Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Век Александра Македонского

Век Александра Македонского













Реферат

«Век Александра Македонского»


Македония издавна считалась греками отсталой, дикой областью, принадлежность же ее постоянно воюющих между собой обитателей к эллинскому племени была весьма сомнительна. Только в V веке до н. э. Греция признала македонских царей потомками Геракла и допустила их к участию в Олимпийских играх. Во время греко-персидских войск македонцы попытались использовать персов, чтобы захватить северные области Греции, однако когда обстановка изменилась, перешли на сторону эллинов. Во время Пелопоннесской войны македонский царь Пердикка (454 - 13 годы до н. э.) принял сторону Спарты и смог отторгнуть от Афинского союза Халкидику. Царь Архелай (413 — 399 годы до н. э.) окончательно эллинизировал Македонию. Он окончательно подчинил себе местную знать, провел военную реформу, построил хорошие дороги, связавшие все крупные города страны, и пригласил к своему двору знаменитого поэта Еврипида.

В 359 году до н. э. царем Македонии, свергнув с трона своего малолетнего племянника, стал Филипп II. В молодости, находясь заложником в Фивах, он получил прекрасное образование у ученика Платона, прекрасно изучил нравы греков и их способы ведения войны. Филипп II был чрезвычайно умным, хитрым, коварным и алчным человеком. Придя к власти, он первым создал регулярную профессиональную армию и знаменитую македонскую фалангу, с помощью которой поочередно покорил все племена, издавна угрожавшие Македонии с севера и запада, покорил Фракию и Фессалию, после чего начал вмешиваться во внутригреческие дела, претендуя на роль верховного правителя Эллады.

Когда в 356 году до н. э. Фивы, Афины и Фессалия, обвинив фокейцев в святотатстве, начали Вторую Священную войну, Филипп II воспользовался поводом, чтобы подчинить себе северогреческий порт Амфиполь. Кроме того, по окончании войны в 346 году до н. э. Македония заняла место побежденной Фокеи в Дельфийском культовом союзе. Не ограничившись этим, македонский царь, жаждавший завладеть черноморскими проливами, спровоцировал в 340 году до н. э. войну с Афинами. Однако афиняне в союзе со скифами отстояли Византии и отбросили войска Филиппа от проливов. Но, вспыхнувшая Третья Священная война позволила македонцам взять реванш. В 338 году до н. э. в битве при Хиронее в Беотии Филипп II наголову разбил объединенное греческое войско. Македонцы захватили Фивы, распустили Беотийский союз и установили власть своих сторонников, казнив много фиванских граждан. Тем временем Афины, готовясь к обороне города, рыли рвы, призвали в армию всех граждан и метеков моложе 60 лет и даже собирались дать свободу рабам, чтобы пополнить ими свое войско. Однако Филипп II не стал нападать на Аттику. Вместо этого он предложил всем греческим государствам собраться на съезд в Коринфе, что и было сделано в 337 году до н. э. На этом конгрессе был создан общегреческий Коринфский союз, главной целью которого была провозглашена борьба с персами. Отныне на всей территории Греции были запрещены междоусобные войны и внутренние перевороты, незаконные казни и массовое освобождение рабов с целью использовать их для захвата власти, гарантировались мир, безопасность и свобода торговли. По договору формально сохранялись суверенитет и автономия греческих полисов. Филипп II был назначен главнокомандующим союзной армией, которая начала готовиться к походу на Персию.

В результате политики Филиппа II начиная с середины IV века до н. э. граждане всех греческих полисов разделились на сторонников и противников объединения Эллады под гегемонией Македонии. Такое размежевание произошло не без помощи персов, которые не жалели денег для поддержки противников Филиппа, потому что объединенная Греция была бы смертельно опасна для одряхлевшей державы Ахеменидов. Наиболее остро борьба между противниками и сторонниками объединения протекала в Афинах. Партию афинских сторонников Филиппа возглавил известный софист и учитель риторики Исократ, который считается основателем системы всеобщего среднего образования. В молодости он выступал за единую Элладу во главе с Афинами, но, когда стало очевидно, что Аттика уже не способна сплотить вокруг себя греческий народ, встал на сторону занявшего македонский трон Филиппа II. Против этого выступала группа сторонников сохранения традиционной автономии полисов, главой которой был адвокат и выдающийся оратор Демосфен.

Будущий царь Македонии Александр родился летом 356 года до н. э. во дворце своего отца, царя Филиппа II, в Пелле. Его мать Олимпиада, дочь мелосского царя, красивая, властная и чрезвычайно жестокая женщина, оказала большое влияние на воспитание сына и его последующую судьбу. Будучи поклонником Греции, в 343 году до н. э. Филипп II пригласил в Македонию тогда еще мало кому известного сорокалетнего философа Аристотеля, ученика Платона, которому и было поручено воспитание царского сына. Аристотель основал школу в священной роще Нимф недалеко от Пеллы, где вместе с Александром учились его ближайшие друзья и будущие соратники: Птолемей Лар, Гарпал, Эригий и Неарх. В течение трех лет Аристотель преподавал юношам этику, философию, мифологию, поэтику, медицину, а также науку управления государством. Но главное заключалось в том, что именно Аристотель раскрыл Александру истинное значение грядущего похода греков на Восток: эллины должны были пройти всю Азию не как грабители и насильники, но как обладатели более высокой духовной культуры, которые должны были просветить остальное человечество, объединить его и направить на путь истинный.

Когда Александру исполнилось 16 лет, учеба закончилась. Он был готов царствовать, но вдруг события стали развиваться таким образом, что грозили навсегда закрыть ему дорогу к трону.

В 336 году до н. э. перед началом похода на Восток Филипп II решил взять себе вторую жену — молодую девушку Клеопатру из знатного македонского рода, племянницу царского военачальника Аттала. На свадебном пиру Аттал провозгласил тост за будущего наследника македонского трона от Клеопатры. Взбешенный Александр выплеснул чашу вина Атталу в лицо. Пьяный Филипп II выхватил меч и попытался убить сына, но упал и уснул, не дойдя до Александра. Протрезвев, царь отослал Аттала с передовым отрядом в Малую Азию, но конфликт был далеко не исчерпан. В преддверии войны персидский сатрап Пиксодор, пытаясь умилостивить Филиппа, предложил ему в жены свою дочь Арридею. Узнав об этом, Александр сам пожелал сочетаться браком с красавицей персиянкой, чем вновь вызвал гнев отца. По приказу Филиппа II друзья Александра Птолемей, Гарпал, Неарх и Эригий были изгнаны из Македонии. После этого Александр и его мать Олимпиада, оскорбленная вторым браком своего мужа, решили убить царя, пока он не уничтожил их самих.

За несколько месяцев до похода Филипп II организовал свадьбу своей дочери и эпирского царя Александра. Во время свадебных торжеств Филипп в сопровождении двух Александров, зятя и сына, направился на праздничное театральное представление. Когда они вошли в узкий и темный проход, ведущий в театр, царский телохранитель Павсаний выхватил кинжал и заколол Филиппа II, после чего сам был убит на месте. После этого по приказу Александра и Олимпиады были умерщвлены все родственники Аттала, включая Клеопатру и ее новорожденного сына, а также Аминта и сводного брата нового македонского царя Каран. Быстро и жестоко расправившись со своими врагами, Александр вернул в Македонию своих друзей, изгнанных отцом, которые заняли самые важные должности в государстве.

Молодость и кажущаяся неопытность царя Александра III побудили греков и северных варварских племен попытаться освободиться от господства Македонии. Они не учли, что армия выступила на стороне нового царя и его матери Олимпиады, и за это им пришлось заплатить страшную цену. Покорив восставшую Фессалию, армия Александра Македонского вошла в Грецию и осадила Фивы, жители которых убили начальников расквартированного в цитадели города македонского гарнизона. Александр штурмом взял город, сжег его до основания, а всех оставшихся в живых жителей продал в рабство. Столь жестокая расправа испугала греков и на созванном в 335 году до н. э. общеэллинском съезде в Коринфе они признали покровительство над собой македонского царя и назначили его главнокомандующим союзной армии, которая должна была покорить Азию.

Весной 334 года до н. э. 35-тысячное греческое войско выступило в поход. Переправившись через проливы, Александр Македонский прибыл в Трою, которая полностью утратила свое былое величие и влачила существование жалкой деревни. Царь повелел восстановить город, освободил жителей от налогов и двинулся далее навстречу персам. У реки Граника произошла первая битва между армией Александра и персидским войском, большую часть которого составляли греческие наемники. Царь Македонии без труда разгромил 40-тысячную армию противника и начал быстро продвигаться к Сардам, главной стоянке персидского флота. Еще на подходе к городу Александра встретили знатные жители Сард, которые вручили ему ключи от крепости. Вслед за этим многие ионийские города начали переходить на сторону македонцев, поскольку Дарий III не имел больше в Малой Азии войско, которое могло бы сдержать греков. Двигаясь далее на юг вдоль восточного берега Эгейского моря, Александр Македонский захватил Милет, Галикарнас, Фаселиду, затем повернул на север и прибыл в Гордий, столицу Фригии. Перезимовав в этом городе, греческое войско резко повернуло на юг и вторглось в Киликию. Тем временем Дарий III набрал новое войско и привел его в Сирию (современный Ливан), уже занятую Александром, где стал ожидать греков. Получилось так, что Дарий, сам того не ведая, привел свою 130-тысячную армию прямо в тыл Царя Македонии. Обнаружив это, персы заняли Иссу и перебили всех македонских воинов, которые из-за тяжелых ранений были оставлены царем в городе.

В ноябре 333 года до н. э. две армии встретились у города Исса, в том месте, где река Пинар впадает в Средиземное море. Если при Гранике Александр Македонский сражался с наемниками, большинство из которых были такими же греками, как и большинство его воинов, то теперь перед ним стоял весь цвет персов и мидян, племена, населяющие Азию и ведомые самим Дарием III. Победа над ними означала полное покорение Малой Азии, освобождение ионийских греков от вековой зависимости от персов. Дарий был разбит и бежал, бросив свою мать, жену и детей. Александр получил ранение в бедро, но не оставил командования. Он приказал обращаться с родственниками персидского царя соответственно их знатности и высокому положению, объяснив им, что воюет с Дарием не из личной вражды, а законно отвоевывает власть над Азией. После этого он основал южнее Иссы первую из многочисленных Александрии и продолжил поход.

Войска Александра, двигаясь вдоль моря, миновали горные проходы Тавра и оказались в Финикии. Перед ними лежали главные города финикийцев: Библ, Сидон и Тир. Одновременно часть македонцев совершила рейд на Дамаск, где были захвачены громадные сокровища, взятые Дарием на войну.

Александр Македонский без боя взял Библ и Сидон, жители которых ненавидели персов, и осадил Тир. Жители Тира не собирались сдаваться, так как надеялись на помощь своей могущественной колонии — Карфагена. Они предложили грекам признать их власть, но не желали пускать их в город. Тир, самый крупный город финикийцев, был расположен частью на берегу, а частью на скалистом, обнесенном неприступными стенами острове, где находилась закрытая гавань.

Семь месяцев длилась осада города. По приказу Александра было начато строительство дамбы, которая должна была соединить остров с материком, чтобы греки смогли подтащить к стенам тараны и осадные машины. Жители города отослали большую часть женщин и детей в Карфаген, а сами яростно отбивали все атаки македонского войска. Наконец, когда дамба была готова, греческое войско пошло на штурм. Но тирийцы мужественно оборонялись, используя свой большой и мощный флот. Только когда осадные машины с большим трудом проломили в стене брешь и туда ринулись войска, Тир пал. Александр Македонский жестоко расправился с защитниками города и, вопреки ожиданиям Дария, двинулся не в Персию, а продолжил поход вдоль побережья Средиземного моря и в декабре 332 года до н. э. прибыл в Египет.

Египет встретил греков как освободителей. Александр без боя занял страну и торжественно вступил в Мемфис, древнюю столицу фараонов. Он проявил уважение к египетским святыням, повелел восстановить храмы и совершил жертвоприношения, а жречество признало его фараоном и сыном бога Амона.

С потерей Египта персы лишались последних баз на Средиземном море и главного источника зерна. Новый фараон Египта основал в устье Нила вторую по счету Александрию, которой было суждено сохранить это имя до наших дней и стать одним из самых крупных городов античного мира.

Осенью 331 года -до н. э. Александр Македонский продолжил преследование Дария III. Персидский царь успел собрать у Вавилона новую армию, которая должна была вторгнуться в Малую Азию. Но Александр не стал ждать, пока противник явится на берег Средиземного моря, и сам нанес первый удар. Совершив молниеносный одиннадцатидневный переход, 47-тысячная греческая армия, переправившись через Евфрат и Тир, неожиданно для персов оказалась в сердце Месопотамии. 1 октября у деревни Гавгамелы состоялось последнее крупное сражение в этой войне. Александр разгромил 100-тысячное войско персов. Дарий, бросив все, бежал в Мидию, оставив у ног македонского царя покоренную Азию.

Александр Великий отложил преследование Дария III на более поздний срок, решил сначала захватить богатые города державы Ахеменидов. Вавилон распахнул перед греками свои ворота, сдавшись без боя. Остановившись на время в этом древнем городе, Александр послал в Сузы передовой отряд, чтобы захватить сокровищницу персидских царей до того, как она будет разграблена местными жителями. В Сузах грекам досталось 50 тыс. талантов серебра (1310 т) и 9 тыс. талантов золота (236 т).

Вскоре в Сузы прибыли основные силы, ведомые Александром. Оставив в городе семью Дария, греки двинулись ко второй резиденции персидских царей — Персеполю. Разбив мешавшее проходу через горы племя уксиев, Александр вышел к ущелью Персидские ворота, за которым скрывался город. В ущелье расположилось 40-тысячное персидское войско, готовое защищать царскую резиденцию и хранящиеся в ней сокровища. Однако македонскому войску не пришлось штурмовать Персидские ворота. В лагерь Александра пришел старик-пастух, грек, которого персы в молодости взяли в рабство. Он показал царю горную тропу, по которой войско обошло ущелье и вышло в тыл персам. Противник в страхе бежал, не приняв боя, а Александр через несколько дней въехал в опустевший Персеполь, который он отдал на разграбление своим солдатам, а затем приказал сжечь ненавистный каждому эллину город и убить всех пленных.

Разграбив Персеполь и захватив Перейду, Александр продолжил преследование Дария, вторгнувшись в Мидию. Но, когда весной 330 года до н. э. он пришел в Экбатану, выяснилось, что Дарий III с небольшим отрядом бежал дальше на восток. Вскоре Александр узнал, что сатрап Бак-трии Бесс арестовал своего царя и увозит его к Каспийскому морю. Александр с войском бросился в погоню. Его войско без привалов и ночевок двигалось через горы и пустыни, сам Александр сутками не слезал с коня, возглавляя передовой отряд, но когда он нагнал Дария, бывший повелитель Азии с перерезанным горлом лежал в придорожной пыли, покинутый всеми, кроме любимой собаки. Когда Бесс понял, что греки нагоняют его, он зарезал Дария III, провозгласил себя новым царем под именем Артаксеркса IV и налегке ушел в горы Бактрии, оставив Александру только безжизненное тело Дария III.

Александр Великий с царскими почестями похоронил Дария III в гробнице его предков, пообещал убитой горем семье отомстить Бессу и устремился в погоню за ним. Перед македонянами простирались Гиркания, Ария, Парфия, Драгиана, Арахозия, Бактрия и Согдиана — дикие области, куда доселе не ступала нога грека. Македонское войско, отягощенное добычей и погрязшее в пороках, не желало идти дальше, но Александр приказал своим солдатам свалить все трофеи в одно место и сжечь их. После этого царь бросил свое войско дальше на восток.

Поздней осенью 330 года до н. э. греческая армия вторглась на территорию современного Афганистана. В нелегкой борьбе местные племена были покорены, а в доселе дикой стране появились два эллинских города — Александрия Ара-хозийская и Александрия Арийская: теперь это Кандагар и Герат. Весной 329 года до н. э. Александр прошел перевалами Гиндукуша, основав там Александрию Кавказскую, и вторгся в Бактрию. Бесс, ожидавший, что из Афганистана греки пойдут в Индию, был напуган действиями Александра. В сопровождении 7-тысячного войска он переправился через Амударью и бежал в Согдиану. Захватив Бактрию, эллинская армия продолжила погоню. Перейдя безводную пустыню, обессиленная армия Александра Македонского вышла к берегу Амударьи. Не успел Александр переправиться на другой берег реки, как к нему прибыли гонцы от местного правителя Спитамена, сообщившие, что Бесс низложен и царь может забрать его, если пришлет отряд воинов. Александр Македонский приказал Птолемею взять всю конницу, полк пехоты и отправляться за Бессом. Бывший бактрийский сатрап был доставлен в македонский лагерь голым с цепью на шее. Александр не стал казнить его сам, а как и обещал, выдал родственникам Дария, которые жестоко расправились с самозванцем. Однако после пленения Бесса восстал сам Спитамен. Александр захватил столицу страны Мараканду (теперь Самарканд), форсировал Сырдарью, основал Александрию Крайнюю (Ходжент), но Спитамен ушел в скифские степи. Весь следующий год Александр Великий усмирял Согдиану. Наконец, Спитамен был предан своими сподвижниками и убит, а его голова послана в лагерь македонского царя. Но только в 327 году до н. э. греки смогли взять горные крепости согдийцев — последний оплот сопротивления.

Тем временем до Предела обострились отношения между Александром и его сподвижниками. В 328 году до н. э. на пиру в захваченной Мараканде пьяный Александр в припадке гнева заколол копьем своего друга Клита, который при Гранике спас ему жизнь. Вина Клита состояла в том, что он стал открыто критиковать введенные царем восточные порядки. Годом позже, после того как Александр Великий ввел при своем дворе персидский обычай становиться перед царем на колени, вызвавший взрыв недовольства эллинов, был раскрыт заговор, во главе которого стоял племянник Аристотеля историк и философ Каллисфен. Его жестоко пытали, после чего распяли на столбе. После казни Каллисфена Аристотель решил отомстить ученику, которого он считал творением своих Рук, так и не оправдавшим надежд создателя.

Покорив Согдиану, Александр Великий двинулся в свой последний поход — на Индию. Покоряя местные племена, войска Александра дошли до места впадения реки Гидасп в Инд, где их ждала 34-тысячная армия царя Пора. Кроме конницы, индийцы имели боевых слонов, но это не спасло их от поражения. Александр выиграл битву при Гидаспе, основал здесь два города: Александрию Никею и Букефалию (в честь любимого коня, павшего в этом сражении) и в сопровождении царя Пора двинулся дальше. Но вскоре его воины отказались идти на восток к Гангу. На берегу реки Гифасис солдаты и военачальники заявили царю, что желают вернуться домой. Никакие уговоры и посулы Александра не смогли убедить его армию изменить свое решение — воины отказывались идти дальше. Тогда македонский царь приказал построить на берегу реки 12 алтарей и впервые развернул своих солдат назад.

Александр привел армию к устью Инда, после чего, отправив флот во главе с Неархом вдоль берега Аравийского моря к Персидскому заливу, двинулся через пустыню на запад, в Персию.

В конце 325 года до н. э. Александр Великий вернулся в Персию. Неарх, проведя свой флот в целости и сохранности через Аравийское море, доставил царю сведения, необходимые для организации нового похода, на этот раз на арабов. После покорения Аравии Александр собирался разгромить Карфаген, покорить Италию и Иберию, но этим планам не суждено было сбыться. Царь устраивает массовые свадьбы греков с персидскими девушками, едва не порывает со своими македонскими приближенными, готовит новые походы. Но яд, приготовленный Аристотелем и тайно привезенный его друзьями в Вавилон, на одном из пиров попадает в чашу Александра. Через три дня, 13 июня 323 года до н. э., его не стало. Александр Великий умер в самом расцвете сил, так и не успев завершить задуманное покорение всего обитаемого мира. Друзья Александра не позволили кремировать и предать земле его израненное в походах тело. Они залили его благовониями и долго спорили над трупом, пока Птолемей не выкрал мумифицированное тело и не увез в Александрию Египетскую, где поместил саркофаг в роскошную гробницу. Аристотель же, отравив своего самого великого ученика, вскоре был изгнан из Афин неутомимым противником Македонии Демосфеном, удалился на остров Халкидика, где и умер. Он пережил Александра всего на один год.

Умирая, Александр не успел или не пожелал оставить наследника своей гигантской империи. Собрав сподвижников царя у смертного одра, Птолемей первым поднял вопрос о престолонаследии. Было решено наметить двух царей: Александра —. новорожденного сына Александра Великого, и Арридея — слабоумного сына Филиппа II. Регентом над ними был назначен командующий конницей Пердикка, остальные приближенные получали в управление большие территории империи: Птолемей — Египет, Антипарт — Грецию и Македонию, Пифон — Мидию, Антигон Одноглазый — Малую Азию, Селевк — Вавилон и так далее. Вскоре Пердикка убил законных претендентов на престол и пожелал начать войну против своих бывших друзей, но был заколот собственными телохранителями в 321 году до н. э. После этого верховным правителем был избран Антипарт, который, однако, через два года умер. В 316 году до н. э. Антигон, убив Пифона и изгнав Селевка, подчинил себе почти всю Азию и пошел войной на Птолемея. В 301 году до н. э. в битве при Ипсе Антигон Одноглазый был убит, после чего держава Александра Македонского прекратила свое существование. Селевк основал в Азии Селевкидово царство, а Птолемей стал фараоном Египта. Европейские владения Александра были поделены между Кассандром и Аисимахом.

Эллинский народ, который уже не был господином на собственной родине, независимость которой он похоронил в бесконечных междоусобных и гражданских войнах, вдруг обрел второе дыхание и под предводительством царя, предки которого еще несколько столетий назад считались дикими варварами, выплеснулся на бескрайние просторы Азии. Александр Великий объединил все народы Ойкумены в одном государстве, обеспечив всем равные права. Его армии принесли народам Востока эллинскую культуру, поменяв их веками складывавшийся жизненный уклад и заставив разговаривать на греческом языке, но и сами греки стали жертвой необратимой метаморфозы. Замкнутый в самом себе демократический или аристократический полис, в котором пользовались всеми правами только члены общины, перестал существовать, уступив место гигантским многонациональным государствам, которыми управляли монархи. Изменился и менталитет людей. То, что казалось недопустимым в понимании свободного грека эпохи классики, стало нормальным явлением для людей периода эллинизма. Отныне этническая принадлежность к греческому времени полностью утратила свое былое значение, уступив место идее всемирного гражданства и равенства всех людей вне зависимости от национальности. Понятия «эллин» и «неэллин» имели не этническое, а социальное содержание, обозначая принадлежность того или иного представителя восточной знати к правящей элите.

Греки распространили на Восток свой образ жизни, получая взамен невиданные доселе духовные и религиозные доктрины, которые полностью меняли их образ мышления. Эллины, деды и отцы которых гордо страдали под ударами всемогущего рока, не ожидая после смерти ничего, кроме мрачного ада, вдруг обнаружили, что есть религии и боги, которые обещают и даже гарантируют блаженство после смерти. Конечно, греки не могли отказаться от своих старых богов, которые могли прогневаться и страшно отомстить, поэтому они поступили в точном соответствии с менталитетом древнего человека — к традиционно почитаемым божествам они прибавили новых. Так египетская Исида превратилась в Демет-ру, малоазийский Сарапис стал Зевсом, а в Пергаме фригийскую Кибелу, ни минуты не сомневаясь, превратили в Афродиту. Чтобы еще больше укрепить связь старых и новых богов, греки начали строить пантеоны — храмы, посвященные сразу всем богам. Среди жителей эллинистических городов были очень популярны различные мистические обряды, гадания, гороскопы, пышным цветом расцвели разнообразные оккультные науки, которые раньше были достоянием узкой группы посвященных жрецов.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена