Становление системы демократических стуктур Британии 17-19вв
План:
Введение 2
Семнадцатый век 2
Восемнадцатый век. 4
Политика и финансы 6
Вилкс и независимость. 9
Радикализм и потеря американских колоний. 11
Революция во Франции и наполеоновские войны 12
Девятнадцатый век 15
Реформа 16
Население и политика 17
Заключение 21
Литература 23
Введение
Британия является одной из наиболее демократичных стран и по сей день.
Строй Британии определяется как конституционная монархия, поэтому мне
показался интересным процесс ограничения власти монарха законным путем,
процесс осознания людьми необходимости иметь и бороться за свои права. Но
становление политического устройства неразрывно связано с социальной
стороной жизни, что очень часто и является причиной к изменениям в
структуре органов управления.
Семнадцатый век
В истории стран Западной Европы XVII век ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был кризис общественно-политических систем. В этих условиях английская буржуазная революция стала началом новой эпохи. Она провозгласила принципы нового, буржуазного общества.
В предреволюционной Англии сосуществовали одновременно два хозяйственных
уклада: феодальный и капиталистический. Англия быстрее, чем другие
европейские страны, продвигалась по капиталистическому пути. В английской
деревне в классовой форме происходили два процесса — обезземеливание
крестьянства и формирование класса капиталистических арендаторов.
Абсолютизм, тормозивший развитие капитализма, не мог решить проблему
рабочих мест для огромной массы ставших безработными крестьян. Деятельность
правительства сводилась к принятию законодательства против бродяг и нищих,
предусматривающего наказание и принуждение к труду, и созданию системы
«вспомоществования бедным». История промышленности и торговли Британии в
значительной степени творилась представителями нового дворянства. Джентри,
будучи дворянами по сословному положению, по хозяйственному укладу были
буржуа. Таким образом, в социальный конфликт были втянуты различные слои
населения.
Нарушилась былая гармония между короной и парламентом, а противоречия
между буржуазией и новым дворянством, с одной стороны, и феодальной
монархией, с другой, приняли форму конституционного конфликта между королем
и парламентом. Этот конфликт не прекращался в период всего правления
Стюартов и достиг апогея при Карле I в связи с подачей в 1628 парламентом
королю Петиции о праве. В документе указывалось, что нарушаются законы,
согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия
парламента, что не осуществляется защита частной собственности на землю от
покушения на нее со стороны королевских чиновников. Ссылаясь на великую
хартию вольностей, петиция напоминала, что ни один подданный не может быть
схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора.
Карл I был вынужден утвердить Петицию о праве, и она стала законом. Новое
столкновение между королем и парламентом произошло в 1629, когда Карл I
распустил парламент, и началось единоличное правление короля.
Годы беспарламентского правления (1629-1640) характеризовались полным
произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное
восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.
Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать (Короткий)
парламент, проработавший с апреля по май 1640. Палата общин приступила к
рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления.
Результатом стало заявление, что до проведения реформ, исключающих в
будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, плата не намерена
вотировать какие-либо субсидии королю. Парламент распускается, но в ноябре
1640 созывается новый (Долгий парламент), проработавший до 1653. Долгий
парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривавший созыв
парламента каждые три года независимо от воли короля; и акт, согласно
которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его
собственному решению. Парламент в 1641 принял Великую ремонстрацию, где
была изложена программа классов-союзников в революции. В Ремонстрации
выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их
власть над подданными, с этой целью предлагалось произвести полную
реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам
неприкосновенности собственности как движимой, так и не движимой,
отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении
суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность
впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и
беспарламентского правления. Все принятые Долгим парламентом документы
ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной
монархии.
После казни короля в 1649 парламент объявил Англию республикой. Палата
лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью.
Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи
входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными
силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней
политикой страны. В 1653 была введена конституция, получившая название
«орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля. Согласно
новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках
лорда-протектора и парламента, который был однопалатным. Участие в выборах
ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Исполнительная власть
вручалась лорду-протектору и Государственному совету. Назначение членов
совета зависело от лорда-протектора, который также командовал вооруженными
силами, назначал высших должностных лиц и осуществлял дипломатические
сношения с другими государствами. Конституция прямо объявляла пожизненно
лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.
«Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте
полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается
движение вспять — от республики к монархии.
Восемнадцатый век.
Задолго до конца восемнадцатого века Британия была такой же
могущественной как Франция. Это было следствием роста индустрии страны и
богатства этой новой торговой империи, часть которой была захвачена у
Франции. Теперь Британия имела самый сильный военно-морской флот в мире;
флот контролировал торговые пути и защищал их от врагов. Это была
намеренная политика правительства для создания торговой империи и для ее
защиты сильным военно-морским флотом. Это было сделано, благодаря
выбранному пути, по которому развивалось правительство в восемнадцатом
веке.
Королевские министры были реальными политиками и людьми, кто принимал решения. Власть принадлежала не группам, в которых состояли министры, а их сторонникам в Парламенте. Министры управляли страной, ставшей состоятельной, благодаря торговле. Это богатство, или капитал, сделали возможным совершение сельскохозяйственной и индустриальной революций, давших Британии огромное преимущество во всем мире.
Тем не менее, за это пришлось платить непомерную цену: пока немногие
богатели, другие теряли земли, дома и жизненный уклад. Целые семьи
сгонялись с земель — происходило огораживание. Люди становились рабочим
пролетариатом городов, что сделало возможным становление Британии, как
торговой и индустриальной империей в девятнадцатом веке. Развитие индустрии
повлекло быстрый рост таких городов, как Бирмингем, Глазго, Манчестер и
Ливерпуль.
Ничто из этого не случилось бы без огромной угрозы установившемуся порядку. Во Франции страдания бедных и власть торгующих классов привели к революции 1789 г. Британское правительство боялось опасных революционных идей, приходящих из Франции. Фактически Британия закончила столетие, сражаясь с Бонапартом и, в конце концов, разгромив его. Революция все еще была возможна, но Британия была в безопасности во многом из-за высокого уровня местного контроля правящих классов и частично, благодаря Методизму, новому религиозному течению, дававшему надежду и чувство собственного достоинства пролетариату. Методизм не затрагивал вопросы политической и социальной несправедливости, а касался только божественной сущности.
Политика и финансы
В 1714 г. умирает королева Анна и к власти приходит Георг. Власть
правительства возрастает, так как новый король говорил только на немецком и
не был сильно заинтересован в делах своего нового королевства. Среди
королевских министров был Роберт Волполь, который оставался политическим
лидером на протяжении двадцати лет. Он считается первым премьер министром
Британии.
Волполь пришел к власти, благодаря своей финансовой состоятельности. В конце семнадцатого века правительство было вынуждено заимствовать деньги, чтобы вести войну с Францией. В 1694 группа финансистов, одалживающих правительству, решили основать банк, правительство согласилось. Новый банк назвали «Банк Англии», который имел право выпускать деньги — печатать банкноты.
Люди хотели вкладывать деньги в торговые компании, занимающиеся бизнесом
в Вест-Индии, Ост-Индии или в другие новые развивающиеся районы. Из-за
возможности получения высокой прибыли акции компаний, занимающихся такой
деятельностью, дорожали. В 1720 Южно Морская Компания предложила оплатить
национальный долг правительства, если ей будет дана монополия на права
торговли в южных морях. Она «добывала» деньги, продавая акции, стоимость
которых быстро росла. Но когда уверенность акционеров в Южно Морской
Компании неожиданно упала, то же произошло и с ценами акций, и тысячи
инвесторов потеряли свои деньги. Роберт Волполь смог вернуть доверие
общественности. Он уверил, что нечто вроде «Южно Морского Пузыря» не
случится снова. Это был первый шаг в прививании компаниям ответственности
перед народом за деньги, заимствованные у них.
В других странах Европы монархи обладали абсолютной властью. Британия в
этом отличалась, и Волполь решил «держать» корону под твердым контролем
Парламента. Он знал, что с новой «немецкой» монархией это будет возможно
сделать.
Волполь искусно распространил идею о том, что правительственные министры должны работать вместе в маленьких группах, называемых «Кабинетом». Он ввел идею о том, что любой министр, который не согласен с Кабинетом, может уйти в отставку. Из этой основной идеи появилось достаточно важное правило британской политики: все члены Кабинета ответственны за политические решения. Он заверил, что власть короля должна быть ограничена конституцией.
Ограничения власти монарха были следующие: король не может быть
католиком; король не может удалять или менять законы; король зависит от
парламента в вопросах получения собственной прибыли и армии. Королю
разрешалось выбирать своих министров. Даже сегодня правительство Британии —
«Правительство Ее Величества». Но фактически министры в равной степени
принадлежат как парламенту, так и монарху.
Волполь хотел избежать войны и поднять налоги, с тем чтобы правительство могло вернуть все свои долги. Он обложил налогами предметы роскоши (чай, кофе и шоколад), все это покупалось богатыми, и привозилось в Британию из колоний. Чай стал национальным напитком к 1700, когда ежегодно импортировалось 50 000 кг. Волполь повысил доходы правительства, но это мало сказалось на национальном долге страны.
Важным политическим врагом Волполя был Вильям Пит Старший, позже Лорд
Чатхем. Чатхем хотел, чтобы Британия была экономически сильной, и был
согласен с Даниелем Дефо, который писал в 1728: "Торговля — богатство мира.
Торговля делает различия между бедным и богатым, между одной нацией и
другой». Но торговля также включает и соревнование. Чатхем изучил торговлю
и индустрию Франции и был уверен, что Британия обойдет Францию в гонке за
право быть империей внешней торговли.
В 1733 Франция создала союз с Испанией. Чатхем боялся, что этот альянс
даст торговое преимущество Франции над Британией, благодаря более свободным
торговым возможностям с Испанской Империей на юге Америки и Дальним
Востоком. Англия безуспешно пыталась развить торговлю с Испанской Империей
со времен Дрейка. Чатхем, будучи в составе правительства, решил сделать
Британский военно-морской флот сильнее, чем у любой другой державы, в том
числе и Франции. А также захватить, насколько будет возможным, торговые
посты Франции за границей.
Война с Францией началась в 1756. Британия уже была вовлечена в войну с
Францией (1743-1748) за осуществление контроля над Австрийской Империей.
Чатхем оставил Британского союзника, Пруссию, для сражений в Европе. Он
направил усилия Британии на разрушение торговли Франции. Флот останавливал
Французские корабли, входившие и покидавшие ее порты.
Война против Французской торговли развернулась по всему миру. В Канаде,
британцы захватили Квебек в 1759 и в следующем году — Монреаль. Это дало
Британии контроль над импортной торговлей рыбы, мехов и древесины. Тем
временем Французский флот был разбит в битве около побережья Испании. В
Индии, армия Британской Ост-Индской компании разгромила Французскую армию в
Бенгеле и на юге, около Мадраса, разрушив торговые интересы Франции.
Британия, в конечном счете, стала контролировать большую часть Индии,
покоряя или заключая договор с индийскими принцами. Многие британцы начали
ездить в Индию для приобретения богатства, но уважения к индийцам или их
культуре они не проявляли. Поэтому, пока Индия становилась «сокровищем в
короне» Британских зарубежных завоеваний, Британско-Индийские отношения
медленно угасали.
В 1763 г. заключается мир с Францией, так как новый король Георг III,
пришедший к власти в 1760, не желает продолжать дорогостоящую войну.
Британия выходит, не согласовывая с Пруссией, которая остается одна воевать
с Францией.
К концу столетия Британская международная торговля возросла. Острова
Вест-Индия стали наиболее выгодной частью новой Британской империи.
Британские ножи, мечи и ткани обменивались в Восточной Африке на рабов.
Затем рабов отвозили в Вест-Индию, откуда возвращались корабли с сахаром,
выращенным рабами. Британские колонии были важным рынком, на котором
продавались производимые ими товары, с восемнадцатого века и до конца
империи в двадцатом.
Вилкс и независимость.
Георг III был первым из династии Ганноверов, кто родился в Британии. В отличие от своего отца и деда, он не был заинтересован в Ганновере. Он хотел активно участвовать в управлении Британии и быть свободным в выборе министров. Поскольку он работал с небольшой группой аристократов, из которой выбирались министры, и кто контролировал парламент, казалось, что это будет нетрудно.
Парламент все еще представлялся небольшим количеством людей. В
восемнадцатом веке владельцы домов с определенным доходом имели право
голоса. Это основывалось на владении землей, стоимостью 40 шиллингов
ежегодно, в графстве, но эта сумма варьировалась из города в город. В
результате, к середине столетия население Британии составляло почти восемь
миллионов, а имеющих право голоса было меньше, чем 250 000, из них 160 000
сельских жителей и 85 000 городского населения. Только в 55 небольших
городах из 200 было всего более 500 голосующих. Остальные контролировались
небольшим количеством очень богатых владельцев собственности, иногда
действовавших вместе как «корпорация городского населения». Каждое графство
и небольшой город посылал двух представителей в парламент. Это значит, что
выборы могли совершаться между двумя властными группами людей в каждом
«избирательном округе», выбранный представитель каждой группы посылался в
парламент.
Для богатых и властных людей, как в маленьком городе, так и в графстве, было несложно убедиться, что человек, которого они хотели, выбран в парламент. В сельской местности большинство обычных землевладельцев также держали земли как арендаторы. Голосование не было закрытым, поэтому арендаторы не голосовали против хозяев их земли, если не хотели ее потерять. Других голосующих запугиванием заставляли голосовать за «нужного человека», или убеждали с помощью денежного подарка. Таким образом, более сильные аристократы могли контролировать тех, кто сидит в парламенте, и убеждались в том, что члены парламента делают то, что им нужно. Политика была делом только маленькой группы мелкопоместного дворянства, имеющей близкие связи с политической аристократией. Парламент тех дней нельзя назвать демократичным.
Однако, один из членов парламента, Джон Вилкс, видел это в другом свете.
Вилкс был либералом, и не одобрял новое правительство Георга III. В
отличие от других членов парламента, Вилкс полагал, что политика должна
быть открыта всем для свободного обсуждения. Свободные речи, думал он, были
основным правом каждого. Когда Георг III заключил мир с Францией в 1763 без
согласования со своим союзником Фредериком, Вилкс жестко критиковал
правительство в своей газете, «шотландец». Статья чрезвычайно разозлила
короля и правительство. Они не желали принимать свободные речи такого
характера. Вилкс был арестован и заключен в Тауэр, все его статьи были
конфискованы.
Вилкс защищался в суде. Правительство заявило, что арестовало Вилкса
«ради государственной необходимости». Судья отклонил этот аргумент, сказав
«публичная политика не предмет для спора в суде». Вилкс выиграл это дело и
был освобожден. Его победа основала принципы огромной важности: свобода
одного человека гораздо важнее интересов государства, и что никто не может
быть арестован без должной причины. Правительство не могло выбирать
человека для ареста. Действия правительства были ограничены законом. Победа
Вилкса разозлила короля, но зато сделала его самым популярным человеком в
городе.
Правящий класс не привык принимать во внимание интересы простого народа.
Между 1750 и 1770 число газет увеличилось. Их читало огромное количество
образованных людей, не имеющих права голоса, но заинтересованных событиями,
происходящими вокруг них. В основном это были клерки, квалифицированные
рабочие и торговцы. Улучшения качества дорог, значило, что газета,
отпечатанная в Лондоне, может быть перепечатана в Ливерпуле.
Газеты, в свою очередь, увеличили число политических дискуссий. Даже
рабочие читали газеты и обсуждали политику и королевскую семью.
«Разговорные» клубы собирались в различных городах для обсуждения вопросов,
например, «На каких условиях человек наиболее свободен?», или является ли
тайное голосование необходимым условием для политической свободы. Тот факт,
что обыкновенные люди, не игравшие никакой роли в политике, задавали и
обсуждали такие вопросы, объясняет популярность Джона Вилкса. Его борьба
показала, что общественное мнение стало новой и действующей силой на
политику.
Победа Вилкса была важным фактором, показавшим, что парламент не
представлен обычными людьми и что их личная свобода не была гарантирована.
В результате его победы люди начали организовывать политическую
деятельность вне парламента, для получения основных прав. Политики больше
не были монополистами дворянства, владеющего землей. Газетам разрешалось
посылать своих репортеров слушать и писать о парламентских дебатах. Настала
эра общественного мнения.
Радикализм и потеря американских колоний.
В 1764 разгорелся серьезный спор по поводу налогообложения Британией ее
колоний в Америке. Это был великолепный пример свободы, за которую боролся
Вилкс. Британское правительство продолжало считать колонии своими
поданными. В 1700 было только 200 000 колонистов, а к 1770 уже 2,5
миллиона. Нужно было очень аккуратно обращаться с таким огромным
количеством.
Некоторые американские колонисты считали, что незаконно облагать их
налогом без их на то согласия. Политические мнения в Британии разделились.
Одни считали, что налог оправдывает себя, потому что эти деньги пойдут на
защиту американских колоний от французских атак. Но несколько значительных
политиков, включая Вилкса и Чатхема, соглашались с колонистами, что не
должно быть налогообложения без представительства в парламенте.
В 1773 группа колонистов в порту Бостона предпочли выкинуть за борт груз
с чаем, чем платить на него налог. Это событие вошло в историю как
«Бостонское чаепитие». Британское правительство ответило на это закрытием
порта. Но колонисты решили предотвратить доставку британских товаров в
Америку, пока не откроется порт. Это было восстание, и правительство решило
подавить его силой. Так началась Американская война за независимость.
Война в Америке длилась 1775 до 1783. Правительство не уважало политику колонистов, и Британская армия относилась без уважения к их боевой способности. В результате Британское правительство потерпело роковое поражение. Оно потеряло все, за исключением Канады.
Многие Британские политики открыто поддерживали колонистов. Они назывались «радикалами». Впервые британские политики поддерживали права королевских подданных за границей, чтобы защитить себя и отстаивать свои права перед королем. Война в Америке дала силу новым идеям демократии и независимости.
Двумя главенствующими радикалами были Эдмунд Берк и Том Пейн. Пейн
первый предложил, чтобы Американские колонии стали независимыми от
Британии. Берк, приверженец как радикальных, так и консервативных взглядов,
доказывал, что король и его советники стали слишком влиятельными, и что
парламенту нужно вернуть надлежащий контроль над политикой.
Революция во Франции и наполеоновские войны
Соседи Франции едва понимали, что революция 1789 может быть опасна для них. Военная сила и власть короля ничего не могли сделать против революционных идей.
В Англии буржуазия и дворянство действовали вместе на протяжении нескольких веков в Палате Общин и стали самым сильным классом в Британии в семнадцатом веке. Они не симпатизировали французским революционерам и боялись опасности «пробуждения» рабочего класса. Они видели революционную угрозу в сельских местностях, где происходило огораживание, и в городах, где лишенные земли люди искали работу. Они также видели политическую опасность, которая могла появиться из-за роста численности населения.
Некоторые радикалы симпатизировали французским революционерам и
требовали реформ в Британии. В других странах такую симпатию рассматривали
как атаку на аристократию. Но в Англии дворянство и буржуазия чувствовали,
что их атакуют, а радикалы обвинялись в том, что они навлекают на Британию
опасность. Толпы консерваторов осаждали дома радикалов в Бирмингеме и
других городах. Партия Вигов раскололась. Многие боялись «якобинизма», так
называли поддержку революционеров, и присоединились к Вильяму Питу Младшему
(сыну лорда Чатхема), а ожидавшие реформ остались с лидером радикалов —
Чарльзом Джеймсом Фоксом. Несмотря на небольшой размер, партия Фокса
сформировала связь с Вигами в восемнадцатом веке и с либералами в
девятнадцатом.
Но не все радикалы приветствовали французских революционеров. Эдмунд
Берк во многом был консерватором, несмотря на поддержку американских
колонистов в 1776. Теперь он спорил с другими радикалами и написал книгу
«Раздумья над французской революцией», ставшей популярной. Берк боялся, что
порядок, установившийся в Европе, рухнет. Том Пейн, также поддерживавший
колонистов, написал в ответ «Права человека», где отстаивает права обычных
людей перед властью монархии и аристократии. Идеи этой книги считались
столь опасными, что Пейну пришлось бежать во Францию, в Британию он больше
не вернулся. Сама по себе книга оставалась значительным трудом по вопросу
политической свободы.
Эти вопросы обсуждались средним классом и дворянством. К рабочему классу вряд ли прислушивались, но нужно заметить, что первая политическая организация рабочего класса появилась именно в это время. Просуществовала она недолго — в 1798 правительство закрыло ее, ответвления партии остались в Лондоне, Норидже, Шеффилде, Ноттингеме.
Французская революция сеяла страх по всей Европе. Британское
правительство было так напугано, что революция может совершиться и в
Британии, что взяло пор стражу всех радикальных лидеров. Также оно боялось,
что эти идеи проникнут и в армию. До этого солдаты жили в частных домах, но
теперь правительство построило армейские лагеря, где военные жили отдельно
от простых людей. Правительство также свело вместе уланов и дворянство,
поддерживающих правящую элиту, и тренировало их как солдат. Правительство
заявило, что эти силы территориальной армии сформированы для защиты от
возможного нападения французов. Это могло быть правдой, если бы они не
использовались для предотвращения восстаний бедных и недовольных.
Благодаря островному расположению, Британия менее всех была в опасности,
и в результате позже других европейских стран вступила в войну с
Французской республикой. Но в 1793 после захвата Францией Нидерландов, и
Бельгии Британия начала войну. Одна за другой европейские страны
завоевывались Наполеоном и вступали с ним в союз. Многие страны пали под
Наполеоновским напором.
Британия решила воевать с Францией на море, потому как имела более
сильный флот и ее выживание зависело от контроля торговыми путями.
Британская политика заключалась в предотвращении свободного входа и выхода
французских кораблей, включая флот, из портов. Командующий Британской
флотилией, адмирал Горацио Нельсон, блестяще победил вражеский флот около
побережья Египта, у Копенгагена и близ Испании, у Трафальгара в 1805, где
он разбил Франко-Испанскую флотилию. Нельсон стал одним из великих
национальных героев Британии. Его слова, обращенные к флотилии перед
сражением: «Англия ждет, что каждый будет выполнять свой долг», — остались
напоминанием патриотического долга во времена национальной опасности.
В 1805 британская армия высадилась в Португалии для битвы с французами.
Эта армия, с португальскими и испанскими союзниками, была под командованием
Веллингтона. В Европе почти каждый верил, что французская армия и ее
генералы, лучшие в мире. Веллингтон был одним из немногих, кто так не
считал. «Я не боюсь их, — писал он. — Я считаю, что европейские армии будут
более чем на половину разбиты уже перед началом битвы. По крайней мере, я
не боюсь заранее. Как Нельсон он сразу показал себя прекрасным полководцем.
После нескольких побед над французами в Испании он вторгся во Францию.
Наполеон, ослабленный роковым вторжением в Россию, сдался в 1814. Но на
следующий год ему удалось бежать и быстро сформировать армию во Франции.
Веллингтон, пользуясь поддержкой Пруссии, окончательно разгромил Наполеона
в битве при Ватерлоо в Бельгии в июне 1815.
Девятнадцатый век
До 1850, Британия сама для себя представляла большую опасность, чем иностранные государства. Наполеонские войны повернули умы нации от революционных мыслей к необходимости разгромления Франции. Войны также спрятали социальные последствия индустриальной революции. Британия продавала ткань, оружие и другие вещи первой необходимости для обеспечения необходимым, как своей армии, так и союзников. В то же время импортировалось зерно для населения и армии.
Все изменилось с заключением мира в 1815. Пропала надобность в фабричных
товарах, многие потеряли работу. Безработица усугубилась тем, что 300 000
военных из армии и флота теперь искали работу. В то же время прибыль
фермеров пострадала из-за дешевого импортируемого зерна. Фермеры убеждали
правительство представить законы, защищающие местное зерно и цену на него.
Цена на хлеб росла очень быстро, что вело к всеобщему росту цен. Цены
возросли в два раза, а зарплата осталась прежней. Число занимающихся
сельским хозяйством сократилось.
Новый закон в 1834 должен был улучшить помощь нуждающимся. Но правительство в центрах не обеспечивало людей необходимыми деньгами. Только те, кто практически жил в работных домах, хоть что-то получали. Но этих домов боялись и ненавидели их. Условия работы были невыносимыми, еды едва хватало, чтобы не умереть, работать приходилось с раннего утра до позднего вечера, семьи были разделены. Чтобы избежать работных домов люди искали лучшей жизни в городах.
За первые тридцать лет девятнадцатого века население Бирмингема и
Шеффилда выросло в два раза. Главные города были на северо-западе Англии,
где располагалась новая хлопковая индустрия. Но Лондон оставался самым
большим, в 1820 его население составляло 1,25 миллионов из 15 миллионов
всей страны.
Реформа
Виги понимали лучше консерваторов, что необходима реформа закона для улучшения социальных условий. Как консерваторы они боялись революции, но верили, что этого можно избежать посредством реформы. На самом деле идея реформы, чтобы сделать парламентскую систему законной, началась в восемнадцатом веке. Началась она ранними радикалами, продолжилась Войной за независимость и французской революцией.
Консерваторы считали, что парламент должен представлять «собственность» и владельцев собственности, (идея, которая ассоциируется с сегодняшней партией консерваторов). Радикалы считали, что парламент должен представлять людей. Виги оставались в середине, ожидая перемен.
Консерваторы надеялись, что палата Лордов защитит интересы владельцев
собственности. Когда палата Общин согласилась на реформу в 1830, она была
отклонена Лордами. Но на следующий год влияние консерваторов упало, и Лорд
Грей сформировал правительство Вигов. Грей, как и радикалы, ожидал в 1792
реформы. В 1832 Лорды приняли реформу избирательной системы (Reform Bill),
но больше потому, что были напуганы восстаниями, а не потому, что принимали
саму идею. Они боялись крушения политического и гражданского порядка, что
могло привести к революции.
На первый взгляд Билль кажется сам по себе политической революцией.
Число шотландских голосующих возросло с 5000 до 65000. Сорок один
английский город, включая Манчестер, Бирмингем, Бредфорд, были представлены
в парламенте в самый первый раз. Но существовали и ограничения. Общее число
голосующих увеличилось только на 51%. 349 избирателей маленького Букингема
имели столько же представителей членов парламента, сколько 4.192 избирателя
в Лидсе. Англия с 54% населением Британии продолжала, как и раньше иметь
70% членов парламента. Как бы то ни было, Билль 1832 стал политическим
признанием, что Британия стала урбанизированным обществом.
Население и политика
В 1851 в первый раз была проведена официальная перепись населения. Она
показала, что нация была не столь религиозна, как считалось. Только 60%
населения посещали церковь, 5,2 миллиона называли себя англиканами, по
сравнению с 4,5 миллионами диссидентов, и почти полумиллионом католиков.
Изменения в законе в 1828 и 1829 впервые с семнадцатого века сделали
возможным для католиков и диссидентов поступление на правительственную
службу и в парламент. На практике же сделать это было трудно. Союз
консерваторов с англиканами едва мог сдерживать их. Но диссиденты
поддерживали либералов, более реформистскую партию. Фактически консерваторы
занимали посты менее пяти лет с 1846 по 1874.
В 1846, когда сэр Роберт Пиль ушел от власти, очертания британской политики оставались неясными. Пиль был консерватором, и многие из них чувствовали, что его отмена закона о торговле зерном была предательством консерваторских идей. Пиль уже стал непопулярным, поддерживая право католиков на вступление в парламент в 1829. Но Пиль был истинным представителем политиков того времени. Как и другие, он действовал независимо, несмотря на членство в партии. Одной из причин этого был ряд кризисов в британской политике после 1815. Тем, кто находился у власти приходилось делать то, что они сами бы не сделали, для избежания опасных политиков, экономических или социальных ситуаций. Таким был и Пиль. Он не жалел видеть католиков в парламенте, но был вынужден пустить их туда. Он не хотел отменять закон о зерне, потому что он удовлетворял сельскохозяйственным интересам партии, но пришлось принять, потому что сила производственного среднего класса росла быстрее, чем консервативного дворянства, владеющего землей.
Действия Пиля были основаниями для растущего одобрения консерваторами и
Вигами того, что экономика нуждается в свободной торговле и необходимости
проведения социальных и политических реформ для предоставления среднему
классу возможности богатеть и расширяться. Это значило разрешение более
свободного и открытого общества со всеми угрозами, которые оно могло
принести. Это также значило поощрение свободного общества в странах, с
которыми Британия надеялась торговать. Это был либерализм и Виги, желавшие
продвинуть эти идеи, стали известны как либералы.
Некоторые консерваторы продолжали либеральную политику. В 1823,
например, лорд Каннинг использовал флот, чтобы предотвратить отправление
войск Испании в колонии в Южную Америку. Британцы были рады видеть
преуспевающее либеральное движение, возглавляемое Симоном Боливаром.
Частично по экономическим причинам. Испания сопротивлялась торговле
Британии с испанскими колониями еще со времен Дрейка.
Каннинг отвечал за помощь Греции в ее борьбе за независимость от
Турецкой империи. Частично он делал это для удовлетворения романтического
либерализма в Британии, который поддерживал греческую свободу во многом из-
за влияния лорда Байрона, посетившего Грецию. Но Каннинг знал, что Россия
может использовать любую возможность, чтобы взять контроль над Грецией в
свои руки. Каннинг правильно рассудил, что независимая Греция будет более
эффективной проверкой для русской экспансии.
С 1846 по 1865 самой важной политической фигурой был лорд Палмерстон,
описанный одним историком как «самый характерный викторианский
государственный деятель». Он был либералом, но, как и Пиль часто шел против
идей и ценностей партии. Палмерстон был известен своим либерализмом во
внешней политике. Он был глубоко убежден, что деспотичные государства не
поощряют свободную торговлю, он открыто поддерживал европейских либералов и
движения за независимость. В 1859-60, например, Палмерстон успешно
содействовал итальянскому независимому движению против австрийских и
французских интересов. Внутри Британии Палмерстон был хорошим дельцом,
нежели либералом, и не содействовал дальнейшим политическим реформам. Что
не было удивительно, с тех пор как он стал консерватором под началом
Каннинга и присоединился к Вигам во время реформы избирательной системы в
1832. Не было удивительным и то, что либеральному лорду Палмерстону
предложили вступить в консервативное правительство в 1852.
После смерти Палмерстона в 1865 развивалась более строгая двухпартийная
система, требующая большей верности от членов. Две партии консерваторы и
либералы развили сильную партийную организацию и порядок. Произошла
перемена в типе людей, становившимися политическими лидерами. Это было
результатом реформы 1832, после которой многие имели право голоса.
Голосующие выбирали различных членов парламента, людей больше из
купеческого, чем из землевладельческого класса.
Гледстоун, новый лидер либералов, был владельцем фабрики. Он также
начинал политическую карьеру с консерваторов. Наиболее удивительно было то,
что новый лидер консерваторов еврейского происхождения был Бенджамин
Дисраели. В 1860 впервые евреям дали такие же права, что и другим
гражданам. Дисраели возглавил атаку консерваторов на Пиля и сверг его
правительство. В то время Дисраели решительно поддерживал интересы
дворянства, владеющего землей. Двадцать лет спустя Дисраели изменил точку
зрения консервативной партии, постепенно увеличивая поддержку партии среди
среднего класса. С 1881 консервативная партия, как правило, оставалась
сильнейшей.
Многое из того, что мы видим сегодня в качестве государства, было
основано в 1860-е и 1870-е годы. Между 1867- 1884 число имеющих право
голоса возросло с 20 до 60 процентов в городах, и до 70 процентов в
сельской местности, включая рабочий класс. Одним из незамедлительных
эффектов был быстрый рост партийных организаций, с комитетами в каждом
городе, которые были способны управлять на местах. В 1873 в первый раз
проводилось тайное голосование, позволяющее простому народу голосовать без
страха по своему выбору. Все это, а также рост газетной индустрии укрепили
важность общественного мнения. Быстро развивалась демократия. Появилась
национальная политическая модель. Англия, особенно на юге, была более
консервативна, в то время как Шотландия, Ирландия, Уэльс и север Англии
выглядели более радикальными. Количество членов в Палате Общин увеличилось
до 650, а Палата Лордов потеряла свою влиятельную позицию, которую имела в
восемнадцатом и раннем девятнадцатом веках. Теперь она больше не
формировала политику, но пыталась предотвратить реформы, проходившие через
Палату Общин.
Демократия развивалась и вне парламента. В 1844 хартисты и члены профсоюза основали «Совместное движение». Его целью было самопомощь, через сети магазинов, продающих товары по справедливой и низкой цене и делящих прибыль между членами. Что было очень удачным, с 150 кооперативными магазинами к 1851 на севере Англии и Шотландии. К 1889 в движении состояло более 800000 членов. Кооперативная самопомощь была действенным путем, посредствам которого рабочий класс достигал самоуверенности, не смотря на слабые позиции.
После 1850 число профсоюзов увеличилось, основываясь на отдельных типах квалифицированного труда. В отличие от борьбы европейских рабочих, английские профсоюзы старались достичь своих целей путем парламентской демократии. В 1868 первый конгресс членов профсоюзов собрался в Манчестере, где был представлен 118000 членами. На следующий год Конгресс тред-юнионов основал парламентский комитет с целью иметь представителя в парламенте. Это желание работать внутри парламента, а не вне его, привело тред-юнионов к близкому сотрудничеству с радикалами и реформистами-либералами. Даже консервативная партия пыталась привлечь поддержку рабочих. Но были свои пределы сотрудничества с либералами и консерваторами. Была одна причина поощрения «дружественных» обществ для мирной выгоды рабочих. И совершенно другая для поощрения союзов устраивать забастовки. На протяжении 1870-х годов зарплаты были снижены на многих фабриках, и это привело к большему количеству забастовок, чем Британия видела до этого. Смешивание тред- юнионской борьбы рабочих и желания демократично работать в парламенте привело, в конечном счете, к основанию лейбористской партии.
В течение того же периода был заложен механизм современного правительства. В продолжение 1850-х годов появилась постоянная гражданская служба для выполнения работы правительства, и гражданские служители внимательно отбирались после сдачи экзамена. Такая система существует и сейчас. Армия также была реорганизована, и с 1870 офицеры больше не могли покупать чины. Администрация закона была также реформирована. Местное самоуправление в городах и графствах было преобразовано, чтобы обеспечить лучшее управление и должное обслуживание людям. В 1867 сделан первый шаг к свободному и полному обучению для детей. Фактически, социальные улучшения и политические реформы действовали друг на друга на протяжении столетия, чтобы изменить облик нации до не узнаваемости.
Заключение
Реформы, проходившие в Великобритании на протяжении 17-19 веков,
зародили совершенно новую и свободную нацию. Любой человек может подать в
суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои
законные права и получить компенсацию за причиненный ущерб. Но для России
такие права и принципы чужды, во многом из-за особого менталитета,
складывавшегося на протяжении нескольких веков, поэтому ломка устоявшихся
принципов невозможна в России за столь короткое время (три столетия). У
России свой, особый путь развития, пойти который она должна сама, не глядя
на то, как это делалось в западных или восточных странах.
Литература
1. История государства и права зарубежных стран. Ч.2. М., 1991
2. История буржуазного государства и права. Ливанцев К.Е. Л., 1986
3. History of Britain. David McDowall. Longman 2000