Украина после Второй мировой войны
Реферат
на тему:
УКРАИНА
ученицы 11 класса
средней школы № 352
Шепелевой Виктории.
2004 г.
II. Историко-общественные особенности развития Украины__________3
1) Обстановка в Западной
Украине_____________________________5
V. Политика Украины после II Мировой войны___________________________________7
1) Вхождение Крыма в состав Украины_____________________8
2) «Шестидесятники»______________________________________8
3) Нарастание кризисных явлений в политической жизни (вторая половина 60-х – середина 80-х годов). Свертывание демократии. Засилье бюрократизма. _________________________________________8
4) Украина на пути к свободе и независимости. Кризис советского общества.______________________________________________9
5) Новый этап демократического движения__________________9
6) Возникновение новых политических партий и движений______10
7) Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г. ___10
8) Акт о независимости Украины______________________________11
9) Всеукраинский референдум и выборы президента Украины 7 декабря 1991 года_____________________________________________________11
10) Распад СССР. Соглашение об образовании Содружества Независимых государств (СНГ).________________________________________11
11) Проблема принятия новой Конституции Украины___________12
1) Государственное устройство________________________________13
2) Экономика_______________________________________________14
VII. ДОБЫЧА НЕФТИ НА УКРАИНЕ_____________________________14
1) Разработка месторождений________________________________15
2) «Укрнефть» и бурение новых скважин_______________________15
3) Новейшие технологии в нефтедобыче________________________16
4) Заключение__________________________________________18
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________________________20
Общие сведения об Украине.
В июне 1990 года на географической карте мира возникло новое независимое государство - Украина, что венчало многовековую борьбу украинского народа за независимость и суверенитет. Украина - государство, расположенное в восточной части Европы. Территория - 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере - с Белоруссией, на северо-востоке и востоке - с Российской Федерацией, на северо-западе - с Польшей, на западе - со Словакией, на юго-западе - с Молдавией, Венгрией и Румынией, на море - с Россией, Болгарией, Турцией и Грузией. На юге Украину омывают Черное и Азовское моря. Протяженность границ - 8215 км. Протяженность сухопутного (речного, озерного) участка границы России с Украиной - 1925,8 км.
Историко-общественные особенности развития Украины.
Всю свою историю Украина (точнее, территории, занимаемые ныне этим государством) находились под чьим-либо военно-политическим влиянием, протекторатом. Украина никогда не была независимым государством (исключение – период государства восточных славян Киевской Руси).
Географически масштаб Украины велик – 603.700 кв.м., что превышает масштаб многих европейских держав. Несмотря на свою исторически сложившуюся политическую несамостоятельность, на Украине сейчас активизировались тенденции политического суверенитета. В современных государственных рамках сложно рассматривать Украину как государство, имеющее геополитический смысл: у нее нет ни глобальной мощной, единой для всего государства культурной идеи, ни этнической исключительности, ни географической уникальности.
Символика Украины
Государственный флаг Украины — сине-желтый. Герб Украины — трезубец.
Экономика Украины после II Мировой Войны
В период Второй Мировой войны (1939 - 1945 гг.) Украина испытала величайшие потери – около 4, 5 млн. погибших и 2 миллионов вывезенных на принудительные работы в Германию.
Неисчислимые бедствия принесла война украинскому народу. Колоссальный ущерб причинен народному хозяйству республики. Практически полностью были выведены из строя промышленные предприятия, электростанции, шахты, железные дороги, было разрушено и сожжено множество городов и сел, уничтожена материально - техническая база сельского хозяйства.
Процесс возвращения Украины к мирной жизни проходил в чрезвычайно тяжелых и неблагоприятных условиях. В течение 1941 — 1944 гг. по ее территории дважды прокатилась война. Гитлеровцы уничтожили около 3,9 млн. мирных жителей, погиб каждый шестой житель республики. Лишились крова около 10 млн. чел. Оккупанты разрушили и сожгли 714 городов и поселков, более 28 тыс. сел, более 16 тыс. промышленных предприятий, почти 33 тыс. школ, техникумов и вузов. После освобождения в республике осталось только 19% довоенной численности промышленных предприятий. Прекратили существование около 30 тыс. колхозов, совхозов, МТС. Общая сумма ущерба, нанесенного населению и народному хозяйству Украины, составила почти 1,2 трл. руб.
В первую очередь в послевоенный период восстанавливалась тяжелая и военная индустрия, обеспечивающая потребности фронта: электростанции; металлургические комбинаты, затопленные фашистами шахты, железные дороги. Большинство предприятий легкой и пищевой промышленности, колхозы и совхозы оставались полуразрушенными из-за нехватки сил и средств. Несмотря на переживаемые трудности, рабочий класс и крестьянство Украины потом и кровью восстанавливали разрушенное войной хозяйство Родины.
Результаты напряженного труда народа по восстановлению разрушенного хозяйства были впечатляющими: в 1950 г. промышленное производство на Украине на 15% превышало уровень 1940 г. В 1947 г. была отменена карточная система. Рост промышленного производства не привел к существенному повышению уровня жизни народа. К 1950 г. легкая промышленность едва достигла 80% довоенного уровня, ощущалась острая нехватка предметов потребления. К тому же денежная ре форма 1947 г. девальвировала рубль, «съела» личные сбережения и сопровождалась повышением цен. Острейшие противоречия восстановления экономики наиболее сильно проявились в сельском хозяйстве (к 1950 г. оно достигло около 60% от уровня 1940 г.), занимавшем второстепенное место и подвергшемся последствиям катастрофической засухи 1946 г., после которой центральные органы начали, по свидетельству Н. С. Хрущева, заниматься выбиванием хлебных запасов у населения. Кроме того, чтобы не допустить принятия рядом стран народной демократии плана Маршалла, И. Сталин приказал значительное количество хлеба вывезти в восточную Европу. В результате этого произвола на Украине разразился голод, унесший на Левобережье жизни 890 тысяч человек.
1) ОБСТАНОВКА В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ
Развитие западных областей Украины в послевоенные годы отличалось рядом особенностей. Советский строй столкнулся с враждебным отношением греко-католической церкви, сильным влиянием идей национализма среди населения, резко отрицательным отношением большинства крестьянства к коллективизации, вооруженными действиями со стороны подполья ОУН — УПА.
На западно-украинских землях были осуществлены:
— индустриализация (к 1951 г. промышленное' производство выросло на 230% по сравнению с 1945 г. и составило 10% промышленного производства республики); — коллективизация, которая завершилась к началу 50-х гг.; — социальные перемены (формирование местного рабочего класса, слоя украинских инженеров и техников и др.); — развитие образования (в 1950 г. в вузах Западной Украины обучалось около 33 тыс. студентов) и другие перемены. Эти преобразования проходили в условиях ожесточенных столкновений противоборствующих -сторон. Органы НКВД 'применяли репрессии, необоснованные обвинения честных тружеников в национализме, депортации в восточные районы страны (было выселено более 200 тыс. чел.); была запрещена деятельность греко-католической церкви. Со своей стороны УПА использовала партизанскую вооруженную борьбу, методы тер-152
рора, пыталась менять тактику по мере изменения обстановки. В начале 50-х гг. ОУН в УПА как организации прекратили существование в Западной Украине.
Тяжелыми, отмеченными изнурительным трудом, материальными трудностями, были послевоенные годы. Однако, к началу 50-х г. Украина достигла довоенного уровня экономического развития.
Послевоенный период характеризуется восстановлением разрушенной экономики, десталинизацией (1953-1959 гг.), хрущевской «оттепелью», появлением элементов демократизации , возрастанием национального самосознания В первой половине 50-х гг. согласно политике, связанной с деятельностью Н. С. Хрущева произошли:
— эксперименты в сельском хозяйстве (участие Украины в подъеме целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение новой системы севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины; попытки решения кадровых проблем села и др.)
— перемены в промышленности (решение о ликвидации отраслевых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции предприятий, увеличение выпуска товаров народного потребления и др.)
— проведение денежной реформы 1961 г.
— развитие социальной сферы (повышение жизненного уровня, рост доходов трудящихся на Украине между 1951 и 1958 г. на-230%) и др.
Хотя реформы Хрущева и содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ командно-административной системы, экономические преобразования не дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не произошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем.
В середине 60-х гг. состоялась непоследовательная попытка проведения хозяйственной реформы – системы мер по совершенствованию управления производством:
— усиление экономических методов управления промышленностью;
— расширение прав предприятий, перевод на хозрасчет;
— усиление экономического стимулирования.
Но сделаны лишь первые шаги, реформа в целом завершилась неудачей. Она вызвала сопротивление бюрократического аппарата, не затрагивала основ командно-административной системы, имела некомплексный характер. Экономика Украины продолжала идти по экстенсивному пути. Продолжались трудности и недостатки в развитии сельского, хозяйства, порожденные тем, что:
— перемены не подкреплялись экономическими мерами, не задевали положения отчужденного от земли крестьянина;
— в то время как распаханность земель на Украине достигла более 80% (для сравнения: в Венгрии — 37%, США — 23%), их использование оставалось крайне бесхозяйственным; — крайняя запущенность на селе социальной и духовной сферы (лишь не более 15% домов имели централизованное отопление, водопровод и канализацию, две трети населенных пунктов не имели торговых точек и столовых, 75% — Домов быта и т. д.);
— отрицательное воздействие административных методов руководства сельским хозяйством. Недооценивалось значение социального развития общества, стремительно надвигались экологические проблемы.
С начала 1980 - х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни. Хронически не хватало товаров, чтобы обеспечить внутренний рынок. Понижался уровень жизни населения. Это наблюдалось довольно давно, но поначалу удавалось выправить положение за счет продажи на Запад сырья - нефти, газа, древесины, а также благородных металлов и драгоценных камней. Однако к середине 1980 - х годов упала цена на нефть и газ, а также начала сокращаться сырьевая база. Перед новым (с марта 1985 года) генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым встала проблема - как изменить в лучшую сторону положение в стране? Было решено добавить в советскую плановую систему элементы рыночной экономики. Хотя о новом курсе, получившем название перестройки, было объявлено еще на апрельском пленуме 1985 года, фактические изменения появились в 1987 году. Начали организовываться кооперативы, многие предприятия стали переходить на бригадный подряд.
Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР в 1991 году поставил перед независимым государством много серьезных проблем:
— разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию;
— обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР, существенным бременем легло на бюджет;
— процесс инфляции достиг гигантской отметки — 3000% за год, что обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отношению к русскому рублю;
— либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;
— информационный вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных корреспондентов и т. п.) создает благоприятные возможности для политического манипулирования общественным мнением.
В октябре 1992 г. был направлен в отставку премьер правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель крупнейшего в Европе ракетно-космического комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от валового национального продукта, довести до 6%.
В сфере экономики до начала 1994 г. не удалось остановить спад производства, гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о приватизации, однако ее проведение практически не начиналось, за исключением некоторых объектов сферы обслуживания.
Политика Украины после II Мировой войны
На конференции в Сан-Франциско 1945 года УССР была принята в ООН как член- основатель этой организации.
После Второй мировой войны изменилась территория и численность населения УССР. В июне 1945 года Чехословакия отказалась от Закарпатской Украины, в сентябре окончательно определена советско-польская граница, от Румынии отошли территории оккупированной Буковины. 19 февраля 1954 года, в соответствии с декретом Верховного Совета СССР в состав Украины вошла Крымская область.
За годы войны возрос международный авторитет Украины: ей принадлежала весомая роль во внешней политике СССР. Основные направления внешнеполитической деятельности УССР в конце 40-х — 50-е гг.:
— урегулирование территориальных проблем с Польшей. При этом в ходе насильственной депортации из Польши было выселено 700 тысяч украинцев, соответственно из Украины — 788 тысяч поляков;
— завершение воссоединения украинских земель в едином Украинском государстве
— вхождение в состав УССР Закарпатской Украины (по договору между СССР и Чехословакией, заключенному 29 июня 1945 г.);
— участие в создании Организации Объединенных Наций в 1945 г., подписание и ратификация Устава организации, работа представителей Украины в комитетах и комиссиях ООН, в Совете Безопасности; основание в 1958 г. постоянного представительства Украинской ССР при ООН;
— сотрудничество украинской дипломатии с Администрацией помощи и восстановления объединенных Наций (ЮНРРА);
— работа в 50-е гг. в 16 международных организациях, подписание 60 международных договоров и конвенций;
— установление экономических, культурных и научных контактов с другими странами, деятельность Украинского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (создано в 1959 г.);
— поддержка движений в защиту мира, за прекращение гонки вооружений (Движения сторонников мира, Конгресса народов о защите мира в 1952 г. и др.), проведение в 1951 г. Первой Украинской республиканской конференции сторонников мира.
Общественно-политическая жизнь Украины в послевоенные годы отличалась сложностью и противоречивостью. Об этом свидетельствовали:
— результаты выборов (Советы различных уровней 1946, 1947 и 1948 гг., не отразившие реальных настроений народа);
— превращение народовластия в фикцию; формализм в работе Советов, профсоюзов, общественных организаций;
— дальнейшее усиление командно-административной системы управления (создание союзно-республиканских министерств не привело к расширению суверенных прав республик);
— злоупотребление властью, репрессии по отношению к партийным и советским кадрам.
1) ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение принимали единолично Г. Маленков, Н. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не имеющим юридической силы решение 1954 г., однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.
2) «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»
Либерализация общественно-политической и духовной жизни позволила сформироваться целому поколению «шестидесятников» (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы творческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен — В. Симоненко, Л. Костенко, Ё. Сверстюк, И. Дзюба, Я. Драч, Д. Павлычко и др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому языку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике. Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. «Шестидесятники» сыграли важную роль в общественно-политических процессах второй половины 80-х – начала 90-х гг., в провозглашении и становлении суверенного украинского государства.
Смещение Хрущева в октябре 1964 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине наступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденции.
3) НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 60-х — СЕРЕДИНА 80-х гг.)
СВЕРТЫВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ЗАСИЛЬЕ БЮРОКРАТИЗМА
Слабости и деформации в политико-управленческой сфере: некомпетентность руководства, отсутствие решительности в практических делах, благодушие и самоуспокоенность. После неудачи хрущевских реформ республиканские министерства в течение 1967—68 гг. были перестроены на союзно-республиканские, что означало усиление диктата союзного центра. В мае 1972 г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, проявлении местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербицкого — представителя брежневского клана по Днепропетровску.
В январе—мае 1972 года на Украине прокаталась волна очередных арестов интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Калинец, Е. Сверсток, И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухетач и др. В 1977—78 гг. власти репрессировали большую группу членов созданной 9 ноября 1976. г. Украинской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских договоров. Конституция СССР 1977 г. и Конституция УССР 1978 г. расходились с феодальной жизнью, закрепляли застойные явления в обществе. Хозяином государства оставался аппарат партийных органов и исполкомов Советов, которые находились над законом. В социально-политической сфере продолжал действовать сталинизм, хотя без репрессий: не осуществлялось право на свободу слова, демократическая активность людей признавалась инакомыслием, за которое могла последовать изоляция от общества. В условиях активизации национально-освободительного движения на Украине в 70-е —80-е гг. представители правозащитного движения: Л. Лукьяненко, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г.) входили в Украинскую группу содействия выполнения Хельсинкских соглашений и поднимали свой голос против пренебрежения конституционными правами народа, за действительный суверенитет Украины. Все они стали политзаключенными. Другие пополняли ряды эмигрантов. Преследованиям подверглись авторы талантливых произведений — 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко и др. Упущенные возможности в экономике, идеологический догматизм, застой в социально-политической жизни Украины, всего Советского Союза привели общество к кризису.
В начале 80-х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни: замедление темпов экономического развития привело к падению уровня жизни населения. Неудачная Афганская война и Чернобыльская катастрофа окончательно подорвали доверие к социалистической идее. Поэтому генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым на апрельском пленуме 1985 года был взят курс на изменение экономической, социальной и внешней политики СССР. Демократическая революция в России способствовала реализации права на самоопределение в отдельных союзных республиках, некоторые из которых провозгласили независимость.
4) УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ
КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.
Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая политическая и морально-психологическая обстановка, на формирование которой воздействовал целый комплекс факторов:
— обострение социально-экономического кризиса в обществе;
— углубление кризисных явлений в КПСС и КПУ, критика их деятельности;
— возможность в условиях гласности выражения неудовлетворенности официальным объяснением причин чернобыльской катастрофы и "действиями по ликвидации ее последствий, тяжелым экологическим и демографическим состоянием республики;
— серьезные проблемы в области национальной политики, прежде всего падение статуса украинского языка;
— обостренное внимание к «белым пятнам» украинской истории, национальной символике;
— рост значимости общечеловеческих ценностей и др.
В результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность перемен.
5) НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного демократического движения на Украине (его отличительная черта — переход от критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого этапа:
— с 1988 г. рост «неформального движения»;
— создание новых политических организаций и партий;
— ликвидация политического монополизма КПУ (затем запрещение ее деятельности после августовских событий 1991 г), начало формирования многопартийности;
— обострение политической борьбы в республике (забастовки шахтеров Донбасса в 1989 г. и 1990 г., выборы в Советы различных уровней в марте 1990 г., политическая голодовка студентов в октябре 1990 г., референдумы 1990 г. и 1991 г., президентские выборы и т. д.)
— деятельность Верховного Совета Украины (принятие 16 июля 1990 г. «Декларации а государственном суверенитете Украины», 24 -августа 1991 г. — «Акта провозглашении независимости Украины», разработка проекта новой конституции, подготовка и принятие законов и т. д.).
6) ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ
Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие роста политического и национального самосознания населения:
— организации «неформалов» (1989 г.);
— образование НРУ («Рух») в начале 1989 г., программа которого отстаивала идею суверенитета Украины, возрождения украинского языка и культуры, поднимала экологические проблемы и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое внимание обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Компартии Украины на власть;
— появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Украинская республиканская партия, Демократическая партия Украины, Украинская Крестьянско-Демократическая партия, Партия «зеленых» Украины и др. — всего 16 партий) и общественно-политических формирований (например, «Новая Украина» в 1992 г.);
— создание и деятельность общественных организаций («Зелений CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал», республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвет» и др.). В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост национально-освободительного демократического движения, усиливается социально-политическая активность народа, возрастает его национальное самосознание. В результате этого провозглашается государственный суверенитет Украины, начинается новый этап развития Украинского государства:
К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный кризис, связанный с острейшим противостоянием между старыми социально-политическими структурами и уже глубоко изменившимся обществом.
7) ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.
К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии достигло критической точки. С одной стороны, нарастали требования ускорить реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить процесс демократизации общества, создания правового государства. С другой стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правившую от имени народа, сохранить господство партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного комплекса, верность сталинизму и всему, что с ним связано, или, по крайней мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена попытка государственного переворота; Президент СССР — М. С. Горбачев внешне изолирован с семьей и помощниками на даче «Форос» в Крыму; Создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР Д. Стародубцева; В Москву введены войска. Сопротивление путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили «Белый дом» — резиденцию правительства и Верховного Совета России. Армия в целом отказалась поддерживать заговорщиков и перешла на сторону демократов. Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами, потребовал освобождения М. С. Горбачева. На Украине наиболее решительно против ГКЧП выступили демократические силы (Рух, новые политические партии; с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев). В результате попытка переворота провалилась. Сразу после провала путча и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала серия актов и деклараций о независимости. Это была своего рода защита республик в ответ на переворот.
8) АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством и принял «Акт провозглашения независимости Украины»: Одновременно было принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в организации путча, крах надежд на реформирование КПСС в современную, демократическую партию, вслед за Москвой, запретившей деятельность КПСС, в Киеве, 25 августа 1991 г. была запрещена деятельность Коммунистической партии Украины.
9) ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
В условиях острой политической борьбы, роста национального самосознания украинской нации, увеличения сторонников идеи национального возрождения и суверенитета Украины, нарастающего экономического кризиса, дезинтеграции бывшего Союза 1 декабря 1991 г. состоялся референдум и выборы Президента Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за «Акт провозглашения независимости Украины». (Несмотря на то, что на референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% население Украины высказывалось за сохранение единства СССР). На выборах Президента Украины в избирательный бюллетень были включены 6 кандидатов: В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукьяненко, Л. И. Табурянский, В. М. Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19,6 млн. чел. или 61,59%) получил Л. М. Кравчук — ставший таким образом первым Президентом независимой Украины.
10) РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей старой системы, смена экономических и политических форм жизни. В этих условиях оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.
10a) ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и создании нового объединения — Содружества Независимых Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении единого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в жизнеспособности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская партия выдвинули требования уйти из СНГ. Противоречия между государствами СНГ возникли на почве дележа экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса, военного имущества (спор между Россией и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиации, ядерного оружия).
Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации третьего исторического шанса — восстановления государственного суверенитета и независимости Украины. Но идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного законодательства и денежно-кредитного регулирования представители РСФСР требовали принять только российский образец. Однако республики не соглашались с предоставлением им банком России кредитов сроком на полгода при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный крах с попыткой создания «рублевой зоны нового типа».
11) ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности подняли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и морально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что:
— Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством;
— предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от федеративной или земельной);
— в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта — однопалатность.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к механизму его принятия:
— доработка и утверждение проекта как основы Конституции Украины;
— принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработка нового Основного Закона;
— принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.
Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:
— целесообразность федеративно-земельного устройства государства;
— двойного гражданства и двуязычия;
— отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособному организму.
Консолидации — жизненно важный для Украины ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз коммунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипломатические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной собственности. В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы президента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвидации ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и независимость Украины.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь.
Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по правам человека, то Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как государственного, особенно в Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным, Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев — лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%.)
В целом общественность и народ Украины после кровавых событий 3—4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.
Надо сказать, что Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года.
После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим правом каждого народа.
УКРАИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Государственное устройство.
Украина – республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).
Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.
Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма.
Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Председатель Верховной Рады Украины - Плющ Иван Степанович (избран большинством Рады 1 февраля 2000 г.).
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Виктор Андреевич Ющенко (с 22 декабря 1999 года).
Министр иностранных дел - Анатолий Максимович Зленко (вновь назначен указом Президента от 2 октября 2000 года).
Экономика.
Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.
Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское хозяйство – 26%, строительство – 10%, транспорт и связь – 6%.
Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны - агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.
В настоящее время Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.
ДОБЫЧА НЕФТИ НА УКРАИНЕ
Роль нефтяной промышленности в народном хозяйстве Украины велика. Страна не может обходиться без топлива, горюче-смазочных материалов, продуктов нефтехимии и всего того, что получают из нефти. Существование этой отрасли жизненно необходимо, и поэтому нужно приложить все силы для выведение ее из кризиса. От состояния нефтяной промышленности зависит общее состояние ТЭК, которое прямо влияет на развитие экономики, уровень жизни населения и роль государства в мировом сообществе.
Из общего количества добываемых запасов нефти мира более 96 млрд. т сосредоточены в недрах 13 стран Ближнего и Дальнего Востока. К странам, в которых тоже есть значительные добываемые запасы нефти принадлежат: Венесуэла –9,81, Россия – 7,06, Мексика – 5,72, Ливия – 4,24, Китай – 3,28, США – 3,11, Нигерия – 2,29 млрд. т. Всего в этих странах сосредоточено 35,51 млрд. т. В др. странах добываемые запасы нефти составляют от 0,07 до 1,2 млрд. т.
К последним, где добывание нефти находится в указанных пределах, принадлежит Украина. В недрах месторождений Украины на балансе на начало 1999 г. значится 959,8 млн. т, из них добываемые запасы составляют 46 млн. т, а остальные 813,8 млн. т относятся к категории труднодобывающейся нефти, которую существующими методами разработки, включая методы заводнения различной модификации и методы интенсификации, извлечь пока невозможно.
Большая часть труднодобывающейся нефти из указанных балансовых запасов (почти 300 млн. т) сосредоточена в горизонтах менилитовых отложений месторождений Западного нефтяного региона. В качестве примера сложности геологического строения можно привести открытое в 1976 г. Довбушанско-Быстрицкое месторождение. На этом месторождении расположены 3 структурных этажа менилитовых залежей с 34 самостоятельными горизонтами с эффективными толщинами от 2 до 15 м на глубинах от 1700 до 3600 м. Балансовые запасы в целом по месторождению составляют 32 млн. т, а по проекту из месторождения будет добыто всего 8,8% нефти от балансовых запасов. Поэтому, имея в Украине значительные запасы нефти, надо думать, как ее эффективно извлечь.
Украинская нефтедобывающая промышленность находится сейчас в тяжелом положении. У государства нет средств не то что на разработку новых месторождений, но и на поддержание стабильной добычи на старых.
Млн.т
5.5
5.0
4.5
4.0
1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 годы
Добыча нефти, вкл. газовый конденсат (млн.т)
ОАО“Укрнефть” – одно из крупнейших предприятий нефтяной промышленности на Украине. В его состав входят шесть управлений по разведке и добыче нефти и газа – “Охтырканефтегаз”, “Черниговнефтегаз”, “Долинанефтегаз”, “Полтаванефтегаз”, “Надворнанефтегаз”, “Бориславнефтегаз”, а также три газоперерабатывающих завода – Гнидинцевский, Качановский и Долинский, а также десятки других предприятий.
Государство закрывает глаза на то, что затраты на бурение новых скважин у “Укрнефти” относятся на прибыль, а не на себестоимость продукции, как во всех развитых странах. Если же учесть эти расходы, рентабельность сразу понизится до 15-20%. В компании надеются, что в этом году проблему удастся разрешить, так как без бурения нефтедобыча обречена. Новая скважина дает в шесть раз больше нефти, чем старая, а разведочное бурение помагает поддерживать запасы. На обустройство и строительство новых скважин, а также разведочное бурение ежегодно необходимо выделять сумму, эквивалентную 200 млн. долл., считает председаталь правления ОАО Д.Егерь, «иначе через 3 года останемся совсем без бурения».
Последние годы прирост запасов нефти был меньше ее годовой добычи. Вдобавок “Укранефть” сократила объем бурения: разведочного – в 5 раз, а эксплуатационного – почти на 30%. Единственная причина такого положения – отсутствие финансирования.
Таблица №3 Основные показатели деятельности по нефтеразведке и бурению ОАО «Укранефть» в 2004 г.
Показатели |
Ед. измерения |
План |
Факт |
Проходка: в т. ч. эксплуатационная разведочная |
тыс. м |
144,8 7,7 |
147,7 7,9 |
Введение новых скважин: в т.ч. нефтяных газовых |
скважина |
37 26 |
53 38 |
Объем капитальных вложений разведка |
млн. грн. |
15 |
18 |
Балансовая прибыль: в т.ч. буровые организации геофизические предприятия |
млн. грн. |
418,5 14,9 2,1 |
553,7 16,5 2,4 |
Проблеме максимальной добычи нефти из залежей в мире уделяли внимание еще в 20-х годах, а крупномасштабные работы начались в 50-х годах. Сегодня в мире определились два основных направления работ по повышению нефтеотдачи пластов третичными методами: тепловые и физико-химические методы воздействия. В Украине над проблемой максимального извлечения нефти с помощью третичных методов начали работать в начале 50-х годов. Сначала проводился большой объем теоретических и эксперементальных исследований по применению теплоносителей (горячей воды и пара), а затем были опытно-промышленные исследования на объектах НГВУ «Бориславнефтегаз» и «Черниговнефтегаз». Украинские специалисты и ученые свои исследования направили на создание новой технологии для максимального извлечения маловязкой нефти и были пионерами в этой области, потому что у многих исследователей мира сложилось мнение, что теплоносители могут дать положительный результат только если применять их на залежах с высоковязкой нефтью.
В результате была разработана и предложена новая технология повышения нефтеотдачи с помощью теплоносителей в сочетании с заводнением. Этими исследованиями было доказано, что, воздействуя таким образом на пластовую систему, можно извлечь до 25% маловязкой нефти от начальных балансовых запасов из старых энергетически истощенных залежей.
На участке Бориславского месторождения на площади 15 га, где ранее применялись все традиционные методы воздействия, за время применения предложенной технологии было извлечено более 5 тыс. т дополнительной нефти, а коэффициент нефтеотдачи увеличился на 0,23.
Вторично этот метод был испытан на месторождении на площади 17 га (участок Мириам) с более сложным геологическим строением, похожим на менилитовые отложения. Хотя по техническим причинам были существенные нарушения, но, несмотря на это, за период процесса было извлечено почти 70 тыс. т дополнительной нефти, что составляет 20% от начальных балансовых запасов. На менилитовых отложениях Луквинского месторождения и ныне нагнетается горячая вода. На сегодняшний день уже добыто 176 тыс. т дополнительной нефти.
Кроме вышеупомянутых технологий, украинскими учеными был разработан принципиально навый метод – растворения нефти в воде с высокими термодинамическими параметрами, который был одной из тем расмотрения на Х всемирном нефтяном конгрессе. Но промышленные исследования на одном из горизонтов Гнединцевского месторождения глубиной 1800 м из-за прекращения финансирования так и не удалось завершить.
На этом же месторождении на горизонте глубиной 1830 м был проведен еще один уникальный процес по новой технологии, разработанной в Украине – создание внутрипластового очага горения. В результате, по данным ОАО «Укрнефть», было извлечено более 300 тыс. т дополнительной нефти, которую из указанного горизонта в связи с полным его обводнением существующими методами добыть было невозможно.
Высокой технологической эффективностью извлечения нефти в результате указанных исследований была доказана возможность применения тепловых методов для значительного повышения нефтеотдачи залежей со сложным геологическим строением, содержащих нефть малой вязкости. И хотя перечисленные промышленные процесы проводились как опытные, они оказались экономически рентабельными.
Исследования по физико-химическим методам повышения нефтеотдачи пластов в Украине были начаты в 60-х годах сначала в лабораторых условиях, а в 70-х годах – в промышленных. Первые промышленные исследования по применению химреагентов проводились на Струтинском и Старосамборском нефтяных месторождениях. Хотя они и не были завершены, дополнительная добыча нефти составила соответственно 99,7 и 78,2 тыс. т.
Третьим объектом был горизонт П-3 Лелякивского месторождения, из которого было извлечено более 30 тыс. т дополнительной нефти. Но исследования по применению химреагентов не были завершены. Однако некоторые исследователи и за границей, и у нас осторожно относятся к применению химреагентов с целью повышения нефтеотдачи вследствие его дороговизны и получения не очень высоких результатов разработки.
В середине 80-х годов снова начали работать в направлении бурения и использования горизонтальных (ГС), боковых горизонтальных (БГС) и разветвленных горизонтальных скважин (РГС).
В условиях спада добычи нефти и, как результат, снижения коэффициента нефтеотдачи залежей, особое значение приобретают проблемы максимального использования существующих запасов. Благодаря усилиям нефтяной науки и накопленному опыту нефтяная промышленность Украины может применять новые технологии повышения нефтеотдачи.
Поэтому по заданию Госнефтегазпрома АО «УкрНГИ» разработало программу завершения исследовательско-промышленных работ и применения третичных методов повышения нефтеотдачи на нефтяных объектах Украины до 2010 года. Предусматривается применить в промышленных масштабах новые технологии третичных методов повышения нефтеотдачи на первоочередных объектах. Например, тепловые воздействия можно применить на Долинском месторождении: из опытного участка горизонта клибских песчаников в результате применения теплоносителя на площади 63,5 га в течение 10 лет можно извлечь 166 тыс. т дополнительной нефти. Без применения способа за эти же годы можно добыть 12 тыс. т нефти. Процес термозаводнения можно осуществить на верхнеюрском горизонте Кохановскго месторождения. Поскольку площадь этого блока не разбурена, предлагается вариант, по которому можно использовать и добывающие, и нагнетательные скважины с горизонтальными стволами, что позволит охватить процесом вытеснения нефти 2/3 части очерченной площади блока и получить более 1900 тыс. т дополительной нефти.
Для выполнения предложенной программы требуется 470 млн. грн. С учетом расходов стоимость дополнительной нефти составит 70 долларов зо тонну. Программа позволила бы стабилизировать добычу жидкого топлива в Украине.
В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики.
Достижение Украиной независимости и распад бывшего единого союзного топливно-энергетического комплекса требует скорейшего решения двух взаимосвязанных проблем: формирование рациональной структуры нефтегазовой промышленности и поиск путей максимального обеспечения нашей страны собственными ресурсами энергоносителей в специфических условиях перехода к рыночной экономике.
Необходимо увеличение объемов поисково-разведочного и эксплуатационного бурения, технического переоснащения геофизических, буровых и нефтегазодобывающих предприятий, создание собственного нефтегазового машиностроения, научного обеспечения всего цикла работ. Одной из первоочередных задач является реконструкция нефтеперерабатывающих заводов, введение в эксплуатацию новейших технологий.
Следует решить проблемные вопросы энергосбережения, охраны окружающей среды и продолжения научных исследований в этой отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинкова О. “Нефть и газ Украины: Возможность уменьшения зависимости от российского экспорта” //Бизнес-Информ.-1998.-№15 с.29-31
2. Пироненко Л. Г. «Экономика Украины» 1991 г.
3. Албанов О. Л. «Взаимоотношения Украины и России» 1997 г.
4. Китенко П. Н. «Политическое устройство Украины» 1999 г.
5. Черемных Ю. Б. «История Украины» 2003 г.