Украина под властью иноземных феодальных государств
Реферат
Украина под властью иноземных феодальных государств
I. Украинская народность. Украина под властью иноземных феодальных государств
1. Распространение названия «Украина». Формирование украинской народности
Термин «Украина» известен еще со времен феодальной раздробленности. Позже он стал собственным именем юго-западных русских земель. Впервые название Украина появилась в Киевской летописи под 1187 г. и касалось территории Переяславской, Киевской и Черниговской земель. Под 1189 г. Украиной именовалась также Галицкая земля, куда входили Галицкая земля, куда входили Галичина, Буковина, Покутье и Поднестровье вплоть до берегов Черного моря и устья Дуная. В Галицко-Волынской летописи под 1213 г. название «Украина» распространяется на Волынскую и Подольскую земли. Население стало называть эту местность Украиной (в значении «край», «краина»), а себя — украинцами. Вместе с этим названием существовало и традиционное — «Русь», «Русская земля» (например, Галицкая Русь, Карпатская Русь). Украинцы Карпатской Руси называли себя русинами.
На территории Юго-Западной Руси исторически сложились Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская, Подольская, Волынская и Галицкая земли, а также Северная Буковина и Закарпатье. Именно на этой весьма большой территории в период феодальной раздробленности постепенно сформировалась украинская народность, первоосновой которой была древнерусская народность.
Историческим центром формирования украинской народности стало среднее Поднепровье (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина), к которому тяготели другие земли Украины. Центром этого процесса оставался Киев.
Главными условиями формирования украинской народности были: осознание общности происхождения и собственного названия; четкое определение территории для проживания и производственной деятельности дальнейшее развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов, торговли, укрепление экономических и Политических связей между землями Украины; возникновение украинского языка для общения, самобытных черт культуры, быта и характера; стремление к единству в процессе нарастания' освободительной борьбы.
Украинская народность в процессе, своего формирования не. Литовские и польские феодалы прилагали усилия, чтобы разорвать давние связи земель Украины с Московским великим княжеством, к которому они тяготели как к объединительному центру. Согласно Кревской унии (1385) Польши и Литвы католическая церковь распространяла свое влияние не только на литовские, но и на белорусские и украинские земли. Это вызвало протест православного населения Литвы. Православная церковь Украины и Белоруссии выделялась в Киевскую митрополию, независимую от Московской. Нарушение религиозного единства создавало угрозу ослабления связей между братскими народами. Но украинцы и белорусы продолжали поддерживать связи с русскими.
Польские феодалы в течение длительного времени добивались объединения Польши и Литвы в одном государстве с целью укрепить свое господство, захватить новые земли. В конце концов, им удалось заручиться поддержкой влиятельных литовских, белорусских и украинских феодалов и добиться, чтобы сейм принял соответствующий государственный акт. На общем польско-литовском сейме (съезде) в Люблине в 1569 г. была провозглашена уния, согласно которой Великое княжество Литовское объединялось с Польским королевством в одно государство Речь Посполитую.
Вследствие этого белорусские земли остались под властью Литвы, а украинские земли перешли к Польше. Украина делилась на Волынское, Брацлавское, Киевское, Черниговское и Подольское воеводства. Западноукраинские земли входили в Русское и Белзское воеводства. Шляхетско-магнатские сеймики в воеводствах стали орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением Украины, где царил тягчайший социальный и национальный гнет. Началось захватническое колонизационное движение польских магнатов и шляхты на Украину, земельные богатства которой привлекали феодалов.
Польские феодалы, используя власть и религию, пытались лишить украинский народ его языка и культуры. Проводилась политика ополячивания и окатоличения бесправного населения Украины. Чтобы сохранить свои имения, украинские феодалы сами принимали католическую веру, отказывались от родного языка и культуры. В 1596 г. на церковном соборе в Бресте (Белоруссия) по инициативе иезуитов, магнатов и шляхты, польского правительства и с согласия украинских феодалов и значительной части высшего православного духовенства была провозглашена уния католической и православной церквей Украины и Белоруссии. Униатство несло украинскому и белорусскому народам лишение религии их предков, родного языка и культуры, угрозу разрыва духовных связей украинского народа с братским русским народом. Православная церковь оказалась вне закона, и Киевская митрополия стала униатской, подчиненной папе римскому. Польско-шляхетское правительство объявило унию обязательной для всех православных Речи Посполитой (украинцев и белорусов). Украинские крестьяне, мещане, казаки, часть шляхты, старшины и духовенства боролись против униатства. Эта борьба была составной частью освободительного движения украинского народа против польско-шляхетского господства.
2. Российское государство и судьба украинского народа
Единое Российское государство, которое в XIV—XV вв. формировалось на землях Северо-Восточной Руси, противостояло агрессивным устремлениям феодалов Золотой Орды, Литвы, Польши, Турции, Крымского ханства. Величайшим подвигом русского народа стало свержение золотоордынского ига: победная Куликовская битва (8 сентября 1380 г.), в которой вместе с войском московского князя Дмитрия Донского участвовали отряды из Украины и Белоруссии, положила начало освобождению и объединению русских земель. В 1480 г. золотоордынское войско навсегда отступило с опустошенных русских земель, а сама Золотая Орда распалась на ряд удельных ханств.
Сильное Российское государство стало центром притяжения порабощенных людей украинских и белорусских земель, где разворачивалась народно-освободительная борьба, активизировалось движение за воссоединение с Россией. Конечно, господствующие круги России заботились о своих классовых интересах, о расширении своих земельных владений. Объективно же их государственные действия способствовали освобождению и воссоединению русских земель. Объединительная политика России благоприятствовала усилению освободительного движения на Украине. Важную политическую значимость имело освобождение (в результате русско-литовской войны 1501 —1503 гг.) и воссоединение с Россией Чернигово - Северщины (1503), населенной украинцами и русскими.
Иноземное господство тормозило экономическое, политическое и культурное развитие Украины, мешало развитию связей с Российским государством, воссоединительная политика которого играла прогрессивную роль в исторической судьбе украинского народа.
II. Социально-экономическое развитие и феодальное угнетение народных масс Украины
1. Господство феодалов. Имения-фольварки. Монастырские владения
Господствующим классом-сословием на Украине были феодалы — князья, бояре, магнаты, шляхтичи, старшины, высшее духовенство. Литовские великие князья и польские короли считали украинские земли собственностью своих государств и распоряжались ими в интересах феодалов. Они раздавали грамоты на владение землями и угодьями с правом эксплуатации крестьян, проживающих на этих землях. Права феодалов на владение землями, закабаление и закрепощение крестьян узаконивались в государственных актах — Литовских статутах 1529, 1566 и 1588 гг., а также в многочисленных привилегиях, которые обеспечивали феодалам шляхетские звания, государственные должности, освобождение от повинностей и налогов.
Со второй половины XIV и до середины XVII в. на Украине возникло немало магнатских и шляхетских владений, которые охватывали огромные пространства украинских земель. Литовские, польские и украинские феодалы угнетали зависимых крестьян и мещан, превращая их в крепостных. Князьям Острожским на Волыни принадлежало около 700 кв.км. земель, города Острог, Броды, Чуднов, Городечна, сотни сел. Магнаты на Украине 170 городами и 740 селами. Князь Ярема Вишневецкий унаследовал или захватил на Полтавщине 53 городами села, эксплуатировал 40 тысяч крестьянских и мещанских дворов, получал прибыль от 423 мельниц.
Феодальное хозяйство оставалось натуральным, то есть обеспечивало в основном потребности владельца имения. Но товарно-денежные отношения, которые быстро развивались, подрывали его замкнутость, вынуждали приспосабливаться к запросам рынка. Поэтому феодалы начали создавать собственные хозяйства — фольварки, основанные на принудительном подневольном труде крестьян — барщине. Кроме земледелия и скотоводства, в фольварках развивались промыслы — рыболовство, винокурение, пивоварение, селитроварение, мельничное дело, пчеловодство. Торговля продукцией этих промыслов приносила феодалам немалые прибыли.
Феодальное фольварочное хозяйство вело к обезземеливанию крестьян и распространению барщины, из которой вырастало крепостное право. Развитию фольварков и усилению эксплуатации крестьян послужила так называемая «волочная помера», проводившаяся на основании литовского правительственного закона «Уставы на волоки» (1557).
Согласно этому закону общинные земли делились на волоки (поля — по 16—21 га), причем лучшие земли отдавались под фольварки, а худшие — крестьянам.
На Украине крепло и ширилось церковно-монастырское землевладение. Духовенство получало от литовских князей и польских королей грамоты на владение землями и крестьянами. Самые крупные земельные владения принадлежали монастырям — Печерскому, Микильско - Пустынному, Выдубицкому (Киев), Дерманскому (Волынь), Межигорскому (Киевщина), Мгарскому (Полтавщина), Густинскому (Черниговщина) и другим. На Украине действовало не менее 100 монастырей. Значительные земельные богатства принадлежали православному и униатскому духовенству — митрополитам, епископам, архимандритам, которые тоже угнетали зависимых крестьян и слуг.
2. Сельские общины. Эксплуатация и закрепощение крестьян феодалами
Главными занятиями крестьян на Украине оставались земледелие и скотоводство. Постепенно внедрялись трехпольная, двухпольная, переложная и подсечная системы обработки земли.
Крестьяне жили отдельными хозяйствами — дымами, которые объединялись в дворища (по несколько дымов). Дворища входили в сельские общины, где крестьяне сообща пользовались пахотными землями и угодьями, отбывали феодальные повинности. Несколько общин создавали волость. Для управления общинами и волостями крестьяне выбирали атаманов, старшин, тиунов и других представителей общества. Общины пользовались обычаевым правом и выбирали копные (общественные) суды для разбирательства крестьянских судебных дел. Крестьяне платили многочисленные налоги в пользу государства и феодалов, отбывали феодальные повинности (стража, подводы, замковые работы, ремонт плотин, дорог и мостов), отрабатывали барщину в имениях феодалов. Из века в век число дней барщины увеличивалось (в XV в. с поля или волоки — 2 дня в неделю, в XVI в.— 4, в первой половине XVII в.— 5—6 дней в неделю).
Феодалы стремились, во что бы то ни стало прикрепить крестьян к земле и запретить им переход из одного имения в другое в поисках лучшей жизни. В Литовском государстве еще в XV в. переходы были ограничены, а феодалы получили право вотчинного суда, который вытеснял крестьянский копный суд. Права феодалов расширял и Судебник 1468 года.
Крепостное право на украинских землях юридически вводилось постановлением сейма Речи Посполитой 1573 г. и Литовским статутом 1588 г. Феодалы стали владельцами всех земель, а крестьяне закреплялись за их имениями.
Беглецов разыскивали и жестоко наказывали. Феодалы имели право наказывать всех непокорных крестьян. Бедняки утратили право самостоятельно выступать на суде. Французский инженер Г. Боплан, побывавший в XVII в. на Украине, отмечал в книге «Описание Украины», что украинские закрепощенные крестьяне живут «хуже невольников на галерах». Крестьяне стонали под тяжестью барщины, налогов, повинностей, издевательств и бесправия.
3. Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каменце-Подольском, Смотриче, Бакоте, Жванце, Летичеве, Виннице, Буше, Хотине, Меджибоже; на Киевской земле — в Киеве, Вышгороде, Каневе, Чернобыле, Овруче, Житомире. Замки служили опорой и защитой для населения от вражеских нашествий, в них находились резиденции великокняжеских и королевских старост, дома феодалов, военные гарнизоны. Города-крепости иногда становились центрами владений магнатов. Например, в Лубнах (Полтавщина) разместилась резиденция известного украинского магната Яремы Вишневецкого.
В то время существовали города государственные и частнособственнические. Защищаясь от грабежей и притеснений со стороны феодалов, мещане боролись за собственное самоуправление. Вместе с тем литовские князья и польские короли усматривали в городах источник прибылей, искали у них поддержки против феодальной анархии. Поэтому они выдавали некоторым городам грамоты на магдебургское право, освобождавшее их от управления и суда феодалов. Мещане избирали городское самоуправление, суд, регулировали деятельность цехов, купеческих корпораций, опеку, наследование имущества. При этом узаконивалось социальное неравенство среди мещан. Выбирая магистрат во главе с войтом, города формально выходили из-под власти старост и феодалов. В XIV—XVII вв. магдебургское право получили Львов, Каменец-Подольский, Луцк, Кременец, Житомир, Киев, Винница, Брацлав, Чернигов, Переяслав и другие города.
Но большинство городов и местечек были частной собственностью феодалов. Например, в Киевском воеводстве в начале XVII в. насчитывалось 206 городов, из них 160 принадлежали феодалам. В целом на Украине свыше 80 процентов городов находились в частном владении феодалов — магнатов и шляхты.
По количеству населения города Украины были небольшими. Киев и Львов насчитывали по 15 тыс. жителей, Белая Церковь, Острог, Каменец-Подольский — по 10 тыс., а остальные — по 2—3 тыс. жителей. В 40-х годах XVII в. на Украине было около тысячи городов и местечек. По своему социальному положению мещане делились на богачей (купцы, ростовщики, владельцы ремесленных мастерских, цеховая верхушка, зажиточные ремесленники и торговцы) и городскую бедноту (подмастерья, ученики, слуги, батраки, вне цеховые ремесленники). В городах проживало также немало шляхты, крестьян, казаков, военных. Национальный состав городского населения отличался пестротой. Там жили украинцы, поляки, евреи, армяне, немцы и представители других национальностей.
Украинские города становились центрами ремесел и торговли. В первой половине XVII в. в городах Украины жили ремесленники 300 специальностей, которые объединялись в цехи, много было и вне цеховых ремесленников. Немало городских жителей занимались сельским хозяйством и промыслами. Они платили многочисленные налоги, несли повинности в пользу государства и феодалов.
Украинских горожан королевская администрация ограничивала в занятиях ремеслами, промыслами и торговлей, разрешала поселяться только в пригороде или запущенных кварталах.
Население городов Украины страдало от нападений отрядов татарских и турецких феодалов. Крымские орды внезапно нападали на города, захватывали или осаждали их, грабили и жгли, забирали горожан в неволю. В конце XV в. они дважды разрушали Киев.
4. Ремесла и промыслы
Монголо-татарское нашествие принесло огромный вред ремеслам на Руси. Погибло много ремесленников-умельцев, мастерские превратились в развалины. Ремесленное производство возродилось прежде всего на Галицкой и Волынской землях, где золотоордынское иго ощущалось меньше. Туда прибывали ремесленники из разных концов Руси, а также венгерские, польские и немецкие мастера. В XIII—XV вв. там развивались кузнечное, оружейное, сапожное, скорняжное (обработка кожи и мехов), ювелирное ремесла, а также литье колоколов. В XV в. во Львове трудились ремесленники около 40 специальностей. Ремесленное производство восстанавливалось во Владимире, Луцке, Каменец-Подольском, Кременце, Чернигове, Житомире, Переяславе, Черкассах и других городах. Выдающееся место как центр ремесленного производства на Поднепровье занимал Киев. Ремесленники работали и в селах, обеспечивая местный спрос на изделия, в частности на орудия земледелия и скотоводства, одежду и обувь.
Дальнейшее развитие ремесла порождало конкуренцию и стремление феодалов нажиться за счет простых тружеников. Тогда местные ремесленники начали уже в XIV в. объединяться в профессиональные общины — цехи, стоявшие на страже интересов трудящихся. В XVI в. во Львове существовало около 20 цехов: кузнецов, слесарей, шорников (изготовляли ременную сбрую и другие вещи), седельщиков, мечников и т. п. Возглавляли цехи зажиточные мастера, эксплуатировавшие подмастерьев и учеников. Чтобы стать полноправным мастером, они были вынуждены много лет тяжело работать, а потом выдержать сложный экзамен по специальности.
В XVI — первой половине XVII в. в городском ремесле начало возрастать вне цеховое ремесленное производство. Вне цеховых ремесленников в городах цеховики преследовали как своих нежелательных конкурентов. Этим искусственно сдерживалось ремесленное производство. Вместе с тем эта соревновательность, конкуренция способствовала повышению качества ремесленных изделий.
С давних времен в украинских городах и селах развивались разные промыслы: охота, рыболовство, пчеловодство, мельничное дело, производство железа, смолы, дегтя и др. Большинство промыслов принадлежало феодалам, и на них работали зависимые мещане и крестьяне. Феодалы старались выжать из промыслов побольше прибылей, а это вело к уничтожению лесов, истреблению дичи. Постепенно выделяются районы важнейших промыслов. Рудничество сосредоточилось преимущественно на Киевщине, Волыни и Подолии. Прикарпатье стало центром солеварения. Оттуда соль вывозилась чумаками в другие украинские земли, а также в Россию, Польшу, Литву, Венгрию, Молдавию. На Левобережье распространилось селитроварение (селитра использовалась для производства пороха). Ремесла и промыслы занимали важное место в экономике Украины, способствовали разделению труда, расширению товарного обмена и торговли.
5. Торговля. Усиление торговых связей Украины с Россией
Хозяйственное развитие способствовало укреплению связей между землями Украины, а также с соседними государствами. Даже в невероятно трудных условиях золотоордынского ига восстанавливалась международная торговля в Киеве, куда приезжали купцы из России, Польши, Австрии, Литвы, Молдавии, Италии, Византии и других стран. Киевские купцы посещали черноморские порты в Крыму. Львовские купцы успешно торговали в Молдавии. Вот интересный документ за 1460 г.: «Молдавский господарь и воевода Стефан IV подтверждает львовским и всем другим купцам Русской и Подольской земель, которые прибывают в Молдавию, их права и торговые льготы, предоставленные его предками, возобновляет плату пошлины купцами в г. Тегине (Бендерах) и позволяет львовским купцам иметь по купеческому обычаю заезжий дом в Сучаве».
Купечество Киева, Львова, Луцка, Каменца-Подольского и других украинских городов создавало свои объединения, чтобы конкурировать на рынках. В больших городах магистраты или владельцы-феодалы определяли места для торговли — базары, где в назначенные дни либо ежедневно велась бойкая торговля ремесленными изделиями, товарами промыслов, продуктами питания, скотом и т. п. Базары устраивались и в местечках, а иногда и в больших селах. В крупных городах по разрешению литовских князей и польских королей в определенное время года устраивались ярмарки, куда прибывали местные и иноземные купцы со своими товарами. Деньгами служили всевозможные монеты, которые чеканились в Польше, Литве, Чехии, Венгрии, России и других странах. Господствующее положение в торговле занимали феодалы, поскольку именно в их имениях производилось наибольшее количество товаров для продажи.
Торговле принадлежало главное место в укреплении связей Украины с Россией, которые не прерывались даже в условиях золотоордынского господства, власти феодалов Литвы и Польши. Это отражено в международных договорах. Например, русско-литовский договор 1427 г. гарантировал русским купцам свободную торговлю в Киеве. Русские купцы везли в украинские города в основном пушнину, железные изделия, оружие, кожаные и ювелирные изделия. На рынки России украинские купцы завозили зерно, стекло, гончарные изделия, бумагу, поташ, соль, гнали скот и лошадей. Для приезжих украинских купцов в пограничных городах России — Путивле, Рыльске, Севске строились дворы и склады. Торговые связи сближали украинский и русский народы, объективно способствовали подготовке условий для воссоединения Украины с Россией.
Список литературы
1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989
2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987
3. Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002
4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987
5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999