Украина в условиях десталинизации (1956-1964): социально-экономическое развитие. Попытки преодоления...
Украина в условиях десталинизации (1956-1964): Социально-экономическое развитие. Попытки преодоления административно-командных методов управления и их неудачи
Вторая мировая война привела к значительным изменениям в Украине.
Во-первых, были воссоединены все украинские земли в составе единой державы.
Во-вторых, украинский народ, внесший огромный вклад в Победу, на данном этапе не добился независимости. Украина продолжала развиваться в составе СССР. Но победа создала необходимые предпосылки для достижения украинским народом независимости в будущем.
В-третьих, весомый вклад Украины в победу способствовал повышению ее международного авторитета. Украина стала соучредителем и членом Организации Объединенных Наций со дня ее основания (Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств, в том числе делегацией УССР, и вступил в силу 24 октября 1945 г.). В качестве члена ООН Украина участвовала в работе ряда ее департаментов, служебных структур, в том числе Комиссии по правам человека, гуманитарно-культурной и др. В разные годы УССР избиралась членом Экономического и Социального Советов ООН, временным членом Совета Безопасности ООН. Как видим, Украина вышла на международную арену, что создавало одну из важных предпосылок ее предстоящего независимого развития.
В-четвертых, война и последующее урегулирование территориальных вопросов сопровождались перемещением большого количества людей, существенными переменами в этническом составе населения Украины. В годы войны с украинских земель было выселен 50 тыс. немцев и 200 тыс. крымских татар. В результате гитлеровского геноцида более, чем в три раза уменьшилось еврейское население (осталось около 800 тыс. человек). В 1944 - 1946 гг. из Украины в Польшу переселились около миллиона человек, преимущественно польского населения. В свою очередь, из Польши в Украину переехало 520 тыс.украинцев. Заметно выросла численность русского населения в Украине: с 4 млн. человек в 1939 г. до 7 млн. - в 1959 г. Анализ этих изменений позволил историкам сделать вывод о том, что Украина из многонационального сообщества превратилась в основном в двухнациональное.
Переход Украины к мирной жизни осуществлялся в тяжелых условиях. В ходе войны она понесла огромные материальные и людские потери. Официальные источники свидетельствуют, что немецкие оккупанты разрушили 714 городов и поселков городского типа, свыше 28 тыс. сел. Более 10 млн. человек остались без крова. Была разрушена промышленность, разграблено сельское хозяйство. Украина потеряла около 10 млн. человек.
После окончания войны был разработан четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946 - 1950 гг.).Возможность проведения в стране кардинальных социально-экономических и политических изменений появилась после смерти в марте 1953 года И.В. Сталина, когда управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Г.М. Маленкова, Л.П. Берия и Н.С. Хрущева. Вследствие сложной борьбы на политическом «олимпе» к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, который сделал первую попытку реформирования командно-административной системы. На XX съезде партии (февраль 1956 года) начался процесс десталинизации: частичная критика сталинского тоталитаризма, ликвидация системы ГУЛАГа и реабилитация репрессированных, либеральный период «оттепели» в духовной жизни общества. Конечно, Н.С. Хрущев не ставил своей целью радикальное реформирование планово-административной модели: было стремление повысить общую эффективность советской экономической системы с точки зрения как внутреннего состояния экономики, так и стратегических интересов образовавшейся после Второй мировой войны мирной социалистической системы хозяйства; более того, Н.С. Хрущев, будучи, естественно, продуктом и заложником административной системы, пытался реформировать данную систему ее же методами, что делало его реформы изначально недостаточно эффективными.
После смерти Сталина встал вопрос о путях дальнейшего развития общества. Необходимость перемен осознавала советская элита. Назрела насущная потребность избавить общество от беззакония и репрессий, осуществить демократические преобразования в стране. Первые шаги в направлении демократизации Украины были сделаны уже в 1953 г. В марте фактически, а в сентябре официально первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С. Хрущев. В союзных республиках начались значительные кадровые изменения, перестановки в руководстве. Первым секретарем ЦК КПУ впервые был избран украинец А. Кириченко, Верховный Совет Украины возглавил Д. Коротченко, а Совет Министров - Н. Кальченко.
Под руководством Н.С. Хрущева были проведены следующие преобразования: 1) органы госбезопасности были лишены особых полномочий и поставлены под контроль государственных и партийных органов. В результате практически была обеспечена безопасность людей; 2) начата работа по реабилитации невинно осужденных в годы культа личности Сталина. Из гулагов стали возвращаться оставшиеся в живых жертвы сталинизма; 3) устранялись извращения национальной политики. До 1957 г. в Украину вернулось 65 тысяч депортированных членов семей так называемых националистов; 4) Повышена роль Украины в СССР. С этой целью в 1954 г. необыкновенно помпезно была отпразднована 300-летняя годовщина воссоединения Украины с Россией. В начале 1954 г. город Проскуров был переименован в Хмельницкий, а Каменец-Подольская область - в Хмельницкую область. Однако важнейшим событием, связанным с годовщиной Переяславской Рады, стала передача Крыма из состава РСФСР в состав Украины. В Указе Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области от 19 февраля 1954 г. говорится, что этот акт осуществлен с учетом общности экономики, территориальной близости, а также тесных хозяйственных и культурных связей между Крымом и Украиной; 5) была развернута критика культа личности Сталина. В 1956 г. на ХХ съезде КПСС Н. Хрущев сделал доклад "О культе личности Сталина", критика хотя и была резкой, однако недостаточно глубокой, так как не касалась самой системы и всех причин порождения режима личной власти Сталина. Причина культа виделась лишь во вражеском окружении и в чертах характера Сталина.
После ХХ съезда КПСС началось избавление советского общества от наиболее одиозных черт, которые тормозили его развитие, сдерживали процесс либерализации, прежде всего в духовной сфере. Можно с уверенностью сказать, что в 1953 - 1956 гг. наступила "оттепель", которая вселяла уверенность в демократические перемены в обществе, в обновление национальной политики государства.
С позиций сегодняшнего дня видно, что "оттепель" была тогда вызвана не только личным желанием Н. Хрущева. Изменений не в меньшей степени требовала и сама жизнь. Западные страны уже тогда вступили в этап научно-технической революции. Соревнование двух систем требовало новых темпов в развитии советского общества, ускорения экономического движения, повышения жизненного уровня. В интересах самосохранения системы и было проведено реформирование общества, освобождение его от почти полной международной изоляции.
Однако, Хрущев, как и Сталин, не смог реально оценить перспективы развития общества. На XXI съезде КПСС в 1959 г. с его подачи был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и провозглашен лозунг о развернутом строительстве коммунизма, а в 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята Программа построения в основном коммунистического общества к 1980г.
В Украине в начале 60-х годов на закрытых судебных заседаниях судили людей за "антисоветскую национальную пропаганду" в Тернополе, Черновцах, Луцке, Днепропетровске, Ровно, Луганске Суммах и других городах. На встрече представителей украинской творческой интеллигенции с идеологическими работниками в апреле 1963 г. резкой критике подверглись И. Драч, Н. Винграновсинй, С. Голованивский.
Развернулась кампания против тех, кто уделял "чрезмерное внимание" негативным явлениям сталинского периода. В печати, на собраниях творческих союзов началась травля "шестидесятников". Все больше звучали обвинения в "формализме", "космополитизме", отходе от марксизма- ленинизма. Словесные обвинения сопровождались административными воздействиями. Сначала начали ограничивать публикации "шестидесятников" в литературных журналах, газетах. Затем стали запрещать литературные вечера, закрывать клубы творческой молодежи. Все это свидетельствовало о начале сворачивания процессов либерализации и появлении первых признаков поворота к неосталинизму. Боясь утратить контроль за ситуацией в обществе, власть начала наступление на "шестидесятников". Она оставалась верной официальной доктрине отсутствия антагонистических противоречий в советском обществе, полного и окончательного решения национального вопроса в СССР.
В начале 50-х гг. завершилось восстановление народного хозяйства Ук- раины. Сложились реальные предпосылки для проведения социально- экономических реформ. К тому времени путь экстенсивного развития экономики страны исчерпал свои возможности. Отдельные отрасли народного хозяйства, как и ранее, продолжали отставать в своем развитии. Наибольшие трудности переживало сельское хозяйство. В стране не хватало хлеба, крупы, мяса, молока. Поэтому первые шаги нового руководства были направлены на подъем сельскохозяйственного производства.
Реформы начались с того, что было значительно улучшено положение наиболее бесправной, униженной части населения- колхозников. Колхозникам стали выдавать паспорта, которых они не имели со времени введения паспортной системы в Украине в 1933 г. Теперь крестьяне могли переходить из одного хозяйства, района в другой, переезжать в город, т.е. становились полноправными гражданами. Благоприятно повлияли на обстановку в деревне снижение налогов на крестьян, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию. В качестве положительных мер экономического стимулирования крестьянства следует отметить введение ежеквартального денежного финансирования колхозников на трудодни, натуральной дополнительной оплаты труда колхозникам и механизаторам МТС в растениеводстве и животноводстве.
Важнейшим значением для развития производства и улучшение быта сельских жителей республики было разрешение свободно подключаться колхозам к государственным электролиниям. В связи с этим началась широкая электрификация сел. Уровень жизни колхозников постепенно улучшался.
К числу наиболее весомых мероприятий аграрной политики следует отнести освоение целинных и залежных земель, начатое в 1954 г. в районах Казахстана, Сибири и Урала. Однако наступление на целину велось штурмом без должной научной обработки. Для Украины освоение целины обернулось отвлечением значительных материальных и людских ресурсов. В 195б г. на целину из Украины были переброшены тысячи тракторов, 80 тыс. опытных работников сельского хозяйства. Однако результаты освоения целины не оправдали материальных затрат, целинная программа надолго законсервировала экстенсивный характер сельского хозяйства.
По замыслу реформаторов сбор зерна должен был вырасти вследствие значительного увеличения посевов кукурузы. Она должна была сыграть важную роль в укреплении кормовой базы животноводства. Кампания по увеличению посевов кукурузы началась в 1955 г. Увлечение кукурузой обернулось для Украины резким сокращением посевов пшеницы. Зерновую проблему полностью разрешить так и не удалось. После неурожая 1963 г. зерно начали импортировать из США и Канады.
Большие надежды возлагались на реорганизацию машинно-тракторных станций (МТС). В 1958 г. МТС были ликвидированы, а их техника и машины проданы колхозам. На базе МТС в республике было создано 700 ремонтно-тракторных станций. Однако осуществление этой реформы вследствие поспешности и непродуманности повлекло за собой немалые перегибы. К их числу относится поспешная продажа техники колхозам. Реорганизация должна была осуществляться постепенно, с учетом возможностей колхозов, но фактически завершилась уже к началу 1959 г. Колхозы за год выкупили всю технику МТС, заплатив за нее огромные деньги. В итоге на колхозы обрушилась огромная сумма долга, Поспешность в реорганизации МТС подорвала экономику колхозов. Это вынудило их снизить оплату трудодня. Кроме того, возникла проблема ремонта техники из-за недостатка квалифицированных кадров в колхозах. Вследствие этого техника быстро изнашивалась, а то и вовсе выходила из строя.
В конце 50-х гг. в практике руководства сельским хозяйством окончательно возобладали субъективизм и волюнтаризм, возврат к административно-командной системе, что в значительной мере свело на нет эффективность реформ. Так, отрицательно сказались на развитии села такие меры, как укрупнение колхозов, изъятие в 1957 - 1958 гг. коров в личных крестьянских хозяйствах с целью увеличения колхозно-совхозного поголовья скота, что нанесло непоправимый ущерб животноводству республик . К подобным волюнтаристским методам можно отнести и тот факт что в это время стала проводиться в жизнь концепция отмирания личного подсобного хозяйства крестьян, наличие которого якобы тормозило утверждение на селе социалистических отношений. Не дала положительных результатов и перестройка управления сельским хозяйством. В марте 1962 г. начали создавать производственные колхозно-совхозные управления, что еще больше усложнило руководство сельскими районами.
Все это привело к падению темпов роста сельскохозяйственного производства, резкому обострению зерновой проблемы, ухудшению продовольственного снабжения. Просчеты в аграрной политике и неурожай 1963 г. обострили продовольственную проблему. Задания по продаже хлеба государству Украина не выполнила. Не случайно осенью 1963 г. в магазинах городов Украины продавали хлеб, выпекавшийся преимущественно из помола кукурузы и гороха. Крупы в ограниченных количествах выдавались по карточкам. К прилавкам магазинов потянулись длинные очереди.
Таким образом, эксперименты в сельском хозяйстве конца 50-х - начала 60-х гг. свели почти на нет предыдущие достижения и привели его в кризисное состояние. Это явилось результатом несвоевременных, оторванных от сельской жизни решений.
В отличие от сельского хозяйства реформы в промышленности были более удачными. Н. Хрущев понимал, что сохранение старой системы планирования и управления промышленностью означало сохранение мощного административно-бюрократического аппарата, который сопротивлялся любым изменениям в целях обновления общества. До середины 50-х гг. планирование и управление народным хозяйством Украины почти полностью сосредоточивалось в Москве. Большинство важнейших отраслей промышленности управлялись союзными министерствами.
Важным шагом на пути приближения управления к производству явилась передача с 1953 по 1956 год около 10 тысяч предприятий и учреждений в подчинение Украинской ССР, что увеличило часть республиканской промышленности с 36,0 до 76,0 процента. Было начато сокращение управленческих работников. В конце 195б т. Н. Хрущев усилил наступление на бюрократию. Была предпринята попытка частично децентрализовать руководство экономикой. Весной 1957 г. был принят закон о советах народного хозяйства. Вместо старой системы отраслевого, вертикального централизованного управления вводилась система совнархозов, которые призваны были осуществлять территориальное планирование и управление промышленностью и строительством в соответствующих экономических административных районах.
По этой реформе было ликвидировано 10 союзных и 15 союзно-республиканских министерств. Почти вся промышленность республики перешла в подчинение Совета Министров УССР, в том числе совнархозов и местных советов депутатов трудящихся. В результате Украина получила невиданную до этого экономическую самостоятельность.
Так была нарушена долголетняя практика планирования всей промышленности.
В новых условиях промышленность республики сразу же стала работать лучше. Повысилась производительность труда, улучшилось качество продукции, расширился ее ассортимент.
В 1958 г. было начато выполнение широкой химизации народного хозяйства. Химизация внесла много прогрессивного в развитие экономики. Но зачастую строительство химических предприятий не было достаточно продумано с экологической точки зрения, что привело к появлению химических заводов в курортных и промышленных зонах, где нарушались элементарные нормы и требования к охране окружающей среды.
К достоинству экономической политики Н. Хрущева следует отнести то, что в ней стало больше внимания обращаться на социальные проблемы. Н. Хрущев и его окружение, как и ранее, считали, что ведущее место в экономике должна занимать тяжелая промышленность, однако в отличие от сталинской эпохи стало гораздо больше внимания уделяться группе "Б" - пищевой, легкой промышленности, производству товаров народного потребления.
В 1953 году был принят план развития легкой и пищевой промышленности, который довольно скоро дал результаты. В магазинах увеличилось количество продуктов, в продаже появились первые отечественные холодильники, телевизоры, пылесосы, стиральные машины и др.
Немало было сделано для улучшения условий жизни людей. Начиная с 1956 г. было принято ряд документов направленных на сокращение рабочего дня, снижение некоторых налогов, повышение пенсий и заработной платы низкооплачиваемым работникам, увеличение отпуска по беременности и после родов и др. С Средняя заработная плата рабочих и служащих выросла на одну треть. Благодаря массовому жилищному строительству (панельным пятиэтажкам), развернувшемуся в те годы, миллионы людей смогли переселиться из подвалов, коммуналок, бараков в новые квартиры. Жилищная реформа сняла остроту проблемы.
Немаловажное значение имела пенсионная реформа, которая сделала для миллионов людей возможным сносное, хотя и скромное существование. Результативными оказались реформы в области системы образования и науки, проведенные в конце 50-х гг. Принципиальная суть перестройки системы образования состояла в признании необходимости с первых школьных лет готовить учащихся к тому, чтобы они в дальнейшем принимали участие в производительном труде
В области науки были реабилитированы ее целые отрасли, такие как генетика, кибернетика. Было начато использование атомной энергии в мирных целях, осуществлено электрификацию железных дорог и др. позитивное воздействие на развитие научного и культурного потенциала республики.
В целом реформы в образовании и науке были весьма своевременными и оказали позитивное воздействие на развитие научного и культурного потенциала республики.
В конце своей политической карьеры Н. Хрущеву пришлось столкнуться с новыми трудностями в экономике, где реформы не давали желаемых результатов. В начале 60-х гг. сложилось весьма тревожное положение в народном хозяйстве. Происходит сокращение темпов развития промышленности, которые на протяжении 50-х гг. составляли около 12 процентов, а за семилетку (1959 - 1965 гг.) - 9 процентов в год.
Значительно ухудшились показатели экономического развития Украины. Вместо того, чтобы осуществить глубокий анализ, выработать действенные оздоровительные меры в экономике, Н. Хрущев, будучи убежденным во всесилии организационных перестроек, летом 1962 г. выдвигает идею о разделении партийных, советских и общественных органов по производственному принципу. С его точки зрения такое разделение давало возможность обеспечить более конкретное руководство промышленностью, строительством и сельским хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных вопросах. В соответствии с этими реформами были ликвидированы сельские райкомы партии, взамен им создавались парткомы производственных колхозно-совхозных управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты, в областях- сельские и промышленные обкомы партии.
Это было субъективное и поспешное решение. Оно создало лишь дополнительные трудности в управлении государством, что вызвало острое недовольство у многих работников партийных органов.
Реформаторский хаос в экономике, авантюристические эксперименты и проекты привели к дестабилизации и в социально-бытовой сфере. Все чаще стали возникать дефициты необходимых товаров, даже на хлеб. В 1962 г. на 30 процентов были повышены розничные цены на мясо и масло. Все это вызывало массовое недовольство политикой государства.
В октябре 1964 г. состоялся верхушечный переворот, в результате которого H.С. Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК за допущенные ошибки и неправильные действия.
Падение Н. Хрущева негативно сказалось на политическом положении в Украине. Оно оборвало полосу реформ, которые при всех недостатках либерализировали и гуманизировали советское общество. Уже в 1965 г. были ликвидированы совнархозы и восстановлена отраслевая система планирования и управления промышленностью и строительством. Это, в свою очередь, привело к ограничению прав и компетенции республики, а затем к полному подчинению экономики Украины центральным министерствам и ведомствам. Фактически приостановилась реабилитация, началось наступление на "шестидесятников".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что первая попытка реформирования советского общества не увенчалась успехом. Причин здесь несколько. Они состоят в следующем:
"оттепель" начиналась по инициативе высшего партийного руководства, чье сознание и мышление сформировано в эпоху сталинизма. Более того, эти люди были причастны к сталинским методам руководства, а это сковывало их инициативу, негативно сказывалось на понимании самой идеи реформирования. Поэтому преобразования этого периода отличались непоследовательностью, поспешностью и противоречивостью;
командно-административная система не была подвержена реформированию. Руководство страны не могло пойти на реформирование самой системы, а тем более ее ликвидацию;
глубина демократических преобразований была весьма ограниченной. Как следствие этого, ни одно политическое начинание не было доведено до конца. Десталинизация имела в основном разоблачительный характер, а многие экономические проблемы пытались решать с помощью административных приемов;
в ходе проведения реформ было допущено немало тактических ошибок: постоянная перестановка кадров, субъективизм и волюнтаризм в политике, формирование собственного культа.
Тем не менее, несмотря на всю противоречивость и непоследовательность реформ, политическая "оттепель" состоялась.Таким образом, в результате аграрных «экспериментов» в начале 1960-х годов советское сельское хозяйство оказалось в состоянии серьезного кризиса: например, за период 1960 – 1964 годов сельскохозяйственное производство увеличилось всего на 11%, а среднегодовой прирост аграрный продукции составил +1,5 – 2%. В 1963 году в связи с засухой и неурожаем резко обострилась ситуация на хлебном рынке, и впервые в истории Советской России начались массовые закупки зерна (13млн т) за границей за счет наличного золотого запаса. В 1961 году в качестве скрытого метода борьбы со скрытой инфляцией была проведена денежная реформа: обмен старых денег на новые купюры в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата, но покупательная способность новых денег при этом продолжала снижаться. В 1962 году правительство повысило цены на мясо и мясные изделия на 30%, на масло – на 25%, что вызвало социальное недовольство в обществе: например, расстрел войсками в 1962 году демонстрации жителей г. Новочеркасска.
В промышленном секторе реформаторская деятельность Н.С. Хрущева имела два основных направления:
1) изменение технической политики: отказ от «теории» об отсутствии морального износа техники при социализме и попытка использования новых промышленных технологий начавшейся в 1950-е годы мировой научно-технической революции (НТР) для преодоления постоянного и прогрессирующего технологического отставания экономики от западных стран, которые, внедряя раньше и эффективнее в производство достижения НТР, переходят к постиндустриальной экономической цивилизации. И действительно, в хрущевский период был достигнут значительный рывок советской науки и техники – атомная энергетика, ракетные технологии, космическая программа, но, к сожалению, новые технологии использовались прежде всего в военно-промышленном комплексе, слабо генерируя в гражданские отрасли производства;
2) управленческая реформа 1957 года: переход от вертикальной (отраслевые министерства) структуры управления к горизонтальной модели – территориальные советы народного хозяйства (совнархозы) в крупных экономических административных районах. Конечно, переход к децентрализации управления дал первоначальный эффект с точки зрения регионального управления, планирования и комплексной организации экономики, но затем появились новые негативные моменты: усиление местнических тенденций, замкнутость регионов, проблемы межотраслевой координации, региональная бюрократия, действие центробежных процессов.
Необходимо также отметить активную социальную политику Н.С. Хрущева по сравнению со сталинским периодом: повышение минимальной заработной платы; рост среднемесячной зарплаты с 78 руб. в 1958 году до 95 руб. в 1965 году (например, если уровень зарплаты 1928 года взять за 1, то в 1954 году она составила 1,19); закон о пенсионном обеспечении; отмена обязательной подписки на государственные займы; закон о сокращении рабочей недели; снижение налогового давления; стимулирующая демографическая политика; отмена всех видов оплаты за школьное и высшее образование; реформа системы образования; увеличение выпуска товаров народного потребления. Значительный социальный эффект имела крупномасштабная жилищная программа: например, за 10 лет (1955 – 1964 годы) городской жилищный фонд увеличился на 80%, а за 1956-1960 в новые квартиры переселились почти 54 миллиона человек.
К середине 1960-х годов был достигнут предел на пути частичного реформирования командно-административной системы. Дальше надо было решиться на более кардинальные перемены во всех сферах экономики и общества, но политическое руководство страны уже не смогло этого сделать. «Лимит времени», отпущенный Н.С. Хрущеву, был исчерпан, как был исчерпан и его собственный политический и интеллектуальный потенциал, и потенциал номенклатурной «либерализации». На октябрьском (1964) Пленуме ЦК партийная номенклатура обвинила Хрущева в «волюнтаризме и субъективизме», и в результате своеобразного «дворцового переворота» к власти в стране пришли новые лидеры: Л.И. Брежнев – Первый секретарь ЦК партии и А.Н. Косыгин – Председатель Совета Министров.