Три версии жизни и происхождения Жанны Д'Арк
ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д'Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для подддержки зарождавшегося национального движения против англичан.
Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ Карла VII во время его помазания на королевство.
После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д'Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.
Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.
По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка "Судебная петля", Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера Д'Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, - в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она и есть. Один их этих вояк, хорошо знакомый с Девой со времен осады Орлеана, дружил с господином Д'Армуазом и тем не менее не усомнился в том, что его жена - та самая Жанна.
Впервые Жанна Д'Арк, или, как ее теперь называли, Жанна Д'Армуаз, возникла на горизонте лет через пять после своей трагической гибели. В 1436 году брат Жанны Жан дю Ли то и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книге Орлеана). Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кёльне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Кроме того, существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане, возможно, находилась и мать настоящей Жанны Д'Арк Изабелла Роме. Могли ли все эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть в коллективное заблуждение?
Воскресшую Жанну хорошо встречали в Type, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких городах и деревнях. В 1440 году она посетила Париж. Но в этом случае восторг по поводу чудом спасшейся Жанны не входил в планы властей. По дороге в Париж Жанну Д'Армуаз арестовали, объявили самозванкой и выставили у позорного столба. Она раскаялась в том, что присвоила себе имя Девы, и была освобождена. Говорят, после смерти Робера Д'Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж, а в конце 50-х годов почтенной даме пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей.
Естественно, все это утверждало современников в мысли, что в Руане была сожжена вовсе не Жанна Д'Арк, а совсем другая женщина. Это, в частности, сообщал в своем дневнике один из очевидцев казни, некий парижский буржуа. Вспоминали в народе и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком или чепчиком, что палач Руана Жофруа Терраж отчего-то не узнал Жанну, что жители, пришедшие поглазеть на казнь, толком не могли ее разглядеть. Глухое оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и даже окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Тело зрителям позволили увидеть лишь после того, как палач загасил огонь: оно было обуглившимся до неузнаваемости. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку. Вообще, на этом суде лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности. Судебные процедуры во время процесса проводились с явными нарушениями. Когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, помощник главы судебной власти заявил, что ни глава, ни он сам не выносили Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие - что ничего не помнят, а третьи - что покинули Руан еще до вынесения приговора. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только день 30 мая, но и 14 июня, 6 июля, а то и февраль 1432 года.
Согласно еще одной легенде Жанна Д'Арк была не дочерью крестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта версия могла бы многое объяснить. В частности, то, каким образом простая девушка заставила Карла VII не только принять и выслушать себя, но и поверить, что именно она спасет Францию. Поговаривали, будто незнакомая селянка открыла дофину какую-то важную тайну. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочей осведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованными особами. Легенда о том, что Жанна Д'Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому был герцог Людовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось. В подробном труде по истории Франции, увидевшем свет в XVIII веке, этот ребенок назывался сначала Филиппом, а в нескольких последующих переизданиях - Жанной.
Имеются существенные разночтения и в том, сколько же на самом деле лет было Жанне Д'Арк, когда она взошла на костер. На допросах она однажды указала свой возраст ("примерно 19 лет"), а в другой раз затруднилась ответить на этот вопрос. Между тем когда Жанна только познакомилась с Карлом VII, то сообщила, что ей "три раза семь лет". То есть она была несколько старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым внебрачным ребенком королевы Изабеллы.
Кроме того, кажется странным, что во время судебного следствия Жанна нигде не называет своей фамилии. Автор исследования "Судебная петля" Е. Б. Черняк упоминает, что Орлеанская дева почему-то совсем не хотела называть своих родителей. Только через месяц с лишним девушка заявила, что ее отцом является Жак Д'Арк, а матерью - Изабелла Роме. "Однако, - пишет историк, - это был единственный день, когда допрос велся неофициально и Жанна не присягала давать правдивые показания". Кстати, отец и мать Жанны не были приглашены на важнейшее событие в жизни дочери - коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообще после ухода Жанны из семьи будто забыли о ее существовании.
Тот же исследователь сообщает, что Жанну дважды подвергали медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводили весьма высокопоставленные особы: сначала королевы Мария Анжуйская и Иоланта Арагонская, позже - герцогиня Бедфордская, родная тетя Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - восклицает автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".
Зачем же нужно было прятать внебрачного королевского ребенка в деревне Домреми? По-видимому, чтобы в нужный момент она вышла на политическую арену и сделала то, что должна была совершить: освободила Орлеан, короновала Карла VII, победоносно воевала против англичан. Возможно, именно эти вполне конкретные задачи ставили перед ней "голоса" (или гонцы политически активной королевы Иоланты, вскоре ставшей покровительницей Жанны?). Возможно также, что эта Жанна Д'Арк сообщалась с Третьим францисканским орденом - организацией, которая, по слухам, оказывала значительное влияние на английскую политику. Так кто же была Жанна Д'Арк: гениальный самородок, чувствовавший себя на равных с августейшими особами, или девушка, в чьих жилах текла голубая кровь? Сгорела она на костре или бежала, найдя убежище у своих сторонников, укрывшись, допустим, в замке герцога Бедфордского? Или, может, ее сводный брат король Карл VII предпочел интересы политики голосу крови и предал несчастную Жанну? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. В любом случае очевидно: Жанна Д'Арк была фигурой, на которой сошлись политические и религиозные интересы того времени...
Приходько Николай 7ц класс