Становление государственности Германии и зарождение абсолютизма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет информатики и управления
Кафедра экономической кибернетики и маркетингового менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История экономических учений»
на тему:
"Становление государственности Германии и зарождение абсолютизма"
Харьков 2009
Введение
В XV–XVI вв. происходит образование абсолютных монархий. Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических сменах, стимулированных возникновением и развитием буржуазных взаимоотношений. В эру феодализма политическая власть (как и земляная собственность) носила неполный расщепленный нрав (феодальный иммунитет, вассальные дела и т.д.). По мере социально-экономического становления и поползновение верховных феодальных владык закрепить собственную власть заключительные возымели и приняли на вооружение вероятность опереться в борьбе с феодалами на мегаполиса, в результате встает так именуемая сословно-представительная монархия, где при короле вровень с палатами, представлявшими земляную аристократию, имелись институции, где заседали адепты всех сословий (феодалов, церкви, мещан, время от времени фермеров) – в Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты, в Испании – кортесы, в Германии – ландтаги, в РФ – Земские храмы.
Опираясь на все сословия и играя на их противоречиях, повелители делались наиболее свободными от аристократии, а центр масс передвигался от одалживания (у феодалов) муниципальных услуг в покупку (владыкой) гос службы. Социально-экономические конфигурации XV–XVI вв. прирастили ресурсы сообщества и сделали вольные средства, сыгравшие весомую роль и в эволюции казенной власти. Увеличивается доля налогов в размере средств, применяемых центральной властью для решения личных задач. Происходит ужесточение процесса централизации, формируется муниципальная земля около единого центра. Все данное ведет у иному, прекрасному от феодального, казенному управлению – через госслужащих.
Складывание колониальной системы и единичных стран приводят к обострению армейского противоборства, данное нужно приводит к выходу в свет постоянной наемной и многочисленной армии, причем под полнейшим контролированием центральной власти. Войны приводили к смещению в худшую сторону положения широких деревенских масс, данное нередко водило к восстаниям, охватывавшим немалые местности и прежние множественными. Подавляя аналогичные деревенские концерты, центральная власть усиливала собственную значимость для всего класса феодалов. Нередко войны содействовали ослаблению феодальной аристократии (так, в Англии во время «войны Белой и Алой роз» пресеклось основная масса родов «ветхой» знати, а новейшие дворяне были наиболее привязаны к царской власти, получив от нее территории и титулы).
Таким образом, царская власть возымела огромные ресурсы, приборы (бюрократия и армия) свежее идеологическое объяснение страны и царской власти и сделалась «Абсолютной», другими словами вольной от сообщества. Исторически «абсолютизм» считается высочайшей формой феодальной монархии. Его зарождение представляет особый уровень валютных взаимоотношений и индустрии, т.к. данное делает посылы финансирования гражданской и армейской бюрократии и зарождения материальной основы для строительства армии и флота.
1. Становление и особенности государственности в Германии
В IX–X вв. в Германии была мощная царская власть. В 962 грам. Римский папа возложил на короля Отгона 1 императорскую корону, и возрожденная государство возымела заглавие «Священная Римская государство германской цивилизации». Центром гос власти был царский двор. Главное должностное личико – канцлер, который ведал многими делами страны. Огромную роль игрались собрания феодалов, которые издавали законы, характеризовали зону ответственности короля. Немецкие городка были разделены на 3 вида: имперские городка. свободные городка и княжеские городка, народонаселение которых состояло из купечества, земляных владельцев, ремесленников, подмастерьев. В ХII веке в Германии утвердился принцип избирательной монархии, при коей кто не принял участие в выборах короля, тот считал себя независимым от его власти.
В 1356 году при императоре Карле IV была юридически прикреплена феодальная раздробленность Германии, Император избирался коллегией курфюрстов (Майнц, Кельн, Трир, Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург).
Управление Германией воплощала в жизнь коллегия курфюрстов. Рейхстаг, состоявший из курии курфюрстов, курии князей и курии имперских населенных пунктов, созывался царем с разной периодичностью. В отдельных территориях присутствовали собрания районных чинов (ландтаги) – сословные консульства дворянства, духовенства и мещан. Ландтаг числился верховным трибуналом княжества и сдерживал власть князя. Магистрату возглавляемые бургомистром в мегаполисах принадлежала исправная власть.
Реформа дала в руки князей и имперские университеты. Они получали доступ не столько к высочайшим судебным органам, ведь и к органам управления. Разумеется, применительно к Средневековью дробление власти на судебную, исправную и законодательную символически. В этом случае речь имеет возможность идти исключительно о воздействии курфюрстов на какие-либо стороны жизни империи, в частности, на распределение имперских финансов, утверждение императорских пожалований. Некоторые документы говорят, что в 20–30-е годы XVI в. Карл и Фердинанд промышляли передачу имеющих место быть каждый год налогов с имперских населенных пунктов полностью или же отчасти собственным приближенным. Эти акты утверждались курфюрстами аналогично, как и пожалования замков, таможенных преимуществ.
Политическая раздробленность Германии, прикрепленная «Золотой буллой», удерживалась на протяжении дальнейших веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, хотя не общегосударственный. Эта закономерная направленность была усилена 2-мя свежими факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618–1648 годов.
Крестьянская война 1525
года была наиболее солидным антифеодальным перемещением средних веков. Ее
первопричины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных
взаимоотношений, безудержным рвением помещиков добыть наличные средства.
Что прикасается мегаполисов, то в процессе Крестьянской войны они столкнулись с
этим же отношением, что и в период рейхстагов. Они не рассматривались как равноправные
партнеры, как субъекты политические деятели, не взирая, что непосредственно
они, их достояние, работало основой империи. В политических отношениях
проявилась политическая дискриминация в купе с экономической
эксплуатацией.
Города противостояли формировавшемуся княжескому абсолютизму, отрицавшему все то, на нежели строилось городское приспособление – рыцарское, статичное, сословное. Борясь за перемену собственного положения в имперских институтах, власти населенных пунктов брали на себя почти все из того, что нес с собой нарождавшийся княжеский абсолютизм, тем паче что в Реформации магистратов энергично приняли участие свежие городские слои, вынужденные выходом в свет и существованием вторжению свежих, бюрократических частей в городское приспособление. Это было и свежее право, настолько неприятное и дворянам, и крестьянам, и примкнувшим к ним бюргерам. Это были и те перемены в ежедневной жизни, которые принесло с собой книгопечатание.
Общим недругом всех традиционалистских сил были те категории и личика, которые имеют все шансы быть названы субъектами воли. Это и зарождавшаяся бюрократия, руководствовавшаяся писаным правом, но не обычаем; и купцы-монополисты, пренебрегавшие цеховой строй; и князья; и сообщество князей. Именно княжеская власть, у Габсбургов сочетавшаяся к тому же с императорской, была основным субъектом модернизации. Именно она усиливала публично-правовой порядок и связанные с ним новейшие общественные слои. Именно она навязывала сообществу монетаризацию всех сторон его жизни, сначала армейского дела. Именно она предотвратила общественную катастрофу в период Крестьянской войны. И исключительно при поддержке княжеской власти институализировалось свежее вероучение. И исходя из данного укрепились или католицизм, или лютеранство.
Толкование протестантизма как базы для идеологии княжеского абсолютизма порождено тем, что заключительный ориентируется как противоположность имперскому единству, выискавшему опору в католицизме.
Идеологическая борьба в церкви наложилась на политические коллизии германских территорий, что дало Реформации и политическую тенденция. Результатом похожего становления событий случился переход права решения религиозных вопросцев к светским господам (кроме того как в протестантских, но и в церковных государствах). Снижается авторитет церкви как наднациональной, надгосударственной организацией. Отныне христианство на Западе закончило быть только лишь католическим, информатор единства культуры стал иссякать.
Сосуществование всевозможных нормативных (правовых и этических) систем, надобность выбора общественного поведения порождали напряженность, коя подчас разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний. Торжество принципа муниципального авторитета и гос воли воплощало княжеское правительство, разработчики которого были носителями муниципальных мыслей свежего времени, бравших верх над бывшими представлениями о общинном самоуправлении и имперском повиновении, призванном ограничивать сеньориальное первенство.
Толкование протестантизма как базы для идеологии княжеского абсолютизма порождено тем, что заключительный ориентируется как противоположность имперскому единству, выискавшему опору в католицизме. Однако территориальная власть складывалась не в противопоставлении имперскому порядку,а во содействии с ним.
Наступление княжеского абсолютизма, режима динамичного, отрицавшего статику сословного сообщества, приводило к солидному ущемлению и лимитированию сеньориального статуса. Швабский альянс поиграл вескую роль в эволюции дворянства. Он стал носителем свежей нормативности и свежих ценностей. Обобщая данное, возможно заявить, что относительно к дворянству Союз выполнил функции катализатора происходивших социальных процессов.
Начиная с XII века в Германии не присутствовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и населенных пунктов. Правовая система характеризуется обособлением правовых общепризнанных мерок, имеющих отношение к высочайшему феодальному сословию, так именуемым ленным правом. В это же время в Германии были и единые основы и университеты права. Нормы простого права, систематизированные в сборниках права: «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало» и так далее, куда входили положения имперского законодательства и судебная практика, игрались весомую роль, Германское городское и торгашеское право выделялись универсальностью и единообразием. К источникам права нужно отнести международные уговоры по обеспечению режима торговли и общепризнанных мерок римского права
В Германии имели место феодальные, церковные и городские суды. В Всстфалии и прочих территориях возымели обширное распространение специальные суды, фемы. Суды фемов изготавливали расследование о личиках, пользующихся «скверный популярностью». При данном зачастую подсудимый вообщем не вызывался и, в большинстве случаев, выносился смертный вердикт, который приводился в выполнение одним из членов данного судилища.
В 1532 году было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V («Каролины»), на базе которого образовалось единое германское уголовное право.
За любой территорией было сохранено ее специальное уголовное право. «Каролина» предназначалась для восполнения пробелов в районных законах. Правила уголовного судопроизводства оформляют главное содержание сборника. Более сто заметок приурочено к уголовному праву. «Каролина» учитывает муниципальные правонарушения, правонарушения против религии, против принадлежности, против персоны. В ней даны понятия уголовного права: покушение, соучастие., достаточная защита и так далее В базу санкции положен принцип устрашения, ее различает бесчеловечность санкций. «Каролина» сохранила черты обвинительного процесса. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс. Судья демонстрировал нарекание. Следствие не было урезано сроками и обширно применялись пытки. В процессе возможно выделить 3 стадии: дознание, единое расследование и особое расследование. Первая стадия содержалась в установлении прецедента совершения правонарушения. Вторая стадия – единое расследование – допрос арестованного, и 3-я – особое расследование – доскональный допрос винимого и сбор подтверждений. С ХШ века в Германии энергично развивается «земское право», по коему судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное общественность. Правовой статус жителя нашей планеты определялся его сословной приспособлением. В данный период времени встает теория «2 клинков»: духовный «клинок» (власть) принадлежит Папе Римскому, а светский – императору. В германском праве обычно имело место приниженное положение представительницы слабого пола. Без разрешения супруга супруга не имела возможности править практически никаким имуществом. Средневековое германское земское право понимало наследование только по закону. Город был наделен статусом «компании» – совокупы жителей как единичного целого, с правами юридического личика. Это право различалось особенной суровостью в отношении должников. В городах кроме назначенных судебных чиновников выбирались две категории судей: городские шеффены – (пожизненно) и ратманы – советники (на один год). В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда).
Средневековое право Германии знало два вида преступных деяний: преступления и проступки.
Судебная практика различала три основных вида преступлений:
1) против религии;
2) против государства;
3) против частных лиц.
Сосуществование различных нормативных (правовых и этических) систем, необходимость выбора социального поведения порождали напряженность, которая порой разряжалась в актах социального отчаяния вроде дворянских и крестьянских восстаний.
В осматриваемое время
феодальная государственно-политическая система испытывает существенные
перемены. Государственная власть покупает всё наиболее и поболее
централизованный и безусловный (независимый) нрав. В Западной Европе случается
группировка этнографических земель Франции, Англии, Испании в масштабах
единичных стран, что приводит в деяние процессы складывания наций.
Реформационное перемещение избавляет наружную относительно к государству
идеологическую мотивировку его существования через приспособление к единичному
католическому миру (и зависимость светской власти от Папы). Всё данное водило к
оформлению мысли «самостоятельности» страны. Государства преображаются в
понимании жителей нашей планеты в субъекты ситуации. Начинаются поиски новейших
идеологических (внутренних) объяснений страны. Однако до выходы в свет новейших
доктрин страны было ещё далековато. В муниципальном управлении продолжает
главенствовать эмпиризм, великое воздействие делает навык иных стран.
В Германских территориях складывается так называемый региональный абсолютизм. Невозможность творения общего централизованного германского страны была определена вблизи причин: деформирующей процесс существа германского государственного страны ролью Священной римской империи германской цивилизации под имперством Габсбургов, расколом на протестантские и католические территории в следствии Реформации и Контрреформации, образованием вне системы «Священной империи» Бранденбургско-прусского курфюршества, а с 1701 грам. – царства Пруссии, отличительными чертами Крестьянской войны 1524–1525 гг., которые укрепили власть земляных суверенов.
Абсолютистское страна развивалось, преодолевая немного главных узлов противоречий. Во-первых: ибо центр масс продолжал покоиться на сельском хозяйстве, главным выразителем классового отрицания феодализма на основе свойственного ему приема производства оставалось крестьянство (более показательной, с данной позиции, считается Крестьянская война 1524 – 25 гг. Иногда по роли в зажиточно её нередко именуют 1, пускай и потерпевшей поражение, раннебуржуазной революцией). Во-вторых: налоговая политического деятеля абсолютизма приводила к недовольству мещан, буржуазии, которые желали оказывать действие на политический режим, в соответствии с этим собственному взносу в его финансирование – «Нет налогов, в отсутствии офиса!». (Так, насаждавшаяся Габсбургами абсолютистско - бюрократическая система, нацеленная на подключение Нидерландов в текстуру империи, заставленное существование абсолютистского страны с районными представительными органами и учреждениями скрывали внутри себя зачатки неминуемого инцидента, который вылился в окончательном счёте в антифеодальное национально-освободительное перемещение, носившего характер раннебуржуазной революции и завершившееся образование Республики Соединённых провинций, в какой место суверена-короля заняли Генеральные штаты. Проблема налогообложения и привилегий короля и парламента появилась отправной точкой развертывания и Английской революции 1649 грам). В 3: в ряде всевозможных случаев вырастали сепаратистские устремления аристократии (к примеру, в Германии). Большое действие на эволюцию евро абсолютизма оказывают страны с новеньким общественно-политическим строем – Голландия и Британия. Более того, начинает всё наиболее осознаваться взаимосвязь меж казенным строем парламентских стран с финансовыми превосходством данных государств в конце XVII–XVIII веке. Всё данное через мысли Просвещения инкорпорируется в публичное понимание Европы. Французские просветители начинают прямую пропаганду британских политических порядков.
Начинается время «по его мнению абсолютизма» («по его мнению деспотизма»). Не меняя по созданию муниципальных форм полнейшей монархии, в масштабах данных форм, поверх велись реформы в финансовой, политической, культурных областях, нацеленные на модернизацию, уничтожение более одиозных, архаичных, явственно всего препятствовавших устойчивому функционированию страны проявлений феодального около. Однако в следствие непоследовательности реформ, их нечаянного (эмпирического) нрава, обратимостью, связанностью с персоной чиновника-реформатора либо «по его мнению сударя», «Просвещённый абсолютизм» в общем характеризуется безрезультатностью и ещё более обостряет социально-политическую обстановку.
Существенные различия социально-политических критерий в Германии от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции предопределили более значительные различия в объяснении и оценке учения о натуральном праве, выводах из него у германских мыслителей. Отсутствие настоящей исторической земли для современной и тем паче революционной трактовки доктрине природного права (заключительная в том числе и во Франции обнаружиться позднее) обусловило коллизии меж гуманистическими, общечеловеческими началами, заложенными в теории, и объективно-классовым их истолкованием.
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, бесповоротно утвердившегося в следствии Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к зарождению в каких-либо территориях Священной Римской империи германской цивилизации полицейского страны, значимо притормозили не столько социально-экономическое, ведь и идейное становление державы. Идеология, возымевшая теоретическое объяснение в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, покупает в Германии очень небольшое и во многом не самостоятельное толкование. Немецким просветителям были присущи только мысли разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления заключительному осмысленного начала. В государственно-правовой науке данная направленность отыскала выражение в учениях С. Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.
Учение Самуила Пуфендорфа (1632–1694 гг.) складывалось под воздействием доктрин Г. Греция и Т. Гоббса. Существенные отличия меж этими доктринами Пуфендорф хотел примирить, используя единый им рационализм. Попытка сделать светскую правовую теорию, светское в собственной базе учение о государстве, защитить свободу думы в критериях Германии того времени была прогрессом, небольшим, хотя все таки прогрессом. Однако сразу с данным Пуфендорф доказывал потребность сбережения крепостничества и княжеского абсолютизма.
В собственном учении о праве и государстве Пуфендорф исходит из представления о натуральном состоянии, которое вслед за Гоббсом позиционирует не как исторический прецедент, как методологическое подозрение, дозволяющее разъяснить суть и возникновение права и страны. Естественное состояние характеризуется волей и автономией индивидов. Человеческая природа противоречива. Она не порождает «войну всех против всех» (как считал Гоббс), хотя довольно эгоистична. Именно заключительнее (но не натуральное желание к общежитию, как считал Гроций) в критериях, как скоро не обеспечены природные права, порождает желание жителей нашей планеты слиться из-за своей выгоды и защищенности. В итоге появляются политическое сообщество и правительство.
Пуфендорф грубо говоря отклоняет теологическую теорию возникновения страны. Государство – продукт ответственной работы жителей нашей планеты, их решения слиться. В базе происхождения страны лежат 2 уговора: 1 – меж людьми о соединении и выборе формы правления, 2 – меж людьми и избранным ними правителем о повинности подданных покоряться власти и повинности правителя ухаживать о подданных. Второй уговор подразумевает сбережение у жителей нашей планеты каких-либо натуральных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), хотя не дозволяет противодействия власти. Пуфендорф заявлял, что гораздо лучшей формой правления считается полнейшая монархия. Правда, у нее есть некие дефекты, по его мнению, и желанно бы было, чтоб при монархе делался некий представительный орган. Дальше данного очень непрезентабельного просьбы Пуфендорф не следует, будучи уверен, что почти что нелимитированная власть монарха гарантирует основное – публичный порядок и защищенность подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием страны, получившего право наказывать их во фамилия совокупного блага.
Обосновывая при помощи мыслей естественно-правовой доктрине образовавшийся в германских территориях княжеский абсолютизм, Пуфендорф выгораживает и упрочившееся на тот момент крепостничество. Он заявлял, что крепостничество – эффект добровольного уговора меж гражданами и теми, кто не имел работы и средств существования, и, значит, выгодного им. Далее в германской политико-правовой идеи нарастало критическое отношение к имеющимся порядкам, полицейскому государству. Но оно было очень небольшим и вовсе не выходило за рамки либеральных пожеланий не разрешить посягательств на свободу вероисповедания, свободу убеждений. Либеральные просьбы и призрачные мечтания о отдаленном публичном эталоне кроме всего прочего оказались не более чем моментом в ситуации. На смену им следует консервативное толкование естественно-правовых мыслей, попытка принимать на вооружение их для апологии полицейского страны во время его расцвета.
Такая попытка была предпринята Христианом Вольфом (1679–1754 гг.). Как и его предшественники, он не был чужд современным идейным веяниям, представлениям о воле персоны как о норме натурального права. Однако фактические выводы Вольфа из данных теоретических представлений полностью подходили извинению полицейского страны, которое пробовали дать за правительство просвещенного абсолютизма.
Природа жителя нашей планеты, по Вольфу, характеризуется рвением к совершенствованию. Разум показывает путь к данному – делай благо и опасайся злобна. Таков моральный закон природы, сообразный рвению жителей нашей планеты к совершенствованию и души, и тела, и сообщества. Человек должен идти по стопам данному высоконравственному закону, в данном его право. Право, следовательно, выводится из высоконравственной прямой обязанности. Оно просит быть высоконравственным. «Нет права, – писал Вольф, – в отсутствии нравственности обещания, которое ему предшествует, в каком оно коренится и из которого оно проистекает. Есть врожденные человеческие права, так как есть врожденные человеческие повинности».
Среди форм страны – демократии, аристократии, монархии и смешанной формы – Вольф считает наилучшей монархию, так как, будет считать оно, монарх всегда представляет весь народ. С образованием страны люд ограничил собственную свободу для улучшения основополагающих его жителей нашей планеты. Во фамилия того же урезано и естественное равноправие жителей нашей планеты. Точно аналогично любой человек имеет возможность ограничить собственную свободу и дать себя в рабство. Отсюда встает власть 1 лиц (граждан) над иными (крепостными).
Законы страны – фактическая реализация природного закона. Они выделяют свободу, нужную для выполнения высоконравственных повинностей. Право – свобода поступков для выполнения прямых обязанностей. Рамки данной свободы ориентируются властью страны, властью просвещенного монарха, беспокоящегося о едином благе. Эта забота обязует его регламентировать все сферы человеческой работы – домашнюю и духовную, политическую и научную.
Для данного монарх обязан быть наделен безграничной властью в законодательстве, судебной области, назначении чиновничества, вопросах войны и мира. Чтобы очень принимать на вооружение собственную власть для единого блага, рассуждал Вольф, монарх обязан быть добрым, знать науку управления государством, обожать собственный люд и обрамлять себя мудрыми советчиками, не создавать произвол. Повиновение ему наверное безусловным, так как противодействие имеет возможность вернуть жителей нашей планеты в натуральное состояние.
Таковы главные адепты германской политико-правовой идеологии XVII–XVIIIвв.
Экономическая отсталость основной массы германских территорий, неразвитость политических взаимоотношений, реакционный режим полицейского страны дали почву тому, что они в гораздо лучшем случае делали отвлеченные теоретические системы, не имевшие шансов на реализацию, либо, как данное было у Вольфа, поддерживавшие мысли просвещенного абсолютизма. Не ненароком прусский повелитель Фридрих II писал Вольфу, что задача королей – осуществлять идеи философов.
Если в Англии, а позднее и во Франции естественно-правовая теория стала идейным орудием в борьбе против феодального абсолютизма, теоретической основой девизов буржуазных революций, то в Германии она перевоплотился в средство рационалистического объяснения существовавшего режима и полезного права со застенчивыми пожеланиями их улучшения во фамилия совместного блага.
Просветительские мысли вылились в основном в отвлеченные теоретические возведения и фактически приспосабливались к существующему политическому приспособлению. Конечно, освобождение государственно-правовой доктрины от теологической оболочки, восприятие мысли о государстве как едином благе, объяснение гиперссылками на натуральное право мыслей свободы персоны, вероисповедания, убеждений и гуманизма было выражением назревших необходимостей социального становления.
И все - таки повыше
допустимости пассивного противодействия имеющейся казенной власти и очень
умеренной критики режима полицейского страны германская политическая идею на
тот момент не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в
германских территориях в политической думы была замечена его апология.
Аналогично данному, гуманистические ожидания на улучшение совокупных критерий
жизни и законодательства связывались опять-таки с просвещенным монархом.
Список литературы
1. История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. – М., 1988.
2. МакКлоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? / Thesis. 1993.
3. Економічна історія України: Навчальний посібник / Уперенко М.О., Кузнєцов Е.А., Парієнко та ін
4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия., 2000
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З.М. Черниловского, 2000