Существовали ли сословия в России?
Аналитическая работа по Истории Отечества.
Тема:
Какие изменения произошли в социальной стрyктyре российского общества в 17- 18вв.? Назовите основные сословия и какими докyментами регламентировалось их социальное положение?
Выполнил : Корнилов О.
Содержание:
1. Cуществовали ли сословия в России?;
2. Cословия, их стратификация;
3. Итоги от бессословного общества к сословному.
Существовали ли сословия в России?
В дореволюционной российской историографии было высказано несколько точек зрения на социальный строй в России, некоторые из которых отличались друг от друга акцентами, деталями. Абстрагируясь от нюансов, пусть важных, их можно свести к двум концепциям. Согласно первой к 18в. Естественным и органическим путём, в ходе социального, политического и экономического развития страны сформировался сословный строй. Государство содействовало формированию сословий ровно настолько, насколько это требовалось в ходе объективного развития событий. Жалованные грамоты дворянств и городам 1785г. Подвели юридический итог в этом закономерном процесс. Вторая концепция отличалась от первой тем, что считала сословный строй в России хрупкой, недолговечной и искусственной структурой, созданной в результате попыток государства «привить к русской жизни начала западноевропейские, чуждые русской истории». Как видим, сторонники данной точки зрения также не отрицают того, что в течение большей части императорского периода в России существовали сословия, пусть и искусственно созданные.
В советской историографии сословия трактовались, как «социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде сословия характеризовались наследственностью, относительной замкнутостью, осознавали свое единство, закрепленное в общегосударственном масштабе».
В новейшей американской историографии высказано несколько мнений о социальном строе российского общества императорского периода. М.Конфино полагает, что сословий в России никогда не существовало, а общество делилось на многочисленные социальные группы. Большинство западных историков в понимании сословного строя склоняются к одному из вариантов государственной школы, полагая, что сословия были созданы государственной властью в России в течение 18в., получили первое законодательное оформление жалованными грамотами дворянству и городам в 1785г.
Таким образом, за исключением Конфино, исследователи различных, методологических ориентаций признают в России в 18 веке, сословного строя, хотя многие говорят о его искусственности и принципиальном отличии от западноевропейской модели. Поэтому, а также и в силу того, что русское законодательство признавало существование сословий, а массовое сознание принимало сословную парадигму, анализ социальной структуры целесообразно проводить именно в сословном разрезе, но сначала нужно ответить на следующий вопрос: насколько русская модель сословности соответствовала западноевропейской модели?
Если применить критерии западноевропейского сословия к социальным группам России первой половины 17в., то окажется, что в России в это время еще не существовало сословий. Во-первых, хотя различные группы населения отличались своим социальным статусом, но это различие было скорее фактическим, чем юридическим. Во-вторых, социальные группы различались не столько по правам, сколько обязанностями в отношении к государству: одни служили ему лично, другие платили налоги и несли повинности, или тягло, третьи не несли ни государственной службы, ни государственного тягла. Соответственно этому общество разделилось на три состояния:
1. служилые люди, или чины служилые;
2. тяглые люди, или чины земские, или жилецкие люди;
3. нетяглые люди. Они в свою очередь подразделяются на несколько разрядов, соединявших служилых и тяглых людей неуловимыми переходами.
Служилые люди не образовывали сословия. Между ними не существовало сословного равенства и корпоративного единства: они объединялись в многочисленные служебные разряды, мало между собой связанные; даже между членами одного разряда постоянно существовали споры о служебном старшинстве, что не совместимо с сословным строем. Принадлежность к служилым людям определялось нахождением на придворной, военной или гражданской службе, а не наличием потомственных прав. Наличие привилегий определялось службой, если человек оставлял службу, он терял и привилегии. До середины 17 в. Служилыми людьми могли стать как нетяглые люди (холопы), так и представители тяглых людей ( крестьяне, посадские люди и др.). Культурные стандарты были едиными для всех социальных групп, включая и высший «чин» боярство.
Тяглые люди также не образовывали сословия. Два главных признака тяглого состояния – уплата государственных налогов и выполнение повинностей и прикрепление к государственной и посадской общине - не являлись признаками сословия. Посадские люди – тяглое население каждого города – составляли тяглую общину на тех же основаниях, как и крестьянство в волости: прикрепление к месту жительства, общинное владение землей, круговая порука в уплате налогов и несении повинностей, выборное самоуправление. Между крестьянами и посадскими не было различий в правах и обязанностях, и даже сам город не являлся отдельной административной единицей. Переходы из одного разряда тяглого населения в другой были широко распространены и зависели от перемен в имущественной состоятельности и занятиях человека.
Еще менее единства имелось среди представителей нетяглых людей, так как они включали вольных, или гулящих, людей, бывших лично свободными, и холопов, находившихся в личной зависимости.
Таким образом, Московское государство являлось государством бесклассовым и бессословным, т.к. существовавшие в то время социальные группы не подходили к выше сформулированным признакам класса и сословия. Обязанности в отношении к государству, большая или меньшая имущественная состоятельность, виды имущества и занятия были наиболее важными отличительными признаками различных разрядов служилых, тяглых и нетяглых людей но, как это ни парадоксально, они участвовали в работе представительного учреждения, что применительно к 17 в., всегда рассматривается историками как важнейший признак сословия. Социальные группы приобретали и другие признаки сословия: наследственность социального статуса; различия в правах, хотя только фактическое; наличие корпоративной организации (например, общины у тяглых людей); самоуправление. С начала 17 в. наметилась тенденция к консолидации социальных групп в сословия. В актах и грамотах, принятых на земских соборах 17 в., обычно указывались те «чины», которые присутствовали на заседаниях и подавали свое мнение. Перечень 6-8 чинов в порядке ступней иерархической лестницы переходил с небольшими вариациями из одного акта в другой, приобретая характер эталона. Иногда эти чины сводились в устойчивость номенклатуры чинов может свидетельствовать о перерастании « чиновного» строя в сословный. Однако постоянная дробность этих групп говорит о том, что процесс консолидации социальных групп в сословия в середине 17в. был весьма далек от завершения.
Уложение 1649г. являлось важным рубежом в развитии сословного строя в России. Если до этого времени отдельные социальные группы различались преимущественно обязанностями, то теперь – также закрепленными в законе правами. Уложение представило им преимущества, или привилегии, в постоянное и наследственное обладание с целью закрепить за ними постоянные государственные обязанности и постоянное место жительства. Личное землевладение стало исключительным правом всех служилых людей, владение крепостными – правом только потомственных служилых людей (служилых по отечеству). Духовенство получило исключительное право на религиозную деятельность. Посадским было присвоено исключительное право на занятие торговлей, ремеслом и промышленностью в черте города, а земледельческий труд стал правом крестьянского населения, хотя и неисключительным правом, т.к. посадским не запрещалось заниматься сельским хозяйством. Права, полученные в 17 в., отдельными социальными группами, стали в 18в. важным фактором превращения их в сословия.
Вторым фактором, способствовавшим развитию сословного строя, послужило понятие чиновной чести. Человек при нанесении ему оскорбления действием или словом, что называлось бесчестьем, имел право на материальную компенсацию соответственно его чину или на выдачу оскорбителя головой, т.е. на милость оскорбленного.
Третьим фактором развития сословности служило ограничение социальной мобильности, наследственное прикрепление социальных групп к занятию, службе месту жительства. В результате этого приобретаемые ими права превращались в наследственные.
Процесс образования сословий в 18 веке пошел более быстрыми темпами под влиянием сословного строя, существовавшего в 18в. в странах Западной Европы. Это обстоятельство послужило важной причиной того, что Россия к концу 18в. с точки зрения сословного строя была похожа на современные европейские государства 18в., где он уже разрушался, а не на западный сословный строй 13-15вв. в момент его расцвета. При Петре I из служилых людей по отечеству начало складываться шляхтинское или дворянское сословие, из посадских – мещанское или гражданское, из низших разрядов служилых людей и государственных крестьян – сословие казенных крестьян, из частновладельческих крестьян и холопов – крепостное сословие, из белого и черного духовенства – духовное сословие. В царствование Петра I за сословиями сохранилась обязанность служить государству. Но Екатерина II своими жалованными грамотами дворянству и городам пыталась создать сословие, не только по форме, но и по духу схожие с западноевропейскими сословиями. И это, как мы видим далее, ей в значительной мере удалось. Последовательно проведенные реформы Екатерины II положили сословный принцип в основу всего местного управления и судоустройства, придав ему огромное государственное значение.
Даже после утверждения сословной парадигмы, не говоря уже о более раннем времени, каждого из четырех сословий, как оно определялось в законе, никогда не составляло единого целого, а подразделялось на разряды, весьма различные по своему юридическому положению. Дворянство разделялось на 2 разряда – потомственное и личное, городское сословие – на пять, духовенство – на несколько по вероисповеданиям, крестьянство - на несколько разрядов. Несмотря на это, в общественном сознании четырехчленная сословная парадигма существовала достаточно четко и с точки зрения престижа и предпочтительности сословия ранжировались следующим образом: дворянство – духовенство – городское сословие – крестьянство. Данная стратификация общества основывалась не на точной оценке какого – либо одного «параметра» человека, а имела в виду многие аспекты: собственность, власть, психологическое удовлетворение, место жительства, религию и т.п.
Сословия и их стратификация.
Дворянство
Дворянство в первой четверти 18 века образовалось из высших разрядов служилых людей Московского периода, который находились на придворной, военной и гражданской службе и имели звание «служилых людей по отечеству», т.е. были во-первых, наследственно-служилыми людьми, занесенными в Разрядные книги 17 в. И Бархатную книгу 1687г., и , во-вторых, земледельцами. Дворянство превратилось в сословие постепенно. Важнейшими вехами этой трансформации являлись 1714, 1719, 1762, 1766, 1775, и 1785гг. В 1714г., царским указом дворянские поместья – условные владения были обращены в собственность дворян – в вотчины. В 1719г. персонально за каждым дворянином были навечно закреплены все крестьяне, жившие в его поместье, а его права над крестьянами были существенно увеличены: они приблизились к тем правам, которые до той поры имел господин в отношении своего холопа, что поставило крестьянина на грань помещичьей собственности. Право собственности на землю и права на крестьян были по-прежнему обусловлены службой, но теперь в том смысле, что распоряжаться поместьем как своей собственностью и владеть жившими в ней крестьянами дворяне могли в том случае, если они находились на государственной службе или в законной отставке. В случае отклонения от службы без надлежащей причины поместье и государство отбирались в пользу государства. Манифестом 1762г. дворяне были освобождены от обязательной государственной службы (только в случае войны все дворяне могли быть призваны на военную службу) и обязательности обучения с сохранением за ними на правах собственности поместья и крестьян. В 1766 г. дворяне приобрели право иметь корпоративную организацию, право иметь сословный дворянский суд и комплектовать из своей среды путем выборов коронную уездную организацию. В 1785г. Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству систематизировала и подтвердила все полученные прежде дворянством права и добавила новые, в частности, были образованы самоуправляющееся губернское дворянское общество и губернское дворянское собрание, которое получила права юридического лица. Грамота освободила дворянство от всех налогов, повинностей и телесных наказаний, установила внешние признаки дворянское принадлежности – мундир, шпага, место в церкви, экипаж и т.д.. Важное отличие Жалованной грамоты от манифеста 1762г., состояла в том, что она не осуждала уклонения от службы и не превозносила служащего дворянина, оставляя решение вопроса служить или не служить полностью на усмотрение самого человека. Таким образом, с 1785г. всему дворянству, и только ему, были дарованы титул благородства (до Петра I принадлежавший лишь лицам царской фамилии), право иметь герб, владеть землей и крепостными, занимать средние и высшие должности в коронной администрации и в армии; дворянство было освобождено от всех налогов, повинностей, обязательной службы и объединялось в губернские дворянские общества с правами самоуправления и юридического лица. В результате дворяне превратились в привилегированное сословие и стали взаимно равны.
Два важных обстоятельства сопутствовали получению дворянами сословных прав.
1- они долго и упорно добивались этих прав. Особое значение имели петиции Анне Иоанновне в 1730г. и наказы дворянским депутатам в Комиссии для составления нового Уложения при Елизавете Петровне и Екатерине II. 2- юридическому оформлению прав до некоторой степени предшествовало фактическое обладание этими правами. Так, дворянство и до указов 1714 и 1719 гг. совершало сделки с поместьями и крестьянами, что стирало прежде четкую границу между поместьем и вотчиной, и коронная администрация смотрела на это снисходительно.
Уездная организация дворянства существовала задолго до 1775г. – в 16 -17вв., дворяне, жившие в одном уезде, объединялись в корпорацию под названием «служилый город», в рамках этой организации служили и делали карьеру. Хотя корпорация была предназначена правительством для контроля за несением дворянской службы, на практике она выполняла и другие социальные функции: использовалась дворянством для отстаивания своих интересов, для давления на правительство. От имени служилых городов дворянство обращалось с прошениями к царю и посылало своих представителей на земские соборы. При Петре I уездное дворянство стало участвовать в местном управлении. Оно выбирало дворянские советы в помощь коронному уездному воеводе для управления уездом, земских комиссаров с разнообразными полицейскими обязанностями в помощь губернатору. Так дворянство постепенно приобретало влияние в местном управлении и некоторые черты самоуправления.
До 1762г. важнейшими источниками дворянства являлась служба и рождение, с 1762г. на первое место вышло рождение. В 1785г. добавились новые способы приобретения дворянства – орден и пожалование государем. Принадлежность к дворянству подтверждалась специальным актом – до 1785г – внесением в Бархатную книгу, заведенную в 1687г., а с 1785г. - внесением в губернские дворянские книги. Специальное герольдмейстерское учреждение разбирало все вопросы, связанные с принадлежностью к дворянству в общероссийском масштабе.
В дворянстве постепенно развивалось чувство дворянской чести и принадлежности к благородному сословию, которое во всем отличается от других классов населения. Даже русские просветители и писатели 18в. считали необходимым противопоставлять народ дворянству, полагая, что дворянская мораль должна отличаться от морали крестьянской, что дворянин во всех отношениях должен стоять выше, чем простолюдин. И действительно в течение 18 в. Дворянство шаг за шагом отрывалось народа, чему в большей степени способствовало и правительство. Дворяне стали отличаться именем и фамилией, языком и образованием, манерами и одеждой, западноевропейской ориентацией и менталитетом.
Образование дворянства также приобрело сословный характер, и дворяне старались дать образование своим детям в закрытых учебных заведениях, предназначенных специально для благородного сословия. Уже первые учебные заведения, открытые при Петре I, были сословно специализированны: подготовку офицеров из дворянства обеспечивали кадетские корпуса, чиновников из числа приказных людей – подьяческие училища, священников из представителей духовенства – духовные училища и семинарии. Профессионально – сословный характер образования сохранялся в основном и в последствии, что оказало большое влияние на развитие сословного строя.
Большую роль в превращении дворянства в сословие играла гвардия, особенно в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762 гг. В гвардии служил цвет дворянства, поэтому она отражала и выражала интересы и требования всей корпорации. Именно в силу этого в гвардии выкристаллизировалось дворянское самосознание, которое из гвардейских полков распространилось на все российское дворянство. Участие гвардии в дворцовых переворотах повысило ее престиж и усилило ее влияние на государственные дела, что одновременно подняло на небывалую прежде высоту и значение всего дворянства. Оно стало чувствовать себя причастным к принятию важнейших государственных решений, от которых зависела судьба страны. Наказы депутатам в Комиссию для составления нового Уложения 1767г., ясно показали, что дворяне в целом проникнуты сознанием общности своих интересов, составляют единое целое, четко отделяют себя от всех остальных сословий.
Таким образом, в 1785г. дворянство приобрело почти все признаки сословия:
1.сословные права были закреплены в законе;
2. права являлись наследственными и безусловными;
3. дворянство имело сословную организацию в виде уездных и губернских дворянских собраний;
4. оно обладало сословным сознанием и менталитетом;
5. дворянство имело право на самоуправление и участие в местном управлении;
6. оно имело внешние признаки дворянской принадлежности.
По причине отсутствия в стране представительного учреждения у дворянства не было сословного представительства при верховной власти. Взамен этого дворянство имело сословный и независимый от коронной администрации суд , избирало из своего состава лиц на коронную службу в местных учреждениях и имело право петиций о своих нуждах высшей коронной администрации и самому государю посредством адресов и через специально избранных депутатов.
Духовенство
Становление духовного сословия представляет большой интерес : оно наглядно демонстрирует, что в России в 18 веке образование сословий происходило ходе объективного развития общества, волей и коллективными усилиями самих социальных групп, не только при поддержки , но и иногда вопреки намерениям высшей власти. Сословные права ограничивали власть самодержавия, т.к. ставили положения сословий на твердые юридические основания, поэтому за права приходилось бороться.
Духовенство разделялось на черное, или монашествующие, и белое, или приходское. Среди русского духовенства на долю монахов приходилось около 10 % всего духовенства, но они занимали командные позиции в русской православной церкви. Черное духовенство представляло собой особую прослойку внутри духовенства, которое, не будучи наследственным, не было и не могло быть сословием. Поэтому проще будет рассмотреть приходское духовенство.
В 17 веке клир церкви, состоящий из священнослужителей и церковнослужителей, или причетников избирался прихожанами. Выбор священнослужителей утверждался епископами после проверки квалификации кандидатов, от которых требовалось знание грамоты, Библии и церковно службы, а также обладание голосом и соответствующими сану моральными качествами, прежде всего трезвостью и скромностью поведения. Требования были практически невелики, поэтому справиться с ними мог практически любой грамотный человек. Благодаря этому состав духовенства теоретически мог постоянно обновляться за счет притока людей из других слоев населения. И обновление действительно имело место, но его степень не следует преувеличивать.
Вступить в ряды духовенства для людей крестьянских и посадских было непросто из-за крайне слабого распространения грамотности. Дворянство же , в среде которого имелось наибольшее число грамотных людей, не стремилось к переходу в духовенство. Знание обрядов, священных книг и церковной службы из-за небольшого числа духовных школ приобреталось в большинстве случаев практическим путем. Ясно, что и здесь дети клириков имели несравненно больше возможностей овладеть необходимыми навыками сравнительно с посадскими и крестьянами. Во второй половине 17 в. В связи с расколом русской православной церкви, вызванным реформами патриарха Никона а также из-за опасения, что в состав духовенства проникнут раскольники, требования к кандидатам стали повышаться. Духовные власти при утверждении кандидатов отдавали явное предпочтение детям духовенства. Церковный собор 1667г. прямо осудил архиереев за поставление в священники и дьяконы людей, не принадлежавших к духовному званию. Светские власти хотя прямо не запрещали, но негативно относились к переходу крестьян и посадских в духовенство из-за нежелания терять налогоплательщиков.
Приходские общины при выборах кандидатов отдавали предпочтение представителям духовенства. Причина простая: прихожане, связанные круговой порукой в несение налогов и повинностей, не желали выбирать духовных лиц из своей среды, поскольку за человека, переходящего в состав духовенства из крестьян и посадских, налоги должна была платить его податная община.
Численность духовных лиц превосходила общественную в них потребность, т.к. в среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому духовные лица принимали все возможные меры, чтобы закрепиться на одном месте. В частности, при занятии церковного места они заключали с общиной договор, в котором оговаривалось их право на потомственное владение домом, прицерковной землей и церковным доходом, т.е. фактически право на наследование церковной кафедры. Нередко священники покупали у приходских общин, церковные места, которые благодаря этому закреплялись за определенной семьей и становились как бы ее собственностью. Так мало-помалу вместе с профессиональной наследственностью развивался обычай наследования церковных мест. Наследственное владение церковным местом шло вразрез с каноническими требованиями православия, поэтому церковные власти долго боролись с этим, но жизненные обстоятельства оказывались чаще всего сильнее и заставляли церковные власти смотреть на это сквозь пальцы, а в конце концов и примириться с этим.
Таким образом, уже к концу 17 в. Приходское духовенство уже приобрело такой важный признак сословия, как наследственность социального статуса и профессии. Но это не было еще закреплено в законе, а существовало как факт и норма обычного права. В течение 18 в. Духовенство приобрело другие признаки сословия, добилось их юридического оформления и благодаря этому окончательно превратилось в сословие. Нужно подчеркнуть то, что первоначально это никак не входило в намерения правительства, потому что сословные права защищали духовенство от коронной администрации, а самодержавие в течение 18 в., опасалось духовенства, т.к. видела в нем скрытую оппозицию проводившимся реформам по европеизации страны. Только под давлением объективных обстоятельств и церкви оно уступило и рядом указов юридически оформило стихийно проходивший процесс превращения духовенства в сословие. Последнее до того замкнулось для представителей других социальных групп, а церковная служба настолько сделалась его исключительной привилегией, что постороннему человеку весьма трудно было попасть даже на место церковного сторожа. Решающую роль в это сыграли 4 реформы:
1.) ограничение доступа и свободного выхода их состава духовенства;
2.) стеснения права выбора прихожанами клира;
3.) требование иметь специальное духовное образование для поступления на духовную службу;
4.) узаконение практики наследственности церковных должностей.
В течение 18 в. Духовенство приобрело особые права, которые были закреплены в законодательстве. В 1719г. оно было освобождено от прямого налога, в 1724 – 25гг. – от рекрутской повинности. С 1722г. только Синод в качестве специального церковного суда разбирал все гражданские дела между духовными лицами и уголовные преступления, кроме самых тяжких. Последние, так же как и гражданские дела между духовными и светскими лицами, начиная с 1735г. разбирались в светских судах при обязательном присутствии особых депутатах от духовенства.
Духовенство не поднимало восстаний, но настойчиво просило, требовало, пользовалось любой благоприятной возможностью, личными связями с императорами, чтобы добиться прав, повысить свой социальный статус и законодательно его закрепить. Правительство в течение всего 18 века считалось с Синодом и шло на уступки, понимая какую огромную опасность может представлять духовенство в случае его враждебного отношения к существующему режиму. В конце 18 в. Влиятельные духовные лица, пользуясь благосклонным отношениям Павла I к церкви, добились того, что верховная власть стала отмечать духовенство особыми наградами и отличиями, что, учитывая специальную одежду духовенства, сообщало ему специфические внешние признаки.
Согласно традиционному взгляду, сложившемуся в историографии, духовенство после петровских реформ, упразднения патриаршества и учреждения Синода в 1721г. не имело своей корпоративной организации и самоуправления, его церковная администрация являлась интегральной частью коронной администрации, а сама церковь – одним из государственных институтов, составной частью самодержавного государственного строя.
Однако в действительности русская православная церковь являлась особым институтом, который существовал как бы параллельно государственным институтам и пользовался значительной автономией. Церковь являлась если не государством в государстве, как это было до 18 в., то, по крайней мере, субобществом в большом обществе. Она обладала такой административной и судебной организацией, которая позволяла духовенству иметь свое особое управление с большой самостоятельностью, хотя высший орган церковного управления – Святейший правительствующий Синод считался в значительной мере, являлся государственным учреждением, а само управление церковью с конца 18 в. строилось на бюрократических принципах. Нужно добавить, что внутренними сословными делами духовенства управляли почти исключительно духовные лица, частью выбираемые, частью назначаемые. Все это дает основание для парадоксального на первый взгляд заключения, что в рамках всей государственной системы духовенство как сословие пользовалось самоуправлением.
Таким образом, духовенство к концу 18 в., почти одновременно с дворянством, превратилось во второе свободное сословие. Поскольку стало обладать всеми признаками сословия. Два признака – участие в сословно – представительном учреждении и наличие корпоративной организации – в российских условиях приняли иную форму, чем это было в западноевропейских странах. Духовенство имело специфическое самоуправление и своеобразное сословное представительство при верховной власти через высший орган церковного управления Синод, а при местной коронной власти – через духовные консистории. Необходимо особенно подчеркнуть, что приобретение сословных прав помогло белому духовенству избавиться от крепостничества архиереев в 1764г. Именно борьба за личное достоинство и свободу служило побудительным мотивом стремлением духовенства стать сословием.
Городское сословие
Происхождение городского сословия, которое в течение императорского периода несколько раз изменяло свое название – посадское, граждане, купцы, городские обыватели, как уже упоминалось, уходит в 17 в., когда его представители назывались посадскими людьми. Важная роль в процессе их превращения в сословие принадлежала Уложению 1649г. Оно установило городские границы, более четко обособило посадских и других категорий городского и сельского населения, наследственно прикрепило их к городской общине, очертило круг их государственных служб, обязало платить налоги и нести разные натуральные повинности, монополизировало за ними торгово - промышленную деятельность в черте города, санкционировало их объединение в самоуправляющиеся городские общины, связав всех членов круговой порукой. Два важных обстоятельства сопровождали принятие нового законодательства. Во-первых, статьи Уложения, посвященные посадскому населению, были включены туда под прямым давлением посадских, и явились ответом на их прошение, поданные на имя царя. Это свидетельствует о складывании сословного самосознания посадских – будущего городского сословия. Во-вторых, Уложение было принято на Земском Соборе, где наряду с дворянами и духовенством были представлены также и посадские люди. Таким образом, уже в 17 в., посадские приобрели важнейшие признаки сословия:
1. наследственность государственного статуса;
2. самоуправляющуюся корпоративную организацию;
3. сословный менталитет;
4. право участвовать в представительном учреждении.
Законодательство Петра I усилило корпоративные организации посадских и учредило для них специальный суд.
В первой четверти 18 в. в состав граждан вошли представители непривилегированных служилых людей, городские жители, не принадлежавшие ни к какому званию или чину, лица свободных профессий. Это обстоятельство несколько задержало, но не остановило консолидацию граждан в сословие.
После смерти Петра I сословный суд был отмечен, а самоуправление городских обывателей было стеснено коронной администрацией. Но оно возродилось с еще большей силой после реализации Грамоты на права и выгоды городам Российской империи, дарованной одновременно с Грамотой дворянству в 1785г. жалованная Грамота городам, которая включала также пространное Ремесленное положение, определила юридическое положение городского сословия, корпоративные формы существования, создала сословный суд и организационные формы для правильного самоуправления. Ввиду нежелания дворянства и духовенства присутствовать в органах самоуправления, с одной стороны, и запрещение участвовать в них военным и крестьянам, постоянно проживавшим в городе- с другой, городское самоуправление фактически превратилось в самоуправление городских обывателей , т.е. купцов, мещан и ремесленников. В органах самоуправления не были представлены лица, не имевшие собственного дома, капитала, ремесла и моложе 25 лет, а также женщины. Принадлежность к городскому сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Грамота закрепила за городскими обывателями исключительное право на занятие торговлей и промышленностью в черте города, усилила их корпоративные права, присвоила право сословного самоуправления через городскую думу и городскую голову, передала в собственность общины городские земли, а в собственность отдельных лиц – торгово-промышленные заведения, ввела сословные суды и освободила их от выполнения тягостных казенных служб. Каждый город получил свой герб. Купечество было освобождено от прямого налога, вместо которого оно стало платить особый процент с обвяленного капитала, и получило привилегию откупаться деньгами от рекрутской повинности. Грамота защитила имущество, честь и достоинство городских обывателей: только суд мог лишить их дарованными им прав; суд же присуждал за оскорбление к штрафу, которому подвергалось также и дворянство. Они получили право приносить жалобы о своих нуждах на имя губернатора. Наконец, грамота присвоила купцам первой гильдии право ездить в карете, запряженной парой лошадей, купцам второй гильдии – в коляске, запряженной парой лошадей, купцам третьей гильдии - в экипаже, запряженном одной лошадью. Мещане и ремесленники, можно предположить должны были ходить пешком или ездить на телегах.
Права, полученные городскими обывателями, соответствовали их требованиям, высказанным в наказах своим представителям в Комиссию по составлению нового Уложения 1767 г., и это говорит о том, что у них к моменту издания Жалованной Грамоты сформировалось сословное самосознание. Городские обыватели обладали специфическим менталитетом, имели свою субкультуру, что отражалось в их внешнем облике. Таким образом, к концу 18 в. окончательно сформировалось городское сословие. Оно не имело только одного признака настоящего сословия – не участвовало в представительном учреждении.
Крестьянство
Важная роль в процессе превращения крестьян в непривилегированную социальную группу принадлежала Уложению 1649г., которое наследственно прикрепило их к сельской общине, лишило свободы передвижения, обязало платить налоги и нести разные натуральные повинности, санкционировали их объединение в самоуправляющиеся общины, связав всех членов круговой порукой. В середине 17в. крестьяне приобрели два существенных признака сословия :
1.наследственность социального статуса;
2.корпоративная организация в форме мира, или общины.
Но вектор их социальной эволюции был направлен не в сторону развития сословных прав и привилегий, а в сторону укрепления признаков крепостного состояния, что получило свое окончательное в течение 18 в. Хотя к концу 18 в., крестьяне приобрели еще два признака сословия: 1.специфический менталитет; 2. внешние признаки сословия, они имели мало прав и совсем не располагали привилегиями. Екатерина II в 1785г. подтвердила для государственных крестьян проект Жалованной Грамоты, в которой утверждались их сословные права – личная свобода, право собственности, крестьянский суд, самоуправление. Однако по политическим соображениям – из-за нежелания возбуждать дворянство и возмущать обойденных в грамоте помещичьих крестьян – проект не был реализован, хотя он использовался на практике в государственной деревне.
Таким образом, крестьяне в наименьшей степени соответствовали понятию сословия. Однако, поскольку они все же обладали важными признаками сословия, их можно считать если не сословием, то во всяком случае полусословием или квазисословием.
Итоги: от бессословного общества к сословному.
Московское государство являлось государством бессословным. Большая или меньшая имущественная состоятельность, виды имущества и занятия служили наиболее важными отличительными признаками социальных групп, которые были открыты при входе и выходе. Основные категории населения не являлись сословием в европейском смысле этого понятия, но они также не вполне соответствовали современному понятию «класс», т.к. происхождение играло важную, а в случае с элитой решающую роль для социальной идентификации. Принятие Нового Уложения 1649г. ускорило развитие наметившейся тенденции к превращению социальных групп в сословия. Если до этого времени они различались преимущественно обязанностями, то теперь они стали отличаться также и правами.
В 18в. процесс формирования сословий пошел еще более быстрыми темпами, чему очень способствовал манифест о вольности дворянства 1762г. и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г. К концу 18в. в России в основном, хотя и некоторыми особенностями сравнительно с западноевропейскими странами, сформировались сословия, которые обладали главными признаками истинного сословия:
1. их сословные права были закреплены в законе;
2. права являлись наследственными и безусловными;
3. они имели свои сословные организации (дворянские собрания, городские думы, купеческие, мещанские, ремесленные, крестьянские общества и др.) и сословный , независимый от коронной администрации суд;
4. пользовались правом самоуправления;
5. обладали сословным самосознанием и менталитетом;
6. имели внешние признаки сословной принадлежности.