Учимся читать древние тексты
Валерий РЫЖОВ, историк, Ферзиково, Калужская область
Рассказ о событиях, которые привели к Троянской войне, содержится в "Киприях". Повествование этот источник начинает издалека: отягощенная избытком людей Земля обратилась за помощью к Зевсу, который решил облегчить ее участь, вызвав кровопролитные войны. Сначала был поход семерых царей против Фив, затем - Троянская война. Здесь же повествуется о свадьбе царя Фтии Пелея и морской богини Фетиды, "яблоке раздора" и суде Париса. Далее следует рассказ о похищении Парисом Елены и начале Троянской войны, сборе царей, неудачной попытке Одиссея притвориться безумным.
Не зная пути в Трою, ахейцы по ошибке приплыли в Мисию, лежавшую южнее. Они начали разорять окрестности города Тевфрании, и вскоре им пришлось сразиться с сыном Геракла Телефом, пришедшим на его защиту. Телеф был ранен Ахиллом в бедро, но успеха греки не добились. После битвы буря отбросила союзные корабли обратно к Греции. При этом Ахиллес оказался на острове Скирос, где женился на дочери местного царя. А согласно "Илиаде" Ахилл попадает на Скирос по пути в Трою, причем он захватывает этот остров и грабит его. Во второй раз греки собрались в поход через 8 лет после первого и через 10 лет после похищения Елены. Возможен он стал только после прибытия в Грецию Телефа, рана которого не заживала. Герою было предсказано, что вылечить его может только нанесший удар Ахилл, и за свое исцеление он согласился стать проводником ахейцев к берегам Трои.
Кстати, мало кто из читателей обращает внимание на то обстоятельство, что Ахиллес - герой скорее отрицательный,чем положительный: ведь он раскалывает единство ахейцев и является виновником многих бед и неудач. Более того, многие античные и византийские историки вообще не считают его эллином. Лев Диакон Калойский в "Истории", ссылаясь на Флавия Арриана, пишет: "Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса (Азовское море), и уже после, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным доказательством этому служат покрой его плаща с пряжкой, привычка сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безусловная отвага, вспыльчивость и жестокость". Далее Лев Диакон называет Ахилла тавроскифом. Еще во времена Овидия на рубеже новой эры Северное Причерноморье называлось Ахилловой землей. Описывая события русско-византийской войны Лев Диакон сообщает о трупосожжении в войске Святослава Игоревича и говорит, что русские "приняли... эти эллинские таинства от товарищей Ахилла". Да и Гомер, описывая этого героя, постоянно подчеркивает: "не стригущий власов", "длиннокудрый" - это характерная черта в описании северных "варваров" у греческих, а позже и у римских авторов.
Очень популярный сюжет об Ифигении не входит в "Киприи" и известен по трагедии Еврипида "Ифигения в Авлиде": греческий флот не может тронуться с места из-за неблагоприятных ветров. Агамемнону мстит Артемида: он застрелил на охоте священную лань этой богини и похвалялся, что лучше ее стреляет из лука. За это он должен принести в жертву свою дочь. Однако с алтаря Артемида похищает Ифигению, заменяя ее ланью.
Царь Трои Приам предстает перед читателями в образе почтенного старца, который пользуется неизменным уважением как у друзей, так и у врагов. Рядом с его именем часто употребляются эпитеты "равный богам в советах", "подобный богам", "боговидный". Само название первой поэмы Гомеровского цикла ("Илиада") происходит от второго названия города, где правит Приам - Илион или Илиос. Согласно древнегреческим мифам Троя была основана Илом - правнуком сына Зевса Дардана (брат которого - Ганимед - стал виночерпием богов). Ил был отцом Лаомедонта и дедом Приама. Имя Ил означало "Купленный" и являлось вторым именем царя. Первым же было Подарк ("Быстроногий"). Отец Подарка Лаомедонт обманул двух богов - Аполлона и Посейдона, которые, будучи наказанными Зевсом, год жили на земле как люди и зарабатывали на жизнь своим трудом: Аполлон пас стада Лаомедонта, а Посейдон - возводил стены Трои. В день расплаты Лаомедонт отказался платить обоим богам и в наказание Посейдон послал на Трою морское чудовище. К счастью для Лаомедонта, в это время к нему с просьбой продать волшебных коней (потомков бога северного ветра Борея) обратился сам Геракл. Этот герой убил чудовище, но также был обманут. В отместку Геракл захватил Трою, убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме младшего - Подарка, жизнь которого попросила в качестве свадебного дара вышедшая замуж за друга Геракла (Теламона) дочь Лаомедонта Гесиона. У Приама было 50 сыновей, 12 из которых родила ему жена (Гекуба), остальные были рождены наложницами.
Второе имя было и у другого героя произведений Гомера - Париса: его называли также Александром. В "Илиаде" почти ничего не говорится о его судьбе, однако в послегомеровскую эпоху существовало много преданий об этом герое. В драме "Александр" (415 г. до н. э.) Еврипид сообщает, что незадолго до появления Париса на свет жене Приама Гекубе приснилось, будто она родила пылающий факел, истекающий кровью. От этого факела загорелась Троя. Прорицатели объявили, что она родит сына, который погубит город. Младенца оставили на съедение диким зверям на горе Иде, однако вначале его кормила медведица, а потом он был найден пастухом, который принес его домой в мешке. Отсюда и первое имя героя Парис (от греч. "пера" - "мешок"). Когда Парис вырос, то однажды отогнал банду разбойников, похищавших скот и убивавших людей, за этот поступок он и получил новое имя - Александр,
т. е. "Защищающий мужей". В этот период к нему и явились три богини, прекраснейшей среди которых он назвал Афродиту. Во время состязаний на празднике в Трое Парис победил всех участников, в том числе и царских сыновей, которые в гневе бросились на него с оружием в руках. На шум вышла Кассандра, благодаря своим способностям она узнала брата, из-за которого должна была погибнуть Троя, и тоже взялась за топор. Однако Парис был спасен Афродитой, которая объявила всем о его происхождении. Именно Парис (с помощью Аполлона) послал стрелу, убившую Ахиллеса.
Очень интересны сообщения разных авторов о главной виновнице Троянской войны Елене, дочери Леды и Зевса, сестре Кастора и Полидевка. Прежде всего следует сказать, что похищение Елены Парисом не было первым: еще в детстве она была похищена знаменитым героем, царем Афин Тесеем. Тесей и его друг Пирифой решили взять в жены дочерей Зевса и поклялись помогать в этом друг другу. Они похитили Елену, и по жребию она досталась Тесею. Но та была еще слишком мала, и Тесей отослал ее к своей матери в городок Афидну. Пирифой же пожелал стать мужем Персефоны, жены бога подземного мира Аида. Они сумели проникнуть в царство мертвых и явились к Аиду, который приветливо их встретил и даже пригласил на ужин, но подняться из-за стола герои не смогли. Позже Тесей был освобожден Гераклом. Елену же освободили ее знаменитые братья Диоскуры. Они готовы были начать войну против Афин, т.к. никто не знал, где находится их сестра, но человек по имени Академ проводил их к ней. В Троянской войне Диоскуры не участвовали, т.к. Кастор в это время погиб в ссоре со своими двоюродными братьями, а Полидевк решил разделить его судьбу. Согласно мифам, мать Тесея была увезена Диоскурами в Спарту, вместе с Еленой она попала в Трою, где и была найдена участвовавшими в Троянской войне сыновьями Тесея - Демофоном и Акамантом. Самое интересное, что авторы произведений о Троянской войне расходятся во мнениях о судьбе Елены после похищения ее Парисом. В сочинениях Гомера и неизвестного автора "Киприй" утверждается, что Елена действительно находилась в Трое. По версии Гомера, Парис во время отсутствия Менелая похитил Елену и сокровища царя Спарты. По пути домой его корабль сбился с курса и побывал даже в финикийском Сидоне. А по мнению автора "Киприй", Парис с Еленой без всяких трудностей через 3 дня добрались до Трои. При этом, согласно Гомеру, по ходу действия поэмы Елена постоянно высказывает сожаление о своем поступке, виновницей которого считает Афродиту.
А вот такие уважаемые авторы, как Геродот, Еврипид и Стесихор, утверждают, что в действительности Елена находилась в Египте.
Знаменитый греческий ученый, "отец истории" Геродот, ссылаясь на древние знания египетских жрецов, сообщает: во время плавания по Эгейскому морю ветры отнесли корабль Париса к Египту. Царь этой страны Протей, узнав о похищении Елены и сокровищ, изгнал Париса из своей страны, отняв у него и сокровища, и Елену. Когда явились ахейцы, троянцы заявили, что Елены и сокровищ у них нет, но те не поверили им. Лишь после захвата Трои они убедились в правдивости этого ответа, и Менелай отправился в Египет, где нашел Елену. По мнению Геродота, троянцы не стали бы 10 лет сражаться за чужую для них женщину, даже если бы она стала женой самого Приама или его наследника Гектора.
Еврипид в своей драме "Елена" (412 г. до н. э.) сообщает, что Троянская война началась по решению богов, т. к. земля была перенаселена и нужно было облегчить ее бремя. Он согласен с автором "Киприй" в том, что первая война, которая произошла по этой причине, - поход семерых против Фив. Далее в драме сообщается, что Парис уехал в Трою с призраком, созданным Герой, сама же Елена находилась в это время в Египте.
Стесихор, поэт, живший на Сицилии около 600 г. до н. э., написал две поэмы о Елене - "Елена" (в которой о героине говорится, что она была распущенна, неблагодарна, заносчива, изменчива и коварна) и "Палинодия" (в которой снимает с Елены все упреки и обвинения). В последней поэме он утверждал, что в Трое находилась не сама Елена, а ее призрак, созданный по воле богов, желавших гибели Трои. Сама же Елена находилась в Египте. Похищение Елены стало причиной начала Троянской войны, но мало кто знает, что эта женщина оказалась невольной виновницей и непосредственной гибели Трои: согласно более поздним сказаниям (например, трагедия Софокла "Филоктет"), после смерти Париса Елена была выдана замуж за его брата Деифоба. Однако на Елену претендовал и другой сын Приама, наделенный даром пророчества Гелен, который, обиженный решением отца, покинул Трою и поселился на горе Иде. Здесь спрятавшийся Одиссей услышал от него, что Троя будет взята только после прибытия сына Ахилла Неоптолема и Филоктета, друга Геракла и смертельного врага Одиссея, Агамемнона и Менелая. По некоторым сведениям именно Гелену принадлежала идея использования деревянного коня.
Судьба почти всех героев Троянской войны сложилась трагически: Приам после падения Трои был убит сыном Ахиллеса Неоптолемом у алтаря Зевса, и чтобы искупить его вину, Александру Македонскому пришлось принести на алтарь Зевса в Илионе жертву тени Приама (т.к. он считал себя потомком Ахиллеса по материнской линии). Жена Приама Гекуба попала в плен и, согласно почти всем источникам, превратилась в собаку. Красавец Парис, бывший прежде возлюбленным горной нимфы Эноны, умер от стрелы, напитанной ядом лернейской гидры. Энона, которую ее возлюбленный Аполлон обучил искусству врачевания, могла бы спасти Париса, но не простила ему измены. Однако и пережить смерть Париса она не смогла и бросилась в его погребальный костер (Квинт Смирнский "Продолжение Гомера"). Пленницей и наложницей сына Ахиллеса стала жена Гектора Андромаха. После того, как Неоптолем был предательски убит в Дельфах (по наущению сына Агамемнона Ореста), она вышла замуж за Гелена - единственного оставшегося в живых сына Приама. Попавшая в плен к Агамемнону знаменитая Кассандра предсказала скорую смерть ему и себе, так и случилось: в Микенах они погибли от рук жены Агамемнона Клитемнестры и ее возлюбленного Эгиста (об этом рассказывает Одиссею дух Агамемнона). Могучий Аякс погиб, бросившись на собственный меч, после того как проиграл в состязании за доспехи павшего Ахиллеса ("Малая Илиада"; трагедия Софокла "Аякс-биченосец"), а его соперник Одиссей десять лет не мог попасть на родную Итаку. Похожая судьба ждала и племянника Приама - Энея, который, согласно более поздним преданиям, после долгих лет странствий высадился с остатками троянцев на берегах Италии и положил начало городу Риму. Менелай и Елена также семь лет скитались на чужбине, пока не добрались до Спарты, но в дальнейшем они жили долго и счастливо, а после смерти даже были перенесены богами на острова блаженных (Элизии). Долгое время в Спарте существовало святилище Елены, и живший в IV в. до н. э. греческий поэт Исократ утверждает: "Еще и сейчас в Лаконии, согласно обычаям отцов, Елене и Менелаю приносят священные жертвы не как героям, а как богам". Культ Елены в Спарте был связан с представлениями об "умирающей" осенью (похищение Елены) и "воскресающей" весной (возвращение героини) природе. Именно гнев спартанцев, имевших традиционно тесные контакты с сицилийскими городами, стал главной причиной для написания "Палинодии" Стесихора. Кроме Спарты, культ Елены существовал также на острове Родос и в некоторых других местах Древней Греции.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://teacher.fio.ru/