Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Создание Балтийского флота

Создание Балтийского флота

Средняя школа № 284

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема реферата:          «Создание Балтийского флота»

Предметные области:

                                   история города и история России








Фамилия:           

Имя:              

Отчество:


Руководитель:

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2004 год

Оглавление

 

 

 

  1. Введение …………………………………………………………...4
  2. Создание (рождение) Балтийского флота ………………………..6

      2.1. Историческая необходимость выхода России к морю …………………6

      2.2. Указ боярской думы от 20.10.1696 г. ……………………………………7

      2.3. Благоприятная международная обстановка 1700 г. …………………….7

      2.4. Битва под Нарвой …………………………………………………………8

      2.5. Взятие крепостей Нотербург и Ниеншанц ……………………………...9

      2.6. Битва на Неве и рождение балтийского флота (07 мая 17003 г.) ……...9

      2.7. Создание баз и верфей Балтийского флота …………………………….10

2.8. Утверждение нового штата корабельного Балтийского флота ……….14

2.9. Создание учебных заведений для флота ……………………………….15

2.10. Создание морской пехоты и наступательные действия молодого  

         Балтийского флота ……………………………………………………...17

2.11. Гангутское сражение 1714 г. …………………………………………..19

2.12. Ниештадский мир (30 августа 1721 г.) - окончательный выход в

         Балтийское море ………………………………………………………..21

2.13. Укрепление Балтийского флота ……………………………………….22

  1. Заключение ………………………………………………………..24
  2. Список использованной литературы ……………………………26





Приложения

 

 

1.  Петр I; галера; корабль «Орел» (построенный отцом Петра I).

2.  Ф.М. Апраксин; линейный корабль «Полтава»; взятие в устье

     Невы  07 мая 1703 г. бота  «Гедан» и шнявы «Астрильд»

     (шведские судна).

3.  Фрегат «Штандарт», первенец Олонецкой верфи.

4.  Адмиралтейство в СПб; медаль в честь основания Балтийского флота; вид Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости, заложенной 16 мая 1703 г.

5.  Гангутское сражение 27 июля 1714 г.; медаль «В память битвы

        при Тверемюнде близ Ганге-Удда 1714».

6.  Памятник «Морякам и создателям флота России».

























Памятник,    сооруженный    по    проекту   скульптора    Аникулина    и

архитектора Садовского, представляет собой женскую фигуру, олицетворяющую нашу великую Родину – Россию, легко бегущую по волнам в окружении чаек. В левой руке у нее находится развевающийся узкий флаг (вымпел), в правой, откинутой назад – модель «дедушки русского флота», ботика Петра Великого, открывавшего при Петре военно – морские парады, проходившие на Неве. Памятник установлен на почти черной с бронзовым отливом гранитной колонне с надписью «Морякам и создателям флота России» [1;3].

           Почему  памятник  был  установлен   именно  в  г.  Санкт – Петербурге?

В создании флота России свой вклад внесли города: Переяславль, Воронеж, Москва и другие. Однако необходимость сооружения именно в бассейне Балтийского моря этого памятника морякам и создателям флота России не вызывала и не вызывает ни малейшего сомнения.

Как же создавался Балтийский флот?













 

2. Создание (рождение) Балтийского флота

1696 – 1725 гг.

 

2.1. Историческая необходимость выхода России к морю


Великий русский народ  издавна связан с морем. Мореходы Древней Руси славились удалью и отвагой.

Богатые товаром и сырьем прибрежные русские земли, удобные торговые пути по Черному, Каспийскому и Балтийскому морю давно влекли к себе иностранных захватчиков, которые стремились изолировать Россию от морей. Так, по Столбовскому миру, заключенному между Россией и Швецией 27 февраля 1617 г., царь Михаил Федорович был вынужден отказаться в пользу шведов от исконных владений русского народа: Ивангорода, Яма, Копорья, Корелы [2;5].

Шведский король Густав II Адольф стал именоваться государем земли Ижорской. Он был рад, что теперь у русских отнят доступ к Балтийскому морю и теперь ни одна лодка без их позволения не может быть выслана в море.

Но нашему государству выходы к морям были необходимы – эта цель была главной в деятельности Петра I. Он понимал: от этого зависит экономическое, политическое и культурное будущее страны. А для борьбы за выходы к морям ей нужен был сильный военно-морской флот. Именно флот, а не отдельные корабли типа «Орла», построенного еще отцом Петра I.

Фактически строительство флота было начато Петром I в Воронеже еще в конце 1695 г. При его личном участии на Воронежской верфи был спущен  на воду ряд мощных судов, самыми крупными из которых были тридцатишестипушечные галеасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел».




2.2. Указ боярской думы от 20 октября 1696 г.

 

Указ боярской думы от 20 октября 1969 г. был первым постановлением на государственном уровне, касающимся строительства регулярного флота. До этого существовали только многочисленные царские приказы, касающиеся судостроительных проблем.

Этот думский указ стал началом в истории нашего военно-морского флота. Именно благодаря его существованию Россия - крупнейшее континентальное государство – должна была стать также мощной морской державой.

Говоря о 300-летнем боевом пути военно-морского флота, будет правильным отметить, что его начало тесно связано с именем Петра Великого и боярской думой.


2.3. Благоприятная международная обстановка России 1700 г.

 

К началу XVIII века в Европе сложилась благоприятная обстановка для России. Англия, Австрия, Нидерланды, мелкие государства и города Германии объединились против Франции и Испании для войны за испанское наследство (1701-1713 гг.), которая должна была решить вопрос о политическом первенстве в Европе. Занятые подготовкой к войне государства не могли помешать России возвратить исконно русские земли, захваченные Швецией в XVII веке, и утвердиться на Балтийском море [2;6].

Потеря выхода к Балтийскому морю задерживала развитие экономики России, препятствовала установлению торговых связей с Западной Европой. Швеция была одним из сильнейших государств Европы и занимала господствующее положение на Балтийском море. Это нарушало экономические интересы государств, тяготевших к балтийскому морю: России, Дании, Польши.

В 1699 г. были подписаны тайные договоры России с Польшей и Данией о взаимной дружбе и военном союзе против Швеции. Россия оставила за собой право вступить в войну со Швецией после заключения мирного договора с Турцией.

Заключив 03 июля 1700 г. с Турцией Константинопольский мирный договор, Петр I начал войну со Швецией. Он поставил своей целью вернуть России выход на побережье Балтийского моря. Петр выступил против шведов в союзе с польским и датским королями. Шведский король Карл XII 8 августа 1700 г. вынудил датского короля заключить выгодный для шведов мир, затем выдвинул войска против поляков.


2.4. Битва под Нарвой

 

Польский король Август снял осаду Риги, дав возможность противнику перебросить часть своих сил для отражения наступления русских войск, которые направились к Нарве, чтобы захватить крепость и тем самым открыть путь к Финскому заливу.

В таких неблагоприятных условиях русскому командованию трудно было рассчитывать на победу. Лишь два полка - Преображенский и семеновский - были полностью боеспособны. Остальная часть войск состояла из плохо обученных солдат, среди которых были крестьяне. В результате, под Нарвой, русские потерпели поражение, потеряв всю артиллерию. Однако Петр I не пал духом и не изменил своего желания завоевать побережье балтийского флота. Зимой 1701 г. он велел построить на Волхове и Луге 600 судов, одновременно переписать все плавсредства на Ладожском и Онежском озерах и на реках Северо - Запада, к весне подготовить их к спуску на воду [2;6].

По всей Руси велся набор рекрутов, на полную мощь работали заводы, на которых из церковных колоколов отливались пушки, накапливалось военное снаряжение и продовольствие.



2.5. Взятие крепостей Нотербург и Ниеншанц

 

После важных побед генерал - фельдмаршала Б.П.Шереметьева в Лифляндии и генерал-адмирала Ф.М.Апраксина на ижорский земле Петр I решил отвоевать у шведов крепость Нотербург, которая была построена русскими у выхода из ладожского озера. Флотилия из 13 судов, среди которых были фрегаты «Св. Дух» и «Курьер», построенные тайно в Архангельске, была перетащена волоком, через леса и болота, из Белого моря в Онежское озеро. Затем, проникнув в Неву, русские неожиданно атаковали крепость. Тринадцать часов длился штурм крепости и 11 октября 1702 г. шведы сдали неприступную крепость. 90 лет она находилась в руках неприятеля и наконец то была возвращена России. Эта первая серьезная победа придала сил и уверенности русским войскам.

1 мая 1703 г. под командованием генерал - фельдмаршала Б.П. Шереметьева была захвачена крепость Ниеншанц, которая располагалась у впадения р. Б. Охта в Неву и была переименована в Шлотбург (замок-город). Этими победами русских войск над шведами был полностью освобожден главный водный путь, связывающий Онежское  и ладожское озера с финским заливом, - река Нева [2;6].


2.6. Битва на Неве и рождение Балтийского флота

(07 мая 1703 г.)

 

Однако началом создания Балтийского флота является первая морская, а точнее, речная победа.

Ничего не зная об успехах русских войск за последние дни, вице-адмирал Нумерс повел свои корабли в восточную часть Финского залива.

Петр I выставил посты на восточной части побережья финского залива. Заметив приближение неприятельских судов, он оповестил о них русские войска. Был дан приказ внимательно следить за действием эскадры. Шведы, ничего не подозревая, подошли к устью Невы и салютовали о своем прибытии двумя выстрелами. В ответ раздались два ответных выстрела. Когда обычные формальности были соблюдены, от шведской эскадры отделились два судна – восьмипушечная шнява «Астрильд» и десятипушечный бот «Гедан».

В ночь на 7 мая 1703 г. 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I атаковали в устье Невы шведские корабли. Атака была жестокой. Преодолев упорное сопротивление, русские захватили два судна: «Астрильд» и «Гедан».

Битва на Неве положила начало славным победам российских моряков на Балтике и рождению Балтийского флота. За это сражение Петр I и А.Д. Меньшиков были награждены орденом св. Андрея Первозванного, все офицеры удостоены золотых, а солдаты и матросы серебряных медалей с надписью: «Небываемое бывает». Высокую награду Петру I вручил генерал-фельдмаршал Ф.А. Головин-первый кавалер упомянутого выше ордена [2;7].

Спустя несколько дней после этой победы на берегах Невы были заложены Петропавловская крепость и город Санкт-Петербург – будущая столица России.


2.7. Создание баз и верфей

 

Выход к Балтийскому морю позволил Петру I приступить к постройке многочисленного флота, в том числе и крупных кораблей.

Строительство Балтийского флота, начатое Петром I в первые годы Северной войны, потребовало создания баз. Главной базой с начала ее постройки и в течение всей Северной войны был  Санкт – Петербург.

Выбор места для строительства этой базы оказался удачным. Заячий остров, на котором строилась Петропавловская крепость, с трех сторон окружен водой, а с четвертой – неширокой протокой, за ней тянулись топкие болота. Подступиться к такому острову было сложно.

В течение лета 1705 г. шведы неоднократно подходили к Кроншлоту, чтобы уничтожить русские силы и прорваться к Петербургу, но каждый раз получали решительный отпор. Прочность обороны морских и сухопутных подступов к Петербургу во многом обеспечивалась тем, что русское командование умело организовало тесное взаимодействие сухопутных войск, флота и крепостной артиллерии. Попытки шведского флота приблизится к Петербургу, овладеть крепостью Кроншлот в августе и октябре 1705 г. не имели успеха.

Происшедшие события показали, что Кроншлот и батареи на острове Котлин стали серьезным препятствием на пути врага к Петербургу. Русские моряки и солдаты с честью выполнили свой долг, мужественно сражались со шведами. Вместе с тем стало ясно, что флот осуществлял лишь оборонительные задачи. Он не вел активных наступательных действий, опасаясь отойти от Кроншлота и оставить фарватер без защиты.

Вице - адмирал Крюйс предлагал Петру I дополнительно укрепить Котлин и освободить флот от обороны устья Невы. Через год Петр I одобрил это предложение и издал приказ построить на месте Толбухинской батареи крепость «Св. Александр» (Александршанец). Длительное время она являлась главным оборонительным сооружением на острове.

В ходе Северной войны, по мере занятия побережья Балтийского моря, система базирования флота расширялась. В 1710 г. передовая база парусного флота была перенесена в Ревель. Для базирования гребного флота с 1710 г. использовался Выборг, с 1713 г. – Гельсингфорс, с 1714 г. – Або. Для обеспечения высадки десантов на побережье Швеции с 1719 г. до конца войны в качестве временной базы использовался о. Лемланд (Аландские осрова) [2;12].

Расширение базирования Балтийского флота позволило вынести оборону морских подступов к Санкт– Петербургу в западную часть Финского залива, организовать взаимодействие армии и флота, создать условия для активных действий флота на Балтийском море.

Уже в 1702 г. во дворцовом селе Сясьское Устье, стоявшем на месте впадения реки Сясь в Ладожское озеро, была основана судостроительная верфь, на которой Татищев заложил 4 28-пушечных фрегата и 9 других судов. На Сясьской верфи корабли строились до 1706 г.

В 1703 г. началось строительство Олонецкой верфи (на реке Свирь, Лодейное поле). Первенцем Олонецкой верфи был 28-пушечный фрегат «Штандарт», который был приведен в Петербург под командованием самого Петра I. Уже к ноябрю 1703 г. на Олонецкой верфи строилось одновременно 50 судов, в том числе 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин [3;12].

Однако верфи на Ладожском озере имели ряд неудобств: во-первых, бурная Ладога, мели и пороги Невы мешали проходу судов в Балтийское море, во-вторых, эти верфи были слишком удалены от моря. Поэтому Петр I принимает решение заложить верфь почти в центре нового города, под прикрытием крепости святых Петра и Павла.

5 ноября 1704 г. началось строительство вблизи моря Адмиралтейства и верфи, руководство по сооружению которой возложили на губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меньшикова. Для возведения Санкт-Петербургской верфи использовали «рабочих людей», присланных с Олонецкой верфи и др. уездов (Новгородского, Ростова Великого, Белозерского…). И уже в октябре 1705 г. на территории Адмиралтейства стояли деревянные и мазанковые строения, все окна и двери которых выходили внутрь адмиралтейского двора.

К 1706 г. строительство Адмиралтейской верфи в основном завершилось. Первое время, учитывая опасность нападения шведов, на верфи строились только малые парусные и гребные судна. После разгрома шведов под Полтавой началась замена деревянных сооружений каменными, устройство корабельных эллингов. Адмиралтейская верфь была самым крупным предприятием  и в 1709 г. на ней работало 900 человек [3;13].

5 декабря 1709 г. был заложен первый линейный 54-пушечный корабль «Полтава», названный в честь Полтавской победы над шведами 27 июня 1709 г. Работы на верфи приобрели широкий масштаб и в конце первой четверти XVIII в. Адмиралтейская верфь стала одним из самых крупных судостроительных предприятий в Европе.

В прямой зависимости от Главного Адмиралтейства находилось до пятидесяти мелких и средних верфей, занимавшихся главным образом ремонтом кораблей (Кронверкская, Ревельская и т.д.) Следует отметить, что Адмиралтейство фактически занималось не только судостроением (с 1712 по 1724 г.г. одновременно строилось от 5 до 10 кораблей), но и различными смежными производствами. Поэтому Адмиралтейство следует рассматривать как целый судостроительный комплекс [3;24].

В это же время на Кронверкской верфи начали строить скампавеи. В последствие, в разные годы, суда для Балтийского флота строились на Нарвской, Лужской, Ново-Ладожской, Выборгской, Абоской, Ижорской верфях, а с 1703 г. – на верфи Селецкий Рядок. До 1715 г. для Балтийского флота корабли строились и в Архангельске [1;31].

Разгром шведской армии под Полтавой создал условия для дальнейшей борьбы за выход к Балтийскому морю. Центр тяжести переместился в район Балтийского моря, чем возросла роль флота. Для усиления Балтийского флота из белого моря были переведены 3 линейных корабля, 3 фрегата, построенные на Архангельской верфи. Наряду со строительством кораблей на отечественных верфях, для быстрого пополнения флота закупались корабли за границей. Постройка и вооружение кораблей за границей обходилось дешевле, чем в России (2/3 стоимости), однако корабли были хуже отечественных по своим мореходным качествам. С 1715 по 1721 г., в связи с расширением кораблестроения на отечественных верфях, покупка кораблей сократилась. Первостепенное значение Петр I уделял строительству линейного флота [2;13].

В период с 1711 по 1714 г. в Петербурге и Архангельске строилось 15 линейных кораблей, самые крупные из которых имели 90 пушек. Одновременно с созданием парусного флота Петр I строил гребной флот для действий в шхерных районах.

Опыт войны подтвердил правильность этого решения. Гребные судна строились на верфях Олонецкой, С.-Петербургской, Выборгской, Ижорской, Лужской и в Або. За время Северной войны было построено 438 гребных судов. Основными типами гребных судов были скампавеи и галеры.

Строительство кораблей для Балтийского флота продолжалось и после завершения Северной войны. С 1722 по 1725 г. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 шнява, 22 вспомогательных и 1 гребное судно.

В России было построено примерно 900 военных судов, в том числе в Петербурге - 262. Из 48 линейных кораблей, имевшихся в русском флоте, 23 были построены на Адмиралтейской верфи, а из 305 галер и полугалер, 203 построены на Галерном дворе в Петербурге.

На месте первого Адмиралтейства стоит памятник Петру I (сейчас это Сенатская площадь).


2.8. Утверждение нового штата корабельного

Балтийского флота

 

В первые годы существования Балтийского флота штатного положения о числе кораблей не существовало. 14 октября 1715 г. для Балтийского флота было утверждено штатное положение: 27 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шняв и 3 бомбардирских корабля. В галерном флоте было определено иметь 120 галер, в т.ч. 9 больших. Один за другим вступали в строй новые корабли Главного Адмиралтейства и др. российских верфей. Флот готовился к решительному бою за обладанием моря [1;33].

Однако штатное положение Балтийского флота постоянно изменялось, увеличивалась численность кораблей и калибра пушек. С 1720 г. все суда, кроме мелких, были разделены на три ранга. К первому рангу были отнесены трехпалубные корабли, ко второму – двухпалубные, к третьему – фрегаты.

В первой половине 1723 г. под руководством и при участии Петра приступили к разработке «Табели о корабельных пропорциях», которая легла в основу утвержденного 1 мая 1732 г. нового штата корабельного Балтийского флота [2;13].

За 30 лет (1696 – 1725) на российских верфях было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 67 крупных галер, до 300 транспортных и множество др. судов. Наши линейные корабли не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах балтийского моря против шведских военных судов. Занимаясь строительством флота, Петр I много заботился о его кадрах. Развитие флота шло комплексно, по цепочке, у основания которой стояли Петр I с его флотоводцами и корабелами – Федором Апраксиным, Корнелиусом Крюйсом, Иваном Боцисом, Иваном и Наумом Синявиными, Федосеем Скляевым, Федором Салтыковым, Филиппом Пальчиковым и др.

К 1718 г. большинство командных должностей занимали уже русские морские офицеры, получившие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. Уже к 1725 г. личный состав флота был укомплектован силами, почерпнутыми исключительно внутри России. Штатная численность личного состава флота изменялась почти ежегодно. Ежегодно из Азовского флота на Балтику прибывали не только судостроители, но и моряки. Всего на кораблях Балтийского флота полагалось иметь 13686 человек, из которых 2/3 составляли матросы и пушкари. Было утверждено и штатное положение о численности экипажей галерного флота.


2.9. Создание учебных заведений для флота

 

Для подготовки кадров были созданы специальные навигацкая и адмиралтейская школы, Морская академия, где готовили офицерские кадры и корабелов. Созданная в январе 1701 г. по указу Петра I школа математических и навигацких наук была первым в России военно-морским учебным заведением. Значительная часть выпускников была направлена на строившийся в то время Балтийский флот.

По Указу Петра I от 01.10.1715 г. 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открылась Морская академия. Она помещалась в доме Кикина на набережной Невы, где позднее был возведен Зимний дворец (сейчас это Военно-Морской институт, который расположен на 12 линии Васильевского острова). Еще 100 человек были приняты на месте. Выпускникам присваивалось звание «гардемарин» (неофицерское звание), позже после 3-х летнего плавания присваивалось звание «лейтенант». По инициативе Петра в 1697 г. в русском флоте было организовано великое посольство, одной из целей которого было изучение морского дела за границей. Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию [2;14].

В составе великого посольства среди 30 человек, направленных для обучения за границей, был и русский царь под именем Петр Михайлов. Он занимался изучением кораблестроения и артиллерийского дела. С этой целью в Голландии он работает на корабельной верфи плотником, в Англии изучает теорию кораблестроения, в Кенигсберге – искусство артиллерийской стрельбы. Постоянное внимание он уделял укомплектованию личного состава. Сам, изучая морское дело, Петр I привлекал к этому офицеров и солдат Семеновского и Преображенского полков. В первые годы существования флота его офицерами и матросами были преображенцы и семеновцы, к ним присоединялись охочие люди и иностранцы [1;19].

Открывшиеся в 1701 г. в Москве - школа математических и навигацких наук, а в 1715 г. в Санкт-Петербурге – Морская академия дали флоту очень много хороших моряков, с большой пользой послуживших Родине не только на морском поприще (художник Верещагин, академик Крылов, композитор Римский-Корсаков). Подготовка кадров для Балтийского флота продолжалась в Московской школе математических и навигацских наук, а с 1716 г. и в созданной годом ранее в Петербурге Академии морской гвардии [1;37].

2.10. Создание морской пехоты и наступательные действия молодого Балтийского флота

 

16 ноября 1705 г. был издан Указ Петра I о создании морского полка, положивший начало организации морской пехоты Российского флота. Первый полк морской пехоты, сформированный на Балтийском флоте, состоял из двух батальонов по пяти рот.

В Северной войне морская пехота широко использовалась в морских боях и десантах. Командующий Балтийским корабельным флотом до 1713 г. вице – адмирал К.И. Крюйс, предпринимал суровые меры для укрепления дисциплины и обеспечения четкой организации работ, готовился к новым сражения со шведами.

С 1708 г. молодой флот России впервые стал проводить наступательные действия на Балтийском море. Корабли участвовали во всех действиях русских войск в прибрежных районах, оказывали им артиллерийскую поддержку, высаживали десанты, осуществляли перевозки, устанавливали морскую блокаду приморских пунктов на неприятельской территории.

Воспользовавшись войной шведов с Польшей, Петр укрепил свои позиции и целым рядом побед, завершившихся в 1709 г. Полтавской битвой, окончательно сломил гордость и славу «непобедимого» шведского короля Карла XII. За полтавскую баталию Петру I был пожалован адмиральский чин; флаг, соответствовавший этому чину, был поднят на флагштоке подле его ставки [2;16].

В 1710 г. было взятие ряда крепостей, из которых первым пал Выборг. Весной 1710 г. русские войска перешли в наступление на Карельском перешейке и в Прибалтике. При этом особое значение придавалось совместным усилиям армии и флота, блокаде крепости с моря и суши. К осуществлению блокады привлекались специальный корпус численностью 13 тыс. человек и силы Балтийского флота.

Русское командование решило начать боевые действия ранней весной, когда Финский залив еще покрыт льдом, что лишало шведов использовать при обороне крепости свой флот.

15 марта 1710 г. осадный корпус под командованием Ф.М. Апраксина, первым в России удостоенного высшего флотского чина генерал – адмирала, выступил в поход. В течение 6 дней войска совершили 130-километровый переход по льду Финского залива от острова Котлин до Выборга и осадили его [1;28].

13 июня Выборг был занят русскими войсками, победа была одержана благодаря умелому взаимодействию армии и флота, высокой выучке и выносливости солдат и матросов.

Успешный ледовый поход большого числа парусных и гребных кораблей к Выборгу явился одним из самых выдающихся подвигов молодого балтийского флота. Он показал высокую выучку личного состава, зрелость офицеров, хорошие качества боевых и транспортных судов.

Менее чем через месяц русские войска праздновали успех – генерал – фельдмаршал Б.П. Шереметьев взял Ригу. Вслед за этим его войско заставило сдаться гарнизоны Динамюнде, Пернова, Ревеля – важнейших опорных пунктов на Балтийском море.

К 1712 г. в ходе Северной войны, овладев Выборгом, южным побережьем Финского залива и Ригой, Россия приобрела выход к Балтийскому морю. Тем самым были созданы предпосылки для решения основной задачи войны – утверждения России на Балтийском море. Россия получила базы для флота и порты для торговли с Западной Европой на побережье Финского и Рижского заливов. Однако шведский флот продолжал господствовать на Балтийском море и в Финском заливе [2;17].

Чтобы нанести Швеции окончательный удар и принудить ее к заключению выгодного для России мира, русское командование считало необходимым противопоставить шведскому сильный Балтийский флот и перенести военные действия на территорию Швеции. Плацдармом для перенесения военных действий на территорию Швеции могли послужить Дания или Финляндия, завоевание которой началось в 1710 г. занятием Выборга и Кексгольма.

Стало очевидным, что для овладения Финляндией нужен сильный флот. К весне 1713 г. на галерной верфи в Санкт – Петербурге, на Олонецкой верфи, на реках Лиге и Ижоре, в Выборге было построено и подготовлено к походу свыше 200 гребных судов.

Военные действия в Финляндии начались с освобождением Финского залива ото льда. В мае 1713 г. от Котлина в Финские шхеры вышел русский гребной флот в составе 200 судов с десантом в 16 тыс. человек. Со стороны его прикрывал корабельный флот. 15 июля русский флот без противодействия занял Гельсингфорс (Хельсинки).

В 1714 г. русское командование получило возможность перенести военные действия в Швецию. Основная задача перенесения военных действий возлагалась на флот.

Русский гребной флот под командованием генерал – адмирала Ф.М. Апраксина, в составе 99 галер и скампавей с 15 тыс. человек, 26 июня 1714 г. встал на якорь у Тверминне. Путь в Або преградил шведский флот [2;17].


2.11. Гангутское сражение 1714 г.

 

Петр I, прибывший из Ревеля (Таллин), где стояла парусная эскадра, решил осуществить прорыв в Або силами галерного флота. Он разработал план, отличающийся смелостью и оригинальностью.

Приняв перебросить галеры в шхеры севернее полуострова Гангут через его самую узкую часть, Петр приказал построить деревянный настил – переволоку длиной 2,5 км. Расчет был на внезапное появление в тылу противника. Воспользовавшись штилем, русский авангард обошел шведские корабли мористее, вне дальности их артиллерийского огня [2;17].

Используя благоприятные погодные условия, перегруппировку шведского флота, отряд русских кораблей в составе 98 скампавей и с 15-тысячным десантом совершил прорыв в Абоские шхеры.

После отказа шведов о сдаче русские атаковали корабли неприятеля. Ожесточенным огнем шведских кораблей были отбиты две атаки русских. Третья была направлена на фланговые корабли шведов, что не позволило им использовать преимущество в артиллерии [1;28].

После упорного сопротивления спустил флаг и флагманский фрегат Эреншельда. Были взяты в плен 10 шведских кораблей.

Гагнутское сражение было первой крупной победой регулярного флота России над шведским флотом. Умелое использование преимуществ гребного флота в шхерах, правильный выбор места прорыва, решительность действий командования, героизм офицеров и матросов позволили русским нанести поражение части сил противника в присутствии превосходящего шведского флота.

Победа при Гангуте имела большое военно–политическое значение, обеспечив успешные действия войск в Финлянднии и создав условия для переноса военных действий на территории Швеции. В результате, русский флот получил свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Была учреждена специальная медаль «В память битвы при Тверемюнде близ Ганге-Удда.1714», а Петр I получил чин вице – адмирала. 130 офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина – серебряными [2;18].

По мере развития военного флота шел поиск наилучшего рисунка военно-морского флага. Наконец в  1712 г. был принят Андреевский флаг. В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родились знаменитые петровские заповеди: «Флага перед неприятелем не спускать на при каких обстоятельствах» и др. Они легли в основу боевых традиций Российского флота.

Инициатива боевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту.  

2.12. Ништадский мир (30 августа 1721 г.)

 

Дальнейшее развитие, строительство и укрепление Балтийского флота проходило в условиях продолжающейся Северной войны.

После Гангутского сражения успех русских на Балтике начал развиваться и привел к ряду новых побед.

Десантный корпус был перекинут на шведский берег, где произвел ощутительные разрушения. Это была настоящая морская победа, наглядно показавшая развитие чисто морского успеха. Возрастающее морское могущество России возбудило завистливые опасения Англии, и она, заключив союз со шведами, прислала эскадру на Балтийское море в составе 35 вымпелов. Наш флот был значительнее слабее, но союзники не решались его атаковать, а принудили только бездействовать. Между тем русская гребная флотилия с десантом пошла к шведским берегам, завладела побережьем на 30 с лишним верст в глубь страны, а 27 июля 1720 г. одержала победу над шведским флотом у острова Гренгам [2;18].

Создав флот на Балтийском море, Петр I перенес военные действия на шведские берега. Успех остался на стороне России. Истомленные неудачами шведы заключили 30 августа 1721 г. давно желанный мир в Ништадте, по которому к России отошли Лифляндия, Эстландия, Ингрия, часть Карелии и часть Финляндии с Выборгом. Таким образом, благодаря приобретениям и сильному флоту, Россия получила преобладание на Балтийском море, что сулило в будущем расширение русской торговли и экономических связей [1;29].

В первой половине XVIII в. в честь победы русского флота при Гангуте (1714 г.) и Грингаме (1720 г.) в Санкт-Петербурге была воздвигнута Пантелеймоновская церьковь (храм первым морякам) - Гантговский мемориал (сейчас находится на улице Пестеля).



2.13. Укрепление Балтийского флота

 

К 1722 г. Россия имела флот, который ставил ее в ряды самых могучих морских держав того времени. Большинство кораблей строились на эллингах Петербургского Адмиралтейства. Верфь в устье Невы стала крупнейшим судостроительным предприятием. В 1724 г. Балтийский флот имел в своем составе 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов [3;33].

Однако развитие и укрепление Балтийского флота требовало строительства и введения в строй новых кораблей.

Новым в организации флота было создание постоянного соединения гребных судов с приписанными к нему десантными войсками, предназначенными для совместных действий в шхерных районах. За время северной войны было построено 438 гребных судов.

В 1720 г. в Галерном дворе в Петербурге Ефим Никонов заложил «потаенное судно» - первую подводную лодку. В 1724 г. а присутствии Петра I судно спустили на воду, однако при погружении днище его получило повреждение. После смерти Петра I изобретателю завершить начатые работы не удалось.

Молодой Балтийский флот располагал хорошо подготовленными национальными кадрами, прошедшими суровую школу многолетней Северной войны. Экипажи кораблей успешно использовали опыт и славные мореходные традиции своих отважных предков.

В ходе Северной войны на Балтийском море была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно – морской базой, на которую флот опирался до занятия всего южного побережья Финского залива, являлся Ревель. Гребной флот базировался на Выборг и порты Финляндии – Гельсингфорс и Або [2;19].

В течение всей войны на острове Котлин велось строительство военно – морской базы Кронштадт. Оно было закончено в 1723 г. С 1724 г. Кронштадт становился главной базой флота и неприступной крепостью на морских подступах к Петербургу.

В ходе Северной войны совершенствовалось и управление флотом. 11 декабря 1717 г. по Указу Петра I была учреждена Адмиралтейств – коллегия – высший коллегиальный орган для управления флотом и Военно - морским ведомством в России.  Адмиралтейств – коллегия руководила постройкой и вооружением кораблей, строительством портов, гаваней, каналов, подготовкой кадров морских офицеров, охраной лесов.

Под руководством Петра I в апреле 1720 г. издается первый морской устав – «Книга устав морской, о всем, что касается  доброму управлению, в бытности флота на море». Доработанный и переизданный 1724 г., он действовал до 1797 г. В тактическом отношении он был самым совершенным морским Уставом всей эпохи [1;45].

В январе 1724 г. Петром I введен Табель о рангах, по которой были установлены на 14 рангов (классов) придворные, гражданские и воинские звания (чины) командного состава русской регулярной армии и флота [2;19].

В петровском флоте зародились главные церемонии, связанные с религиозными обрядами, как-то: торжественные богослужения по случаю побед, праздников, закладки храмов, кораблей, госпиталей, памятников и т.д.

 Появление Российского флота в водах Финского залива укрепило позиции России на Балтике и позволило возвратить ранее принадлежавшие ей города и земли. Корабли России вышли на просторы Балтийского моря. 

 


 






3. Заключение


Новые поколения моряков свято хранят в своих сердцах легендарные подвиги героев - Балтийцев. В дни государственных праздников в местах боевой славы на воду спускают венки.

На заводах Балтики сейчас создаются новые современные корабли (фрегаты,  корветы,  подводные  лодки). На  заводе  «Адмиралтейские верфи»

(г. Санкт-Петербург) строится новейшая подводная лодка с названием «Санкт-Петербург» с вводом в строй в 2004 году. С приобретением этой лодки Балтийский флот будет иметь военную технику, не уступающую по своим характеристикам иностранным образцам.

     До сих пор Санкт – Петербург является ведущим морским центром страны; город, где каждая вторая или третья семья связаны с морем, в т.ч. Балтийским морем; город – центр судостроения, где сосредоточены почти все конструкторские бюро и научно – исследовательские центры по созданию кораблей и их оборудования; город – верфь с такими прославленными заводами как «Адмиралтейские верфи», Балтийский, Северная верфь, «Алмаз» и др.; город – центр всех видов морской науки и образования.

За 300 лет существования г. Санкт – Петербурга в нем построены сотни судов и кораблей – от первого парусника «Полтава» до атомных крейсеров; в нем воспитаны десятки тысяч инженеров и техников – судостроителей, содоводителей, корпусников, механиков и электриков, штурманов и акустиков, лоцманов и матросов, воистину имя им – легион.

   Колыбель, кормилец и воспитатель Российского флота – Санкт – Петербург! Исторический  морской ансамбль,  состоящий  из  домика   Петра

I, дома Лен ВМБ, Нахимовского училища и крейсера «Аврора», вместе с расположенными на противоположном берегу  Невы Летним садом  и летним

Дворцом Петра I , т.е. зданий, отражающих три столетия существования Российского (Балтийского) флота, стал логически завершен сооружением именно здесь памятника Российскому флоту, верно служившему своей родине в течение 300 лет.

   В честь 300-летия Российского флота 2 ноября 1996 года в Санкт -Петербурге был установлен памятник. Впервые на морских памятниках России отдана дань уважения не только морякам, но и создателям флота - ученым, проектантам, инженерам и рабочим, чей самоотверженный труд лег в основу величия Российского флота [1;40].

   Как видно из изложенного выше, нам стало еще более понятно – почему памятник и надписью «Морякам и создателям флота России» установлен в Санкт – Петербурге.












Список использованной литературы

 

1.     Подгорная Т.В., Семенов В.П.  «Морякам и создателям флота России»: СПб,  Издательство ЦКБ МТ «Рубин», 1997.- 59 с.

2.     Авт. коллектив под руководством адмирала Егорова В.Г. 

     «  Очерки    из     истории    Балтийского   Флота »:       г.   Калининград, 

     Издательство  «Янтарный  сказ», 1997. – 168 с.

3.     Авт. коллектив  под   общ. редакцией академика СПб инженерной академии,  ген.  дир.  ГП «Адмиралтейские  верфи»  Александрова В.Л.     «Адмиралтейские  верфи   Корабли и годы   1704 – 1925»: СПб, ЛЕНКО Издательство «ГАНГУТ», 1994. – 195 с.

4.     Доценко В.Д.  «Адмиралы Российского флота. Россия поднимает паруса»: СПб, Лениздат, 1995. – 492 с.







          


        

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена