Таможенная политика СССР и России
Таможенная политика СССР и России
Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары ,сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы" , в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.
Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) защита и стимулирование экономического развития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.
Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой "российский вариант" Номенклатуры Гармонизированной системы. Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар. На базе данных, содержащихся и ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.
Переход на эту систему сопряжен со значительными трудностями, так как надо не просто ознакомить всех заинтересованных в ее применении, а научиться пользоваться ТН ВЭД.
Не вполне ясно, сколько человек в этой связи предстоит обучить пользованию ТН ВЭД. Их количество, по имеющимся оценкам, составит десятки тысяч человек. Для сравнения, во Франции при переходе на Гармонизированную систему обучили 35 тысяч человек, в США- 50 тысяч. Американцы, переходя с национальной системы на Гармонизированную, затратили на обучение 2,5 года. Отличительной особенностью таможенного тарифа России является наличие таможенных пошлин на отдельные товары , вывозимые с территории Российской Федерации. Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с целью оперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны и за рубежом. В течение последнего десятилетия таможенное регулирование импортных операций претерпело серьезные изменения. С 15 января 1992 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе товаров на территорию России. Такой шаг мотивировался необходимостью создания условия для насыщения потребительского рынка и перехода на экономические методы регулирования ввоза товаров в страну, что предусматривало разработку и введение новых таможенных пошлин к 1 апреля 1992 г. Однако на практике это решение Правительства не было осуществлено в намеченный срок и ввозимые в Россию товары зарубежного производства не облагались пошлинами в течение почти полугода. Столь длительный период, потребовавшийся для подготовки импортного таможенного тарифа, объясняется рядом причин, в числе которых необходимо особо отметить сложность определения оптимальных размеров ввозных пошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы российских производителей товаров и приносили существенный доход государству, а с другой стороны, не привели к значительному сокращению поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит тех или иных товаров на внутреннем рынке страны.
В настоящее время деятельность таможенных органов в России развивается стремительными темпами. Реализующаяся в 1997 году под руководством Минэкономики Комплексная программа развития таможенной службы России в первую очередь затронет, конечно же, российский Таможенный комитет. Однако программа настолько обширна, что ее можно расценивать как форму реорганизации всей российской внешней торговли в целом.