые аресты захватили страну.

В 1945-1948 гг. широкая волна репрессий обрушилась на лиц, которые в ходе войны оказались в фашистском плену. (Там находилось 5,7 млн. советских военнопленных, из которых 3,3 млн. – 57,8% погибло). Сотни тысяч лиц, которых освободила Советская Армия из плена, и те, которые были освобождены раньше и успели принять участие в боевых действиях, оказались вновь в местах заключения или в ссылке. Это было сделано для устрашения тех, кто в следующем военном конфликте мог предпочесть плен смерти. Кроме того, возвращение бывших военнопленных в свои семьи, в свои коллективы могло бы по предположению Сталина, породить нежелательные настроения. Рассказы этих людей об обстоятельствах их пленения вновь восстановили бы в памяти народа трагические события начала войны, подтолкнули бы к обсуждению причин и виновников катастрофы 1941-1942 гг. Сталин предпочел значительную часть этих несчастных людей, которые вынесли ужасы гитлеровских лагерей, годы рабского труда и истязаний, вновь обречь на муки и страдания, лишив их свободы и разлучив на долгие годы с родными и близкими людьми. Кроме того, определенная часть военнопленных была лишена свободы по обвинению или подозрению в сотрудничестве с немецкими властями в лагерях военнопленных. В это число попало много военнопленных, которые исполняли какие-то поручения по обслуживанию своих же товарищей в лагере. И, наконец, были преданы суду военного трибунала все лица, вступившие в военные формирования, которые сражались в Советской Армии на стороне Германии.

Жестокими наказаниям были подвергнуты граждане, которые в той или иной мере сотрудничали с немецкими оккупационными властями. Наказаниям подвергались не только те, чья вина была безусловно доказана, но и те, кто только подозревался в этих связях. Число осужденных этой группы населения было очень велико. Часть из них была направлена в ссылку без суда и следствия, только лишь по указанию органов безопасности.

21 февраля 1948 г. правительство приняло секретное решение о том, что все лица, которые отбыли срок заключения после большого террора 30-х гг., вновь должны быть осуждены или отправлены в вечную ссылку. В это число вошли также дети пострадавших, которые к тому времени достигли совершеннолетия.

Вновь наполнялись тюрьмы, вновь потянулись эшелоны с заключенными на Север, в Сибирь, на Колыму, на сотни тысяч расширилось население пресловутого ГУЛАГа.

Миллионы людей с огромным воодушевлением шли на фронт, отдавали все силы, работая в тылу, испытывая невероятные тяготы и лишения. Они надеялись, что принесенные ими жертвы будут способствовать созданию новой жизни, благосостояния, подлинной свободы. После победы, однако, люди увидели, что все осталось как было. Многие не хотели мириться с этим, осуждали существующие порядки, деспотизм Сталина. Органы безопасности с помощью сети осведомителей выявляли лиц, которые высказывали сомнение в правильности политики Советской власти. Как сказал знаменитый русский писатель Варлам Шаламов, сам испытавший ужасы ГУЛАГа, «сажали тех, кто запомнил из современной истории не то, что надо». В 1946-1948 гг. в ряде мест возникли нелегальные группы молодежи. Это были большей частью юные романтики, которые, исходя из своих идеалов, пытались обсудить на тайных заседаниях основы построения справедливого общества. Такие группы существовали, в частности, в Воронеже, Москве, Свердловске, Ленинграде. Со всеми их участниками безжалостно расправились. Они получили долгие годы заключения в ГУЛАГе. Эти группы можно сравнить с группами будущих декабристов, также возникших после отечественной войны. Расправа над ними была в XX веке более жесткой, чем в XIX: они даже не смогли организовать даже такую умеренную, можно сказать, жалкую попытку восстания, какая была организована 14 декабря 1825 года.

Первые послевоенные годы были отмечены также ожесточенной борьбой с националистическим подпольем в западных районах страны, особенно на Украине и в Прибалтике. Националистическое движение было настолько сильным, что принимало форму вооруженного сопротивления и долгое время сломить его не удавалось, так как оно опиралось на поддержку части местного населения. Участники подпольного движения пытались жестоким террором подчинить себе все местное население, не щадя ни детей, ни стариков. Любая форма сотрудничества с властью, отказ от участия в вооруженных акциях против представителей Советской власти и Советской Армии сопровождалась кровавыми расправами. Органы безопасности Советского Союза столь же безжалостно расправлялись не только с вооруженными людьми, но и с теми, кто оказывал им какую-либо поддержку в любой форме.

К концу 1948 года это движение было в основном подавлено. Его участники, члены вооруженных формирований, и часть населения, обвиненного в поддержке вооруженного подполья, была либо подвергнута заключению в ГУЛАГе, либо направлена в ссылку в северные районы или в Сибирь. К этому же времени завершается рассмотрение дел о бывших военнопленных и тех лиц, которые были повторно осуждены после отбытия наказания по приговорам 30-х годов.

Однако и после этого мир не опустился на советскую землю.

Изменения в международной обстановке, усиление конфронтации противостоящих блоков подтолкнули к ужесточению внутренней политики. В первую очередь, это нашло свое отражение в стремлении подавить свободомыслие, неповиновение в любой форме диктату властей. Факты говорят о том, что были сделаны шаги в подготовке нового большого террора. Многие осуществленные Сталиным меры удивительно совпадают с его действиями в середине 30-х годов. Происходит смена руководителя МГБ, прежний министр Абакумов был арестован. Новый (С. Игнатьев) пришел из партийного аппарата и ранее никогда не был связан с органами безопасности. (В 1936 г. Ежов, секретарь ЦК ВКП(б), сменил Ягоду, который тут же был арестован). Развернулась чистка сотрудников органов безопасности. Многие из них были арестованы.

Также как и в 30-е гг., был найден «враг». Теперь – еврейское население страны. Была «раскрыта» разветвленная организация, которая якобы имела связи со всеми государственными ведомствами и ячейки во всех регионах страны. На этот раз такую организацию «открыли» в Еврейском антифашистском комитете. Этот комитет обвинили в организации антигосударственной деятельности, в стремлении отторгнуть от Советского Союза часть его территории, в осуществлении шпионажа в пользу США. По обвинению в причастности к этой организации, в осуществлении по ее поручению вредительских действий и шпионаже, убийствах были репрессированы в конце 40-х – начале 50-х гг. тысячи человек.

Сталин дал установку органам безопасности считать каждого еврея потенциальным шпионом США и врагом советской власти, В партийных кругах ее разъясняли в том духе, что если накануне второй мировой войны наиболее вероятным противником Советского Союза была Германия, то каждый немец считался потенциальным шпионом в ее пользу. В будущей войне главным противником Советского Союза могли быть только Соединенные Штаты Америки. А если учесть значительную роль евреев в политической и финансовой жизни этой страны, то каждый советский еврей может рассматриваться как потенциальный шпион в пользу США. Таким образом, в подготовляемой чистке, с одной стороны, назвали евреев как массовых врагов советского народа, а с другой – указали будущего противника и, следовательно, чистка эта должна была быть важной мерой в подготовке возможного военного столкновения Советского Союза и США.

Кампания ширилась, суды свирепствовали, внесудебные репрессии от смертных казней до ссылки захватили многие тысячи человек. Летом 1952 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела 15 членов Еврейского антифашистского комитета. В ходе процесса один из его участников умер, все остальные, кроме одного, были приговорены к смертной казни, и 12 августа 1952 года она была приведена в исполнение.

Сталину удалось вновь установить жесткий контроль над всей жизнью общества. Притушить те настроения, движения мысли, которые казались ему оппозиционными и опасными для его диктатуры.

Конец 40-х годов характеризуется нескрываемым стремлением Сталина к укреплению своего единовластия. Орудием достижения этой цели, как и ранее, были органы государственной безопасности. Они всегда были под личным контролем Сталина но с конца 40-х - начала 50-х годов руководство Сталина стало непосредственным и прямыми.

Министерство государственной безопасности имело сложную разветвленную структуру с множеством отделов, управлений по различным направлениям деятельности, начиная с внешней разведки и кончая надзором над гражданами страны. Сталин, как и в 30-е гг., практически взял на себя непосредственное руководство центральным звеном тайной полиции – Следственной частью по особо важным делам. Именно здесь составлялись фальшивки, которые получали статус документа «особой важности» и ложились в основу больших государственных дел. Весь сценарий задумывался Сталиным. Он определял действующих лиц, давал перечень вопросов к арестованным, указывал какие ответы, показания они должны были дать. Лично давал приказания на применение пыток к заключенным для получения сведений, которые он хотел иметь. И следственный аппарат всеми средствами добивался «нужных» показаний. После этого составлялись протоколы допросов и эти фальсифицированные документы рассылались высшим государственным чиновникам и партийным функционерам как важное свидетельство наличия заговора или подтверждения шпионской деятельности. Самооговоры, признания, полученные под пыткой, в подавляющем большинстве и были основой этих документов.

Тайная полиция (подобие III отделения) – Министерство государственной безопасности непосредственно руководимое Сталиным, и была реальным фактором власти. Именно через МГБ Сталин в первую очередь осуществлял руководство страной. В недрах этого учреждения замыслы Сталина получали конкретное оформление и формальную документацию.

Вторым орудием по сути самодержавной власти Сталина была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Одна – миллионные массы, которые были объединены в первичные организации, полностью отстранены от реального решения государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И другая – узкая иерархия секретарей с мощным, хорошо организованным и опытным аппаратом, в руках которых была власть над страной, над судьбой каждого человека, но эта власть осуществлялась только через власть Сталина. Формально существовали Центральный Комитет и Политбюро как высшие коллегиальные органы партии, в которых должны были обсуждаться кардинальные проблемы внутренней и внешней политики.

Тринадцать с половиной лет с марта 1939 года по октябрь 1952 г. не созывались съезды. Пять с половиной лет с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. – пленумы Центрального Комитета. Даже Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собирались в полном составе. Сталин сам определял, кого пригласить на заседание. Вся власть в партии сконцентрировалась в созданных Сталиным структурах, неподконтрольных избранным руководящим партийным инстанциям.

Сталин широко использовал партийные органы в целях контроля за деятельностью любых государственных чиновников и любого партийного функционера. Используя массу рядовых членов партии, объединенных партийным аппаратом, партия! выступала как организатор производства, вдохновитель идеологических кампаний, как индикатор, сигнализатор настроения населения.

Для контроля над партийным аппаратом существовало специальное подразделение секретной полиции МГБ в Центральном Комитете партии с непосредственным подчинением Сталину. Для партийных работников была специальная тюрьма и прокуратура в виде Комитета партийного контроля. Его председатель – М. Шкирятов – вел следствие, допрашивал, подписывал ордера на арест и лишение свободы, причем без ведома гражданских органов правосудия.

И партия, и тем более советские государственные органы были для Сталина лишь ширмой, определенными декорациями на политической арене, призванными символизировать наличие «социалистической» демократии, учета воли народа, руководящей роли партии. На самом деле была лишь руководящая воля Сталина, которая осуществлялась либо через советы, либо через партию, но главным орудием государственного руководства для Сталина оставались карательные органы – МГБ.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров. Сталина пугало их стремление к самостоятельности и большей автономности от центральной власти.

Стремясь пресечь эти настроения в корне, Сталин избрал для показательной расправы Ленинградскую организацию коммунистов и ее руководителей. Эта организация всегда вызывала раздражение Сталина стремлением к независимости своей позиции, чувством собственного достоинства, высокой квалификацией хозяйственных кадров и партийных функционеров. В начале 1948 г. по обвинению в стремлении создать отдельно Российскую коммунистическую партию и противопоставить ее Всесоюзной коммунистической партии; перенести столицу Российской Федерации в Ленинград были арестованы почти все ленинградские руководители. А спустя некоторое время такая же участь постигла Председателя Совета Министров Российской Федерации М. Родионова, члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А. Кузнецова. Все они были осуждены и казнены во второй половине 1949г.

Последовательно, шаг за шагом Сталин подготавливал новый цикл перетряски в верхнем эшелоне власти. С конца 40-х гг. готовилось смещение Молотова, Микояна, Кагановича, Ворошилова. Они не всегда приглашались на заседания Политбюро, ответственные совещания, которые проводились Сталиным. В органах государственной безопасности накапливались материалы для обвинения их шпионами и врагами народа. С лета 1951 г. резко меняется отношение Сталина к Берии. Он был отстранен от участия в делах органов государственной безопасности. А в 1952 г. один за одним были арестованы ставленники Берии. В 1952 г. было инсценировано так называемое «мингрельское цело», по которому в антисоветской и шпионской деятельности обвинялись многие лица, близкие Берии (мингрелу по национальности). Все следствие и судебный процесс по этому делу осуществлялся непосредственно Сталиным. В глубокой тайне расследовались дела Берии в органах государственной безопасности в 1938-1941-х гг.

В октябре 1952 в. состоялся XIX съезд партии, осуществленные на нем кадровые перестановки показали стремление Сталина освободиться от большей части старых членов Политбюро. Вновь созданный высший орган руководства в партии – Президиум – был увеличен по числу членов почти вдвое. Однако не все старые члены Политбюро попали и в этот расширенный Президиум. А кроме того, было создано Бюро Президиума ЦК КПСС, куда не попали Молотов, Микоян, Ворошилов. На деле в последние месяцы своей жизни, как и в предыдущие годы, Сталин решил все вопросы в тесном кругу, состоявшем, как правило, из Маленкова, Хрущева и Берия.

Внутри этой группы шла борьба за близость к Сталину, который умел стравливать своих помощников, обеспечивая этим невозможность сговора против себя. Стремление выслужиться перед Сталиным вызывало острую конкуренцию между приближенными Сталина.

Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала деятельность всех организаций – как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Конец 40-х – начало 50-х гг. отмечено утверждением имперской идеологии, все более открытым проявлением государственного антисемитизма. Идея русской государственности все больше утверждается в официальной пропаганде, в общественных науках и народном образовании. Еще в ходе войны и сразу после нее были возвращены упраздненные революцией старые гражданские и военные звания (офицер, генерал, министр и т.д.). Большие изменения произошли в армии. Она получила новое название. Вместо Рабоче-Крестьянской Красной Армии она стала называться Советской Армией. В качестве знаков различия генеральского, офицерского и сержантского состава были введены столь презираемые в революции «золотые погоны». После войны ряд старых городов, переименованных в годы пятилеток, получили старые названия (Орджоникидзе – Владикавказ, Ворошиловск – Уссурийск). То же случилось и с рядом магистралей в Ленинграде и других крупных городах России.

Накануне XIX съезда Сталин организовал новую провокацию, которая должна была послужить сигналом к началу широкой волны репрессий.

В сентябре 1952 г. начались аресты руководящих работников Кремлевской больницы и врачей, которые обслуживали членов Политбюро и их семьи. Арестована была большая группа медиков, крупных специалистов, в том числе, профессор В. Виноградов, который лечил Сталина. Врачей обвиняли к причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Стремясь любой ценой быстрее закончить следствие и добиваться признания от арестованных, среди которых преобладали люди немолодые по возрасту, по указанию Сталина они были подвергнуты истязаниям и еще до окончания следствия 13 января 1953 г. в печати было объявлено о разоблачении «террористической группы врачей» и что их террористическая и шпионская деятельность уже доказана. Предполагалось, что судебный процесс над медиками будет публичным. Он должен был состоятся в марте. Все обвиняемые должны были быть приговорены к смертной казни. Привести в исполнение которую предполагалось публично на одной из площадей Москвы. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер, тем более, что в опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок и под руководством еврейских националистических организаций, которые находились в США. По всей стране были организованы митинги, участники которых требовали смертной казни для «врачей убийц» и призывали к усилению «большевистской бдительности». Дело врачей должно было послужить сигналом к началу особого террора, который затрагивал все слои общества. После публичного процесса над медиками значительная часть еврейского населения из крупных промышленных центров европейской части страны была бы депортирована в необжитые районы Средней Азии и Сибири. Были приготовлены специальные лагеря, закрытые зоны для депортированных. К массовым репрессиям готовились карательные органы. В декабре 1952 г. Пленум Центрального Комитета специально обсудил вопрос о работе Министерства госбезопасности, мобилизуя его сотрудников на проведение крупных акций. Маховик репрессий раскручивался со все большей скоростью.

Организуя большой террор, Сталин среди других задач имел в виду не только цели устрашения народа, подавления любой, даже потенциальной оппозиции, но и психологическую подготовку к новой войне.

Доминирующим направлением в деятельности средств массовой информации, государственной пропаганде стало формирование образа врага, будущего противника в будущей войне. При этом не делалось секрета из того, кто же будет этот противник. Антиамериканская тема стала ведущей в ряде видов искусства. Крупные государственные чиновники, контролирующие деятельность учреждений культуры, державшие в руках средства массовой информации давали прямые указания о здании литературных, музыкальных произведений на антиамериканскую тему. Как свидетельствует поэт Константин Симонов, он такое задание получил непосредственно от Сталина. Антиамериканской тематикой были проникнуты театры, кино, концертные программы, драматургия и поэзия. В сознании общества укоренялся образ американца как враждебный советскому народу.

Апогеем антиамериканской кампании должен был быть процесс над офицером Варфоломеевым и рядом сотрудников американского посольства в Москве, обвиненным в организации покушения на Сталина и других членов Политбюро. Посол США Джордж Кеннан, который в это время находился за пределами Советского Союза, был объявлен «персоной нон грата» и американское посольство в Москве оказалось без опытного руководителя.

Нагнетание антиамериканских настроений, массовые репрессии среди населения, обострение отношение между Советским Союзом и США позволяли держать общество в напряжении, в состоянии мобилизационной готовности.

Однако скоропостижная кончина Сталина изменила всю обстановку в стране. Пришедшие к власти политические лидеры имели свои представления о внутренней и внешней политике Советского Союза. Страна вступала в новый период своего развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Россия и мир: Учеб. книга по истории. Часть 2. /Под общей редакцией проф. А. А. Данилова. М., 1994.

2.      Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск., 1996.

3.      История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, отв. ред. А. Н. Сахаров. М., 1999.

4.      История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.






















Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена