Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Внутренняя политика Турции

Внутренняя политика Турции

Содержание

Введение

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1     Турецкая модель этатизма

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Вывод

Список использованной литературы



Введение


Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

- рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

- дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

- проследить решение курдской проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С. 15 – 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. – М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №19-20. – С.25 – 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №6. – С. 17 – 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. – 2002. - №10. – С. 44 – 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - №19-20. – С. 50 – 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.



Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1           Турецкая модель этатизма


Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее.[1] Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах.[2]

Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов.[3]

Такая экономическая система получила название „этатизма”. Ее роль в экономическом развитии Турции сегодня оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, государственное хозяйство несло в себе все присущие ему недостатки: подавление действия объективных рыночных закономерностей, неэффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. С другой стороны - тяжело себе представить альтернативный вариант развития самостоятельной турецкой экономики, не подчиненной полностью притока капитала извне.[4]

Экономическая система этатизма существовала с незначительными изменениями в 80-х годах. И хотя турецкое общество и государство неоднократно испытывали потребность в пересмотре экономической модели, в сокращении сферы государственной интервенции, экономическая ситуация каждый раз ставила объективные границы либерализации экономики. Все попытки через несколько лет завершались движением „возвращения к принципам Ататюрка”.

Первая такая попытка была начата в 1950 году, когда Демократическая партия изменила при власти Народно-республиканскую. Использование американской помощи по плану Д. К. Маршалла, в том числе дешевых кредитов, соединялось с ослаблением протекционизма, либерализацией внешнеэкономического режима. Но девальвация, которая пошла за этим, турецкой лиры не вызвала значительного расширения экспорта при сокращении возможностей импорта. Внутренние сбережения - основа роста частного сектора - не представляли значительной величины. Приток же иностранных инвестиций оказался значительно ниже предыдущих экспертных оценок. В результате резкое падение лиры и угрожающий рост дефицита торгового баланса привели к свертыванию реформ.

Вторая попытка Турции войти в мировое хозяйство и принять участие в экономическом буме была начата в 1970 году. Однако в результате девальвации лиры (традиционного монетарного мероприятия) желательный результат достигнутый не был. Снова состоялось замедление экономического развития вследствие сокращения государственных инвестиций в экономику, вызванных обострением проблемы платежного баланса. Турецкое правительство снова возвратилось к курсу протекционизма, стремясь для смягчения проблемы торгового и платежного баланса проводить „импортозамещающую” политику развития промышленности.[5]


1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

Начало политики экономической стабилизации и либерализации экономики Турции датируется 24 января 1980 года. Приход к власти военных сопровождался четким курсом на создание системы свободной рыночной экономики. В разработке этого курса активное участие принимал будущий президент страны Тургут Озал, в то время — заместитель премьер-министра.

Первый год либерализации был отмечен довольно сложным экономическим положением. Инфляция превысила оценку 107%, валовой национальный продукт (ВНП) сократился более чем на 1%. Турция стояла на гране гиперинфляции в соединении с падением производства. Было решено обратиться за помощью к международным экономическим организациям. В июне 1980 года Международный валютный фонд утвердил решение относительно поддержке политики либерализации турецкой экономики.

Первым шагом в направлении либерализации постоянная девальвация турецкой лиры - единовременно лишь на 33%. На протяжении 80-90 - х годов - курс лиры снижался постепенно приблизительно на 10-15% в год. Резкому снижению валютного курса противостояли соображения значительной зависимости экономического роста от притока импортных инвестиционных товаров. Двойной курс турецкой лиры сохранялся не только в первые годы либерализации, он существует и сейчас.

Ослабление государственного контроля над ценами происходило, во-первых, в форме сокращения списка „базовых товаров”, цены на которые устанавливаются административно. Во-вторых, было полностью либерализовано ценообразование частного сектора. В-третьих, в практику формирования цен государственного сектора был введен принцип декларации: компании сообщали Министерству промышленности и технологии о цене на свои товары и, если возражений не вытекало, цены считались утвержденными. Начали сокращаться дотационные закупки сельскохозяйственных продуктов. Решительным шагом со стороны правительства было прекращение поставок государственным предприятиям нефтепродуктов по льготным тарифам.[6]

Важной составной частью либерализационных мероприятий 80 - 90 - х годов стало свободное формирование банковского процента. Этот шаг вызвал увеличение банковских депозитов более чем в 2,5 раза за год, снижение скорости обращения денег и нейтрализацию ажиотажного спроса, которое существенным образом уменьшило потенциал инфляции. Составными частями либерализации банковской сферы были: децентрализация режима хранения и операций с валютными резервами, создание межбанковского денежного рынка, поощрение купли-продажи государственных и частных ценных бумаг. Одновременная либерализация товарного и денежного рынков должна была, кроме других целей, привлечь в банки и производство „теневой капитал”, частица которого, по ряду оценок, представляла до 40% всего турецкого капитала.

Тем временем результаты первого лет либерализации оказались немного неожиданными для ортодоксальных неолибералов и антиэтатистов как в Турции, так и за ее пределами. Прогнозируемого расцвета мелкого и среднего частного предпринимательства не состоялось через отток массы относительно небольших капиталов у банки. Привлечение значительного объема депозитов, во время отсутствия прибыльных вариантов инвестирования в Турции, создало основу активного экспорта капитала. Отток капиталов со сферы производства в банки и за рубеж привели к относительному торможению производства. Одновременно укрепились экономические позиции большинства государственных компаний: после освобождения цен они превратились из убыточных в процветающие. Эта тенденция сохранилась и в следующие годы. В дальнейшем стабилизационная политика турецкого правительства опиралась в значительной мере именно на большие компании, в том числе государственные.

Процесс либерализации финансового рынка был прерван скандалом с банковскими конторами. В 80-х годах новые самостоятельные кредитные учреждения привлекли как депозиты 50-75 млрд. турецких лир благодаря не только высоким процентам, но и поддержке и рекламе со стороны правительства, в том числе лично Т. Озала. Но „масштабна частная инициатива” оказалась аферой, которая довольно усложнила процесс создания современного денежного рынка в Турции, так как доверие публики к частным кредитным учреждениям оказалось подорванной. Скандал имел настолько широкий резонанс, что Т. Озал оставил пост заместителя премьер-министра. Правительство было вынуждено взять на себя обязательства компенсировать часть ущерба вкладчиков банкирских контор. Это привело к росту дефицита консолидированного бюджета.

Для предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государство обратилось к жесткости условий формирования и функционирование банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минимального размера капитала, который регистрируется. Во-вторых, объем кредитов был 20-ограниченный кратной величиной уставного капитала, а для отдельного клиента - 10% капитала. В-третьих, в ряде случаев промышленным компаниям было предоставлено право контроля над деятельностью банков. И, в конце концов, центральный банк установил фиксированную ставку процента по депозитам, индексированную относительно инфляции.[7]

В первые годы либерализации так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. Состояние налоговой системы Турции характеризовалось противоречием высоких налоговых ставок и низких доходов от налогов. В дальнейшем состоялось дальнейшее увеличение обложения личных доходов. Состояние же налоговой системы влияет на развитие экономики Турции: при значительном числе государственных предприятий и связанных с ними статей затрат бюджета доходы от их деятельности составляют лишь 10% бюджетных поступлений, в то время как частица налогов и сборов — 80 процентов. Поэтому неудовлетворительное состояние налоговой сферы увеличивало проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Главной частью антиинфляционной политики были сокращение государственного спроса и снижение бюджетного перераспределения национального дохода. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Сокращение инфляции удалось провести одновременно с прекращением падения темпов роста ВНП, хотя и при незначительному его увеличении.[8]

Значительным событием в развитии рыночной экономики стало принятие в 1982 году новой конституции Турецкой Республики, где утверждался принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать рыночную модель, которая базируется на частном предпринимательстве. Из конституции было смещено вспоминание об „социальном государстве”, как модель турецкого развития называлась „смешанная экономика”.


1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу: лозунг „смешанной экономики” был отброшен как половинчатый и провозглашенный идеал свободного рыночного развития.

Был принят пакет законов, которые определили дальнейший курс реформирования. Важное место принадлежало закону о поощрении сбережений, которые предусматривает приватизацию государственных компаний путем акционирования. Он также предоставлял право частным компаниям арендовать государственные предприятия.[9]

Расширение деятельности частного сектора турецкой экономики приобретало специфические формы. Широкое распространение, например, получили так называемые „доходные акции” - ценные бумаги, которые выпускают государственными компаниями, на предъявителя, открытые для котировки на фондовой бирже, с ограниченным сроком действия. Для стимулирования участия сбережений населения в кредитовании экономики было созданное специальное банковско-кредитное учреждение - Фонд общественного акционирования, которое принимает участие в финансировании строительства больших объектов производственной инфраструктуры (гидроузлов, шоссейных дорог, мостов и т.п.).[10]

Приватизация государственных компаний шла постепенно. В конце 80- х начала 90 - х годов ринят еще один закон, неофициально называемый „законом о спасении компаний”. Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Так было акционировано значительное количество промышленных предприятий.

Еще одна интересная форма приватизации составляется во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую частицу акций ГЭО (государственных экономических организаций, которые объединяют несколько предприятий).

Финансовый рынок Турции оставался относительно неразвитым. Из трех его составных частей (банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка) доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое свойственно им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснимо, по крайней мере, двумя обстоятельствами. По - первое, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимость, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процента. Во-вторых, большинство акционерных фирм представляют собственность ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают использовать именные привилегированные акции, которые не дают права участия в управлении корпорацией.

Неразвитость финансового рынка, кроме проблемы аккумулирования сбережений, усложняло проведение антиинфляционной политики. На протяжении 60-х лет инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Т. Озал считал целью правительственной политики сокращения инфляции до 20% годовых, сознавая, что в условиях нестабильной основы экономического роста за достижение полного равновесия денежного рынка можно заплатить падениям производства и углублением структурных диспропорций - основных факторов турецкой инфляции.[11] Эта программа-максимум достигнутая не была: на протяжении 80 - 90 – х годов инфляция колебалась в пределах 30-45% в год.

Следует заметить, что сравнительно скромные успехи турецкого правительства в области борьбы с инфляцией объясняются не столько неудачами, сколько тем, что антиинфляционная политика периодически отходила на второй план под давлением проблем стагнации темпов экономического развития.

 До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетарного типа с небольшим „неокейнсианским” оттенком. Но, наверное, центральным пунктом экономической политики Т. Озала, которому много западных экспертов приписывают главную роль в успехе либерализационных реформ, стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности.

Объективной предпосылкой упора на развитие экспорта служили и служат относительно низкие цены факторов производства (как и в большинстве стран, которые развиваются).

Политика экспортной ориентации проводилась и проводится довольно успешно. Объем турецкого экспорта вырос в пять раз, состоялась прогрессивная перестройка его структуры: возросла частица продукции обрабатывающей промышленности в экспорте. Одновременно сократилась более чем вдвое, частица в экспорте Турции сырья и топлива.

Что касается импорта, то турецким правительством используется система импортных лицензий, которая разрешает проводить дифференцированную политику относительно потенциальных импортеров, а кроме того, сделать импортные лицензии средством стимулирования экспорта. Валютные доходы Турции на протяжении десятилетия ежегодно возрастали на 12%, а валютные резервы, которые играют значительную роль в антиинфляционной политике, - на 19%.[12] Благодаря резкому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного баланса Турции последовательно снижался. Кроме ярко выраженной экспортной ориентации этому оказывал содействие приток валютных поступлений за счет развития туризма.

Государство осуществляет целенаправленную политику по привлечению в Турцию иностранного капитала. Оно проводит селективную политику относительно инвестиций в разные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложение в сельское хозяйство и туризм.



Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

Ислам является одной из наиболее распространенных религий в мире, его исповедует больше миллиарда людей. В Турции 98% населения - мусульмане. На протяжении нескольких столетий эта страна была центром огромного исламского халифата Османской империи. Ислам охватывал почти все стороны жизни турок.

Реформы первого президента Турецкой республики Ататюрка превратили эту страну из теократического государства в светское. В конституции государства в 1937 г. была закреплена статья о лаицизме, что предусматривала отделение религии от государства и запрещала использование ислама в политических целях.[13] Однако ислам продолжал влиять на политическую жизнь Турции в форме „народного ислама” и тайных братств, которые образовали исламское движение. С возникновением многопартийной системы исламское движение начало влиять через новые партии на политику страны, на решение социально-политических задач. События 1980 г., когда в стране резко усилилось исламское движение, заставили военных сделать переворот, чтобы не допустить прихода к власти исламистов. Тем не менее, ислам невозможно было полностью исключить из политической жизни Турции, и выборы 90-х годов показали его силу и влияние. Первый раз за всю историю светской Турции исламская Партия Благоденствия получила около 22% голосов избирателей и заняла большинство мест в парламенте. Такое развитие событий ввергло в шок как турецкое общество, так и западных политиков. Турция член НАТО, кандидат в ЭС, оказалась перед историческим выбором: снова стать теократическим, или остаться светским государством.

В 1996 г. Партия Благоденствия вошла в коалицию с партией верного пути и образовала правительство. Впервые за всю историю республиканской Турции главой правительства стал глава происламской партии. Первые попытки исламского правительства действовать согласно своим предвыборным обещаниям столкнулись как с сопротивлением союзницы по коалиции - партии верного пути, так и военных, которые являются гарантами светскости государства. Несмотря на попытки Н. Эрбакана, лидера партии благоденствия, удержаться у власти путем лавирования и уступок военным, армия все-таки заставила его сложить с себя полномочие премьер-министра, грозя военным переворотом. Н. Эрбакан заслужил характеристику „мягкого исламиста”, не пойдя на конфронтацию с армией.[14]

Системно-структурный анализ разрешает рассмотреть ислам, во-первых, в качестве система образующего параметра духовной жизни турецкого общества; во-вторых, как основной элемент структуры политического сознания; в-третьих, как идеологический компонент деятельности происламски ориентированных субъектов политической системы Турции. Закон преобразования количественных изменений в качественные разрешает проследить процесс перерастания исламских традиций в политические структуры при их постепенном количественном накоплении. На основе закона возражения выявляется механизм возвращения турецкого общества на качественно новые равные к исламским духовным и политическим ценностям, которыми традиционно руководствовались турки к реформам Ататюрка и Конституции 1937 года. На основе закона единства и борьбы противоположностей рассматриваются перспективы борьбы европейских и мусульманских традиций в политической жизни Турции, которое разрешило создать уникальную модель политической системы, что вобрала у себя демократические принципы Европы и исламские традиции.

Ислам в османскую эпоху охватывал почти все стороны жизни турок. Однако реформы Кемаля Ататюрка нанесли серьезный удар по позициям ислама в стране. Проведение твердой секуляризации в эпоху первых лет Турецкой республики можно объяснить тем, что Кемаль Ататюрк считал ислам едва ли не главным препятствием для достижения Турцией уровня развитию западных государств.[15]

Проблема секуляризации в основе своей является проблемой взаимоотношений между религией и миром. В исламе секуляризация связана прежде всего с постепенным возражением религиозного права (шариата), с десакрализацией политического порядка, в целом юридической системы. Турецкий секуляризм сформировался под влиянием французского лаицизма, т.е. отделение церкви от государства. В Турции, как в других мусульманских странах, секуляризм можно рассматривать как предпосылку скорее вестернизации, чем демократизации.[16] Турецкая модель секуляризма предусматривает радикальные изменения в исполнительной и законодательной власти, такие как отмена султаната и халифата, запрет религиозных орденов и шариатских судов, принятие светского гражданского кодекса в 1926 г. по швейцарской модели и провозглашение Турецкой Республики светским государством, закрепленная соответствующим исправлением к Конституции в 1937 г.

Однако вместо такого мощного объединяющего фактора, как ислам, кемалисты не выдвинули какого-то „морального кодекса” для общества. Закрытие религиозных учреждений и даже частично мечетей, ограничение в отправлении в стране религиозных обрядов привело в конечном итоге к распространению „народного ислама”, оживлению нелегальной деятельности разного рода сект, орденов, обществ не только сунитского, но и шиитского толков, так как подавление исламских религиозных институтов лишило людей обычной духовной жизни. Светская высшая культура оставалась для них недоступной и чужой.

Сам проект модернизации, основанный на внешних заимствованиях, далекий местным обычаям и традициям, исказил отношения между светскими элитами и народом. Господствующие элиты больше не представляют собой модель для новых возникающих социальных групп, которые ищут в исламе сопротивления своему мировоззрению. Верхушечный характер секуляризации общества в Турции делал этот процесс принципиально отличным от ситуации в странах Западной Европы, где секуляризация была органически связана с внутренними изменениями в обществе и отбивала сдвиг в их экономический и социальная структура. На секуляризацию в этой стране решающее влияние малое государство, которое приспосабливало секуляризацию к своим ближайшим и долгосрочным целям. Причем государство принимало участие в создании иллюзии глубокой секуляризации общества, в то время как строительство школ, современная правовая система и либеральные институты политического представительства повлияли лишь на меньшую часть общества, большая часть как и раньше полностью и безоговорочно оставалась погруженной в систему исламских ценностей.[17] Поверхностная секуляризация углубила дихотомию государство - общество: государство становилось современным, общество же в значительной мере оставалось традиционным. Секуляризация сверху влияет лишь на определенные анклавы общества. Такая секуляризация чаще всего приводит к непредвиденным и парадоксальным результатам. В то время как, казалось бы, следует ожидать отмирания исламских институтов, идеалов и ценностей, мы являются свидетелями их неожиданного и бушующего оживления. Верхушечный характер секуляризации привел к тому, что конец 50-х - начало 80-х годов характеризуется усилением ревайлистских тенденций в турецком обществе, суть которого сводится к призывам к „первичному чистому исламу”, т.е. к восстановлению в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм ислама. Как отмечал В.И. Данилов: «Кемалисты разделились на две группы радикал-реформаторов и воздержанных. Поскольку в борьбе за власть верх взяли радикалы, реформы осуществлялись преимущественно силовыми методами, что привело рядом со значительными успехами в экономике и культуре к неоправданной ломке традиционных ценностей. Следствия деформации традиций как отложенная реакция общества сказалась в „исламском ренессансе” в Турции 90-х лет”.


2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях


Для первого этапа создания политических происламских партий (приблизительно с 1945 по 1969 г.) было характерным отсутствие четкой ориентации на ислам. Второй этап (с 1970 г. по настоящее время) характеризуется усилением влияния ислама на внутриполитическую жизнь страны. Так, в феврале 1970 г. была созданная первая происламска партия национального порядка, которая возрождалась под разными названиями: с 1972 г. по 1980 г. партия национального спасения, с 1983 по 1998 год партия благоденствия (ПБ). Для 1990-х лет стало характерно использование ислама в политических целях светскими партиями. Ярким примером этого были контакты Т. Чиллер, лидера светской партии верного пути, с некоторыми шейхами, которые входят в религиозную оппозицию партии благоденствия.[18]

На начало 90-х годов ислам стал силой, из которой уже невозможно было не считаться. Об этом свидетельствует победа происламской партии благоденствия на выборах 1995 г. В июне 1996 г. впервые за всю историю Турецкой Республики, правительство этой страны возглавило лидер партии благоденствия Н. Эрбакан. Победу ПБ на выборах 1995 г. можно объяснить как реакцией большей части, которая осталась мусульманской, турецкого общества, так и глубоко продуманной предвыборной кампанией, проведенной этой партией.

Турция - это первая страна в мусульманском мире, где делается попытка соединения исламских ценностей с принципами западной демократии.

Ислам в Турции влияет на повседневную жизнь общества. Это проявляется в том, что:

1. Некоторые религиозные группы и ордена поддерживают целиком светские партии;

2. Происламские партии действуют в рамках закона и пользуются демократическими средствами для достижения своих целей;

3. Исламские ордена и религиозные группы, в основной массе, не подрывают своими действиями принципы светского характера государства;

Исламские ордены и секты, действуя через легальные партии, в обмен на поддержку на выборах, добивались от них определенных уступок. Об этом свидетельствует возрождение религиозного образования. Состояние религиозного образования в Турции, его расширение в последние десятилетия и всеохватывающий характер свидетельствуют о том, что, хотя в Турции духовенство потеряло контроль над образованием в 20-30 - ые гг., ему удалось сохранить и развить с помощью государства стройную и развернутую программу религиозного образования, которое действует рядом со светской, а также возможность влиять на мировоззрение светских школ, которые обучают. О возрастающем влиянии ислама на политическую жизнь Турции, свидетельствует изменение отношения к нему самых больших неприятелей религии - военных. Подобно другим пластам общества, турецкая армия „излечилась” от секуляративного радикализма, и в первой половине 80 - х гг. не раз использовала исламский фактор как политическое средство.[19] И хотя осуществила в 1980 г. военный переворот армейская верхушка декларативно осудила использование религии в политических целях и выступила против создания исламских партий и организаций, теперь сфера противостояния армии ислама значительно сужена. Генералы стремились лишь не допустить преобразования исламских сил у конкурентов правящих кругов в борьбе за власть.

Впервые за всю республиканскую историю страны военные признали официальную невозможность отделения турецкого общества от религии Так, в одной из программ военного правительство сказано: „Представляется неверно мысль о том, что религия есть лишь делом индивидуума, и что якобы она не делает влияния на обращение граждан. Длящееся влияние религиозных норм и правил свидетельствует, что полностью отделить религию от общества, как в Турции, так и во всем мире, невозможно”.[20] Таким образом, почти через 60 лет военные практически признали утопической политику Ататюрка относительно религии.

Начало 1960-х и 1990-и года можно охарактеризовать как период постепенного возрождения влияния ислама на ход решений правительством социально-политических задач. Это наглядно продемонстрировало восстановление и развитие системы религиозного образования в Турции, которая усиливает влияние ислама на общество, изменение отношения светской элиты и военных к принципам лаицизма и месту ислама в государстве. Однако в целом влияние ислама в этой сфере деятельности правительства остается слабым. Это наглядно продемонстрировал Эрбакан. Он не смог реализовать на практике свои программные установки через противодействие военных, которые остаются главными гарантами светскости государства, а также через сложную экономическую ситуацию и давление из стороны союзницы по коалиции ПВП.[21]

Анализ внутреннего состояния турецкого общества показывает, что, несмотря на реформы Ататюрка, ислам остается важнейшим элементом влияния на общество. Он сохранился и развился в форме орденов, сект и поклонение духовным лидерам шейхам. Эти ордена и секты в том или другой степени влияют на политику страны через своих представителей в партиях и в меджлисе страны. Вместе с тем возрождение, которые происходит сейчас в Турции, религии и национальных традиций происходит одновременно с эрозией привнесенных в свое время кемалистами западных ценностей, с дискредитацией светской государственной элиты, с обострением в стране социальных противоречий, для решения которых в большинстве политических деятелей Турции отсутствуют любые концепции.



Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса


3.1 Проблема курдского терроризма

Современная Турция является государством, которое называют „плавильным котлом”, благодаря географическому положению на стыке Европы и Азии, где встречаются разные цивилизации и культуры - страна содержит множество этнических, религиозных и культурных элементов, и разные народы этой страны на протяжении многих веков ведут общий образ жизни.

В этой непростой геополитической ситуации Республика Турция, проводя экономические реформы, будучи членом НАТО и других международных организаций, как и много государств, которые развиваются, во внешней и внутренней политике действует осторожно и старается избегать конфронтации. При этом, несмотря на противоположные интересы стран мирового общества, она зарекомендовала себя как надежный партнер, получив признание как в политической, так и в экономической областях.

Вместе с тем, правительство Турции во внутренней и внешней политике сталкивается с многими сложными проблемами, одной из которых есть „курдский вопрос” и „курдский терроризм”.

Рабочая партия курдов - РПК (или РКК) - была основана в 1978 году Абдуллою Оджаланом и называется турецким правительством „наиболее негативно известной террористической организацией в мире”. Так как Европейский Союз, обвиняя Турцию в нарушении прав человека относительно курдов, отсрочил принятие страны в Европейское Сообщество, правительство опубликовало письмо премьер-министра Турции главам государств и правительств стран НАТО (19 ноября 1998 года). Письмо опережает книгу „терроризм РПК”, в которой собранные документы, которые показывают преступную деятельность боевиков террористических организаций на территории Турции и других государств (Италии, Англии, США, Германии); участие РПК в организованной преступности, в торговле наркотиками и оружия, причастие к глобализации наркоторговли.[22]

Борьбу против курдского терроризма, в том числе и военные действия, правительство Турции связывает с необходимостью выполнения Венской декларации, принятой на всемирной конференции по правам человека 25 мая 1993 года, в которой подчеркивалось, что „действия, методы и применение терроризма в любых его формах и проявлениях, а также его связь в некоторых странах с торговлей наркотиками являются действия, направленные на уничтожение прав человека, основных воль и демократии, угроза территориальной целостности, безопасности государств и дестабилизация легитимно основных правительств, и международное сообщество должно предпринимать необходимые шаги по укреплению сотрудничество, по предупреждению и борьбе терроризмом”.

Приводя документированные факты контрабанды наркотиков и оружия, шантажа, грабежей, нелегального транспортирования рабочей силы, правительство Турции называет эти преступления основным средством финансирования РПК. В доказательство террористической деятельности РПК можно привести сообщение печати Англии, Швеции, Германии, Дании, Франции, Бельгии, Венгрии, Хорватии, Словении и других стран за 1992-98 годы, опубликованные в Британском еженедельном журнале „Спектр” в декабре 1998 года: РПК финансирует свою войну против Турции за счет преступной деятельности, продажи героина. На мысль Британской службы безопасности, РПК отвечает за 40% героина, который продается в Европейском Союзе.[23]

Приведенные документы, а также сообщение иностранной полиции, иностранных официальных лиц подтверждают преступную роль РПК в нарушении международных конвенций.

Запрет и преследования террористической деятельности РПК и ее лидера в Турции не означает, как это неоднократно подчеркивало правительство, отрицательного отношения к курдам, которые живут в разных районах страны. Не запрещенная и действует Демократическая партия курдов (ДПК). Изучение Конституции Турции показывает, что государство не разделяет своих граждан по этническому признаку. В ходе переписей населения не учитывается этнический признак.


3.2 Характеристика положения курдов в Турции


Турция - конституционное правовое государство, где демократия основана на парламентской системе управления, с соблюдением прав человека, предоставленных законом. Признаками демократического образа жизни в Турции есть многопартийность, свободные выборы, которые укрепляют традиции местного самоуправления. В то же время в стране не ограничивается возможность отдельных граждан идентифицировать себя, а также свою принадлежность к определенной этнической группе. Это личное дело каждого, публичные заявления о своей этнической принадлежности не запрещены ни законами, ни общественными традициями. Перед Законом равны все граждане, независимо от этнического, расового или религиозного происхождения. Это основной принцип конституционного правового государства.

Положение курдов в Турции ничем не отличается от положения граждан других этнических групп. Они не подвергаются никаким ограничениям в правах, чувствуют себя равными членами общества, много кто из них занимают в Республике высшие государственные посты.[24]

Курды проживают не только в юго-восточных районах, но и на западе страны. Много курдов в Стамбуле и Анкаре. Они имеют „равные возможности и одинаковую судьбу со всем другим населением”, - „они - граждане и часть народа, с которым на протяжении столетий разделяли те самые ценности в языке, религии, культуре и патриотизме, общую историю и желание иметь общее будущее”.[25]

Языковая проблема в Турции решена таким образом, который турецкий язык есть единым официальным языком. В то же время, такие языки, как армянские, греческий, разные диалекты „курдского” и ряд других свободно употребятся и рассматриваются, как личное дело каждого. И этот вопрос не отражен в законодательстве и не регулируются государством. Такие нормы существуют во всех многонациональных государствах и не является уникальным явлением ни в Европе, ни в других демократических странах.

В Турции, как и во многих странах, которые развиваются, существует неравномерное социально - экономическое развитие отдельных районов. Юго-восточная часть Турции, где в основном действует РПК - наиболее отсталый в экономических отношениях район с суровыми географическими и климатическими условиями.

Правительство Турции, понимая, что частный капитал неохотно идет в эти районы, выделяет большие государственные средства на строительство оросительных систем (плотины Ататюрка и др.) и экономическое развитие района, так как это поможет искоренить влияние РПК на местное население и будет оказывать содействие недопущению террористических актов.

В своей деятельности, направленной против терроризма, правительство Турции опирается на положение Конституции, которая предусматривает неделимость государства и народа, целостность государственной территории.

Изложенный материал показывает, что идея РПК о создании так называемого „независимого Курдистана” на юго-востоке Турции и прилегающих территорий других государств, ради осуществления которой с 1984 года была объявлена война Турции и приводится порочная кампания террора с помощью извне, представляется искусственно надуманной, невыполнимой и какая наносит ущерб прежде всего курдам.

К сожалению, нет международного органа, который регулировал бы квалификацию преступности и степень наказания за преступления террористов, подобный Международному Суду в Гааге по политическим преступлениям.

На международном саммите 8-глав государств ("Восьмерки") в июле 1997 года были предложены новые методы борьбы с транснациональной организованной преступностью. В числе конкретных преступлений называются любые формы терроризма, захват заложников и др. «Восьмерка» призвала все государства присоединиться к антитеррористическим конвенциям, перечисленным в резолюции ООН 1996 года „про меры борьбы с терроризмом”.



Вывод

Таким образом, подводя итоги из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Мы думаем, что при решении внутренних экономических проблем нашего государства, современным украинским политикам следовало бы обратить внимание на методы решения сложившихся проблем и перенять их опыт. Дело в том, что события, проходившие в экономике Турции очень напоминают те, которые, как мне кажется, происходили и происходят сейчас в украинской экономике. И мы думаем, что именно привлечение турецкого опыта помогло бы более сбалансировано решить экономические проблемы нашего государства.

Как известно в Турции ислам продолжает играть одну из главных ролей в построении как внутренней так и внешней политики государства. Как бы не пытались турецкие политики отделить влияние ислама от общественно-политической жизни государства, нам кажется, что процент успеха в этом очень низок. Причиной служит, мы думаем, исторический фактор – то есть Турция на протяжении своей истории оставалась закрытым государством для европейского влияния, европейские нормы приживались с большим трудом либо вообще растворялись под прессом влияния ислама. И как бы не старались турецкие политики присоединить Турцию к ЕС, нам кажется это очень маловероятно в ближайшие годы. Дело в том, что наявность албанских мусульман на территории Европы и связанных с ними проблем, ставит перед правительствами европейских стран большую дилемму присоединения Турции к Евросоюзу. К тому же неопределенность в решении курдской проблемы приводит к откладыванию вопроса о присоединении Турции к Евросоюзу на неопределенный срок.



Список использованной литературы

1.            Авдашева С. Турция: национальная модель либеральной экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 45 – 58.

2.            Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

3.            Бабаева с. Турецкий марш к рыночной экономике // Известия. – 1999. – 10 июля. – С. 4.

4.            Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 44 – 49.

5.            Данилов В. Турция 20 – 30 –е годы: путь к демократии // Восток. – 1997. - №2. – С. 58 – 67.

6.            Йилмаз Б. Туреччина: залишився один шлях // ЧАС. – 1997. - № 31. – С. 9.

7.            Карицкий А. Турецкие зарисовки // Азия и Африка сегодня. – 1999. - № 1. – С. 40 – 41.

8.            Каспрук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // українське слово. – 2002. - №46. – С. 7.

9.            Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 6. – С. 17 – 23.

10.        Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. – 1994.- № 2. – С. 24 – 28.

11.        Озал Т. Турция в Европе // Простор. – 1993. - №1. – С. 173 – 186.

12.        Розалиева Ю. Экономическая история Турции. – М., 1980.

13.        Сагнаев Д Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. сom.

14.        Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. – 1994. - № 2. – С. 13 – 19.

15.        Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №6. – С. 25 – 31.

16.        Трифонов Е. Волчья стая периода благоденствия // Новое время. – 2003. - №11. – С. 18 – 19.

17.        Турция: новые тенденции экономического развития в 80 –е годы. – М., 1991.

18.        Турция: по дороге к процветанию // Зеркало недели. – 2000. – 1-7 июля. – С. 10.

19.        Уоркинг Р. Не хочет Турция войны // Эхо планеты. – 2002. – 3 19 – 20. – С. 22 – 23.


[1] Туриця: по дороге к процветанию. // Зеркало недели. – 2000. – 1 – 7 июля. – С. 10.

[2] Розалиева Ю. Экономическая история Турции. – М., 1980. – С. 45.

[3] Данилов В. Турция 20 – 30 – х годов: путь к демократии //Восток. – 1997. - №2. – С. 63. 

[4] Турция: новые тенденции экономического развития в 80 –е годы. – М., 1990. – С. 59.

[5] Озал Т. Турция в Европе // Простор. – 1993. - №1. – С. 175.

[6] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 46.

[7] Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. – 1994. - № 2. – С. 25.

[8] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 48.

[9] Карицкий А. Турецкие зарисовки //Азия и Африка сегодня. – 1999. - № 1. – С. 41.

[10] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-х годов. – М., 1991. – С. 79.

[11] Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - № 3. – С. 50.

[12] Бабаева С. Турецкий марш к рыночной экономике //Известия. – 1999. – 10 июля. – С. 4.

[13] Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

[14] Варбанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 45.

[15] Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 11. – С. 20.

[16] Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 6. – С. 26.

[17] Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 6. – С. 26.

[18]Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 2. – С. 16.

[19] Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

[20] Каспарук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // Українське слово. – 2002. - № 46. – С. 7.

[21] Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. – 2002. - № 10. – С. 47.

[22] Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. com.

[23] Там же.

[24] Трифонов Е. Волчья стая в период благоденствия // Новое время. – 2003. - № 11. – С. 18.

[25] Уоркинг Р. Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - № 19-20. – С. 22.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена