Творчество Бухар Жырау
«Министерство образование РК»
Выполнил: Русанов.И.А.
Проверила:Абдулдаева Э.Н.
«Аксукент 2001»
Наиболее ярким представителем казахской поэ-
зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов
(1668-1781). Сведений о его биографии сохранилось
мало. Отец его Калкаман был одним из походным
войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя
по содержанию сохранившихся произведений Бухар
жырау в юности и молодости отличался от своих
сверстников замечательными качествами, склоно-
стью к импровизации. Он был одним из приблежён-
ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое сделал
для укрепления Казахского ханства.
В своей многолетней жизни Бухару-жырау при-
шлось быть свидетелем и участником многих собы-
тий и перемен в жизни казахского народа. Вместе с
ним он был свидетелем феодальной раздробленнос-
ти, межплеменных междоусобиц, познал власть
казахских ханов, султанов, их политику и др.
Основные темы в произведениях Бухара-жырау
неустроенность жизни народа, сложность взаимо-
отношений ханской власти с народом, межродовые
распри, призыв к единению сил для укрепления
ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос-
певание отважных батыров ( «Пожелание», «Ах,
времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай»,
«Сверкающий красками цветок», «Гибнет высокая
гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.).
Ах, времечко, ты время,
Дождись, попробуй, помощи!
Не сваты, а прислужники.
Не сваты, а двурушники.
О, время, что замешано,
На лести и подачках!..
Век злобы и наживы…
О, время, все ты рушишь!..
Время мчится – во «вчера»,
Так о чём же говоришь?
Стало быть, пришла пора.
Бухар –жырау был под воздействием идиологов
ханской ставки, которые пропагандировали идею
преданности ханской власти, поэтому как предста-
витиль своего времени, верил в «хорошего хана».
Певцы феодальной знати персонировали свои чая-
ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана.
В образе Аблая Бухар пытался создать образ
Щедрого и справедливого хана. Отражая семиднев-
ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт с
удовольствием повествует о победе казахских дру-
жин, а хана Аблая называет духом и знаменем этой
победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро-
ты и человечности.
Такой способ изображения характерен и для
русского фольклора эпохи феодализма.«Свообразие
художественной системы фольклора эпохи в целом
заключается в том, что царь как носитель идеи гос-
ударственности и власти выступает чаще всего в
идеализированном образе «хорошего царя» (Иван IV, Петр I ), который оказывается защитником на-
рода и его союзником в борьбе с врагами»
Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-
валял Аблая. Были времена, когда он в лицо гово-
рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо-
чных решениях, напоминал ему, что он выходец из
неимущих.
Бухар верно истолковывает значения добросо-
седских отношений с Россией, подвергает критике
попытку Аблая вести с Россией войну:
Ты, с русским воюя, Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
(Перевод Вл. Цыбина.)
Бухар - жырау разделяет стремление казахов жить с Россией в мире и призывает хана не проти-
вится воле собственного народа.
Бухар-жырау внес весомый вклад в развитии
традиционной дидактической поэзии казахов. В ряде произведений этого рода («Что луне после сол-
нца?». «Прежнему врагу не быть другом», он затра-
гивает вопросы этики, единства.
В других толгау поэт воспевает любовь челове-
ка к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу к
знаниям, стремления узнать тайны вселенной.