Великобритания в период 1918-1920 гг.
Великобритания в период 1918-1920 гг.
План реферата:
1.
Форма правления и
государственное устройство Великобритании
2.
Спад экономики
3.
Военно-политическое
господство
1. Форма правления и государственное
устройство Великобритании
Великобритания —
парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган —
двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая
система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти
на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии
собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет
монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром,
назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем
Правительства Его (Её) Величества.
Отличительной характеристикой является
отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать
основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не
существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами,
неписаными законами и конвенциям и Английский империализм был одним из главных
виновников первой мировой войны.
В этой войне английская буржуазия
надеялась найти выход аз глубочайшего социального и Политического кризиса, в
котором оказалась Англия подобно другим империалистическим государствам во
втором десятилетии ХХ века. В ходе первой мировой
войны английский империализм стремился упрочить классовые позиции буржуазии в самой
Великобритании и укрепить Британскую колониальную империю, расширить ее
владения, за счет захвата новых территорий.
2. Спад экономики
Затеянная империалистами всех стран война
1914 - 1918 годов привела к самым неожиданным для них результатам. Война еще
больше обострила классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией в каждой из
стран — участниц войны — и создала предпосылки для созревания революционной
ситуации в ряде стран. Со времени первой мировой империалистической воины и
Великой Октябрьской социалистической революции капиталистический мир вступил в
период общего кризиса капитализма.
Раскол мира на два лагеря и выпадение
одной шестой части земного шара из системы капитализма, революционное
воздействие Великой Октябрьской социалистической революции на угнетенные
капитализмом народы значительно ослабили позиции британского империализма.
Общий кризис капитализма в особенно острой форме проявился в Англии,
представлявшей собой классический пример страны загнивающего капитализма.
Правда, Англия продолжала оставаться
одной аз самых крупных колониальных держав. Она захватила большую часть
германских колоний и территорий бывшей Оттоманской империи. Но английская
буржуазия безвозвратно потеряла свою былую монополию на мировом промышленном и
финансовом рынках. Центр финансовой эксплуатации капиталистического мира
переместился из Англии в Соединенные Штаты Америки, чрезвычайно обогатившейся
на войне.
Англия вступила в войну с государственным
долгом в 650 млн. фунтов стерлингов, а в 1919 году ее государственный долг
достиг огромной суммы в 7829 млн. фунтов стерлингов. После войны внешний долг
Англии только США возрос до 5,5 млрд. долларов.
Материальные и человеческие потери,
понесенные Англией (вместе с колониями и доминионами) в первой мировой войне,
были весьма значительны. Великобритания потеряла в войне около З млн. человек
(убито 875 тыс., ранено свыше 2 млн.человек). За время войны было потоплено 70
проц. торгового флота Англии.
По сравнению с другими общественными
классами пролетариат Англии понес наибольшее количество жертв, так как
английская армия состояла главным образом из рабочих. Но и по окончании войны
британская буржуазия стремилась переложить все бремя военных расходов на
трудящиеся массы. За военные долги расплачивался, прежде всего, рабочий класс,
насильственно втянутый в войну и больше всего пострадавший от этой войны.
В то же время буржуазия, значительно
наживаясь во время войны, продолжала обогащаться и в послевоенное время. Займы,
сделанные британским правительством во время войны, стали одним из главных
источников обогащения английской и американской финансовой олигархии.
Британское правительство брало займы у американских и английских банкиров на
очень невыгодных для Англии условиях. Проценты, которые правительство
Великобритании платило по военному долгу, были в 2—З раза выше, чем на
международной фондовой бирже.
В последствии на протяжении многих лет
правительство Англии ежегодно затрачивало 40 проц. расходного бюджета (около
350 млн. ф. ст.) на оплату процентов по военным займам. Усилился процесс
концентрации капитала, сращивания банковского и промышленного капитала,
сращивания монополий с государственным аппаратом. Биржевики, банкиры и крупные
промышленники занимали высокие государственные посты и оказывали решающее
влияние на политику английского правительства. Ограбление трудящихся масс
Великобритании и ее колоний не могло спасти английское капиталистическое
хозяйство от тяжелого экономического и хронического финансового кризиса,
проходившего на базе общего кризиса капитализма. После первой мировой войны
английская экономика характеризуется все более и более усиливающимся упад
основных отраслей промышленности (угольной, текстильной, металлургической),
хронической недогрузкой предприятий и наличием миллионных армий безработных,
превратившихся из резервных в постоянные армии безработных. Ярчайшим выражением
кризисного состояния английской экономики было положение, создавшееся в
промышленности.
На протяжении 20 послевоенных лет (с 1918
по 1938 г.) английская промышленность почти не превышала уровня 1913 года. В
этот период промышленность Англии в целом топталась вокруг уровня 1913 года.
Лишь в последние годы перед второй мировой войной в английской промышленности
наблюдался некоторый подъем, но этот подъем был связан с оживлением военной
конъюнктуры, подготовкой империалистических стран к новой войне.
В чрезвычайно тяжелом состоянии оказались
и государственные финансы капиталистической Англии. Фунт стерлингов навсегда
потерял устойчивость на международной фондовой бирже. Если в 1913 году
английский фунт стерлингов был равен почти 5 долларам, то в 1920 году —
немногим более З долларам. Тяготы войны и Октябрьский переворот в России
привели к размаху массового рабочего движения. Кратковременное экономическое
оживление в Англии сменилось во второй половине 1920 г. экономическим кризисом. Упал индекс промышленного производства, выросла безработица.
Парламент принял Закон о введении чрезвычайного положения в стране. Для
подавления движения трудящихся правительство могло применить силы полиции и
армии. Попытка сохранить влияние Великобритании в регионе Среднего Востока за
счет заключения договора с Ираном также не принесла успеха. Потерпело поражение
греко-английское вторжение в Турцию. 19 октября 1922 г. Король Великобритании впервые поручил формирование правительства лидеру лейбористов Рамсею
Макдональду. Лейбористское правительство должно было осуществить ряд
мероприятий в интересах трудящихся. К их числу относился план,
предусматривавший увеличение ассигнований на жилищное строительство. Была
несколько улучшена система страхования безработных, увеличены пенсии
старикам-инвалидам. Учитывая настроение народных масс, правительство Р.
Макдональда 2 февраля 1924 г. установило дипломатические отношения с СССР.
3. Военно-политическое господство
После заключения Мудросского перемирия
практически все ближневосточные территории оказались под контролем
Великобритании. Множество проблем послевоенного мироустройства, с которыми
столкнулись державы Антанты, отодвинули принятие практических решений по поводу
будущего ближневосточных территорий на довольно длительный срок. Тем не менее,
в представлении многих британских политиков, Ближний Восток являлся регионом
первостепенного значения. В силу этого, дискуссии вокруг ближневосточных
проблем, в первые послевоенные годы были немаловажной составляющей деятельности
коалиционного кабинета Д. Ллойд-Джорджа, впервые сформированного в конце 1916 г. В период войны традиционная система взаимоотношений парламента и правительства в
Великобритании претерпела определенные изменения. В обстановке военного времени
требовавшей оперативного принятия решений, премьер – министр и члены кабинета
получили значительную свободу в своих действиях. Данный факт не исключал,
однако, наличия координирующих механизмов, обеспечивавших сотрудничество двух
ветвей власти и поддержку действий правительства со стороны парламентского
большинства. Особенно важным, в этой связи, являлось наличие постоянного
взаимодействия между премьер – министром и лидером консервативной партии и
главой парламентского большинства Бонар Лоу. Тем не менее «интервенция»
парламента в сферу внешней политики носила в годы войны весьма ограниченный
характер. Все межсоюзные соглашения по Ближнему Востоку этого периода, в
которых участвовала Великобритания, носили секретный характер и их полное
содержание не было известно не только широкому общественному мнению, но и
многим английским парламентариям. Окончание войны вызвало среди британских
политиков оживленные дискуссии по поводу будущего мироустройства, и, в
частности перспектив британской политики на Ближнем Востоке. Применительно к
Леванту, объектами обсуждения являлись степень возможных уступок французской
стороне и характер взаимоотношений с «правительством” Фейсала. Основной
трудностью для британской дипломатии, являлась, в данном случае, необходимость
следовать обязательствам, данным в период войны и носившим весьма противоречивый
характер. Отсутствие четкой политической линии обуславливало ухудшение
взаимоотношений Великобритании как с хашимитами, так и с основным союзником по
Антанте - Францией. Применительно к иракским территориям, дискуссии носили иной
характер. Британское присутствие в этой бывшей части Османской империи
практически не оспаривалось, предметами обсуждения являлись лишь конкретные
формы и механизм будущего управления Ираком. Ситуация усугублялась в силу
столкновения на Ближнем Востоке интересов нескольких британских ведомств. Общую
координацию политики в отношении Леванта осуществлял Форин Офис. Ирак находился
в сфере компетенции англо-индийского правительства, хотя степень его влияния на
ситуацию в регионе, по сравнению с предвоенным периодом снизилась. Немаловажным
фактором, влиявшим на умонастроение многих британских политиков в первые
послевоенные месяцы, было состояние победной эйфории, а также стремление
получить максимальные дивиденды и компенсировать понесенные потери.
Применительно к Ближнему Востоку, Великобритания стремилась полностью
использовать фактор своего военно-политического господства на территориях
Месопотамии, Палестины и Леванта, а также морально-психологический аргумент
своего решающего вклада в разгром Османской империи. Представители британского
руководства, в первую очередь, связанные с англо-индийскими властями, или
имевшие опыт работы в Индии, надеялись добиться максимально возможных гарантий
безопасности индийских владений. Дискуссии вокруг ближневосточных проблем
проходили на фоне целого ряда трудностей, с которыми столкнулись Великобритания
после окончания I Мировой войны. Финансовый кризис, массовая демобилизация,
рост национально-освободительного движения во многих частях Британской империи
побуждали кабинет Д. Ллойд-Джорджа к поиску более эффективных и экономных
методов осуществления своей политики в различных регионах мира, и в том числе
на Ближнем Востоке. Расширение сферы британского влияния за счет бывших
ближневосточных провинций Османской империи, а также реформа системы управления
в Индии и Египте, требовали значительных финансовых расходов. Многие британские
политики ввиду сложности внутриполитической ситуации в метрополии, выступали с
критикой ближневосточного курса правительства. Центром этой критики стал
парламент. Одной из важных вопросов, обсуждавшихся парламентариями в конце 1918
– начале 1919 гг., являлось сокращение масштабов британского военного
присутствия на Ближнем и Среднем Востоке. Контроль над этими обширными
территориями был возможен лишь в условиях всеобщей воинской обязанности,
введенной в Великобритании в годы войны. С 1916 г. в британском парламенте активно обсуждался вопрос об объеме и формах сокращения вооруженных
сил страны после окончания военных действий. В то же время, по подсчетам,
произведенным военным ведомством, контроль над занятыми в период войны
территориями, требовал поддержания численности британских вооруженных сил на
уровне не менее миллиона человек[1]. По воспоминаниям У.Черчилля, даже Бонар
Лоу не решался обсуждать вопрос о сохранении такой численности вооруженных сил
в парламенте. Немаловажным фактором, оказывавшим влияние на политику
британского кабинета в вопросе сокращения численности армии, являлась позиция
промышленных кругов и профсоюзов, выступавших категорически против продления
действия законов о военной службе, принятых в годы войны. Многие парламентарии
и министры видели в этом один из основных источников сокращения бюджетных
расходов и улучшения финансового положения правительства. Экономические трудности,
с которыми столкнулась метрополия после окончания I Мировой войны, оставались
основополагающим фактором, определившим эволюцию британского ближневосточного
курса в 1919-1920 гг. Проблемы массовой демобилизации сочетались с постоянно
возраставшим давлением парламента, требовавшего привести военные расходы в
соответствии с нормами мирного времени. Общественное мнение в Великобритании,
после четырех лет военного напряжения, негативно воспринимало сохранение
довольно высокого уровня затрат на содержание вооруженных сил, обусловленного
сложной ситуацией в Индии, Египте, Ираке и ряде других частей Британской
империи[2]. Общая численность английских и индийских войск на Ближнем Востоке,
в Ираке и Закавказье, составляла, к августу 1919 г., 225 тыс. чел. Кроме того, в Египте размещалось еще 95 тыс. британских военнослужащих. ;.На
территории Ирака находился 60-ти тысячный контингент, расходы на содержание
которого составили в 1919-1920 финансовом году около 18 млн. ф.ст.[4]. Таким
образом, возникло острое противоречие между потенциальными задачами
Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке и ее реальными финансово –
экономическими ресурсами. В августе 1919 г. глава военного ведомства У. Черчилль, находившийся в центре парламентской и общественной критики, был вынуждена
отмену с марта 1920 г. военного призыва и сокращение численности вооруженных
сил до 10% от предыдущего уровня. Отказавшись от принципа обязательной воинской
службы, британское правительство решило, в итоге, вернуться к принципу
комплектования арии добровольцами, заключавшими долгосрочные контракты. Однако,
перспектива столь стремительного сокращения численности армии, вызвала
негативную реакцию о стороны политиков и военных, связанных с ближневосточным
регионом и отстаивавших необходимость сохранения длительного военного
присутствия в этом стратегически значимом для Великобритании регионе. Все это
побуждало правительство к постоянному лавированию и поиску компромиссных
решений. В январе 1920 г. кабинет Д. Ллойд-Джорджа был вынужден утвердить
государственный бюджет с дефицитом в 473 млн. ф.ст. Исходя из одобренных
парламентом показателей, еженедельные расходы на содержание британских войск,
размещенных на оккупированных территориях Османской империи, не должны были
превышать 750 тыс. ф.ст. в то же время военное ведомство должно было завершить
процесс демобилизации четырех миллионов человек[5]. Большинство
заинтересованных британских чиновников сходилось во мнении о желательности
организации системы управления над подконтрольными ближневосточными
территориями по египетской модели, предполагавшей достаточно большую степень
самоуправления местного населения. В этой связи рассматривался проект Т.Э.
Лоуренса, предложившего создать на территории Сирии, а также Южной и
Центральной Месопотамии три арабских монархии во главе с сыновьями шерифа Мекки
– Фейсалом, Абдаллахом и Зейдом[6]. Полемика вокруг ближневосточных проблем, в
которой участвовали высокопоставленные британские политики была обусловлена, в
первую очередь, глобальными изменениями, произошедшими в мире после окончания I
Мировой войны, и необходимостью поиска новых ориентиров внешней политики
Великобритании. Прямым следствием этих изменений стал рост
национально-освободительной борьбы в ряде британских колоний и протекторатов. В
условиях серьезного обострения политической ситуации, глава Министерства по
делам Индии Э. Монтэгю и вице-король лорд Челмсфорд разработали проект
конституционной реформы, призванной смягчить антибританские настроения среди
высших слоев индийского общества. Трудности, связанные с его реализацией
побуждали англо-индийское правительство быть особо восприимчивым к настроениям
мусульманской общины. Несмотря на то, что мусульмане Индии не откликнулись
активно на призыв к «священной войне”, лозунги в защиту турецкого султана в
1918-1919 гг. были важной составляющей их политических требований. Выступая, в
этой связи, за скорейшее урегулирование ближневосточных проблем и заключение
мирного договора с Турцией, англо-индийские власти оппонировали ближневосточной
политике руководства Форин Офиса, полагая его геополитические воззрения
устаревшими[7]. В начале 1920 г. У. Черчилль добился в полемике с руководством
Форин Офиса решения о выводе британских войск с территории Ирана и Закавказья.
Наметившаяся, в этой связи, некоторая стабилизация позиций Великобритании в
регионе, была, однако, вскоре нарушена вследствие восстания в Ираке, ясно
продемонстрировавшего кризис традиционных имперских методов управления и
необходимость формирования новых подходов к контролю над ситуацией в
ближневосточных владениях, учитывавших новые тенденции и историческую специфику
региона. Значительный рост финансовых затрат вызвал новую волну критики
ближневосточной политики кабинета. В редакционной статье «Таймс» от 6 ноября 1920 г. подчеркивалось: «… если Правительство … полагает, что политика в Месопотамии в течение
последнего года способствовала процветанию Империи, - оно единственное, кто так
думает»[8]. Еще ранее в «Таймс» подвергалась критике политика «индианизации»,
проводившаяся администрацией А.Вильсона, и активно поддерживались планы
создания арабского государства и сокращения масштабов британского присутствия в
Месопотамии[9]. Парламентскую оппозицию ближневосточной политики кабинета возглавил
бывший премьер-министр Х. Асквит. Выступая на заседании Палаты Общин 23 июня,
он потребовал от правительства отказа от курса, который «… навлекает на
Великобританию непосильные обязанности»[10]. Дебаты вокруг ситуации в
Месопотамии достигли своего пика в декабре 1920 г., когда У. Черчиллю с большим трудом, удалось добиться санкции парламента на выделение в
1920-1921 финансовом году дополнительно 39 млн. 750 тыс. ф.с. для стабилизации
ситуации в Ираке и Иране[11]. Накануне обсуждения данного вопроса, со
специальным заявлением выступил Д. Ллойд-Джордж. Суть его сводилась к тому, что
Великобритания несет моральную ответственность за будущее Ирака и не может в
настоящий момент оставить иракский народ в состоянии анархии и хаоса[12].
Наряду с финансовыми проблемами, перед британским руководством, со всей очевидностью,
встала задача формирования новой системы управления подмандатными владениями на
Ближнем Востоке. 1 мая У. Черчилль обратился к главе кабинета с меморандумом
«Бюджетные расходы в Месопотамии», в котором особо подчеркивалось, что
существенный прогресс в сокращении финансовых затрат Великобритании может быть
достигнут лишь в случае реализации следующих положений: «1. Передача
Месопотамии и, возможно, других подмандатных территорий в ведение Министерства
по делам колоний. 2. Четкое определение объема финансовых затрат путем
отдельного соглашения между Казначейством и Министерством по делам колоний. 3.
Скорейшая передача функций по поддержанию порядка в Месопотамии командованию
ВВС. 4. Немедленное уменьшение оккупированной территории и концентрация усилий
британских войск на охране железнодорожных коммуникаций». По убеждению У.
Черчилля, управление Месопотамией должно быть передано «тому ведомству, которое
обладает реальными знаниями и опытом администрирования и экономического
освоения диких стран, которое способно к импровизации в поисках наиболее
приемлемых методов контроля с учетом имеющихся в распоряжении сил и средств». В
документе отмечалось, что Министерство по делам колоний известно своими
успешными и весьма экономичными методами управления в Восточной Африке. В то же
время, как полагал У. Черчилль, специфика деятельности Форин Офиса, состоявшая
в осуществлении взаимоотношений с независимыми государствами, препятствовала
ему столь же эффективно управлять подмандатными территориями[13]. 7 декабря 1920 г. ответственный за руководство военными операциями в Месопотамии, генерал П. Рэдклиф представил
кабинету доклад о ситуации в стране. Согласно его оценкам, для поддержания
стабильного контроля над иракскими территориями, в рамках существовавшей
административной системы, требовалось содержание 17 тыс. английских и 85 тыс.
индийских военнослужащих. Ежегодные расходы на данные нужды оценивались
докладчиком в 30 млн. ф.с., что на 6 млн. ф.с. превышало весь иракский
бюджет[14]. Основываясь на данной информации, У. Черчилль предложил в середине
декабря проект радикального сокращения масштабов британского присутствия в
Ираке, согласно которому Великобритания должна была сохранить контроль лишь над
южной частью страны (т.е. территорией бывшего османского вилайета Басра –
А.С.). Подобная мера позволила бы военному ведомству сократить свои ежемесячные
расходы в Ираке с 30 до 8 млн. ф.с. 17 декабря кабинет проинструктировал П.
Кокса относительно подготовки плана эвакуации британских войск и персонала из
Багдада в Басру[15]. Дебаты вокруг иракской проблемы, во многом связанные с
парламентской критикой, поставили в декабре 1920 г. кабинет на грань кризиса. Предложение У. Черчилля подверглось критике со стороны Э. Монтэгю и
лорда Керзона, полагавших, что ситуацией политического вакуума, которая
неминуемо возникнет в результате вывода британских войск, не преминут
воспользоваться кемалисты. Ситуация требовала немедленного разрешения. На
заседании кабинета, прошедшем 31 декабря, при непосредственном участии Д.
Ллойд-Джорджа были приняты программные решения относительно Месопотамии и всей
системы управления подмандатными владениями на Ближнем Востоке.
Предусматривалось, в частности, создание, в составе Министерства по делам
колоний, отдельного Восточного департамента, координирующего политику в
отношении подмандатных владений и обладавшего отдельным бюджетом. Выбор в
пользу данного ведомства был обусловлен его довольно эффективной и экономичной
политикой в африканских колониях, которая контрастировала с дорогостоящими
акциями Форин Офиса в Закавказье, Персии и Египте. В связи с этим было
окончательно отклонено предложение лорда Керзона передать создаваемый
департамент внешнеполитическому ведомству. Руководство Министерством по делам
колоний, которое было предложено переименовать в «Министерство по делам колоний
и подмандатных территорий» было поручено У. Черчиллю, известному своей
последовательной позицией в отношении необходимости реформирования механизма
ближневосточной политики[16]. 11 января 1921 г., в развитие принятых кабинетом решений, был создан Межведомственный комитет, включавший представителей Форин
Офиса, Казначейства, Министерства по делам Индии и военного ведомства, во главе
с министром труда Дж. М. Смитом, основной задачей которого было обеспечение
плавного перехода необходимых полномочий к новому властному органу. 31 января
комитет представил итоговый отчет, в котором были намечены будущая структура и
сфера компетенции создаваемого Восточного департамента, который должен был
начать свою деятельность с 1 марта 1921 г. Он был призван осуществлять контроль над Ираком, Палестиной (включая территории к востоку от реки Иордан) и
Аденом. В силу отсутствия четко зафиксированных границ подмандатных владений,
территория, переданная под контроль министерства по делам колоний,
ограничивалась: на западе – Средиземным морем, на
юго-западе – границей Египта и Красным морем, на юге и юго-востоке – Индийским
океаном, на севере и северо-востоке – побережьем Персидского залива. В указанных
пределах Восточный департамент Министерства по делам колоний был уполномочен
осуществлять всю необходимую полноту управления подмандатными территориями
Великобритании, контролировать процесс демаркации их границ, руководить всеми
британскими гражданскими службами и военными подразделениями, координировать
взаимоотношения с аравийскими государственными образованиями (за исключением
Хиджаза – А.С.). Штат Восточного департамента должен был комплектоваться из
чиновников смежных ведомств. Кроме того, в докладе содержалась рекомендация
активно привлекать к работе на местах представителей местного арабского
населения[17]. Рекомендации Межведомственного комитета были рассмотрены на
заседании кабинета 14 февраля. У. Черчиллю, несмотря на возражения лорда Керзона,
удалось добиться включения в сферу компетенции Восточного департамента большей
части Аравийского полуострова. Обосновывая свою позицию, он заявил: «Арабская
проблема является единой, и любая попытка разделить ее неминуемо вызовет
возврат к ситуации, существовавшей в течение предыдущих двух лет…»[18]. Кабинет
утвердил, в целом, рекомендации комитета Смита, поручив главам Министерства по
делам колоний и Форин Офиса выработать окончательное решение по разграничению
сфер компетенции в Аравии путем двустороннего соглашения. Тогда же был утвержден
и состав Восточного департамента, в штат которого вошли такие известные
специалисты по ближневосточным проблемам, как Дж. Шукгург, Р. Вернон, Х. Янг,
Р. Буллард, Ф. Адам, Г. Клейтон и полковник Мейнертзаген. Возглавить новое
ведомство было поручено Т.Э. Лоуренсу[19]. Передача всех полномочий по управлению
подмандатными владениями на Ближнем Востоке единой структуре стала логичным
итогом продолжавшихся в течение нескольких лет дискуссий вокруг ближневосточных
проблем, поставивших британский кабинет в декабре 1920 г. на грань кризиса. Возглавивший с марта 1921 г. Министерство по делам колоний У. Черчилль
видел своей важнейшей целью, в сочетании с сохранением общего контроля над
ситуацией, постепенное сокращение уровня военного и административного
присутствия Великобритании в регионе и приведения его в соответствие с
финансовыми возможностями метрополии. Конкретная реализация данной задачи
требовала, прежде всего, в Ираке, создания эффективной государственной системы
и формирования иной модели взаимоотношений подмандатных территорий и
державы-мандатария.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. –
М.: Издательство «Весь Мир», 2007 Демократия в меняющемся мире. – Н. Новгород:
Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1995. – 150 с. Коданева С.И.
2. Британская конституционная реформа: Региональный аспект.
Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения.
– М., 2005. – 112.
3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для
вузов. – М.: Норма, 2005.Мэннинг Н. Реформа государственного управления:
международный опыт. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 496 с.Пронкин С.В.,
Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. –
М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.