Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Становление российского абсолютизма в 18 веке

Становление российского абсолютизма в 18 веке

Содержание

Введение

1. Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма

2. Век Екатерины II

3. Генезис и особенности русского самодержавия

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.

Власть самодержавная никогда не была чисто юридически созданной властью, ее генезис глубоко связан с историческим путем самой России, в котором она играла волевую, направляющую роль. Именно самодержавие явилось насадителем православия на некогда многобожно-языческой Руси, создало из междоусобствующих княжеских земель мощнейшую Русскую Империю, сплотило разрозненные славянские племена в единую русскую нацию, успешно охраняло на протяжении тысячи лет наш православный мир от внешних и внутренних посягательств на него, взрастило все, что современное общество называет наукой и культурой.

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы становления абсолютизма в России, ключевые этапы этого становления – правление Петра I и Екатерины II. В последнем разделе будут рассмотрены вопросы генезиса и особенностей самодержавной власти в России.


1.     Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма

С начала ХVIII в. Петр I взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приверженцы протестантизма. Жесткий характер Петра I закалился в борьбе за власть с царевной Софьей, личном участии в казнях ее сторонников, приверженцев устоев русской монархической государственности.

Более всего Петр преуспел в модернизации на европейский лад системы государственно-административного управления страной, осуществив ломку традиционных структур. Вместо Боярской думы был создан правительствующий Сенат (1711) как новый высший орган, комплектуемый царем. Сенат разрабатывал нормативные государственные акты, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. Система централизованного управления через приказы (на шведский манер) коллегиальным принципом рассмотрения дел. Было создано 12 коллегий. Ведущую в них роль, особенно в руководстве производством и торговлей, заняли иностранные специалисты.[1]

Петр I - создатель «служилого» государства. По указу «О единонаследии» (1714) земельные владения переходили старшему сыну дворянина. Остальные сыновья обязаны были нести военную или государственную службу и продвигаться по службе как чиновники в соответствии с «Табелем о рангах». Он содержал 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку.

В стране была проведена административная реформа. Вся территория разделялась на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. Во главе губерний стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, полицейская, финансовая власть. Во главе провинций и уездов были воеводы. Городским управлением стали ведать городовые магистраты.

Петр I осуществил военную реформу: переход к регулярной армии, формируемой рекрутскими наборами из крестьян.

Как и монархи европейских стран, Петр I направлял свою реформаторскую деятельность на установление неограниченной, самодержавной власти. Препятствием к этому царь усмотрел в традициях Православной Церкви. «Симфония властей» в Московской Руси основывалась не только на подчинении царя догматам церкви, но и светском подчинении ему служителей церкви как подданных.[2]

В католической Европе Римское папство стремилось главенствовать над монархами. Русское Православие этим Петру I не угрожало. Однако в стремлении к абсолютной власти он нанес серьезный удар по устоям Православия в России. После смерти в 1700 г. Патриарха нового по указанию царя не избрали. В 1721 г. Петр I создал государственную коллегию по управлению церковными делами - Святейший синод во главе с обер-прокурором. Так Русская Православная Церковь лишилась Патриаршества. Более того, царь издал негласный указ «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску», чем обязал священников шпионить за своей паствой под страхом каторги и лишения сана.[3] Подчинение церкви государству вело к разрушению Московской православной державности, подрыву духовных ее основ.

В руках царя сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. Россия получила большой разветвленный аппарат управления. Деятельность чиновников детально регулировалась разного рода регламентами и установлениями. В силу этого государство времен Петра I называют регулярным.

После победоносного завершения Северной войны Сенат удостоил Петра I чина адмирала, титулом «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского. [4]

Титул императора стал символом абсолютной единоличной власти монарха, опирающегося на государственно-бюрократический аппарат. Указом Петра I (1722) «О престолонаследии» разрушалась традиция, по которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну. Теперь же преемник назначался по желанию монарха, что после смерти Петра I стало основой дворцовых переворотов.

Реформаторская деятельность обусловила культурные перемены в российском обществе. В стране вводилось светское образование. Появились инженерные, медицинские, военные, ремесленные школы. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт.

Все реформы Петра по созданию регулярной армии и флота, по усилению его личной самодержавной власти, по развитию промышленности и торговли, по организации учебных заведений, Академии наук, книгопечатания и т.д. были направлены на усиление России, на создание сильного в экономическом и военном отношении государства. Петр проводил реформы насильственным путем, полагая, что все они необходимы не только государству, но и народу.

Все эти реформы привели к созданию сложного бюрократического аппарата. В стране установилась система централизованного дворянского управления во главе с царем, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, то есть абсолютная власть монарха. В духовном регламенте так и было записано: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает».[5]

В оценке деятельности Петра I даже крупнейшие историки придерживаются противоположных взглядов. Оправдывающий европеизацию России С.М. Соловьев сравнивал деятельность Петра I с «бурей, очищающей воздух». В.О. Ключевский говорил, что Петр I «правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек». Безусловно, однако, что правление Петра I - важная веха в истории России.[6]

Итоги преобразований

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

 

2. Век Екатерины II


Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов. Ряд историков называет вторую четверть – середину XVIII в. как эпоху «временщиков», при которой огромную роль играли фавориты. Некоторые историки определяют суть периода – это борьба русского дворянства с засильем иноземцев.

Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.

Как и сильные европейские монархи, Екатерина II следовала политике «просвещенного абсолютизма», заимствовав у французских философов-просветителей либеральную фразеологию о социальных функциях правителей и народа, об общественном договоре между ними, гражданском равенстве. Эти идеи она положила в основу своего «Наказа» для выработки нового Соборного уложения, общего закона, удовлетворяющего интересы всех подданных. Но, убедившись, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав, императрица ограничилась лишь закреплением их привилегий и прав богатых горожан.[7]

При Екатерине II завершилось упорядочение социальной структуры российского общества, которое было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. Дворянам царица «жаловала» исключительное право владеть землями с людьми, освобождение от обязательной службы, от уплаты личных податей, от телесных наказаний. На местах вводились дворянские объединения - губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие из своей среды предводителей дворянства. По «Жалованной грамоте городам» их жители делились по имущественному положению на разряды: именитых граждан, купцов трех гильдий, мещан (объединяли тех, кто занимался мелким промыслом, торговлей, ремеслом). Обладавшие цензом в 5 тыс. рублей избирали городскую думу (распорядительный орган), гласных (члены думы) и городского голову (исполнительная власть). Укрепляя самодержавие, Екатерина II ослабила Сенат, сделала его простым административным органом, лишенным законодательных прав. Была проведена реформа административного устройства. Расширено число губерний с 20 до 50. Во главе губернии стал генерал-губернатор. Он - представитель верховной власти на месте: «государев наместник», «оберегатель закона».[8]

Екатерина II вошла в историю с титулом «Великой императрицы». При ней Россия укрепилась, расширилась ее территория. Были присоединены западно-украинские, белорусские, литовские земли, Курляндия (в результате разделов Польши между Пруссией и Австрией). Войны с Турцией закончились присоединением к Российской империи Крыма, Северного Кавказа, Причерноморья.

После реформ Петра Великого модернизация по образцу Запада, или «вестернизация», стала постоянным фактором российской истории, и в данном случае «вестернизация» явственно проявлялась в характере требований дворянства. Главным требованием дворянства было освобождение от обязательной военной службы, и мотивация этого требования изложена в докладе Комиссии о вольности дворянства, созданной в 1763 году Екатериной II. Если будет подтверждено право дворян служить по своей воле, говорилось в докладе, то «тем уподобится российское дворянство всем просвещенным в Европе государствам»[9].

Таким образом, в основной своей части дворянская программа следовала идее модернизации по европейскому образцу; это была новая волна модернизации, связанная с победами Фридриха Великого. Век Екатерины II многие историки отмечают как золотой век для дворянства, получившего все права для усиления эксплуатации крестьянства, укрепления барщинной и оброчной системы феодально-крепостнического хозяйствования.

Выросли повинности государственных крестьян, работавших на мануфактурах. Ущемлялись права казаков. В «просвещенный век» Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Вторую половину XVIII в. отмечает резкое повышение социально-политической активности трудового населения: владельческих, монастырских, приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья. Своего апогея эта тенденция достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775).

Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России

В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:[10]

Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.

Задачи политики просвещенного абсолютизма

Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране

Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в России подготовило условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность реформ, истоки становления гражданского общества в России.

3. Генезис и особенности русского самодержавия


Русская государственность испокон веков строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской нации, духовной и физической, имевшей олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить во главу угла русской государственности безликий закон, потерпят неминуемый крах.

Нация настолько сроднилась с самодержавной властью, исторически настолько привыкла к ней, что национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной на других принципах. В связи с этим Н. А. Захаров писал: «Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить еще его и из сознания народного, так как сознание народное в своем право-образующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».[11]

Таким образом, в споре о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных демократов.

Принадлежащая Государю Императору власть верховна, самодержавна и имеет божественное освящение. Как писал профессор В. Д. Катков: «Нет в мире власти, кроме Престола Божия, которая могла бы привлечь Верховную власть русского Императора к отчету и ответственности за Его деяния по управлению страной».[12]

При этом Верховной Царская власть именуется, потому что она является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.

У Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, читаем: «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь».[13]

Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.

Принцип царского самодержавия

Самодержавие — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в древнерусской письменности задолго до официального принятия его как титула московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал, с одной стороны, преемство с византийскими василевсами, а с другой — подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.

Слово «сам» в древнерусской литературе, как утверждают некоторые исследователи (например, Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7), иногда понималось как держава, то есть власть или управление. Однако в корне «сам» заложено и другое значение — высшая степень чего-либо.

Слово «держава» означает власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет, и не может быть никакой другой равнодержавной власти».[14]

Таким образом, самодержавие есть владение Верховной властью в силу самостоятельного, независимого и неограниченного могущества. Такое понимание самодержавия уяснилось для русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?»; и в другом месте: «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи».[15]

Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти власть самодержцев, то есть юридических договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной власти другой, о – ничего подобного в истории формирования самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти самодержавных Государей — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами Божией милостью.

Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти

Закрепленная в русском государственном праве юридическая неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.

Неограниченность Верховной власти заключается в том, что никакая другая власть не имеет в государстве равенства с Верховной властью, никакая другая власть не имеет возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.

Различие между понятиями верховенства и неограниченности очень емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства». [16]

Важнейшим фактором единения является обязательное исповедание Русским Императором православной веры, веры русского народа, что дает самую сильную связь — религиозно-нравственную — между Царем и народом в России. «Государь, – писал профессор В. Д. Катков, – ограничен рамками Православной Церкви и ответственностью перед Богом».[17]

Самодержавие — нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния.

Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.

Заключение


XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу.

Список использованной литературы


1.                 Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – 331 с.

2.                 Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. - М.: Москва, 1999. 512 с. С. 241.

3.                 Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: РГГУ, 1999. 575 с.

4.                 Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с..

5.                 Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX в.: Курс лекций / Изд. 2-е, исправленное и дополненное М.: Изд-во МГУП, 1998. 214 с

6.                 Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. С. 412

7.                 Отечественная история: Учеб. пособие / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. - 223 с.

8.                 Смолин М.Б. Тайны русской империи. - М.: Вече, 2003. – 432 с.

9.                 Сорокин Ю.А. О понятии "АБСОЛЮТИЗМ" // «Исторический ежегодник». - 1996. – Омск: Омский государственный университет. – с. 4-16.

10.             Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб., 1993. - С. 95-96.

11.             Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М. Наука, 1974


[1] Отечественная история / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002.

[2] Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в.. Опыт целостного анализа. - М.: РГГУ, 1999. – с. 366.

[3] Там же.

[4] Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – С.89.

[5] Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX в.: Курс лекций / Изд. 2-е, исправленное и дополненное М.: Изд-во МГУП, 1998. 214 с.

[6] Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997

[7] Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. С. 412

[8] Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Новое лит. обозрение, 1999

[9] Троицкий С. М. Россия в XVIII веке. - М., 1982. С. 176,180

[10] Здесь и далее в этом разделе выводы по: Отечественная история / Под науч. ред. А. Г. Рогачева. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002.

[11] Смолин М.Б. Тайны русской империи. - М.: Вече, 2003. – С. 275.

[12] Там же. С.280

[13] Смолин М.Б. Тайны русской империи. - М.: Вече, 2003. – С.278.

[14] В кн.: Смолин М.Б. Тайны русской империи. - М.: Вече, 2003.

[15] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб., 1993. - С. 95-96.

[16] Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. - М.: Москва, 1999. - С. 241

[17] Сорокин Ю.А. О понятии "АБСОЛЮТИЗМ" // «Исторический ежегодник». - 1996. – Омск: Омский государственный университет. – с. 4-16



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена